Программа реформирования и развития жилищного хозяйства
. На строительство спортсооружений:Анализ финансового обеспечения показал следующие результаты по кредиторской задолженности. Фактические доходы в 2007 г. составил 100,3%, в т.ч. доходы от населения.Кредиторская задолженность по «Эксплуатации жилищного фонда» на 01.01.2008 г. Составляет 5000 тыс.руб. Из бюджета на погашение убытков, сложившихся в результате недофинансирования прошлых лет поступило 1733 тыс.руб, из фонда развития - 400 тыс руб., за счет применения тендерного коэффициента и цен и тарифов ниже плановых, погашено убытков на сумму 1648 тыс.руб.Таким образом кредиторская задолженность по статье «эксплуатация жилищного фонда» снижена на 44%.В мае 2007 года была проведена инвентаризация всего жилищного фонда, по результатам которой был разработан график и проведены собрания с жителями домов по вопросу установки запирающих устройств в подъезды, с привлечением специалистов муниципального района, сотрудников ДЕЗ, представителей совета ветеранов, представителей ОВД. На информационных стендах были размещены объявления призывающие жителей активно включиться в работу, а также дана информация по кабельному телевидению.По результатам собраний, и с учетом пожеланий жителей, была сформирована и в срок до 01.02.2008. выполнена программа по закрытию подъездов жилых домов. Было установлено 115 домофонов, 800 дверей с кодовыми замками, 6 постов охраны.Характерной особенностью последних лет является большое количество переданного в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда. Так за период с 2005 года по 2007 год на баланс Дирекции было принято 51 строение, год постройки которых колеблется от 1934 до 1970, при этом данные строения находились, как правило, в плохом техническом состоянии, требуя безотлагательного ремонта. Находясь на балансе ведомств, жилищный фонд, как правило, не ремонтировался с момента постройки, что создает трудности в его эксплуатации и требует больших финансовых затрат по его эксплуатации.В настоящее время районная Управа продолжает выполнение комплексной программы намеченной в Постановлении Правительства г. Москвы № 872-РП (Приложение В).Была проведена инвентаризация холлов первых этажей, составлена сметная документация, где определены необходимые объемы работ, такие как: ремонт полов, ступеней, поручней, остекление, восстановление отопления и освещения лестничных клеток и холлов, малярных, штукатурных, и облицовочные работы и т.д. По результатам инвентаризации разработан график с разбивкой по количеству подъездов, видам работ. Проводится работа по оборудованию подъездов, помещениями для дежурных, по титульному списку в пределах выделенных ассигнований выполнено устройство 27 помещений для дежурных.К выполнению работ были привлечены организации, прошедшие конкурсный отбор на право производства общестроительных работ.Большие трудности в переоборудованием охранных систем в жилых домах ведомственной подчиненности. Из-за нехватки финансирования работы ведутся крайне медленно.В связи с проводимой Правительством г. Москвы жилищно-коммунальной реформой, а в частности созданием товариществ собственников жилья, в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.06.2003 г. «О товариществах собственников жилья», администрацией Управы района Люблино совместно с советниками неоднократно проводилась разъяснительная работа среди жителей домов ЖСК по вопросу организации и создания на их базе Товариществ собственников жилья, а также по вопросу выбора старших по дому (подъезду).Проведена подготовка и проверка аварийных служб района к работе в предстоящий отопительный период. Аварийные службы укомплектованы необходимыми материалами и механизмами (ацетилен, кислород, сварочные аппараты, сантехническое и электромонтажное оборудование).Проведена проверка готовности диспетчерских служб района. На начало периода пуска тепла на каждой диспетчерской имелся график пробного пуска с разбивкой по абонентам и домам, согласованный со 2 районом Теплосети Мосэнерго и Мосгортеплом.Для осуществления качественной уборки территории района в зимних условиях проведена проверка готовности всех дорожных служб и подрядных организаций выигравших конкурс.Для улучшения системы функционирования ЖКХ района Люблино был проведен ряд программ, направленных на благоустройство районных территорий. Среди них особенно важны:1) «Мой двор - мой подъезд»
В 2007 году работа по комплексному благоустройству дворовых территорий и приведению в порядок подъездов жилых домов проводилась в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2006 г. N 1092-ПП "Об итогах реализации программы "Мой двор, мой подъезд" в 2006 году и задачах на 2007 год".
Плановые задания по комплексному благоустройству дворовых территорий выполнены на 101,7% к плану года, по ремонту подъездов - на 100,9%, по оборудованию подъездов системами видеонаблюдения - на 100,8%.
В ходе реализации программы в истекшем году отремонтировано 0,9 млн. кв. м асфальтовых покрытий, устроены 22 новых детских и 19 спортивных площадок, осуществлен ремонт газонов на площади 2,5 га, произведена посадка 150 деревьев и более 169 кустарников, устроено 150 кв. м цветников, построены гостевые парковки на 280 машиномест, отремонтировано около 17о подъездов, оборудовано более 180 подъездов системами видеонаблюдения, обеспечена охрана 94% подъездов. Продолжались работы по замене ненадежных запирающих устройств на более надежные, в том числе на домофоны.
Такими устройствами оборудовано 189 подъездов. Активизирована работа института "старших" по дому и подъезду. Все благоустроенные дворовые территории и приведенные в порядок подъезды приняты комиссией с участием представителей общественности и инспекторских служб по актам.[12] Ведется паспортизация объектов комплексного благоустройства.
Успешному выполнению программы способствовало проведение конкурсов: "Московский дворик", "Улучшаем свое жилище", "Зеленые насаждения", на лучший проект благоустройства территории по программе "Мой двор, мой подъезд", а также проведение городских фестивалей цветников и ландшафтной архитектуры Реализован комплексный подход к благоустройству дворов независимо от их ведомственной принадлежности, выполнен большой объем работ с хорошим качеством, организовано привлечение жителей к благоустройству и сохранности ранее сделанного, осуществлен переход к плановому ремонту подъездов, вместе с тем ведется замена ненадежных запирающих устройств.
В целях дальнейшего повышения уровня комплексного благоустройства территорий , приведения в порядок подъездов жилых домов, а также безусловного выполнения заданий программы "Мой двор, мой подъезд" в 2008 году Правительство Москвы постановляет: 1. Считать приоритетными направлениями программы "Мой двор, мой подъезд" на 2008 и 2009 годы:
- комплексное благоустройство территорий, осуществляемое на основании утвержденной проектной документации, в масштабах жилых кварталов, микрорайонов;
- устройство многофункциональных спортивных площадок для развития дворового спорта;
- создание озелененных территорий с использованием междворовых пространств для отдыха населения;
- организацию рационального размещения автотранспорта на дворовых территориях;
- внедрение современных малых архитектурных форм;
- комплексное оборудование жилых районов системами видеонаблюдения в соответствии с техническими условиями;
- расширение форм поощрения "старших" по домам и подъездам.
В 2008 году на территории района Люблино должны быть проведены мероприятия по:
1) Приведению в порядок подъездов жилых домов, монтажу и капитальному ремонту систем видеонаблюдения.
2) Комплексному благоустройству территорий дворов жилищного фонда, объектов образования и здравоохранения, учреждений и организаций, территорий, прилегающих к дворам частного сектора, а также неосвоенных территорий по административным округам города Москвы. (Приложение Г)
3) Ремонту и устройству спортивных площадок на дворовых территориях и на территориях объектов образования. (Приложение Д)
4) Устройству рекреационных зон и озелененных территорий (Приложение Е)
5) Устройству гостевых парковок на дворовых территориях
На территории Люблино предусмотрено устройство гостевых парковок на 140 машиномест. [13]
2) «Комплексная реконструкция жилых домов на территории района Люблино»
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 июля 1999 года N 608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года», в целях реализации концепции градостроительного развития территории района Люблино и обеспечения комплексной реконструкции и модернизации 5-этажного и ветхого жилищного фонда будет произведено:
1. Принять предложение префекта Юго-Восточного административного округа о привлечении закрытого акционерного общества «Компания „Главмосстрой-инвест“ в качестве инвестора по реализации инвестиционного проекта в рамках выполнения программы реконструкции ветхой жилой застройки в кварталах 27, 28, 32 микрорайона „Е“ района Люблино со строительством жилых домов общей жилой площадью 75,9 тыс. кв. метров, общей нежилой площадью 1,77 тыс. кв. метров, с гаражами-стоянками площадью 15,5 тыс. кв. метров.
2. Включено строительство жилых домов в городскую программу реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда города до 31.01.2009
3) «Улучшаем свое жилище»
Ежегодный городской конкурс на лучшую реализацию инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов, домов и придомовых территорий "Улучшаем свое жилище" (далее - конкурс) организуется и проводится Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Управлением городского заказа города Москвы, Объединением административно-технических инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы, префектурами административных округов, управами районов города Москвы.
Конкурс проводится в целях реализации программы Правительства Москвы "Мой двор, мой подъезд" и направлен на выявление и распространение инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов, домов и придомовых территорий при поддержке управ районов города Москвы и префектур административных округов, привлечение к благоустройственным работам финансовых средств инвесторов, создание благоприятного общественного климата в каждом районе и микрорайоне города, а также на обеспечение безопасности жителей города. Цели конкурса:
1) развитие и поддержка инициатив жителей, участвующих в работе по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, передачи им в управление жилых домов и дворовых территорий, финансовых средств по эксплуатации жилищного фонда
2) создание благоприятных условий для инициативной деятельности жителей по благоустройству и содержанию подъездов, домов.
В конкурсе могут принимать участие жители города, создавшие свои объединения в различных организационных формах и имеющие своих представителей (инициативная группа жителей, представитель подъезда -старший по подъезду, представитель дома (домов) - старший по дому(домам), правление товарищества собственников жилья, комитет (совет)территориальной общины, правление МЖК, ЖСК и т.д.).
Основные номинации конкурса:
- «Лучшая инициатива объединения жителей подъезда»;
- «Лучшая инициатива объединения жителей дома»;
- «Лучшая инициатива объединения жителей группы домов, микрорайона»;
- «Большой личный вклад в благоустройство, содержание и безопасность жилищного фонда»;
- « Лучший проект ТСЖ по эффективному управлению и содержанию кондоминиума».
Первая часть конкурса будет проведена в начале июня 2008 года.
Для организации и проведения конкурса создается:
- районная конкурсная комиссия, возглавляемая главой управы, с участием организаций, управляющих и обслуживающих жилой фонд, представителей совета старших по дому и подъезду, Мосжилинспекция ЮВАО и АТИ ЮВАО;
- окружные конкурсные комиссии, возглавляемые заместителем префекта административного округа, в составе, утвержденном распорядительным документом префектуры (организация и контроль за проведением конкурса на территории административного округа по всем номинациям);
- городская конкурсная комиссия при Правительстве Москвы (организация и контроль за проведением конкурса на территории города по всем номинациям).
Заявки и материалы для участия в конкурсе подаются представителями объединений жителей в управы районов. Районная конкурсная комиссия рассматривает заявки и материалы, оценивает реализацию инициатив объединений жителей на местах и определяет победителей I (районного) этапа конкурса. Победители конкурса на уровне районов (занявшие призовые места в каждой номинации) выдвигаются для участия во II (окружном) этапе конкурса. Конкурсанты, не включенные в переданные в окружную комиссию списки участников второго этапа, к дальнейшему участию в конкурсе не допускаются.
По итогам определения победителей на районном этапе районные комиссии передают в окружные комиссии:
- протокол заседания районной комиссии по подведению итогов районного этапа конкурса;
- пояснительную записку с перечислением и оценкой всей совокупности показателей практической реализации инициатив победителей районного этапа конкурса;
- документы и материалы о деятельности победителей районного тапа конкурса по благоустройству, приведению в порядок и содержаниюподъезда, дома (домов), придомовых территорий.
Окружная конкурсная комиссия рассматривает поданные заявки и материалы, оценивает реализацию инициатив, заявленных объединениями жителей, на местах и определяет победителей окружного этапа конкурса.
Победители конкурса на уровне округов (занявшие призовые места в каждой номинации) выдвигаются для участия в III (городском) этапе конкурса. Конкурсанты, не включенные в переданные в городскую конкурсную комиссию списки участников, к дальнейшему участию в конкурсе не допускаются. После подведения итогов на окружном этапе окружные комиссии передают в городскую комиссию:
- протокол заседания окружной комиссии по подведению итогов окружного этапа конкурса, утвержденный распоряжением префекта;
- пояснительную записку с перечислением и оценкой всей совокупности показателей практической реализации инициатив победителей окружного этапа конкурса;
- документы и материалы о деятельности победителей окружного этапа конкурса по благоустройству, приведению в порядок и содержанию подъезда, дома (домов), придомовых территорий.
Рабочая группа городской конкурсной комиссии рассматривает представленные окружными комиссиями материалы, выезжает на места, готовит информацию на заседание городской конкурсной комиссии.
Состав рабочей группы городской конкурсной комиссии утверждается председателем городской комиссии, заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петровым А.В. Городская конкурсная комиссия заслушивает информацию рабочей группы комиссии и определяет призовые места на городском этапе конкурса.
Итоги общегородского конкурса подводятся городской конкурсной комиссией с учетом результатов объезда рабочей группы городской конкурсной комиссии всех номинантов заключительного этапа конкурса. Поощрение и награждение победителей.
Победители конкурса, занявшие первое, второе и третье места в каждой номинации конкурса на районном и окружном этапах, награждаются грамотами и денежными премиями из средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы. Награждение победителей городского конкурса "Улучшаем свое жилище" производится председателем городской конкурсной комиссии при Правительстве Москвы.
3) «Жилище» 2002-2010
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, и Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431.
В результате осуществления намеченных мероприятий были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации. Сформирована нормативно-правовая база, которая является основой для дальнейших преобразований в жилищной сфере.
За период реализации указанных программных документов было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Проведенные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в данной сфере. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников как социальная база жилищной реформы.
В результате принятия Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" доля частного жилищного фонда в 2000 году составила более 63 процентов по сравнению с 33 процентами в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34,8 процента. По экспертной оценке, в крупных городах России ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено 1,5 - 2 процента квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем для начального этапа функционирования рынка жилья.
Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, вводимого государственными и муниципальными предприятиями и организациями, сократилась с 80 процентов в 1990 году до 19 процентов в 2000 году, в том числе предприятиями федеральной собственности до 7,5 процента.
При этом, доля жилья, вводимого предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме строительства составляет уже более 60 процентов, в том числе доля жилья, вводимого индивидуальными застройщиками, увеличилась более чем в 4 раза и достигла почти 43 процентов. Приоритетной формой участия федерального бюджета в обеспечении жильем населения была признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья.
С использованием бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление на льготных условиях жилья наиболее нуждающимся категориям населения, хотя и более медленными темпами. Численность семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, уменьшилась в 1990 - 2000 годах с 9,45 млн. семей до 5,9 млн. семей, при этом средняя обеспеченность жильем увеличилась на 2,8 кв. метра общей площади и составила 19,3 кв. метра на человека.
Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления отраслью и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства в первую очередь было связано с постепенным переводом отрасли на режим безубыточного функционирования, переходом к полной оплате потребителями услуг, ликвидацией перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги. Доля платежей населения в покрытии затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг возросла более чем в 20 раз и достигла 62,3%. [14] Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищных субсидий) гражданам с низкими доходами.
В настоящее время более 7,2 процента семей с наименьшими доходами получают такие субсидии. Введение системы федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве позволило снизить долю дотаций на него в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований в жилищной сфере ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме. Кроме того, в ходе проведения государственной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие их обязательного решения. Несмотря на то, что в регионах были успешно апробированы намеченные преобразования, не удалось сформировать экономических стимулов для их широкомасштабной реализации во всех регионах страны. Темпы решения жилищных проблем в субъектах Российской Федерации недостаточны, что может привести к обострению социальной ситуации в стране.
В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве, управлении жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой жилищного сектора. Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 346-р и является основополагающим программным документом по дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере.
Основной целью программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами являются:
- обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
- развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов; обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
- обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования.
При этом средства федерального бюджета будут использоваться исключительно на цели обеспечения жильем определенных категорий граждан и социальную защиту населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления должны отвечать за содержание и использование муниципального жилищного фонда, функционирование и развитие муниципальных объектов коммунального хозяйства, создавать условия для жилищного строительства. Средства местных бюджетов в первую очередь должны будут направляться на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры. Проблемы переходного периода требуют участия федерального центра как через совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в жилищной сфере и стимулирование проведения на местах ряда организационных мероприятий, так и через непосредственное использование средств федерального бюджета для решения некоторых основных задач.
Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов и сетей и неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз и составило в 2000 году 70 аварий на 100 километров сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 километров сетей теплоснабжения. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн. кв. метров. По оценке, для его ликвидации и переселения граждан потребуется около 160 млрд. рублей. Сохраняется высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, в 1999 году доля расходов на дотации в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составила 19,4 процента против 26,2 процента в 1994 году.
Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на конец 2000 года 168,1 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 245,1 млрд. рублей. Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.
Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья и соответственно уменьшение количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Хотя в законодательном порядке введено понятие "государственный и муниципальный фонд социального использования", фактически составляющий более 34 процентов всего жилищного фонда, в реальной практике не удалось сформировать принципы его предоставления и использования.
Права квартиросъемщиков остаются практически равнозначными существующим правам собственников, что подтверждается резким замедлением темпов приватизации жилья в последние годы. Отсутствие реальных договорных отношений препятствует реализации прав как нанимателей, так и наймодателей. Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды), отсутствуют механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья, что в перспективе может серьезно ограничить миграционные процессы и развитие рынка рабочей силы.
В жилищной сфере до сих пор величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья (до 10 процентов), а процедура их оформления занимает длительное время. Решение этой проблемы требует участия федерального центра для законодательного определения жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, аренды, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение бесплатно или за доступную плату жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных жилищных субсидий, для определения правовых условий развития инфраструктуры рынка жилья и кредитно-финансовых механизмов приобретения гражданами жилья.
Необходимо также решить проблему снижения объемов жилищного строительства и несоответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения. [15] Объем жилищного строительства за последний период составляет ежегодно 30 - 32 млн. кв. метров, или 41 - 44 процента, от объема, достигнутого в 1987 году, когда на территории Российской Федерации был обеспечен ввод в эксплуатацию 72,8 млн. кв. метров общей площади жилья. Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций и недоступность кредитных ресурсов.
Не решена поставленная в Федеральной целевой программе "Свой дом", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753, задача снизить за счет использования более эффективных строительных технологий и материалов стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, которая не должна превышать 2-месячного среднего денежного дохода на душу населения. Сегодня в среднем по России стоимость 1 кв. метра жилья на первичном рынке в 2 - 3 раза выше установленного показателя. Существующая в настоящее время в большинстве регионов страны система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Возможности рационального перераспределения жилищного фонда и объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения. Решение этой проблемы требует участия федерального центра в формировании необходимой законодательной и нормативно-правовой базы с целью упрощения процедур предоставления земельных участков под застройку и получения разрешения на строительство и создания иных благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство.
Остро стоит проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. Законодательством Российской Федерации определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) государством принимаются обязательства по содействию в улучшении жилищных условий иным категориям граждан.
Ранее принятые решения во многом не соответствуют бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. Необходимо уточнить действующие обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан и сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств. Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов.
Наиболее последовательно этот подход реализован в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем различных категорий граждан за счет средств федерального бюджета целесообразно в дальнейшем организовать в рамках данной Программы.
Это позволит использовать наиболее эффективные и уже апробированные механизмы, скоординировать деятельность различных министерств и ведомств - государственных заказчиков соответствующих подпрограмм, обеспечить согласованность при принятии решений о распространении данных государственных обязательств на иные категории граждан и о распределении средств на эти цели с учетом реальных возможностей федерального бюджета. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
1. входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
2. носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра; не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, а также расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в течение 8 - 10 лет;
3. носят комплексный характер и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход от начальной стадии реформ в жилищной сфере, определившей принципиальные направления ее развития, к стадии последовательной реализации намеченных мероприятий и расширения масштабов преобразований, апробированных на практике и направленных на развитие и совершенствование рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиту имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, а также на улучшение жилищных условий граждан с разным уровнем доходов.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
1. жилищно-коммунальное хозяйство;
2. обеспечение доступности жилья;
3. жилищное строительство;
4. текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Также в районе периодически проводятся всевозможные конкурсы по благоустройству территорий и содержанию подъездов домов и придомовых территорий:
1) Лучшая инициатива объединения жителей.
2) Московский дворик
Конкурс "Московский дворик" (далее - Конкурс) проводится в целях реализации программы Правительства Москвы "Мой двор, мой подъезд" и направлен на более широкое вовлечение в работы по благоустройству дворовых территорий населения, коллективов предприятий и организаций,
активизацию деятельности служб городского хозяйства, привлечение к благоустройственным работам финансовых средств инвесторов.
Целью Конкурса является комплексное благоустройство дворовых территорий, микрорайонов и районов города и создание соответствующего общественного мнения вокруг проблемы улучшения внешнего благоустройства Москвы, стимулов для ее разрешения и условий для расширения самодеятельности жителей города в этой сфере.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
- "Самый благоустроенный район столицы";
- "Самый благоустроенный микрорайон столицы";
- "Лучший московский дворик";
- "Лучший школьный и детсадовский двор";
- "Самая благоустроенная территория объектов здравоохранения";
- "Самая благоустроенная территория учреждений культуры";
- "Лучший двор ведомственного жилищного фонда";
- "Лучший двор, благоустроенный с активным участием жителей";
- "Лучший дворник Москвы".
В Конкурсе могут принять участие жители города, а также коллективы жилищно-эксплуатационных организаций, арендаторов, школ, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, учреждений культуры, ведомственного жилищного фонда, подавшие заявку в соответствующую конкурсную комиссию.
В конкурсе дворников заявки подаются в индивидуальном порядке. Не допускаются к участию в Конкурсе дворовые территории домов-новостроек, сданные в эксплуатацию менее трех лет назад (на момент начала первого этапа конкурса).
Конкурс проводится ежегодно в три этапа с января по август текущего года и его итоги оглашаются накануне празднования Дня города:
- первый этап - с 1 января по 31 мая - проведение конкурса на уровне района;
- второй этап - с 1 июня по 30 июня - проведение конкурса на уровне административного округа;
- третий этап - с 1 июля по 31 июля - общегородской конкурс.
Для организации проведения Конкурса создаются:
- районные конкурсные комиссии, возглавляемые главами управ районов города Москвы (проведение конкурса по номинациям: "Самый благоустроенный микрорайон столицы", "Лучший московский дворик", "Лучший двор, благоустроенный с активным участием жителей", "Лучший двор ведомственного жилищного фонда", "Самая благоустроенная территория учреждений культуры", "Лучший дворник Москвы");
- конкурсные комиссии при Департаментах здравоохранения города Москвы (проведение конкурса по номинации "Самая благоустроенная территория объектов здравоохранения"), образования города Москвы (по номинации "Лучший школьный и детсадовский двор") и аналогичные комиссии в окружных подразделениях данных Департаментов;
- окружная конкурсная комиссия при префекте административного округа города Москвы (организация и контроль за проведением Конкурса на территории округа по всем номинациям);
- городская конкурсная комиссия при Правительстве Москвы (организация и контроль за проведением Конкурса на территории города по всем номинациям).
Составы конкурсных комиссий утверждаются приказами (распоряжениями) соответствующих руководителей. Состав городской конкурсной комиссии утверждается Правительством Москвы.
Председателю городской конкурсной комиссии при Правительстве Москвы предоставлено право принятия решения по изменению персонального состава городской конкурсной комиссии и ее рабочей группы. Заявки на участие в Конкурсе подаются на первом этапе (но не позднее 30 января), а в номинации "Самый благоустроенный район столицы" - на втором этапе (в срок до 1 июня) в соответствующие конкурсные комиссии.
Итоги первого этапа подводятся районными конкурсными комиссиями и по соответствующим номинациям - окружными комиссиями управлений Департаментов образования города Москвы и здравоохранения города Москвы (по каждому району) по согласованию с районными конкурсными комиссиями до 31 мая и оформляются протоколом, который передается в окружную конкурсную комиссию. Победители Конкурса на уровне районов (занявшие призовые места в каждой номинации) выдвигаются для участия во втором этапе Конкурса (на уровне административного округа).