Рефераты

Проблемы административно-правового регулирования в современных условиях

p align="left">Министерство и его органы призваны: содействовать развитию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства; предупреждать, ограничивать и пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию; осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Министерство разрабатывает и реализует меры по демонополизации производства; контролирует соблюдение антимонопольных требований при образовании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, а также приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках хозяйствующих субъектов или к ограничению конкуренции.

Для выполнения задач и функций Министерства наделен соответствующими полномочиями:

давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения и др.;

принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний министерства.

Сотрудники, уполномоченные антимонопольными органами, в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами. Руководители и иные должностные лица перечисленных органов и организаций обязаны по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию.

Министерство осуществляет контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и иных объединений, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акции (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

При осуществлении контрольных и иных функций антимонопольные органы обязаны соблюдать коммерческую тайну. В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Взаимоотношения органов государственной статистики, органов государственной стандартизации и иных межотраслевых органов с органами внутренних дел

Взаимоотношения органов статистики с органами внутренних дел. Органы внутренних дел представляют в органы статистики необходимые статистические данные, статистическую отчетность. Так, предприятия и организации МВД России представляют в органы статистики данные о движении населения; государственная автомобильная инспекция представляет сведения об автомототранспортных средствах, принадлежащих органам, предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам, а также сведения о дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях, иных правонарушениях, связанных с эксплуата-цией автомототранспорта.

Органы государственной статистики имеют право требовать от органов внутренних дел представления статистических данных, характеризующих состояние правопорядка. Они могут давать в пределах своей компетенции обязательные указания по вопросам статистики.

Взаимоотношения органов стандартизации с органами внутренних дел. Эти взаимоотношения возникают в связи с производственной деятельностью предприятий и иных организаций, входящих в систему МВД России, поскольку они должны повышать уровень производства и качества выпускаемой продукции, соблюдать соответствующие стандарты и требования сертификатов. Некоторые службы МВД России ведают вопросами стандартизации. Так, государственная противопожарная служба организует и осуществляет разработку стандартов, утверждает самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями обязательные для исполнения требования, нормы, правила в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и огнетушащих средств; рассматривает и согласовывает проекты стандартов, норм, правил, других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, и др. Эта деятельность противопожарной службы осуществляется во взаимодействии с органами Госстандарта России.

На ГИБДД МВД России возлагается разработка совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, иными учреждениями и организациями предложений по повышению безопасности дорожного движения, предупреждению происшествий на транспорте, а также осуществ-ление контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов по установке и эксплуатации технических средств регулирования дорожного движения. При осуществлении указанных функций ГИБДД МВД России сотрудничает с органами стандартизации.

Органы внутренних дел взаимодействуют с иными межотраслевыми органами. Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 21 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» органы милиции обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам федерального антимонопольного органа (территориального органа) при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом бес-препятственный доступ к необходимой информации в целях выполнения возложенных на них функций. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции помогают должностным лицам межотраслевых органов в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

Вопрос 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Административно-правовое обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Понятие чрезвычайной ситуации. Согласно Федеральному закону от II ноября 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей .

В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создана единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также организации, в обязанности которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных си-туаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Правовой статус территориальных подсистем РСЧС определяется положениями, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Правовой статус функциональных подсистем РСЧС определяется положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповеще-ния, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне -- Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти; на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, -- региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий МЧС России; на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, -- комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), -- комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления; на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, -- объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются: на федеральном уровне -- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); на региональном уровне -- региональные центры; на территориальном и местном уровнях -- органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления; на объектовом уровне -- отделы (сек-торы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Органами повседневного управления РСЧС являются пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы охраны органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Правовые основы деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г., и другими нормативными актами.

Вышеуказанными нормативными актами определяются принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и порядок взаимодействия основных элементов системы, а также регулируются основные вопросы функционирования РСЧС.

Основными задачами РСЧС являются: разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социаль-ного назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В чрезвычайных ситуациях проводятся аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Правовое положение МЧС России. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координации работ по мобилизационной подготовке хозяйства страны, является МЧС России.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации по вопросам ведения МЧС России. Специальным актом, определяющим правовой статус МЧС России, является Положение о нем, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. МЧС России является юридическим лицом.

Основными задачами МЧС России являются: разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководство гражданской обороной, Войсками гражданской обороны, поисково-спасательной службой МЧС России; обеспечение функционирования и дальнейшего развития системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; организация и осуществление государственного надзора за го-товностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению; руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; проведение подводных работ особого назначения, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по пре-одолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области; организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях и др.

В соответствии с указанными задачами МЧС России реализует, в частности, следующие функции:

1) организует разработку и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных актов и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) организует разработку и осуществление на территории страны мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществляет разработку и непосредственное руководство реализацией мероприятий гражданской обороны, обеспечивает боевую, и мобилизационную готовность Войск гражданской обороны Российской Федерации, региональных и территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, планирует и организует их мобилизационную подготовку;

3) осуществляет руководство функционированием РСЧС; осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий;

4) организует подготовку спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;

5) осуществляет государственный надзор за выполнением нормативных требований по гражданской обороне, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неот-ложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

6) организует оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, контролирует создание и работу соответствующих территориальных и локальных систем оповещения; организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) организует совместно с заинтересованными органами ис-полнительной власти формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;

8) утверждает инструкции, нормы, правила и другие нормативно-методические документы по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России; организует разработку методик определения материального ущерба от возникающих чрезвычайных ситуаций.

МЧС России осуществляет и другие функции, возложенные на Министерство законодательством и Положением о нем.

В целях реализации задач и функций МЧС России предоставлено право:

принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,

предприятиями, учреждениями и организациями, необходимые для организации и координации работ по гражданской обороне, мобилизационной подготовке хозяйства страны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;

заслушивать представителей вышеуказанных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

запрашивать и получать от органов государственной статистики, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных на МЧС России задач;

проводить в установленном порядке проверки министерств, ведомств, предприятий, организаций и объектов по вопро-сам, отнесенным к их компетенции.

Министерство может привлекать отечественных и иностранных специалистов для участия в проведении государственной экспертизы территорий, потенциально опасных объектов и производств; заключать контракты (договоры) с исполнителями (фирмами), в том числе и зарубежными, по созданию аварийно-спасательной техники, техники для подводных работ, проведения работ по реабилитации населения и территорий, пострадавших от радиационных и иных аварий и катастроф, и др.

МЧС России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЧС России задач. Министр руководит деятельностью Министерства и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, представляет Министерство в государственных и иных органах и организациях Российской Федерации, а также в международных организациях. Министр издает приказы, директивы и дает указания.

В МЧС России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра по должности, а также руководящих работников Министерства и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций. Члены коллегии МЧС России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

В регионах Российской Федерации создаются и осуществляют свою деятельность региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

Административно-правовые режимы управления

В зависимости от фактической обстановки, условий управленческой деятельности, работа органов исполнительной власти может осуществляться в различных режимах. Обычно эти режимы называют административно-правовыми режимами управления. Административно-правовые режимы управления возможно разделить на две группы:

Режимы управления в обычных условиях, когда отсутствуют какие-либо угрозы общественным интересам. Среди них возможно выделить повседневный (обычный) режим работы органов исполнительной власти и усиленный режим работу органов исполнительной власти.

Режимы управления в особых условиях. Различаются в зависимости от причин и методов реализации исполнительной власти.

В настоящее время законодательство предусматривает два вида административно-правовых режимов, которые возможны на территории Российской Федерации. Это режим чрезвычайного положения и режим военного положения.

Административно-правовой режим чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение, условия и основания его введения. Важная роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства в чрезвычайных условиях принадлежит особому правовому режиму деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающему установленные законодательством ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополни-тельных обязанностей, т.е. чрезвычайному положению. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

Правовой основой введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях является Конституция Российской Федерации и федеральный закон «О чрезвычайном положении» .

Условиями введения чрезвычайного положения служат обстоятельства, которые представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть не только чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие аварийно-спасательных и восстановительных работ), но и чрезвычайные обстоятельства социального характера (попытка насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов).

Порядок введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации. Неутвержденный указ утрачивает силу.

В указе о введении чрезвычайного положения должны быть названы обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; дано обоснование необходимости его введения; содержаться перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; перечислены органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и указаны точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; определены границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; определено время вступления в силу чрезвычайного положения, а также точный срок, на который оно вводится.

Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, требующих неотложных мер по спасению населения.

В период действия режима чрезвычайного положения в установленном порядке могут быть изменены перечень и пределы чрезвычайных мер, предусмотренные указом о введении чрезвычайного положения, или принято решение о его отмене.

Режим чрезвычайного положения преимущественно регулируется нормами административного права, следовательно, он является административно-правовым режимом.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 дней, а вводимого в отдельных местностях -- 60 дней. По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается, а в случаях необходимости продлевается на такой же срок в установленном порядке.

В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного Пакта о гражданских и политических правах, в случае объявления чрезвычайного положения Президент России в трехдневный срок принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному Пакту, об объеме этих отступлений и причинах такого решения.

Уполномоченные органы в течение всего периода чрезвычайного положения осуществляют контроль за соблюдением закона «О чрезвычайном положении» и проводят инспектирование соответствующих территорий. Все должностные лица обязаны содействовать осуществлению указанных функций и незамедлительно представлять запрошенную информацию.

В период действия чрезвычайного положения, введенного по основаниям, указанным в п.«а» ст. 4 Закона о чрезвычайном положении, не допускаются изменения Конституции Российской Федерации и избирательных законов России, конституций республик, входящих в состав Российской Федерации, не проводятся выборы органов государственной власти и местного самоуправления, а также референдумы.

Организация государственного управления и меры, применяемые в условиях административно-правового режима чрезвычайного положения. На территории, где введено чрезвычайное положение, могут устанавливаться особые формы управления в соответствии с Законом о чрезвычайном положении. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту России либо назначенному им органу. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций государственными органами территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы.

В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения указом Президента министру внутренних дел и директору ФСБ России может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Сформированные специальные органы управления вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. В случае создания специальных органов управления полномочия территориальных органов представительной и исполнительной власти могут быть временно ограничены либо приостановлены Президентом России.

Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение. По предложению министра внутренних дел Российской Федерации или директора ФСБ России Президент Российской Федерации обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств орга-нов МВД и ФСБ. В исключительных случаях Президент принимает меры по привлечению Вооруженных Сил.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения. При введении чрезвычайного положения устанавливаются перечень, и пределы чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, включая исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:

а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свобод передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обес-печивающих жизнедеятельность населения;

в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

г) запрещение забастовок;

д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

При введении чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п.«а» ст. 4 Закона о чрезвычайном положении, дополнительно могут вводиться следующие меры:

а) комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;

в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, -- личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций -- также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

При введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера в дополнение к вышеуказанным мерам могут применяться:

а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;

б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;

г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции; иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;

е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

Гарантии прав и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой создавшегося положения. Эти меры должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из действующих международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны влечь за собой какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам расы, национальности, пола, языка, религии, политических убеждений или социального происхождения.

Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, при-нятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах.

Порядок и условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, находящихся на вооружении органов внутренних дел, применяются в соответствии с законами Российской Федерации и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения. Неправомерное применение указанных средств принуждения сотрудниками органов внутрен-них дел, федеральной службы безопасности и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных Законом о чрезвычайном положении, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.

Вместе с тем Законом о чрезвычайном положении установлена ответственность граждан и должностных лиц за нарушение административно-правового режима чрезвычайного положения.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, -- до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру. Нарушение установленного режима, за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа в размере от 0,5 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда, если эти нарушения не содержат в себе состава преступления и не влекут за собой уголовной ответственности.

Неоднократное нарушение режима чрезвычайного положения, действия, провоцирующие нарушение правопорядка и разжигающие национальную рознь, а также нарушающие общественный порядок, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа внутренних дел или федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа в размере до 7 минимальных месячных размеров оплаты труда или административный арест на срок до тридцати суток, если эти действия не влекут уголовной ответственности. Те же действия, совершенные должностными лицами, влекут за собой наложение штрафа в размере до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда или административный арест на срок до тридцати суток.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьей в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях в срок до трех суток. Лица, совершившие административные правонарушения, могут быть задержаны вплоть до рассмотрения дела судьей.

Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.

Административно-правовой режим военного положения

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 апреля 1996 г. “0б обороне” военное положение -- это особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод и расширение полномочий органов военного управления на территории, где оно введено. Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.

Введение военного положения предусмотрено Конституцией Российской Федерации и отнесено к компетенции Президента Российской Федерации. Режим военного положения подлежит урегулированию специальных федеральным законом.

Правовое регулирование режима военного положения обусловливается характером и степенью угрозы безопасности личности, общества и государства в военный период. Во время военных действий нарушается нормальная жизнедеятельность, разрушаются общественные взаимосвязи, подвергаются изменениям задачи и функции государственных органов и органов местного самоуправления. На режим военного положения возлагаются задачи обеспечения жизнедеятельности общества, функционирования государственных органов, общественного порядка и общественной безопасности, а также содействие воинским формированиям в достижении стоящих перед ними военных целей.

Особенность режима военного положения заключается не только в ограничении прав и свобод, но и в усилении роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории, где введено военное положение. Режим военного положения предполагает также возложение на граждан, на предприятия и организации обязанностей, которые не могут на них возлагаться в обычных условиях, например мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств граждан и организаций для военных целей.

Организация управления в местности, объявленной на военном положении, определяется военной обстановкой. В районах боевых действий и в прифронтовой полосе функции государственных органов представительной и исполнительной власти переходят к военному командованию. Органам военного управления принадлежит вся полнота власти там, где в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют органы государственной власти. Военное командование на территориях, не входящих в район непосредственных боевых действий, где продолжают действовать органы государственной власти, наделяется дополнительными полномочиями по обеспечению обороны, государственной безопасности и общественного порядка. Другие вопросы жизнедеятельности решаются территориальными органами государственной власти.

В условиях военного положения управление предприятиями, организациями и иными объектами, не имеющими военного назначения, может осуществляться в случае необходимости во-енным командованием.

Задачи и функции органов внутренних дел в особых условиях

Перечень задач и функций органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в условиях чрезвычайного и военного положений варьируется в зависимости от оснований их введения.

При введении чрезвычайного положения в связи с опасными ситуациями природного и техногенного характера -- стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, крупными катастрофами, ставящими под угрозу жизнь и здоровье населения, на органы внутренних дел возлагаются специальные задачи по оказанию помощи населению, предприятиям, учреждениям и организациям.

Органы внутренних дел принимают неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра. Они участвуют в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; производят блокирование участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф; организуют тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; осуществляют при необходимости досмотр транспортных средств и др.

При введении чрезвычайного положения в связи с социальными конфликтами (массовые беспорядки, межнациональные конфликты и т.п.) органы внутренних дел продолжают выполнять задачи и функции, предусмотренные законами «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другими нормативными актами. Вместе с тем в зоне чрезвычайного положения эти задачи и функции детализируются.

Органы внутренних дел обеспечивают правовой режим в зоне чрезвычайного положения. На них возлагаются задачи и функции по усилению охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; по усилению охраны мест заключения осужденных. Органы внутренних дел выдают различного рода документы, подтверждающие или устанавливающие полномочия физических, должностных и юридических лиц; производят проверку правомочности действий лиц при введении комендантского часа; контролируют въезд на терри-торию и выезд с территории, где установлен особый режим; осу-ществляют контроль за обращением отдельных товаров, веществ и иных предметов; производят проверку документов у граждан в местах их скопления; организуют оцепление участков территории при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, и др.

В условиях военного положения органы внутренних дел участвуют в защите населения, объектов и коммуникаций на территории, где введено военное положение, от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также сотрудничают с военным командованием в поддержании режима военного положения.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты