Система предоставления государственных услуг в Российской Федерации
p align="left">· организует предоставление дополнительных услуг;
· обеспечивает создание и поддержание работы центра обработки телефонных обращений, "горячей линии" по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг;
· обеспечивает учет количества посетителей, обслуживаемых за определенный период (день, неделю, месяц), по видам предоставляемых государственных и муниципальных услуг с указанием среднего времени ожидания приема и обслуживания.
Взаимодействие органов государственной власти с получателями государственных и муниципальных услуг производится лично, по телефону, с помощью электронной почты, а также посредством сети Интернет (в том числе через интернет-портал государственных услуг) и через информационные киоски (инфоматы), расположенные в многофункциональном центре[17].
На сегодняшний день, предусматривается все, что бы обеспечить возможность регистрации поступивших обращений заявителей в системе электронного документооборота соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления непосредственно с автоматизированного рабочего места оператора многофункционального центра и автоматического формирования выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в многофункциональный центр, а также передачи в соответствии с правилами документооборота заявления и представленного заявителем пакета документов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В целях распространения практики создания многофункциональных центров предполагается разработать единые требования, определяющие комплексы взаимоувязанных государственных услуг, соответствующие им типовые инфраструктурные решения и организационно-административные модели взаимодействия представителей различных органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках функционирования центров.
Предпологалось что МФЦ упрастит процедуру получения всевозможных справок, жилищно-коммунальных субсидий, социальную помощь, возможность зарегистрировать приобретение и продажу квартиры можно будет в одном месте. Появление МФЦ в разных регионах РФ, действительно, существенно упростил процедуру и сократил сроки получения гражданами и юридическими лицами массовых государственных и муниципальных услуг. Организовано это по принципу "одного окна", чтобы свести к минимуму общение граждан с чиновниками.
Рассмотрим некоторую сферу взаимодействия предостовления услуг.
Процессы оказания услуг, как правило, носят межведомственный характер (обмен информации по линии орган власти - территориальное подразделение, либо в треугольнике министерство, агентство, служба, либо по горизонтали между органами власти различных «кустов».
По характеру взаимодействия с гражданами:
q взаимодействия исполнительных органов государственной власти с гражданами и организациями при подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти;
q взаимодействия исполнительных органов государственной власти с гражданами и организациями при предоставлении прав доступа к ресурсам или видам деятельности;
q взаимодействия исполнительных органов государственной власти с гражданами и организациями при осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности исполнительных органов государственной власти за деятельностью граждан и организаций;
q рассмотрения исполнительными органами государственной власти обращений граждан и организаций;
q рассмотрения исполнительными органами государственной власти (административных) жалоб граждан и организаций на решения и действия исполнительных органов государственной власти, их должностных лиц.
По характеру сочленения операций процесса предоставления государственных услуг:
q последовательная волокита (рис. 1.1.)
q параллельная волокита
q одно окно
Рисунок 1.1. Вариант 1. «Последовательная волокита»
В данном случае гражданину (организации) для получения сложной публичной (бюджетной) услуги нужно обращаться в несколько органов власти, проходить несколько этапов получения услуги. При этом, все инстанции необходимо проходить последовательно, по порядку, что делает получение услуги крайне долгосрочной. Примером является процедура отвода земли под строительство офиса, покупка земельного участка коммерческой фирмой.
Рисунок 1.2. Вариант 1. Вариант 2. «Параллельная волокита»
Во втором случае (рис.1.2.) для получения услуги гражданину (организации) также необходимо обратиться в несколько ведомств, что увеличивает его временные и финансовые затраты, а следовательно - и общую стоимость муниципальной, государственной услуги. Однако, длительность предоставления услуги сравнительна небольшая, так как допускается возможность параллельного рассмотрения заявок рядом органов власти. Примером является процедура перевода помещений из жилого фонда в нежилой, которая регламентируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Думы Камчатского края «Положение о порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые и перевода нежилых домов и нежилых помещений в жилые в Камчатском крае» от 30 января 2001 года №50-2315, административная процедура перевода помещений состоит из двух стадий. Во-первых, заявитель должен собрать 18 справок, разрешений и т.д. различных организаций, органов власти. Во-вторых, он должен подать их в одно из областных министерств для принятия окончательного решения. При этом сбор документов на первом этапе может идти параллельно во всех 18 организациях.
Рисунок 1.3. Вариант 3. «Одно окно»
В случае «одного окна» (рис.1.3.) заявитель вынужден обращаться только в один орган власти, который обеспечивает все необходимые согласования в случае композитной услуги, либо самостоятельно предоставляет весь спектр сервисов в случае элементарной услуги. Таким образом основными целями МФЦ являются:
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг
Обеспечение единого стандарта комфортности предоставления услуг
Сокращение издержек бюджета на обеспечение стандарта комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг
Препятствие созданию рынка «посреднических услуг»
Улучшение условий труда государственных и муниципальных служащих
Порядком организации работы по созданию МФЦ в областных и краевых центрах, обычно, являются:
Подготовка перечня услуг, объединение услуг в группы
План разработки и внедрения административных регламентов
организация взаимодействия ФОИВ, ОИВ края, области
Поиск подходящих помещений и среднесрочную перспективу
«Синхронизация» административных регламентов по срокам и процедурам
Начало работы многофункционального центра
Таким образом, МФЦ - это офис, где компактно размещены специалисты различных ведомств (без изменения ведомственной принадлежности), которые предоставляют взаимосвязанные государственные и муниципальные услуги.
Создание центра позволяет существенно повысить качество предоставления услуг и снизить затраты на внедрение «Стандарта комфортности предоставления госуслуг».
Глава ІІ. Основные направления и формы повышения качества предоставления государственных услуг краевым государственным учреждением «центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»
2.1 Предоставление государственных услуг на базе краевого государственного учреждения «Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»
Краевое государственное учреждение «Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» - это единая административно-территориальная структура, где населению г.Петропавловска-Камчатского в максимально удобной для них форме предоставляются государственные и муниципальные услуги в режиме «единого окна».
С 26.07.2007 на пр. Рыбаков, 13 в Петропавловске-Камчатском открыт Камчатский краевой Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, где жители региона могут получать услуги по принципу «Единого окна».
Основная цель Центра является реализация принципа создания единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов при предоставлении государственных и муниципальных услуг. А также оптимизация административных процедур, действий и порядок принятия решений при соблюдении требований по обеспечению максимальной комфортности получения услуг гражданами.
Гражданам оказываются услуги Отделением Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю (консультации по вопросам получения пенсий, ежемесячных денежных выплат и социального пакета федеральным льготникам, получение материнского капитала), Агентством по делам архивов Камчатского края (выдача архивных справок), Государственной инспекцией по труду в Камчатском крае (информирование по вопросам трудового законодательства, прием заявлений по вопросам нарушения трудового законодательства)...
Участниками предоставления государственных и муниципальных услуг на базе краевого государственного учреждения являются[43]:
1. Министерство социального развития и труда Камчатского края: -краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»
2. Агентство по делам архивов Камчатского края
3. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю
4. Федеральная служба по труду и занятости - Государственная инспекция труда в Камчатском крае.
Основные функции учреждения:
· организация и осуществление приема документов на основе административных регламентов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг; по первичной обработке документов; выдаче физическим и юридическим лицам документов по итогам предоставления Услуг;
· обеспечение информирования и консультирования физических и юридических лиц по вопросам предоставления Услуг;
· организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организациями, участвующими в соответствии с утвержденными административными регламентами в предоставлении Услуг, и физическими и юридическими лицами;
· организация привлечения сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления для непосредственного взаимодействия с физическими или юридическими лицами в случаях, когда такое непосредственное взаимодействие определено законодательством Российской Федерации;
· обеспечение бесперебойной работы программно-аппаратных средств Учреждения, администрирования информационной системы Учреждения, включая электронное управление очередью, осуществление надлежащего содержания и необходимого эксплуатационного обслуживания помещений и оборудования Учреждения;
· обеспечение создания и поддержание работы центра телефонного обслуживания по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, Интернет сайта КГУ «ЦПГМУ»;
· ведение автоматизированной системы учета и обработки информации о предоставленных Заявителям Услугах;
· организационно-методическая деятельность, в том числе организация разъяснительной работы о видах, порядке и условиях предоставления государственных и муниципальных услуг;
· организация документооборота между Учреждением и соответствующими территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти Камчатского края, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении Услуг, а также организация доставки подготовленных в результате предоставления Услуг документов из соответствующих ведомств или организаций в Учреждение;
· организация предоставления заявителям таких дополнительных (сопутствующих) услуг, как услуги банкомата, нотариальные услуги, копировально-множительные услуги, услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования, а также услуги доступа к справочным правовым системам ;
· организация предоставления заявителям иных услуг, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг на базе Учреждения.
Приоритетными направлениями работы в рамках административной реформы в 2010 году явились:
Уже сейчас разработаны первые 16 административных регламентов в сфере:
Социальной защиты, лицензирования, имущественных и земельных отношений, государственных закупок, международных и региональных связей, гостехнадзора, регулирования тарифов.
Первый этап работы краевого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг
Предоставление социальных услуг:
· определение форм и видов помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании;
· зачисление граждан пожилого возраста и инвалидов на оказание социальных услуг на дому;
· зачисление на оказание социальных услуг малоимущим семьям с детьми, несовершеннолетним ;
· оказание гражданам услуг, связанных с медико-социальной реабилитацией;
· назначение социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
· оказание содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в направлении их в центры социальной реабилитации;
· предоставление иных видов услуг в пределах действующего законодательства Российской Федерации.
При решениях всевозможных задач связанных с созданием МФЦ, к примеру, при недостатке площадей МФЦ для размещения специалистов различных ведомств вводят в эксплуатацию дополнительные площади. При вопросах связанных с организацией и координацией деятельности МФЦ, предусмотрено заключить трехсторонние соглашения по вопросу создания МФЦ, внесение изменений в Устав муниципального учреждения.
На втором этапе работы Камчатского краевого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, в центре предполагается оказывать около 100 государственных и муниципальных услуг. Из них более 40 услуг - в сфере социальной защиты населения. В работе центра так же предполагается принимать участие: 6 органов исполнительной власти федерального уровня, 2 - регионального уровня, 7 муниципальных служб. Участие в деятельности центра основывается на трехстороннем соглашении о взаимодействии.
Трехстороннее соглашение о взаимодействии администрации Камчатского края, ФОИВ и администрации Елизовского муниципального района Камчатского края по вопросу создания МФЦ предполагает со стороны Администрации Камчатского края[44]:
финансирует создание МФЦ;
координирует разработку регламентов государственных и муниципальных услуг населению, предоставляемых в рамках МФЦ;
координирует работу по бесперебойному функционированию МФЦ;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования МФЦ и др.
Федеральные и региональные органы исполнительной власти:
обеспечивают участие специалистов в деятельности МФЦ;
предоставляют государственные услуги гражданам;
взаимодействуют с иными органами гос.власти, участвующими в деятельности МФЦ, в целях предоставления государственных услуг населению и др.
Администрация Елизовского муниципального района:
взаимодействует с органами гос.власти, участвующими в деятельности МФЦ;
предоставляет муниципальные услуги гражданам;
способствует оказанию иными организациями сопутствующих услуг населению в МФЦ и др.
Принципами взаимодействия администрации Камчатского края, ФОИВ и администрации Елизовского муниципального района Камчатского края по вопросу создания МФЦ
· предоставление государственных и муниципальных услуг с учетом требований административных регламентов;
· единообразный подход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в рамках МФЦ;
синхронизация предоставления взаимосвязанных («комплексных») государственных и муниципальных услуг с целью предоставления потребителям «комплексной» услуги качественно и своевременно;
оказание государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями «стандарта комфортности предоставления услуг»;
взаимный обмен информацией, справочными и аналитическими материалами по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг;
невмешательство в исключительную компетенцию других органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2.2 Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае
Основными целями создания МФЦ являются[13]:
· организация доступа к получению государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Камчатского края, исполнительных органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления Камчатского края, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации иными лицами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края (далее - Услуг);
· упрощение процедур получения физическими и юридическими лицами Услуг, сокращение сроков предоставления Услуг;
· повышение комфортности получения заявителями Услуг;
· сокращение количества обращений заявителей в органы власти за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия между органами власти и КГУ «ЦПГМУ»;
· информирование заявителей (юридических и физических лиц) по вопросам предоставления Услуг;
· противодействие коррупции, ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
Для реализации основных целей создания МФЦ необходимо выполнение следующих задач:
· реализация принципа создания единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее - «единого окна»);
· повышение качества предоставления Услуг, в том числе оптимизация административных процедур, административных действий и порядка принятия решений;
· соблюдение требований по обеспечению максимальной комфортности получения Услуг при организации и оборудовании мест приема и консультирования;
· информирование физических и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения Услуг на базе Учреждения, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением Услуг;
· упрощение порядка получения Услуг, в предоставлении которых совместно участвуют органы власти разных уровней;
· организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении Услуг, посредством внедрения информационно - коммуникационных технологий, в том числе, с использованием инфраструктуры Реестра государственных услуг и Портала государственных услуг Российской Федерации;
· организация информационного обмена с единым порталом государственных услуг и региональным сегментом Портала государственных услуг.
Формулировки вышеуказанных целей и задач и охватываемее ими разноплановые сферы (системы государственного устройства и управления, гражданского общества и высоких технологий) говорят о том, насколько объемной должна быть нормативно-правовая база сопровождения создания МФЦ.
В настоящее время федеральная инициатива по созданию МФЦ реализуется и уже реализована в 18 субъектах Российской Федерации. В Камчатском крае создан и функционирует один МФЦ в г. Петропавловске, на базе которого предоставляется 54 услуги федерального, регионального и муниципального уровня, утверждено 25 административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг населению и реализованы 6 соглашений о межведомственном взаимодействии.
Необходимо отметить, что МФЦ г. Петропавловска-Камчатского не существует в качестве отдельно юридического лица, скорее можно говорить о реализации принципа «одного окна» на базе администрации краевого муниципального района.
Безусловно, создание МФЦ является важной государственной задачей, выполнение которой напрямую ведет к повышению качества предоставления услуг населению, росту оценки эффективности деятельности региональной и муниципальной власти, снижению административных барьеров и ускорению социально-экономического развития региона. О необходимости решения данной задачи заявил председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в ходе рабочей поездки в г. Петропавловск-Камчатский на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления: «Считаю, что в каждом муниципалитете должна быть реализована своя, конкретная программа повышения качества услуг. Способы решения проблемы были обозначены неоднократно: от внедрения единых стандартов и административных регламентов до создания многофункциональных центров, действующих по принципу "одного окна", а также использование современных электронных технологий, что очень перспективно, и прошу вас обратить на это внимание».
Правительством Камчатского края проделана определенная работа по созданию МФЦ в муниципальных образованиях.
В 2007 году создан первый в ФО МФЦ в г. Петропавловске. Проект по созданию пилотного МФЦ в г. Петропавловске получил высокую оценку полномочного представителя Президента РФ в ходе выездного заседания рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам государственного строительства и местного самоуправления.
На базе МФЦ предоставляется 57 услуги федерального, регионального и муниципального уровня по дальнейшему развитию многофункционального центра. В МФЦ размещены территориальные отделения органов исполнительной власти федерального и регионального уровней: «Роснедвижимость», «Росрегистрация», «Росинвентаризация - Федерального БТИ», ОГУ «Центр социальной поддержки населения» Камчатского отделения, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Камчатском крае.
В настоящее время на базе учреждения оказывается следующий перечень услуг Министерством социального развития и труда Камчатского края. Ведет приемдокументов:
· на оказание единовременной материальной помощи гражданам, проживающим в Камчатском крае, на частичную компенсацию стоимости протезирования по медицинским показаниям, за исключением инвалидов, определенных законодательством Российской Федерации;
· на предоставление неработающим пенсионерам, являющимся получателями пенсий по старости, установленных в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" путевок на санаторно-курортное лечение;
· на получение государственных единовременных пособий и ежемесячных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений; получение денежной компенсации гражданам, которым причинен ущерб на финансовых и фондовых рынках РФ; а так же получение ежемесячного материального обеспечения женщинам, которым присвоено звание «Материнская слава Камчатки»;
· на компенсацию реабилитированным лицам расходов, связанных с проездом на междугороднем (воздушном, железнодорожном, водном, автомобильном) транспорте по территории российской Федерации; на оплату стоимости установки телефона реабилитированным лицам; на компенсацию страховых премий страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения;
· на получение компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, компенсации семьям, потерявшим кормильца в связи с радиационным воздействием;
· на получение ежемесячной денежной компенсации возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности);
· на получение ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
· на получение пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;
· на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся радиационному воздействии вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и единовременной компенсации на оздоровление гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
· на оплату среднего заработка на период обучения новым профессиям и трудоустройства гражданам, эвакуированным и переселенным, а также добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; на получение государственного единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности женщинам, уволенным по ликвидации предприятия; на получение единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, не производящим отчисления в Фонд социального страхования РФ;
· на получение государственного пособия по беременности и родам женщинам, уволенным по ликвидации предприятий;
· на получение государственного ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения ими возраста 1,5 лет женщинам, уволенным в связи с ликвидацией, студентам, обучающимся на очном отделении в учебных заведениях; на получение государственного ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, и не подлежащим обязательному социальному страхованию; на получение ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей в возрасте до 16 лет и имеющие среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума; на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, походящего военную службу по призыву; на получение ежемесячной компенсационной выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией организации; на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
· на получение единовременного пособия при рождении ребенка студентам, обучающимся на очном отделении в учебных заведениях; на получение ежемесячной денежной выплаты на детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет на дополнительное лекарственное обеспечение; на получение ежемесячной денежной выплаты на детей из многодетных семей, являющихся учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ на проезд в автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения;
· на получение дополнительного единовременного пособия многодетным семьям при рождении двух и более детей;
· Прием дополнительного ежемесячного пособия многодетным семьям при одновременном рождении двух и более детей; на получение единовременного пособия семьям народных дружинников, погибших при исполнении обязанностей, и народным дружинникам, получившим травму при исполнении обязанностей, повлекших утрату трудоспособности; на оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; на получение единовременной материальной помощи на частичную оплату стоимости проезда по социальной нужде;
· на получение новогодних подарков для малообеспеченных семей с детьми, одинокопроживающих престарелых граждан и инвалидов; на получение дополнительного материального обеспечения отдельным категориям граждан; на получение ежемесячного пособия на дополнительное питание отдельным категориям граждан;
· на получение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; на получение ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «почетный донор России» или «Почетный донор СССР»; на оформление и выдача удостоверений (свидетельств) отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки; на присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений «Ветеран труда»; на получение региональной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам;
Прием заявлений на предоставление дополнительных мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги инвалидам войны и боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», не имеющих группы инвалидности;
Оформление и выдача справок :
о получении либо неполучении пособия гражданам, имеющим детей, для получения мер социальной поддержки в других организациях; подтверждающих статус малоимущих семей (малоимущих граждан);
Отдел Федеральной миграционной службы по Камчатскому краю:
Ведет прием документов:
· на оформление паспорта гражданина Российской Федерации;
· на оформление паспорта гражданина Российской Федерации для выезда за пределы Российской Федерации (заграничного паспорта старого поколения);
Регестрирует:
· по месту пребывания и по месту жительства по частным домовладениям (при наличии домовой книги);
Выдает адресные справки физическим лицам.
Камчатское отделение Пенсионного фонда Российской Федерации:
Производит консультации по вопросам пенсионного обеспечения; информирует по вопросам предоставления мер социальной поддержки (предоставление ЕДВ и социального пакета федеральным льготникам, материнского капитала);
выдает справки о размере пенсий.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю:
· Производит консультирование по вопросам государственной регистрации прав;
· Принимает/выдает информацию о имущественных правах субъекта;
· Принимает/выдает информацию об объекте права.
Дальнейшее развитие многофункционального центра требует финансирования работ по автоматизации процессов предоставления услуг населению, в том числе в 8 сельских поселениях. Их реализация позволит решить вопрос получения услуги на месте без необходимости посещения районного центра, что значительно сократит сроки оказания услуг и сделает процесс получения услуги удобным для людей, за счет использования средств ИКТ в рамкахпостроения «электронного правительства». Необходимо отметить, что основная проблема создания автоматизированной информационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг состоит в том, что территориальные и отраслевые информационные системы и ресурсы не интегрированы, а соответствующие ведомственные сети не сопряжены с Интернет и между собой. Следствиями дезинтеграции становятся дублирование, «кусочная» автоматизация, закрытость информационных ресурсов, наличие восходящих не взаимосвязанных информационных потоков, отсутствие упорядоченных горизонтальных связей. Построенные и используемые с огромными бюджетными затратами ведомственные сети закрыты друг от друга, не сформирована единая среда электронного обмена документами. В конечном счете часто требуется значительная доработка их технических составляющих, а совокупная стоимость владения информационными системами и ресурсами существенно повышается.
Главной причиной сложившейся ситуации является отсутствие должного нормативно-правового регулирования создания МФЦ. Характерным примером является постановка задач перед регионами по реализации Постановления Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 478 «О Единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Например, в соответствии с пунктом 29 части 5 данного Постановления, сертификаты ключей подписей выдаются ответственным лицам - участникам информационного взаимодействия удостоверяющими центрами после опубликования на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал)» государственного реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц (далее - реестр). Однако, Единый портал и Сводный реестр на федеральном уровне до настоящего времени не разработаны, что делает невозможным заполнение Сводного реестра и обеспечение сертификатами ключей подписей ответственных лиц в сроки и в порядке, установленные данным Постановлением. На федеральном уровне отсутствуют стандарты в отношении средств электронно-цифровой подписи и взаимного опознавания средств ЭЦП удостоверяющими центрами.
Самостоятельная реализация регионами проектов по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) при отсутствии типовых решений на основе унифицированного программно-аппаратного комплекса с учетом требований при организации межведомственного взаимодействия, нормативно-правовой и методической базы по реализации принципа «одного окна» на основе детально проработанных процедур межведомственного взаимодействия с использованием средств ИКТ приводит к огромным совокупным бюджетным затратам без достижения главной цели.
Правительством Камчатского края разработан проект краевой целевой программы «Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае до 2010 года» и финансово-экономическое обоснование всех ее мероприятий, однако реализация данной программы также не представляется возможной по вышеуказанным причинам.
Учитывая ориентировочную стоимость создания МФЦ с постройкой здания (порядка 200 млн. рублей), и не намного меньшую стоимость создания МФЦ в готовых зданиях, предлагаемых муниципальными образованиями и требующих коренной реконструкции, а также ряд вопросов, решение которых на федеральном уровне поможет облегчить решение задачи по созданию МФЦ в субъектах РФ и существенно сэкономить финансовые средства, представляется целесообразным:
- оказать финансовую поддержку реализации программы по созданию МФЦ дотационным субъектам РФ из средств федерального бюджета в объеме 100% стоимости проекта;
- разработать на федеральном уровне типовые проекты зданий МФЦ, исходя из численности населения в соответствии с Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" и типовые решения по созданию автоматизированной информационной системы МФЦ для последующего тиражирования по всей территории Российской Федерации;
- сформировать на федеральном уровне пакет регламентов межведомственного взаимодействия, законодательно обязательных к исполнению всеми участниками информационного взаимодействия.
Реализация проекта по созданию сети МФЦ ввиду его масштабности и государственной важности наряду с формированием необходимого нормативно-правового обеспечения напрямую увязана с финансированием.
Развитие МФЦ является важной государственной задачей, выполнение которой напрямую ведет к повышению качества предоставления услуг населению, росту оценки эффективности деятельности региональной и муниципальной власти, снижению административных барьеров, ускорению социально-экономического развития региона, послужит укреплению авторитета власти у населения, снизит социальную напряженность в обществе в условиях непростой макроэкономической ситуации, позволит развернуть новые рабочие места и существенно поднимет рейтинг края в решении важнейших социальных вопросов.