Рефераты

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

3.3 Исполнители

КОГДА врачи центра ЭКО при Санкт-Петербургском институте акушерства и гинекологии несколько лет назад рискнули дать объявление в газете о том, что они приглашают женщин, желающих выносить и родить чужого ребенка, народу набежало, как на конкурс в театральный вуз. Все претендентки -- женщины социально неустроенные, испытывающие большие финансовые трудности.

Вот, например, портрет одной из кандидаток. Мать двоих маленьких детей, экономист с высшем образованием. Муж -- рабочий на госпредприятии, с мизерным окладом, который выплачивают «в час по чайной ложке». На полставки мама-экономист устроиться не может, а на полный рабочий день -- не хочет сама: дети все время болеют, ими надо заниматься, по врачам их водить, закалять… Муж не против, чтобы жена таким необычным способом заработала деньги для семьи. Хорошо подумав, он даже потребовал от заказчиков приплаты лично для себя -- ведь ему придется терпеть неудобства в те месяцы, когда жена будет беременной… Эта семья вообще отличается большим практицизмом. Жена даже интервью дает журналистам только за деньги. На вопрос, что она будет делать, если появится желание оставить ребеночка себе, уверенно отвечает: «Не появится. Еще одного ребенка деть некуда: и так впятером в маленькой двухкомнатной живем. А потом ребенок будет похож на генетических родителей, он может оказаться негром или китайцем, мне все равно, кого вынашивать».

Но если вынашивание за большие деньги -- ситуация типичная, были у нас в стране случаи, когда женщины рожали для других по дружбе или … из материнской любви.

Первый удачный опыт суррогатного материнства в Санкт-Петербурге был как раз подвигом дружбы.

Молодая женщина потеряла младенца: он появился на свет раньше срока при помощи кесарева сечения и через сутки умер. Второй удар -- после случившегося осложнения у женщины удалили матку. Рожать детей она больше не могла.

Дама была безутешна, рыдала день и ночь, впала в депрессию. Как муж ее ни успокаивал -- что, слава Богу, она сама жива, все страшное позади, живут же люди и без детей, -- ничто не помогало, женщина не могла обрести душевный покой. И тут она увидела фильм «Чужая жена» о том, как бесплодная женщина стала матерью ребенка, рожденного подругой. Правда, в фильме подруга забеременела обычным путем: муж героини, по общему договору, провел ночь с кандидаткой в суррогатные матери. Но фильм был снят давно, до появления технологии ЭКО…

В общем, безутешная женщина загорелась, проявила неимоверную настойчивость, нашла врачей, которые согласились на эксперимент. Ее поддержали муж и подруга…

Подруга была незамужняя, до этого не рожала. Вынашивала двойняшек тяжело (при ЭКО не редкость, вероятность рождения близнецов при такой процедуре возрастает в 24 раза). Пять раз за беременность она лежала на сохранении, а через семь месяцев на свет появились два «кесаренка», две девочки, весом чуть больше 2-х кг каждая.

Измученной подруге счастливая генетическая мать подарила свою квартиру, а выросшая вдвое семья переселилась в квартиру мужа.

Близняшки растут, нормально развиваются. У них есть «вторая мама», которую они зовут тетей, -- хорошие отношения между женщинами сохранились. Подруга навещает детей, помогает их воспитывать. В общем, редкая идиллия. Обычно родители, получив ребенка, не хотят больше встречаться с женщиной, выполнившей их заказ.

А первой суррогатной матерью в Харькове, да, похоже, и первой на всей территории СНГ, была женщина, которая родила ребенка для своей взрослой дочери, страдавшей врожденным отсутствием матки. Ребенку сейчас уже больше 10 лет, он нормально развивается, никаких психологических сложностей, по мнению врачей, в этой семье нет: мать (она же бабушка) благоразумно отдалилась от молодых, разменяла квартиру…

3.4 Самый сложный момент

ОФИЦИАЛЬНАЯ передача ребенка генетическим родителям и регистрация его на их имя -- самый сложный момент во всей этой эпопеи. Дело в том, что пока в Семейном кодексе РФ значится: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)…»

На самом деле случаи, когда суррогатная мать оставляет себе чужого ребенка, крайне редки. Медики считают более типичной ситуацию, когда генетические родители все девять месяцев страшно боятся, что суррогатная мать им не отдаст их ребенка, а та не меньше боится, что они этого ребенка у нее не заберут.

А вот сложности с органами опеки поначалу были. Врачи рассказывают: суррогатная мать официально отказывается от выношенного ею ребенка, счастливые генетические родители уже готовы младенца подхватить, но тут органы опеки объявляют: стоп, у нас тут очередь на здоровенького отказного ребенка и вы в этой очереди не стояли!

Сейчас все юридические аспекты более или менее отработаны. Медики не приступят к процедуре ЭКО, пока между всеми заинтересованными сторонами не будет подписан договор, составленный юристами, который позволит потом передать ребенка от суррогатной матери именно его генетическим родителям, а не третьим лицам.

3.5 Общественное мнение

ЧИСЛО детей, выношенных суррогатными матерями, в мире сейчас исчисляется тысячами, в России -- сотнями. Реакция общества на это явление неоднозначная, от: «Прекрасно, что медицина дает возможность бездетным семьям получить собственного ребенка, для многих это последний шанс заиметь наследника -- родную кровиночку» до: «Покупать ребенка, выращивать его в животе чужой женщины -- это аморально, грех. Нет своих детей, а очень хочется -- возьмите из детдома, избавите кого-то от сиротской доли».

Одна суррогатная мать рассказывает, как, когда несколько лет назад она хотела дать объявление в санкт-петербургскую молодежную газету о том, что готова выносить чужого ребенка, объявление принять у нее отказались. Претендентка поразилась: «Вы же печатаете объявления проституток: «эротический массаж круглосуточно»?» А ей ответили: «Суррогатная мать хуже проститутки!»

Согласно опросу, опубликованному в интернете на сайте www.booksite.ru, от 18 до 28% населения (в зависимости от возраста и региона) считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% не имеют по этому вопросу собственного мнения из-за того, что мало осведомлены о сути проблемы.

Зато большинство врачей уверены, что для женщин, которым болезни и патологии не позволяют рожать, этот метод является лучшим выходом. А сейчас в мире, между прочим, 20% супружеских пар бесплодны. И раз суррогатное материнство разрешено у нас в стране, оно развиваться будет.

Против суррогатного материнства христианская церковь. По мнению священнослужителей, такой способ появления на свет нарушает целостность личности, разрывает глубокую эмоциональную связь между матерью и ребенком. И в этом утверждении есть свой резон: наука знает, что с четвертого месяца внутриутробного развития ребенок начинает реагировать на настроение матери, сопереживает ей…

Психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. А социологи предлагают его рассматривать в контексте культур: если для традиционной культуры суррогатное материнство было бы неприемлемым, то в культуру постмодернистскую, которой не присуще оценочное суждение, оно вписывается вполне гармонично.

НО КАК БЫ общество сейчас ни относилось к суррогатному материнству, можно предположить, что этот метод будет являть младенцев на свет и дальше. Материнский и отцовский инстинкт требуют удовлетворения.

3.6 Суррогатное материнство. Взгляд со стороны

Суррогатная мать - это женщина, которая вынашивает и рожает ребенка для супружеской пары, которая не может завести детей обычным способом. Это бывает, когда жена не может родить, и тогда в матку суррогатной матери переносится оплодотворенное яйцо данной супружеской пары, или если жена в принципе бесплодна, и тогда сперма мужа используется для оплодотворения суррогатной яйцеклетки хирургическим путем. В США и некоторых европейских странах юридически разрешено платить суррогатной матери за выполненную ею функцию помимо других расходов, необходимых для нормального протекания беременности и родов. В Великобритании подобная оплата является нелегальной, и вынашивание чужого ребенка не поощряется официальными властями.

Это сухое определение суррогатного материнства найдено в недрах Интернета.

И тема, на которую я хочу поговорить с вами, уважаемые читатели, на первый взгляд кажется определенно носящей положительный оттенок. Не правда ли, что может быть гуманнее, чем помощь людям, отчаявшимся иметь своих собственных детей? Да и свое собственное материальное положение можно поправить, отмучившись 9 месяцев и отдав рожденного ребенка чужим людям. И сама процедура, при нынешнем развитии медицины, как правило, проходит успешно и заканчивается рождением здорового малыша.

Однако, поучаствовав в обсуждениях этой темы в Интернете (на сайте Doktor Aybolite, среди завсегдатаев “семейных» форумов именуемом просто Мама.ру, на сайте Ева.ру, порталах 7я.ру и 8я.ру), я убедилась, насколько различны мнения женщин, уже имеющих детей, и женщин, только готовящихся к рождению малыша, когда речь заходит о таком проблематичном явлении, как суррогатное материнство.

Столь широкий спектр мнений, от восторгов сторонников - тех, кто видит в этом единственную возможность стать родителями, до сурового осуждения и отвращения противников, видящих в этом происки «темных сил» и перспективу вырождения человечества, свидетельствует о том, что корни вопроса выходят далеко за пределы того уровня знаний, на который опирается широкая публика. Это означает также, что проблема суррогатного материнства многопланова, то есть она является точкой, в которой пересекаются такие области знания, как этика и биология, философия и юриспруденция. Поэтому вполне понятно, что споры, за которыми стоят одни эмоции и в которых ухватывается лишь краешек всей проблемы, не могут привести к ясному суждению. Отсутствие же ясности порождает противостояние сторон и напряженность. Поэтому мы должны исследовать проблему в ее глубинных истоках, как она есть, и представить читателю понятные ему доказательства, которые внесли бы в вопрос окончательную ясность.

Не стану задерживать ваше внимание, разбирая медицинскую сторону проблемы - думаю, и без меня найдется достаточное количество источников, где можно получить исчерпывающую информацию. Решение прибегнуть к помощи суррогатной матери зачастую представляется многим парам единственным решением - и оно выстрадано ими в полной мере и не подлежит порицанию.

Разобраться в том, что же такое суррогатное материнство, я позволю себе с не совсем традиционной точки зрения.

Прежде всего, нужно прояснить вопрос о том, кем являются наши дети, каковы наши с ними взаимоотношения, в каком смысле мы можем считать их «своими»? Если исходить из обычных человеческих представлений, что рождающиеся дети являются «чистым листом бумаги», на котором родители и общество могут записать все, что им угодно, мы упустим из поля зрения свободу личности, свободу воли. Ребенок, выросший и ставший взрослым, окажется всего-навсего формой, которую вылепила внешняя среда из комочка живой протоплазмы. Теперь претензии родителей считать ребенка «своим» становятся более понятными - поскольку этот комочек появился в результате слияния именно их половых клеток, они считают, что получили право путем формирования его личности перенести в ребенка копию самих себя! Вот в чем кроется причина, по которой люди хотят «завести» детей - они видят в них продолжение своего собственного существования. Конечно же, подавляющее большинство людей не осознает этого стремления и следует ему инстинктивно, называя это чувством отцовства и материнства.

Но это чувство и этот инстинкт присущи и животному миру, и это доказывает, что своими корнями он уходит в проблему зарождения и существования Жизни вообще - Жизни, которая не желает мириться со смертью и стремится к бессмертию, передавая себя, подобно эстафетной палочке, от поколения к поколению. Глобальность этого видения, которое поднимается высоко над обычными житейскими представлениями, заставляет нас осознать, что ни одна повседневная проблема не может быть разрешена без обращения к самим истокам - к Жизни и ее Смыслу.

Однако, и родители также являются детьми - вряд ли они согласятся с тем, что являются всего лишь очередными безымянными участниками забега, принявшими эстафетную палочку Рода. Вряд ли они согласятся с тем, что являются всего лишь очередной свежей лошадью, на которую в свое время пересел Всадник - основатель их Рода, - чтобы продолжать свою скачку по жизни. Безусловно, мы чувствуем себя самостоятельными личностями, которые имеют творческий потенциал и родились здесь не для того, чтобы стать очередной ступенькой на чьем-то пути, а для того, чтобы проявить в этой жизни себя - развить свои способности и, пустив их в оборот, получить отдачу. Но тогда мы должны признать то же самое и в отношении наших детей! Они тогда также являются самостоятельными личностями, причем изначально, от рождения.

Это означает, что хотя младенец и выглядит совершенно беспомощным и ничего не умеющим, на самом деле, все его способности в скрытом состоянии уже присутствуют в нем. Эти способности и составляют его личность, его характер - они являются результатом его наработок, а не передаются ему его родителями. Отсюда со всей очевидностью следует, что личность ребенка, если понимать под ней этот комплекс, уже погружалась в эту жизнь, совершенствуя и проявляя в ней себя, и пришла сюда затем, чтобы продолжить свой жизненный путь. Жизнь в своем поиске бессмертия не упускает ни одной возможности - она ищет его не только в коллективном бессмертии рода, но в индивидуальном бессмертии личности.

Итак, роль родителей и их взаимоотношения с детьми получают истинное основание. Мы понимаем теперь, что наши дети, так же, как и мы сами, являются самостоятельными и вполне сформированными личностями - их видимая беспомощность вполне понятна и легко объясняется теми новыми для них условиями, в которые они попали и в которых должны освоиться. К этим новым условиям относится также и полученное ими от родителей новое тело, которым они должны овладеть и о котором должны заботиться. Безусловно, соответствующие необходимые навыки наработаны ими раньше - они и проявляются в виде всех тех «готовых» и необходимых для жизни инстинктов, которыми малыш располагает от рождения.

Таким образом, задача родителей по отношению к их детям - это помочь им в раскрытии их способностей, обеспечить им возможность становления их жизненного пути. А для этого нужно не навязывать детям свои представления об их задачах, а искать и выявлять в детях их скрытые способности и таланты. Нужно помогать им, обеспечивая их защитой и поддержкой на тот период, пока на окрепших крыльях своих талантов они не смогут выпорхнуть из родного гнезда и отправиться в свой собственный полет.

3.7. Мы все лечились понемногу

Когда супруги понимают, что многолетние попытки зачать или выносить ребенка оказались безуспешными, когда проделано несколько операций ЭКО (Экстракорпорального оплодотворения), также очень дорогих, - последней соломинкой остается надежда на добрую фею, которая, как в сказке о Дюймовочке, подарит (или продаст) драгоценный горшок, в котором прорастет семечко.

В последнее время суррогатное материнство получает в нашей стране все более и более широкое распространение. Правда, мне так до конца и не удалось выяснить, насколько крепка правовая база под этим явлением. То, что мне удалось откопать на Интернет-сайтах, показывает, что желающих родить ребенка этаким нетривиальным способом становится все больше и больше, суррогатным матерям предлагают нехилые деньги за их услуги. Последним самым громким примером такой обретшей счастье семьи стала Алена Апина, скромно не сделавшая из этой истории секрета и поведавшая с экранов телевизоров о том, что ее дочку выносила чужая женщина. Несколькими месяцами раньше то же самое проделала Ольга Слуцкер, имевшая аналогичные проблемы.

В Интернете вполне легально вывешиваются объявления как от пар, желающих родить ребенка, так и от мамаш, желающих быть востребованными в качестве инкубатора. И тех и других активно зазывают к себе разные медицинские центры, скромно умалчивая о размерах вознаграждения «мамам» и сумме самой процедуры. Однако, по последним данным, вознаграждение «маме» выражается суммой с четырьмя нулями, а стоимость операции выходит далеко за рамки средней потребительской корзины. Другими словами, позволить себе роскошь стать родителями могут только весьма богатые люди.

Закон, принятый о суррогатном материнстве, здравомыслящего человека заставит поежиться от неожиданной формулировки: оказывается, по российским законам, новоиспеченная мать-инкубатор может в течение 72 часов решить, отдаст ли она своего ребенка родителям-заказчикам или же оставит себе. Конечно, что и говорить, не Америка у нас, где подобная практика существует гораздо дольше и законы на этот счет категоричны и безжалостны. Вообще, мировая практика суррогатного материнства такова: либо в стране запрещено подобное действо, либо четко регламентированы права и обязанности, и обратной дороги нет. Даже если американская мать пытается отсудить ребенка, закон будет на стороне заказчиков - ведь мать знала, на что шла…

А у нас, по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда» снова создали закон, который скорее усложняет, чем упрощает ситуацию.

3.8 Эмоциональная сторона дела

Самое распространенное заблуждение сторонников - они считают, что в ребенке, выношенном чужой женщиной, сочетаются их гены, а раз гены «собственные», то какая разница, на какой почве произрастает плод. Да, рожденный ребенок внешне будет похож на биологических маму и папу. Но девять месяцев он находился в лоне другой женщины. И именно она питала его своими соками, именно к ее телу привыкал будущий младенец, именно ее готовился называть мамой. Ведь не расскажешь же ребенку, что он получил возможность воплотиться - за деньги!

Девять месяцев, с момента подсадки оплодотворенной яйцеклетки в тело не-матери (или матери? - с ходу и не решишь, как эту женщину правильно называть!) маленький эмбрион развивается и набирается сил, получая отличное питание, о чем уж наверняка позаботятся его биологические родители.

Я с трудом представляю себе женщину, имеющую дома «не менее двоих детей» - а ведь именно такое условие обязательно для суррогатной матери - женщину, познавшую радость материнства, родившую и выкормившую двоих детей, рожденных от собственного мужа, которая хладнокровно подписывает контракт, условием которого является разлука с ребенком навсегда.

Маленький человечек, выношенный инкубатором, девять месяцев существует в состоянии товара, который меняют на деньги. Женщина, отдающая часть себя - а ведь именно так и выглядит рождение с биологической точки зрения - то есть продающая за деньги свое тело, в котором развивается чужое существо. Родители-заказчики, как правило, общающиеся с суррогатной матерью их будущего малыша только дважды - в самом начале и при передаче ребенка. Трогательные рассказы биологических мам о том, что они «начинают чувствовать этого ребенка», «устанавливается связь с ним» - к сожалению, не более чем разыгравшаяся фантазия. Ведь не убиваются женщины по каждой вышедшей из них яйцеклетке - а ведь это происходит раз в месяц… Точно так же как и мужчины не страдают по излившимся из них сперматозоидам…

Ну хорошо, допустим! Допустим, возникла «некая» связь между биологическими родителями и зачатым ребенком. Допустим, они будут сильно любить его, долгожданного, желанного, похожего на них… А мать-инкубатор?

Участие в рождении такого ребенка оказывается для суррогатной матери очень неблагоприятным, и эта неблагоприятность вряд ли может быть компенсирована даже солидным денежным вознаграждением. Речь идет о том, что вынашивая и рождая ребенка, суррогатная мать отдает ему огромную энергию, которую черпает из своей души и своего организма. Энергия напрямую связана со временем - поэтому женщина, которая рождает ребенка, отдает ему свое ВРЕМЯ - она СТАРЕЕТ. Это очень важное обстоятельство совершенно упускается из виду. Однако, если ребенок остается с ней, то происходит чудо - выкармливая младенца и общаясь с ним, она соприкасается с Вечной Юностью. Процесс идет тогда в обратном направлении - она вновь молодеет и расцветает. Отдав рожденного ею ребенка, она лишается этой возможности.

Конечно, отсутствие средств к существованию ведет к старению еще быстрее - понятно, что суррогатным материнством пробавляются те женщины, которые никаким другим способом никогда бы не заработали таких денег - однако, неужели для того, чтобы прокормить двух других детей, возможно бросить третьего? Помните колыбельную? «Ты моя кровиночка, ты моя травиночка, сердца половиночка…»

Не знаю, будет ли это «иллюстрацией на тему», но мне очень хочется привести пример из собственной жизни. Нет-нет, суррогатной матерью я не была, и к услугам подобным прибегать мне надобности не было. Но когда в нашем Интернет-клубе Многодетных Семей с одной из мамочек приключилась беда, я взяла ее рожденную на 34 неделе кесаревым сечением девочку к себе. У меня тогда месяцем раньше родилась младшая дочь, и я кормила обеих девочек своим молоком. Девочка пробыла у меня четыре месяца, пока здоровье ее мамы более или менее не улучшилось. Когда за девочкой пришли, чтобы унести ее к родным, любящим родителям, самым большим моим желанием было не отдавать ребенка. Хотя я не выносила ее, не родила, а только всего-навсего кормила ее и старалась подарить ей немножко своего тепла.

Итак, рассмотрены наиболее глубокие, и потому наиболее скрытые стороны проблемы суррогатного материнства, затрагивающие как саму суррогатную мать, так и биологических родителей и самого ребенка. Мы видим, что последствия для всех трех сторон, участвующих в этой сделке, не могут быть названы благоприятными. Вывод может быть только один - притяжение души ребенка на воплощение в неблагоприятных для нее условиях является эгоистическим деянием обеих договаривающихся сторон - биологических родителей и суррогатной матери. Невежественно нарушая естественный механизм воплощения души, обеспечивающий всем ее участникам наиболее благоприятные условия для развития и творчества, они берут на себя ответственность, всю величину которой не в состоянии себе представить. У нас пока слишком мало информации для изучения рожденных таким образом детей - ведь самым старшим из них сейчас едва больше пятнадцати лет. Мы не можем пока знать, кем вырастут эти люди, какое развитие получат их личности. В этом и состоит основное заблуждение - люди с упоением гонятся за сиюминутными эгоистическими удовольствиями и не желают видеть их отдаленные, но неизбежные последствия.

Желание родить «собственного» ребенка более чем понятно. Однако, если этого не получается сделать, не будет ли более благородным обратить свои взгляды на уже рожденных детей, оставленных своими родителями? Точно так же, как к родителям притягивается собственный ребенок, к ним придет и этот - усыновленный. И мне кажется, что более гуманным будет потратить деньги не на дорогостоящие операции, а на помощь уже рожденному малышу, который станет вашим навсегда.

Суррогатная мать - это здоровая женщина, согласная на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносить и родить ребёнка для другой семьи. Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта) для чего могут использоваться как яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары, так и доноров.

3.9 Откуда берутся красавицы и чудовища?

Возникает очень важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к проблеме суррогатного материнства. Он заключается в следующем - случайно ли, что данный ребенок родился именно у данных родителей? Если считать, что ребенок - это только тело, которое сформировано по образцу, данному родителями, и в котором содержится незатронутые, подобно чистому листу, память и психика, то такой вопрос не имеет смысла. Однако, если понимать, что родилась, а точнее - воплотилась готовая и сформированная личность, то этот вопрос приобретает огромную важность. Ответив на него, мы ответим одновременно на еще один весьма болезненный вопрос, который, по сути говоря, лежит в основе проблемы суррогатного материнства - почему у некоторых супружеских пар нет детей вовсе.

Дети, входящие в наш Мир, приходят в него по зову своих родителей. Зачатый ребенок развивается в утробе своей матери, чтобы в один прекрасный момент явить себя на свет Божий, заявив о своем появлении громким криком. Природа пока не знает другого способа появления детей, кроме как в муках матери. Какая бы ни была мать, как бы она ни относилась к ребенку - ей приходится проходить через родовые схватки, длящиеся иногда по многу часов.

Любой ребенок, как это ни удивительно, имеет не только генетическую память. В нем, как в замысловатом сосуде, причудливо смешиваются и переплетаются корни многих поколений, он, будучи на первый взгляд невинным, таит в себе скрытые способности и возможности, которые то ли будут раскрыты на протяжении его жизни, то ли так и останутся спящими в нем.

Дети, действительно, наследуют черты обоих родителей. Но только ли внешние? Как часто нам приходится слышать негодующие возгласы: «Как же ты похож на отца, размазня!» или «Какая ты неряха, вылитая мать!» В обычном, «природном», зачатии ребенка участвуют двое - мать и отец. Они создают для него тело, куда потом приходит душа. Появление души в теле будущего человечка - акт единственный, не повторяющийся никогда больше. Как же приходит душа, какая приходит? По подобию тех, кто в это время ближе к ребенку. В обычном случае это мать и отец. Дети, помимо внешности, наследуют черты характера родителей. Душа ребенка формируется подобной душам родителей ребенка. Причем, как и внешнее сходство может быть с дальними предками, так и духовное родство не ограничивается ближайшими поколениями.

Рождение именно этого ребенка именно у этих родителей является не случайностью, а закономерностью и необходимостью. Эта необходимость становится ясной, как только мы вспомним, что ребенок есть личность, пришедшая сюда для собственного развития и проявления. Следовательно, условия ее рождения должны быть для нее наиболее благоприятными. Это означает, что и родители, и будущее окружение ребенка, и все сопутствующие его детству жизненные условия являются именно той средой, которая более всего подходит именно для него, для проявления его личности. Он как бы притягивается к тому месту и к тем родителям, которые соответствуют ему самому - наработанной им личности. Но тогда проблема суррогатного материнства вырисовывается куда более определенно - мы видим, что наличие суррогатной матери вносит разлад в этот четкий и закономерный механизм. Дело в том, что ребенок в этом смысле «притягивается» к своей суррогатной матери, а вовсе не к биологической. Не будем забывать, что гены, содержащиеся в клетках отца и матери, ответственны только за формирование тела ребенка, но не его души, под которой мы будем понимать его личность. Посредником между телом и личностью является кровь - недаром во все времена придавали огромное значение именно «кровному» родству. Поскольку в жилах ребенка течет кровь суррогатной матери, то именно она станет тем посредником, к которому «притянется» душа ребенка. Значит, возникает проблема, которую не в состоянии разрешить никакое законодательство. У ребенка, в любом случае, независимо ни от каких соглашений, оказывается ТРИ родителя, причем доля суррогатной матери, кровь которой участвует в выборе воплощающейся души, оказывается более важной, чем гены биологических родителей, участвующих только в формировании для этой души тела. Душа, притянувшаяся по подобию крови, к родовой линии суррогатной матери, оказывается воплощенной в теле, которое создано на основе генной информации, передаваемой по родовой линии биологических родителей.

Душа ребенка, для развития которой является наиболее благоприятными те условия, которые она могла бы получить в жизненной среде суррогатной матери, оказывается ввергнутой в жизненную среду, которую предоставляют ей ее биологические родители. Здесь не имеет никакого значения то, насколько эти условия являются благоприятными в материальном плане - вполне возможно, что для развития данной души они как раз неблагоприятны, потому что она нуждается в таких жестких внешних условиях, которые императивно стимулировали бы ее рост. Мы видим, что возникает ужасная путаница - биологические родители создают воплощающейся душе такие условия, которые, возможно, не являются для нее подходящими - этим они наносят и ей и себе большой ущерб, и именно они несут за это огромную ответственность.

3.10. Кто она, суррогатная мать?

По медицинской статистке, 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Значит, единственный выход для этих людей - усыновление ребенка. Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше. Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более. Программа "суррогатного материнства" дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары.

СОГЛАШЕНИЕ о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое, то есть альтруистическое. При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду. Некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Чтобы избежать проблем, с суррогатной матерью необходимо заключить договор, в котором должны оговариваться:

*Компенсация расходов на медицинское обслуживание.

*Компенсация потерь в заработке.

*Место проживания суррогатной матери в период беременности.

*Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение.

*Последствия рождения неполноценного ребенка.

*Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные на рождение здорового ребенка.

Если суррогатная мать остается анонимной, то целесообразно заключать договора:

*Между суррогатной матерью и медицинским учреждением, где будет проводиться искусственное оплодотворение и дальнейшее наблюдение за протеканием беременности.

*Между этим медицинским учреждением и супругами-заказчиками.

В новом Семейном кодексе РФ, в разделе IV, главе 10, имеются две статьи, связанные с данной проблемой. Ст. 51, п. 4, ч. 2: "Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)". Ст. 52, п. 3, ч. 2: "Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать... не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства". То есть приоритетное право решать судьбу ребенка принадлежит суррогатной матери, и на практике может возникнуть ситуация, когда генетическим родителям будет отказано в материнстве и отцовстве. Кстати, если суррогатная мать на момент заключения договора состояла в браке, то согласие мужа на участие жены в ЭКО является необходимым условием действительности договора. Включение акушера в состав участников договора суррогатного материнства необходимо для того, чтобы бесплодные супруги могли получать полную информацию о состоянии суррогатной матери в период беременности.

3.11 Здоровье эмбрионов будет охраняться законом.

Приступая к экспериментам с эмбрионами и плодами, американским ученым придется руководствоваться принципами заботы об их благополучии, как если бы они были обычными добровольцами в научном исследовании. Изменение правил в этой области предложено администрацией Джорджа Буша, которая не в первый раз проявляет заботу о неродившихся американцах.

Пока слова о необходимости заботиться об эмбрионах носят декларативный характер. Внесение изменений не дает какой-либо реальной защиты и не оказывает влияния на государственную политику в этой области. Однако эта проблема, вместе с проблемами незащищенности различных социальных групп как объектов научных исследований, будет разбираться специальной комиссией.

Члены этой комиссии пока не назначены. В результате ее работы должны быть приняты рекомендации для Министерства здравоохранения и социальных служб, руководство которого будет инициировать разработку законов, если посчитает это необходимым. Защищать планируется и те эмбрионы, которые вынашивают женщины, и те, что получены в результате экстракорпорального оплодотворения или клонирования.

Кроме того, комиссия будет заниматься разработкой положений, которые помогут защищать другие уязвимые группы, включая новорожденных, детей, заключенных, а также тех, кто в силу тех или иных причин не может дать информированного согласия на участие в эксперименте.

Хотя существенных изменений в политике государства не произошло, это сообщение может расцениваться как политическая победа для тех, кто ратует за усиление защиты детей до их рождения. Некоторые рассматривают это как шаг в направлении запрета абортов. В сентябре уже был принят закон, который позволяет Штатам включать в программу медицинского страхования детей с момента зачатия. 01.11.2002.

3.12 Работа - рожать

Суррогатное материнство: новый вид биологических услуг или социальный подвиг?

«Ищу суррогатную мать», «требуется женщина, желающая выносить чужого ребенка» -- таких объявлений в Интернете с каждым днем становится все больше, впрочем, так же, как и пополняются ряды семей, которые по тем или иным причинам не могут стать родителями естественным способом.

Сейчас в мире -- это пятая часть семейных пар. К альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении ин витро (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко неоднозначно. В некоторых странах, в связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса, деятельность в этом направлении запрещается национальным законодательством, в частности, во Франции и Германии, а в Канаде и Великобритании не разрешается рассмотрение судебных исков по этому поводу.

Христианская религия также отрицательно смотрит на подобные манипуляции с донорством половых клеток, поскольку оно нарушает целостность личности, и, кроме того, по мнению служителей церкви, данная методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной близости, устанавливающейся между матерью и ребенком. Кстати, в подтверждение этому можно вспомнить установленный современными учеными факт о том, что ребенок в утробе еще на четвертом месяце своего развития распознает свою мать и реагирует на каждое проявление ее настроения, тем самым даже ей сопереживая.

В Украине явление «суррогатное материнство», впрочем, как и другие революционные технологии в области репродуктивной медицины, ассоциируется с именем директора института репродуктивной медицины, профессора Федора Дахно. Он рассказал «Дню», что первый ребенок с помощью суррогатной матери появился в стране в 1980 году, и в роли исполнителя выступала сестра заказчицы. С тех пор этот метод в Украине стал популяризироваться, правда, говорить о том, что суррогатное материнство стало носить для бездетных пар массовый характер и о том, что в ближайшем будущем это может произойти, пока не приходится. По словам Ф. Дахно, сейчас для Украины -- это единичные случаи.

Возможно, именно поэтому в стране не существует банка суррогатных матерей, в отличие скажем от США, где собрана огромная база данных, предлагающая сведения о донорах яйцеклеток. База позволяет выбрать донора, руководствуясь даже такими критериями, как этническое происхождение, вероисповедание или внешность. В Украине проблема поиска в основном перекладывается на плечи заказчиков, хотя помогают в этом и сотрудники института, которые зачастую разыскивают суррогатных матерей среди своих родственников и знакомых.

Некоторые ученые и эксперты считают, что суррогатное материнство в Украине не имеет широкого распространения не из моральных соображений, а из материальных, поскольку бездетной паре намного легче усыновить ребенка с непонятной наследственностью, чем выложить полторы тысячи долларов за медицинские процедуры и в три раза больше на «зарплату» и содержание исполнительницы. Действительно, в данной ситуации затрагиваются интересы не только непосредственно главных действующих лиц, а также и семьи женщины, которая согласилась быть суррогатной матерью; ведь для мужа осознание того, что жена вынашивает чужого ребенка для чужой семьи, тяжелая психологическая травма.

Согласно негласным требованиям, в роли суррогатной матери может выступать женщина не старше 35 лет, притом обязательно уже рожавшая, поскольку в этом случае риск того, что после она захочет оставить ребенка себе, в несколько раз уменьшается. Оптимальным вариантом для роли суррогатной матери является родственница. Правда, здесь могут возникать курьезные случаи. К примеру, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки собственной дочери, то абсолютно непонятно, кем она приходится новорожденному -- то ли матерью, то ли бабушкой, то ли и тем и тем одновременно.

Согласно опросу, опубликованному в биоэтическом разделе сайта www.booksite.ru, в зависимости от возраста и региона, в котором проводилось исследование, от 18 до 28% считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% в связи с тем, что мало осведомлены в этой области, вовсе не имеют собственной точки зрения по этому вопросу.

Зато большинство врачей (61%) уверены в том, что при наличии патологии у женщин, которая не позволяет им рожать, этот метод является оптимальным. Отечественные психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. «Западные люди куда менее эмоциональны по сравнению с нами, и все равно там это становится трагедией, как для матери-заказчицы, так и для матери исполнительницы, поскольку никогда нельзя сказать точно, проснутся ли материнские чувства у этой женщины или нет», -- говорит кандидат психологических наук Наталья Бастун. По ее мнению, популяризируя суррогатное материнство, общество тем самым воспитывает морально нездоровое поколение, поскольку предлагает новый вид биологических услуг или модифицированную проституцию. Все же, как считает Н. Бастун, остановить накатывающуюся волну невозможно, можно лишь с этим смириться и привыкнуть.

Кандидат социологических наук Любовь Бевзенко считает, что это явление связано с социологическими факторами, а точнее, суррогатное материнство нужно рассматривать в контексте культур. «Если для традиционной культуры суррогатное материнство было бы абсолютно неприемлемо, то постмодернистской не присуще оценочное суждение, иными словами, каждый делает только то, что считает нужным», -- говорит социолог. Между тем еще в Библии упоминался элемент суррогатного материнства. Бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а в последний момент на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца.

Федор Дахно имеет абсолютно четкую позицию относительно моральности данного метода. Он считает, что матерью имеет право назваться лишь та женщина, которая воспитала ребенка, а тех женщин, которые из альтруистических соображений пошли на сделку, необходимо, на его взгляд, расценивать как совершивших социальный подвиг, что должно материально поощряться государством. Правда, конкретные житейские истории свидетельствуют, что альтруистических порывов не так уже и много. Для некоторых женщин суррогатное материнство становится всего лишь высокооплачиваемой работой. В интервью газете «Высокий замок» Анна, которая работает менеджером в Симферополе, рассказала, что пошла на суррогатное материнство исключительно из-за безденежья. После развода с мужем она, в первую очередь, хотела ему доказать, что сама в силах решить свои финансовые проблемы. Но сейчас боится увидеть ребенка, поскольку это, по ее словам, причинит немало боли.

Надо заметить, что при институте репродуктивной медицины конфликтных ситуаций, когда суррогатная мать не хотела отдавать ребенка, не было. Впрочем, и оспаривать свое материнство суррогатной матери юридически крайне сложно.

В дополнении к Закону Украины «О трансплантации органов и тканей» четко указано, что супруги, которые дали согласие на проведение репродуктивных методик, обладают в полном объеме родительскими правами и обязанностями по отношению к детям, которые родились в результате этих методик. В проекте нового Семейного кодекса Украины, который прошел первое чтение, указано, что в случае имплантации в организм другой женщины зародыша, зачатого супругами, родителями ребенка являются именно супруги. Вместе с тем, у заказчиков все равно существует определенный страх, что в последнюю минуту материнский инстинкт возьмет свое, и суррогатная мать скроется с глаз обманутых генетических родителей. Анна рассказывает, что ежедневно ей приходилось убеждать генетическую мать в том, что не сбежит.

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. Поскольку «свой» ребенок даже исключительно психологически всегда будет в несколько раз роднее и ближе, чем приемный.

Однако психологическая травма, связанная с его несколько нетрадиционным появлением, не всегда проходит бесследно и для родителей-заказчиков, и для суррогатной матери. Но тем не менее невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если именно этот метод может сделать для кого-то чудо, то, вероятно, он имеет право на существование.

ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО

4.1 Правовые и этические аспекты суррогатного материнства

Определены действующим законодательством Российской Федерации: пункт 4 статья 51, пункт 3 статья 52 Семейного Кодекса Российской Федерации; пункт 5 статья 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-Ф31.

Супружеская пара и суррогатная мать дают письменное информированное согласие на участие в программе "Суррогатное материнство".

4.2 Показания к суррогатному материнству:

*отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

*деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

*синехии полости матки, не поддающиеся терапии;

*соматические заболевания, при которых вынашивание беременности противопоказано;

*неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

*Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.

4.3 Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

*возраст от 20 до 35 лет;

*наличие собственного здорового ребенка;

*психическое и соматическое здоровье.

Объем обследования суррогатных матерей

*определение группы крови и резус-фактора;

*анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);

*обследование на инфекции: хламидиоз, генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху (действительно 6 месяцев);

*общий анализ мочи (действителен 1 месяц);

*клинический анализ крови, свертываемость крови (действителен 1 месяц);

*биохимический анализ крови: АЛТ, ACT, билирубин, сахар, мочевина (действителен 1 месяц);

*флюорография (действительна 1 год);

*мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц);

*цитологическое исследование мазков с шейки матки

*осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год)

*осмотр и заключение психиатра (однократно)

*общее и специальное гинекологическое обследование (перед каждой попыткой индукции суперовуляции).

Противопоказания для проведения ЭКО и ПЭ в программе "Суррогатное материнство" и объем обследования супружеской пары такие же, как и при проведении ЭКО.

4.4 Программа "Суррогатное материнство"

Программа проводится по следующему алгоритму:

*выбор суррогатной матери;

*синхронизация менструальных циклов;

*процедура экстракорпорального оплодотворения с переносом эмбрионов в полость матки суррогатной матери.

4.5 Этические вопросы суррогатного материнства

Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались особенно сложными. В США пока (к 1991 г.) не принято законов, запрещающих суррогатное материнство, а недавние судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу соглашений. Соответствующие проекты законов были внесены на рассмотрение законодателей по меньшей мере в 19 штатах, и можно ожидать, что хотя бы некоторые попытки регулирования или запрещения суррогатного материнства найдут свое отражение в юридических нормах.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать "своего" ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.

Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Сравнительно мало было сказано о ребенке в таких ситуациях. Ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (за исключением довольно редких случаев, когда в ее матку имплантируют оплодотворенную «in vitro» яйцеклетку от той самой женщины, вместо которой для вынашивания плода пришлось нанять другую). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери - например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Неудивительно, что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу "суррогатного материнства" "серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры".

Ввиду этих сомнений упомянутое общество рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при соблюдении следующих условий:

Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.

Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.

Оплата услуг специалистов - врачей, адвокатов и др. - должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры.

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когда бесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину, пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи, иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

ГЛАВА 5. СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО ЗА РУБЕЖОМ

Во Франции суррогатное материнство незаконно. Не разрешено оно и в странах, где традиционно сильна католическая церковь. Во Франции суррогатное материнство незаконно, оно противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о "неотчуждаемости человеческого тела".

В Германии любая попытка «осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери) или имплантировать ей человеческий эмбрион», считается преступлением. Причем наказание за суррогатное вынашивание ребенка несет врач, а не родители-заказчики и не исполнительница-мать. В Германии преступлением считается любая попытка "осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион". Наказание за суррогатное вынашивание ребенка несет врач, но не предполагаемые родители или сама суррогатная мать.

В Канаде соглашение о суррогатном материнстве не имеет юридической силы, но само оно не запрещено законом и поддерживается частными агентствами. В Канаде соглашение о суррогатном материнстве юридически не прописано, но законом не запрещено, им занимаются частные агентства. Однако судебные иски по этому вопросу в Канаде не рассматриваются, так же как и в Великобритании.

Конгресс США суррогатное материнство разрешил в 1991 году. С тех пор этот способ избавления от бесплодия применяется в Штатах довольно широко. В стране есть огромная база данных о донорах яйцеклеток для женщин, которые в связи с заболеванием яичников не могут продуцировать собственную яйцеклетку. База позволяет выбрать донора даже по этническому происхождению, вероисповеданию и внешности.

На Украине суррогатное материнство не только разрешено, но и довольно четко прописано юридически. Там супруги, которые дали согласие на имплантацию своего зародыша в организм другой женщины, являются родителями рожденного ею ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразные этические вопросы, рассмотренные в настоящей работе, связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении в области секса и продолжения рода. В прошлые эпохи считалось, что на каждый из этих вопросов есть только один верный ответ. Сегодня же мы понимаем, что правильность тех или иных ответов относительна, так как все больше знакомимся с разными религиями и культурами, с самым широким спектром взглядов и многообразием форм сексуального поведения. Каждый человек должен сам делать собственный выбор и не навязывать свои взгляды другим.

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. Поскольку «свой» ребенок даже исключительно психологически всегда будет в несколько раз роднее и ближе, чем приемный.

Однако психологическая травма, связанная с его несколько нетрадиционным появлением, не всегда проходит бесследно и для родителей-заказчиков, и для суррогатной матери. Но тем не менее невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если именно этот метод может сделать для кого-то чудо, то, вероятно, он имеет право на существование.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Семейный кодекс РФ ОТ 29 декабря 1995 Г. N 223-ФЗ (С изменениями от 15 ноября 1997 Г., 27 июня 1998 Г., 2 января 2000 Г.).

РАЗДЕЛ IV. Права и обязанности родителей и детей

ГЛАВА 10. Установление происхождения детей

СТАТЬЯ 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

СТАТЬЯ 48. Установление происхождения ребенка

1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

2. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.

3. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка.

4. Установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

СТАТЬЯ 51. Запись родителей ребенка в книге записей рождений

1. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.

2. Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса), или отец записывается согласно решению суда.

3. В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию.

4. Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.

Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

СТАТЬЯ 52. Оспаривание отцовства (материнства)

1. Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.

2. Требование лица, записанного отцом ребенка на основании пункта 2 статьи 51 настоящего Кодекса, об оспаривании отцовства не может быть удовлетворено, если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка.

3. Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства.

Текст Семейного кодекса опубликован в "Российской газете" от 27 января 1996 г. Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 16 В Семейный кодекс РФ внесены изменения: от 2 января 2000 г. N 32-ФЗ, от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 Г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями от 25 октября 2001 Г., 29 апреля 2002 Г.). Принят Государственной Думой 22 октября 1997 года, одобрен Советом Федерации 5 ноября 1997 г.

ГЛАВА II. Государственная регистрация рождения

СТАТЬЯ 16. Заявление о рождении ребенка

1. Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния.

2. В случае, если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей) лицом либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок.

3. Одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.

4. В случае, если рождение ребенка подтверждается заявлением лица, присутствовавшего во время родов, такое заявление должно быть представлено в орган записи актов гражданского состояния в соответствии с правилами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

5. При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

6. Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Формы заявлений о рождении ребенка

Для рождения ребенка суррогатной мамой форм пока не предусмотрено, хотя имеются разные варианты форм, например, для найденного (подброшенного) ребенка. Формы представлены в следующем документе:

Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния"

Текст постановления опубликован в:

"Российской газете" от 12 ноября 1998 г.,

"Российской газете" от 18 ноября 1998 г.,

Собрание законодательства Российской Федерации от 9 ноября 1998 г., N 45, ст. 5522

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

"Девушка, родите нам ребенка!"

Медицинский аспект решен абсолютно - технологически это и можно сделать, и делается. А вот юридические проблемы часто непреодолимы. Наши коллеги из Санкт-Петербурга, когда у них появился год назад суррогатный ребенок, прошли 8-месячную судебную эпопею, пока этого ребенка смогли забрать его генетические родители, оформив все по закону. Хотя в принципе законодательство этот вопрос оговаривает, но конкретики нет. И доктора сто раз пожалели, что связались с этим делом.

- Но разве не самое важное - желание тех людей, которые решились на этот не очень простой шаг?

- Важное - вне сомнения, но все-таки юридический аспект никак не обойти. А здесь формально вопрос стоит так: есть семья, в которой родился ребенок, и эта семья от него отказывается. Но - в пользу конкретной супружеской пары. А между тем существует большая очередь из желающих усыновить здорового ребенка и попробуй докажи, что у тебя есть какое-то преимущество. А доказать сложно, поскольку у органов опеки никаких четких инструкций на сей счет до сих пор нет.

- Но ведь можно, наверное, заранее оформить какие-то документы, подтверждающие, что ребенок фактически от тех людей, которые и собираются его усыновить?

- Они и оформляются - и у юристов, и у медиков. Юрист нашей медицинской компании очень обстоятельно работала над формой такого договора. И он действительно позволяет отдать ребенка генетически родной семье, истинному отцу и матери. Мы, медики, занимаемся своей технологией, лишь, если документы правильно оформлены.

- Как идет поиск суррогатных матерей?

- Это дело той семейно пары, которая желает завести ребенка.

Никакого "банка" женщин, готовых предоставить свои услуги, у нас нет. Хотя периодически раздаются звонки, и женщины предлагают себя в качестве суррогатных матерей. Мы для себя решили так: если семья хочет иметь ребенка, готова пройти через суррогатное материнство, то, чтобы доказать, что она действительно серьезно настроена, пусть сама ищет женщину, готовую им помочь.

- Какие требования вы, медики, предъявляете к суррогатным матерям?

- Во-первых, это должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, несомненно, здоровая. Но это не все. У суррогатной матери непременно должна быть семья: и муж, и не менее двух детей.

- Чем это вызвано?

- Дело в том, что, может быть, одной из основных проблем программы суррогатного материнства является психологическая нестабильность женщины, которая решила стать суррогатной матерью. Что толкнуло ее на это? Если она одинока и у нее масса материальных проблем, то сам факт наступления беременности станет ей дополнительным стрессом - плюс к тем, что у нее уже есть. И часто она психологически ломается, и к тому моменту, когда появляется ребенок, сказываются законы природы - она начинает любить ребенка. Это чувство ничем невозможно ни сбалансировать, ни заменить. Такие женщины часто отказываются отдать ребенка. Как правило, судебные разбирательства по этому вопросу, которые имели место в мире, связаны либо с одинокими женщинами, либо с женщинами, состоящими в гражданских браках, которые, как правило, не дают женщине ощущения уверенности в стабильности ее семейного положения.

Мы имеем некоторый опыт общения с женщинами, пожелавшими стать суррогатными матерьми. Как правило, они были из круга достаточно близких знакомых, сочувствующих бездетным супругам, а материальный фактор, как нам кажется, играл не главную роль. Хотя и существенную.

- Какие причины могут заставить женщину прибегнуть к услугам суррогатной матери?

- Это, к примеру, отсутствие матки или ее заболевания, ведущие к выкидышам, или общее состояние здоровья, не дающее возможность пережить эти 9 месяцев беременности.

- До какого возраста можно брать яйцеклетку у генетической матери?

- До климактерического периода.

- Если посмотреть по социальному статусу - кого больше среди желающих прибегнуть к услугам суррогатных матерей? Какого круга эти семьи?

- Я не заметил какой-либо четкой закономерности, но могу сказать, что, как правило, это семьи очень крепко спаянные, которые, даже если все-таки у них не будет детей, не распадутся. И, конечно, это люди, достаточно обеспеченные. Поскольку медицинская программа суррогатного материнства обходится достаточно дорого.

- Если не секрет, во сколько именно?

- Так же, как и "ребенок в пробирке": около полутора миллионов рублей - это наша работа и реактивы плюс набор медикаментов, а это в 2-3 раза дороже. И, конечно, какой-то существенный гонорар выплачивается суррогатной матери.

- Мало того, видимо, и в течение беременности супруги в прямом смысле подкармливают суррогатную мать, чтобы ребенок во время внутриутробного развития получал полноценное питание, витамины...

- Это естественно. Обычно все эти моменты оговариваются заранее - улучшенное питание, нормальные жизненные условия.

- Есть ли статистика - сколько в мире родилось детей от суррогатных матерей?

- Таких детей в мире порядка полутора тысяч. Это все-таки не очень широкая практика. В ряде стран, в основном католического вероисповедания, она вообще не приветствуется. В США после того, как в 1991 году Конгресс разрешил суррогатное материнство и появились судебные случаи, когда женщины отказывались отдавать детей, было рекомендовано использовать этот метод крайне ограниченно и осторожно. Поскольку никто не может нести ответственности за поведение суррогатной матери, то медики должны очень серьезно подумать, прежде чем участвовать в этой программе. Поэтому мы всегда сами встречаемся с возможной суррогатной мамой, часами с ней беседуем, стараемся и ее понять, и объяснить ей все сложные психологические моменты, прежде чем она примет окончательное решение. Мы не всем парам беремся помогать: к примеру, если не уверены в гармонии отношений суррогатной мамы с будущей семьей ребенка, мы просто им отказываем. И отказываем практически 80-90 процентам.

- Сколько суррогатных детей в нашей стране?

- Я думаю, что полной статистики не существует. Но мы с коллективом считаем, что не больше десяти.

- Это - в Москве и Санкт-Петербурге?

- Да. Вообще, первый ребенок появился в Харькове, там мама родила ребенка собственной дочке с врожденным отсутствием матки. С доктором, которая в этом принимала непосредственное участие, у нас тесные контакты, поэтому мы всегда в курсе дел в этой семье. Ребенку там уже 6 лет.

- Но ведь тогда тем более все было сложно с законом, юридической основы суррогатного материнства не было даже в зачаточном состоянии.

- Не было. Но мама - женщина суперактивная, "скрутила" все и вся, написала кучу подписок, блокировала своей активностью работу Харьковского центра по эктракорпоральному оплодотворению. И чтобы просто элементарно иметь возможность работать, ее вписали в программу.

В этой семье нет никаких сложностей, мама, родив ребенка, достаточно благоразумно отдалилась от молодой семьи, разменяла квартиру, ребенок развивается нормально, никаких психических сдвигов нет.

Над самарской же программой суррогатного материнства висит некий фатум: кто пытается в нее войти, по каким-то причинам выбывает. То прерывается беременность, то беременность внематочная. Так что пока у нас "своего" суррогатного ребенка нет. Попытки же продолжаются уже второй год.

- Вы сказали, что имела место внематочная беременность. Но я, честно говоря, была уверена, что оплодотворенная яйцеклетка внедряется сразу в матку.

- Мы действительно пересаживаем эмбрионы в матку. Но в ряде случаев они по каким-то неясным причинам "убегают" в трубу и закрепляются там. Медицина - одна из наиболее сложных отраслей знания человеческого, здесь немало необъяснимого и малопонятного, особенно среди медицинских аспектов деторождения. Так же как беременность сама по себе является загадкой. Многие вещи в ней до сих пор не нашли себе применений.

- Я так понимаю, что суррогатное материнство - несоизмеримо сложнее, чем просто искусственное оплодотворение - из-за несовместимости крови, тканей и так далее.

- Это, представьте, практически одно и то же, технология та же. Суррогатная мама или женщина, которой пересаживается донорская яйцеклетка, как ни странно, беременеет хорошо. И донашивает хорошо. И наши неудачи - скорее, то исключение, которое подтверждает правило. Просто нашим женщинам не везло. А в целом опят показывает, что с медицинских позиций вопрос решается даже легче, чем лечение бесплодия супружеских пар.

- Не больше ли у суррогатных детей проблем со здоровьем?

- Нет. Более того, неожиданно для себя мы, медики, выяснили, что индекс их здоровья несколько выше, чем у детей, зачатых обычным путем. Два года назад в России на эту тему даже была защищена кандидатская диссертация.

- Вы сами видели суррогатных детей?

- Своими глазами - нет. И, откровенно говоря, обязанность как врача, так и общества - хранить максимальную конспирацию, чтобы ребенок нормально психологически развивался.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты