Рефераты

Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления

p align="left">Каждой стадии процесса соответствует определенный набор участников нормотворческого процесса.

В таблице А1 (Приложение А) приведен модельный нормотворческий процесс в муниципальном образовании.

Воспользовавшись таблицей, заинтересованная некоммерческая организация может самостоятельно:

– выбрать интересующую её стадию и попытаться стать участником процесса (официальным или «теневым»);

– внимательно изучить регламентные нормы и процедуры, действующие в конкретном муниципальном образовании, и затем - сузить (расширить) перечень стадий нормотворческого процесса;

– уточнить состав участников на каждой стадии;

– сформулировать (уточнить) цели, которые некоммерческая организация планирует реализовать.

Проанализировав все вышеизложенное в отношении функций, реализуемых в системе муниципальной власти, напрашивается вывод о том, что на современном этапе развития муниципального строительства в Российской Федерации система муниципальной власти представляет собой достаточно функционально не дифференцированный публично-властный механизм в рамках которого основные управленческие функции реализуют, как Местная Дума со своим подчиненным аппаратом, так и Глава муниципального образования со своими подчиненными структурами.

В качестве основы решения проблем нормотворчества в системе муниципального управления предлагается введение модельного регулирования данного процесса. Предлагаемая модель строится на двухуровневой системе местного самоуправления, которая предполагает разделение компетенции между базовыми муниципалитетами (поселениями, небольшими их объединениями) и их крупными объединениями (волостью, районом). При этом муниципальные образования на каждом уровне имеют собственную компетенцию, для реализации которой органы местного самоуправления наделяются необходимыми ресурсами.

Отношения между муниципальными органами требуют урегулирования как путем издания актов органами государственной власти субъекта Российской Федерации, так и посредством заключения договоров между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления. При этом такие договоры не должны нарушать внутреннего единства, целостности правового поля субъекта Федерации.

В настоящее время правовые акты всех уровней власти оставляют открытой, нормативно не урегулированной проблему территориальной основы местного самоуправления, хотя без определения места района в системе местного самоуправления невозможно решить вопрос о статусе и разделении компетенции муниципальных образований на одной и той же территории.

Сравнительно-правовой анализ государственной власти и власти местного самоуправления позволил выявить сходство актов местного самоуправления с актами государственной власти и показать их специфику.

Не входя в систему государственной власти, органы местного самоуправления обладают властными полномочиями публично-правового характера. Они вправе принимать обязательные на всей территории муниципального образования решения, за невыполнение которых могут применяться меры юридической ответственности.

Органы местного самоуправления, с одной стороны, самостоятельно устанавливают правовые нормы по вопросам местного значения, а с другой, - выполняют функции органов государственной власти, переданные им субъектами Российской Федерации, что также зачастую связано с принятием правовых актов. При этом орган власти субъекта Российской Федерации практически не имеет механизма воздействия на правотворчество представительного органа местного самоуправления, за исключением обжалования его неправомерных решений в суд. Очевидна необходимость принятия на федеральном или региональном уровне закона о правовых актах органов местного самоуправления, издаваемых по вопросам их собственной компетенции, а также в связи с выполнением ими переданных государственных полномочий.

На практике сложилось несколько возможных путей такой передачи: посредством, во-первых, издания регионального закона и вынесения решения представительного органа местного самоуправления о принятии этих полномочий; во-вторых, заключения договора между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и последующего издания нормативных правовых актов о передаче полномочий органам местного самоуправления и решения представительного органа об их принятии; в-третьих, передачи полномочий односторонним решением органа субъекта Российской Федерации.

Полагаем, что третий вариант противоречит принципам организации местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и не находятся в их подчинении, поэтому органы государственной власти не вправе передавать им свои полномочия без их явно выраженного согласия [ Дмитриев Ю. Проблемы классификации нормативных правовых актов муниципального образования // Право и жизнь. - 2001. - № 35. - С. 147-153., с. 147].

Таким образом, необходимость предлагаемого модельного регулирования заключается в том, что в условиях развития муниципального нормотворчества в российских муниципалитетах существует множество проблем, в основном организационного характера. Основными преимуществами предлагаемой модели регулирования нормотворческого процесса является использование зарубежного опыта модели партнерства и агентской модели взаимоотношения центральных и местных властей, привлечение модельных норм. Модельность предлагаемых норм заключается в том, что она, будучи моделью поведения её участников, содержит в то же время модель будущих муниципальных актов или норм. Посредством модельных норм способствуют унификации и достижению определенного единообразия.

Модельное регулирование муниципального нормотворчества осуществляется под руководством главы муниципального образования, который обеспечивает координацию всей системы местного самоуправления по решению вопросов местного значения и занимает ключевую позицию в системе местного самоуправления. Главы муниципальных образований получили значительную самостоятельность, которая, по мысли законодателя, должна была контролироваться и ограничиваться системой правовых механизмов, таких как: механизм ответственности перед местным населением, механизм ответственности перед государством, механизм внутрисистемного контроля в системе муниципальной власти. Отмеченные механизмы ответственности Глав муниципальных образований в период формирования современной системы местного самоуправления являлись в значительной мере не проработанными.

4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий

В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре на прокуроров возложен надзор за законностью правовых актов, из даваемых (принимаемых) федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органа ми государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Перечисленные органы, реализуя возложенные на них полномочия, издают (принимают) законы и подзаконные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы, указания) по самым различным вопросам общественной жизни, применяя многочисленные законодательные и иные акты. При этом, как свидетельствует практика прокурорского надзора, они нередко допускают нарушения применяемых законов, выражающиеся чаще в превышении своих полномочий. Прокурорами ежегодно в ходе проверок выявляются десятки тысяч правовых актов, противоречащих действующему законодательству. Особую опасность представляет издание незаконных правовых актов органами представительной и исполнительной власти всех уровней, так как это нередко влечет за собой нарушение прав и свобод многих или всех граждан, проживающих в соответствующих регионах, законных интересов юридических лиц. Следует иметь в виду, что издание незаконных актов помимо отрицательного влияния на состояние законности приводит к снижению авторитета органов и их руководителей, издавших эти акты, что ведет к ослаблению управляемости в регионах и дестабилизации обстановки.

В связи с этим российские прокуроры традиционно уделяли особое внимание прокурорскому надзору за законностью актов, издаваемых органами, перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре, и проверки законности актов занимали в прошлом и занимают в настоящее время значительный объем в общем объеме проводимых прокурорских проверок. При этом приоритет всегда отдавался проверкам законности актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Необходимо подчеркнуть, что, осуществляя надзор за законностью правовых актов, прокуроры одновременно осуществляют надзор и за исполнением тех законов, которые применяются при их издании. Вместе с тем в содержание проверок исполнения законов входят и проверки законности правовых актов, изданных соответствующими руководителями органов в процессе исполнения этих законов. Так, проводя проверку исполнения трудового законодательства на промышленном предприятии, прокурор обязательно проверяет и законность изданных руководителем предприятия приказов в ходе применения этого законодательства. Руководители любых органов в основном исполняют законы в так называемой активной форме, т.е. в форме применения законов, выражающейся в издании правовых актов как письменных, так и устных, и совершении других юридически значимых действий (например, заключение разного рода договоров).

4.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Статистический анализ данных решает множество задач, для которых могут быть использованы различные статистические методы.

Средняя величина является в большинстве случаев весьма информативной мерой «центрального положения» наблюдаемой переменной. При этом следует помнить, что процедура поиска средних величин будет зависеть от типа переменной.

Если переменная номинальная, то в качестве средней величины следует использовать моду - наиболее часто встречающееся значение.

Например, при контент-анализе документов по прокурорскому надзору прокуратуры г. Нижнекамск в 50 страницах, была выявлена следующая тематика печати: 1 - нарушения правовых актов в бюджетной сфере, 2 - нарушения правовых актов в налоговой сфере, 3 - нарушения правовых актов по земельному законодательству.

Для превращения этих данных в осмысленную статистическую картину необходимо рассчитать частотное распределение, а затем процентное соотношение страниц к пяти вышеназванным группам.

Таблица.1. Расчет частотного распределения

Тематика публикаций

Количество

страниц

Количество страниц в процентном соотношении

1 - нарушения правовых актов в бюджетной сфере

17

33%

2 - нарушения правовых актов в налоговой сфере

10

20%

3 - нарушения правовых актов по земельному законодательству

23

47%

Всего

50

100%

Модой в данном примере будет альтернатива 3, частота которой равняется 23. Иными словами, в газете распространены протесты по нарушениям правовых актов по земельному законодательству.

4.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

В данной работе были рассмотрены и проанализированы основы регулирования нормотворческой деятельности в муниципальных образованиях на современном этапе. В этой связи необходимо указать, какие именно правовые документы использовались.

Во-первых, использовался Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Во-вторых, работа в целом также основывалась на законе Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» № 45-ЗРТ от 28 июля 2004 г., который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Республики Татарстан осуществляет правовое регулирование организации местного самоуправления в Республике Татарстан.

Кроме указанных законодательных актов в дипломной работе использовались:

- Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г.;

- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.;

- Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» № 1550-1 от 6 июля 1991 г.;

- Закон РТ «О местных органах государственной власти и управления» № 2246-XII от 30 ноября 1994 г.;

- Закон РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» № 45-ЗРТ от 28 июля 2004 г.;

- Закон РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» № 2250-XI от 30 ноября 1994 г.;

- Закон РТ «О продлении сроков полномочий представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в РТ» № 6-ЗРТ от 28 января 2005 г.;

- Закон РТ «О государственной собственности и собственности местного самоуправления» № 2353 от 15 сентября 1999 г.

4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Обоснование проблемы исследования. Вопросы обеспечения законности правового регулирования местного самоуправления, а также проблемы, находящиеся в тесной взаимосвязи с ними, в последнее время неизменно вызывают пристальный интерес как практических работников, так и широкого круга ученых, представляющих различные сферы правовой науки. Подобное внимание к указанной проблематике вполне объяснимо: сегодня во многих субъектах Российской Федерации идет активный процесс по модификации и совершенствованию систем местного самоуправления как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

В связи с этим первоочередное значение в настоящее время приобретает качество действующей нормативной базы местного самоуправления, ее способность служить надежной основой сложных процессов, происходящих в правовом регулировании местного самоуправления и характерных для современного этапа его развития. К тому же, сегодня очевидна необходимость создания механизма обеспечения единства правового пространства России, который позволил бы оптимизировать взаимодействие системы федерального законодательства с региональными и муниципальными законодательными системами на основе положений Конституции РФ.

В рамках созданных муниципальных управленческих отношений реализуются функции, компетенция и полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Главным и заключительным этапом такой деятельности являются подготовка и издание правовых актов управления. Практически невозможно решать вопросы местного значения без института муниципальных правовых актов управления, т. е. без принятия органом местного самоуправления и их должностными лицами нормативных или индивидуальных правовых актов управления, поскольку задачи и функции местного самоуправления не могут быть в конечном счете решены без использования такой формы управления, как издание правовых актов управления.

Соблюдение законности означает строгое и неуклонное выполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми без исключения органами, организациями, должностными лицами и гражданами, полное соответствие их поведения пред писаниям юридических норм.

Соответствие целям и содержанию закона означает, что при издании правового акта органа местного самоуправления, иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, не допустимы какие бы то ни было отступления от целей, которые имелись в виду в законах и других актах (например, в уставе муниципального образования), обладающих большей юридической силой. Это требование обязывает органы местно го самоуправления использовать предоставленные им полномочия только для тех целей, которые определены законом.

Говоря о необходимости соответствия правовых актов органов местного самоуправления целям и содержанию закона, следует обратить внимание на недопустимость противопоставления законности и «целесообразности» при принятии актов.

Представленные требования к нормативно-правовым актам органов местного самоуправления формируют необходимость надзора прокуратуры как способа обеспечения законности. Все это отражает актуальность и необходимость проведения социологического исследования в данной сфере.

Цель исследования - выявление тенденций обеспечения законности нормативноправовых актов управления органами прокуратуры.

Объект исследования - правовые акты местного самоуправления.

Предмет исследования - обеспечение прокуратурой верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересы общества и государства.

Гипотеза исследования: предварительный анализ ряда материалов системе регулирования нормотворчества позволяет сделать предположение, что в настоящее время в системе разработки и принятия нормативно-правовых актов существуют проблемы обеспечения их законности, несоответствия федеральному законодательству и законодательству субъектов федерации.

Задачи исследования:

- определить динамику разработки распорядительных документов;

- выявить схему работы администрации с населением;

- определить систему разработки нормативных актов в деятельности администрации;

- выявить проблемы в обеспечении законности принимаемых нормативных актов администрации.

Логический анализ основных понятий.

Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор вправе: опротестовывать акты, издаваемые различными юридическими лицами, если они противоречат закону; привлекать правонарушителей к уголовной ответственности, возбуждать производство об административном правонарушении; обеспечивать возмещение материального ущерба, причиненного нарушением закона, и т.д.

Муниципальное (местное) нормотворчество - осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления процессуальном порядке деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения.

Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного само управления, документально оформленное, обязательное для исполнения м территории муниципального образования, устанавливающее либо из меняющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Рабочий план исследования представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Рабочий план исследования

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственный

Примечание

1

2

3

4

1 Сбор информации по теоретической части (написание основных понятий, обобщение и анализ исследований по данной проблеме, описание актуальности проблемы)

02.01.07-07.01.07

Дипломант

1

2

3

4

2 Составление программы социологического исследования (формулировка и обоснование проблемы, указание цели исследования, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования)

08.01.07-11.01.07

Дипломант

3 Подготовка инструментария

12.01.07

Дипломант

4 Анализ документов

13.01.07-15.02.07

Дипломант

5 Подготовка полученных данных к обработке

16.02.07-19.02.07

Дипломант

6 Анализ информации, полученной из исследований по статистическим данным

20.02.07-23.02.07

Дипломант

Методологическая основа. Основным методом сбора информации явился метод обработки документов, который позволили проанализировать сложившуюся ситуацию в области регулирования нормотворчества в Нижнекамском муниципальном образовании.

Таблица 2 Операционализация понятий по анализу документов

Операциональные понятия

Индикаторы

Наименование исследования

Порядок предоставления отчетов по организации прокурорского надзора

Сроки предоставления рапортов о результатах проверок правовых актов должностных лиц и органов муниципального образования

Указание прокуратуры РТ «О порядке предоставления отчетов по организации прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления» от 12.01.06 № 710406

Проверка соблюдения законности правовых актов органов местного самоуправления

Количество протестов и представлений об устранении нарушений

Докладная записка Заместителю прокурора РТ

Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Количество выявленных нарушений

Отчет о работе прокурора

Проверка соблюдения бюджетного законодательства

Объем доходов и расходов бюджета

Представление об устранении нарушений бюджетного законодательства при составлении и утверждении бюджета муниципального образования

Правовое регулирование муниципальной службы

Нарушение законодательства о муниципальной службе

Представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе

Надзор за законностью правовых актов органов власти и управления

Статистические данные о вынесенных протестах и представлениях за 2005 год

Надзор за соблюдением законности в деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, контролирующих органов

4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

В настоящее время компьютерные технологии проникают всё глубже во все сферы научной и производственной деятельности человека. И в рамках программного обеспечения в выпускной квалификационной работе предусматривается использование следующих операционных систем:

– Microsoft Word 97 - текстовый редактор;

– Microsoft Excel 97 - электронные таблицы;

– INTERNET - компьютерная сеть

– Справочные правовые системы:

а) ГАРАНТ;

б) КонсультантПлюс.

Microsoft Word 97 - применялся для написания всей работы: её редактирования, составления таблиц.

Microsoft Excel 97 - использовался для составления сводных таблиц, диаграмм, графиков.

INTERNET - Yandex использовался для поиска новых книг по социальным конфликтам, технологиям их разрешения.

Справочные правовые системы: ГАРАНТ и КонсультантПлюс применялись для поиска Федеральных законов, программ и концепций профилактики девиантного поведения молодежи Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Республики Татарстан и г. Нижнекамска.

Эти программы помогли более полно раскрыть тему данной работы.

Заключение

Проведенное в данной дипломной работе исследование отражает тенденции проведения прокурорского надзора за законностью актов муниципального органа.

Законность в сфере управления трактуется как необходимость неукоснительного соблюдения всех законов и подзаконных актов. Конечно, главным условием законности является качество самого закона. Но государство устанавливает и ряд специальных способов обеспечения законности в сфере управления: контроль, надзор, обжалование. Общий надзор органов прокуратуры за соблюдением законности в сфере управления является сегодня одним из наиболее действенных способов обеспечения законности.

Становление прокурорского надзора имеет свои исторические вехи развития. В соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При этом надзор за законностью деятельности государственной администрации является одним из направлений прокурорского надзора.

В рамках созданных муниципальных управленческих отношений реализуются функции, компетенция и полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Главным и заключительным этапом такой деятельности являются подготовка и издание правовых актов управления. Практически невозможно решать вопросы местного значения без института муниципальных правовых актов управления, т. е. без принятия органом местного самоуправления и их должностными лицами нормативных или индивидуальных правовых актов управления, поскольку задачи и функции местного самоуправления не могут быть в конечном счете решены без использования такой формы управления, как издание правовых актов управления.

Муниципальная власть, будучи самостоятельным уровнем публичной власти, тем не менее не обладает суверенитетом, она самостоятельна в рамках закона и в пределах заданной законом компетенции. К сожалению, механизм государственного контроля за законностью на муниципальном уровне сегодня работает неудовлетворительно. Как показывает практика, наиболее эффективной формой обеспечения законности решений местной власти сегодня является прокурорский надзор.

Анализ проблем контроля центральных властей за нормативной деятельностью местных органов показал, что возможность оперативного устранения нарушений закона на муниципальном уровне путем административного контроля исполнительных органов государственной власти или прокурорского надзора сегодня существенно ограничена необходимостью осуществления судебных процедур для признания правовых актов не подлежащими применению. При этом, учитывая рассмотренный опыт административного контроля, представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве возможность приостановления действия незаконных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления до рассмотрения судом в установленные сроки вопроса о признании их недействительными.

Современные проблемы актов муниципального образования являются, прежде всего, несоответствие актов муниципальных органов законодательству субъектов и федеральному, проблемы юридической техники и систематизации законодательства. Но, несмотря на проблемы, связанные с функционированием местного самоуправления и его органов в настоящее время идет поиск оптимальных форм деятельности местных сообществ, призванных создать условия, достойные человеческого существования. Основной проблемой в системе муниципального нормотворчества выступает проблема несоответствия муниципальных актов и законности. В связи с этим надзорная деятельность органов прокуратуры была активизирована, прокуроры стали уделять особое внимание выявлению нарушений законности, допускаемых в исполнительных органах местного самоуправления. Постановления и распоряжения главы администрации города и района, решения Объединенного городского Совета народных депутатов, решения Советов местного самоуправления регулярно поступают для проверки в прокуратуру города, незаконные правовые акты опротестовываются.

надзор за законностью правовых актов органов власти и управления является одним из основных направлений в деятельности Нижнекамской городской прокуратуры. Постановления и распоряжения главы администрации го рода и района, решения объединенного городского Совета народных депутатов, решения Советов местного самоуправления регулярно поступают для проверки в прокуратуру города, незаконные правовые акты опротестовываются. При проведении проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе было установлено, что в нарушение требований закона, в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» не приняты реестр муниципальных служащих, порядок внесения представлений о присвоении квалификационного разряда, порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, порядок проведения аттестации, положение о кадровом резерве, передачи в доверительное управление долей в уставном капитале коммерческих организаций (пакетов акций) под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы, должностные инструкции муниципальных служащих.

Повышение эффективности работы органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от того, в каком состоянии находится правовое регулирование муниципальной службы. Принятие Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ» № 8?ФЗ от 08.01.1998 дало непосредственный импульс процессу совершенствования законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации.

Законодательно закрепить обязательность государственной регистрации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также утвердить на федеральном уровне методику проведения юридической экспертизы указанных актов. Также представляется желательным создание специализированного структурного подразделения в территориальных органах юстиции, которое бы непосредственно осуществляло работу по данному направлению деятельности. Опыт Челябинской области показывает, что создание специализированного пункта по оказанию помощи органам местного самоуправления может существенно повысить качество местного нормотворчества.

Необходимость предлагаемого модельного регулирования заключается в том, что в условиях развития муниципального нормотворчества в российских муниципалитетах существует множество проблем, в основном организационного характера. Основными преимуществами предлагаемой модели регулирования нормотворческого процесса является использование зарубежного опыта модели партнерства и агентской модели взаимоотношения центральных и местных властей, привлечение модельных норм.

Модельное регулирование муниципального нормотворчества осуществляется под руководством главы муниципального образования, который обеспечивает координацию всей системы местного самоуправления по решению вопросов местного значения и занимает ключевую позицию в системе местного самоуправления. Главы муниципальных образований получили значительную самостоятельность, которая, по мысли законодателя, должна была контролироваться и ограничиваться системой правовых механизмов, таких как: механизм ответственности перед местным населением, механизм ответственности перед государством, механизм внутрисистемного контроля в системе муниципальной власти. Отмеченные механизмы ответственности Глав муниципальных образований в период формирования современной системы местного самоуправления являлись в значительной мере не проработанными.

Основным направлением в системе совершенствования обеспечения законности актов муниципальных органов власти является тесное сотрудничество местных властей и органов прокуратуры.

Ссылки на использованные источники

1 Возвращение к истокам права: Судебные Уставы // Законность. - 2004. - №5. - С.47-54.

2 Винокуров, Ю. Проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей / Ю. Винокуров // Законность. - 2004. - №6. - С.19-27.

3 Баграх Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр. И доп. ? М.: Норма, 2007. ? 816 с.

4 Прокурорский надзор / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. Ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Высшее образование, 2005. - 460 с.

5 Лопатина С. Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический ас пект // Правоведение. ? 2000. ? № 2. ? С. 41?42.

6 Савченко Д. А., Шугрина Е. С, Горожанин В. А. Понятие и виды местного нормотворчества. Устав муниципального образования. Новосибирск, 1997; Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учебник. ? М., 1999. ? С. 205-209.

7 Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. - 1997. - №8. - C.8-14.

8 Власов Б.А., Студеникин С.С. Советское административное право. - М., 1959. - С. 140.

9 Елистратов А.И. Очерк административного права. - Петроград. - 1922. - С. 91.

10 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. - М., 1962. - С. 53; Федосеев А.А. Нормативные акты советского государства и формы их выражения: Дисс. На соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - Л., 1964. - С. 146; Тиновицкая И.Д. Правовые вопросы документирования управленческой деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - М., 1972.- С. 14.

11 Антонова Н.А. Органы местного самоуправления: Нормативные правовые акты: науч.-практич. Пособие. - М.: Дело, 2006. - 256 с.

12 Розенфельд, В. Г., Сергеев, А. А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. - 2000. - № 6 (233). - С. 69 - 78.

13 Слива, А. Местное самоуправление ограничено только законом // Законность. - 1996. - №3. - C.26-29.

14 Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность. -1998. - №2. - C.6-11.

15 Розенфельд, В. Г., Сергеев, А. А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. - 2000. - № 6 (233). - С. 69 - 78.

16 Виталь, Э. Местные органы власти во Франции. - М. : Юристъ, 1996. - 250 с.

17 Бессарабов В.Г. Правотворчество и прокурорский надзор / Бессарабов В.Г. // Журнал российского права. - 1997. - №5. - С.17-21.

18 Бессарабов, В.Г. Прокуратура как важное звено становления в России демократического правового государства / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. - 1998. - №9. - С.5-11.

19 Субочев В.В. Муниципальные законодательные интересы: понятие, природа, закономерности осуществления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. - № 6. - С. 64-99.

20 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон : [принят в октябре 1999 г.] // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

21 Розенфельд, В.Г. О функциях и организации деятельности прокуратуры / В.Г. Розенфельд // Журнал российского права. - 1999. - №2. - С.69-83.

22 Гущин В.З. Правозащитные функции военной прокуратуры в современных условиях / В.З. Гущин В.З. // Журнал российского права. - 2000. - №4. - С.34-42.

23 Замотаев. А. Может ли государственная власть руководить властью муниципальной? / А. Замотаев // Российская Федерация сегодня. - 2003. - № 18-19. - С. 28-30.

24 Местное самоуправление. - М. : Право, 2003. - 320 с.

25 Рабко, Т.А. Правотворчесто законодательных органов субъектов федерации: возможен ли превентивный надзор прокуратуры? / Т.А. Рабко // Журнал российского права. - 2000. - №9. - С.51-55.

26 Савченко, Д.А. Местное нормотворчество: проблемы и перспективы / Д.А. Савченко, Е.С. Шугрина, В.А. Горожанин // Государственная власть и муниципальное управление. - 2006. - № 6. - С. 31-35.

27 Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта федерации: теория и практика / Т.А. Рабко // Журнал российского права. - 2002. - №2. - С.52-59.

28 Местное самоуправление. - М. : Право, 2003. - 320 с.

29 Комарова В.В. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления// Ученые записки. - Ростов на Дону : Ростовиздат, 2002. - 120 с.

30 Шалумов, М.С. Прокурорский надзор и государственый контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности / М.С. Шалумов // Государство и право. - 1999. - №1. - С.79-85.

31 Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: теория и проблемы развития / К.Ю. Яровиков // Государство и право. - 1999. - №11. - С.68-72.

32 Калина, В.Ф. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты / В.Ф. Калинина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // liber. rsuh. ru, свободный.

33 Мельников, Н.В. Прокурорская власть / Н.В. Мельников // Государство и право. - 2002. - №2. - С.14-20.

34 Мельников, Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России / Н.В. Мельников // Государство и право. - 2003. - №5. - С.34-41.

35 Алексеев, С.С. Общая теория права. Т. 1 / С.С. Алексеев. - М. : Юристъ, 2006. - 720 с.

36 Бессарабов, В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. - 2003. - №9. - С.14-23.

37 Казарина А. Общий надзор: возможности и пределы / А. Казарина // Законность. - 2003. - №7. - С.5-9.

38 Беркович Е. Прокурор и правотворческая деятельность местного самоуправления / Е. Беркович // Законность. - 2003. - №9. - С.11-14

39 Соловьев, С.Г. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области / С.Г. Соловьев // Муниципальная власть. - 2004. - № 12. - С. 32-39.

40 Сергеев А. Приостановление действия актов органов местного самоуправления / А. Сергеев // Законность. - 2003. - №10. - С.55-57.

41 Тарасов, А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля / А.М. Тарасов // Государство и право. - 2004. - №10. - С.15-25.

42 Беляев, В.П. Надзор как форма юридической деятельности / В.П. Беляев // Известия высших учебных заведений. - 2004. - №3. - С.68-84.

43 Беркович, Е. Местное самоуправление: предмет надзора / Е. Беркович // Законность. - 2004. - № 11. - С. 9-10.

44 Низовцев, А. Надзор за соблюдением законов о государственной и муниципальной собственности / А. Низовцев // Законность. - 2005. - № 2. - С. 19-20.

45 Киричек, Е.В. Прокурорский надзор - гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Е.В. Киричек // Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - №2. - С.23-27.

46 В обществе - об обществе // Информационный бюллетень. - 2003. - № 1. - С. 36-39.

47 Курманов, М.М. Уклонение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от исполнения решений судов о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов субъекта РФ: теория и практика / М.М. Курманов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. - № 2. - С. 33-37.

48 Андреева, Л. Правотворчество органов местного самоуправления (по материалам Новгородской области) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www. dialogvn. ru / uk / 1999 / n04 / s99-4-01. htm, свободный.

49 Технология внесения законодательных инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. budgetrf. ru, свободный.

50 Дмитриев, Ю. Проблемы классификации нормативных правовых актов муниципального образования / Ю. Дмитриев // Право и жизнь. - 2001. - № 35. - С. 147-153.

Список использованных источников

1 Возвращение к истокам права: Судебные Уставы // Законность. - 2004. - №5. - С.47-54.

2 Винокуров, Ю. Проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей / Ю. Винокуров // Законность. - 2004. - №6. - С.19-27.

3 Баграх Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр. И доп. ? М.: Норма, 2007. ? 816 с.

4 Прокурорский надзор / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. Ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Высшее образование, 2005. - 460 с.

5 Лопатина С. Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический ас пект // Правоведение. ? 2000. ? № 2. ? С. 41?42.

6 Савченко Д. А., Шугрина Е. С, Горожанин В. А. Понятие и виды местного нормотворчества. Устав муниципального образования. Новосибирск, 1997; Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учебник. ? М., 1999. ? С. 205-209.

7 Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. - 1997. - №8. - C.8-14.

8 Власов Б.А., Студеникин С.С. Советское административное право. - М., 1959. - С. 140.

9 Елистратов А.И. Очерк административного права. - Петроград. - 1922. - С. 91.

10 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. - М., 1962. - С. 53; Федосеев А.А. Нормативные акты советского государства и формы их выражения: Дисс. На соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - Л., 1964. - С. 146; Тиновицкая И.Д. Правовые вопросы документирования управленческой деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - М., 1972.- С. 14.

11 Антонова Н.А. Органы местного самоуправления: Нормативные правовые акты: науч.-практич. Пособие. - М.: Дело, 2006. - 256 с.

12 Розенфельд, В. Г., Сергеев, А. А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. - 2000. - № 6 (233). - С. 69 - 78.

13 Слива, А. Местное самоуправление ограничено только законом // Законность. - 1996. - №3. - C.26-29.

14 Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность. -1998. - №2. - C.6-11.

15 Розенфельд, В. Г., Сергеев, А. А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. - 2000. - № 6 (233). - С. 69 - 78.

16 Виталь, Э. Местные органы власти во Франции. - М. : Юристъ, 1996. - 250 с.

17 Бессарабов В.Г. Правотворчество и прокурорский надзор / Бессарабов В.Г. // Журнал российского права. - 1997. - №5. - С.17-21.

18 Бессарабов, В.Г. Прокуратура как важное звено становления в России демократического правового государства / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. - 1998. - №9. - С.5-11.

19 Субочев В.В. Муниципальные законодательные интересы: понятие, природа, закономерности осуществления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. - № 6. - С. 64-99.

20 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон : [принят в октябре 1999 г.] // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

21 Розенфельд, В.Г. О функциях и организации деятельности прокуратуры / В.Г. Розенфельд // Журнал российского права. - 1999. - №2. - С.69-83.

22 Гущин В.З. Правозащитные функции военной прокуратуры в современных условиях / В.З. Гущин В.З. // Журнал российского права. - 2000. - №4. - С.34-42.

23 Замотаев. А. Может ли государственная власть руководить властью муниципальной? / А. Замотаев // Российская Федерация сегодня. - 2003. - № 18-19. - С. 28-30.

24 Местное самоуправление. - М. : Право, 2003. - 320 с.

25 Рабко, Т.А. Правотворчесто законодательных органов субъектов федерации: возможен ли превентивный надзор прокуратуры? / Т.А. Рабко // Журнал российского права. - 2000. - №9. - С.51-55.

26 Савченко, Д.А. Местное нормотворчество: проблемы и перспективы / Д.А. Савченко, Е.С. Шугрина, В.А. Горожанин // Государственная власть и муниципальное управление. - 2006. - № 6. - С. 31-35.

27 Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта федерации: теория и практика / Т.А. Рабко // Журнал российского права. - 2002. - №2. - С.52-59.

28 Местное самоуправление. - М. : Право, 2003. - 320 с.

29 Комарова В.В. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления// Ученые записки. - Ростов на Дону : Ростовиздат, 2002. - 120 с.

30 Шалумов, М.С. Прокурорский надзор и государственый контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности / М.С. Шалумов // Государство и право. - 1999. - №1. - С.79-85.

31 Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры:теория и проблемы развития / К.Ю. Яровиков // Государство и право. - 1999. - №11. - С.68-72.

32 Калина, В.Ф. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты / В.Ф. Калинина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // liber. rsuh. ru, свободный.

33 Мельников, Н.В. Прокурорская власть / Н.В. Мельников // Государство и право. - 2002. - №2. - С.14-20.

34 Мельников, Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России / Н.В. Мельников // Государство и право. - 2003. - №5. - С.34-41.

35 Алексеев, С.С. Общая теория права. Т. 1 / С.С. Алексеев. - М. : Юристъ, 2006. - 720 с.

36 Бессарабов, В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. - 2003. - №9. - С.14-23.

37 Казарина А. Общий надзор: возможности и пределы / А. Казарина // Законность. - 2003. - №7. - С.5-9.

38 Беркович Е. Прокурор и правотворческая деятельность местного самоуправления / Е. Беркович // Законность. - 2003. - №9. - С.11-14

39 Соловьев, С.Г. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области / С.Г. Соловьев // Муниципальная власть. - 2004. - № 12. - С. 32-39.

40 Сергеев А. Приостановление действия актов органов местного самоуправления / А. Сергеев // Законность. - 2003. - №10. - С.55-57.

41 Тарасов, А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля / А.М. Тарасов // Государство и право. - 2004. - №10. - С.15-25.

42 Беляев, В.П. Надзор как форма юридической деятельности / В.П. Беляев // Известия высших учебных заведений. - 2004. - №3. - С.68-84.

43 Беркович, Е. Местное самоуправление: предмет надзора / Е. Беркович // Законность. - 2004. - № 11. - С. 9-10.

44 Низовцев, А. Надзор за соблюдением законов о государственной и муниципальной собственности / А. Низовцев // Законность. - 2005. - № 2. - С. 19-20.

45 Киричек, Е.В. Прокурорский надзор - гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Е.В. Киричек // Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - №2. - С.23-27.

46 В обществе - об обществе // Информационный бюллетень. - 2003. - № 1. - С. 36-39.

47 Курманов, М.М. Уклонение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от исполнения решений судов о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов субъекта РФ: теория и практика / М.М. Курманов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. - № 2. - С. 33-37.

48 Андреева, Л. Правотворчество органов местного самоуправления (по материалам Новгородской области) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www. dialogvn. ru / uk / 1999 / n04 / s99-4-01. htm, свободный.

49 Технология внесения законодательных инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. budgetrf. ru, свободный.

50 Дмитриев, Ю. Проблемы классификации нормативных правовых актов муниципального образования / Ю. Дмитриев // Право и жизнь. - 2001. - № 35. - С. 147-153.

Приложение А

Таблица А.1 - Модельный нормотворческий процесс

№п/п

Стадиянормотворческого процесса

Участники

Примечание

1

2

3

4

1

Анализ общественных отношений в данной сфере (критическое осмысление состояния вопроса). Сбор и обобщение социально-экономической информации.

Инициатор нормотворческой инициативы.Специалист (эксперт, аналитик) в предметной области.

Побудительным мотивом к такому анализу могут быть письма, жалобы, обращения избирателей

2

Анализ правоотношений в данной сфере (формулирование предмета правового регулирования)

Юрист-консультант

В частности, определяется, к “чьёму ведению” относится исследуемый вопрос

3

Дополнительный анализ ситуации.

Инициатор (с возможным привлечением специалиста и юриста)

Осуществляется, если анализ по п.2 показал, что вопрос относится к “другому” уровню власти (федеральному или региональному).

4

Составление технического задания на разработку проекта правового акта.

Инициатор (он же - заказчик) нормотворческой инициативы с привлечением специалиста и юриста и возможного разработчика правового акта

При необходимости, одновременно составляется смета расходов на разработку правового акта, а также проект договора на разработку проекта.

5

Разработка концепции проекта правового акта, анализ возможных социально - экономических последствий.

Юрист - разработчик проекта правового акта.Аналитик.

6

Предварительное общественное обсуждение концепции проекта, согласование и утверждение концепции.

Инициатор.Специалисты.Юрист - разработчик.Заказчик.Аналитик.НКО, привлеченные инициатором

Возможно проведение предварительных публичных слушаний

7

Разработка (написание) проекта правового акта

Юрист - разработчик.

При строгом соблюдении логики изложения и требований юридической техники!

8

Выполнение необходимых экономических расчетов в связи с введением в действие правового акта

Экономист.Юрист - разработчик.

Расчет “выпадающих” доходов, расчет дополнительных бюджетных расходов и др.

9

Оформление проекта правового акта

Юрист - разработчик.

С соблюдением всех регламентных требований и требований юридической техники.

10

Юридическая экспертиза проекта

Юрист-эксперт

На соответствие проекта действующему законодательству

11

Специальная экспертиза проекта

Эксперты.Юрист - разработчик.Инициатор.

Например, экологическая, градостроительная, финансовая и т.п.

12

Доработка проекта с учетом замечаний экспертов

Юрист - разработчик.

13

Получение “бюджетно-налогового” заключения главы муниципального образования

Инициатор.Субъект права нормотворческой инициативы.Глава муниципального образования.

Возможна последующая доработка проекта с учетом замечаний главы МО.

14

Внесение проекта (с приложением всех сопутствующих документов) на рассмотрение соответствующего органа МСУ

Субъект права нормотворческой инициативы.Юрист - разработчик.

Субъекты права нормотворческой инициативы определяются в Уставе МО.

15

Опубликование проекта в СМИ

Субъект права нормотворческой инициативы.

Организация обсуждения проекта в СМИ

16

Рассмотрение проекта в рабочих органах (постоянных комиссиях, комитетах) МСУ

Субъект права нормотворческой инициативы.Депутаты МСУ.Органы МСУ.НКО.

17

Общественные слушания по проекту

Субъект права нормотворческой инициативы.Глава муниципального образования.Депутаты МСУ.Органы МСУ.НКО.

Вплоть до “всенародного обсуждения”

18

Принятие проекта за основу

Представительный орган МСУ.

В соответствии с регламентом МСУ.

19

Подготовка и внесение поправок к проекту

Субъекты права нормотворческой инициативы.Представительный орган МСУ.НКО.

В соответствии с регламентом МСУ.

20

Обсуждение и голосование поправок

Субъекты права нормотворческой инициативы.Представительный орган МСУ.

В соответствии с регламентом МСУ.

21

Окончательное голосование по проекту “в целом”

Представительный орган МСУ.

В соответствии с регламентом МСУ.

22

Подписание принятого правового акта

Глава муниципального образования.

Глава МО может отклонить принятый правовой акт! Тогда правовой акт рассматривается повторно.

23

Обнародование (опубликование) правового акта

Глава муниципального образования.

24

Подготовка и распространение разъяснений, комментариев, советов для населения

Юрист - разработчик.Юристы-консультанты.Специалисты.СМИ.НКО.

Статьи в СМИ, буклеты, листовки, собрания.

25

Применение правового акта

Субъекты правоприменения.

26

Анализ правоприменения

Юрист-разработчик.Юристы-исследователи.НКО.Любые заинтересованные лица.

С применением различных методик, включая опросы.

27

Подготовка предложений по корректировке правового акта (изменению, дополнению, отмене)

Субъекты права нормотворческой инициативы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты