Рефераты

Проблема защиты прав потребителей в сфере оказания услуг

Проблема защиты прав потребителей в сфере оказания услуг

2

1

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей
    • 1.1 Федеральные органы
    • 1.2 Органы местного самоуправления
    • Глава 2. Защита прав потребителей
    • 2.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг
    • 2.2 Иные виды защиты
    • Глава 3 Формы и способы защиты прав потребителей
    • 3.1 Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей
    • 3.2 Правовое регулирование способов защиты прав потребителей
    • 3.3 Правовое регулирование форм защиты прав потребителей
    • Глава 4. Пробелы в законодательстве о защите прав потребителей
    • Глава 5 Проблема эффективности законодательства в методах ведения бухгалтерского учета
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Глоссарий
    • Приложения
Введение

В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей, являются важной правовой гарантией охраны их интересов.

Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной экономики, бешеной инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.

В данной работе анализируется обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении. Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя при оказании услуг не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный. Данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.

Объектом исследования данной дипломной работы является практическая значимость защиты прав потребителей в сфере оказания услуг.

Предметом данного исследования выступает обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении.

Цель данной дипломной работы - изучить и проанализировать российское законодательство в области защиты прав потребителей.

Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:

Рассмотреть состав системы органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;

Изучить установленный законодательством уровень ответственности за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг;

Раскрыть содержание отдельных способов и форм защиты прав потребителей;

Указать недостатки законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг и разработать предложения по устранению этих недостатков для наиболее эффективной защиты прав потребителей.

В данной работе представлен анализ современного законодательства в сфере защиты прав потребителей, отражены результаты исследования основных на сегодняшний день теоретических проблем этого правового института, а так же высказаны некоторые предложения относительно совершенствования составляющих его правовых норм.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения, содержащиеся в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов по потребительской политике, а так же статистические материалы Госкомстата и других субъектов Российской Федерации.

Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других. Активно использовались материалы на основе преддипломной квалификационной практики.

Научная новизна исследования состоит в разработке подходов и методологических основ формирования системы защиты прав потребителей, и практических рекомендаций по ее обеспечению и реализации.

В исследовании использовались методы системного и комплексного экономического анализа законодательства о защите прав потребителей.

Структура дипломной работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Работа состоит из введения, содержательной части, заключения, библиографии, глоссария и приложений.

Глава 1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей

1.1 Федеральные органы

Законодательство Российской Федерации (далее - РФ) предусматривает осуществление государственной защиты прав потребителей федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся:

федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы);

федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);

федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор);

федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Федеральный Закон "О защите прав потребителей" (далее - ФЗ "О защите прав потребителей") предоставляет им следующие полномочия [17]:

осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг); требований о снятии с производства, прекращении выпуска и продажи некачественных товаров (работ, услуг); требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах);

предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг).

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

В целях осуществления определенного вида государственной деятельности государством формируется федеральная система антимонопольных органов (федеральный антимонопольный орган) для проведения политики по содействию формирования рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия, в состав которой входят: глава Министерства по Антимонопольной Политике России (далее - МАП России), его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты, управления, отделы и департаменты.

Данная организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:

организационно-созидательные;

контрольно-предупредительные;

репрессивные.

Этими задачами являются:

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства РФ о естественных монополиях и о товарных биржах;

проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики РФ, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

В соответствии с основными задачами МАП России выполняет следующие функции:

обобщает практику применения антимонопольного законодательства РФ, а также законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство РФ предложения о его совершенствовании;

дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;

рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства РФ;

дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;

разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

В соответствии со ст.40 ФЗ "О защите прав потребителей" федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) [17]:

осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

заключает соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

обращается в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

предоставляет официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), согласно п.3 ст.42 ФЗ "О защите прав потребителей" [17].

Согласно закону РФ "О стандартизации" Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления, а именно [16]:

формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;

осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);

принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ;

определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривает осуществление государственного экологического контроля федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ). Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке [18]:

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;

выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

Вышеперечисленные федеральные органы представляют собой систему управления, которая контролирует соблюдение законодательства о защите прав потребителей.

1.2 Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления (далее - ОМС) по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;

извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;

приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Данные полномочия реализуются ОМС в соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" [12].

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

МАП России разработало методические рекомендации для ОМС по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.

ОМС осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям [23, с.36-38]:

формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций;

координация деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;

взаимодействие с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;

подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей;

разработка предложений по совершенствованию защиты прав потребителей;

подготовка предложений о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;

оказание помощи уполномоченным поселковым и сельским администрациям в работе по защите прав потребителей;

сотрудничество с общественными объединениями потребителей,

содействие развитию общественного потребительского движения;

оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)

ОМС вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:

при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;

по утвержденному плану работы;

по поручениям руководства ОМС как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;

совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

ОМС являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей ОМС самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Законодательство предоставляет ОМС право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды ОМС вправе согласно ст.44 ФЗ "О защите прав потребителей" информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются ОМС, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя [17].

Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры.

Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты ОМС направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.

Глава 2. Защита прав потребителей

2.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг

Ежедневно каждый из нас вступает в отношения, связанные с удовлетворением различных бытовых нужд. Покупая продукты или туристическую путевку, сдавая обувь в ремонт, получая консультацию врача, мы не обращаем внимания на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий как потребителя услуг и действий исполнителя с точки зрения закона возникает, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Ни в одной цивилизованной стране потребитель не является таким незащищенным, как в России. Пострадать можно не только от продавца, но и от закройщика, телевизионного мастера, врача или экстрасенса.

Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях перехода к экономике рыночного типа роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.

Необходимо отметить тенденцию расширения сферы систематического контроля по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, осуществляемого территориальными управлениями МАП России.

Все больше внимания уделяется проверкам таких важных сфер обслуживания потребителей как платные медицинские, образовательные, транспортные, коммунальные и другие услуги. Так, проверки коммунальных услуг составили в 1996г.4,6% от общего числа проверок и в 1997г.6,0%; образовательных услуг - соответственно 0,7% и 1,7%; медицинских услуг - 1% и 7,1%; транспортных - 2,5% и 3,1%. Самую высокую долю нарушений в сфере потребительского рынка составляют нарушения в сфере торговли. Но на втором месте по количеству нарушений называются нарушения в сфере коммунальных услуг, которые составили в 1996-1997 годах 12,7% от общего количества нарушений. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. значительно возросло количество нарушений, выявленных в сфере платных медицинских услуг - в 2,4 раза. Это в определенной мере объясняется массовыми проверками, проводившимися территориальными управлениями по заданию МАП России [24, с.80-84].

По-прежнему остается актуальной защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг. Это во многом связано с проводимыми в стране экономическими реформами, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве, передачей ведомственного жилья в муниципальную собственность, приватизацией жилых помещений, перестройкой системы договорных отношений, связанных с обслуживанием жилищного фонда.

Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо подчеркнуть, что ее основной функцией является компенсационная, то есть эта ответственность имеет своей задачей, в основном, восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основной упор в ФЗ "О защите прав потребителей" делается на применение такой меры ответственности, как возмещение убытков. Гражданский кодекс (далее - ГК) предусматривает различные формы ответственности: в форме возмещения убытков, уплаты неустойки и другие. Особое место отводится именно возмещению убытков. Обусловлено это тем, что наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав являются убытки [3].

Понятие, которое напрямую касается ответственности, - это определение недостатка услуги. Закон подразделяет это понятие на простой недостаток и существенный недостаток. Эти понятия имеют очень большое значение, поскольку их обнаружение является основанием для применения к исполнителям различных мер юридической ответственности.

Недостаток услуги - несоответствие услуги обязательным требованиям, предусмотренным законом, условиям договора или целям, для которых услуга такого рода обычно используется.

Существенный недостаток услуги - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

ФЗ "О защите прав потребителей'' предусматривает, что потребитель имеет право на то, чтобы услуги были качественными, являлись безопасными для его жизни и здоровья, для окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу. Исходя из этого права, предусмотрена ответственность за нанесенный потребителю вред [17].

Вопрос этот крайне актуальный, так как качество многих услуг, поступающих на потребительский рынок, оставляет желать лучшего. Это касается, прежде всего, различного рода медицинских и образовательных услуг, а также нетрадиционных услуг - целительство, магия, гипноз и другое. Оказание некачественных услуг ведет к большим затратам, может причинить вред здоровью потребителя, угрожать его жизни, нанести ущерб другому имуществу, а порой под оказанием соответствующей услуги маскируется откровенное мошенничество. Во всех этих и других случаях наступает ответственность виновного лица перед потребителем.

Подводя итог разделу о гражданской ответственности за нарушение прав потребителей можно отметить, что законодательство об ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только услугополучателю для охраны и защиты своих интересов и прав, но и самим исполнителям услуг. Закон устанавливает различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Одним словом для исполнителя дешевле соблюдать Закон, а тем более не доводить дело до суда.

Обширная практика государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что распространенным, прочно вошедшим в деловую практику явлением стало удовлетворение потребителем своих законных требований в досудебном порядке в случае оказания некачественной услуги, в том числе требований потребителей о расторжении договора оказания услуги. Примером осуществления защиты прав потребителей в досудебном порядке является направление претензии продавцу (исполнителю, изготовителю) [ПРИЛОЖЕНИЕ А].

Наиболее слабым звеном в потребительском законодательстве России остается законодательство в сфере безопасности и качества услуг. Значителен объем нарушений в этой сфере и числа лиц, привлекаемых к гражданской ответственности. Меры, принимаемые органами исполнительной власти по недопущению проникновения на потребительский рынок опасных услуг, не носят исчерпывающий характер. Вместе с тем, только увеличение числа проверок, проводимых различными органами, не обеспечивает должной отдачи (до сих пор со страниц газет не сходят объявления по поводу оказания всевозможных оккультных услуг, сомнительных образовательных и медицинских услуг).

Трудноразрешимой проблемой, по-прежнему, остается исполнение судебных решений. Основными причинами неисполнения решений судов являются отсутствие денежных средств на счетах ответчиков, ликвидация и банкротство должников, их исчезновение. Недостаточно принимаются меры по обеспечению исков.

В настоящее время приняты ФЗ "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Указанные законы предусматривают коренное реформирование системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, а также сам порядок исполнения. Введен институт судебных приставов, которые наделены значительным объемом полномочий по принудительному исполнению судебных решений. Применение этих актов позволит улучшить судопроизводство и по потребительским делам [8; 13].

Главное в гражданской ответственности то, что законодательство предоставило достаточно возможностей потребителю для защиты своих собственных прав и интересов. Единственное требование - это знание своих прав. И в этой связи систематическая работа по информированию и образованию населения в сфере потребительской политики должна стать одним из основных направлений деятельности всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей. Так как именно знание ФЗ "О защите прав потребителей", в большинстве случаев, способствует охране прав потребителей, а в иных случаях привлечению к ответственности виновных лиц.

2.2 Иные виды защиты

Законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность за нарушение прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыскании неустойки и убытков, компенсации морального вреда судом при активной деятельности самого потребителя, чьё право нарушено. Административно-правовая ответственность и уголовно - правовая ответственность является следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предписаний различного рода на правонарушителей-граждан и юридических лиц, привлечение граждан к уголовной ответственности.

Механизмы административно-правовой и уголовно-правовой ответственности являются еще одними способами защиты прав потребителей.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Основными признаками юридической ответственности является то, что она наступает при наличии вины, на основе норм права, за правонарушение, связана с общественным и государственным осуждением (порицанием) поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР) в действующей редакции предусматривает различные составы административных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. В соответствии со ст.224 КоАП РФ органом, который вправе рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлять государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, является МАП РФ [5].

МАП РФ имеет 89 территориальных управлений, расположенных в областных и краевых центрах. Все они напрямую подчиняются МАП РФ, что позволяет им быть независимыми от местной власти и в случае необходимости защищать потребителей от произвола местных чиновников.

В этой области их деятельность можно подразделить на два главных направления:

1. защита прав конкретного гражданина-потребителя;

2. защита прав неопределенного круга потребителей.

В первом случае действия антимонопольных органов начинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудительному удовлетворению требований потребителя, путем выдачи обязательных для исполнения предписаний. Предусмотрена также выдача предписаний о прекращении или о приостановлении продажи товаров в случаях, если специалистами антимонопольных органов выявлены следующие нарушения:

продажа товаров с истекшим сроком годности;

продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;

продажа товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).

Предписание выносится в соответствии с принятым решением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание содержит указание места и времени его вынесения; наименование органа, выдавшего предписание; указание статьи закона и (или) иного правового акта РФ, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей; суть нарушения (в чем оно выражено); срок исполнения; конкретные действия, которые изготовитель (исполнитель, продавец) должен совершить для устранения нарушений прав потребителей; дату представления информации об исполнении предписания.

Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного органа. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право возбуждать дело о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) согласно п.1 ст.43 ФЗ "О защите прав потребителей" может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда [17].

Должностные лица несут ответственность, предусмотренную КоАП РФ. Согласно ст.157 этого Кодекса, неисполнение в срок должностным лицом органа власти, управления или хозяйствующего субъекта (исполнителя, изготовителя, продавца) законных предписаний федерального антимонопольного органа, его территориального управления - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до восьми минимальных размеров оплаты труда [5].

Исполнители (изготовители, продавцы) в соответствии с п.5 ст.43 ФЗ "О защите прав потребителей" имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа [17].

Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значительная часть требований потребителей, как правило, удовлетворяется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии.

В пределах своей компетенции федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления направляют материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры; другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей. Специалисты антимонопольных органов могут привлекаться судом к участию в процессе или вступать в процесс по собственной инициативе для дачи заключения по делу и в целях защиты прав потребителей, в соответствии с п.4 ст.40 ФЗ "О защите прав потребителей" [17].

По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовители, исполнители обязаны представить достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей, в соответствии со ст.41 ФЗ "О защите прав потребителей" [17].

Реализуя эти полномочия МАП России и его территориальные управления рассматривали обращения граждан, принимали меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводили проверки хозяйствующих субъектов, оказывали консультационную и практического помощь физическим и юридическим лицам по вопросам защиты прав потребителей. Кроме того, принимали участие в рассмотрении судами дел данной категории, реализовывали и другие мероприятия по обеспечению действующего потребительского законодательства.

МАП России и его территориальные управления в работе по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей стремятся добиться добровольного устранения хозяйствующими субъектами выявленных нарушений. Это позволяет наиболее оперативно и без дополнительных затрат восстановить законные права потребителей,

Происходящие в стране крупные преобразования в экономической сфере продиктовали необходимость изменения и уголовного законодательства, призванного отражать новые экономические реалии. Особенно это актуально для хозяйственных преступлений.

Уголовная ответственность - это предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление.

В Уголовном Кодексе РФ (далее - УК РФ) содержится ряд статей, направленных именно на защиту прав потребителей и на привлечение к ответственности виновных лиц [6]:

заведомо ложная реклама (ст.182 УК РФ) - использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, (ст.236 УК РФ).

производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

обман потребителей (ст. 200 УК РФ) - обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги).

УК РФ в ст. 200 дает примерный перечень способов совершения обмана потребителей. Установить их исчерпывающий перечень практически невозможно. Поэтому кроме перечисленных способов обмана потребителей в ст. 200 УК РФ говорится и об ином обмане.

Анализ судебной практики показывает, что под иным обманом потребителей следует понимать любые действия виновного, которые направлены на получение от граждан сумм, превышающих стоимость оказанной услуги. Это может быть завышение сложности и объема фактически выполненных услуг, оформление обычного заказа как срочного и другие.

Ответственность за обман потребителей предусматривается при оказании услуг потребителям в организациях, оказывающих услуги, созданных в любой, из числа предусмотренных гражданским законодательством, организационно-правовой форме и независимо от формы собственности.

Обман потребителей является распространенным преступлением, нарушающим имущественные интересы граждан. В условиях сложной социально-экономической ситуации в стране опасность этого негативного явления значительно возрастает и в настоящее время случаи обмана потребителей получили довольно широкое распространение.

Общепризнанно, что уголовная ответственность является, фактически, самой суровой формой ответственности, предусмотренной государством за нарушение прав человека, и, введение в УК РФ составов преступлений, касающихся ответственности за нарушение прав потребителей вызвано острой ситуацией, сложившейся в нашей стране на рынке потребительских товаров и услуг. Соотношение максимальных санкций норм уголовного кодекса наиболее объективно отражает общественную значимость охраняемых благ.

Обширная практика государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что несмотря на большое количество нарушений во всех секторах потребительского рынка антимонопольным органам удается добиваться от хозяйствующих субъектов устранения большинства нарушений в добровольном порядке, что позволяет оперативно и без дополнительных затрат восстановить законные права потребителя.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты