Проблемы борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией
Проблемы борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы ответственности за организацию притона для занятия проституцией, по мнению автора, обусловливается тем, что за весь многовековой период существования явления проституции обществом не выработано однозначного отношения ни к самой проституции, ни к проституткам, ни к возможным мерам противодействия коммерческому сексу.
Проблема проституции принадлежит к числу проблем привлекающих внимание исследователей. Социологи, историки, юристы размышляют над истоками возникновения проституции, ищут причины сохранения, а во многих случаях и роста проституции, упадка нравственности и морали. Особенно остро стала эта проблема сейчас, когда условия сложившиеся в нашей стране способствуют процветанию проституции. Статистика дает относительную возможность проследить динамику лишь зарегистрированных проституток, что уровень латентной проституции не сопоставим с уровнем зарегистрированной. Тем не менее, анализируя данные, можно сделать вывод, что наблюдается терпимое отношение проституции в России. Возникла реальная потребность в изучении факторов преодоления роста проституции в обществе.
История различных народов свидетельствует о том, что уже с первыми зачатками культурного развития всюду устанавливался взгляд на проституцию, как на явление безнравственное, заслуживающее кары.
Не касаясь подробностей истории проституции, заметим, что, она, считаясь занятием предосудительным, продолжала быть терпимой. В разное время в различных странах делались, правда, попытки радикально искоренить проституцию, но они вскоре оказывались бесплодными. Это терпимое отношение к проституции и ее притонам (публичным домам) сделалось характеристическою чертою государственной политики в области полиции нравов. Распутные женщины были не только терпимы, но публичные дома признавались даже прямо необходимыми для города учреждениями. Такие дома часто составляли собственность территориального государя или города, которые ради выгоды сдавали их в аренду женщинам или же сами управляли ими хозяйственным образом. Частные публичные дома могли устраиваться по получении концессии и находились под правительственной защитой. Они платили также налоги.
В наше время проституция стала обыденным явлением наряду с безработицей и ростом цен. «Ночные бабочки» публикуют свои объявления в СМИ, предлагают свои услуги через охранников и обслуживающий персонал гостиниц, просто стоят вдоль проезжей части дорог на оживленных улицах города. О них знают и сотрудники уголовного розыска, и персонал вендиспансеров. А между тем, за занятие проституцией предусмотрена административная ответственность и уголовная ответственность за действия, связанные с проституцией: вовлечение в занятие проституцией, организацию и содержание притонов для занятия проституцией.
Организация и содержание притона для занятия проституцией не рассматривается законодателем в качестве тяжкого преступления.
Сегодня только в Москве в проституцию вовлечены 60-80 тыс. человек. Месячный оборот столичной проституции, по разным оценкам, составляет $15-50 млн.
В целом по России ситуация такова, что органы внутренних дел, имея оперативную информацию о том, что лицо занимается вовлечением в занятие проституцией, сводничеством, содержит притон, не используют ее для привлечения этого лица к ответственности в силу ряда причин. В их числе можно назвать отсутствие четкого законодательного определения понятия «проституция», сложность доказывания фактов вступления в половую связь за плату, нехватку кадров. Криминогенная обстановка такова, что органы правопорядка в первую очередь занимаются расследованием тяжких насильственных преступлений и не имеют возможности должным образом реагировать на все факты нарушения уголовного закона.
Одним из приоритетных направлений социальной политики РФ является борьба с преступностью, в т.ч. с преступлениями против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Особое место среди этих преступлений занимает организация притонов для занятия проституцией - проблема, которая приобрела международный характер.
Кроме того, действующее законодательство РФ требует существенного усовершенствования, т.к. оно не обеспечивает надежной правовой защиты от таких посягательств на личность и не полностью отвечает нормам международно-правовых актов. В связи с этим теоретическая разработка данной проблемы будет содействовать законотворческой и правоприменительной деятельности. Указанные аргументы по представлению автора, в полной мере подтверждают актуальность выбранной темы диссертации.
Названные обстоятельства диктуют необходимость теоретической разработки многих вопросов борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией. Наряду с этим эта проблема является одной из наименее разработанных и малоисследованных в отечественной юридической науке. Отсутствуют самостоятельные разработки данной проблемы не только на уровне монографий, но и на уровне элементарных учебных пособий.
Однако в целом значительный круг вопросов, связанных с рассматриваемой проблемой разработан недостаточно и требует дальнейшего научного изучения.
Недостаток в современной отечественной научной литературе какой либо консолидированной информации, посвященной борьбе с организацией или содержанием притонов для занятия проституцией, а также целенаправленных исследований в этой области, определяет необходимость и актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы заключается в комплексной научной разработке теоретических основ решения проблем борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией и выработке предложений по повышению ее эффективности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучение борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией в историко-правовом аспекте;
- теоретический анализ понятия организации и содержания притона для занятия проституцией;
- исследование общих и специальных вопросов квалификации деяния как организации и (или) содержания притона для занятия проституцией;
- обобщение научных рекомендаций и судебной практики по делам, связанным с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией;
- формулировка предложений о возможных изменениях уголовного законодательства об ответственности за организацию и содержание притонов для занятия проституцией;
- определение возможностей и основных направлений профилактики и предупреждения организации притонов для занятия проституцией.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в сфере организации и содержания притона для занятия проституции, предметом - состояние борьбы с данным видом преступления, а также ее уголовные и уголовно-правовые аспекты.
Методологическою основою диссертационного исследования является теория научного познания общественно-правовых явлений, а также научные принципы и концептуальные положения, разработанные специалистами в области криминологии, уголовного права, международного права и т.д. В процессе исследования использовались исторический, социологический, системно-структурный, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический и иные методы познания.
Теоретическим подтверждением диссертационного исследования стали работы таких отечественных и зарубежных ученых, как: Ю.В. Александрова, П.Д. Биленчука, В.О. Глушкова, Н.О. Гуторовой, И.М. Даньшина, Т.А. Денисовой, О.М. Джужи, А.П. Закалюка, А.Ф. Зелинского, Г.Кайзера, О.М. Костенка, М.Й. Коржанского, И.П. Лановенка, О.М. Литвака, В.Г. Лихолоба, П.С. Матишевского, М.И, Мельника, П.П. Михайленка, М.И. Панова, О.Я. Светлова, В.М. Смитиенка, В.В. Сташиса, В.Я. Тация, И.К. Туркевич, В.И. Шакуна, Г.Шнайдера и т.д.
Отдельным вопросы борьбы с организацией притонов для занятия проституцией рассматриваются в работах Ю.М. Антоняна, СВ. Шмакова, М.А. Селезнева, А.Г. Быкова, В.В. Лысенко, А.П. Дьяченко, Н.А. Синельникова, СВ. Шлык. Однако названные авторы преимущественно рассматривают криминологические аспекты проблемы. Некоторым аспектам борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией средствами уголовного закона посвящены статьи принадлежащие перу К.М. Бубона, Е.Н. Сережкиной.
Научная новизна полученных результатов. Работа является практически одним из первых исследований криминологических и уголовно-правовых аспектов борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией. В диссертации дается характеристика этого преступления, устанавливается его связь с комплексом иных правонарушений, приводятся конкретные предложения по организации и практическому обеспечению борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией. Анализируется мировой опыт борьбы с этой проблемой.
Теоретическое и практическое значение результатов исследования. Изложенные в диссертации теоретические положения, положения, выводы и предложения имеют как общетеоретическое, так и специально-отраслевое значение для науки уголовного, уголовно-процессуального, международного права и криминологии, поскольку расширяют и углубляют представления об организации и содержании притонов для занятия проституцией, как социальном явлении, а также предлагают организационно-правовые методы борьбы с ней. Они могут быть отправной научной базой для дальнейшего изучения криминологических и уголовно-правовых проблем борьбы. содействовать совершенствованию уголовного законодательства РФ и практики его применения.
Практические рекомендации, в т.ч. предложения законодательного характера, направлены на повышение эффективности работы правоохранительных и иных государственных органов в борьбе организацией и содержанием притонов для занятия проституцией.
Публикации. Основные положения и выводы, оформленные в диссертации, опубликованы автором в 6 научных статьях.
Структура работы определяется ее целью и поставленными задачами и состоит из введения, 3 разделов, которые содержат 7 подразделов, заключения, списка использованной литературы (наименований). Общий объем диссертации - 173 страницы.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИТОНА ДЛЯ ЗАНЯТИЕ ПРОСТИТУЦИЕЙ
1.1 Понятия «проституция», «организация» и «содержание» притона для занятия проституцией в истории Российского законодательства
В литературе используются различные понятия «проституция». Так, в словаре иностранных слов проституция (от лат. prostitutio - оскорбление, обесчещение) определяется как продажа женщиной своего тела с целью добыть средства к существованию. Вероятно, исходя из этого определения С.Н. Красуля полагает, что проституцией является продажа женщиной тела за деньги каждому желающему для удовлетворения его половой потребности. Красуля С.Н. От жриц любви до обитательниц борделей // Проституция и преступность.1999. С. 10.
Как известно, «продажа своего тела» - литературный прием, применение которого в юридической литературе неприемлемо. Точнее было бы сказать о «передаче в аренду своего тела». К тому же в рассматриваемых определениях выпала мужская проституция.
Кроме того, оплата услуг лиц, занимающихся проституцией, может выражаться и не в деньгах.
Поэтому представляется верным определение проституции как вступление за плату в случайные внебрачные сексуальные отношения Аколинский С. Проблемы социальной патологии. М., 1977. С. 354..
Необходимо подчеркнуть, что проституция бывает женской и мужской. В ст. 240 УК 1996 г. пол лиц, вовлекаемых в проституцию, не упоминается. Следовательно, «проституирование» возможно при гетеросексуальных и гомосексуальных отношениях, со стороны как женщины, так и мужчины Гилинский Я.И. Проституция как она есть // Проституция и преступность.2001 С. 98.. Мужчина может нанять женщину-проститутку, то же самое может сделать и женщина, пользуясь за плату услугой занимающегося проституцией мужчины, мужчина может нанять мужчину, а женщина женщину. Во всех этих вариантах имеет место проституция. При этом способ удовлетворения полового влечения значения не имеет.
Понятие «проституция» по своей сути сближается с эротической нечистоплотностью, которая может быть связана с частой сменой половых партнеров и иногда сопряжена с получением подарков и денег одной из сторон. В отличие от нее проституция заключается в систематических половых связях (нормальных и анормальных) с различными лицами за плату, что является основным или дополнительным источником существования.
Таким образом отличие проституции от эротических злоупотреблений в системе половых связей заключается в том, что проститутки вступают в половую связь с различными лицами за плату.
«Древнейшей» эту профессию называют потому, что социальное зло, которое она собой являет, существует среди людей с доисторических времен. Уже древние римляне определяли проституцию как отдачу за деньги собственного тела всякому желающему для удовлетворения его полового инстинкта, а проститутками (публичными женщинами) - женщин, занимающихся торговлей своим телом, как промыслом Быкова А. Г. Общественная и научная мысль России 19-го - начала 20-го вв. о социальной сущности проституции (http://www.omsu.omskreg.ru:8003/histbook/articles/y1997/a035/article.shtml).
Аналогично толкует явление и дореволюционная «Большая энциклопедия»: «Проституция, профессиональное участие в половом акте со всякими желающими, ради денег» Большая энциклопедия. Словарь общедоступных терминов по всем отраслям знаний. - СПб., 1904-С.312.. Своеобразна трактовка термина в Советском энциклопедическом словаре: «Проституция (от лат. prostituo - позорно, бесчещу), социальное явление, возникшее в классово антогонистическом обществе (еще в III - II вв. до н.э.) и органически ему присущее, продажа своего тела (главным образом, женщинами) с целью добыть средства к существованию Советский энциклопедический словарь Т. II. М., 1952. С 431.
Указанные определения позволяют понимать проституцию в самом широком смысле слова как любые социальные отношения, независимо от пола, практикуемые из корыстных интересов. Те же, для кого это занятие становится основным источником дохода, представляют собой профессиональную проституцию. Речь идет, прежде всего, о публичных женщинах, к категории которых относятся, во-первых, обитательницы домов терпимости; во-вторых, одиночки, торгующие своим телом на тех же началах; в третьих, женщины бесприютные или бродячие, продающиеся на всяком месте, во всякое время и по самым дешевым ценам, иногда просто за кусок хлеба.
Истоки проституции в России, как, впрочем, и в других странах, уходят вглубь веков. Не случайно она наречена самой «древнейшей профессией». Ее существование всегда беспокоило умы человечества, так большое внимание уделяли ей в своих работах К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бабель, а в России - филосов А. Бердяев, криминолог М. Гернет и другие См.,например, Малахов А. Три века российской проституции // Коммерсантъ-Деньги, № 17-18, 05.05.2001. С. 2..
Но хотя свободные интимные отношения и были составной частью некоторых языческих культов, собственно торговля интимными услугами имеет не столь почтенный возраст. Рынок сексуальных услуг не мог появиться раньше товарно-денежных отношений. В России профессиональная проституция возникла в конце XVII века.
В течение многих столетий это занятие приносило прибыль содержателям притонов, и нередко приводило самих проституток к самым вершинам власти. За «легкий» труд они платили тяжелыми болезнями, ранним старением и, нередко, бездетностью.
В средневековых источниках встречаются упоминания о занимавшихся проституцией «бродячих женщинах». Стражам порядка вменялось в обязанность задерживать их и отправлять на принудительные работы («отсылать на прядильный двор»). В 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось «а будет кто мужеская полу, или женского, забыв страх божий и христианский закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело, а сыщетца на то допряма, и им за такое беззаконие и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом» Красуля С.Н. От жриц любви до обитательниц борделей//Проституция и преступность. 1999 С. 10.,обязал городских объездчиков следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было». Тем не менее, считается, что до Петра I проституции в России почти не существовало. Однако в средневековой Руси не было и массового спроса на услуги проституток. Лишь в результате петровских реформ, когда в России возникли большие сообщества неженатых мужчин (солдаты, матросы, чиновники), появился и стабильный рынок сексуальных услуг См.,например, Малахов А. Указ. сочин.С. 7..
Первый аристократический публичный дом был открыт в Петербурге в конце 50-х годов XVIII века. Его основательницей была немка из Дрездена, которая сняла роскошный дом на Вознесенской улице и набрала штат девушек-иностранок. Заведение погубил скандал: одна из женщин, завлеченная сюда обманом, подала жалобу на высочайшее имя.
Екатерина II отличалась прагматизмом - ее беспокоило прежде всего распространение сифилиса среди солдат. В подписанном императрицей «Уставе городского благочестия» учреждался обязательный медицинский осмотр публичных женщин и оговаривалось, в каких районах столицы они могут осуществлять свою трудовую деятельность Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, Февраль 1897 года. (Отд. IX. стр. 17 и сл.). С.15..
Павел I, известный любовью к мундирам и знакам отличия, даровал проституткам спецодежду. Публичные женщины были обязаны под страхом тюремного заключения носить специальное желтое платье. В этих нарядах проститутки щеголяли недолго, однако именно с того времени желтый цвет стал символом профессии. Появившееся позже медицинское свидетельство публичной женщины стали называть «желтым билетом» См.,например,Крестовский В. В. Петербургские трущобы. Кн. II. СПб., 1993, С. 311. .
Легализация проституции означала, что государство отныне будет контролировать этот вид трудовой деятельности. При Николае I была создана жесткая система медицинского и полицейского надзора за публичными женщинами. Государство не стеснялось два раза в неделю заглядывать проституткам под юбку, но не считало возможным заглянуть к ним в карман, полагая, что брать налог с денег, заработанных развратом, безнравственно Там же С 313..
Женщины, жившие в публичном доме, освобождались от многих бытовых проблем: хозяйка обеспечивала им кров, охрану, одежду и т. п. Однако перед содержательницей дома (по закону содержать публичный дом могла только женщина) проститутки оказывались совершенно бесправными. Задолжав хозяйке, они не имели возможности покинуть дом и фактически попадали в рабство.
По стоимости услуг и уровню обслуживания публичные дома делились на три категории. Обязательным атрибутом дорогих заведений была мягкая мебель. Женщины были хорошо и дорого одеты. За один визит посетитель мог оставить здесь до 100 рублей. За сутки одна женщина принимала не больше 5-6 посетителейСм., например, Проституция в России. Картины публичного торга. СПб., 1908, С. 49..
Посетителями заведений среднего класса были чиновники, студенты, младшие офицеры. Стоимость услуг здесь колебалась от одного до трех рублей за «время» и от трех до семи рублей за ночь. Суточная норма проститутки составляла около 10-12 посетителей.
Дешевые заведения были ориентированы на солдат, мастеровых и бродяг. Здесь расценки составляли 30-50 коп., а суточная норма доходила до 20 и более человек.
Доходы проституток были достаточно высокими. В начале века живущая в публичном доме недорогая проститутка получала в среднем 40 рублей в месяц, в то время как работница текстильной фабрики - 15-20 рублей. Ежемесячный доход дорогой проститутки мог составлять 500-600 рублей Там же С. 58..
В конце XIX века в России было около 2 тыс. зарегистрированных публичных домов. Однако к началу XX века под давлением общественного мнения их число уменьшилось. Так, если в Петербурге в 1876 г. было 206 публичных домов, то в 1909 г. - всего 32 Покровская М.И. Борьба с проституцией. СПб., 1900, С. 5..
Однако это не значит, что проституток стало меньше. Все больше становилось женщин, которые работали самостоятельно. Как правило, зарегистрированная проститутка снимала комнату, куда и приводила клиентов. Иногда женщины кооперировались с извозчиками, которые за определенную плату искали им клиентов среди подвыпивших посетителей ресторанов. «Желтый билет» (медицинская карта) был основным документом зарегистрированной проститутки. Скрыть профессию от окружающих (например, от квартирной хозяйки при прописке) было невозможно. Поэтому многие «индивидуалки» старались избегать регистрации. Промысел самодеятельных проституток мог контролироваться сутенерами, которых в дореволюционной России называли «котами».
В истории мировой проституции, насчитывающей несколько тысячелетий, существовали классические типы публичных женщин. К их числу относились гетеры и авлетриды - высшие слои проституток. Их функции в обществе отличались некоторыми особенностями. Вид профессиональной деятельности, выбранный гетерами и авлетридами, нельзя назвать проституцией в прямом смысле слова. В античном мире они как бы поддерживали некую атмосферу чувственности не только благодаря своему обаянию и красоте, но нередко и посредством искусства. Это относилось в первую очередь к авлетридам. Гетеры, как известно, стояли еще на более высокой социальной ступени. Их считали подругами выдающихся людей своего времени: писателей, философов, полководцев, политических деятелей. Известный исследователь истории проституции Е. Дюпуи писал в начале XX в.: «Гетеры создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты и добра, способствовали развитию науки, литературы и искусства, в этом была их сила и обаяние» Дюпуи Е. Проституция в древности и половые болезни. СПб., 1907, С. 83..
Развитие института проституции в России, особенно с 40-х гг. XIX в., шло почти что по классическим канонам. Существовал слой диктериад из публичных домов, бурно разрастался контингент свободных проституток, фигурировавших в России, как уже говорилось, под названием «бланковых» Лебина Н. Б. Гетеры, авлетриды и тайные проститутки. Милость к падшим 1999 г. С. 114. И конечно же, имелись в Российской империи и свои гетеры, и свои авлетриды. Высший аристократический слой российских дам полусвета к моменту официального признания проституции уже сложился. Большинство из них составляли иностранки, находившиеся на содержании у весьма обеспеченных граждан, как правило принадлежавших к высшим кругам общества. В обиходе в конце 40-50-х гг. XIX в. этих женщин называли «камелиями» по ассоциации с вышедшим в свет в 1848 г. романом А. Дюма-сына «Дама с камелиями» Лебина Н. Б. Гетеры, авлетриды и тайные проститутки. Милость к падшим 1999. С. 116. Представительницы данного слоя проституток не состояли на учете во Врачебно-полицейском комитете, и поэтому официальных данных о них, тем более относящихся к третьей четверти XIX в., очень мало.
Известно, что «камелии» вели такую же жизнь, как и аристократы, в обществе которых вращались эти дамы. «Встают они поздно, - отмечал в 1868 г. анонимный автор «Очерка проституции в Петербурге», - катаются по Невскому в каретах и наконец выставляют себя напоказ во французском театре» Архив судебной медицины и общественной гигиены, 1868, № 3, С. 77.. Любопытные факты, иллюстрирующие жизнь и нравы петербургских «камелий», можно найти в художественной литературе и публицистике. Вот что писал, например, известный писатель-демократ С.С. Шашков в своей книге «Исторические судьбы женщин, детоубийство и проституция» (1871 г.), весьма популярной в то время: «Во главе аристократической проституции стоят «камелии», эти гетеры современного мира, не обладающие, впрочем, ни умом, ни образованностью, ни доблестями, которыми славились их древнейшие представительницы» Шашков С. С. Собр. соч. Т. 1, С. 879.. Такой же точки зрения придерживался и И.И. Панаев, прозванный некоторыми современниками «новым поэтом петербургских «камелий». Он с большой долей сарказма описывал достоинства, которыми обладали «прелестные Луизы, Берты, Арманс, Шарлотты Федоровны». Вывезенные чаще всего из небольших немецких и французских городов, они через два-три года благодаря своим покровителям обнаруживали вкус в выборе своих туалетов, обстановки квартир, в оснащении экипажей. Однако такой антураж не менял их сути: большинство «камелий» оставались безграмотными и невежественными существами, лишь строящими из себя дам высшего света. В легком же подпитии они превращались в самых «разгульных и отчаянных лореток», «ловко и бесстыдно канкировавших в любых местах» Панаев И. И. Камелии // "Современник", 1856, № 3, отд. V, С. 60-65; он же. Шарлотта Федоровна // "Современник", 1857, № 3, отд.У, С. 126-148.. Они-то и заполняли в 50-60-х гг. XIX в. те улицы Российской столицы, на которые, согласно Положению о врачебно-полицейском надзоре, не допускались обычные «бланковые» девицы.
Пышные наряды петербургских гетер, заметно осмелевших после официального разделения продажных женщин на «чистых» и «нечистых», явно контрастировали со скромными одеждами «новых женщин», уже появившихся в столице. Однако сдержанность во внешнем облике - простое черное платье, отсутствие кринолина, нередко стриженые волосы - отнюдь не лишала «нигилисток» чисто женского обаяния. Характерным примером служит судьба Людмилы Петровны Михаэлис, более известной как жена Н.В. Шелгунова. Вот как описывала внешность 24-летней Л.П. Шелгуновой ее современница Е.А. Штакеншнейдер: «Вообще окружают Шелгунову почти поклонением. Она не хороша собой, довольно толста, носит короткие волосы, одевается без вкуса; руки только у нее красивы, и она умеет нравиться мужчинам; женщинам же не нравится» Штакеншнейдер Е. А. Дневники и записки. М.- Л., 1934, С. 85.. Еще более известные образцы «новых женщин» и новых отношений являли собой А.Я. Панаева, Н.А. Тучкова-Огарева, М.А. Обручева-Сеченова.
Женщины такого типа, конечно, составляли огромную конкуренцию «камелиям». Мужской половине передовых слоев не нужно было теперь искать вдохновения в обществе с псевдогетерами 50-60-х гг. Свободное духовное и физическое сближение с женщинами своего уровня становилось постепенно нормой жизни в кругах интеллигенции. Известный революционер-демократ Л.Ф. Пантелеев вспоминал, что на одном из студенческих собраний в начале 60-х гг. Н.Г. Чернышевский, обративший внимание на присутствовавших там барышень, якобы сказал: «А какие милые эти барышни, большая разница против прежнего; в мое время в студенческой компании можно было встретить только публичных женщин» Пантелеев Л.ф. Воспоминания. М.-Л., 1958. С. 218..
Серьезные изменения, происходившие в России в третьей четверти XIX в. в области половых отношений и морали, нанесли удар прежде всего по российскому гетеризму как своеобразной форме проституирования. Женщины «нового типа» оказывали сильное влияние на общественную и культурную жизнь именно благодаря сочетанию внешней привлекательности, образованности, свободомыслия. Весьма симптоматичным в этом плане является то обстоятельство, что одной из героинь романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» была некая Жюли - яркий, но редкий тип «камелии», которую знала «вся аристократическая молодежь Петербурга» Чернышевский Н.Г. Что делать? М., 1947. С. 33.. Вера Павловна - этот образец нового человека - вполне находила общий язык с петербургской гетерой, и сближало их общее толкование вопроса продажности в любви Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Т. 1. Л., 1991, С 28..
На рубеже XIX-XX вв. эстетические функции гетеризма взяла на себя плеяда «новых женщин», активность которых получила в это время особое развитие. Модные салоны деятелей литературы и искусства были просто немыслимы без присутствия особ прекрасного пола, сочетавших в себе внешнее обаяние и талант. Яркой представительницей этого слоя россиянок, несомненно, является З.Н. Гиппиус, женщина яркая и удивительная, согласно характеристике П.П. Перцова - современника, критика, издателя: «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки... она бросалась в глаза своей наружностью» Перцов П. П. Литературные воспоминания. М.- Л., 1933. С. 87.. Эта женщина кокетничала не только своей красотой, но и демонической литературной позицией, создавая вокруг себя атмосферу высокой духовности и в то же время изысканно легкого эротизма.
З.Н. Гиппиус привлекала к себе внимание талантливейших литераторов Петербурга и, несомненно, играла главенствующую роль в известном литературном салоне в «доме Мурузи» Панаев И. И. Камелии // "Современник", 1856, № 3, отд. V, С. 60-65; он же. Шарлотта Федоровна // "Современник", 1857, № 3, отд.У, С. 146.. Здесь постоянно бывали А.А. Блок, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, В.И. Иванов и др. Любопытно отметить, что внешнюю обстановку, царившую на пирах гетер, старались возродить во многих салонах на рубеже XIX-XX вв.
История авлетрид более продолжительна. Под этим названием фигурировали в Греции флейтистки и танцовщицы, которые тайно занимались торговлей собственным телом, а в России - женщины, принадлежавшие к низшим слоям мира театральных подмостков Лебина Н. Б. Гетеры, авлетриды и тайные проститутки. Милость к падшим 1999 г. С. 119. Особый контингент лиц, причастных к тайной проституции, составляли хористки, танцовщицы кафешантанов, а ранее всего - цыганки. Именно они являлись специфической группой в среде авлетрид, имевшей ярко выраженную российскую особенность. Цыганские хоры - это почти обязательный атрибут ночной жизни как в XIX в., так и в начале XX в. Однако если в 40-70-х гг. брать на содержание цыганок считалось хорошим тоном даже в аристократических кругах, то позднее таборные певицы стали выполнять сугубо эстетические функции, создавая тем не менее своим искусством особенную, возбуждающую чувства атмосферу.
Примерно с 70-х гг. XIX в. на фоне общей либерализации городского быта и досуга начинает процветать подсобная, тайная проституция хористок и девиц из кафе-шантанов. Они составляли серьезную конкуренцию «бланковым» проституткам, пытавшимся найти клиентов в местах общественных увеселений Лебина Н. Б. Гетеры, авлетриды и тайные проститутки. Милость к падшим 1999 г. С. 148.
Проституирование становилось почти нормой жизни для женщин, желающих посвятить себя сцене. Атмосфера подмостков весьма способствовала доведению до крайности экзальтированных молодых особ. Многие из них сталкивались с тем, что «большинство поклонников, - как справедливо заметил в свое время известный правозащитник Ф.Н. Плевако, - не умеют уважать женщин в артистке и отделять ее интересы как художника от интересов женского и общечеловеческого достоинства, любуясь ей как артисткой, хотели бы быть близкими к ней как к женщине» Цит. по: Судебные речи известных русских юристов. М., 1957. С. 475.. Цельных натур такая ситуация приводила к трагедиям, аналогичным шумному делу об убийстве в 1890 г. актрисы М. Висковской офицером А.М. Бартеневым Перцов П. П. Литературные воспоминания. М.- Л., 1933, С. 37.. Большинство же смирялось с предложенной альтернативой и не задумывалось о средствах достижения карьеры. На Первом съезде по борьбе с торгом женщинами в 1910 г. был с вниманием выслушан специальный доклад врача Р.А. Шихмана о тайной проституции, в котором особое внимание уделялось именно актрисам как контингенту, стоящему на грани профессиональной торговли телом Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. П. СПб., 1912, с. 112..
Но все же истинными царицами ночей нужно назвать не гетер и авлетрид, а проституток, также не состоящих на официальном учете, но занимавшихся своей деятельностью почти профессионально. Упоминание об этом контингенте продажных женщин, обслуживавших, как правило, средние слои петербургского общества, можно найти уже у И.И. Панаева в его «Очерках из петербурской жизни», относящихся к 50-60-м гг. XIX в. Современник, 1856, № 3, отд. V. С. 49-60. Одним из источников развития тайной проституции в Российской империи в 60-70-х гг. современники считали танцклассы, которые вновь возобновили свою деятельность в 1862 г. после запрета, последовавшего в 1849 г Никитин Н.В. Петербург ночью. СПб., 1913, С. 82.. Любопытное описание этих заведений приведено М. Кузнецовым в «Историко-статистическом очерке проституции в Санкт-Петербурге», опубликованном в 1870 г. в журнале «Архив судебной медицины и общественной гигиены» Архив судебной медицины и общественной гигиены, 1870, № 1, С. 54.
Обычно содержателями танцклассов были немцы, которые больше заботились о «мишурной обстановке клуба, не обращая внимания на стороны более существенные, как, например, на хорошее устройство дамской уборной, исправность окон, на качество полов... Залы освещены небольшим количеством газовых рожков, в танцевальном зале мебели нет, а вокруг всей залы поставлены деревянные лавки, обитые шерстяной материей». Танцзалы привлекали мужчин самого разного возраста: от юношей до старцев. По мнению автора очерка, женщины, посещавшие эти заведения, держались весьма прилично, но обращение с ними мужчин «возмутительно». Они заставляли девушек пить, курить и обязательно требовали канкан. «Неприличный канкан считается молодечеством, чем размашистее, чем пошлее, тем в больший восторг приходит публика, тем больше поклонников имеет женщина» Архив судебной медицины и общественной гигиены, 1870, № 1. С. 34-35.. Таким образом, подытоживал М. Кузнецов, само общество обратило эти танцевальные вечера в притон разврата, а на женщин, посещавших их, смотрели как на проституток.
С расширением масштабов использования женского труда в столице Российской империи росло и количество женщин, явно совмещавших две профессии. В особенности это касалось белошвеек, модисток, девушек из кондитерских. Они имели прямой контакт с потребителями в основном из средних слоев.
К концу XIX в. на фоне общей тенденции сокращения публичных домов тайная проституция начала разрастаться. На Первом съезде по борьбе с сифилисом в 1897 г. приводились следующие данные о количестве проституток, касающиеся, правда, России в целом: в 1889 г. в стране насчитывалось около 42 тыс. публичных женщин, из них 11 тыс. занимались тайной проституцией; в 1893 г. - 49 тыс., среди которых девицы неоформленные составляли 14 тыс. соответственно Штюрмер К. Л. Указ. соч.. С. 20.. Складывалась и довольно четкая система тайной торговли женским телом. Важное место в ней занимали рестораны, кафе, кондитерские. Фешенебельные рестораны типа питерских «Кюба», «Донона», «Пивато» тайные проститутки посещать не могли. Зато заведения первого разряда служили местами сбора искательниц приключений и доходов. В конце XIX - начале XX в. такие дамы по вечерам часто собирались в кофейне О.Ф. Андреевой на Невском, 6, а также в маленьком ресторанчике «Вена» на Малой Морской улице Кошко А. Ф. Указ. соч. С. 11.Город Санкт-Петербург с точки зрения медицинской полиции. СПб., 1897. С 329;.
Еще одним каналом распространения тайной проституции были гостиницы для приезжих. Уже в 70-е гг. такой славой пользовалась гостиница «Роза», где якобы существовали «особые номера», а на рубеже XIX-XX вв., по свидетельству А.Ф. Кошко, приличные замужние дамы избегали даже появляться рядом с заведением «Гигиена» в Дмитровском переулке Кошко А. Ф. Указ. соч., С. 123; см. также: Кони А.Ф. Соч., т. 3. С. 77.. Нередко неофициальная торговля любовью скрывалась под видом сдачи комнат молодым мужчинам.
Любопытны методы завлечения клиентов, к которым прибегали тайные проститутки средней руки. В XX в. очень популярными стали «поездки за раритетом». Богатые мужчины получали по почте письма следующего содержания: «Милостевый государь! Случайно узнала, что Вы любитель редкостей. Могу Вам сообщить, что у меня имеются редкости разных стилей, доставшиеся мне от покойного мужа. Бываю дома от 12 до 6 вечера». Прилагался адрес, по которому любитель действительно мог обнаружить некие раритеты. Однако такие изыски были свойственны узкому слою тайных проституток, которыми практически не интересовался Врачебно-полицейский комитет. С его точки зрения, гораздо большую опасность представляли девицы, не состоявшие под надзором, но промышлявшие прямо на улицах. Их контингент разрастался по мере закрытия публичных домов. В 1910 г. только в Петербурге по данным Врачебно-полицейского комитета, в систематическом занятии проституцией подозревались 2600 женщин, тогда как «бланковых» девиц в городе было зарегистрировано 2522, а «билетных» - 322 Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией за 1910 г. С. 20.. «Общедоступных барышень» из числа белошвеек, модисток, горничных можно было встретить на городских гуляниях, в особенности близ Народного дома и в Лесном. Не брезговали они также незарегистрированными притонами, где посетителей нередко и обкрадывали, как сообщала, например, газета «Новое время» в одном из номеров за 1904 г.
В годы первой мировой войны тайная проституция получила особое развитие. Члены Врачебно-полицейского комитета вынуждены были констатировать, что число тайных проституток учету не поддается, но, вероятно, достигает огромной цифры. Они промышляли в чайных, кухмистерских, трактирах. «Приют для непотребства такие женщины, - отмечалось в документах комитета, - находят во многих гостиницах, большинство которых, кажется, и существует сдачей своих номеров для свиданий, банях, номера которых открыты даже в воскресные и праздничные дни, и в квартирах, где проживают зарегистрированные комитетом проститутки. Содержательницы таковых квартир часто отдают комнаты для непотребства приходящим тайным проституткам» Тарновскии В.М. Проституция и аболиционизм. СПб., 1915. С. 84.. Действительно, «бланковые» нередко склоняли к торговле телом женщин, не состоящих на учете, соблазняя их легким заработком. Об этом рассказывали сами молодые девушки, вовлеченные в тайный разврат и сожалеющие о своем падении. В качестве подтверждения можно сослаться на письмо, присланное на Первый съезд по борьбе с торгом женщинами: «Наши развратители и губители - это прежде всего состарившиеся и потерявшие цену проститутки. Это они, не имея средств для прокормления, входят в контакт с невинными девушками...» Копейка; 10 апреля 1910. Толкали женщин на путь тайного разврата и родственники, заинтересованные в заработке. Это часто оборачивалось трагедиями. В марте 1913 г. в Петербургском суде рассматривалось дело молодой красивой крестьянки, приехавшей в город для работы в модной мастерской. Заработок там составлял всего 18 руб. в месяц. Отцу девушки этого показалось мало. Он не только заставил ее торговать собой, но и склонил к воровству. У первого же клиента она украла 500 руб., за что и была приговорена к 5 годам каторги Вестник полиции, 1913, № 10. С. 118.. И такие примеры не единичны.
Тайная проституция еще больше, чем «бланковая», была связана с преступным миром: сутенерами, притоносодержательницами, ворами. Женщины, активно промышлявшие торговлей телом, но не состоящие на учете Врачебно-полицейского комитета, оказывались наиболее подверженными венерическим заболеваниям. И даже поставленные на учет после длительного срока занятий тайной проституцией, эти женщины по-прежнему старались всячески уклониться от систематических обследований. Именно они являлись основными разносчицами сифилиса в столице, и число заболевших все возрастало. Если в 1910 г. среди проституток сифилитички составляли 52,7%, то в 1914 г. этот показатель возрос до 76,1% Тарновскии В.М. Проституция и аболиционизм. СПб., 1915. С. 76..