Рефераты

Проблемы правового регулирования оформления приема на работу

ри отсутствии паспорта лицо, поступающее на работу, может предъявить работодателю иной документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. Представление о документах, которые могут заменить паспорт при трудоустройстве гражданина, можно почерпнуть из Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 19 июля 2009 г.). Как указано в п. 16 ст. 2 этого Закона, на территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации документами, удостоверяющими личность гражданина и заменяющими паспорт, являются:

- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

- паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемым и обвиняемым.

Для иностранных граждан документом, заменяющим паспорт, признается документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 67-ФЗ принят 12.06.2002, ред. от 19.07.2009] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253..

Заключение трудового договора без предъявления работником трудовой книжки не производится (за исключением приема на работу по совместительству и случая поступления на работу впервые). На территории Российской Федерации имеют хождение три вида трудовых книжек: трудовые книжки СССР образца 1939 года и образца 1973 года (в том числе выданные на территории союзных республик и имеющие дублирующую часть для записей на языке союзной республики) и трудовые книжки Российской Федерации образца 2003 года, выданные впервые с 1 января 2004 года, и оформленные после указанной даты дубликаты трудовых книжек. Трудовая книжка установленного образца до настоящего времени является, как отмечено в ч. 1 ст. 66 ТК РФ, «основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника». Вместе с тем в истории российского трудового права трудовая книжка впервые упоминается в связи с выдачей «нетрудящимся». Декрет от 5 октября 1918 года «О трудовых книжках для нетрудящихся» обязал ввести трудовые книжки взамен прежних удостоверений личности, паспортов в первую очередь для нижеследующих категорий граждан:

а) лица, живущие на нетрудовой доход, поступления с имущества, проценты с капитала;

б) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

в) члены советов и правлений акционерных обществ, компаний и всякого рода товариществ и директора этих обществ;

г) частные торговцы, биржевые маклеры, торговые и коммерческие посредники;

д) лица так называемых свободных профессий, если они не выполняют общественно полезных функций;

е) всякие лица, не имеющие определенных занятий, - например, бывшие офицеры, воспитанники юнкерских училищ и кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники, частные поверенные и прочие лица данной категории. Но уже кодекс законов о труде 1918 года, указал, что все трудоспособные граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики при зачислении их расценочными комиссиями профессиональных союзов в определенную группу или категорию получают бесплатно трудовые книжки. Постановление Совета от 20 декабря 1938 г. № 1320 «О введении трудовых книжек», обязало для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений вести трудовые книжки, выдаваемые администрацией предприятия (учреждения), нового образца. Постановлением от 9 июля 1958 г. № 620 «Об утверждении инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях» указывалось об обязательном ведении книжек даже на внештатных работников. 20 июня 1974 г. Совет министров своим постановление № 162 «Об утверждении инструкции о порядке введения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях» ввел трудовые книжки нового образца. Наконец для работников села Совет Министров СССР своим Постановлением от 21 апреля 1975 г. № 310 «О трудовых книжках колхозников» ввел трудовые книжки для членов колхозов. При анализе нормативно-правовых актов, следует их последовательное и поступательное развитие, по существу каждый последующий дополнял предыдущую инструкцию, конкретизируя ее положения. Это в полной мере относится и к действующей Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69.

При приеме на работу установленным порядком иностранного гражданина необходимо проследить за выполнением этого условия, при отсутствии трудовой книжки установленного образца оформить таковую. С октября 2006 года, если у лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель обязан оформить новую трудовую книжку в случае поступления письменного заявления от этого лица, где должны быть указаны причины отсутствия трудовой книжки Трудовой договор: заключение, изменение, прекращение / Сост., коммент. А.Р.Бахарева, О.А.Ковалевской. - 2-е изд., доп.- Новосибирс: Сиб.унив. изд-во, 2008. - С.39-42.

Правильно сделанные записи в трудовой книжке позволяют получить полную информацию о трудовой деятельности работника, установить общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым законодательство связывает предоставление работнику определенных льгот и преимуществ, а также назначение трудовой пенсии. Хотя после введения с 1 января 1997 г. на всей территории Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования запись в трудовой книжке стала не единственным и не главным источником информации о трудовом стаже работника, учитываемом при назначении пенсии. В настоящее время трудовой стаж работника, необходимый при назначении трудовой пенсии, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. ФЗ от 23 июля 2008 г.) Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования [Текст]: [Федеральный закон № 27-ФЗ, принят 01.04.1996, ред. от 23.07.2008]// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 14. - Ст. 1401., основными целями которого являются:

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) лица, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования выдается каждому застрахованному лицу Пенсионным фондом РФ или его территориальными органами и хранится у застрахованного лица. При отсутствии у гражданина, поступающего на работу, страхового свидетельства вследствие того, что он впервые поступает на работу по трудовому договору, это свидетельство должен оформить работодатель. В иных же случаях и при утрате страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования самим застрахованным лицом орган Пенсионного фонда РФ по заявлению гражданина в течение месяца со дня обращения выдает ему дубликат указанного страхового свидетельства через страхователя или лично.

Документами воинского учета являются удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (прописное свидетельство), военный билет для пребывающих в запасе военнослужащих срочной службы (или временное удостоверение, выданное взамен военного билета), удостоверение личности военнослужащего запаса (для лиц, проходивших службу по контракту).

Документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний, обязательные для предъявления при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, могут быть самыми разнообразными. Образовательные учреждения в соответствии с имеющимися у них лицензиями на обучение выдают лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документ о соответствующем образовании по форме, устанавливаемой самим образовательным учреждением (дипломы, свидетельства, аттестаты, сертификаты). Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают в этих случаях документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний предъявляется при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (врачи, педагоги, водители и другие). Например, согласно п.1 ст.4 Закона РФ от 26.06.1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование. Это означает, что лицо, желающее быть назначенным на должность судьи, обязано предъявить документ, подтверждающий высшее юридическое образование, а также подлинник документа удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копию, анкету, содержащую биографические сведения о претенденте, подлинник трудовой книжки, иные документы, подтверждающие трудовую деятельность претендента, документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Педагогической деятельностью имеют возможность заниматься только лица, имеющие образовательный ценз. Образовательный ценз устанавливается типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Настоящие положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов утверждаются Правительством РФ. Следует заметить, что ряд подзаконных актов, регулирующих отношения в области образовательного процесса, не приведен в соответствие с законодательством.

Так, например, в части 3 пункта 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении определено, что к педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом. В настоящее время такой перечень ни законом, ни подзаконным актом не установлен. Однако в качестве одного из видов наказаний Уголовный кодекс РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Сейчас редакция ст. 331 ТК РФ, касающаяся видов преступлений, ограничивающих право осуществлять педагогическую деятельность, приведена в соответствие с п. 2 ст. 53 Закона об образовании. Из новой редакции этой статьи следует, что перечня никакого нет и он вообще не нужен, так как важен только сам факт: снята или погашена судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления с человека, претендующего на такую работу. Если нет, то он, соответственно, не может быть принят на такую работу Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Право на занятие педагогической деятельностью, или проблемы, возникающие при приеме педагога на работу // Справочник кадровика. - 2007. - №10. - С.24-30..

Вместе с тем работодатели допускают нарушения действующего законодательства, так из материалов дела Борского районного суда следует, что в порядке подготовки к судебному заседанию, был установлен факт работы Лозового А.А. в период с 2004 г. по 2007 г. в подростковом центре Красноглинского района городского округа Самара, детско-юношеском клубе «Русская слобода», в Борской ДЮСШ в должности тренера конноспортивного отделения. Лозовой А.А. имел неснятую и непогашенную судимость (осужден по ч.1 ст.213, ч.1 ст.132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера) к 3 годам 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. 13.12.2003 был условно-досрочно освобожден на 1 год 5 месяца 3 дня), не имел педагогического образования, проживал без регистрации на территории РФ, не имел надлежащего паспорта. Подобные нарушения являются недопустимыми Дело № 2-125/2008 об установлении факта проживания на территории РФ Л. // Архив Борского районного суда Самарской области, 2008..

Работодатель, на которого ложится ответственность за несоблюдение законодательства о труде, в т.ч. и за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, обязан обратиться в МВД РФ за получением оттуда соответствующей информации. Подобная процедура увеличит срок приема на работу таких лиц как минимум на полтора-два месяца. В случае же приема на работу без обращения в МВД нужно, видимо, предупредить работника, что это будет сделано параллельно с оформлением его на работу, а при подтверждении такого факта может последовать его увольнение по основанию п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в ст. 84 ТК РФ, а также в ч.2 ст. 331 ТК РФ.

Замещению профессорско-преподавательских должностей (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой) в высшем учебном заведении предшествует избрание по конкурсу. Основное назначение конкурса при замещении преподавательской должности заключается в том, чтобы привлечь к участию как можно большее число лиц и отобрать из всех претендентов наиболее достойную кандидатуру, с которой и будет заключен трудовой договор.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению соискателя изъявившего желание участвовать в конкурсном отборе, в нормативных правовых актах не конкретизируется. Как представляется, в него должны входить: документы, подтверждающие соответствие претендента квалификационным требованиям, установленным для замещения определенной преподавательской должности; копия диплома о высшем образовании; список научных трудов и публикаций; копия диплома кандидата (доктора) наук, копия аттестата доцента (профессора); копия трудовой книжки, подтверждающая наличие соответствующего педагогического стажа работы (в необходимых случаях); документ об отсутствии у претендента заболевания, препятствующего осуществлению им преподавательской деятельности.

Все документы, поступившие от претендентов, после окончания срока приема передаются на соответствующую кафедру. К сожалению, в Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства образования РФ от 26.11.2002 № 4114, не указан срок, в течение которого эти документы должны быть переданы на кафедру. Между тем решение этого вопроса имеет большое значение, так как несвоевременная передача указанных документов может привести к неоправданной задержке всей последующей процедуры конкурса, а при определенных обстоятельствах и к его срыву. По мнению Завгородний А.В., для предотвращения подобных недоразумений было бы весьма полезно в локальном нормативном акте вуза предусмотреть срок (например, в течение одной недели), не позже которого названные документы должны быть переданы для рассмотрения на соответствующую кафедру Завгородний А.В. Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект // Справочник кадровика. - 2009. - № 6. - С.42-49..

При приеме на работу инвалидов работодатель должен затребовать у работника индивидуальную программу реабилитации инвалида.

При поступлении на государственную гражданскую службу в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя: заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании; сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 79-ФЗ, принят 07.07.2004, ред. от 18.07.2009] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.. Непредставление таких сведений является основанием для отказа в назначении на должность государственного служащего. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

При поступлении на службу в таможенные органы гражданин представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; медицинское заключение о состоянии здоровья; автобиографию; данные о месте рождения, местах работы (учебы) и местожительстве отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации [Текст]: [Приказ ФТС РФ № 612, принят 03.07.2006, ред. от 31.10.2008] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 31, 2006.

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью работы по найму, обязан представить подтверждение на право трудовой деятельности в Российской Федерации. Оно выдается в виде приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. В своем послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев указал: «… Следует упростить правила приема на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот» Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. // Российская газета. - 2009. - 13 ноября. .

В отдельных случаях с учетом специфики работы федеральным законодательством может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов. Например, поскольку не допускается работа по совместительству на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями труда, работодатель может требовать от работника, поступающего на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предъявления справки о характере и условиях труда по основному месту работы.

Требовать от лица, поступающего на работу, другие документы, помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, запрещается, на что обращено специальное внимание в ч. 3 ст. 65 ТК РФ. Незаконным является предъявляемое зачастую требование о предоставлении при приеме на работу сведений о присвоении гражданину идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и отказ в приеме на работу гражданину, которому ИНН не присвоен, до его присвоения ему в установленном порядке. Имеющаяся в стране судебная практика по настоящему вопросу, к сожалению, не поддерживает позицию работодателей, отказывающих в приеме на работу лицам, не имеющим ИНН. В решениях судов по таким делам обычно указывается, что «ссылки на нормы налогового законодательства необоснованны, так как они не могут быть применены при рассмотрении трудового спора и не содержат прямого указания на то, что в случае отказа от присвоения ИНН гражданину должно быть отказано в приеме на работу» Алексеев А.В. Бухгалтерия нового тысячелетия // www.buh21.ru .

В зарубежной практике процедура найма начинается с направления работодателю претендентом на должность, узнавшим тем или иным способом об открывшейся вакансии или даже независимо от этого (в надежде на вакансию), определенных документов: резюме, письма-обращения, автобиографии, дипломов, рекомендации и т.п. В отношении оформления этих документов действуют определенные правила. Так, в резюме должны быть обязательно следующие данные: фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, адрес, номер телефона, образование, трудовая деятельность (в обратном хронологическом порядке). Необходимо указать на знание иностранных языков, владение компьютерной техникой, наличие водительских прав. Желательно перечислить внерабочие увлечения (хобби). Иногда целесообразно указать свой знак зодиака. В отдельных случаях (в отношении физических работ) предлагается сообщать, является ли нанимающийся левшой либо (в отношении некоторых видов физических и умственных работ) интраверт он или экстраверт.

Обязательно анкетирование при найме, анкеты содержат вопросы, которые в соответствии с законом можно задавать нанимающимся. Содержание анкет зависит от характера работы, должности. В Германии, как уже отмечалось, содержание анкет требует одобрения производственного совета. В соответствии с позицией германских судов по требованию работника предприниматель обязан уничтожить анкеты в той части, в которой содержатся сведения о личной жизни нанимающегося, поскольку сохранение этих сведений, по мнению судов, нарушает конституционное право охраны личности, неприкосновенности личной жизни. В Канаде данные о непринятых кандидатах на должность подлежат уничтожению после истечения срока обжалования отказа в приеме на работу.

Применение профессиональных (проверочных) тестов как метода профподбора распространено в большинстве стран Запада. В настоящее время для целей профподбора применяется большое число разновидностей тестов и тестовых методик Киселёв М.И. Указ. раб.- С.148..

Подводя итог сказанному, важно подчеркнуть, что не могут быть признаны законными требования о предъявлении дополнительных документов при приеме на работу, установленные, например, законом субъекта РФ, постановлением (приказом) министерства (пусть даже федерального уровня) или самим работодателем. Таким образом, если сравнить российское и зарубежное законодательство в части приема на работу, мы не увидим большой разницы в перечне документов, т.к. несмотря на отсутствие указания на них в Трудовом кодексе РФ, сведения и документы необходимые для приема на работу, предусмотрены нередко Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, ведомственными нормативно-правовыми актами.

Как показывает практика, оформление приема работника на работу является одним из основных моментов кадрового учета. От того, насколько правильно это будет сделано, зависят порой не только дальнейшие трудовые взаимоотношения между работодателем и работником, но и финансовое благополучие организации в целом и ее руководителя лично. Поскольку ответственность за неправильное оформление кадровых документов (а в случае оформления приема на работу исправить ошибки, как правило, либо уже невозможно, либо очень сложно) может быть возложена как на организацию, так и лично на руководителя.

1.3 Последствия необоснованного отказа в приеме на работу

При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. ст. 19, 37 Конституции РФ, ст. ст. 2, 3, 64 ТК РФ, ст. 1 Конвенции МОТ 1958 г. №111 о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. Конвенция Международной организации труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1961. - № 44. - Ст. 448.). Большое количество споров в теории и на практике возникает в связи с проблемой гарантий «права» граждан на труд при заключении трудового договора и обоснованностью (необоснованностью) отказа в заключении трудового договора (ст. 64 Трудового кодекса РФ). (Приложение В).

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 63) «при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ, при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом» О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации [Текст]: [Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2, Принято 17.03.2004, ред. от 28.12.2006] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 3. - С.12..

Наряду с вышеуказанным, Верховный Суд РФ констатирует, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя (ч. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

При устройстве на работу работодатели проводят собеседование, тестирование соискателей. Уже на первоначальном этапе при открытии вакантной должности работодатель, как правило, старается отсечь неугодных ему будущих работников, указывая в объявлении различного рода ограничения для соискателя (пол, возраст, наличие стажа и т.п.). Дальнейший отбор еще более строг: резюме, собеседования, в том числе и по телефону. Так, например, молодой девушке было отказано в приеме на работу сразу же, как только выяснили, что она имеет малолетнего ребенка. На практике при приеме на работу, как правило, если у работодателя открылась вакансия и на нее претендуют несколько компетентных женщин, работодатель отдаст предпочтение замужним женщинам 30 - 40 лет, имеющим детей старшей возрастной группы.

Пример из судебной практики: Р.Рахмеев обратился в мировой суд Приволжского района г.Казани с иском о признании действий руководства ПО «Сельский хлеб» незаконными. Как следует из материалов дела, Равиль Рахмеев всю жизнь проработал в финансовой сфере. Закончив Казанский финансово-экономический институт, он долгие годы трудился государственным налоговым инспектором, а потом главным бухгалтером частного предприятия. К 48 годам Рахмеев накопил большой опыт работы с бухгалтерскими документами.

Осенью прошлого года ему пришлось подыскивать себе новое место трудоустройства, однако в какую бы фирму он не обращался, ему отвечали, что принимают на работу только молодых женщин в возрасте до 30 лет. Дело закончилось тем, что Равилю Рахмееву пришлось зарегистрироваться в Центре занятости населения по Советскому району Казани. Вакансия вскоре нашлась, - сотрудники Центра дали мужчине направление в производственное объединение «Сельский хлеб», где требовался главный бухгалтер. Однако, прочитав направление, сотрудница отдела кадров заявила Рахмаеву, что им требуется только женщина. Более того, кадровик дала Рахмееву письменный отказ, где прямо указала, что претендент не проходит по половому признаку. В связи с чем, Р.Рахмаев обратился в мировой суд с требованием взыскать с дирекции ПО 10 тысяч рублей в качестве морального вреда, основываясь на том, что Трудовой Кодекс РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора по причинам, не связанным с деловыми качествами претендента. Возраст соискателя, его национальность, пол и отношение к религии не могут быть основаниями для отказа в приеме на работу. Изучив материалы дела и выслушав доводы стороны, суд пришел к выводу, что иск обоснован Компенсация за отказ в приеме на работу по половому признаку / Судинформ // Ресурс доступа www.sudinform.ru..

Вплоть до середины XX в. усмотрение нанимателя при заключении трудового договора было ограничено главным образом положениями, касающимися охраны труда женщин и молодежи (минимальный возраст приема на работу, запрещение привлекать женщин и подростков к тяжелым, опасным и вредным для здоровья работам). В последующие десятилетия появились запреты дискриминации при найме на работу. Эта дискриминация запрещена по различным в разных странах признакам: расе, цвету кожи, этническому, национальному или социальному происхождению, религии и политическим убеждениям, семейному положению, возрасту, инвалидности. В каждой стране существует свой более или менее полный набор оснований запрещения дискриминации при найме на работу. Так, в США (в федеральном законодательстве) дискриминация запрещена по признакам расы, цвета кожи, религии, пола, национального происхождения, беременности, принадлежности к профсоюзам, погашенной судимости, возраста (имеется в виду дискриминация пожилых трудящихся), нетрудоспособности (имеется в виду дискриминация инвалидов, а также лиц, страдающих различными болезнями, включая СПИД, и серьезными недугами и природными аномалиями, например глухих, глухонемых, лилипутов); в Великобритании - по признакам расы, цвета кожи, этнического или национального происхождения, пола, вступления в брак; во Франции - расы, пола, семейного положения, политических и религиозных взглядов, принадлежности к профсоюзам, возрасту, инвалидности, погашенной судимости, личной жизни, сексуальной ориентации; в Канаде - расы, цвета кожи, национальности, социального происхождения, пола, семейного положения, религиозных и политических взглядов, возрасту, инвалидности, сексуальной ориентации Киселёв М.И. Указ. раб. - С.139..

Статья 56 ТК РФ определяет трудовой договор как «соглашение между работодателем и работником», а значит, подразумевает добровольность вступления в трудовые правоотношения обеих сторон трудового договора. Таким образом, во-первых, оценку обоснованности или необоснованности отказа в приеме на работу суды при разрешении трудовых споров должны связывать с тем, нарушены ли права и охраняемые законом интересы гражданина - потенциального работника - в отношениях по трудоустройству у данного работодателя, а во-вторых, само определение обоснованного или необоснованного отказа весьма некорректно, и его следовало бы избегать, в данном случае, согласившись с позицией Е.А. Ершовой, и ч. 1 ст. 64 ТК РФ изложить в следующей редакции: «Запрещается отказ в заключении трудового договора, нарушающий трудовые права и защищаемые законом интересы граждан» Ершова Е.А. Трудовое право России. - М.: Статут, 2008. - С. 299..

Как правило, на сегодняшний момент практика вышестоящих судов доказывает, что решения судов первой инстанции недостаточно обоснованы в части «обязания» работодателя к заключению трудовых договоров с лицом, ищущим работу. Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения о признании отказа в приеме на работу необоснованным и возложении на главу администрации сельского поселения обязанности принять ее на работу, ссылаясь на то, что ею было подано заявление о приеме на работу в качестве секретаря администрации сельского поселения, однако ей было отказано в приеме на работу со ссылкой на пенсионный возраст. Исковые требования Г. были удовлетворены: отказ главы администрации сельского поселения в заключении трудового договора признан незаконным. Дополнительным решением на главу администрации сельского поселения была возложена обязанность принять на работу Г. в качестве секретаря.

Данное дело в порядке надзора было истребовано в Верховный Суд РФ. Принимая решение в части возложения на главу администрации сельского поселения обязанности принять на работу истицу Г., Верховный Суд РФ указал, что согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ и разъяснениям, данным в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2, согласно которым работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, исходя из чего понуждение к принятию истца на работу, тем более на конкретную должность, нельзя считать обоснованным.

Дело по иску Г. к администрации сельского поселения о признании отказа в приеме на работу необоснованным и возложении на главу администрации сельского поселения обязанности принять Г. на работу решено передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции Определение Верховного Суда РФ от 29.04.2008. Дело № 46-В08-1 // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2009.- № 4.-С. 22. Таким образом, вполне обоснованно можно высказать мнение о том, что «принуждать» работодателя к заключению трудового договора с лицом, ищущим работу, недопустимо хотя бы исходя из того, что Конституция РФ в ст. 37 закрепляет свободу труда, а не право на труд у любого работодателя Колосовский А.В. Ответственность за необоснованный отказ при приеме на работу // Трудовое право. - 2009.-№ 3.- С.11..

В п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» говорится: «Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела». Таким образом, решения, принимаемые судами РФ, имеют большое значение в правильном толковании и применении норм трудового права в части заключения трудовых договоров.

Часть 2 ст. 64 ТК РФ гласит: «Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального или должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Пленум Верховного Суда РФ разъясняет: «Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере)».

Однако закон не предусмотрел, и не мог предусмотреть всех возможных ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, поэтому закрепленный в ч. 2 ст. 64 ТК РФ перечень обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, при которых запрещен отказ в приеме на работу, не может быть рассмотрен как исчерпывающий. Во-первых, сама формулировка «обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника» слишком расплывчата, для того чтобы использовать ее как основание к отказу в приеме на работу. Во-вторых, в данной правовой норме весьма спорно говорится о «правах» «работников» «при заключении трудового договора», поскольку, как верно отмечает Е.А. Ершова: «Трудовые права у «работников» могут появиться не «до», а «после» заключения трудового договора» Ершова Е.А. Трудовое право России. - М.: Статут, 2008. - С. 299..

Так ТК РФ критерием обоснованности отказа в приеме на работу считает несоответствие деловых качеств работника качествам, предъявляемым работодателем по вакантной должности. В то же время доказательство такого несоответствия в суде должно лежать на работодателе. В связи с этим представляется сомнительным решение, вынесенное по следующему делу.

Решением мирового суда судебного участка №2 Кинельского района Самарской области, оставленным без изменения определением Кинельского районного суда Самарской области, отказ в приеме на работу Ф. на должность заместителя начальника отдела материально-технического снабжения и логистики признан необоснованным. Суд обязал ЗАО «Алексеевский молочноконсервный комбинат» (далее - ЗАО) заключить трудовой договор с Ф. на замещение должности заместителя начальника отдела материально-технического снабжения и логистики. Отменяя судебные постановления, президиум указал следующее. Обязывая ЗАО заключить трудовой договор с истцом, суд, ссылаясь на положения ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ, исходил из права свободы на труд, невозможности ограничения трудовых прав и необоснованности отказа ответчика в приеме на работу истца на должность заместителя начальника отдела материально-технического снабжения и логистики по возрастному цензу Информационный бюллетень Самарского областного суда. № 9. 2008 // Режим доступа advokat.sam.ru..

Большое количество споров в специальной литературе и на практике вызывают ч. ч. 5 и 6 ст. 64 ТК РФ: «По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд» Вострецова О.А. Правовые последствия отказа в приеме на работу//Трудовое право.-2009.- № 4.- С.15-16. . Необходимо еще раз подчеркнуть: суд может защищать только нарушенные трудовые «права» и «защищаемые законом интересы», «просто интересы» суд не защищает. Поэтому заявитель, обращаясь в суд, должен указать правовые основания его трудовых «прав» на заключение трудового договора с данным работодателем либо каким федеральным законом гарантирован его соответствующий «законный интерес» Сенников Н.М. Отказ в приеме на работу: уроки судебной практики//Трудовое право.-2009.- № 4.- С.30. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты