Рефераты

Приватизация жилых помещений

этом споре в настоящее время поставлена точка. Конституционный Суд РФ принял Постановление «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросом Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова» от 03.11.98 № 25-П Постановление Конституционного суда РФ от 03.11.98 № 25-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 45. - ст. 5603, в котором признал ст. 4 Закона о приватизации в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, не соответствующей Конституции РФ (ст. 19, 46 и 55).

При этом Конституционный суд РФ указал следующее:
«…Признание оспариваемого положения части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не соответствующим указанным нормам Конституции Российской Федерации означает, что граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности независимо как от воли собственника коммунальной квартиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире. Это не исключает возможности оспаривать реализацию данного права в судебном порядке…».

Иными словами, начиная с 3 ноября 1998 г. в отношении коммунальных квартир действует общий порядок приватизации жилых помещений, без каких-либо ограничений. В этой связи Федеральным законом от 20.05.02 № 55-ФЗ из данной статьи закона были исключены слова «коммунальные квартиры» О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Федеральный закон от 20 мая 2002 года № 55-ФЗ. Принят государственной Думой 19 апреля 2002 года (в ред. от 29.12.2004 № 189-ФЗ) // Российская газета. - 2002 - № 90 - 23 мая..

Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира) - квартира, в которой наряду с местами общего пользования имеется несколько жилых помещений (комнат), предоставленных (переданных) лицам, иным субъектам гражданских правоотношений на праве пользования (собственности) по отдельным договорам (сделкам).

Ст. 41 Жилищного кодекса Российской Федерации, посвящена праву собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире. Собственнику жилого помещения (комнаты) в квартире коммунального заселения принадлежит также доля в праве общей собственности на места общего пользования в этой квартире. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 декабря 2004 года (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. - 2005. - № 1. - 12 января.

Под общим имуществом в коммунальной квартире надо понимать такое имущество, которое предназначено для обслуживания более одной комнаты - вспомогательные нежилые помещения, предназначенные для обслуживания только этой квартиры, в том числе: кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения.

Общее имущество собственников (общая собственность) в квартире коммунального заселения - является также инженерное и иное оборудование, предназначенное для обслуживания только этой квартиры и находящееся как внутри квартиры, так и вне ее. Общее имущество не подлежит разделу между собственниками жилых помещений этой квартиры. Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире допускается только с согласия всех собственников комнат.

Порядок определения долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в коммунальной квартире установлен ст. 42 ЖК РФ.

Доля в праве общей собственности на общее имущество, принадлежащая собственнику комнаты в коммунальной квартире, пропорциональна величине общей площади этой комнаты. Статья устанавливает алгоритм определения размера доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику комнаты в коммунальной квартире. Так, доля в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна сумме размеров:

- общей площади комнаты в коммунальной квартире;

- площади общего имущества в коммунальной квартире, определенной нами выше в ст. 42 ЖК РФ. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 декабря 2004 года (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. - 2005. - № 1. - 12 января.

Собственник жилого помещения не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на места пользования в квартире коммунального заселения, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на жилое помещение в квартире коммунального заселения.

Другими словами, доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире следует судьбе права собственности на комнату в такой коммунальной квартире. Следовательно, при отчуждении комнаты другому лицу к нему переходит указанная доля.

Необходимо сказать и о запретах, установленных Жилищным кодексом в отношении доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире. Эти запреты практически аналогичны запретам, установленным в отношении долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Так, собственники комнат в коммунальной квартире не вправе:

- осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире;

- отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на принадлежащую комнату.

Ст. 42 ЖК РФ устанавливает преимущественное право покупки собственниками комнат в коммунальной квартире комнаты, продаваемой одним из собственников. Право преимущественной покупки - это право участников общей долевой собственности в отношении продаваемой постороннему лицу доли в принадлежащем им имуществе по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи такой доли с публичных торгов. Уступка права преимущественной покупки доли не допускается.

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Извещение может быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением либо в иной письменной форме.

Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца со дня извещения, то продавец вправе продать свою долю любому лицу.

При продаже доли с нарушением права преимущественной покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Изложенные правила применяются также при отчуждении доли по договору мены.

Приватизация жилых помещений в квартирах коммунального заселения - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений (комнат).

Граждане, занимающие жилые помещения в квартирах коммунального заселения на условиях договора социального найма, имеют право на приватизацию этих помещений один раз независимо от воли собственника этих жилых помещений, а также нанимателей, арендаторов или собственников иных жилых помещений в той же квартире.

Не подлежат приватизации жилые помещения в квартирах коммунального заселения, находящиеся в аварийном состоянии, признанные в установленном порядке не пригодными для постоянного проживания, а также жилые помещения в общежитиях, служебные жилые помещения.

Необходимо различать два вида приватизации квартир коммунального заселения:

1) приватизация коммунальных квартир;

2) приватизация комнат в коммунальной квартире.

В первом случае приватизации объект приватизации - жилое помещение, квартира в целом. Доли граждан в праве общей собственности на коммунальную квартиру определяются в договоре пропорционально площади занимаемых ими комнат. После заключения договора передачи в установленном порядке производится государственная регистрация права долевой собственности на всю коммунальную квартиру. Такая приватизация коммунальных квартир допускалась ранее в соответствии со ст. 4 Закона о приватизации жилья.

Поскольку объект приватизации в данном случае - вся коммунальная квартира в целом, приватизация может быть осуществлена только при обращении лиц, занимающих все комнаты в квартире.

Немаловажно, что один договор безвозмездной передачи должен быть подписан всеми участниками, поскольку долевая собственность согласно п. 4 ст. 244 ГК РФ возникает при поступлении одного объекта в собственность нескольких лиц, а согласно п.1 ст. 245 ГК РФ доли в праве общей собственности (отличные от равных) устанавливаются соглашением участников.

Количество подлинных экземпляров договора может соответствовать числу участников приватизации, так как каждый из них вправе иметь правоустанавливающие документ о наличии доли в праве собственности на квартиру в целом. В договоре может быть закреплен и сложившийся порядок пользования квартирой, т.е. указано, кто какой комнатой владеет и пользуется (ст. 247 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51 -ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 года (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. - 1994. - № 238-239. - 8 декабря.

Договор приватизации, подписанный только одним участником, неправомерен, поскольку гражданин являлся нанимателем жилого помещения, но никак не доли в праве общей собственности. Объектом приватизации могут быть находящиеся в найме жилые помещения: либо коммунальная квартира в целом, либо ее часть, состоящая из одной или нескольких комнат.

При приватизации нанимателем (нанимателями) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире объект приватизации - изолированное жилое помещение (комната или несколько комнат) в коммунальной квартире, а не квартира в целом. Согласия нанимателей других комнат на приватизацию не требуется.

Проведенная государственная регистрация права удостоверяется свидетельством, в котором в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты).

Приватизация жилого помещения в квартире коммунального заселения оформляется в общем порядке.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений в квартирах коммунального заселения, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению: вправе продавать, завещать, дарить, сдавать внаем, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы граждан, а также общественные интересы.

Переход права собственности на жилое помещение в квартире коммунального заселения к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (в том числе бывшими).

Члены семьи собственника жилого помещения (в том числе бывшие) могут требовать устранения нарушений их прав на пользование жилым помещением от любых лиц, включая собственника помещения.

При отсутствии на федеральном уровне документов, регулирующих порядок осуществления приватизации коммунальных квартир, практика осуществления приватизации жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах складывается на территории Российской Федерации следующим образом.

Орган местной администрации, уполномоченный производить приватизацию жилья, передает всю коммунальную квартиру в долевую собственность всех проживающих в ней нанимателей комнат, обратившихся с заявлением о приватизации квартиры. В таких случаях приватизация квартиры в долевую собственность проживающих лиц, имеющих право на приватизацию, производится путем заключения договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, имеющих право на приватизацию, с определением долей, соответствующих площади занимаемых ими комнат в коммунальной квартире. После заключения и регистрации договора (договоров) о передаче производится государственная регистрация права долевой собственности на всю коммунальную квартиру в установленном порядке. Таким образом приватизация коммунальной квартиры производилась и ранее, до принятия Конституционным Судом РФ вышеназванного Постановления. Поскольку объектом приватизации в данном случае является вся коммунальная квартира в целом, такая приватизация может быть осуществлена только при обращении за приватизацией всех лиц, занимающих все комнаты квартиры коммунального заселения.

При обращении за приватизацией нанимателя (нанимателей) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире без согласия других нанимателей объектом приватизации является жилое помещение (комната или несколько комнат) в коммунальной квартире, а не квартира в целом. Сразу возникает вопрос: имеет ли собственник комнаты какие-либо права на места общего пользования в данной коммунальной квартире? Законодательно этот вопрос не решен, хотя ни у кого не возникает сомнений, что собственник комнаты имеет права и на места общего пользования квартиры, в которой расположена приватизированная комната.

В соответствии с вышесказанным, при обращении нанимателя (нанимателей) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире без согласия других нанимателей осуществляется приватизация жилого помещения (комнаты или нескольких комнат) в коммунальной квартире с соответствующей долей в праве на места общего пользования в данной коммунальной квартире. Размер передаваемой собственнику комнаты (комнат) доли в праве на места общего пользования указывается в договоре на передачу жилого помещения в собственность. Обязательным в договоре является условие о том, что собственник жилого помещения не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на места общего пользования в коммунальной квартире, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на жилое помещение.

После заключения и государственной регистрации договора о передаче жилого помещения в собственность производится государственная регистрация права собственности на комнату с соответствующей долей в праве на места общего пользования коммунальной квартиры. Регистрация права на места общего пользования квартиры и общее имущество дома в силу ст. 290 ГК РФ не производится и возникает в силу закона и договора передачи, в котором определен размер доли в праве общей собственности на места общего пользования.

В договоре также целесообразно указывать, что эта доля в праве общей собственности на места общего пользования квартиры следует праву собственности на жилое помещение (комнату, комнаты).
Учреждением юстиции по регистрации прав выдается одно Свидетельство о государственной регистрации права на комнату (комнаты) с долей в праве на места общего пользования квартиры коммунального заселения.

3.2 Приватизация жилых помещений в общежитиях

С введением в действие ЖК РФ этот вопрос в некоторой степени разрешился.

Проблема приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений, находящихся в общежитиях, была и остается дискуссионным вопросом в жилищном законодательстве России.

Ранее Закон о приватизации устанавливал запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, и не позволял гражданам осуществить свое право на приватизацию. Но при этом данный Закон не давал определения понятию «общежитие», вследствие чего суды испытывали затруднения при рассмотрении дел о признании права на приватизацию гражданами занимаемых ими жилых помещений, находящихся в общежитиях.

По мнению Бондарева Е.С., сложившаяся судебная практика рассмотрения дел о приватизации жилых помещений в общежитиях осуществлялась на основе отказа в удовлетворении исковых требований и признании права на приватизацию в силу того, что спорные помещения находились в здании, которое имело статус общежития, и на основании ст. 4 Закона о приватизации не подлежали приватизации жилых помещений на общих основаниях. Данная практика лишала граждан шансов на приобретение в собственность занимаемых ими помещений, в том числе и в зданиях, номинально носящих название общежитий. Бондарев, Е.С. Приватизация жилых помещений в общежитиях: теоретические и практические проблемы/ Е.С. Бондарев // Нотариус. - 2008. - №5. - С. 32

На основании ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 года (ред. от 01.02.2010) // Российская газета. - 2005. - № 1. - 12 января.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуются передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом. Договор социального найма имеет бессрочный характер.

Кроме того, ст. 94 Жилищного кодекса РФ определила понятие общежитий как жилых помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, предоставляющихся в специально построенных или переоборудованных для этих целей домах либо части домов, укомплектовывающихся мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 декабря 2004 года (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. - 2005. - № 1. - 12 января.

Исходя из вышеуказанного определения общежития, П.В. Сокол выделяет следующие его признаки: Сокол, П.В. Приватизация жилых помещений в общежитиях // Право и экономика. - 2006. - № 8. - С. 22.

1) Временный характер проживания граждан в период работы, службы, обучения. Данный признак определяет временные рамки правоотношений между рабочими, служащими или учащимися и организациями, в которых они учатся или работают. После окончания учебы или выполнения работ правовая связь будет утрачена и право пользования жилым помещением в общежитии прекращается, после чего последует выселение.

2) Общежитие находится в хозяйственном ведении организации. Общежитие как объект специализированного жилищного фонда находится в управлении хозяйствующего субъекта - организации, предоставляющей жилые помещения своим учащимся, работникам, служащим, у которых отсутствует жилье.

3) Специально оборудованное жилое помещение. Общежития должны быть отделены от другой части дома (если это имеет место), иметь отдельный выход, чтобы не ущемлять жилищные интересы граждан, живущих по договору социального найма. Дома, предоставленные под общежития (как специально построенные, так и переоборудованные), должны иметь соответствующие их целевому назначению санитарно-гигиенические и бытовые удобства. В таких домах наряду с жилыми комнатами должны быть предусмотрены помещения для занятий, досуга, бытового обслуживания проживающих и т.п.

Договор социального найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения, в силу наличия трудовых отношений между нанимателем и наймодателем, прохождения службы или обучения. Прекращение таких отношений влечет за собой прекращение действия договора социального найма жилого помещения.

Следует также обратить внимание на то, что в ст. 7 названного Федерального закона речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» утрачивают статус общежитий в силу закона.

Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.). Изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, соответственно изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

После введения в действие Жилищного кодекса в суды стали поступать исковые заявления о признании права на приватизацию занимаемых жилых помещений, находящихся в общежитиях. При рассмотрении данных дел о признании права на приватизацию квартиры или комнаты в общежитии суды сталкиваются с проблемой при определении статуса общежития и жилого дома, используемого в качестве общежитий, но таковым не являющего по своей юридической природе, и часто данные исковые требования оставались без удовлетворения.

Так, Бузулукским городским судом Оренбургской области в 2005 году был рассмотрен ряд дел о признании права на приватизацию жилых помещений, жильцы которых подали исковые заявления на основании вышеуказанной ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Суть данных дел состояла в следующем. Дом, расположенный в одном из населенных пунктов Бузулукского района Оренбургской области, изначально был построен как общежитие. Данный дом состоял на балансе предприятия, которое впоследствии было ликвидировано, а общежитие перешло в собственность местной администрации, но при этом юридически не было оформлено право собственности.

Истцы обратились в суд с иском о признании права на приватизацию комнат в общежитии, ссылаясь на то, что они проживают в данном общежитии длительное время, вносят плату за коммунальные услуги по тарифам квартиры, имеют отдельный счетчик электрической энергии, не имеют мебели, комнаты отдыха, бытового обслуживания и т.д. Фактически истцы проживали в данном доме по договору социального найма жилого помещения.

Ответчик, администрация Бузулукского района, исковые требования не признал, поскольку истцы проживают в общежитии, где в силу Закона приватизация запрещена; кроме того, отсутствует регистрация права собственности, поэтому администрация не может распоряжаться данным общежитием.

Исследовав доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом пояснив: согласно ст. 16 ЖК РФ комната относится к жилым помещениям, следовательно, подлежит приватизации; истцы проживают в данном общежитии более десяти лет, будучи не связанными трудовыми отношениями с предприятием; правоотношения между истцами и ответчиком вытекают из договора социального найма, так как ответчик выдал ордер на вселение, который юридически закрепил данные правоотношения; несвоевременное оформление права собственности администрацией не является преградой для осуществления гражданами права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

В кассационном порядке Судебная коллегия Оренбургского областного суда, рассмотрев данные дела, отменила принятые решения и дела направила на новое рассмотрение в другом составе суда, ввиду того, что судом не установлены юридически значимые обстоятельства дела.

При повторном рассмотрении суд решил отказать в приватизации комнат в общежитии, так как на основании ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях. Тот факт, что жильцы проживают в занимаемых ими жилых помещениях постоянно длительное время, по мнению суда, не мог повлиять на изменение правового режима данного здания. Архив Бузулукского городского суда Оренбургской области. Материалы гражданского дела № 1-238/2005

Поэтому граждане не смогли осуществить свое право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

Подобным результатом заканчивались многие гражданские дела, связанные с правом на приватизацию жилых помещений в общежитиях. Само название «общежитие» не должно являться преградой реализации прав граждан.

Рассматривая данные дела, суд должен исследовать юридическую природу дома и определить его статус в соответствии с нормами жилищного законодательства. В данном случае и судом кассационной инстанции, и Бузулукским городским судом Оренбургской области при повторном рассмотрении неверно определен статус общежития, которое фактически таковым не являлось, так как проживание граждан было постоянным и была утрачена правовая связь между работниками и организацией, которая предоставила общежитие.

Фактически граждане проживали по договору социального найма, вследствие чего могли приватизировать занимаемые ими жилые помещения на общих основаниях приватизации жилья.

Ясность в определении статуса общежития и правильное толкование правовых норм определила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ при рассмотрении надзорной жалобы, которая признала отказ гражданину в приватизации занимаемого жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, на том основании, что ранее это жилое помещение использовалось как общежитие, незаконным при следующих обстоятельствах.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода гражданину А. отказано в приватизации занимаемого им в течение более 30 лет жилого помещения (комнаты). Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда решение районного суда оставила без изменения. Президиум Белгородского областного суда судебные постановления оставил без изменения.

Суд первой инстанции исходил из того, что здание изначально построено как общежитие, в 2004 г. фактически передано в собственность г. Белгорода. Однако дом не был исключен из специализированного жилого фонда и заселение жильцов осуществлялось на основании Положения о порядке предоставления мест в муниципальных общежитиях г. Белгорода. Поэтому суд первой инстанции счел, что данный дом не утратил статуса общежития и на основании ст. 4 Закона о приватизации приватизировать занимаемое жилое помещение запрещено.

Администрация г. Белгорода ссылалась на то, что данное здание включено в список муниципальных общежитий, подлежащих реконструкции, и истец в случае оплаты 50% стоимости реконструкции может получить занимаемое жилое помещение в собственность.

Кроме того, Судебная коллегия областного суда, истолковав буквально ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», пришла к выводу, что положение о договоре социального найма необходимо применять только в том случае, если жилые помещения находились в жилых домах, построенных изначально как многоквартирный жилой дом, и отказ в приватизации комнаты является правомерным. С этим выводом согласился Президиум Белгородского областного суда.

Однако Верховный Суд признал, что данный вывод основан на неправильном толковании закона.

Из содержания ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Поэтому статус общежития данным домом утрачен и истец может приобрести занимаемое им жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона о приватизации.

Вышеуказанные решения Октябрьского районного суда г. Белгорода, определение Судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда и постановление президиума Белгородского областного суда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила, дело передала на новое рассмотрение. Данное Определение Верховного Суда РФ включено в Бюллетень Верховного Суда РФ и является ориентиром в правоприменительной практике судей при рассмотрении дел о приватизации жилых помещений в общежитиях. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 57-В07-2 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2008. - № 4. - с. 20.

При рассмотрении судами дел о признании права на приватизацию жилых помещений в общежитиях суды должны в первую очередь определить правомерность распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима специализированного жилого фонда общежития и не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения, а также обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. № 220-О.

Жилые помещения в общежитиях предназначены исключительно для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, находятся в отдельных домах или специально переоборудованных для этих целей частях домов и укомплектованы необходимой для проживания мебелью.

Ж. обратилась в Бузулукский городской суд с иском к администрации города Бузулука Оренбургской области о признании права на передачу комнаты в собственность. Истица пояснила, что в 2002 году между ней и ОАО «Бузулуктяхмаш» был заключен договор аренды места в общежитии. После чего данное общежитие было передано администрации города Бузулука на праве собственности.

В данной комнате Ж. проживала с 1990 года, оплачивает все коммунальные платежи. В дальнейшем возникли затруднения в передаче квартиры в собственность Ж. В доказательство своих требований Ж. предоставила договор аренды места в общежитии, справку о прописке, справку из БТИ об отсутствии у истицы ранее приватизированного жилья и другие. Представитель ответчика в суд не явился, так как заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем заявлении представитель ответчика признал в полном объеме исковые требования.

Суд рассмотрев дело по требованиям Ж., признал за ней право проживания в комнате на условиях договора социального найма и передачи ее в собственность в порядке приватизации. МУЖКХ города Бузулука. Материалы гражданского дела № 1 - 576 по иску Ж.// Решение Бузулукского городского суда от 23 декабря 2009 года

Обязательным условием является установление судом факта проживания по договору социального найма жилого помещения. Если граждане проживают в общежитии постоянно после прекращения трудовых отношений, то это следует приравнивать к фактическому проживанию по договору социального найма, причем отсутствие данного договора не является причиной отказа в удовлетворении исковых требований.

При ликвидации предприятия или его приватизации (при условии, что общежитие не включалось в договор приватизации) утрачивается право собственности или право хозяйственного ведения, и общежитие переходит в собственность муниципалитета. Прекращаются трудовые отношения между работодателем и работниками, занимающими жилые помещения в общежитии. Утрачивается временный характер проживания и возникают правоотношения, основанные на договоре социального найма жилого помещения. На основании данных правоотношений жилой дом, имеющий статус общежития, должен быть исключен из специализированного жилищного фонда.

Отсутствие у муниципалитета права собственности на спорное жилое помещение в силу несвоевременного оформления необходимых документов также не должно препятствовать осуществлению законного права на приватизацию занимаемых жилых помещений и ставить граждан в зависимость от сроков оформления указанных документов.

Заключение

Приватизация - это возможность стать полноправным хозяином своего жилья - распоряжаться им по собственному усмотрению, продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду. Приватизация жилья - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация жилья регулируется Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется. Предметом договора, как и объектом приватизации жилого помещения является жилое помещения, относимое к государственному или муниципальному жилищному фонду РФ.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Договор передачи квартир в собственность граждан считается заключенным с момента подписания его сторонами, и не подлежит государственной регистрации. Обязательной государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилое помещение.

Срок окончания бесплатной приватизации продлен Государственной Думой РФ 15 января 2010 года до 1 марта 2013 года.

Расприватизация -- это признание в судебном порядке договора передачи квартиры недействительным. Этот способ использовался раньше, когда законодательством не была предусмотрена возможность вернуть квартиру в муниципальную собственность без суда, и сейчас продолжает использоваться в некоторых случаях. Договор приватизации может быть признан недействительным на основании поданного искового заявления и решения суда. Для этого в суде нужно было доказать, что договор приватизации заключен с нарушением действующего гражданского законодательства. Времени эта процедура может занимать очень много.

Деприватизация -- принципиально другой способ передачи квартиры в собственность государства или муниципального образования, основанный на принципе добровольности. Схема его такова: жилые помещения, передаваемые гражданами городу в собственность в порядке деприватизации, будут предоставляться им в пользование на основании договоров социального найма.

На основании анализа законодательства о приватизации жилых помещений, специальной, учебной и научной литературы по рассматриваемому вопросу, юридической и судебной практики по делам, связанным с приватизацией жилых помещений, можно сделать следующие выводы.

1) Граждане, давшие согласие на приватизацию жилого помещения на одного из членов семьи, и отказавшиеся таким образом от доли в приватизированном жилом помещении, приобретают право постоянного бессрочного пользования данным жильем. Указанное вещное право является абсолютным, то есть не может быть прекращено помимо воли его обладателя вне зависимости от будущей юридической судьбы данного жилого помещения. Данное право принадлежит гражданам, вне зависимости от того, в который раз ими используется право на приватизацию жилого помещения.

2) Процессуальной формой добровольного волеизъявления граждан на приватизацию жилья может являться не только письменное заявление о приватизации занимаемого жилого помещения, но и доверенность на совершение действий, связанных с приватизацией жилья, в которой выражена воля наследодателя о приобретении жилого помещения в собственность. При этом следует учитывать экстраординарные обстоятельства, повлекшие смерть наследодателя и не позволившие ему надлежащим образом оформить заявление о приватизации и другие документы.

3) Приватизация комнат в коммунальной квартире не может быть обусловлена согласием других лиц, проживающих в данной квартире. Основанием для ее передачи в собственность граждан является волеизъявление лиц, проживающих в данной комнате.

4) Принцип бесплатности приватизации жилых помещений является временным, и будет отменен в ближайшие годы.

Продление срока бесплатной приватизации может привести к тому, что существенно сократятся государственный и муниципальный жилищные фонды, что уже происходит, так как с каждым годом растет количество приватизированных жилых помещений, а строительство жилых комплексов для государственного и муниципального жилищных фондов практически остановилось на нулевой отметке.

По нашему мнению, законодатели приняли правильное решение, продлив бесплатную приватизацию жилых помещений, так как, по-прежнему, у многих граждан России нет возможности приобрести жилье в собственность за свои деньги. Но, пожалуй, наиболее оптимальным вариантом было бы расширение строительства жилья, предназначенного для государственного или муниципального жилого фонда, что позволило бы всем гражданам, не имеющим собственного жилья, получить квартиру на условиях договора социального найма.

Список использованных источников

1 Нормативные правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 - 21 января.

1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51 -ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 года (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. - 1994. - № 238-239. - 8 декабря.

1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 года (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1996.- № 5. - ст. 410. - 29 января.

1.4 Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года (ред. от 30.06.2008 // Российская газета. - 1996. - № 17 - 27 января.

1.5 Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 декабря 2004 года (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. - 2005. - № 1. - 12 января.

1.6 О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Текст]: Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1. Принят Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 года (ред. от 11.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 28. - ст. 959.- 11июля.

1.7 О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 года (ред. от 01.02.2010) // Российская газета. - 2005. - № 1. - 12 января.

1.8 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Текст]: Утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 19.07.2009) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

1.9 О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]: федеральный закон от 15 мая 2001 года № 54-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 11 апреля 2001 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ в ред. от 01.02.2010) // Российская газета. - 2001. - № 103. - 31 мая.

1.10 Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года (в ред. от 23.07.2008) // Российская газета. - 2002. - № 100. - 5 июня.

1.11 О внесении изменения в статью 4 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 11 июня 2008 года № 84-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 23 мая 2008 года // Российская газета. - 2008. - № 128. - 18 июня.

1.12 Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Текст]: Решение Роскоммунхоза от 18 ноября 1993 г. № 4 // Экономика и жизнь. - 1994. - № 6 - С. 23.

1.13 Об утверждении правил пользования жилыми помещениями [Текст]: Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 16 января 2008 года № ГКПИ07-1022)// Российская газета - 2006. - №16. - 27 января

1.14 Решение Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 26 апреля 2007 г. № 161 [Текст] // Жигулевский рабочий. - 2007. - 12 мая.

1.15 Постановление Собрания представителей муниципального района Похвистневский Самарской области от 24 марта 2006 г. № 69-СП [Текст]: // Похвистневский вестник. - 2006. - 13 апреля.

1.16 Жилищный кодекс РСФСР [Текст]: закон РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года (утратил силу с 1 марта 2005 года) // Ведомости ВС РСФСР. - 1983,. № 26.- ст. 883.

1.17 Гражданский кодекс РСФСР [Текст]: закон РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года (полностью утратил силу с 1 января 2008 года) // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - № 24 - ст. 407.

1.18 Об основах жилищной политики в Российской Федерации [Текст]: закон РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (утратил силу с 1 марта 2005 года) // Российская газета. - 1993. - № 15. - 23 января

1.19 О реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно государственных) предприятий агропромышленного комплекса [Текст]: положение. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708 (утратило силу с 27 января 2003 года) // Российская газета. - 1992.- № 211. - 24 сентября.

2 Специальная, научная и учебная литература

2.1 Бронер, Д.Л. Статистика жилищного и коммунального хозяйства [Текст]: учебник для ВУЗов / Д.Л. Бронер, М.Л. Крупицкий, Ю.Д. Бронер. - М.: Высш. шк., 1979. - 350 с.

2.2 Бойцов, Г.В. Приватизация, деприватизация жилья [Текст]: комментарий / Г.В. Бойцов - М.: Гроссмедиа, 2005. - 235 с.

2.3 Зарецкая, С. Приватизация в Великобритании: социально-экономический и политический анализ [Текст]: Монография, РАН. ИНИОН/ С. Зарецкая. - М., 2000 - 282 с.

2.4 Киндеева, Е.А. Недвижимость: права и сделки (новые правила оформления, государственная регистрация, образцы документов) [Текст]: комментарий / Е.А. Киндеева, М.Г. Пискунова. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 389 с.

2.5 Качалова, И.В. Право собственности и иные вещные права граждан на жилые помещения [Текст]: Автореф. дисс. канд. юрид. наук / И.В. Качалова. - М., 2006. - 267 с.

2.6 Крашенинников, П.В. Жилищное право [Текст]: учебник / П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2008. - 379 с.

2.7 Титов, А.А. Приватизация жилья: новый порядок, судебная практика, образцы документов [Текст]: учебное пособие / А.А. Титов. - М., 2006. - 180 с.

2.8 Чефранова, Е.А. Государственный регистратор в Российской Федерации: основы профессии [Текст]: учебное пособие / Е.А. Чефранова, С. Г. Певницкий - М., 2007. - 619 с.

3 Периодические издания

3.1 Бондарев, Е.С. Приватизация жилых помещений в общежитиях: теоретические и практические проблемы [Текст] / Е.С. Бондарев // Нотариус. - 2008. - №5 - С. 32 -33.

3.2 Былков, В.В. Новое в правовом регулировании признания жилья непригодным для проживания [Текст] / В.В. Былков // Жилищное право. - 2006. - № 12. - С. 12-13.

3.3 Васильева, Ю. Метрам вернули право [Текст] / Ю. Васильева // Российская Бизнес-газета. - 2008. - № 650. - 22 апреля. - С. 14.

3.4 Егоршева, Н. Иметь или не иметь? [Текст] / Н. Егоршева // Российская газета - 2009. - № 102. - 5 июня. - С. 12.

3.5 Кинзакова, Е.А. Деприватизация жилья: особенности правового регулирования [Текст] / Е.А. Кинзакова // Адвокат. - 2004. - № 5. - С. 16.

3.6 Макеев, В.П. Приватизация и расприватизация (деприватизация) жилого помещения как основания для изменения особого правового режима жилого помещения [Текст] / В.П. Макеев // Гражданин и право. - 2009. - № 2. - С. 25 - 26.

3.7 Нестерова, О. «Окно» в свою квартиру [Текст] / О. Нестерова // Российская газета. - 2009. - № 106. - 15 июня. - С.12.

3.8 Нестерова, О. Жилье - мое! [Текст] / О. Нестерова // Российская газета. - 2009 - № 124 - 9 июля. - С. 34.

3.9 Сапронова, И.А. Деприватизация жилья [Текст] / И.А. Сапронова // Право и политика. - 2004. - № 8. - С. 127.

3.10 Семина, Т.А. Проблемы прекращения приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в Российской Федерации [Текст] / Т.А. Семина // Жилищное право. - 2006. - № 4. - С. 22.

3.11 Сокол, П.В. Приватизация жилых помещений в общежитиях [Текст] / П.В. Сокол // Право и экономика. - 2006. - № 8. - С.20 - 22.

3.12 Стадник, И. Новый жилищный кодекс: его достоинства и недостатки [Текст] / И. Стадник // Отечественные записки - 2005. - № 1 (25). - С. 21-23.

4 Судебная практика

4.1 О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1993. - № 11. - С.24.

4.2 Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. № 25-П [Текст]: Постановление Конституционного Суда РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 45. - Ст. 5603.

4.3 По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросом Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А.Мостипанова [Текст]: Постановление Конституционного суда РФ от 3 ноября 1998 года № 25-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 45. - ст. 5603.

4. 4 По жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного, А.П. Бобрус и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]: Определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 года № 316-О // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 5. - Ст. 503.

4.5 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 57-В07-2 [Текст]: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2008. - № 4. - С. 20.

4.6 Обзор судебной практики по гражданским делам [Текст]: Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного суда. - 2007. - № 10. - С. 25.

4.7 Обзор судебной практики по гражданским делам [Текст]: Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного суда. - 2008. - № 7. - С. 15.

4.8 Обзор судебной практики по гражданским делам [Текст]: Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного суда. - 2008. - № 3. - С. 14.

4.9 Обзор судебной практики по гражданским делам [Текст]: Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного суда. - 2008. - № 6. - С. 16.

4.10 Обзор судебной практики по гражданским делам [Текст]: Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного суда. - 2009. - № 2. - С. 11.

4.11 Материалы гражданского дела № 1-238/2005 [Текст]: судебная практика // Архив Бузулукского городского суда Оренбургской области.

4.12 Материалы гражданского дела № 1 - 576 по иску Ж. [Текст]: / Решение Бузулукского городского суда Оренбургской области от 23 декабря 2009 года // Материалы МУ ЖКХ города Бузулука.

5 Справочно-правовые системы и Интернет ресурсы

5.1 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волобуева Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 75 Федерального закона «Об исполнительном производстве» [Текст]: Определение Конституционного Суда РФ от 21декабря 2004 года № 425-О // СПС «Гарант», 2009

5.2 Безруких В. Продление бесплатной приватизации жилья станет не последним [Текст]: публикация / В. Безруких. - Режим доступа: http://www.rian.ru

5.3 Число приватизированных квартир за отчетный период [Текст]: статистический сборник. - M.: Росстат, 2008. - Режим доступа: http://www.gks.ru

5.4 Материал Википедии [Текст]: электронная энциклопедия - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Приложение А

(справочное)

Количество приватизированных квартир

в Российской Федерации с 2000 по 2008 годы Число приватизированных квартир за отчетный период: статистический сборник. - M.: Росстат, 2008. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Рисунок 1 - Количество приватизированных квартир в Российской Федерации с 2000 по 2008 годы

Приложение Б

(справочное)

Количество приватизированных квартир

в Оренбургской области с 2000 по 2008 годы Число приватизированных квартир за отчетный период: статистический сборник. - M.: Росстат, 2008. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Рисунок 2 - Количество приватизированных квартир в Оренбургской области с 2000 по 2008 годы

Приложение В

(справочное)

Динамика приватизации жилых помещений в городе Бузулуке с 2003 по 2009 годы Журнал регистрации заявлений граждан на приватизацию жилых помещений//Материалы МУ ЖКХ города Бузулука.

Рисунок 3 - Динамика приватизации жилых помещений в городе Бузулуке с 2003 по 2009 годы

Приложение Г

(справочное)

Количество квартир и комнат, приватизированных

в Бузулуке с 2003 по 2009 годы Журнал регистрации заявлений граждан на приватизацию жилых помещений//Материалы МУ ЖКХ города Бузулука.

Рисунок 4 - Количество квартир и комнат, приватизированных в Бузулуке с 2003 по 2009 годы

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты