Рефераты

Санкции в исполнительном производстве

Санкции в исполнительном производстве

62

Введение

Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Федеральной службы судебных приставов на современном этапе является важнейшей задачей, оказывающей влияние на динамику проведения в Российской Федерации судебной реформы, совершенствование гражданского и гражданско-процессуального законодательства - на инвестиционный климат российской экономики. Федеральная служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость гражданско-правовой и иной юридической ответственности в гражданском обороте, без эффективно действующего такого механизма невозможно решение значительной части экономических проблем современного государства.

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом и в целях защиты интересов общества и государства, прав и свобод граждан и организаций. Постоянно возрастающая потребность применения санкций в исполнительном производстве вызывает необходимость дальнейшего их исследования.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе применения санкций в исполнительном производстве.

Предмет исследования - правовое регулирование применения санкций в исполнительном производстве.

Цель работы заключается в анализе проблем правового регулирования применения санкций в исполнительном производстве и формулировании путей решения выявленных проблем.

Задачи исследования:

- рассмотреть виды санкций в исполнительном производстве;

- проанализировать особенности применения исполнительского сбора и штрафов, налагаемых судебными приставами-исполнителями в исполнительном производстве;

- выявить проблемы правового регулирования применения санкций в исполнительном производстве;

- разработать пути решения проблем применения санкций в исполнительном производстве.

В качестве основных методов исследования использованы: диалектический, исторический, формально-юридический, синтез, статистический метод, системный и комплексный подходы.

Нормативную основу работы составляют положения Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «Об исполнительном производстве», иных федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды ученых, исследовавших санкции в исполнительном производстве: Л.В. Белоусов, Н.И. Гуснева, Г.В. Дектерева, Ю.А. Дмитриев, Я.М. Каганцов, Д.А. Марданов, М.Н. Марченко, В.В. Пиляева, Б.В. Россинский и другие.

Эмпирической базой работы являлась судебная практика Высшего арбитражного суда РФ, Арбитражного суда НСО, суда общей юрисдикции Железнодорожного района г. Новосибирска, практика ФССП РФ по НСО.

1. Общие положения о санкциях в исполнительном производстве

1.1 История развития санкций в исполнительном производстве

Большой юридический словарь
дает следующее определение понятию санкция: санкции - меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащей пересмотру характер. В теории права санкциям придается четыре значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, имущественные; б) структурная часть общей нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы; в) разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений; г) в международном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права, свои международные обязательства [33, с. 661].

Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкций правовой нормы [44, с. 224].

Развитие санкций в исполнительном производстве невозможно проследить без изучения истории исполнительного производства и судебных приставов.

Судебные приставы как должностные лица были известны еще во времена Древней Руси. Впервые упоминания о них встречаются в документальных актах периода феодальной раздробленности государства. В судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком, говорится о том, что судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече (общим собранием горожан). Они были наделены достаточно широкими полномочиями, включающими элементы судебной и следственной деятельности. Как сказано в Новгородской судной грамоте, «…а почнет хорониться от приставов, его казнить всем Великим Новым городом». Исполняя решение княжеского суда, пристав имел право совместно с истцом беспрепятственно приходить в чужое владение, искать и изымать имущество должника, осуществлять розыск, а также арест должника. При воспрепятствовании действиям со стороны должника либо его родственников пристав имел право применять меры физического воздействия [33, с. 22].

В системе государственного устройства пристав считался фигурой влиятельной. Он являлся должностным лицом при окружных судах и судебных палатах. В дореволюционной России институт судебных приставов был введен в результате судебной реформы. В соответствии с Указом, утвержденным 20 ноября 1864 года Императором Александром II, был принят судебный Устав, в котором впервые подробно освещались правила исполнительного производства. Судебные приставы должны были исполнять служебные обязанности. В их функции входило: обеспечение исполнения судебных решений, охрана порядка в зале судебного заседания, доставка и вручение судебных повесток, выполнение поручений председателя соответствующего суда.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года служба была упразднена (одновременно с роспуском судебных и прочих государственных учреждений Российской Империи). Однако вскоре вновь возникла потребность в упраздненной структуре. В связи с этим 30 ноября 1918 года вышел Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о введении института судебных исполнителей, которым присваивался статус государственных служащих. Подробные действия судебных исполнителей устанавливались специальной инструкцией Народного Комиссариата Юстиции (НКЮ). Таким образом, на смену судебным приставам Российской Империи пришли судебные исполнители, которые состояли в штатах районных народных судов [36, с. 27-28].

Далее порядок исполнения регулировался Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР 1964 года (далее ГПК РСФСР). Помимо ГПК РСФСР действовали такие подзаконные акты как инструкции Министерства юстиции СССР «О порядке исполнения судебных решений» от 24 апреля 1973 года и «Об исполнительном производстве» от 15 ноября 1985 года. Такая система исполнительного производства СССР и России действовала вплоть до середины девяностых годов двадцатого века.

Судебные исполнители исполняли акты различных органов (судебные акты по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, решения третейских судов, а также арбитражных и земельных комиссий и т.п.). Допускалась передача функций по исполнению судебных решений и решений земельных комиссий волостным исполкомам и органам милиции в случае отсутствия судебных исполнителей.

В случае оказания сопротивления судебному исполнителю при исполнении решения судебный исполнитель в присутствии понятых составлял об этом акт и для устранения препятствий обращается за содействием к органам власти. Акт, подписанный судебным исполнителем и понятыми, представлялся судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших сопротивление судебному исполнителю [13].

В период распада Союза ССР последовали большие перемены в политическом и государственном устройстве России. Дестабилизация экономики, рост взаимозадолженности, неплатежей привели к увеличению числа судебных исков в сфере финансово-экономических отношений. Это отрицательно сказалось на эффективности работы судебных исполнителей, повлияло на реальное исполнение судебных актов. В 1997 году, в соответствии с требованием времени, в нашей стране вновь был создан институт судебных приставов. С 6 ноября 1997 г. вступили в силу Федеральные законы №118-ФЗ «О судебных приставах» и №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 [36, с. 29].

В 2002 и 2004 году служба изменилась в результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 г. №1316 «Вопросы службы судебных приставов. Федеральная служба судебных приставов стала самостоятельной и уже не входит в Министерство юстиции, которое разделилось на Федеральную службу судебных приставов, Федеральную регистрационную службу, Федеральную службу исполнения наказаний.

В 2008 году произошла еще одна реформа в области службы судебных приставов - 01.02.2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон №229-ФЗ). Он содержит ряд серьезных изменений и дополнений, ужесточил требования к судебным приставам и сотрудникам аппарата ФССП, не меняя при этом общей концепции исполнительного производства. Федеральный закон содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике развития экономических отношений.

Исполнительский сбор - это не просто платеж за совершение определенных юридически значимых действий, а прежде всего, мера имущественной ответственности должника за совершение им противоправного действия - уклонения от исполнения судебного акта. основная цель исполнительского сбора - это предупреждение правонарушения на будущее, своеобразная превентивная мера воздействия на должника с целью быстрого и добровольного исполнения исполнительного документа.

За последние полтора года законодательство об административной ответственности в сфере исполнительного производства претерпело коренные изменения.

Как известно, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее КоАП РФ) по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР был существенно расширен круг субъектов административной юрисдикции. Однако судебные приставы в соответствии с гл. 23 КоАП РФ не являлись такими субъектами, т.е. не были вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать за их совершение административные наказания. Лишь по незначительному числу составов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, они могли составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять отдельные процессуальные меры обеспечения производства по делу, передавая затем соответствующие материалы на рассмотрение судьям [46, с. 18].

Существовавшее же законодательство создавало немало проблем. Прежде всего необходимо отметить, что согласно ст. ст. 85 и 87 Федерального закона от 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы-исполнители уже признавались полноправными субъектами юрисдикции, рассматривали дела о правонарушениях, предусмотренных данными статьями, и назначали установленный ими штраф. Естественно, крайне важным как с теоретической, так и с практической точек зрения представлялся вопрос, является ли рассмотрение дел и назначение наказания по ст. ст. 85 и 87 Федерального закона №229-ФЗ административной юрисдикцией и нужно ли при этом руководствоваться процессуальными положениями КоАП РФ.

В завершении отметим, что новым Федеральным законом №229-ФЗ фактически поставлена точка в споре о том, существует ли так называемая исполнительная ответственность как особый вид публично-правовой ответственности или соответствующие нормы являются нормами института административной ответственности. В соответствии со ст. 113 Федерального закона №229-ФЗ указано, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, а также других нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает штраф в порядке и в размере, предусмотренных КоАП РФ (например, ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве»).

1.2 Виды санкций в исполнительном производстве

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве существует три вида санкций
- исполнительский сбор (ст. 112 ФЗ Федерального закона №229-ФЗ), штрафы, налагаемые судебными приставами-исполнителями (ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве»), расходы по совершению исполнительных действий (ст. 116 Федерального закона №229-ФЗ).

В ч. 1 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ вводится определение понятия «исполнительский сбор», который является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона №229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, не указан, и, следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ, а также он не является государственной пошлиной в смысле ст. 1 Федерального закона «О государственной пошлине» [14].

Кроме того, в данном Постановлении Конституционного Суда РФ указывается на то, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. При этом исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Все указанные признаки исполнительского сбора можно найти в ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ.

Исходя из вышеуказанного определения понятия «исполнительский сбор» можно выделить следующие его признаки:

1) указанный сбор, также как и административный штраф, является денежным взысканием (ст. 3.5 КоАП РФ);

2) применяется к должнику только в случае неисполнения в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа, а также в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства подлежащего немедленному исполнению, в случае неисполнения исполнительного документа.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 500 рублей для должников - физических лиц и 5 000 рублей для должников - юридических лиц. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5 тыс. рублей [6].

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется с суммы каждой задолженности в отдельности.

При исчислении долга в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель исчисляет исполнительский сбор в рублях в размере, рассчитанном исходя из установленного Банком России официального курса иностранной валюты на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ [2] суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве подлежат зачислению в федеральный бюджет - по нормативу 100%.

Новый Федеральный закон достаточно полно и детально описал процедуру привлечения судебными приставами виновных лиц к административной ответственности (в виде штрафа) за нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 113), например банка или кредитной организации (ст. 114) [48, с. 9].

В ст. 113 Федерального закона №229-ФЗ говорится, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает штраф в порядке и в размере, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях [46, с. 18].

КоАП РФ дополнен двумя новыми статьями: ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве» и ст. 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера». В указанных статьях определены размеры штрафа, налагаемого за соответствующие правонарушения на граждан, должностных лиц и юридических лиц [43, с. 404]. В этом случае судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф.

Кроме того, в указанной норме предусмотрена административная ответственность банков или иных кредитных организаций в случае неисполнения ими в установленный Законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживании счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах. В этом случае судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

В ч. 2 чт. 113 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрены особенности наложение штрафа на должника в случае неисполнения им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебными приставом-исполнителем.

Данной статьей предусмотрены случае неоднократного неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.

Статью 113 Федерального закона №229-ФЗ следует также рассматривать в контексте с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №225-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6], которым были внесены изменения в КоАП РФ, вступившие в силу с 1 февраля 2008 г.

Указанным Федеральным законом гл. 17 «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти» КоАП РФ дополнена новыми статьями 17.14 и 17.15, в которых устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве и неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов.

При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени выше указанного органа вправе судебные приставы-исполнители.

Согласно ч. 4 при наличии в действиях лица, нарушающего законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности. Таким преступлением, например, могут быть деяния, предусмотренные ст. 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» УК РФ [5].

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Расходы по совершению исполнительных действий относятся к санкциям компенсационного характера.

К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на перевозку, хранение и реализацию имущества должника; вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов; перевод (пересылку) взыскателю денежных средств; розыск должника, его имущества, розыск ребенка; проведение государственной регистрации прав должника. Указанный перечень является открытым, в связи, с чем судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства имеет возможность по своему усмотрению к таким расходам отнести и иные расходы, возникшие в процессе принудительного исполнения исполнительного документа [41, с. 41 - 42].

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет должника.

Порядок возмещения федеральному бюджету и иным лицам расходов, понесенных ими в связи с совершением исполнительных действий определяется ст. 117 Федерального закона №229-ФЗ.

Поскольку на момент совершения исполнительных действий денежные средства могут быть еще не взысканы с должника, Законом предполагается механизм согласно которому в данных случаях судебным приставом-исполнителем используются денежные средства федерального бюджета (специально выделяемые ФССП России на эти цели), а также взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Указанные денежные средства в последующем возмещаются федеральному бюджету и иным лицам за счет денежных средств, взысканных с должника.

В тех случаях, когда исполнительное производство прекращено в связи с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета и с должника не взыскиваются.

О взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом, а также возмещении расходов лицу, которое их понесло, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом.

Исполнение указанного постановления осуществляется в рамках исполнительного производства, в процессе которого оно было вынесено судебным приставом-исполнителем или в рамках отдельного исполнительного производства возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. Это производится в тех случаях, когда при окончании или прекращении основного исполнительного производства постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий не исполнено или исполнено частично [49, с. 302].

Возмещение расходов, понесенных взыскателем, осуществляется в первую очередь наряду с требованиями взыскателя, содержащимися в исполнительном документе, а расходы, понесенные федеральным бюджетом и иными лицами, возмещаются во вторую очередь.

Расходы по совершению исполнительных действий, совершенных в процессе принудительного исполнения исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, возмещаются в первую очередь.

Поскольку институт расходов по совершению исполнительных действий на практике судебными приставами-исполнителями применяется редко и не имеет особой роли в исполнительном производстве как разновидность санкции в понимании неблагоприятного последствия, в своей работе я не буду рассматривать особенности их применения.

Поведем итоги первый главы.

Санкция - это мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия.

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве можно выделить следующие виды санкций - исполнительский сбор, штрафы, налагаемые судебными приставами-исполнителями, расходы по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор - это не просто платеж за совершение определенных юридически значимых действий, а прежде всего, мера имущественной ответственности должника за совершение им противоправного действия - уклонения от исполнения судебного акта. Основная цель исполнительского сбора - это предупреждение правонарушения на будущее, своеобразная превентивная мера воздействия на должника с целью быстрого и добровольного исполнения исполнительного документа.

В ст. 113 Федерального закона №229-ФЗ говорится, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает штраф в порядке и в размере, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

2. Особенности применения санкций в исполнительном производстве

2.1 Применение санкций в виде исполнительского сбора

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. судебный пристав-исполнитель при возбуждении исполнительного производства имеет право должнику установить по своему усмотрению срок для добровольного исполнения от 1 до 5 дней включительно. Как правило, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа устанавливается 5 дней. Нередко установление должнику маленького срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа порождает жалобы на действия судебного пристава-исполнителя [50, с. 312]. Так решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска по делу №13-28\07 [28] в жалобе на действия судебного пристава-исполнителя по установлению 1 дня для добровольного исполнения требований исполнительного документа было отказано.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе, например, если суд решил обязать должника освободить занимаемые им помещения по определенному адресу в срок до 01.06.2009 года, а взыскатель предъявил исполнительный лист в службу судебных приставов 05.05.2009 года, то судебный пристав-исполнитель при возбуждении исполнительного производства устанавливает должнику срок для добровольного исполнения 01.06.2009 года [45, с. 461].

Федеральный закон №229-ФЗ определяет категории исполнительных документов, при возбуждении исполнительных производств по которым срок для добровольного исполнения не устанавливается. К ним относятся:

1) постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

2) о восстановлении на работе;

3) об административном приостановлении деятельности;

4) о конфискации имущества;

5) исполнительные документы об обеспечительных мерах;

6) исполнительные документы при последующих предъявлениях исполнительного документа.

Постановление о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом и должно соответствовать требованиям статьи 14 Федерального закона №229-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 115 Федерального закона №229-ФЗ и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. №13-П постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий; утверждается старшим судебным приставом и заверяется печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона №229-ФЗ в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления (см. приложение А).

В соответствии со статьей 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор по исполнительным производствам имущественного характера устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Размер исполнительского сбора, взыскиваемого по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, установлен в твердой денежной сумме: с должника-гражданина - 500 рублей, с должника-организации - 5 000 рублей.

В соответствии со статьей 72 Закона при исчислении долга в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель устанавливает исполнительский сбор в рублях в размере, рассчитанном исходя из установленного Банком России официального курса иностранной валюты на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

При исполнении требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм может возникнуть ситуация, когда должник частично исполнил требования до возбуждения исполнительного производства либо в срок, установленный для добровольного исполнения. В данном случае при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, что исполнительский сбор рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день окончания срока для добровольного исполнения.

В случае предоставления должником доказательств добровольного погашения части задолженности до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора указанное постановление подлежит изменению в части суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию.

При исчислении размера исполнительского сбора при исполнении требований исполнительного документа сочетающего в себе действия как имущественного, так и неимущественного характера, окончательная сумма исполнительского сбора будет состоять из суммы за неисполнение имущественной части исполнительного документа и суммы за неисполнение неимущественной части исполнительного документа.

По исполнительным производствам о взыскании периодических платежей и алиментов исполнительский сбор исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности [17].

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве подлежат зачислению в федеральный бюджет - по нормативу 100%. Федеральный закон №229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

С учетом степени вины должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, имущественного положения должника и иных существенных обстоятельств суд принимает решение об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора. Кроме того, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя. Аналогичная позиция изложена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 №77 [15]: «арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств…».

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При принятии судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора исполнительное производство в части взыскания исполнительского сбора в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 40 Закона приостанавливается судебным приставом-исполнителем.

Решение суда о полном или частичном удовлетворении заявления или иска должника обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма. В настоящий момент арбитражная практика располагает более чем десятком мотивов, по которым арбитры снижали и снижают исполнительский сбор [47, с. 23]. Например, судьи вполне могут снизить их размер «благодаря» тяжелому материальному положению должника, а также значительности подлежащей взысканию суммы [21; 22]. Если же судьи убедятся в том, что предприятием были приняты все меры для того, чтобы задолженность перед государством была погашена, но «обстоятельства оказались сильнее их намерений», то размер исполнительского сбора может быть снижен [22]. Вообще, значительность взыскиваемых средств довольно часто является причиной снижения исполнительского сбора [34, с. 9 - 12]. Также следует упомянуть решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-15267/07-40/389 которым исполнительский сбор с 245910,08 рублей был снижен до 70260 рублей, что составило 2% от суммы взыскания по исполнительному производству [20].

В судебной практике также встречаются случаи, когда суд отказывает заявителю в снижении размера исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 112 Закона исполнительский сбор возвращается должнику в следующих случаях:

- при отмене судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

- при отмене исполнительного документа;

- при отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Порядок возвращения должнику исполнительского сбора определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» [10] возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора [45, с. 224].

Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты