Рефераты

Проблемы борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией

p align="left">1) Ее легализация и связанный с этим контроль (в том числе медицинский) за деятельностью фирм по оказанию сексуальных услуг.

Что скрывается за понятиями «легализация проституции» или «декриминализация индустрии сексуальных услуг»? В Нидерландах под легализацией понимается регулирование деятельности всех составляющих индустрии секса: самих женщин, их клиентов и сутенеров, которые в рамках легализованной проституции переведены в разряд бизнесменов-посредников и законных предпринимателей Десять причин не легализовать проституцию Международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами (CATW (25 марта 2003 г.).

Легализация/декриминализация индустрии секса также преобразует публичные дома, секс-клубы, массажные салоны и прочие места для занятия проституцией в законные объекты коммерческой реализации секса, процветающей ввиду ничтожности ограничений.

Рядовые граждане полагают, что, призывая к легализации или декриминализации проституции, они повышают социальный и профессиональный статус женщин работающих в проституции. Однако повышение статуса проституции как работы возвышает отнюдь не женщину, а секс-индустрию. Люди зачастую не понимают, что, к примеру, декриминализация подразумевает таковую для всей индустрии секса, а не только для женщин. И они не задумывались над последствиями легализации сутенеров в качестве законных предпринимателей или бизнесменов-посредников и придания мужчинам, покупающим женщин для совершения сексуального акта, статуса законного потребителя секс-услуг.

Легализованная или декриминализованная проституция - один из корней секс-торговли. В Нидерландах утверждают, отстаивая легализацию проституции, что такой шаг положит конец эксплуатации бесправных женщин-иммигранток, ввезенных в страну для занятия проституцией. Согласно отчету правительственной Будапештской группы, 80% женщин в борделях Нидерландов вывезено и продано из других стран Будапештская группа Связь между организованной преступностью и нелегальным вывозом иностранцев. Австрия: Международный центр по развитию миграционной политики. Июнь 1999г. С. 42.. Еще в 1994 году, по данным Международной организации по миграции (МОМ), в одной только Голландии «около 70% женщин привезены из стран Центральной и Восточной Европы» Дейли, Сюзан. «Новые права для голландских проституток, но никакой пользы» август 2001г. С.4.

Правительство Нидерландов заявляет о себе как о первопроходце в разработке политики и программ борьбы с торговлей людьми, при этом цинично устраняя все законные препоны, мешающие сутенерам, поставкам «товара» и притонам. В 2000 году Министерство юстиции Нидерландов ратовало за введение легальной квоты на иностранных «секс-работников», поскольку голландский рынок проституции требует разнообразия «плоти». В том же году голландское правительство добилось вердикта Европейского суда, признающего проституцию экономической деятельностью, что дало «зеленый свет» получению женщинами из ЕС и бывшего соцлагеря разрешений на работу в качестве «секс-работниц» в секс-индустрии Нидерландов при условии, что они докажут, что работают на себя. По данным голландских неправительственных организаций, торговцам людьми такая формулировка выгодна, и они привозят иностранок для работы в секс-индустрии, скрывая факт трэффика (незаконного вывоза и продажи женщин) и обучая женщин тому, как доказать что они независимые «секс-мигрантки» Даттинг, Гиселинг. «Легализованная проституция в Нидерландах - Современные дебаты». Женская всемирная сеть за репродуктивные права. Ноябрь 2000 г. С. 15-16.

В январе 2002 года после многих лет частичной легализации в так называемых «эрос», или зонах терпимости, полноценный статус легальной работы приобрела проституция в Германии. Сегодня в этой стране развитие индустрии проституции, института сутенерства и публичных домов идет на законных основаниях. В 1993 году, после первых шагов в сторону легализации, даже сторонники проституции признавали, что 75% женщин в немецкой индустрии проституции были уроженками Уругвая, Аргентины, Парагвая и прочих стран Южной Америки. После падения Берлинской стены владельцы борделей сообщали, что 9 из каждых 10 женщин в немецкой секс-индустрии были выходцами из Восточной Европы и других стран бывшего соцлагеряДесять причин не легализовать проституцию Международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами (CATW) 25 марта 2003 г..

Такой наплыв иностранок в индустрию проституции Германии - в настоящее время возросший, по данным некоторых НПО, до 85% - заставляет усомниться в том, что такие массы людей могли въехать в страну без содействия. Как и в Нидерландах, НПО утверждают, что большинство иностранок были ввезены в страну, поскольку для малообеспеченных женщин было практически невозможно без посторонней помощи обеспечить самостоятельную миграцию с учетом стоимости самого проезда и проездных документов и утвердиться в этом бизнесе Даттинг, Гиселинг. «Легализованная проституция в Нидерландах - Современные дебаты». Женская всемирная сеть за репродуктивные права. Ноябрь 2000 г. С. 15.

Вопреки заверениям, что легализация и декриминализация поставит под контроль рост секс-индустрии, в Нидерландах эта сфера составляет 5% национальной экономики. За последнее десятилетие, по мере того, как легализовывалось сначала сутенерство, а потом в 2000 году публичные дома, секс-индустрия Нидерландов выросла на 25%. Ежечасно женщины всех возрастов и рас практически без одежды выставляются напоказ и на продажу мужскому потребителю в знаменитых витринах голландских борделей и секс-клубов. Большая их часть - иностранки, скорее всего, ввезенные и проданные в Нидерланды Даттинг, Гиселинг. «Легализованная проституция в Нидерландах - Современные дебаты». Женская всемирная сеть за репродуктивные права. Ноябрь 2000 г. С. 16.

Легализация была призвана забрать проституток с улиц. Но многие женщины не хотят регистрироваться и проходить медосмотры, предписанные законом ряда легализовавших проституцию стран, поэтому легализация зачастую толкает их на улицу. Многие выбирают уличную проституцию, поскольку хотят избежать эксплуатации со стороны новых «секс-бизнесменов».

В Нидерландах проститутки подчеркивают, что легализация или декриминализация индустрии секса не в состоянии стереть позор проституции, зато она делает женщин еще более уязвимыми, поскольку при регистрации они теряют анонимность. Поэтому большинство проституток по-прежнему предпочитают нелегальную, тайную деятельность. Парламентарии, в свое время поддержавшие идею легализации притонов, полагая, что это освободит женщин, теперь сознают, что легализация фактически усиливает угнетение женщин Даттинг, Гиселинг. «Легализованная проституция в Нидерландах - Современные дебаты». Женская всемирная сеть за репродуктивные права. Ноябрь 2000 г. С. 16.

Аргумент о том, что легализация была призвана очистить секс-бизнес от криминальных элементов посредством жесткого регулирования, не выдержал критики. В Австралии реальный рост проституции после легализации отмечен именно в нелегальном секторе. С момента узаконивания проституции в штате Виктория число борделей утроилось, и «пропускная способность» каждого возросла. У большинства нет лицензии, но реклама и деятельность не влекут никакого наказания. В Новом Южном Уэльсе притоны декриминализованы в 1995 году. К 1999 году число борделей в Сиднее увеличилось в прогрессии и достигло 400-500. Лицензии есть у единиц. Контроль над нелегальной проституцией перешел от полиции с ее повсеместной коррумпированностью в руки местных советов и регулирующих органов. У советов нет ни средств, ни сотрудников для уголовного преследования нелегальных дельцов в притонах Салливан, Мэри и Джеффрис Шейла. (2001г.) Легализация проституции - это не ответ. Пример Виктории, Австралия. Коалиция против торговли женщинами, Австралия и США. www.catwinternational.org.

В Нидерландах также утверждали, что легализация поможет покончить с детской проституцией. На самом же деле, уровень детской проституции в Голландии в 90-е годы резко возрос. По оценке организации «Права ребенка» из Амстердама, число детей в проституции возросло с 4 тысяч в 1996 году до 15 тысяч в 2001 году. Согласно оценке, по меньшей мере 5 тысяч детей привезены из-за рубежа. В основном это девочки из Нигерии Даттинг, Гиселинг. «Легализованная проституция в Нидерландах - Современные дебаты». Женская всемирная сеть за репродуктивные права. Ноябрь 2000 г. С. 16.

В странах, где секс-индустрия легализована и декриминализована, многие мужчины, до некоторых пор не рисковавшие покупать женщин для секса, отныне воспринимают проституцию как явление приемлемое. С исчезновением юридических барьеров размываются и социально-этические преграды на пути использования женщин в качестве сексуального товара. Легализация проституции дает понять новым поколениям мальчиков и мужчин: женщины - сексуальный товар, а проституция - безобидное развлечение.

Идею легализации проституции поддерживают многие медицинские работники и судебно-медицинские эксперты. Они считают, что легализация проституции позволит снизить риск заболеваемости, как самих проституток, так и их клиентов. Если клиенты проститутки будут также официально регистрироваться, то можно будет найти следы многих венерических заболеваний, что особенно важно в связи с эпидемией сифилиса и СПИД, охватившей Россию. И в этой связи взваливать все бремя вины за эпидемию на проституток было бы стратегически неверно. Как отмечает Е.В. Тюрюканова «сегодня признано, что женщины обладают повышенной уязвимостью к этой болезни как с точки зрения медико-биологических факторов, так и социальных Тюрюканова Е.В. Доклад «Женская трудовая миграция из России», сделанный на заседании МОТ. Москва, июнь 2002.. В результате биологических причин вероятность заражения женщины от мужчины при незащищенном половом контакте в три раза выше, чем мужчины от женщины Женщины и СПИД. Материал Центра «Инфо-Плюс» (директор - Николай Недзельский), www.aids.ru. Причем, чем меньше внимания уделяется в обществе репродуктивному здоровью женщин (как это происходит в России и других странах с переходной и слабой экономикой), тем больше вероятность заражения, так как многие гинекологические заболевания (эрозии, ИППП) многократно увеличивают вероятность заражения ВИЧ. Социально-экономическим фактором повышенной уязвимости женщин по отношению к ВИЧ является гендерное неравенство в обществе и семье, неравноправие властных взаимоотношений между полами, «благодаря» чему женщины не всегда могут контролировать свое сексуальное поведение, в частности отказаться от вступления в половую связь или добиться безопасного полового контакта. Это касается как отношений в семье, так и коммерческого секса или ситуаций сексуальных домогательств на работе. Во всех этих случаях ситуация контролируется, как правило, мужчиной». В связи с распространением ВИЧ-эпидемии происходит как бы двойная дискриминация и стигматизация женщин, вовлеченных в секс-работу. Кроме ярлыка проститутки на них ставится клеймо разносчиков ВИЧ, сифилиса и других страшных ИППП. Это, в свою очередь, способствует латентизации проблемы, нежеланию женщин лишний раз афишировать свое положение, обращаясь за медицинскими услугами. Эксперты отмечают также психологические последствия для секс-работниц, т.е. снижается самооценка девушек, что нарушает их способность адекватно реагировать на состояние своего здоровья и соответственно увеличивает риск заражения и развития инфекции Тимур Шаипов, врач дермато-венеролог, эксперт программы коммерческих секс-работниц // в «Круглый стол» N 1, 2002, стр. 37. Путем легализации проституции удастся снизить риск венерических заболеваний, обезопасить секс-работниц и клиентов от насилия.

Легализованная система, при которой медосмотры и сертификаты требуются только от женщин и не требуются от клиентов, дискриминационная по отношению к женщинам по самой своей сути. Осмотры «только для женщин» не имеют никакого практического смысла с медицинской точки зрения, поскольку наблюдение за проститутками не защищает их от ВИЧ/СПИДа или заболеваний, передающихся половым путем: болезни им могут передать и передают клиенты-мужчины.

Есть мнение, что легализованные бордели и прочие «контролируемые» учреждение этого толка «защищают» женщин посредством введения правила обязательного применения презерватива. Согласно данным одного из исследований CATW, опрос организацией американских проституток дал следующие результаты: 47% женщин сообщили, что мужчины ждут секса без презервативов; 73% сказали, что мужчины предлагали более высокую плату за секс без презерватива; 45% женщин заявили, что их подвергали насилию, если они требовали, чтобы клиенты использовали презерватив. По словам женщин, некоторые публичные дома действительно ввели правило, требующее от клиентов использовать презерватив, но последние по-прежнему стараются это правило обходить. Признание одной из женщин: «Существует «правило» - использовать презерватив в сауне, но в других местах стороны могут договориться. Большинство парней хотели оральный секс без презерватива Десять причин не легализовать проституциюМеждународная коалиция по борьбе с торговлей женщинами (CATW) 25 марта 2003 г..

Так называемые «правила безопасности» в борделях не могли уберечь женщин. Даже в тех местах, где формально осуществлялся контроль за поведением клиентов и работали «вышибалы», женщины, по их же словам, подвергались избиению со стороны клиентов и временами даже владельцев борделя и их приятелей. Даже если и был кто-то, кто вмешивался и усмирял разбушевавшихся клиентов, женщины все равно жили в атмосфере постоянного страха. Несмотря на то, что 60% опрошенных женщин сообщили, что покупателям иногда не позволяли избивать их, половина из них тем не менее призналась, что они думали, что их «посетители» могут их убить.

Разделение таких понятий, как вынужденная и добровольная проституция - как раз то, на чем настаивают представители индустрии секса, поскольку если такое разделение можно использовать для легализации проституции, сутенерства и публичных домов, это даст индустрии безопасность и юридическую стабильность. Женщины, подающие в суд на сутенеров и преступников, вынуждены будут доказывать, что их «принудили». Каким же образом женщина-маргинал сможет когда-либо доказать факт принуждения? Если заставить проститутку доказывать факт силового принуждения при «приеме на работу» или в процессе таковой, то юридическую защиту смогут получить лишь немногие, при этом из мужчин-нарушителей наказание понесут единицы.

Занимающаяся проституцией женщина вынуждена без конца лгать о своей жизни, о своем теле и сексуальных ощущениях. Ложь - часть «должностной инструкции» такой женщины, особенно когда мужчина спрашивает ее, понравилось ли ей. Сама система взглядов на проституцию выстроена на ложном представлении, что «женщине это нравится». По словам некоторых жертв проституции, им потребовались годы после завершения «карьеры» на то, чтобы осознать, что проституция не была их свободным выбором. Ведь отказываться от собственного права на выбор означало отрицать самих себя.

Несомненно, находятся женщины, которые говорят, что сознательно стали проститутками, особенно, если это слова «на публику» под аккомпанемент подсказок от секс-дельцов. Но так же можно сказать, что некоторые сознательно начинают принимать опасные наркотики, такие как героин. Однако даже если люди это делают сознательно, мы не перестаем считать, что наркотик вреден для них, и лишь немногие ратуют за легализацию героина. В подобной ситуации определяющим фактором является не согласие человека, а реальный вред для него.

Даже в отчете за 1998 год Международной организации труда при ООН, в котором предлагалось рассматривать индустрию секса в качестве законного сектора экономики, отмечается, что «…проституция - одна из наиболее отвращающих от себя форм труда; по данным исследований в четырех странах, женщины работали «с тяжелым сердцем», «чувствовали принуждение» либо «испытывали угрызения совести» и относились с презрением к самим себе. Значительная часть опрошенных заявила, что хочет уйти из секс-индустрии, если получится» Десять причин не легализовать проституциюМеждународная коалиция по борьбе с торговлей женщинами (CATW) 25 марта 2003 г..

Подобно женщинам, которых избивают супруги, женщины, занимающиеся проституцией, зачастую отрицают факт насилия над собой, если им никто не предлагает разумной альтернативы такой карьере.

Согласно исследованию по пяти странам, проведенному Коалицией по борьбе с торговлей женщинами и финансированному Фондом Форда, большинство из 146 опрошенных женщин категорически заявили, что проституцию не следует легализовывать и расценивать как законную занятость, предупреждая о том, что легализация станет новым фактором риска и вреда для женщин и орудием в руках и без того не гнушающихся насилием клиентов и сутенеров. «Ни в коем случае. Это не профессия. Это унижение и насилие со стороны мужчин». Никто из опрошенных женщин не хотел, чтобы их дети, члены семьи или друзья зарабатывали деньги проституцией. Вот слова одной из них: «Проституция украла у меня жизнь, здоровье, все» Десять причин не легализовать проституциюМеждународная коалиция по борьбе с торговлей женщинами (CATW) 25 марта 2003 г..

Мы мало слышим о роли секс-индустрии в создании всемирного секс-рынка женщин и детей. Вместо этого мы много слышим о превращении проституции в лучшую работу для женщин путем регулирования и/или легализации через союзы так называемых «секс-работников» и путем кампаний, предоставляющих презервативы проституткам. Но никто не может предоставить альтернативу проституции. Мы много слышим о том, как удержать женщин в проституции, но мало слышим о том, как помочь женщинам выйти из проституции.

Правительства, которые легализуют проституцию как «секс-занятость», будут иметь огромную экономическую долю в секс-индустрии. Постепенно это приведёт к увеличению их зависимости от секс-сектора. Если проститутки будут считаться работниками, сутенеры бизнесменами, а клиенты потребителями секс-услуг, соответственно легализуя проституцию как экономический сектор, тогда правительства могут снять с себя ответственность за предоставление женщинам приличной и подходящей работы.

Вместо легализации проституции государство могло бы сократить спрос путем наказания мужчин, которые покупают женщин как проституток, и поддержать развитие альтернатив для женщин, занятых в проституции. Вместо получения дохода в экономику путем налогообложения секс-индустрии правительства могли вкладывать средства в будущее женщин, эксплуатируемых в проституции, путем предоставления экономических ресурсов из конфискованного имущества секс-индустрии, чтобы предоставить реальные альтернативы для женщин, занятых в проституции.

2) Запрет проституции и вытекающая из этого борьба с соответствующими фирмами. Чтобы устранить этот источник ВИЧ-инфицирования, пригодны оба пути. Но в том-то и дело, что отечественное законодательство не придерживается последовательно ни того, ни другого способа. В чем же конкретно состоит нечеткость правовых предписаний?

Во всем мире борьба с проституцией направлена на обезвреживание тех, кто наживается на торговле женщинами, - сутенеров и организуемых ими секс-притонов и «офисов». Российская специфика состоит в том, что секс-дельцов «накрывают» одним рейдом - вместе с организованными преступными группировками, параллельно с раскрытием уголовных преступлений, особенно связанных с наркоторговлей Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против чести и достоинства личности. Материал от 2005 года // Справочно-правовая система «Гарант»..

В России уголовная ответственность за занятие проституцией не предусмотрена - только административная, по месту прописки. Учитывая, что до 60% девушек, работающих в Москве, приезжают с Украины, из Белоруссии, Молдавии и прочих стран СНГ, становится понятно, почему их привлечение даже к административной ответственности невозможно Михайлов В.И. Конвенция против транснациональной организованной преступности и законодательство Российской Федерации // Законодательство. 2005, № 2. С. 17..

В то же время с 1997 года перестало считаться преступлением так называемое «сводничество в корыстных целях», под которым подразумевается «содействие внебрачным половым сношениям и иному удовлетворению половой страсти» - то есть та самая деятельность по организации сексуальных услуг. В результате в системе борьбы с проституцией образовалась брешь. Получается, что заниматься проституцией нельзя, а создавать условия для занятия ею другими лицами очень даже можно. Нужно только соблюдать определенные «правила игры», предписанные уголовным законом: не задействовать несовершеннолетних, не вовлекать в занятие проституцией обманом или насилием и не создавать специальных мест для занятия ею (притонов). Кроме того, впечатляет своей «суровостью» и размер ответственности за занятие проституцией - предупреждение или минимальный штраф.

Уголовная ответственность предусмотрена за вовлечение в занятие проституцией и за организацию и содержание притонов (ст. 240 и 241 Уголовного кодекса РФ), но здесь ситуация еще более сложная. Такие дела не имеют достаточной судебной практики, поэтому даже сбор доказательной базы для обвинения в этом преступлении представляет для следователей огромную проблему. Закон не дает четких определений этим преступлениям хотя бы потому, что нет четкого определения самого термина «проституция». Или станет известно местонахождение притона. Что делать? Если приехать туда с ОМОНом, где факт передачи денег от клиента проститутке и как этот факт увязать с тем человеком, кто вроде бы организовал этот притон? А как доказывать насильственное вовлечение. Теоретически без «контрольной закупки» не обойтись. А произвести ее проблемно не только из морально-нравственных соображений, но и из финансовых - государство просто не выделяет на это деньги. Временно поломать бизнес конкретной фирмы конечно можно, но судебная перспектива у такого дела весьма туманна.

В основе анализа криминологической, уголовно-правовой и криминалистической характеристик преступлений, квалифицируемых по ст. 241 УК РФ, должна быть базовая для демократического государства идея поступательного расширения прав и свобод личности, достижения в законодательстве оптимального соотношения дозволений и запретов. Насколько оптимальным является соотношение дозволений и запретов со стороны государства по поводу проституции и производных от нее деяний, именуемых организацией и содержанием притонов для занятия проституцией? Отвечая на этот вопрос, можно сделать вывод, что, с одной стороны, существующие запреты применительно к преступлениям, связанным с проституцией, не вполне соответствуют степени общественной опасности, которую представляет современная проституция, а с другой стороны, они едва ли существенно влияют на ослабление криминальной ситуации в данной сфере Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против чести и достоинства личности. Материал от 2005 года // Справочно-правовая система «Гарант»..

В ходе изучения общественного мнения об адекватности действий правоохранительных органов по противодействию проституции подавляющее большинство (79%) опрошенных респондентов оценивает их неодобрительно, несмотря на широкую «рекламу» действий милиции. Причем респонденты неодобрительно отзываются об этих действиях в силу отрицания их необходимости, то есть на уровне общественной морали эти действия воспринимаются как неправильные Денисов А.И. Плата за любовь/ Юрист 2003. № 2. С. 12..

Услугами проституток пользуются, по данным проведенного опроса, более 70% социально активных граждан, то есть у проституции сохраняется устойчивый спрос Там же 13..

За период после вступления в действие нового УК РФ проституция в России не сокращается, а, напротив, развивается и претерпевает существенные качественные изменения.

Сохранение в УК санкции за организацию и содержание притонов для занятия проституцией не повлекло ослабления проблемы. Кроме того, в силу свойства проституции выполнять функцию питательной среды для целой группы «сопутствующих» преступлений, быть стимулятором криминальных проявлений в достаточно широком смысле, с нею, в известной степени, связано развитие общей сферы противоправного поведения граждан.

Проституция, по оценкам специалистов, за последнее десятилетие относится к числу наиболее динамично развивающейся сферы деятельности. По различным данным милиции общественной безопасности, ежедневно в городе Москве практикуют как минимум 15 тысяч проституток Кустов М., Колпаков А. «Москва «публичная». Почем удовольствие, «мамочка?», «МК» № 49 3 марта 2005 г. С. 12.. Эта деятельность экономически обусловлена, является выгодным криминальным бизнесом для различного рода организаторов и лиц, «обслуживающих» подобную «индустрию услуг». Закономерно, что одновременно с развитием проституции адекватное развитие получает и противоправная деятельность, называемая организацией или содержанием притонов для занятия проституцией, а также иная криминальная деятельность, так или иначе «сопровождающая» проституцию. Это процессы, подчиняющиеся объективным законам рынка сексуальных услуг. Соответственно, есть все основания считать, что преступления, связанные с проституцией, в общей структуре преступности страны занимают далеко не последнее место.

В современных условиях для одних («работников сексуального бизнеса») экономически не выгодно сотрудничать с правоохранительными органами, ведущими борьбу с проституцией, а для других это сотрудничество оказывается этически неприемлемым или они относятся к нему безразлично, так как сами являются потребителями сексуальных услуг. В ситуации, когда широкие слои населения вовлечены в формально противоправную сферу взаимовыгодных сексуальных отношений, крайне затруднительно разрабатывать криминалистические технологии изобличения виновных. Преступления, квалифицируемые по ст. 241 УК РФ, относятся к немногочисленной категории, где среди участников антиобщественной деятельности нет потерпевших. Даже в случае взятки взяткодателя можно, хотя он формально является преступником, признать потерпевшим, поскольку изначально для него дача взятки - вынужденное и невыгодное материально средство решения того или иного вопроса. Функционирование же притона обусловлено совпадением интересов организатора, притоносодержателя, проституток и их клиентов. «Разорвать» эту связь интересов, пожалуй, наиболее сложная для следователя (дознавателя) задача.

Набор деяний, связанных с проституцией, которые законодатель признал преступными, не случаен. В нем, по существу, определен круг лиц, технически или организационно обслуживающих проституцию в целях материальной выгоды, извлечения доходов, лично заинтересованных в ее существовании и распространении. И важно то, что с ростом числа проституток пропорционально увеличивается и количество лиц, обслуживающих проституцию. Вредные для общества последствия от проституции в таких условиях возрастают и в этом заключается основная проблема для государства, вызывающая необходимость принятия срочных адекватных научно обоснованных мер. Промедление с выработкой и реализацией соответствующих мер чревато возникновением последующих дополнительных сложностей при противодействии проституции и связанным с нею противоправным действиям. Проституция стала уже многоуровневой, имеет место относительно автономное ее развитие на каждом условном уровне. Развитие не только в смысле «совершенствования» деятельности, но и внутризащитительных механизмов, призванных оградить эту сферу от вмешательства извне, направленного на противодействие проституции Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2000. С. 432..

Складывается ситуация, когда при нарастающем, внимании со стороны государства к организованным формам преступности за пределами должного внимания властей остается прогрессирующий процесс организационного построения и внутреннего совершенствования корпоративных групп и объединений, основным родом деятельности которых является проституция и ее обслуживание. Назрела целесообразность формирования региональных и федеральных официальных статистических учетов лиц, занимающихся проституцией, «обслуживающих» проституцию, занимающихся проституцией организационно. Причем не только по факту произведенных административных или уголовных процессуальных мероприятий, но и по иным данным, поступающим из различных информационных источников. Необходимо выделить составы административных и уголовных правонарушений, связанных с проституцией, в отдельную строку учетов статистических данных правоохранительных органов для четкого обозначения их места и значения в структурах и преступности, и административной практики в Российской Федерации. Это позволит обобщать полученные данные по различным оценочным параметрам и выявлять общее в механизме данных преступлений, давать обобщенные оценочные характеристики субъектам преступлений и их отношению к своим действиям, соучастникам, предмету посягательства, способам совершения преступлений, преступным результатам.

Начавшееся обустройство социального пространства России сделало тему легализации проституции актуальной. Уже больше года длится довольно странная кампания по продвижению в массы идеи легализации проституции. Центральные телеканалы то и дело обсуждают эту тему в эфире, порой этой теме посвящают и целое «ток-шоу». Это-де позволит государству получать дополнительный налог, уменьшит риск заражения клиентов проститутки ВИЧ-инфекцией и венерическими болезнями, ибо жрицы любви будут регулярно проходить медосмотр.

Говорят также, что это поможет охране трудовых прав путан. Нас пытаются убедить, что профессия путан не хуже других, что они дарят любовь тем, кто ее не может получить иным образом (например, инвалидам и всяким уродам) См. например :Ленц Е С. Проституция как источник пополнения бюджета: Подпольные публичные дома во Владивостоке будут работать на казну. 2000 г. С.7..

Если проституция в России сейчас не легализована формально, то она легализована фактически. Связанная с проституцией торговля женщинами, создание притонов разврата и иная организованная преступность достигла огромных размеров. И формальная легализация проституции сама по себе уже приведет к дальнейшему существенному росту этих явлений Стокер С. Торговля людьми как одна из форм организованной преступности // Торговля людьми. Социокриминологический анализ; Под ред. Л.Д. Ерохиной, Е.В. Тюрюкановой. - М.: Изд-во «Академия», 2002. - С.27..

Нынешние притоны, прикрывающиеся названиями «фирма досуга», «массажный кабинет», «приятная сауна» и т. п., платят какие-то налоги. И если эти бордели официально переименуют, то их хозяева едва ли будут платить больше, чем сейчас.

Не факт, что переименование способно само по себе гарантировать трудовые права проституток. Разве хозяева среднего и особенно малого бизнеса сейчас четко соблюдают законодательство о труде? Разве в таких фирмах нет «черной» и «белой» бухгалтерии? Разве там не составляют две ведомости на заработную плату: официальную, с очень низкой зарплатой - для финансовых органов и фактическую - для внутреннего потребления.

Переименование нынешних притонов не может исключить и заражение путанами своих клиентов. Во время инкубационного периода ни сифилис, ни гонорею при наружном осмотре определить нельзя. Но передать инфекцию другому человеку в это время вполне возможно. Ну а наградить полового партнера венерической болезнью жрица любви может и в начале инкубационного периода. Не всегда эффективны и механические предохранительные средства Чернышова В.А. Рынок интимных услуг. //. Российский судья №5 2003г. С. 11..

Вот почему наружный осмотр клиентов публичных домов и периодический медицинский осмотр самих путан кардинально все равно проблему не решит.

Простой россиянин (рабочий, крестьянин, врач, учитель, библиотекарь), как правило, бордель не посещает и «девочек» и «мальчиков» из фирм досуга не вызывает. Его беспокоит проблема выживания в нынешних отнюдь не простых условиях России. Солидные предприниматели обычно имеют любовниц (не только миловидных секретарш) и для них, пожалуй, безразлично, будут или не будут существовать бордели и путаны.

Кто же, главным образом, пользуется услугами проституток? Кто заинтересован в сохранении борделей?

Весьма весомая часть клиентов борделей - это нынешняя «золотая молодежь». Она посещает ночные клубы, часто употребляет наркотики (особенно легкие), охотно прибегает к услугам проститутокЭлектронный журнал «Sexplorer» (http://sexplorer.ru/work/prostit/history.shtml).

Воображая себя сливками общества, такие молодые люди пренебрежительно относятся к труженикам и поддерживают политический режим, позволяющий им пользоваться различными (в том числе и сексуальными) благами. Находя в такой молодежи политическую опору или, во всяком случае, не опасаясь ее политического противодействия власть предержащие не заинтересованы в лишении ее возможности «красиво жить» вообще и прибегать к услугам проституток, в частности.

Следующая группа клиентов проституток - это различные рэкетиры, работники частных охранных структур, разные маклеры, перекупщики, а также моряки, плавающие на судах под иностранным флагом.

Большинство из них Советская власть считала бы лицами, живущими на нетрудовые доходы. Такие люди в основном вписались в нынешний Российский бандитско-бюрократический капитализм. Их мало интересует политика. И они не представляют серьезной угрозы для правящего режима. Взаимоотношения с властью обычно у них основано на принципе: «Вы не троньте нас, а мы не тронем вас» Электронный журнал «Sexplorer» (http://sexplorer.ru/work/prostit/history.shtml).

Обострять отношения с этой группой людей, обижать их, лишая, в частности, возможности пользоваться услугами проституток, для власть предержащих нет смысла.

Третья группа - чиновники, депутаты, милиционеры и некоторые иные работники силовых структур. Они стремятся сохранить и даже повысить свой социальный статус. Эти люди чаще всего одобряют решения властей, а если критикуют, то с популистских позиций, содействуя выпусканию пара, чтобы не взорвался котел. Они не тратят много времени на проституток. Связь с «девочками» и «мальчиками» у них носит характер разминки во время работы Электронный журнал «Sexplorer» (http://sexplorer.ru/work/prostit/history.shtml).

Такие люди сами обладают властью, и лишать себя удовольствия заниматься сексом с проститутками они не собираются.

Проститутки нередко навязывают в гостиницах услуги командированным, но командированные - это в основном те же торговые посредники, чиновники, силовики, депутаты. И их отношение к проституции определяется их социальным статусом и групповой психологией.

Связанная с проституцией торговля женщинами и иная организованная преступность достигла огромных размеров. И формальная легализация проституции едва ли сама по себе уже приведет к дальнейшему существенному росту этих явлений.

Но формальная легализация была бы, мало привлекательна в политическом плане. Она вызвала бы отрицательную реакцию представителей традиционных религий, в частности, иерархов русской православной церкви, осуждающей разврат Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации: теория и практика борьбы. - Владивосток: ДВГУ, 2001. С. 112..

В начале этого года две комиссии Московской городской думы (первая - по законодательству и безопасности, вторая - по здравоохранению и охране общественного здоровья) обсуждали методы борьбы с проституцией. Поводом для дискуссии стали предложения ГУВД Москвы. Во-первых, это поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных нарушениях РФ, ужесточающие наказания для сутенеров и других лиц, причастных к распространению проституции. Во-вторых - дополнения в закон «О рекламе», запрещающие рекламу сексуальных услуг в печатных СМИ. В целом, согласившись с мнением силовиков, депутаты Мосгордумы приняли предложения на доработку. Ожидается, что в ближайшее время московские депутаты подготовят и направят в Госдуму соответствующий законопроект. Правда, как отмечают сами законодатели и эксперты, эффект борьбы с проституцией будет зависеть не столько от качества законов, сколько от «политической воли» как московских, так и федеральных властей Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против чести и достоинства личности. Материал от 2005 года // Справочно-правовая система «Гарант»..

По данным ГУВД Москвы, в последние годы проституция превратилась в настоящую подпольную индустрию, стоящую по своему объему на третьем месте после наркобизнеса и торговли оружием. Эффективно бороться с этим явлением можно с помощью законодательства, отвечающего современным реалиям и вместе с тем максимально жесткого Томашевич М.А. Социологическое исследование проституции //БелГазета. 14.12.2001. Томашевич М.А. Социологическое исследование проституции //БелГазета. 14.12.2001.. Прежде всего, в Уголовный кодекс РФ предлагается внести изменения, ужесточающие меры ответственности за вовлечение в занятие проституцией: за это предполагается наказание штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, заработной платы осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до 2 лет. За сводничество, организацию или содержание притонов предлагается наказывать штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, заработной платы осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до 6 лет Кибальник А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская Юстиция, 2004, № 4. С. 18.. Также в Кодекс РФ об административных правонарушениях вносится следующее дополнение: кроме наложения административного штрафа, занятие проституцией может повлечь административный арест на срок до 15 суток Кибальник А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская Юстиция, 2004, № 4. С 19..

Еще одним немаловажным моментом в борьбе с проституцией является предложение принять поправки в закон «О рекламе», которые запрещали бы рекламные объявления в печатных изданиях, в которых в завуалированном виде предлагаются услуги интимного характера. «Скажем, газетное объявление состоит только из слова «досуг» и телефона. После принятия законопроекта нужно будет обязательно указывать - о каком конкретно досуге идет речь, иначе издание будет оштрафовано. При этом депутаты делают все возможное, чтобы в результате этих нововведений не пострадали, скажем, туристические компании и т. п.».

В ходе обсуждения депутаты высказали различные точки зрения на новые инициативы. Многие депутаты их полностью поддержали. Однако, например, председатель Мосгордумы В. А. Платонов заявил, что вносимые предложения будут не очень эффективными. По его словам, бороться необходимо, прежде всего, с причинами, порождающими проституцию. В данном же случае будет происходить «совершенствование несовершенного курса борьбы»: если, к примеру, убрать рекламу сексуального характера из печати, она найдет другие пути, ведь запретить, скажем, рекламу в Интернете закон не в силах. Именно поэтому было решено создать рабочую группу, которая всесторонне оценила бы проблему и подготовила законопроект для внесения в Госдуму Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против чести и достоинства личности. Материал от 2005 года // Справочно-правовая система «Гарант».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты