Принятие процессуальных решений на стадии предварительного расследования
p align="left">По мнению, Б.Б. Глазунова [16, с. 263], по отношению к приговору как важнейшему акту правосудия решения, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, носят вспомогательный характер. Направленные на собирание, исследование и оценку доказательств, обеспечение прав участников процесса, они необходимы для объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела в суде, для постановления приговора;
2) по выполняемым задачам различают процессуальные решения, направленные на достижение следующих целей:
а) определение возникновения и направления дела (например, о возбуждении дела);
б) обеспечение получения доказательств (постановление о производстве обыска, выемки, экспертизы и др.;
в) определение процессуального положения участников процесса (постановление о признании лица потерпевшим, гражданским истцом; постановление о привлечении в качестве обвиняемого);
г) применение мер процессуального принуждения (постановление о задержании, аресте, наложении ареста на имущество и др.);
д) реализация гарантий прав участников процесс а (постановления о разрешении заявленных ходатайств и жалоб);
е) устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений (представления следователя, прокурора);
ж) иные (повестки, отдельные поручения, указания прокурора).
Кроме того, классифицируя процессуальные решения по функциональному признаку, можно выделить две категории решаемых задач «внутренние» и «внешние».
Решения, направленные на достижение «внутренних» задач данного процесса, имеют значение только для конкретного уголовного дела. В то же время они обеспечивают успешность выполнения «внешних» задач, т.е. тех, которые выходят за предел производства по данному делу и направлены на укрепление законности, предупреждение и искоренение преступлений, воспитание граждан в духе неуклонного исполнения законов. В качестве примера можно назвать представление по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выносимое следователем (дознавателем) в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
Функциональное значение решения проявляется и в том, когда, в какие сроки принимается конкретное решение, и какое значение оно будет иметь при дальнейшем производстве по делу. С этой точки зрения решения могут быть начальные, промежуточные и окончательные, или итоговые.
В науке уголовного процесса рассматриваются решения, которые могут быть охарактеризованы как начальные в том смысле, что они дают начало всему производству по делу или конкретной стадии уголовного судопроизводства (постановление о возбуждении уголовного дела).
Промежуточные - это решения, которые принимаются по ходу производства в пределах отдельной стадии и касаются главным образом производства либо обязательных процессуальных, действий или итоговых процессуальных документов, завершающих данную стадию.
Окончательные решения - это решения, которые заканчивают производство по делу в данной стадии и выражают сложившиеся убеждение лица или лиц, выносящих решение.
Некоторые из решений, принимаемых по окончании производства в данной стадии, вместе с тем разрешают основной вопрос уголовного дела (например, постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в пп. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, вынесенное на предварительном следствии). Все другие акты, заканчивающие производство в данной стадии, выражают окончательное убеждение лица, принимающего решение по кругу тех вопросов, которые оно полномочно разрешать, которые имеют в последующих стадий и принимаемых в них решениях - более процессуальное значение. Начальные, промежуточные и окончательные решения различаются как кругом обстоятельств, которые должны быть для них установлены (предмет доказывания), так и степенью доказанности этих обстоятельств;
3) по субъектам, обладающим в соответствии с законом правом принимать решения в уголовном судопроизводстве, процессуальные решения на досудебных стадиях подразделяются на решения суда (судьи), прокурора, следователя, начальника следственного отдела, органа дознания, дознавателя. Каждый из указанных субъектов вправе принимать решение только в пределах предоставленных ему законом полномочий (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).
Законодательно закрепленная структура органов, принципы их организации и деятельности, четкое разграничение процессуальных полномочий должностных лиц создают предпосылки устойчивости всей системы судопроизводства и не гарантируют случайностей и субъективизма при принятии ими решений;
Кроме того, решения в уголовном судопроизводстве могут быть приняты в коллегиальном и единоличном порядке. Единоличные решения, принимаемые органом дознания, следователем, прокурором, а в некоторых случаях судьей, должны отвечать требованиям оперативности и быстроты.
В ходе производства дознания и предварительного следствия решения принимаются единолично. При этом закон устанавливает, что при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действии следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора или судебного разрешения на проведение следственного действия. При этом следователь как лицо процессуально самостоятельное несет ответственность за их законное и своевременное проведение.
Решения, которые принимаются в ходе предварительного следствия, по степени самостоятельности могут быть разделен на следующие группы:
а) решения, которые следователь принимает самостоятельно;
б) решения, которые следователь обязан принять, если об этом имеется указание прокурора (например, решение о производстве экспертизы, следственного эксперимента или иного следственного действия);
в) решения, которые следователь вправе не принимать, если указания прокурора противоречат его внутреннему убеждений (ч. 3 ст. 38 УПК РФ).
Разграничение по указанному признаку обусловлено тем, что первая группа решений не связана с определением судьбы дела, имеет целью обеспечить успешность, быстроту, высокое качество расследования, законность производства следственных и процессуальных действий, а также охрану прав и законных интересов граждан в уголовном судопроизводстве.
Иная ситуация складывается, когда речь идет о направлении дела и его судьбе, о решении на основе оценки доказательств по внутреннему убеждению следователя таких вопросов, как объем обвинения, направление дела для предания обвиняемого суду и прекращение дела.
Некоторые решения требуют согласия (ст. 25, 26, 28 УПК РФ и др.) или утверждения прокурора (ст. 221 УПК РФ). Законодательно закрепляя формы выражения прокурором своего убеждения в правильности принятого следователем или органом дознания решения, закон не указывает, как разграничиваются понятия «согласие» и «утверждение». При этом законодатель не усмотрел различий в способах разрешения прокурором соответствующего действия. В тех случаях, когда закон требует согласия прокурора на решение, предложенное следователем, органом дознания, эти акты при условии согласия прокурора не приобретают правовой силы.
То обстоятельство, что ряд решений следователя, принимаемых единолично, приобретают правовую силу и могут быть реализованы только при получении согласия прокурора, не меняет их характера, как решения. Таким образом, прокурор либо соглашается с решением, предложенным следователем, либо не соглашается и предлагает свое.
В случае несогласия с указаниями прокурора по вопросам, перечисленным в ч. 3 ст. 38 УПК РФ, следователь вправе, не выполняя их, представить дело вышестоящему прокурору с письменном изложением своих возражений. В этом случае прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.
Следовательно, и в упомянутой ситуации вышестоящий прокурор принимает решение единолично. Установленный в законе порядок является гарантией не только процессуальной самостоятельности следователя, но и законности и обоснованности решения вопросов, связанных с уголовным преследованием обвиняемого.
Однако практика показывает, что нередко прокуроры игнорируют процессуальную самостоятельность следователей, подменяя ее так называемой «мелочной опекой». При этом существенно сужаются рамки процессуальной самостоятельности следователей, и можно сказать, что они постепенно превращаются в рядовых исполнителей, что, разумеется, недопустимо исходя из смысла предписаний, закрепленных в ст.ст. 37 и 38 УПК РФ.
Необходимо учитывать, что следователь не во всех случаях может осуществить решение, выражающее его убеждение, однако закон не допускает и принуждение при принятии им решений и возможности действовать вопреки своему внутреннему убеждению, особенно когда речь идет о вопросах, влияющих на· судьбу дела, находящегося в его производстве.
Производство предварительного следствия следственной группой не влечет за собой обязательности принятия коллегиальных решений. Особенность процессуального положения следователей, включенных в группу, состоит в том, что в соответствии с ч. 3 ст. 163 УПК РФ только один из них принимает дело к производству и руководит действиями других. Таким образом, по смыслу закона в группе есть следователь - руководитель и есть следователи-члены группы. Приняв дело к производству, следователь-руководитель полностью отвечает за результат расследования.
Вместе с тем каждый следователь, входящий в группу, пользуется правами и обязанностями, предусмотренными ст.ст. 38, 67, 86 УПК РФ. В пределах порученного участка работы каждый следователь по согласованию с руководителем группы пользуется правом принимать решения (выносить постановления о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения и по другим вопросам, возникающим при расследовании).
Для обеспечения принятия законных и своевременных решений важно четко определить в законе конкретные полномочия должностных лиц. Представляется, что следует указать в законе, какие именно решения может самостоятельно принимать дознаватель, а какие могут быть приняты органом дознания; какие постановления, составленные дознавателем, подлежат утверждению начальником органа дознания, какие принимаются только начальником органа дознания; какие решения следователя требуют согласия начальника следственного отдела.
Поскольку принятие любого решения предполагает оценку доказательств, в числе субъектов, правомочных ее осуществлять должны быть указаны не только дознаватель, но и начальник органа дознания. Представляется необходимым согласовать положения ч. 3 ст. 38 УПК с общим правилом оценки доказательств и принятием решения в соответствии с внутренним убеждением. Очевидно, что лицо, полномочное принимать решения в уголовном процессе, не может действовать вопреки своему внутреннему убеждению. Поэтому, по мнению, Б.Б. Глазунова [18], представляется, что правило ч. 3 ст. 38 УПК РФ должно быть распространено и на дознавателей, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания.
По определенности регламентации в уголовно-процессуальном законе можно выделить следующие виды процессуальных решений:
1) решения, элементы содержания (структура) которых установлены законом (обвинительное заключение, обвинительный акт);
2) решения, не имеющие строго обозначенной формы и содержания, а только названные в законе (представление, повестка и др.).
По юридической силе различаются решения, не вступившие и вступившие в законную силу, а также:
1) обретающие юридическую силу с момента их вынесения (постановление о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям и т.д.);
2) требующие утверждения прокурором (обвинительное заключение и т.д.);
3) нуждающиеся в согласовании с прокурором (постановления о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в ст. 25, 26, 28 УПК РФ).
По функциональному значению их можно подразделить на решения:
1) направленные на осуществление функций уголовного преследования (постановление о возбуждении уголовного дела и принятии дела к своему производству, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение и др.);
2) обеспечивающие функцию защиты (постановление о назначении защитника в порядке ст. 51 УПК РФ и др.);
3) связанные с обеспечением гражданского иска (постановление о признании гражданским истцом, постановление о привлечении в качестве гражданского ответчика и др.);
4) обусловленные отказом от дальнейшего уголовного преследования (постановление о прекращении дела по различным основаниям, предусмотренным ст. 212 УПК РФ);
5) связанные с осуществлением профилактической деятельности по предупреждению преступлений (представление по вопросам устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления).
По мнению, Б.Б. Глазунова [18], из вышеперечисленных наиболее многочисленную и особую группу составляют процессуальные решения, направленные на осуществление функций уголовного преследования. Указанную группу, в свою очередь, можно классифицировать по видам в зависимости от возникающих уголовно-процессуальных правоотношений на различных этапах предварительного расследования. Таковыми являются решения, связанные с: а) доказыванием (постановления о производстве отдельных следственных действий); б) обеспечением уголовного преследования (постановления о привлечении в качестве обвиняемого, о применении меры пресечения и др.); в) приостановлением предварительного расследования, организацией розыска скрывшихся обвиняемых и возобновлением следствия (постановления о приостановлении предварительного следствия в порядке ст. 208 УПК РФ и др.); г) направлением дела в суд (обвинительное заключение, обвинительный акт и др.).
Процессуальные решения можно классифицировать в зависимости от того, на каких стадиях уголовного судопроизводства они принимаются:
1) процессуальные решения, принимаемые на стадии возбуждения уголовного дела, - постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и др.;
2) процессуальные решения, принимаемые в ходе производства предварительного расследования, - постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении производства по делу, постановление о прекращении уголовного дела, обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, представление дознавателя, следователя по уголовному делу и др.
В свою очередь решения, принимаемые при осуществлении предварительного расследования, по функциональному назначению можно подразделить на:
1) определяющие момент возникновения, производства и дальнейшего направления дела (постановление о принятии дела к своему производству, постановление о выделении и приостановлении уголовного дела и др.);
2) констатирующие появление в деле конкретных участников процесс а и устанавливающие их процессуальное положение (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о признании потерпевшим и др.);
3) направленные на собирание и проверку доказательств (постановления о производстве следственных действий и др.);
4) обеспечивающие надлежащее поведение участников процесса (постановление об избрании меры пресечения и др.);
5) направленные на реализацию прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве (постановление об удовлетворении заявленных ходатайств и др.);
6) обеспечивающие возмещение материального ущерба причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества (постановление о наложении ареста на имущество и др.).
В зависимости от сроков принятия можно выделить группу решений, конкретные сроки, вынесения которых установлены законом. Определенные сроки установлены только для некоторых уголовно-процессуальных решений на досудебных стадиях.
Так, закон определяет срок принятия решения по поступившему сообщению о совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ); срок приостановления предварительного следствия (ст. 208 УПК РФ); срок, в течение которого прокурор должен вынести решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 221 УПК РФ) и др.
Представляется, что в особую категорию следует отнести принятие решений в условиях риска. Риск - неотъемлемая черта деятельности людей и присутствует в подавляющем большинстве решений, отличаясь лишь его степенью. Риск полностью отсутствует при решении относительно несложных задач, возникающих в ходе расследования дела, при условии получения необходимого количества информации. Зачастую риск воспринимается как отрицательная категория. С точки зрения толкования понятия в современном русском языке «под риском понимается возможная опасность и (или) действие наудачу, в надежде на «счастливый случай».
По мнению, Б.Б. Глазунова [18, с. 45], побудительные причины принятия решений, связанных с риском, проявляются в ситуациях, которые обусловлены:
– дефицитом информации, необходимой для принятия конкретных решений. При этом оказывается недостаточным количество источников получения недостающих данных либо их полное отсутствие. Кроме того, имеются определенные трудности, связанные с затратой серьезных усилий по получению необходимой информации;
– информационными перегрузками - когда сведений, которые, казалось бы, нужно использовать для принятия решения, слишком много, а поэтому их трудно переработать, структурировать, выделить главные, определяющие, отбросить второстепенные, малозначительные;
– помехами, которые усложняют, а подчас и делают невозможным принятие правильных решений. К их числу следует отнести внешние условия и посторонние воздействия, скажем, реальные угрозы лицу, принимающему решения;
– дефицитом времени, когда ограничены возможности взвесить, проанализировать ситуацию, точно определить цель, выбрать лучшие варианты и т.п.
Представляется, что риск при принятии процессуального решения можно определить как проблемную ситуацию, при которой выбор альтернативных решений, действия или бездействия таит в себе угрозу наступления негативных последствий. Проблемная ситуация - это возможное противоречие между осведомленностью и неведением, специфическое соотношение известного и неизвестного по делу, когда искомое не дано непосредственно в исходных данных, но находится в вероятной причинной связи с уже установленными фактами, в какой-то мере ограниченными и направляющими поиск решения.
Таким образом, можно сделать вывод, что представленная классификация имеет как теоретическое, так и практическое значение. Она позволяет выделить и уяснить, особенности каждого вида процессуальных решений, принимаемых на досудебных стадиях, их юридическую природу и юридический смысл, требования, предъявляемые к ним законодателем, а также способствует правильному применению норм закона, соблюдению прав участников уголовного судопроизводства. Далее внимание будет уделено двум категориям процессуальных решений: касающихся существа уголовного дела и вспомогательным решениям.
2.2 Решения, касающиеся существа уголовного дела
В решениях, касающихся существа уголовного дела, должностные лица и органы дают оценку совокупности собранных доказательств и на этом основании даются ответы на вопросы о событии преступления и виновности лица. Эти решения подводят итог познавательной деятельности уполномоченных должностных лиц и выражают их внутреннее убеждение в необходимости привлечения лиц к уголовной ответственности или, напротив, в освобождении от уголовной ответственности.
Главным свойством решений, касающихся существа уголовного дела, является то, что они содержат ответы на вопросы, вытекающие из предмета доказывания по уголовному делу. Предмет доказывания в теории доказательств определяется как «система обстоятельств, выражающих свойства и связи исследуемого события, существенные для правильного разрешения уголовного дела и реализации в каждом конкретном случае задач судопроизводства». Обстоятельства, подлежащие доказыванию, изложены в уголовно-процессуальном законе (ст. 73 УПК РФ) [47, с. 52].
Решение о привлечении лица в качестве обвиняемого выражается по общему правилу в вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого. С этого момента лицо признается обвиняемым (ч.1 ст. 47 УПК РФ).
Предъявление обвинения - процессуальное действие, которое выражается в объявлении указанного постановления обвиняемому и разъяснении сущности обвинения. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого означает признание на досудебном этапе уголовного производства конкретного лица виновным в совершении преступления со всеми вытекающими из этого факта последствиями, вплоть до ареста обвиняемого, отстранения его от должности, изъятия имущества, на которое наложен арест, и т.д.
Оно выносится при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления (ст. 172 УПК РФ). Если соответствующий субъект, осуществляющий уголовный процесс, заведомо знает о невиновности лица, и тем не менее, составляет постановление о привлечении в качестве обвиняемого, то он, таким образом, реализует умысел на совершение преступления, предусмотренного ст. 299 УК РФ. Предъявление обвинения может и не состояться по тем или иным причинам (например, в силу неизвестности местопребывания обвиняемого). Но обвинение и связанные с этим ограничения прав и свобод человека остаются. Особенно тогда, когда объявляется розыск обвиняемого с избранием ему меры пресечения в виде содержания под стражей.
Если исходить из общепринятой системы уголовного процесса, то обвинение в ходе предварительного расследования выражается в единственной законной форме - в вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ). Именно в нем впервые формулируется обвинение, описывается, кто и что совершил. Верховный Суд РФ разъяснил, что датой привлечения к уголовной ответственности является дата вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а не дата постановления приговора.
Принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого порождает для следователя ряд процессуальных обязанностей. Вслед за этим он обязан предъявить обвинение, т.е. объявить постановление о привлечении в качестве обвиняемого и разъяснить сущность предъявленного обвинения. Другая обязанность следователя - допрос по предъявленному обвинению (ст. 172, 173 УПК РФ).
Решение об окончании предварительного следствия и ознакомлении участников процесса с материалами уголовного дела следователь принимает в форме уведомления (ч. 2 ст. 215 УПК РФ). При этом необходимо отметить, что обязанность предъявления материалов дела обвиняемому и его защитнику, существующая в соответствии со ст. 201 УПК РСФСР, предусмотрена по новому УПК РФ только для обвиняемых, содержащихся под стражей.
В ч. 5 ст. 215 УПК РФ отмечено, что если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является без уважительных причин, либо иным образом уклоняется от ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий, либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства, составляет обвинительное заключение, и направляет материалы уголовного дела прокурору. При этом в статье не урегулирована форма такого процессуального решения. По моему мнению, в этом случае следователь должен составить постановление о направлении уголовного дела прокурору, в котором обосновать решение отказом обвиняемого от ознакомления с материалами дела.
Обвинительным актом завершается дознание. По мнению В.Н. Григорьева и Г.А. Кузьмина [47, с. 120], обвинительный акт предусмотрен в УПК РФ вместо протокола, составляемого в порядке ст. 415 УПК РСФСР, а само предварительное расследование в форме дознания заменило протокольную форму досудебной подготовки материалов. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта, оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта - постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение.
В обвинительном акте указываются: время и место его составления; фамилия, инициалы и должность лица, его составившего; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; место и время совершения деяния, содержащего признаки преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства, имеющие существенное значение по данному уголовному делу; формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации; перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом; данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; список лиц, подлежащих вызову в суд.
Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника. Принятое решение оформляется протоколом.
Потерпевшему или его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника.
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами Уголовного дела направляется прокурору.
Итак, в стадии предварительного расследования к процессуальным решениям, касающимся существа уголовного дела, относятся: решение о привлечении в качестве обвиняемого, решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, обвинительное заключение и обвинительный акт (ст. 175, 213, 220,225 УПК РФ).
Правильное установление предмета доказывания имеет определяющее значение для принятия процессуальных решений, касающихся существа уголовного дела. Однако из содержания уголовно-процессуального закона вытекает, что для большинства этих решений в стадии предварительного расследования достаточно установить не все, а лишь часть обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ. Решение о привлечении в качестве обвиняемого, например, носит предварительный характер по отношению к обвинительному заключению.
Поэтому для его законности и обоснованности достаточно выводов, основанных на совокупности собранных доказательств: о наличии события преступления; совершении деяния тем лицом, которому предъявляется обвинение; соответствии деяния, совершенного привлекаемым к уголовной ответственности лицом, конкретному составу преступления, предусмотренному уголовным законом; отсутствии обстоятельств, исключающих уголовную ответственность или освобождающих от нее. По мере накопления доказательственного материала должны быть установлены все обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, и после этого окончательно сформулировано обвинительное заключение.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в стадии предварительного расследования все процессуальные, решения, в том числе и касающиеся существа уголовного дела, носят предварительный характер по отношению к решениям, выносимым по существу уголовного дела в судебном производстве.
Для судьи, принимающего решение, выводы прокурора или следователя не являются обязательными, он по своему внутреннему убеждению оценивает собранные доказательства, а также дает оценку обоснованности принятых при производстве предварительного расследования процессуальных решений и действий по их исполнению. Предварительными не являются только процессуальные решения, которые относятся к функции разрешения уголовного дела, то есть решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (ст. 213 УПК РФ).
Решения, касающиеся существа уголовного дела, являются волевыми актами, в основе которых должны быть фактические данные, устанавливаемые в результате предшествующей процессуальной деятельности по исследованию доказательств, принятию и исполнению вспомогательных процессуальных решений и развивающихся при этом правоотношений.
2.3 Вспомогательные процессуальные решения
Вспомогательные процессуальные решения не содержат итоговой оценки обстоятельств дела и не разрешают его по существу. Они создают лишь юридическую базу для вынесения решений, касающихся существа уголовного дела. Вспомогательные решения можно подразделить на две группы: решения, которые обеспечивают принятие основных решений, и решения сопутствующего характера. Первая группа решений создает условия для нормального хода производства, всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств дела. К ним можно отнести решения о производстве следственных действий, применении мер пресечения и др.
Другую группу вспомогательных решений составляют решения сопутствующего характера. Так, принятие процессуальных решений по существу дела влечет необходимость обязательного разрешения вопросов сопутствующего характера, вытекающих из содержания сформулированных выводов: например, при прекращении уголовного дела - об отмене меры пресечения.
Решения, связанные с направлением производства по уголовному делу это решения, определяющие ход расследования. В их число включены решения о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу, о розыске обвиняемого. Решение о приостановлении предварительного следствия принимается следователем в соответствии со ст. 208 УПК РФ при наличии одного из следующих оснований:
1) в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
2) в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия либо когда по иным причинам не установлено его место нахождения;
3) в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
4) в случае временного тяжкого заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в следственных и иных процессуальных действиях, удостоверенного медицинским заключением [47, с. 129].
Исходя из анализа ст. 195 УПК РСФСР надо отметить, что практически сохранен прежний перечень оснований принятия решения о приостановлении производства по делу. Новеллой является конкретизация основания приостановления предварительного следствия по медицинским основаниям. В новом УПК РФ для подтверждения тяжелого заболевания обвиняемого требуется медицинское заключение, а не просто справка врача, как это было ранее.
Решение о приостановлении предварительного следствия оформляется постановлением, копию которого следователь направляет прокурору.
Если по уголовному делу привлечены два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.
Для принятия решения необходимо наличие не только оснований, но и условий. Так, по п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении срока его производства. В случаях, предусмотренных п. 3, 4, 5 ч. 1 указанной статьи, оно может быть приостановлено и до окончания срока предварительного следствия.
До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого и принимает меры к его розыску либо установлению лица, совершившего преступление. В случае, если отпали основания приостановления предварительного следствия или возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого, в соответствии со ст. 211 УПК РФ предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя.
Решения о возобновлении предварительного следствия могут быть приняты также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой соответствующего постановления следователя.
О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору.
При этом необходимо отметить, что в отличие от УПК РСФСР начальник следственного отдела наделен более широкими полномочиями по контролю за деятельностью следователя. В частности, он полномочен отменять решения следователя.
Решения, связанные с обеспечением установленного порядка производства по уголовному делу. Эта группа решений наиболее связана с ограничением конституционных прав и свобод граждан, так как с их помощью следователь (дознаватель) решает вопрос о применении мер пресечения (включая задержание), а также иных мер уголовно-процессуального принуждения. В новом УПК РФ законодатель изменил как перечень мер процессуального принуждения, так и фиксацию решений об их применении.
Так, согласно ч. 1 ст. 92 УПК РФ решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления, на первоначальном этапе, может быть по-прежнему принято устно, но, в отличие от ст. 122 УПК РСФСР, в срок не более 3 часов оформлено письменно в виде протокола, и сообщение о нем прокурору должно последовать в течение 12 часов (по УПК РСФСР - 24 часа).
При решении об освобождении подозреваемого из-под стражи ему должна быть выдана справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основания и время освобождения (ч. 5 ст. 94 УПК РФ). На наш взгляд, это положение обоснованно, однако в норме не указано, кто именно обязан выдать эту справку. По смыслу закона представляется, что это обязанность следователя, и об этом необходимо сделать соответствующие дополнения в законе.
В ст. 449 УПК РФ реализован процессуальный иммунитет в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федерального судьи. В случае их задержания по подозрению в совершении преступления, кроме случаев задержания на месте преступления, они должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Перечень мер пресечения в основном не изменился. В УПК РФ не предусмотрено только поручительство общественной организации, дополнительно включена такая мера, как домашний арест (ст. 98 УПК РФ). О низкой эффективности на современном этапе поручительства общественной организации свидетельствует интервьюирование следователей: подавляющее большинство опрошенных (97 %) никогда в своей практике не принимали подобного решения. Это подтверждают материалы изученных дел, а также мнения ученых.
В то же время законодатель изменил основания принятия решения об избрании меры пресечения. В частности, в п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК РФ предусмотрено, что она может быть избрана при существовании угрозы свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по делу.
По общему правилу решение об избрании меры пресечения оформляется постановлением следователя (ст. 101 УПК РФ). Кроме того, в ст. 450 УПК РФ регламентированы особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении лиц, имеющих иммунитеты в уголовном процессе.
В то же время окончательное решение о применении таких мер пресечения, как домашний арест и заключение под стражу, принимает суд.
Порядок его принятия регламентирован ч. 3 ст. 108 УПК РФ. Так, при необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.
В том случае, если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного по подозрению в совершении преступления, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за восемь часов до истечения срока задержания.
При избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста в постановлении следователя указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также указывается орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Претерпел изменение и порядок принятия решения о залоге. Так, если по УПК РСФСР он избирался с санкции прокурора, то ст. 106 УПК РФ предусматривает согласование с ним. Последнее решение носит, по мнению автора, более уведомительный характер, нежели санкция.
Кроме того, решение об освобождении обвиняемого, находящегося под стражей или домашним арестом, не реализуется до момента внесения залога на депозитный счет суда.
Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, ему разъясняются сущность подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.
Претерпел некоторые изменения и порядок принятия решения об отмене или изменении меры пресечения. Согласно ст. 110 УПК РФ мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.
Новый УПК РФ предусмотрел в качестве иных мер процессуального принуждения обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (ст. 111 УПК РФ) [47, с. 41].
При этом необходимо отметить, что если перечень этих мер по существу остался прежним, то их содержание изменилось. Так, решение о взятии обязательства о явке может быть принято не только в отношении обвиняемого, как по УПК РСФСР, но и подозреваемого, потерпевшего и свидетеля. По нашему мнению, положения ст. 112 УПК РФ недостаточно четко определили, в связи, с чем должно быть принято данное решение. В прежнем кодексе все было ясно - аналогичная мера принуждения (обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства) применялась как альтернатива подписке о невыезде при отсутствии оснований, делающих необходимым применение меры пресечения (ч. 4 ст. 89 УПК РСФСР). Представляется, что решение о взятии обязательства о явке по УПК РФ может быть принято не только как альтернативная мера, но и в качестве дополнительной к уже существующей мере пресечения (например, к личному поручительству).