Рефераты

Прокуратура РФ и её роль в надзоре за исполнением законов

p align="left">Исходя из этого, предметом надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступле-ниях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 закона «О прокуратуре РФ») Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29 декабря 2001 г., 30 декабря 2001 г.)

Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г.) и другими законода-тельными актами Российской Федерации, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом «Об опе-ративно-розыскной деятельности», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

. К ним же относятся и Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующие законо-дательного регулирования. Они также являются обязательными для исполнения всеми органами расследования. Например, приказы Гене-рального прокурора РФ № 31 от 29 июня 1994 г. «О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и се предупреждении» №10 от 21 февраля 1995 г. «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений».

К предмету надзора, как мы уже отмечали, отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель-ность. Эта деятельность проводится органами внутренних дел, ФСБ, пограничной охраны, оперативными подразделениями федеральных органов налоговой полиции, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции. Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур, является упоминавшийся выше Федеральный закон «Об оперативно-ро-зыскной деятельности». В целях борьбы с преступностью органы внут-ренних дел, органы безопасности осуществляют многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наблюдение, наве-дение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. (ст. 6 Закона). Естественно, что в процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод, установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и иных переговоров, должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства, эти действия производятся до получения судебного реше-ния «с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов» (ст. 8 Закона).

В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.

В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществля-ющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан, юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, воз-мещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 21 Закона).

Полномочия прокурора по надзору за законностью деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование: дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Характерным отличием этой отрасли прокурорского надзора является то, что здесь прокурор обладает властно-распорядитель-ными полномочиями: он не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их своей властью. В процессе осуществления надзора прокурор дает органам дознания и следователю обязательные для них указания; ряд следственных действий может быть осуществлен лишь с согласия, утвер-ждения, санкции прокурора.

В качестве органов дознания уголовно-процессуальным законода-тельством (ст. 117 УПК) названы милиция.., органы Федеральной службы безопасности, начальник исправительных учреждений, органы пограничной службы РФ, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы и некоторые другие административные органы государства (или руково-дители этих органов). Обязанности по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут выполняться лишь пере-численными органами и их должностными лицами.

Уголовно-процессуальный кодекс установил два порядка дознания в зависимости от того, действуют ли органы дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым оно не обязательно (ст. 118 УПК).

По делам, по которым обязательно предварительное следствие, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следствен-ные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

Дознание этого вида должно быть окончено не позднее десяти суток, а дело передано следователю. После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела. по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продол-жает принимать оперативно-розыскные меры для установления пре-ступника, уведомляя следователя о результатах.

Дознание по делам, по которым следствие не обязательно, производится по тем же правилам, что и предварительное следствие, но за небольшими исключениями.

Предварительное следствие осуществляется следователями проку-ратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и ФСБ по уголов-ным делам, отнесенным к их ведению (ст. 126 УПК). Однако прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 Закона о прокуратуре РФ).

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователем определены ст. 25, 116, 211--217 УПК. Согласно этим нормам прокурор обязан во всех стадиях уго-ловного судопроизводства своевременно принимать предусмотрен-ные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступ-лениях, ходе расследования, установлении лиц, совершивших прес-тупления, отменяет незаконные и необоснованные постановления, даст письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации преступле-ния, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке, розыске лиц, совершивших преступление; продле-вает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо, производящее дознание, или следова-теля от дальнейшего ведения дознания или предварительного след-ствия, если им было допущено нарушение закона при расследовании дела. Бурмистров К.Е. Роль прокурорского надзора в обеспечении социалистической законности. М. Юрид. лит., 1979

Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов лич-ности -- потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества (ст. 27 Основ уголовного судопро-изводства). В целях обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим (ст. 29 УПК). Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или возможного в будущем гражданского иска (ст. 30 УПК). Особое место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование,-- подозреваемого и обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и обеспечена возмож-ность их реального осуществления.

При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основа-ния для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого --во всех случаях (ст. 96 УПК).

Бдительно следит прокуратура за тем, чтобы органы дознания своевременно реагировали на сигналы о совершенных преступлениях, не допускали сокрытия их от учета.

Об эффективности прокурорского надзора за предварительным расследованием говорят такие данные: в 1992 г. прокуроры дали более 111 тыс. письменных указаний по уголовным делам, внесли около 28 тыс. представлений по вопросам нарушения законов при расследовании преступлений органами внутренних дел, освободили за неподтверждением подозрения более 1 тыс. человек. Аналогичная картина наблюда-ется и в последующие годы.

Актами прокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:

Указание -- обращение прокурора, даваемое, как правило, в пись-менной форме в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя обязательным. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливает исполнение, исключение может иметь место лишь в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК, когда следователь выражает несогласие с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения -- о направлении дела для назначе-ния к слушанию или о прекращении дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающему прокурору, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих воз-ражений. Вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоя-щего прокурора, или поручает производство по этому делу другому следователю (ст. 211. 212, 214 УПК).

Рассмотрим пример Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 1995 г. N 43/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы": В целях обеспечения законности в ходе предвыборной кампании и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня 1995 года и "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва" от 17 августа 1995 года предлагаю:

Прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, гг.Москвы и Санкт-Петербурга, транспортным прокурорам (на правах областных), военным прокурорам округов, флотов и группы войск, прокурорам войсковых частей обеспечить действенный надзор за правильным применением законов о выборах в период подготовки, проведения избирательной кампании и подведении ее итогов.

Установить постоянную связь с избирательными комиссиями в целях выявления, предупреждения и устранения нарушений, содействовать в осуществлении их полномочий. Добиваться устранения нарушений законодательных норм о выборах при образовании избирательных округов, формировании избирательных объединений и блоков, проведении предвыборной агитации, процедуры предвыборных собраний, при принятии решений избирательными комиссиями, а также по пресечению нарушений со стороны членов избирательных комиссий, в том числе в ходе голосования или при подведении итогов.

В соответствии с Законом о выборах депутатов Государственной Думы (статья 31) организовать работу таким образом, чтобы обеспечить оперативное разрешение жалоб и заявлений. Установить дежурства по личному приему в выходные дни на период избирательной кампании.

Принять необходимые меры к неукоснительному соблюдению неприкосновенности кандидатов в депутаты в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 44 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Постановление -- решение, принимаемое по всем наиболее важ-ным вопросам, возникающим в процессе надзора за расследованием преступлений,--о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуж-дении уголовного дела, о приостановлении предварительного рассле-дования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих дознание (ст. 34, 112, 113, 116, 211 УПК).

Представление -- требование прокурора, вносимое в соответству-ющий государственный орган, общественную организацию или долж-ностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений. Представление может быть внесено и руководителю органа дознания (следствия) в связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору (ст. 211 УПК).

Санкция -- решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под страху, залог, отстранение от должности).

Утверждение -- применяется прокурором в случаях оогдарсяиснис, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение (ст. 217 УПК).

Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следова-теля, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Раскрытие и расследование преступлений независимо от степени их социальной опасности и тяжести наступивших последствий неразрывно связаны с выполнением оперативно-розыскных мероприятий как гласного, так и негласного характера. Деятельность оперативно-розыскных органов в связи с принятием в 1992 и 1995 гг. законов о такой деятельности заметно активизировалась в раскрытии и расследовании особо опасных преступлений, совершенных в условиях неочевидности (подобных преступлений, по результатам социологических исследований, совершается около 70%). Весьма значительна роль этих органов в раскрытии латентных преступлений, уровень которых представляется очень высоким.

В соответствии со ст.127 УПК РФ следователи вправе не только давать органам оперативно-розыскной службы поручения о производстве оперативно-розыскных действий, но и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Роль и значение оперативно-розыскной деятельности заключается также в том, чтобы своевременно и правильно были выполнены отдельные следственные действия. Результаты этой деятельности могут быть использованы при разрешении вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, при допросе подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетелей, при назначении и проведении различного рода экспертиз, обыска, выемки, осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента и т.п.

Согласно Положению "О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденному Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г., одним из основных направлений в деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью является создание следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений. Прокуроры при этом призваны осуществлять руководство подобными группами и надзор за законностью деятельности следователей и оперативно-розыскных органов. Это определяет особенности тактики и методики осуществления надзора при расследовании преступлений. Они состоят в следующем.

1. Проверяя соблюдение законности в стадии предварительного следствия, прокурор следит за тем, чтобы оперативно-розыскные органы выполняли свои функции только по поручениям и указаниям следователя (ст.127 УПК). При производстве дознания в порядке, предусмотренном ст.120 УПК РФ, когда производство расследования и осуществление оперативно-розыскной деятельности сосредоточено в одном государственном органе, указания и поручения о выполнении оперативных или розыскных действий дает, как правило, не дознаватель, а руководитель этого органа.

Прокурор, установив, что оперативно-розыскные органы по уголовным делам, находящимся в производстве следователя, проводят оперативные мероприятия без ведома последнего (а такое нередко имеет место), обязан дать указание о прекращении их деятельности по упомянутым уголовным делам и поставить об этом в известность следователя.

2. Прокурор должен проверить законность и обоснованность поручений и указаний следователя о выполнении оперативно-розыскных действий. Необходимость такой проверки возникает в тех случаях, когда следователи из-за большого количества уголовных дел, находящихся в их производстве, поручают оперативно-розыскным органам выполнение тех процессуальных действий, которые в соответствии с законом входят в компетенцию следователя. Если будут установлены подобные факты, прокурор отзывает из оперативно-розыскных органов такие поручения или отменяет указания следователя.

3. Давая поручения и указания о выполнении оперативно-розыскных действий, следователь процессуально самостоятелен (ст.127 УПК РФ). Однако обычно следователи, в особенности те, которые не имеют достаточного практического опыта в расследовании сложных по доказательствам уголовных дел и уголовных дел о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, обращаются к прокурору за помощью в оформлении таких поручений и указаний. Прокурору надлежит при этом убедиться в том, что предлагаемые оперативно-розыскные мероприятия предусмотрены Законом об оперативно-розыскной деятельности и что само содержание поручений и указаний отвечает задачам успешного раскрытия и расследования преступлений.

4. При проверке соблюдения законности органами оперативно-розыскной службы, выполнявшими поручение и указание следователя, прокурору следует установить: объем исполненных поручений и указаний; использование имеющихся в распоряжении названных органов оперативно-технических средств; правильность документального оформления хода и результатов осуществленных оперативно-розыскных мероприятий; соблюдение установленного срока выполнения оперативно-розыскных действий.

5. Если оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись с санкции прокурора, то прокурор проверяет не только полноту выполненных оперативно-розыскных действий, но и соблюдение срока действия санкции.

Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью деятельности органов ОБЭП, должны не ограничиваться лишь констатацией разобщенности этих органов в деятельности по борьбе с преступностью, а принимать зависящие от них меры к установлению необходимого взаимодействия указанных органов в их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений экономического характера.

В-шестых, в сфере борьбы с экономическими преступлениями, как ни в какой иной отрасли уголовного судопроизводства, важно широкое использование агентурной службы на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, различного рода коммерческих формированиях, а также в системе Центробанка и коммерческих банков.

Прокурору целесообразно проверять законность осуществления сотрудниками оперативно-розыскных органов и лицами, оказывающими содействие этим органам, намеченных мероприятий, с тем чтобы указанные лица не накапливали полученные сведения о преступной деятельности работников тех или иных государственных организаций и коммерческих формирований и не доводили тем самым до причинения крупного ущерба, а своевременно принимали соответствующие меры к предупреждению или пресечению совершения хищений, растраты и присвоения средств лицами, ставшими на преступный путь.

Прокурор проверяет законность и обоснованность вынесенного следователем постановления о приостановлении производства предварительного следствия. Постановление должно быть мотивированным, его содержание и реквизиты должны отвечать требованиям закона (ст.195 и 196 УПК РФ) и приказа Генерального прокурора Российской Федерации N 31 от 29 июня 1994 г. "О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении".

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации N 10 от 21 февраля 1995 г. прокуроры обязаны систематически, не реже одного раза в квартал осуществлять проверку исполнения требований закона о мерах по установлению лиц, совершивших преступление, анализировать причины и условия, способствовавшие преступнику избежать привлечения к уголовной ответственности за содеянное.

Практика свидетельствует о том, что прокуроры, как правило, немедленно после вынесения следователем постановления о приостановлении производства предварительного следствия, получив копию этого постановления, проверяют его законность и обоснованность. Если указанное постановление незаконно или необоснованно, прокурор своим постановлением отменяет его.

После приостановления предварительного следствия следователь в соответствии с требованием закона (ст.197 УПК РФ) обязан как непосредственно, так и через органы дознания принимать меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Однако далеко не все следователи строго выполняют данное предписание закона, перелагая исполнение своих функций на оперативно-розыскные органы.

В этой связи прокурору надлежит проверить: составлен ли план работы следователя и деятельности оперативно-розыскных органов по раскрытию преступления (обычно такие планы готовятся следователем совместно с оперативно-розыскными органами); установлено ли взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами; контролируются ли следователем и руководителями оперативно-розыскной службы выполнение намеченных оперативно-розыскных мероприятий.

Предметом самостоятельной прокурорской проверки является эффективность деятельности оперативно-розыскных служб по установлению лица, совершившего преступление и подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Прокурор, проверяя журнал оперативно-поисковых дел и все иные материалы, связанные с указанной деятельностью, обращает особое внимание на круг намеченных этими органами мероприятий, на своевременность их выполнения; на порядок информирования следователя о полученных сведениях, как это предусмотрено законом (ст.119 УПК РФ); на наличие должного контроля за выполнением намеченных мероприятий со стороны руководителей оперативно-розыскных органов.

Прокурор проверяет своевременность возобновления производства предварительного следствия после того, как будет установлено лицо, совершившее преступление. На основании ст.198 УПК РФ следователь, возобновив производство предварительного следствия, обязан немедленно приступить к выполнению необходимых процессуальных действий: задержанию и аресту подозреваемого, предъявлению обвинения, допросу потерпевших и свидетелей, назначению и проведению экспертизы и т.д.

Согласно ч.5 ст.195 УПК РФ, приостановленное производством уголовное дело может быть прекращено по истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности. Продолжительность такого срока, по общему правилу, зависит от санкции той статьи УК РФ, по которой квалифицируется конкретное преступление (ст.78 УК РФ). Следователь процессуально самостоятелен при вынесении постановления о прекращении уголовного дела производством: санкция или согласие прокурора на это не требуются. Однако в данном случае не только не исключается, а, наоборот, предполагается строгий и четко организованный прокурорский надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовных дел. Прокурору надлежит проверить полноту и объективность проведенных по уголовному делу следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, правильность исчисления сроков давности уголовного преследования, правильность составленного по уголовному делу постановления о прекращении уголовного дела производством.

Как отмечалось, проверяя прекращенные уголовные дела, прокурор обязан обратить внимание на правильность составленного по этому поводу постановления: его содержание, структура, реквизиты должны соответствовать требованию закона (ст.208 - 209 УПК РФ). Копию такого постановления в каждом случае следует направлять прокурору. Прокурор, признав прекращение уголовного дела производством законным и обоснованным, должен истребовать из оперативно-розыскных органов оперативно-поисковое дело, проверить его и дать указание о прекращении осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Начиная с 1992 г., когда деятельность оперативно-розыскных органов получила законодательную регламентацию, результаты этой деятельности стали шире и более эффективнее использоваться органами дознания и предварительного следствия при раскрытии и расследовании преступлений. Оперативные сведения предоставляются органам дознания и предварительного следствия на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой порядок установлен ведомственными нормативными актами.

Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995 г. предусматривает, что "результаты оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств" (ч.2 ст.11). В отличие от ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г., согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (ст.69 УПК РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после соответствующего их процессуального оформления.

Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы в качестве доказательства только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Например, по поручению следователя оперативно-розыскные органы произвели прослушивание телефонных переговоров обвиняемого, вымогавшего у потерпевшего взятку за выполнение какой-либо акции, выгодной потерпевшему. Телефонные переговоры были зафиксированы на магнитной ленте, которая была передана следователю. Содержание зафиксированных переговоров следователь должен проверить путем допросов обоих абонентов - обвиняемого и потерпевшего. Лишь после этого магнитная лента будет признана доказательством и приобщена к уголовному делу (ст.69 УПК РФ).

Прежде чем признать сведения, полученные оперативно-розыскным путем, доказательством по уголовному делу, следователь и прокурор должны убедиться в их достоверности. Затем определяются процессуальное значение упомянутых сведений и их отношение к конкретному уголовному делу. После этого намечается процессуальный порядок оформления таких сведений в виде доказательства. При этом не подлежат расшифровке действия оперативно-розыскных органов и лица, оказавшие содействие названным органам на конфиденциальной основе.

Если принято решение о процессуальном оформлении сведений, полученных оперативно-розыскными органами, в качестве доказательства по уголовному делу, то прокурор совместно со следователем, а при необходимости и с руководителем оперативно-розыскного органа, должен решить вопрос о приобщении к уголовному делу итоговых документов в виде справок, протоколов или актов. Помимо этого, если важное доказательственное значение имеют средства осуществленного мероприятия, то следует решить вопрос о приобщении к уголовному делу полученных результатов. В данном случае речь чаще всего идет о видео- и аудиозаписи, кино-и фотосъемке, записях на магнитную пленку.

Тактика и методика прокурорского надзора за соблюдением закона о розыске обвиняемого, когда он скрылся от следствия либо суда или когда по иным причинам не установлено его местопребывание (ч.1 ст.195 УПК РФ), содержит в себе много общего с деятельностью прокурора по раскрытию преступления и установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч.3 ст.195 УПК РФ), о чем шла речь ранее. Поэтому мы остановимся на тех особенностях в надзорной деятельности прокурора, которые характерны для этой категории уголовных дел.

Розыск скрывшихся обвиняемых в деятельности следователей и оперативно-розыскных органов занимает значительное место: достаточно сказать, что начиная с 1992 г. ежегодно скрываются от уголовного преследования свыше 50 тыс. обвиняемых. Причем из года в год возрастает число лиц, остающихся безнаказанными, поскольку разыскивается и привлекается к уголовной ответственности менее 20% из тех, на кого объявлен местный или общероссийский розыск. Большинство скрывшихся преступников - это лица, безусловно уличенные в совершении тяжких и особо опасных преступлений. Среди них есть и обвиняемые, ранее судимые и даже признанные особо опасными рецидивистами. Установить место нахождения скрывшихся преступников трудно прежде всего из-за того, что указанные лица без всяких препятствий меняют место жительства, приобретают фальшивые документы, а некоторые из них укрываются в странах ближнего и дальнего зарубежья, откуда их этапировать весьма сложно.

Решение о приостановлении предварительного следствия следователь принимает самостоятельно, санкции или согласия прокурора на принятие следователем этого решения тоже не требуется. Приостановление производства по уголовному делу не освобождает следователя от выполнения процессуальных действий по его розыску (ст.196 УПК РФ). Следователь вправе поручить производство розыска обвиняемого оперативно-розыскным органам, давая соответствующие поручения и указания и отразив их или в постановлении о приостановлении предварительного следствия, или в специально вынесенном по этому поводу постановлении. Прокурор санкционирует проведение по уголовному делу оперативно-розыскных действий для розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда.

Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть вынесено следователем по истечении установленного законом (ст.133 УПК РФ) срока на его производство. В отдельных случаях розыск обвиняемого может быть объявлен еще до окончания предварительного следствия, в связи с чем следователь вправе воспользоваться помощью оперативно-розыскных органов. До приостановления производства предварительного следствия следователь обязан выполнить все необходимые процессуальные действия. Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе N 31 от 29 июня 1994 г. требует от подчиненных прокуроров обращать особое внимание на то, что следователи и оперативно-розыскные органы не должны бездействовать при розыске преступников, необоснованно приостанавливать и прекращать уголовные дела.

В обязанности прокурора вменяется надзор за исполнением закона по каждому приостановленному производством уголовному делу. Объем этой деятельности, тактику и методику осуществляемого прокурорского надзора можно охарактеризовать следующим образом.

1. Прежде всего прокурору необходимо установить в пределах поднадзорного ему региона количество приостановленных уголовных дел, обвиняемые по которым скрылись от следствия или суда. Эти исходные данные прокурор использует для изучения деятельности следственного аппарата и оперативно-розыскных органов по раскрытию и расследованию преступлений.

2. Задача прокурора состоит в том, чтобы, изучив причины и условия, позволившие обвиняемому скрыться от следствия и суда, предупредить в будущем подобные факты. Проанализировав приостановленные уголовные дела, Главное следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации пришло к выводу: основная причина такого осложнения производства по уголовным делам состоит в том, что органы дознания и следователи не выполняют требования закона (ст.96 УПК РФ) о заключении под стражу лиц, совершивших тяжкие преступления и безусловно уличенных в этом. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. - М.: Изд-во МНЭПХ, 1995

По итогам изучения приостановленных производством уголовных дел прокурор принимает соответствующие меры по устранению недостатков при избрании по отношению к обвиняемым меры пресечения в виде содержания под стражей.

3. Прокурору необходимо убедиться в том, что обвиняемый умышленно уклоняется от явки в органы следствия или в суд. Иногда обвиняемые и не думают уклоняться от следствия или суда; просто они не смогли явиться по повестке следователя или судьи из-за того, что они заболели, переменили место жительства, находились в командировке либо до них вообще не дошли извещения о явке в следственные органы или в суд. Некоторые же следователи, не убедившись в истинной причине неявки обвиняемого в следственные органы, выносят постановление о приостановлении производства предварительного следствия, объявляют розыск этого обвиняемого, а при наличии признаков тяжкого преступления выносят постановление о заключении его под стражу.

4. Проверяя приостановленное уголовное дело, прокурор должен убедиться в том, то следователь выполнил все предусмотренные законом процессуальные действия, обеспечивающие доказанность совершения обвиняемым преступления (ст.68 УПК РФ). Прокурор, выявив, что следователем не выполнены какие-либо из упомянутых процессуальных действий, своим постановлением отменяет постановление следователя о приостановлении производства предварительного следствия и предлагает выполнить необходимые следственные действия. При этом в соответствии со ст.133 УПК РФ прокурор продлевает срок производства предварительного следствия. Прокурор проверяет законность и обоснованность вынесенных следователем постановлений о приостановлении производства предварительного следствия, а также о поручениях и указаниях оперативно-розыскным органам о розыске скрывшегося обвиняемого. Постановления следователя должны отвечать требованием закона (ст.119 и 195 УПК РФ) относительно их структуры, содержания и реквизитов. Особое внимание прокурору следует обратить на специальные постановления следователя, в которых содержатся его поручения и указания оперативно-розыскным органам - именно на этих органах лежит основная тяжесть по розыску скрывшихся обвиняемых. Поручения и указания следователя должны быть четкими, определенными, следователь устанавливает срок их исполнения и обязует названные органы информировать его о ходе и результатах розыска обвиняемого.

5. Осуществляя надзор за законностью деятельности органов дознания, прокурор должен проверить исполнение этими органами требований Инструкции "Об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел", утвержденной Приказом министра внутренних дел Российской Федерации N 213 от 5 мая 1993 г. и согласованной с Генеральным прокурором Российской Федерации. В Инструкции предусмотрен порядок розыска обвиняемых, скрывшихся от следствия или суда или совершивших побег из-под стражи. Особые требования предъявляются к розыску скрывшихся преступников, имеющих при себе огнестрельное или холодное оружие, взрывоопасные механизмы, ядовитые вещества, наркотические средства

6. При проверке розыскных дел в отношении обвиняемых, совершивших побег из следственных изоляторов (СИЗО), из камер предварительного заключения (КПЗ) или из-под конвоя, прокурору необходимо затребовать и исследовать материалы служебного расследования, проведенного инспекцией органов МВД и дать оценку принятым мерам дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников, допустивших побег обвиняемых из-под стражи или из-под конвоя. Если таких мер не принято или принятые меры дисциплинарного воздействия, по мнению прокурора, являются недостаточными, он вносит соответствующее представление руководству отдела или управления органов внутренних дел области, края или республики. Кроме того, прокурор проверяет, приняты ли меры по предотвращению подобных инцидентов.

В оперативно-розыскных делах должны быть отражены: обстоятельства, связанные с побегом обвиняемых; сведения, полученные путем опроса сотрудников оперативно-розыскных органов и подозреваемых или обвиняемых, содержащихся в одной камере с бежавшими преступниками; связи последних, их точные анкетные данные, результаты осмотра их личных вещей и одежды; иная информация, имеющая значение для их успешного розыска.

7. Прокурор проверяет эффективность взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами. Это взаимодействие должно носить целеустремленный и творческий характер с выполнением каждым присущих ему полномочий, подчиненных общей задаче - успешному розыску скрывшегося от следствия или суда обвиняемого. Успех розыска обвиняемых во многом зависит от того, в какой мере следователю удастся организовать эффективное взаимодействие с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. С этой целью следователь наряду с вынесенным постановлением направляет имеющуюся у него информацию о личности обвиняемого с подробным указанием всех необходимых данных (приметы обвиняемого, его связи, места возможного пребывания, характеристика, а при ее отсутствии фоторобот и подробное описание внешности разыскиваемого и т.п. - словом, все то, что может способствовать его розыску и задержанию). В целях согласования проведения оперативно-розыскных мероприятий следователи и оперативно-розыскные органы обмениваются информацией, совместно планируют проведение мероприятий по розыску обвиняемого.

По истечении срока давности уголовного преследования, указанного в ст.78 УК РФ, следователь вправе самостоятельно прекратить уголовное дело в порядке ст.209 УПК РФ. Копия постановления направляется немедленно прокурору, который обязан проверить законность и обоснованность принятого следователем решения. Если прокурор сочтет прекращение уголовного дела незаконным или необоснованным, он отменяет постановление следователя и предлагает продолжать работу по розыску обвиняемого. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Зерцало, 1997

Организуя проверку законности и обоснованности деятельности следователей и оперативно-розыскных органов по розыску обвиняемых, скрывшихся от следствия или суда, прокурору необходимо исходить из требований Приказа Генерального прокурора Российской Федерации N 10 от 21 февраля 1995 г. о том, что все приостановленные производством по указанным основаниям уголовные дела следует проверять не позднее одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления. В этом Приказе предлагается также систематически, не реже одного раза в квартал, осуществлять проверки исполнения требований закона о мерах по розыску преступников, анализировать причины и условия, способствовавшие уклонению обвиняемого от следствия и суда.

3.3 Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанных и заключенных под стражу

Предметом надзора данного направления прокурорской деятель-ности являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение уста-новленных законодательством Российской Федерации прав и обя-занностей задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся под стражей и отбывают наказание осужденные (исправительные, воспитательные колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и подсудимые (изоляторы временного содержания, следст-венные изоляторы); опрашивать задержанных, арестованных, осужден-ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержа-ны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принуди-тельного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержан-ных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди-тельного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений ад-министрации мест лишения свободы и других учреждений, обеспечи-вающих исполнение мер принудительного характера; требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестован-ного акта администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно осво-бождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изоля-тора.

Как видим, и в этой отрасли надзора прокурор обладает властно-рас-порядительными полномочиями. Поэтому прокурор обязан «...немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, пред-варительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение» (ст. 33 закона «О прокуратуре РФ»).

Закон «О прокуратуре РФ» СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472 (ст. 34) гласит, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных зако-ном порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осуж-денных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному испол-нению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29 декабря 2001 г., 30 декабря 2001 г.)

Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ принят Государст-венной Думой 18 декабря 1996 г., вступил в сипу с 1 июля 1997 г. ряд статей отводит вопросам прокурорского надзора в этой отрасли, в частности, задачам и полномочиям прокурора (ст. 22, 24, 139). Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г.)

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472 (в ред. от 17 ноября 1995 г.), в гл. 4 которого определены предмет и полномочия органов прокуратуры в указанной сфере деятельности .

Согласно ст. 32 Закона предметом надзора являются законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях и иных местах отбывания наказания, соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей осужденных, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях.

Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34). Согласно ст. 54 указанного Закона такое полномочие предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям и советникам, всем нижестоящим прокурорам, их заместителям, помощникам прокуроров по особым поручениям, старшим помощникам, помощникам, старшим прокурорам и прокурорам, старшим прокурорам-криминалистам и прокурорам-криминалистам управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний.

УИК предоставил прокурорам дополнительные полномочия по решению вопросов, связанных с исполнением наказаний. Они в основном относятся к даче санкций на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания. Так, в случае уклонения осужденного к ограничению свободы от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания или невыезде к месту отбывания наказания в установленный срок без уважительных причин он задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 48); при самовольном без уважительных причин оставлении осужденным к ограничению свободы места отбывания наказания он задерживается с санкции прокурора на срок не более 30 суток.

Возрастает роль прокурора по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни. Так, при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании с участием прокурора администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт (ч. 3 ст. 184 УИК). Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК). Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г.)

Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли прокурор-ского надзора,-- вспомним, что речь идет об ограничении конституционного права человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность,-- Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 12 декабря 1994 г. «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний» обязал прокуроров «при проверке состояния законности в исправительно-трудовых и воспитательно-тру-довых учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной работы, особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер по результа-там предыдущих прокурорских проверок».

«...В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виноватых в нарушении закона».

Заключение

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., на основе этого был изложен в I гл. Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Одновременно прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.

Место прокуратуры в системе государственно-пра-вовых институтов имеет ключевое значение для опреде-ления сущности прокурорской системы, функций про-куратуры, ее правового статуса, организационного по-строения, форм и методов деятельности.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заин-тересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Ш надзор за исполнением законов

Ш надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

Ш надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Ш надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;

Ш надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Ш уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Ш координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Библиография

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 де-кабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // "Российская газета" от 10 декабря 1998 г.

3. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Заклю-чена в Страсбурге 20 апреля 1959 г. СЗ РФ от 25 октября 1999 г., N 43, ст. 5132

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г.)

5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (действующая редакция)

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (не вступил в силу) СЗ РФ от 24 декабря 2001 г., N 52 (Часть I), ст. 4921

7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ СЗ РФ, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954

8. Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (в первоначальной редакции)

9. Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

10. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ "О внесении дополнений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

11. Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

13. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29 декабря 2001 г., 30 декабря 2001 г.)

14. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г.)

15. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 февраля 1999 г. N 10 "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации"

17. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 1995 г. N 43/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы"

18. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 февраля 1999 г. N 10 "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации"

19. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 19 февраля 1997 г. N 21-22-97 "О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране здоровья детей"

II. Учебная, научная литература

20. Бурмистров К.Е. Роль прокурорского надзора в обеспечении социалистической законности. М. Юрид. лит., 1979

21. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. - М.: Изд-во МНЭПХ, 1995, 62 с.

22. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Зерцало, 1997, 368 с.

23. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы С науч комментарием / Сост и авт В А Кар-ташкин.И А Ледях М НОРМА, 1996 (Комиссия по правам человека при Прези-денте РФ)

24. Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации Общая часть / Под общ ред Ю И Скуратова, В М Лебедева М ИНФРА-М - НОРМА,1996

25. Конституционные основы правосудия в СССР / Под ред. В.М.Савицкого М., 1981

26. Лебединский В.Г., Коленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М., 1987

27. Прокуратура в Российской Федерации (Концепция развития на переходный период) / Под ред. Ю.И.Скуратова. М., 1994

28. Прокурорский надзор в СССР. М.: Юрид.лит., 1973

29. "Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений" (Басков В.И., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1998, N 4)

30. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Институт гос-ва и права РАН; Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова М.: Юристъ, 1997.

31. Руководство для следователей. В 4 ч. / Под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, ИПК "Лига разума", 1997.

32. Семенов В.М. Правоохранительные органы. Учебник. - М.: Юридическая литература, 2001, 400 с.

33. Темушкин О.П. Организационно-правовые формы проверки законности и обоснованности приговоров. М.: Наука, 1978

III. Материалы юридической практики

1. Система органов прокуратуры Российской Федерации

2. Протест прокурора г. Москвы от 4 августа 1999 г. N 8-1157-99 (в порядке надзора)

3. Возражения на кассационную жалобу Законодательного собрания Энской области по делу № 03-14.96 Энского областного суда

4. Заявление о признании недействительным п. 1 ст. 3 Закона Энской области от 05.07.96 № 85 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

Приложение 1

Система органов прокуратуры Российской Федерации

Приложение 2

Энский областной суд

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании недействительным п. 1 ст. 3 Закона Энской области от 05.07.96 № 85 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

Законодательным собранием Энской области 5 июля 1996 г. при-нят Закон Энской области «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В п. 1 ст. 3 вышеназванного Закона Энской области установлено, что право выбора объекта налогообложения предоставляется субъек-там малого предпринимательства. Это положение Закона Энской об-ласти противоречит Федеральному закону от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъек-тов малого предпринимательства» в части выбора объекта налогообло-жения. Согласно п. 1 ст. 3 вышеназванного Федерального закона, выбор объекта налогообложения осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а не субъектом малого пред-принимательства, как указано в Законе Энской области.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации .чако-ны и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут проти-воречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 данной статьи Конституции РФ.

Протест прокурора области по данному предмету Законодательным собранием области был отклонен (постановление Законодательного собрания от 01.08.96 № 283).

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

прошу:

1. Признать недействительным п. 1 ст. 3 Закона Энской области от 05.07.96 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетнос-ти для субъектов малого предпринимательства».

2. Вызвать в судебное заседание представителя Законодательного собрания Энской области.

3. О дне слушания дела уведомить прокуратуру Энской области.

Приложения: 1. Копия заявления для Законодательного собрания Эпскоп области.

2. Постановление Законодательного собрания Энской области от 26.06.96 №217.

3. Закон Энской области от 05.07.96 № 85.

4. Выписка из ФЗ от 29.12.95 № 222-ФЗ.

5. Протест прокурора Энской области от 22.07.96.

6. Постановление Законодательного собрания Энскоп области от 01.08.96 №283.

Прокурор Энской области

гос. советник юстиции 3-го класса Н.П. Иванов

10 октября 1990г.

Приложение 3

Верховный Суд

Российской Федерации

ВОЗРАЖЕНИЯ

на кассационную жалобу Законодательного собрания Энской области по делу № 03-14.96 Энского областного суда

Считаю доводы кассационной жалобы Законодательного собрания Энской области на решение Судебной коллегии по гражданским делам Энского областного суда от 29 августа 1996 г. необоснованными.

Никакого противоречия между нормами федеральных законов «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 и «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95, на которое дела-ется ссылка в кассационной жалобе, не имеется.

Второй вышеназванный Федеральный закон был принят после Фе-дерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Фе-дерации». Он конкретизировал норму о праве выбора объекта налого-обложения, которая была отражена в п. 5 ст. 19 ФЗ «Об основах нало-говой системы в Российской Федерации» и касалась федеральных на-логов.

Пунктом 1 ст. 3 ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» абсо-лютно конкретно определено, что выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации должны приниматься в соответствии с федеральными законами и не могут им противоре-чить.

Передав право выбора объекта налогообложения субъектам малого предпринимательства, Законодательное собрание Энской области не-правомерно делегировало свои государственные полномочия субъек-там предпринимательства, данная норма Закона Энской области про-тиворечит вышеназванному Федеральному закону.

Право выбора системы налогообложения субъектом предпринима-тельства не имеет отношения к определению объекта налогообло-жения.

Прошу решение Энского областного суда оставить без изменения.

Прокурор Энской области

гос. советник юстиции 3-го класса Н.Н. Иванов

6 января 1997г.

Приложение 4

Протест прокурора г. Москвы от 4 августа 1999 г. N 8-1157-99

(в порядке надзора)

31.07.98 Шогенову Р.М. АК СБ РФ была выдана банковская карта и открыт банковский счет N 1, на который внесено 220300 руб.

12.08.98 по банковской карте Шогенов снял 50000 немецких марок, что составило на этот день 182500 руб. 21.08.98 было получено еще 41 руб.

С учетом удержанных банком 2214 руб. за получение наличных денежных средств в другом банке и 2214 руб. налога за покупку иностранной валюты на счете, по мнению истца, осталось 33300 руб., которые он просил взыскать с банка.

АК СБ РФ предъявил встречный иск о взыскании с Шогенова Р.М. 9183 руб. 36 коп., ссылаясь на то, что 02.09.98 на счете Шогенова образовался отрицательный остаток на сумму 3982 руб. 72 коп., владелец счета от погашения задолженности отказался, в связи с чем подлежат взысканию проценты.

Решением Гагаринского межмуниципального (районного) суда от 13.04.99, оставленным без изменения определением Мосгорсуда от 24.06.99, Шогенову отказано в иске.

Исковое требование АК СБ РФ удовлетворено, в его пользу взыскано с Шогенова Р.М. 9183 руб. 36 коп. и госпошлина - 297 руб. 45 коп.

Вынесенные судебные постановления считаю неправильными и подлежащими отмене.

Отказывая Шогенову в удовлетворении иска и взыскивая с него в пользу банка 9183 руб. 36 коп., суд исходил из того, что согласно п.2.2.3. "Условий использования международных карт Сбербанка России", Сбербанк РФ имеет право производить конвертацию сумм транзакций по карте в валюту счета карты по курсу банка на день обработки транзакций.

Конвертация сумм транзакций по карте Шогенова была произведена 02.09.98 и тогда был выявлен отрицательный остаток (неразрешенный овердрафт) на 3982 руб. 72 коп., который, как указывает суд, держатель карты не должен был допускать.

Между тем, обстоятельства образования отрицательного остатка на указанную сумму не выяснены с достаточной полнотой.

Согласно п.3.1.3. Условий использования международных карт Сбербанка России держатель карты обязан осуществлять операции с использованием карты в пределах остатка средств на счете, не допускать овердрафта по счету.

Из материалов дела видно, что деньги Шогеновым получены по карте 12.08.98, обработка транзакции банком, как усматривается из отчета по счету карты, произведена 21.08.98 (л.д. 7), а не 02.09.98.

Вопрос о том, был ли к этому времени отрицательный остаток денежных сумм, не выяснялся.

Не выяснено также, в связи с чем образовался отрицательный остаток, предъявленный ко взысканию, какие действия, нарушающие Условия использования международных карт Сбербанка России, допущены Шогеновым, приведшие к овердрафту на сумму 3982 руб. 72 коп.

Не установив период возникновения овердрафта, причины его образования, суд взыскал с Шогенова проценты без учета п.3.10. Временных указаний по овердрафтному кредитованию счета банковской карты, согласно которому в случаях, если овердрафт образовался не по вине клиента, проценты за пользование овердрафтом не начисляются (л.д.58, 59).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.320, 324 ГПК РСФСР, прошу:

Отменить решение Гагаринского межмуниципального (районного) суда от 13.04.99 и определение Мосгорсуда от 24.06.99, дело передать на новое рассмотрение.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты