Рефераты

Противодействие и профилактика фальшивомонетничеству

p align="left">Научная новизна диссертации. Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что при всей значимости общественной опасности фальшивомонетничества как преступного деяния, раннее проведенные научные исследования в данной области носили либо сугубо криминалистический характер, либо, вынося в название диссертационного исследования криминологический компонент, были больше ориентированы на юридический анализ состава преступления. Кроме этого, особую актуальность данная диссертационная работа приобретает за счет того, что в ходе проведения настоящего научного исследования учитывалась специфика, масштабы и меры профилактики фальшивомонетничества применительно к Дальневосточному федеральному округу, самому большому административному образованию современной России,

На основе системного уголовно-правового и криминологического подхода автором была предпринята попытка комплексного сравнительного анализа отечественного законодательства и законодательств зарубежных стран в области борьбы с подделкой денег или ценных бумаг (более 20 государств).

Отдельному рассмотрению были подвергнуты уголовные законодательства стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Японии, Республики Корея, КНР, Таиланда, так как интеграция Российского Дальнего Востока в систему стран АТР обеспечит потенциальный роста и развитие для России в целом и способствовать повышению конкурентоспособности и экономическому росту Дальнего Востока в частности. Основная цель экономической интеграции российского Дальнего Востока в АТР может быть определена как создание в перспективе единого экономического пространства с экономиками сопредельных стран и территорий Восточной Азии. Такая «встроенность» обеспечивала бы более эффективное распределение и использование имеющихся производственных, финансовых, технологических ресурсов для ускорения прогрессивных структурных преобразований в экономике, выхода на траекторию устойчивого экономического роста и повышения на этой основе уровня жизни населения.

Проведенное исследование позволило обосновать и сформулировать ряд теоретических и практических предложений, выносимых на защиту:

1. Результаты криминологических исследований позволяют говорить об устойчивой тенденции роста изготовления и сбыта поддельных денег и ценных бумаг в РФ. Наряду с ростом количественных показателей, отмечается изменение в качественной характеристике фальшивомонетничества -- в последнее время учащаются факты, когда данные преступные деяния приобретают все более организованный характер, в том числе и в международном масштабе.

2. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или государственных ценных бумаг посягают на экономическую и национальную безопасность Российского государства, создает реальную угрозу дестабилизации политической, социально-экономической, нравственно-психологической сферам гражданского общества. В этом контексте автором исследуется связь фальшивомонетничества с различными аспектами проблемы государственной безопасности.

3. Ответственность за подделку и сбыт денег или государственных ценных бумаг следует рассматривать дифференцировано: кроме традиционных положений уголовного права -- индивидуализации наказания на основе анализа характера общественной опасности содеянного -- должны учитываться размер партий фальшивок, способ изготовления подделок, роль и степень участия государственных органов или покровительство отдельных коррумпированных чиновников.

4. На основе анализа мотивационной структуры личности индивидуального фальшивомонетчика обосновывается предложение о разделе мотивов данного преступного поведения на три категории (самоутверждение, решение насущных проблем, средство достижения

Актуальность темы исследования.

В настоящее время Российская Федерация, пережив интенсивные социально-экономические преобразования в достаточно сжатые сроки, вступив в 1996 г. в Совет Европы, заявляет себя в качестве полноправного члена мирового сообщества. Последний факт оказал большое влияние на развитие российского права, возложив на нашу страну ряд дополнительных обязательств. Укрепление сотрудничества и взаимопомощи между государствами, достижение высокого уровня развития и стабильности экономики -- вот некоторые требования, которым должна соответствовать Россия.

Интеграция России в мировую экономическую систему и либеризация внутригосударственных рыночных отношений привели к резкому росту преступлений в сфере экономики, в частности, изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг. Опасность фальшивомонетничества общество осознавало всегда. «Как ни многочисленны бедствия, в результате которых королевства, княжества и республики идут к упадку, самыми сильными являются четыре: раздоры, смертность, неурожайность и обесценивание монеты. Первые три так очевидны, что все их сознают, четвертое же, т. е. обесценение монеты, познается только немногими и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно поражает и разрушает государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто»1.

Это утверждение более чем столетней давности остается справедливым и поныне. Неконтролируемый рост денежной массы может существенно ухудшить макроэкономическую ситуацию, стать одним из факторов, дестабилизирующих курс рубля и тормозящих проведение социально-экономических реформ.

Подделка денежных купюр и ценных бумаг -- это вид преступной деятельности, который одновременно затрагивает интересы как отдельных граждан, юридических лиц, так и государства в целом. Фальшивомонетничество опасно не только само по себе, но и тем, что часто выступает как способ криминального перераспределения национального богатства. Прямой вред от реализации такой функции заключается в том, что реальные элементы ВВП (товары, услуги) обмениваются на «денежные» знаки, пустые по своему содержанию. В случае фальсификации ценных бумаг государственного займа возникают заемные денежные обязательства государства перед мнимым инвестором.

Существующая в настоящее время практика борьбы с изготовлением и сбытом поддельных банковских билетов Центрального Банка Российской Федерации и иностранной валюты свидетельствует о том, что наиболее качественные подделки изготавливаются, как правило, не в стране, осуществляющей эмиссию банкнот. В связи с этим можно отметить, что фальшивомонетничество приобрело в настоящее время характер транснационального бизнеса. Это связано как с международным движением национальных денежных единиц различных стран, так и с развитием международной специализации преступных организаций на отдельных стадиях, операциях этого преступного бизнеса - изготовлении, накоплении, хранении, транспортировке, реализации.

В последние годы (2003-2005 гг.) на рынке поддельных денег все чаще стали появляться большие партии «суперподделок», качество которых свидетельствует о том, что они изготавливаются либо самим государством, либо при его прямой поддержке, на том же оборудовании, что и настоящие банкноты. Для изготовления высококлассных подделок необходима машина металлографической печати -- очень дорогостоящий агрегат, который, если размещать его в обычной квартире, занял бы несколько комнат. Кроме этого, каждая такая машина находится на строжайшем государственном контроле и в любой стране их определенное количество, например, в России не больше двадцати. Такую машину у изготовителя может приобрести только государство, да и то не каждое. Известно, например, что Иран закупил в Швейцарии две машины, аналогичные применяемым в США.

Изготавливают «суперподделки» на бумаге почти того же физического и химического состава, что и настоящие. Кроме того, на 100-долларовой банкноте цифра «100» в правом нижнем углу выполнена с применением особой краски, которая в зависимости от угла зрения меняет цвет. Эта краска очень дорогая, её килограмм стоит несколько тысяч долларов. И продает её изготовитель исключительно национальным банкам. Но все «суперподделки» изготовлены с применением именно этой краски2. Происхождение подделок может быть разным -- от стран «третьего мира» до бывших союзных республик. Но, все чаще при упоминании подделок высокого качества называют государства Северного Кавказа. Так, в декабре 2005 г. в Москве была задержана банда фальшивомонетчиков, у которых изъяли партию поддельных долларов высокого качества. Руководили бандой уроженцы Дагестана, имевшие судимости за убийства и мошенничество. Фальшивки изготавливались в Дагестане на границе с Чечней и были очень хорошего качества, поэтому сбывались по очень высокой цене - один фальшивый доллар -- 55 центов, притом, что на черном рынке за них дают 70-80% от номинала, тогда как грубые фальшивки стоят всего 10-15%.

Важен и тот факт, что современному фальшивомонетничеству покровительствуют коррумпированные чиновники, обеспечивающие безопасность данной преступной деятельности на всех ее этапах: выпуск, доставка, реализация. Эти новые тенденции в практике фальшивомонетничества делают его особенно опасным для любого государства.

Ущерб от фальшивомонетничества имеет многоплановую характеристику. Так, например, в социальной сфере он подрывает авторитет органов государственного управления и правоохранительных органов России, что вызывает социальное напряжение в обществе и долгосрочные криминальные последствия. Экономическая и политическая сферы страдают взаимозависимо: снижение доверия к денежным знакам на внутреннем рынке приводит к снижению уровня управляемости макроэкономическими процессами. Снижение активности частных инвесторов на рынке ценных бумаг может иметь такие отдаленные экономические последствия, как, например, срыв осуществления проектов в производственном секторе экономики вследствие невозможности получения кредита посредством размещения ценных бумаг государственного займа. Параллельно отмечается падение доверия к денежным знакам на внешнем рынке, что искусственно увеличивает внутренний и внешний государственный долг России. Каждый указанный аспект опасен сам по себе, нанося непоправимый вред, но кроме этого, взаимодействуя, дополняя друг друга, они создают новые, более опасные негативные социальные, политические, экономические, нравственно-психологические комбинации.

В правоприменительной практике встречаются серьезные трудности в вопросах разграничения фальшивомонетничества и мошенничества. Отдельного рассмотрения требует и проблема квалификации последствий сбыта поддельных денег или ценных бумаг. Таким образом, уголовно-правовое и криминологическое изучение поддельных денег и ценных бумаг является проблемой, актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Масштабы данного явления представляют реальную угрозу для нормального функционирования государственной денежной системы. Так, с 1996 по 2004 гг. количество зарегистрированных фактов фальшивомонетничества в России выросло в 2,7 раза - с 10 750 до 28 519. Определенное представление о динамике и структуре фальшивомонетничества в России можно получить из анализа следующих цифр. В 1996 г. в России было зарегистрировано 10 750 преступлений, квалифицируемых по ст. 186 УК РФ. В структуре фальшивомонетничества на тот момент преобладала подделка российских денежных знаков. Из обращения было изъято 24 050 единиц денежных знаков и монет на сумму 1 млрд. 120 тыс. 600 руб. Поддельной иностранной валюты в России в 1996 г. было изъято 4 249 купюр различного достоинства на сумму 357 620 долл. США4.

В 2000 г. зарегистрировано 14 289 преступлений, квалифицируемых по ст. 186 УК РФ, из них подделка и сбыт российских денежных билетов и монет зарегистрированы в 7 949 случаях (было изъято 34 364 единицы денежных знаков и монет на сумму 4 954 490 руб.), а иностранной валюты -в 9 066 случаях (было изъято 44 472 поддельные банкноты на сумму 4 450 604 долл. США). Кроме того, установлено 112 случаев подделки и сбыта государственных ценных бумаг (изъято 317 единиц на сумму 207 567 150 руб.) и 72 случая подделки и сбыта иных ценных бумаг (изъято 130 единиц на сумму 241 002 156 руб.)5. Согласно статистике, в 2004 г. правоохранительными органами выявлено 28 519 преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ, что на 8,7 % превышает аналогичный показатель предыдущего года и в 2 раза возросло по сравнению с 2000 г. 6.

Актуальность данного исследования определяется не только стабильным ростом фальшивомонетничества, но и его высокой латентностью. Очевидно, что показатели, характеризующие реальное состояние, динамику и структуру фальшивомонетничества, не всегда находят полное отражение в статистической отчетности правоохранительных органов и судебной статистике. По нашему мнению, высокая латентность данного вида преступлений может быть обусловлена следующими причинами:

1. данное преступление характеризуется длительной и тщательной подготовкой, высоким уровнем профессионализма, конспирации, что затрудняет его выявление;

2. нежелание физических и юридических лиц сообщать правоохранительным органам о фактах совершения преступления (как из-за опасения самим оказаться под подозрением в его совершении, так и по причине неверия в возмещение причиненного им материального ущерба);

3. сложившаяся практика, когда работники правоохранительных органов не регистрируют «малозначительные» случаи фальшивомонетничества (при обнаружении фальшивки малого номинала, низкого качества), мотивируя свое бездействие тем, что усилия, потраченные на расследование такого деяния не «окупятся» - ущерб слишком мал или его нет вообще.

По признанию экспертов, фальшивомонетничество относится к разряду самых трудно раскрываемых преступлений, что обусловлено его криминологическими и криминалистическими особенностями7. Так, количественный показатель выявленных лиц, совершивших данное преступление таков: в 1996 г. - 870, в 1997 г. - 781, в 1998 г. - 1 543, в 1999г. - 7768, в 2000 г. - 1 843, в 2001 г. - 1 369, в 2002 г. - 1 306, в 2003 г. - 1 561, в 2004 г. - 1 6029. Соответствующие количественные показатели раскрываемости данного вида преступления таковы: 1996 г. - 9,4 %, 1997 г. - 16,3 %, 1998 г. - 23,5 %, 1999 г. - 50,2 %, 2000 г. - 24,4 %, 2001 г. - 30,8 %, 2002г. -32,8 %, 2003 г. - 33,4 %, в 2004 г. этот показатель составлял - 35,9 %, в то время как средний процент раскрываемости колеблется в пределах 60 - 80 %.

Следует также указать на то, что основная масса поддельных денежных знаков обнаруживается населением или сотрудниками правоохранительных органов тогда, когда они по времени и территориально «далеко ушли от производителя». Можно сказать, что сложность обнаружения факта совершения фальшивомонетничества и трудности привлечения к уголовной ответственности делает данное преступление особенно опасным для общества и привлекательным для криминальных элементов.

Кроме этого, ситуация осложняется изменением социально- демографических характеристик лиц, вовлекаемых в фальшивомонетничество. Если ранее среди них преобладали люди, владеющие специальностями полиграфического производства (художники, фотографы, граверы, печатники и др.), либо имеющие склонность к художественно-графическим работам, то теперь контингент этой категории преступников более чем наполовину состоит из лиц, род занятий которых не связан с полиграфией, а около трети нигде не работает и не учится10. Т.е. из- за наличия современной копировальной техники подделкой денег как бизнесом стали заниматься многие, в том числе и случайные лица.

Наряду с этим, наметилась устойчивая негативная тенденция к росту криминального профессионализма фальшивомонетчиков. Нередкими стали случаи, когда к изготовлению, оптовой продаже и посреднической деятельности по реализации подделок подключаются преступные группы различной направленности, в том числе организованные по этническому принципу. Рассматривая закономерности формирования, функционирования и расследования совершаемых этими группами преступлений, В.М. Быков отмечает: «имея развитую функциональную структуру, организованная группа может использовать сложные способы совершения групповых преступлений, связанных с длительной подготовкой, применением различных технических средств и приспособлений, транспорта, различных ухищрений при сокрытии преступлений»11. Зачастую поддельные деньги проходят многоступенчатую систему распространения через большое количество лиц и преступных организованных групп, которые используют их в качестве товара с различными курсами обмена, в большей части на наркотики, контрабандно доставляемые автомашины, порнопродукцию, оружие. Производятся такие операции, как по взаимной осведомленности участников сделки, так и с использованием обмана. Положение осложняется также тем, что многие граждане не осведомлены, как им действовать при получении и обнаружении у них фальшивых денежных знаков. Проведенный в ходе диссертационного исследования опрос населения (было опрошено 250 чел.) показал, что каждый четвертый человек в случае обнаружения фальшивки, во избежание материального ущерба, попытался бы ее сразу сбыть другим лицам, совершая тем самым преступления, квалифицируемые по ст. ст. 159 и 186 УК РФ.

Степень исследованности темы. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема поддельных денег и ценных бумаг достаточно широко освещалась в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных авторов, изданных в 50 - 80 гг. прошлого столетия. В части исследования отдельных обстоятельств и их совокупности, она нашла свое яркое отражение на страницах работ А.А. Герцензона, В.Д. Меньшагина, А.А Пионтковского, Н.С. Таганцева. Имеется ряд кандидатских диссертаций, которые внесли серьезный вклад в теорию и практику борьбы с фальшивомонетничеством. Отдавая должное проведенным исследованиям современных авторов, стоит отметить, что в большинстве работ особое внимание уделялось либо технико-криминалистическому обеспечению раскрытия и расследования данного вида преступления, например, в работе Е.И. Казакова-Турбовского, либо юридическому анализу состава преступления - диссертационные исследования Ю.В. Солопанова и В.А. Сергеева.

Многие сформулированные в работах положения носят дискуссионный характер и требуют дальнейшей разработки как в теоретическом, так и в практическом плане. В частности, нуждается в более подробном рассмотрении криминологическая составляющая фальшивомонетничества, оптимизация мер уголовно-правовых запретов с учетом социально-психологических особенностей современного российского населения, разработка системы мер противодействия и профилактики.

До настоящего времени не было ни одной диссертационной и иной научной работы, выполненной на основе проведенного исследования и анализа материалов судебной практики Дальневосточного федерального округа. По мнению автора, в настоящий момент сформировалась особая необходимость анализа фальшивомонетничества с учетом дальневосточной специфики (территориальной значимости, экономических, геополитических и других особенностей).

Роль города-порта всегда предполагала особый социально-экономический, финансовый, нравственно-психологический климат, включение в легальную экономику теневой и криминальной, с привлечением и участием иностранного капитала. Портовые города Дальнего Востока стали местами торговли и перевалочными пунктами для товаров в первую очередь из стран АТР, значительная часть которых доставляется контрабандно. Обращает на себя внимание ориентация фальшивомонетчиков в Приморье на совершение операций с банкнотами большего номинала, что связано с социально-экономическими особенностями региона. Кроме этого, в общем числе выявленных фактов фальшивомонетничества отмечается большее, чем по России, преобладание подделок иностранной валюты (главным образом долларов США).

В Дальневосточном федеральном округе, в первую очередь, контрабандным путем поступают поддельные деньги и ценные бумаги из стран АТР -- ближайших соседей по территории, дальнейшее перемещение партий подделок через всю Россию приводит их, в конечном итоге, в страны Закавказья, Средней Азии и за рубеж. В связи с этим положения и выводы диссертации основаны на изучении уголовного законодательства как России, так и стран дальнего и ближнего зарубежья (Японии, Республики Корея, КНР, Испании, США, Дании, Швейцарии, Швеции, Голландии, Австрии, Германии, Республики Польша, Республики Болгария, Латвийской Республики, Украины, Республики Азербайджан, Республики Узбекистан, Республики Казахстан).

Объектом диссертационного исследования является система экономических отношений, обеспечивающая порядок функционирования государственной денежной системы и деятельность рынка ценных бумаг.

Предметом исследования является комплекс уголовно-правовых норм, судебная практика и система криминологических мер по борьбе с фальшивомонетничеством.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в проведении комплексного уголовно-правового и криминологического исследования, а также сравнительно-правового анализа подделки денег и ценных бумаг по российскому законодательству и уголовному законодательству ряда зарубежных стран для выработки предложений по совершенствованию уголовного законодательства в порядке de lege ferenda и криминологических рекомендаций по противодействию и профилактике. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- провести исторический анализ специфики формирования и становления института фальшивомонетничества как экономического и правового феномена;

изучить этапы становления и эволюции правовых норм, регламентирующих уголовную ответственность за подделку денег и ценных бумаг, в контексте политико-административных преобразований Российского государства для творческого использования исторического опыта;

- проанализировать и обобщить опыт зарубежного законодательства в регламентации уголовной ответственности за фальшивомонетничество,, обоснование возможности его применения в России;

- провести уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ;

- выявить криминологические характеристики (состояния, структуры и динамики) современного фальшивомонетничества;

- изучить факторы, обусловливающие рост фальшивомонетничества;

- рассмотреть через призму социально-психологических характеристик портрет личности современного фальшивомонетчика;

- с учетом требований законодательной техники, сложившихся форм реализации права и представлений об эффективности уголовного закона разработать конкретные уголовно-правовые рекомендации, а также криминологические меры по предупреждению данного преступления и по совершенствованию законодательства в борьбе с подделкой денег и ценных бумаг.

Методологическая основа и информационная база исследования. Диссертационное исследование осуществлено с использованием современных методов научного познания. Его методологической основой стали общие (системно-структурный подход, анализ и синтез, обобщение и др.) и специальные (систематический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический) методы.

Теоретическую основу исследования составили научные труды ведущих ученых юристов в области теории государства и права, уголовного права и криминологии, социологии и психологии: С.С. Алексеева, Л.С.

Белогриц-Котляревского, Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, П.С. Дагеля, О. Дай-нека, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, А.А. Пиотков-ского, Н.С. Таганцева, а также других авторов, посвятивших свои исследования данной проблеме.

Информационную базу исследования составили: положения Конституции РФ; принципы и нормы международного права; закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина; нормативные акты уголовно-правового характера различных периодов действия в России, СССР и Российской Федерации; уголовные кодексы ряда зарубежных стран; другие конституционные и федеральные законы.

Эмпирическую основу диссертации составили: опубликованная практика Верховного Суда России по уголовным делам о фальшивомонетничестве в 1996 - 2004 гг.; статистические данные ГИЦ МВД о состоянии и динамике преступности в России и в Дальневосточном федеральном округе в период с 1996 по 2004 гг.; результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами.

При проведении нашего криминологического исследования учитывался высокий уровень латентности фальшивомонетничества. Так, в 2004 г. в РФ было зарегистрировано 28 519 фактов данного вида преступления, в то время как в суд было направлено 4 267 дел, а к уголовной ответственности было привлечено только 1 602 лица. В большинстве случаев выявить лицо, совершившее преступление, не представляется возможным. В то же время, анализ уголовных дел с установленной личностью преступника, позволяет говорить о том, что в 94,7 % случаев имелся факт совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 186 УК РФ (сбыт) и в 5, 3 % - по ч. 1. ст. 186 УК РФ (изготовление). Кроме этого, проведенный нами анализ уголовных дел показал, что часто лица, привлеченные к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ (мошенничество), были задержаны при попытке сбыта поддельных денег невысокого качества. Данное обстоятельство обусловило то, что в качестве субъекта исследования, кроме лиц, совершивших преступлений по ст. 186 УК РФ, нами для изучения были выбраны и лица, совершившие преступления по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

По данным ИЦ УВД ПК с 2002 по 2004 гг. в Приморском крае было зарегистрировано около 1000 фактов подделки или сбыта денег или ценных бумаг, а в суд было направлено лишь 210 дел. Только в 2004 г. в Приморском крае было зарегистрировано 429 преступлений, ответственность за которое предусмотрена ст. 186 УК РФ, в суд направлено 91 дело, а к уголовной ответственности привлечено 45 человек, 37 из которых - к реальным срокам лишебния свободы.

В ходе данного диссертационного исследования нами было изучено 185 уголовных дел (из 210 дел, направленных в суды ДФО с 2002 по 2004 гг.), что делает такую выборку вполне репрезентативной. Методом сплошного исследования взято интервью у 37 лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 186 и ст. 159 УК РФ, которые на момент проведения данного исследования отбывали наказание в ИК № 20, 21, 26 Приморского края.

Кроме этого, проанкетировано 78 лиц, находящихся под следствием по ст.ст. 186 и 159 УК РФ и содержащихся в СИЗО № 1 г. Владивостока. Методом интервьюирования (экспертные оценки) было опрошено 150 сотрудников подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики, в том числе отделов по борьбе с фальшивомонетничеством. В целях выяснения общественного мнения среди населения о проблемах подделки денег и ценных бумаг, опрошено 250 человек разновозрастных и социальных категорий. Комплексное использование указанных методов позволяет обеспечить достоверность и научную обоснованность полученных результатов.

Научная новизна диссертации. Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что при всей значимости общественной опасности фальшивомонетничества как преступного деяния, раннее проведенные научные исследования в данной области носили либо сугубо криминалистический характер, либо, вынося в название диссертационного исследования криминологический компонент, были больше ориентированы на юридический анализ состава преступления. Кроме этого, особую актуальность данная диссертационная работа приобретает за счет того, что в ходе проведения настоящего научного исследования учитывалась специфика, масштабы и меры профилактики фальшивомонетничества применительно к Дальневосточному федеральному округу, самому большому административному образованию современной России.

На основе системного уголовно-правового и криминологического подхода автором была предпринята попытка комплексного сравнительного анализа отечественного законодательства и законодательств зарубежных стран в области борьбы с подделкой денег или ценных бумаг (более 20 государств).

Отдельному рассмотрению были подвергнуты уголовные законодательства стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Японии, Республики Корея, КНР, Таиланда, так как интеграция Российского Дальнего Востока в систему стран АТР обеспечит потенциальный роста и развитие для России в целом и способствовать повышению конкурентоспособности и экономическому росту Дальнего Востока в частности. Основная цель экономической интеграции российского Дальнего Востока в АТР может быть определена как создание в перспективе единого экономического пространства с экономиками сопредельных стран и территорий Восточной Азии. Такая «встроенность» обеспечивала бы более эффективное распределение и использование имеющихся производственных, финансовых, технологических ресурсов для ускорения прогрессивных структурных преобразований в экономике, выхода на траекторию устойчивого экономического роста и повышения на этой основе уровня жизни населения.

Проведенное исследование позволило обосновать и сформулировать ряд теоретических и практических предложений, выносимых на защиту:

1. Результаты криминологических исследований позволяют говорить об устойчивой тенденции роста изготовления и сбыта поддельных денег и ценных бумаг в РФ. Наряду с ростом количественных показателей, отмечается изменение в качественной характеристике фальшивомонетничества -- в последнее время учащаются факты, когда данные преступные деяния приобретают все более организованный характер, в том числе и в международном масштабе.

2. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или государственных ценных бумаг посягают на экономическую и национальную безопасность Российского государства, создает реальную угрозу дестабилизации политической, социально-экономической, нравственно-психологической сферам гражданского общества. В этом контексте автором исследуется связь фальшивомонетничества с различными аспектами проблемы государственной безопасности.

3. Ответственность за подделку и сбыт денег или государственных ценных бумаг следует рассматривать дифференцировано: кроме традиционных положений уголовного права - индивидуализации наказания на основе анализа характера общественной опасности содеянного - должны учитываться размер партий фальшивок, способ изготовления подделок, роль и степень участия государственных органов или покровительство отдельных коррумпированных чиновников.

4. На основе анализа мотивационной структуры личности индивидуального фальшивомонетчика обосновывается предложение о разделе мотивов данного преступного поведения на три категории (самоутверждение, решение насущных проблем, средство достижения глобальной жизненной цели). Эта типология, разработанная с учетом степени общественной опасности деяния и личности преступника, должна учитываться при исследовании данного вида преступления и организации системы мер противодействия и профилактики.

5. В диссертации обосновывается необходимость и целесообразность введения в санкцию статьи такого наказания, как конфискация имущества, орудий и средств совершения преступления, в качестве альтернативного или дополнительного наказания к уже имеющимся.

6. Предлагается дополнить ст. 186 УК РФ следующими квалифицирующими признаками:

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, изготовленных с применением профессионального оборудования (например, современной полиграфической техники);

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенные группой лиц по предварительному сговору; особо квалифицирующими признаками:

изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в особо крупном размере;

изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг для обеспечения террористической деятельности и поддержания незаконных вооруженных формирований.

7. Выводы, сделанные в ходе сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства в области регламентации уголовной ответственности за фальшивомонетничество, позволяют предусмотреть самостоятельную уголовную ответственность за такие общественно опасные деяния, как изготовление поддельных денег и ценных бумаг с целью сбыта и сбыт таковых, дополнив УК РФ ст. 1861.

8. Обосновывается необходимость дополнения УК РФ нормой (ст. 1862), предусматривающей уголовную ответственность за приискание, хранение или использование без разрешения материалов и инструмента, специально предназначенных для изготовления денежных знаков и ценных бумаг. Данную норму предложено снабдить примечанием, следующего содержания: к материалам и инструментам, предназначенным для изготовления денежных знаков и ценных бумаг, следует относить: специальную «денежную» бумагу, краску, технические средства - клише, типографское оборудование.

9. Предлагается предусмотреть в ст. 188 УК РФ (контрабанда) ответственность за незаконный ввоз в РФ и перемещение в пределах ее территории фальшивой валюты и ценных бумаг.

10. Обосновано предложение о дополнении ст. 159 УК РФ нормой, предусматривающей самостоятельную уголовную ответственность за мошенничество с использованием поддельных денег или ценных бумаг, ужесточив при этом санкцию в данной части.

Теоретическая и практическая значимость. Представленное диссертационное исследование затрагивает уголовно-правовую и криминологическую проблему, решение которой является важным компонентом создания эффективной системы безопасности в кредитно-финансовой сфере, обеспечения социально-экономической стабильности государства в целом, что, в конечном счете, предопределяет и политическую стабильность. Сформулированные теоретические выводы и положения могут быть полезными в проведении дальнейших научных исследований, а также в деле совершенствования современного законодательства и практики его применения в борьбе с подделкой денег и ценных бумаг, а практические рекомендации с успехом использованы в области изучения личности преступника в повседневной деятельности правоохранительных органов и в профилактике данного вида преступлений. Кроме этого материалы исследования найдут применение при разработке учебных курсов уголовного, уголовно-исполнительного права, в криминологии и юридической психологии.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре уголовного права Юридического института ДВГУ. Ее основные положения и рекомендации нашли отражение в 9 научных публикациях. Результаты проведенного автором исследования, а также научные выводы излагались на международной научной конференции «Ломоносов, 2004» (МГУ, Москва, 2004), Международной научно -практической конференции «Толерантность, сотрудничество и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (Владивосток, 2002), научно-практической конференции, посвященной 65-летию юридического факультета ХГАЭП (Хабаровск, 2005) конференциях молодых ученых Юридического института ДВГУ «Знания молодых юристов XXI века» (Владивосток, 2002, 2003, 2004, 2005 гг.).

Результаты научного исследования апробированы в ходе проведения лекционных и семинарских занятий со студентами второго, третьего и четвертого курсов Юридического института ДВГУ.

Объем и структура работы определяются логикой системного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Диссертация выполнена в соответствии с требованиями ВАК.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" (в редакции от 17 апреля 2001 г.) отмечается, что эти деяния приобретают повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость государственных денег и затрудняя регулирование денежного обращения.

В 90-х годах в России отмечался беспрецедентный рост фальшивомонетничества. Оно выросло в десятки раз. В 2000 г. зарегистрировано 14 289 преступлений, квалифицируемых по ст. 186 УК (рост на 53,4% по сравнению с 1999 г.), из них подделка и сбыт российских денежных знаков и монет зарегистрированы в 7949 случаях (изъято 34 364 единицы денежных знаков на сумму около 5 млн. руб.), а иностранной валюты - в 9066 случаях (изъяты 44 472 поддельные банкноты на сумму почти в 4,5 млн. долл. США). Кроме того, установлено 112 случаев подделки и сбыта государственных ценных бумаг на сумму 207 млн. руб. и 72 случая подделки и сбыта государственных ценных бумаг на сумму 241 млн. руб. В 1995 г. у виновных из денежного обращения было изъято поддельных отечественных денег 45 299 банкнот на сумму 2330 млн. руб., 16 578 - иностранной валюты, в том числе: 15 894 банкноты США на сумму 707 919 долл., 323 банкноты Великобритании на сумму 16 150 фунтов стерлингов, 315 банкнот Германии на сумму 37 420 марок. В 2002 г. по ст. 186 УК было зарегистрировано 23 581 преступление.

Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 186, являются прежде всего банковские билеты Центрального банка России и российская металлическая монета. При этом имеются в виду банковские билеты и металлическая монета как находящиеся в обращении, так и изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену. Этот вывод следует из текста ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" <*>, где к валюте Российской Федерации отнесены, в частности, "изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты".

Изготовление с целью сбыта или сбыт денежных знаков и ценных бумаг, изъятых из обращения (монеты старой чеканки, советские и российские деньги, отмененные денежными реформами, и т.п.), не подлежащих обмену и имеющих лишь коллекционную ценность, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 186, и может при наличии к тому оснований квалифицироваться как хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).

Другим возможным предметом анализируемого преступления являются государственные ценные бумаги или другие ценные бумаги в валюте Российской Федерации.

По государственным ценным бумагам имущественные обязательства лежат на государстве, выпустившем эти ценные бумаги. Основными видами государственных ценных бумаг являются облигации государственных займов, государственные казначейские обязательства и государственные краткосрочные обязательства, а также приватизационные чеки. К числу государственных ценных бумаг относятся также региональные облигации, выпускаемые органами власти субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Конституцией РФ эти органы также осуществляют государственную власть. Напротив, ценные бумаги, эмитентом которых являются органы местного самоуправления (муниципальные образования), относятся к числу не государственных, а других ценных бумаг.

Кроме этого "другими ценными бумагами в валюте Российской Федерации" являются платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях, эмитентом которых является не государство, а иные участники рынка ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты