Проблемы административно-правового регулирования в современных условиях
p align="left"> осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность исчисления платежей гражданам, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей;
осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных; налогов и других обязательных платежей через банки и иные финансово-кредитные учреждения;
осуществляют свою контрольную работу во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками;
передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, предъявляют в суд и арбитражный суд иски: о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий; обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;
производят осмотр, фиксацию содержания и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Государственной налоговой службы. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции; осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества, а также имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей и административных штрафов;
приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой .налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
составляют, анализируют и представляют вышестоящим налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым органам -- ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения и жалобы на действия должностных лиц налоговых инспекций;
привлекают к дисциплинарной ответственности должностных лиц налоговых инспекций за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность. Проверки предприятий, учреждений и организаций должностные лица Министерства РФ по налогам и сборам оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и факты невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет. При выявлении нарушений, за которые виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности, помимо отражения этих фактов в акте проверок, составляются протоколы о нарушении налогового законодательства. Протоколы составляются должностными лицами налоговых инспекций также при установлении фактов нарушений гражданами законодательства о налогах и других платежах в бюджет.
Руководители государственных налоговых инспекций в соответствии с предоставленными им правами принимают постановления о наложении административного штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в совершении административных правонарушений. В зависимости от состава правонарушения налогового законодательства штраф может быть наложен в размере от двух до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда, а при повторности правонарушения -- в размере от пяти до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
Граждане, виновные в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающиеся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также граждане, виновные в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, подвергаются штрафу в размере от двух с половиной до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда, а в случае повторности правонарушения -- в размере от пяти до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
Подразделения налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления предприятий, учреждений, организаций и граждан, уклоняющихся от уплаты налогов или занижающих полученный доход (прибыль).
Система и административно-правовой статус налоговой полиции
Система органов налоговой полиции. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации является правоохранительным органом и составной частью сил обеспечения экономической безопасности России. Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой, которую составляют: Департамент налоговой полиции Российской Федерации (ДНП России), органы налоговой полиции в республиках в со-ставе России (департаменты, управления), органы налоговой полиции краев, областей, автономной области, автономных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга (управления, отделы Департамента налоговой полиции -- территориальные органы), органы налоговой полиции городов и районов в гг. Москве и Санкт-Петербурге, а также районные и межрайонные отделы департаментов, управлений налоговой полиции республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов (местные органы налоговой полиции).
Административно-правовой статус налоговой полиции. Задачами налоговой полиции являются:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступ-лений и иных правонарушений, а также информирование соответствующих правоохранительных органов о выявленных других экономических преступлениях;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Задачи, обязанности и права налоговой полиции определены законом Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации , Положением о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации, а также нормативными актами субъектов федерации, регулирующими отношения в сфере налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемыми в пределах их полномочий.
Органы налоговой полиции в соответствии со своими задачами обязаны:
проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры к возмещению нанесенного государству ущерба;
осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;
принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном порядке их проверку;
обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных мероприятий, оказывать им помощь в производстве отдельных процессуальных действий;
оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, федеральной службе безопасности, органам внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;
проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;
осуществлять сбор и анализ информации об исполнении нало-гового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать органы представительной и исполнительной власти России о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.
Сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.
Для выполнения задач, возложенных на органы налоговой полиции, последним предоставлено право:
проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью вы-явления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание в пределах своей компетенции;
пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
осуществлять проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами государственной налоговой службы;
приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента проникновения;
требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать его выполнение; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции налоговой полиции;
получать безвозмездно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, физических лиц необходимую информацию;
составлять протоколы об административных правонарушениях, производить административное задержание и другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случаях невыполнения этими лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
производить неотложные следственные действия, внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности,
при получении информации о сокрытии доходов, подлежащих налогообложению;
хранить, носить и применять табельное оружие, специальные средства, применять физическую силу.
Налоговая полиция может привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, выплачивать лицам, представившим информацию о налоговом преступлении или нарушении вознаграждение в размере до 10 процентов от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет.
За совершение руководителями и иными должностными лицами предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), физическими лицами действий, препятствующих деятельности налоговой полиции или создающих условия, затрудняющие ее деятельность (пп. 5--10 ст. II Закона о федеральных органах налоговой полиции), виновные привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере до стократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда. Постановление о наложении штрафа принимается начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем.
Кредитные учреждения и их правовой статус
Кредитное учреждение (организация) -- юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк -- кредитная организация, которая имеет право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Существуют также небанковские кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмот-ренные законодательством.
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации от 7 июля 1995 г. «О банках и банковской деятельности» , «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» и другими нормативными актами.
Центральный банк Российской Федерации является главным банком Российской Федерации. Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет прием наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом: осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.
Банк России предоставляет кредиты; покупает, продает и хранит государственные ценные бумаги; покупает и продает иностранную валюту; осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России может назначать и осуществлять проверку операций кредитных организаций, устанавливает единые правила отчетности и совершения банковских операций, может давать кредитным организациям обязательные предписания об устранении нарушений законодательства и установленных экономических нормативов. В случае неисполнения предписаний Банк России предъявляет учредителям банков и других кредитных организаций требования о проведении мер по финансовому оздоровлению банка (кредитной организации), о его реорганизации, о замене руководителей банка (кредитной организации), о его ликвидации, о назначении временной администрации по управлению банком или иной кредитной организацией.
Банк России в пределах своих полномочий издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Органы управления Банком России. Высшим органом Банка России является Совет директоров -- коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
Председатель Банка России руководит деятельностью Совета директоров. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Члены Совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.
В своей деятельности руководство Банка России подотчетно Государственной Думе. Банк представляет Государственной Думе годовой отчет, а также аудиторское заключение.
Взаимоотношения финансово-кредитных органов с органами внутренних дел. Финансовые, кредитные, налоговые органы и налоговая полиция вступают в разнообразные правовые отношения с органами внутренних дел, финансовые органы в пределах своей компетенции осуществляют методическое руководство финансовой деятельностью органов внутренних дел и контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Они имеют право требовать от органов внутренних дел необходимые сведения и бухгалтерскую отчетность, давать ям обязательные для исполнения указания по вопросам финансовой дисциплины.
Органы внутренних дел взаимодействуют с финансовыми органами в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, нарушениями правил о валютных операциях и др.
С органами кредитования органы внутренних дел вступают в кредитные отношения в связи с организацией и ведением строительства, а также необходимостью получения кредита для других нужд. Кроме того, подразделения органов внутренних дел (милиции) на основе договоров охраняют государственные банки и иные кредитные учреждения.
Органы государственной налоговой службы и налоговой полиции координируют проведение с органами внутренних дел мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет, передают органам внутренних дел материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Органы внутренних дел обязаны оказывать содействие работникам налоговых инспекций в выполнении ими служебных обязанностей в пределах, установленных законодательством.
Органы налоговой полиции обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений в области налогового законодательства.
Содержание управления статистикой, системаи административно-правовой статус органов государственной статистики
Содержание управления статистикой. Централизованная система учета и статистики является важнейшим средством государственного управления экономикой и социально-культурной жизнедеятельностью. Без учета и изучения статистических данных о тех или иных процессах и явлениях, происходящих в обществе и государстве, немыслимы прогнозирование экономического и социального развития, принятие обоснованных управ-ленческих решений и проверка их выполнения.
Учет и статистика представляют собой систему сбора и обработки данных, характеризующих социально-экономическое состояние государства, производительности труда, научно-технического прогресса и другие процессы, происходящие в нашем обществе.
Организация государственного учета базируется на принципе обязательного представления всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, достоверных статистических данных в установленном порядке и в определенные сроки. Первичный учет является функцией всех государственных органов и организаций. Министерства и ведомства получают статистическую и бухгалтерскую отчетность, проводят мероприятия по централизации учетных данных, по внедрению прогрессивных методов учета.
Управление в рассматриваемой сфере состоит в централизованном руководстве делом учета и статистики, в разработке и совершенствовании методологии и статистических форм учета, в создании автоматизированных систем сбора и обработки информации с использованием математических методов и электронно-вычислительной техники, а также в проверке достоверности отчетных данных.
Система органов статистики. Единую государственную систему статистики составляют: Российское статистическое агентство, его органы в республиках, краях, областях, автономной области, гг. Москве и Санкт-Петербурге, автономных округах, районах и городах. Система государственной статистики находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетна.
Административно-правовой статус органов государственной статистики. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство статистикой, является РСА. В пределах выполнения задач и функций, предусмотренных Положением о Российском статистическом агентстве, агентство представляет официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству России, Федеральному Собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям; разрабатывает научно обоснованную статистическую методологию, соответствующую потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам; координирует статистическую деятельность органов исполнительной власти, обеспечивает условия для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений.
Статагентство обеспечивает функционирование Единого государственного регистра предприятий и организаций на основе учета всех хозяйствующих субъектов с присвоением им идентификационных кодов исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; проводит единую техническую политику в технологии сбора, разработки и передачи статистической информации, взаимодействует с региональными отраслевыми информационно-вычислительными системами; выпускает справочники и иные информационно-аналитические издания и др.
В целях выполнения задач и функций РСА наделено следующими правами:
получать государственную отчетность, а также необходимые данные и материалы по всем статистическим работам от юридических и других хозяйствующих субъектов, в том числе и органов исполнительной власти;
издавать постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми юридическими и
другими хозяйствующими субъектами, находящиеся на тер-ритории России, осуществлять контроль за выполнением законодательства по вопросам статистики;
применять в соответствии с Законом Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» и другими нормативными актами административные взыскания к руководителям и иным должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, независимо от их форм собственности, за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов, устанавливаемых РСА, и др. Органы государственной статистики Российской Федерации в республиках, краях, областях, автономной области, гг. Москве и Санкт-Петербурге, автономных округах, районах и городах руководят статистикой на соответствующих территориях, обеспечивают представление официальной статистической информации органам субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, выполняя функции и осуществляя права, пре-дусмотренные Положением о РСА, применитель-но к конкретным условиям их деятельности.
Органы государственной статистики в субъектах Российской Федерации могут вводить в установленном порядке необходимую дополнительную отчетность, руководствуясь установленными официальными статистическими стандартами, при условии оплаты работ, связанных с организацией этой отчетности, из средств соответствующих бюджетов.
Содержание управления стандартизацией, система и административно-правовой статус органов государственной стандартизации
Содержание управления стандартизацией. Стандартизация -- это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимоза-меняемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Государственное управление стандартизацией состоит в формировании и реализации государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации; обеспечения функционирования систем стандартизации, метрологии и обязательной сертификации, их гармонизации с международными, региональными и зарубежными национальными системами; обеспечения единства измерений в стране; организации работ по сертификации продукции; осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением требований стандартов, правил метрологии и сертификации.
Система органов стандартизации. Единую государственную систему стандартизации составляют: Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, являющийся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации; подведомственные Госстандарту организации и предприятия, включая научно-производственные объединения, научно-исследовательские институты, испытательные центры стандартизации и метрологии и др.
Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами -- государственными инспекторами (главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами, главными государственными инспекторами республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами, государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами).
Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. Субъекты хозяйственной деятельности, включая негосударственные объединения, организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с законом Российской Федерации «О стандартизации» .
Административно-правовой статус органов государственной стандартизации. В своей деятельности органы стандартизации руководствуются законом «О стандартизации», Положением о Комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии и другими нормативными актами. Госстандарт России устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии и обязательной сертификации; осуществляет методическое руководство и координацию деятельности технических комитетов по стандартизации, создаваемых на добровольной основе на базе предприятий или организаций для разработки государственных стандартов России; утверждает государственные стандарты (за исключением стандартов в области строительства), общероссийские классификаторы технико-экономической информации; осуществляет государственную регистрацию нормативных документов по стандартизации, а также веществ и материалов.
Госстандарт России устанавливает единицы величин, допускаемые к применению, утверждает и хранит государственные эталоны, развивает государственную эталонную базу; устанавливает правила калибровки средств измерений.
Госстандарт России определяет номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации: и вводит сертификационные знаки; аккредитирует органы по обязательной сертификации, испытательные и калибровочные лаборатории (центры); принимает решение о признании знаков соответствия обязательной сертификации зарубежных и международных органов.
Органы и должностные лица Госстандарта России осуществляют надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, метрологических правил и контроль за правильностью проведения сертификации; применяют в пределах своей компетенции санкции за их несоблюдение и др.
Госстандарт России в соответствии с выполняемыми им функциями имеет право:
выдавать и аннулировать лицензии на издание и переиздание утвержденных им государственных стандартов, на проверку, прокат средств измерений: на проведение работ по обязательной сертификации, на право применения установленных им сертификационных знаков;
направлять предписания об устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров, отзыве их от потребителя; налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров, руководителей предприятий и органов по сертификации в случаях, предусмотренных законодательством;
предъявлять в суды, арбитражные суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров в случае нарушения ими обязательных требований стандартов и др. Госстандарт России имеет право принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам государственной стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами.
За нарушение предписаний государственных инспекторов Госстандарта России о запрещении или приостановке реализации (поставки, продажи) продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в установленных размерах.
Содержание управления государственным имуществом, система и административно-правовой статус органов по управлению государственным имуществом
Содержание управления государственным имуществом составляют: обеспечение проведения государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий; управление и распоряжение объектами государственной собственности; осуществление межотраслевой координации в процессе приватизации и управления собственностью.
Систему органов по управлению государственным имуществом составляют: Министерство государственного имущества Российской Федерации и его территориальные органы (территориальные агентства); комитеты по управлению имуществом субъектов Российской Федерации. Мингосимущество России может наделять эти комитеты полномочиями территориальных агентств Мингосимущества России.
Административно-правовой статус органов по управлению государственным имуществом. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности, является Мингосимущество России. В своей деятельности Мингосимущество России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве государственного имущества Российской Федерации В своей деятельности Министерство подотчетно Правительству Российской Федерации.
Основными задачами Мингосимущества России являются: реализация государственной политики приватизации государственных и муниципальных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями; управление и распоряжение объектами федеральной собственности на территории России и за рубежом; осуществление межотраслевой и межрегиональной координации приватизации государственного имущества, управления и распоряжения федеральной собственностью; руководство деятельностью своих территориальных органов; участие в создании инфраструктуры фондового рынка, обеспечивающей процессы приватизации и реализации государственной политики в области привлечения инвестиций.
Функции МГИ России. В целях выполнения возложенных на него задач Мингосимущества России разрабатывает государственную программу приватизации, организует и контролирует ее реализацию; разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, привлечения инвестиций; организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в области приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности; обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства на территории России и за рубежом; организует и принимает решения о приватизации находящихся в федеральной собственности государственных предприятий.
К функциям Мингосимущества России относятся контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в Федеральной собственности, и его учет; назначение и проведение документальных и иных проверок (ревизий), аудиторских проверок; организация экспертизы и оценок стоимости имущества, находящегося в федеральной собственности, и др.
В целях выполнения задач и функций Мингосимущества наделен соответствующими полномочиями:
утверждать уставы федеральных унитарных предприятий; издавать в пределах своей компетенции акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности;
запрашивать от федеральных органов исполнительной власти, комитетов по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, Российского фонда федерального имущества и его территориальных органов, а также от органов местного самоуправления, государственных учреждений и хозяйствующих субъектов материалы и иные сведения о выполнении государственной программы приватизации;
требовать от федеральных предприятий и учреждений необходимые документы и сведения при выявлении нарушений законодательства по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, при-нимать соответствующие меры;
отменять решения своих территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства или превышением предоставленных им полномочий.
Мингосимущесво России руководит деятельностью своих территориальных органов. Компетенция указанных органов определена Типовым положением о комитете по управлению имуществом края, области . Мингосимщество вправе поручать этим органам осуществление его полномочий.
При Мингосимуществе России состоит Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве). Оно занимается вопросами, связанными с проведением государственной политики, направленной на предотвращение банкротства предприятий, реорганизацию неплатежеспособных предприятий, признанных несостоятельными.
Содержание управления в сфере антимонопольной деятельности, система и административно-правовой статус антимонопольных органов
Содержание управления в сфере антимонопольной деятельности состоит в проведении государственной политики по содействию и развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Систему антимонопольных органов составляют: Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы, которые подведомствен-ны министерству России и осуществляют свою деятельность в соответ-ствии с законодательством на основе положения, утверждаемого министерством России.
Административно-правовой статус Министерства РФ по антимонопольной политике и его территориальных органов. Задачи и функции государственных антимонопольных органов, а также их полномочия определены Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на то-варных рынках» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. ) и Указом Президента Российской Федерации о статусе указанного министерства.