Рефераты

Проблема защиты прав потребителей в сфере оказания услуг

о некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий. Так в ст.55 ФЗ "О связи" от 7 июля 2003г. установлен шестимесячный срок для предъявления претензий, связанных с непредставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи, недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений (для телеграфных отправлений - один месяц). Этой же статьей установлены различные сроки для ответа на претензию. При отклонении претензии или неполучении ответа в установленный срок заявитель имеет право предъявить иск в суд [11].

Необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст.46 Конституции РФ [1].

Следует обратить внимание на то, что соблюдение досудебного порядка урегулирования споров обязательно не только в случаях, когда такой порядок предусмотрен непосредственно ФЗ. Так, ФЗ может содержать отсылочную норму, предусматривающую, что претензионный или иной досудебный порядок урегулирования определенной категории споров регламентируется подзаконным правовым актом, например постановлением Правительства РФ или актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство определенной отраслью или сферой управления.

Примерами таких отсылочных норм могут служить правила, установленные в ст.122 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18 "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ). Согласно данной статье порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Поэтому в случаях, когда досудебный порядок урегулирования споров регламентирован подзаконным правовым актом, при условии, что такая возможность прямо предусмотрена ФЗ, для обращения в суд или арбитражный суд необходимо соблюдение указанного порядка [10].

В остальных случаях (если досудебный порядок не предусмотрен договором), спор может быть передан на рассмотрение суда или арбитражного суда без соблюдения данного порядка. Это возможно даже в тех случаях, когда досудебный порядок предусмотрен для конкретной категории споров подзаконным правовым актом, требования которого не основаны на соответствующей управомочивающей норме федерального закона [ПРИЛОЖЕНИЕ Б].

Целесообразно также иметь в виду, что если досудебный (в том числе претензионный) порядок урегулирования определенной категории споров предусмотрен не ФЗ, а законом субъекта РФ, то несоблюдение в таком случае досудебного порядка не может рассматриваться в качестве препятствия для обращения непосредственно в суд или арбитражный суд с исковым заявлением.

Обратим внимание, что до введения в действие нового Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. (далее - АПК РФ) понятие "досудебный порядок урегулирования споров" нередко отождествлялось с понятием "претензионный порядок урегулирования споров". Теперь из смысла норм, как АПК РФ, так и ГПК РФ определенно следует, что досудебным может являться не только претензионный, но и иной порядок урегулирования споров, который может быть предусмотрен как договором, так и ФЗ. Под "иным" порядком следует понимать урегулирование спора, например, путем обмена письмами, телеграммами и другими документами, подачи заявления и предоставления ответа на него, прочие согласительные процедуры, реализуемые в документальной форме [2].

Судебная практика защиты прав потребителей исходит из того, что возможность проведения переговоров до передачи спора в суд нельзя расценивать как установление досудебного порядка урегулирования спора. Досудебным порядком признается установление в договоре условий о направлении претензии или информационного письма или других условий, позволяющих определить, что договор содержит четкую запись об установлении такого порядка [25, с.50].

Указанные формы досудебного порядка урегулирования споров могут быть предусмотрены условиями договора. Кроме того, ФЗ в ряде случаев императивно устанавливают конкретные формы досудебного порядка применительно к определенным группам правовых отношений. Например, п.2 ст.452 ГК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении договора. Так, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, то арендодатель до обращения в суд обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок, а также предложение расторгнуть договор [3]

В соответствии с правилами предоставления отдельных видов услуг и продажи товаров и на основании ст.134 ГПК РФ судья должен отказать в приеме искового заявления, если потребителем не был соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора и такая возможность не утрачена [4].

Несмотря на наличие и действие органов государственной и общественной защиты прав потребителей во многих случаях гражданам нет необходимости обращаться за помощью в эти органы или в суд. Свои нарушенные права можно защитить самостоятельно.

Таким образом, представленные формы защиты прав потребителей, установленные законодательством, регулируют государственную и общественную защиту прав потребителей. Права потребителя защищаются государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют права по пресечению нарушений прав потребителей и привлечению правонарушителей к ответственности.

В соответствии со ст.40 ФЗ "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом (его территориальными органами), иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством РФ.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривают [12]:

проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

в установленном законодательством РФ порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), не соответствующих обязательным требованиям;

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством РФ порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей;

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей ("Общество потребителей автомобильной техники России"; клуб потребителей "Привереда" и др.). Общественные организации потребителей, созданные на территории России, объединились в Союз потребителей РФ (далее - СПРФ). Таким образом, Закон "О защите прав потребителей" устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей, определяя, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством РФ. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан [17].

Наиболее предпочтительным является, прежде всего, попробовать защитить свои гражданские права самостоятельно. Не обращаясь предварительно к ответчику, потребитель сам ухудшает свое положение. В судебной практике часто возникают ситуации, что ответчик лишь при получении повестки в суд и копии искового заявления, когда иск уже принят к производству суда, узнает, что у потребителя к нему есть какие-либо претензии, а конфликт, оказывается, можно было урегулировать добровольно. Кроме того, может возникнуть такая ситуация, в которой потребитель окажется неправым, если продавец (изготовитель, исполнитель) докажет, что недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения последним установленных правил использования, хранения, транспортировки или действий третьих лиц. Истец же, желая, чтобы дело было рассмотрено по существу, с вынесением решения, вынуждает суд (не имеющий формально возможности отказать ему в этом) удовлетворять иск. Между тем требования потребителя вполне могли быть удовлетворены в добровольном порядке.

Также органы и организации, деятельность которых связана с защитой потребительских прав, настоятельно рекомендуют сначала обратиться к ответчику с претензией и лишь затем, при отсутствии ответа либо при получении не удовлетворяющего потребителя ответа, - в суд.

ФЗ "О защите прав потребителей" в п.3 ст.17 предусматривает: "Потребители, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти, ОМС, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах". То есть, для того, чтобы подать исковое заявление не нужно платить государственную пошлину. Этим правом обладают не только потребители, но и соответствующие государственные органы, ОМС, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), если они защищают интересы потребителя (потребителей) [17]. Делая на основе вышесказанного вывод, можно сказать, что предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров.

Глава 4. Пробелы в законодательстве о защите прав потребителей

Проанализировав законодательство в области защиты прав потребителей можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в законах присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи ФЗ "О защите прав потребителей", содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст.12, 13, 23 и др.). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п.2 ст.18 Закона, вправе предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина [17].

Еще одно положение, которое в некоторой степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это норма п.6 ст.13 ФЗ "О защите прав потребителей", устанавливающая право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей [17].

Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. Поскольку общественные объединения - это некоммерческие организации, они не преследуют цель извлечения прибыли. В соответствии со ст.31 Закона "Об общественных объединениях" имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других, не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя [15].

Ст.46 ФЗ "О защите прав потребителей" содержит новую для российского законодательства норму о защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов (изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Вполне обоснованно будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, - 50% штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации [17].

МАП России проводит проверки хозяйствующих субъектов с выдачей предписаний об устранении нарушений. Проверки проводятся в порядке рассмотрения письменных заявлений потребителей, по заданиям МАП России. Анализ заявлений потребителей, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов на территории РФ, в 2003 года показал рост их количества. Причиной роста численности письменных и устных заявлений потребителей послужило ухудшение ситуации на потребительском рынке в целом в связи с сокращением объема контроля государственными органами после принятия ФЗ "О защите юридических лиц при проведении госконтроля…" [7].

Большинство письменных и устных обращений граждан связаны с нарушенными правами в сфере торговли, коммунальных услуг, услуг связи, строительства, прочих услуг, к которым отнесены информационные услуг, услуги автостоянок, услуги станций технического обслуживания по ремонту и обслуживанию автомототранспортных средств.

В сфере торговли основное количество жалоб на нарушение прав потребителей возникло в связи с активизацией в последнее время продажи биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе с доставкой на дом курьерским способом. Неэффективность способов защиты прав потребителей и недостатки законодательства в данной сфере заключаются в основном в отсутствии законодательной базы, регулирующей дистанционные, сетевые и другие подобные формы торговли. С целью пресечения деятельности недобросовестных предпринимателей в этой сфере Управлению необходимо активно сотрудничать с Прокуратурой и правоохранительными органами.

Строительство жилья все чаще сопровождается претензиями граждан. Все заявления граждан, касающиеся строительно-монтажных работ, носят требования разъяснительного характера о толковании договоров о долевом участии в строительстве жилья в многоквартирных домах. Поступившие только в 2003 году заявления граждан свидетельствуют о том, что ситуация на первичном рынке жилья не улучшается: невыполнение сдачи объектов в срок стало правилом (от 2-х и более лет); от устранения недостатков хозяйствующие субъекты уклоняются любыми способами и приемами; имеют место случаи двойных продаж одной и той же квартиры. Для изменения сложившейся ситуации на первичном рынке жилья при разрешении споров граждан со строительными организациями необходима разработка и принятие нормативно - правовых актов (закона, правил, примерного договора), которые бы учитывали баланс интересов и ответственности граждан и организаций, привлекающих денежные средства граждан для строительства жилых многоквартирных домов.

Для эффективности способов защиты прав потребителей и ограничения нарушений продавцами (исполнителями, изготовителями) прав граждан в части продажи товаров (оказания услуг, проведения работ) необходимо активно работать со средствами массовой информации, в частности, использовать социальную рекламу, которая призвана представлять общественные и государственные интересы. Осуществить это предложение можно, например, путем размещения в крупных торговых центрах рекламу основных положений "Правил продажи отдельных видов товаров".

В заключение стоит отметить происходящие перемены в антимонопольной области. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанной службе были переданы в полном объеме функции государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в сфере защиты прав потребителей. Теперь данная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проблема заключается в том, что данная реструктуризация носит противоречивый характер, и не ясно как изменение функций органа отразиться на контролирующей деятельности службы [19].

Глава 5. Проблема эффективности законодательства в методах ведения бухгалтерского учета

Несмотря на предпринимаемые попытки привести систему бухгалтерского учета в соответствие с новыми рыночными условиями экономики и международной практики, существующей в области бухгалтерского учета и отчетности, процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Данный факт указывает на наличие некоторых проблем эффективности законодательства в методах ведения бухгалтерского учета.

Проблема защиты прав потребителей находит свое отражение и в бухгалтерском учете. При рассмотрении источников законодательства в сфере бухгалтерского учета четко прослеживаются проблемы в их основополагающей структуре. На примере ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, можно четко отследить проблематику защиты прав потребителей в методологии ведения бухгалтерского учета бюджетных организаций. Настоящий закон устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности методов ведения бухгалтерского учета и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и ведения учета бюджетных организаций [9].

Согласно п.1 ст.57 настоящего закона любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Юридическое лицо (специализированная организация), привлеченное для выполнения государственного заказа, часто нарушает условия оплаты заказа. Между тем, ст.9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает тот факт, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Кроме того, в ряде случаев имеет место просрочка исполнения поставщиком своих обязательств, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Согласно ст.9 настоящего ФЗ заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства [9].

Таким образом, закон указывает на наличие проблем эффективности законодательства не только в повседневных потребительских сделках, но и в процессе ведения учета бюджетных организаций.

Заключение

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.

В ходе данной дипломной работы четко прослеживается тот факт, что на сегодня ФЗ “О защите прав потребителей” остается наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.

Принятие новой редакции ФЗ "О защите прав потребителей" обусловило дальнейшую активизацию проводимой антимонопольными органами масштабной и доступной для широких масс населения просветительской работы с привлечением средств массовой информации с акцентом на потребительское образование.

Данная дипломная работа наиболее полно раскрывает состав системы государственных органов в сфере защиты прав потребителей. В нее входят:

федеральные органы (федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы); федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России); федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор); федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ); иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией).

органы местного самоуправления.

Анализ защиты прав потребителей в сфере оказания услуг позволил изучить уровень ответственности за нарушения потребительских прав. Предусмотрены следующие виды ответственности:

гражданско-правовая ответственность;

административно-правовая ответственность;

уголовно-правовая ответственность.

Необходимо отметить, что законодательство об ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение.

В ходе данной дипломной работы подробно раскрыто содержание отдельных способов и форм защиты прав потребителей. Изучение законодательной базы позволило выделить способы защиты прав (самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда) и формы защиты прав (судебный порядок защиты, внесудебный порядок защиты). Указанные способы и формы защиты прав потребителей, установленные законодательством, регулируют государственную и общественную защиту прав потребителей.

Анализ законодательной базы о защите прав потребителей в ходе данной дипломной работы позволил сделать выводы о недостатках защиты потребительских прав. Таковыми являются:

непредставление потребителям информации о наименовании хозяйствующего субъекта, его юридического адреса (при отсутствии этой информации потребитель лишен возможности направить претензию нарушителю и защитить свои права);

непредставление информации о сертификации товара, противопоказаниях к использованию товара и т.д.

отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений продукции, что приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества.

отсутствие положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце.

недоработка отдельных статей законов в вопросах защиты прав потребителей.

сокращение объема работы по контролю государственными органами, ухудшающее положение на потребительском рынке.

Вследствие обнаруженных недостатков законодательства о защите прав потребителей в работе приводятся предложения относительно совершенствования составляющих правовых норм законодательной базы о защите прав потребителей. Таковыми являются:

доработка нормативно-правовых актов законодательства о защите прав потребителей;

перечисление некоторого процента от совокупного дохода организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания населения в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

сотрудничество с прокуратурой и правоохранительными органами;

разработка и принятие нормативно - правовых актов (закона, правил, примерного договора), которые бы учитывали баланс интересов и ответственности граждан и организаций, привлекающих денежные средства граждан для осуществления работ и услуг;

активная работа со средствами массовой информации, использование социальной рекламы.

Вышеизложенные выводы позволили осуществить основную цель данной дипломной работы - изучение и анализ российского законодательства в области защиты прав потребителей.

Оценивая достигнутый уровень работы законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг, можно сделать вывод о том, что она в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами в количественных характеристиках, а так же в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосование 12.12.1993);

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.04.2010);

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изменениями от 08.05.2010);

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.04.2010);

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010);

6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.05.2010);

7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

8. Федеральный закон от 02.10 2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009 с изменениями от 17.12.2009)"Об исполнительном производстве";

9. Федеральный закон от 21.05.2005 N 94-ФЗ (ред. от 05.05.2010)"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ";

11. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 05.04.2010)"О связи";

12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

13. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 25.11.2009)"О судебных приставах";

14. Федеральный Закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ (ред. от 26.11.2001)"О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ";

15. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008)"Об общественных объединениях";

16. Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 (ред. от 10.01.2003)"О стандартизации";

17. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-ФЗ (ред. от 23.11 2009)"О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2010);

18. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (с изменениями от 10.07.2001)"Об охране окружающей природной среды";

19. Указ Президента РФ от 9.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";

Научная и учебная литература:

20. Аргунов В.Н., // Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей // Вестник МГУ, серия "Право", 2006. N 4.,210 стр.;

21. Богдан В.В., // Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // "Юрист", 2003г., 115 стр.;

22. Витрянский В.И., // Комментарий к части второй Гражданского Кодекса РФ для предпринимателей //, - М.: Фонд "Правовая культура". - 2001 г.,287 стр.;

23. Гарабцов В. Б, // Местное самоуправление и защита прав потребителей // “Конкуренция и рынок", СПб 2000г., 190 стр.;

24. Практическое пособие для граждан: защита прав потребителей. Теория - Советы - Судебная практика. // под ред. Филлиповой Е.С., "Юридический центр Пресс"., 2005г., 98 стр.;

25. Справочник потребителя. // Распонин А.Н., Смолянинов В.П., "Издательство ЮКЭА", Новосибирск., 2000 г., 180 стр.;

26. Шерстобитов А.Е., // Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей // Хозяйство и право. 2003.,237 стр.;

27. Эрделевский А.М. // Моральный вред и компенсация за страдания // Научно-практическое пособие. М.: "Издательство БЕК", 1998г., 214 стр.

Глоссарий

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения, одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность.

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а так же изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

АТТЕСТАЦИЯ ПРОДУКЦИИ - установление и документальное подтверждение качества продукции, товара; по результатам аттестации, проведенной уполномоченными организациями, товарам выдается соответствующий сертификат.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - один из видов юридической ответственности, представляющий собой установленные нормами права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом (юридическим, физическим) предусмотренных законодательством обязанностей, что связано с нарушением субъективных прав другого лица (работника).

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

ИСК - в процессуальном смысле - обращение истца (предполагаемого носителя субъективного материального права) к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально-правового спора с ответчиком (предполагаемым носителем субъективной обязанности) и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса.

ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ - срок для защиты права по гражданско-правовому иску лица, право которого нарушено.

КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА - один из способов защиты нематериальных благ.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

МОНОПОЛИЯ - ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага.

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - любые направленные на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо могут нанести ущерб их деловой репутации.

ПОТРЕБИТЕЛЬ - человек или организация, покупающие или использующие товары и услуги для удовлетворения своих желаний.

ПРАВООТНОШЕНИЕ - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ - рынок, на котором отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги для личного потребления; рынок потребительских товаров и услуг.

СЕРТИФИКАЦИЯ - 1) подтверждение соответствия качественных характеристик тому уровню, который требуется стандартом качества;

2) процедура получения сертификата.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - один из видов юридической ответственности; правовое последствие совершенного преступления - государственное принуждение в форме наказания.

Приложения

Приложение А

Генеральному директору Торгового дома "CRYSPI"

Юридический адрес: 125130, Москва, Старопетровский проезд, 11

(495) 987-4388

от ООО "Кондитерский дом "Восток" - Минусинск"

Юридический адрес: 662605, Минусинск, ул. Крекерная, 8

(39132) 2-59-60

ПРЕТЕНЗИЯ N 121

18 июля 2009 г. ООО "Кондитерский дом "Восток" - Минусинск" заключило договор купли - продажи плит электрических с жарочным шкафом (модель - ПЭ-47 ЖШ) (накладная № NA00003333), счет № NAЧ 0008881 с Торговым домом "CRYSPI". В соответствии с указанным договором оплата была произведена полностью, о чём свидетельствует кассовый чек на сумму 929 000 руб. Несмотря на то, что сроком передачи товара было установлено 01 сентября 2009 года, товар нашей организации не передан до сих пор.

На основании ст.463 ГК РФ наша организация в вышеуказанном случае имеет право отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных по нему денежных средств. В соответствии с п.35 Правил продажи товаров по образцам при отказе продавца передать товар покупатель вправе отказаться от исполнения договора. В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты товара, не исполняет обязанность по его передаче в установленный договором срок, покупатель вправе требовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом. При этом с указанной суммы продавец уплачивает проценты в порядке, определяемом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

То же право - отказаться от договора купли-продажи при неисполнении продавцом обязанности передать предварительно оплаченный товар - предполагает п.2 ст.23.1 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с п.3 указанной статьи, за нарушение срока передачи товара продавец обязан уплачивать неустойку в размере 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки вплоть до возврата предоплаты. Таким образом, начиная со 02 сентября 2009 года вплоть до даты возврата денег продавец обязан уплачивать нашей организации по 4 645 рублей (при максимальном размере неустойки в 100% предоплаты).

Требование о возврате уплаченной суммы подлежит удовлетворению в 10-дневный срок.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь законодательством о защите прав потребителей

ПРОСИМ:

1. В десятидневный срок возвратить уплаченную по вышеуказанному договору купли-продажи сумму 929 000 руб. как неправомерно удерживаемые при отсутствии переданного товара;

2. Незамедлительно выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 92 900 руб. (10%);

3. Уплатить неустойку за нарушение срока доставки предварительно оплаченного товара - по 4 645 рублей за каждый день, начиная со 02 сентября 2009 г.;

4. Незамедлительно уведомить о решениях, принятых в отношении вышеизложенных требований.

В случае невыполнения вышеуказанных требований или уклонения от их выполнения в установленные законом сроки, нашей организацией в судебном порядке будут заявлены требования о возмещении всех причиненных убытков.

Приложения:

1. копия товарной накладной от 18.07.2009г.;

2. копия счета;

3. копия чека на 929 000 руб.;

25 ноября 2009 г.

Начальник юридического отдела

____________________/ Михайлова Е.С.

Генеральный директор ООО "Кондитерский дом "Восток" - Минусинск"

___________________/ Зуккель О.Н.

Приложение Б

Заказное Истец: ООО "КДВ-МИНУСИНСК"

Адрес: г. Минусинск, ул. Крекерная, 8

(39132) 2-59-60

Ответчик: ООО "САЯНСКАЯ ДОРОЖНО-ПУТЕВАЯ КОЛОННА "ТРАНССТРОЙ"

Адрес: г. Минусинск, ул. Народная,33

(39132) 2-08-01

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

на сумму 55 000 рублей 15 октября 2009г. в адрес Ответчика нами была направлена претензия N 174 от 15 октября 2009 г. на сумму 55 000 рублей за недостачу товарно-материальных ценностей, полученных водителем-экспедитором Ответчика Дударевым Владимиром Андреевичем под полную материальную ответственность.

При приемке груза от водителя-экспедитора Дударева В.А. была обнаружена недостача хлебопекарной муки в/с "Алтайская мука" на сумму 55 000 руб.

В соответствии со ст.157 Устава железнодорожного транспорта РФ в товарно-транспортной накладной N 1008 от 8 октября 2009г. была сделана отметка о недостаче и с участием представителя незаинтересованной организации ООО "Импульс", действовавшего по доверенности N 1018 от 8 октября 2009г. и водителя-экспедитора был составлен акт N 10-08 от 8 октября 2009г., удостоверяющий недостачу груза.

По данному поводу Ответчику была направлена претензия N 174 от 15 октября 2009г., которая им была рассмотрена и отклонена вследствие отсутствия товарно-транспортной накладной в момент доставки груза.

Возражения Ответчика считаем необоснованными, т.к. недостающие документы, необходимые для рассмотрения претензии могут быть запрошены у заявителя с указанием срока их предоставления.

На основании изложенного просим взыскать с ООО "САЯНСКАЯ ДОРОЖНО-ПУТЕВАЯ КОЛОННА "ТРАНССТРОЙ" стоимость недостачи груза на сумму 55 000 руб.

Приложение:

1. Претензия N 174 от 15 октября 2009г.

2. Акт N 10-08 от 8 октября 2009 г. .

3. Товарно-транспортная накладная N 1008 от 8 октября 2009 г.

4. Платежное поручение на перечисление госпошлины.

Начальник юридического отдела ___________________/ Михайлова Е.С.

Генеральный директор ___________________/ Зуккель О.Н.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты