Система предоставления государственных услуг в Российской Федерации
p align="left">2.3 Формы предоставления услуг
Сотрудники оператора МФЦ ведут запись на приём в МФЦ, разъясняют порядок обращения в МФЦ для содействия получению государственных или муниципальных услуг и т.д. по телефону.
Осуществляют очное консультирование по вопросам, касающимся порядка и способов предоставления услуг в МФЦ, а так же выдают заявителям бланки, формы документов, заявлений на получение государственных и муниципальных услуг. Консультации по вопросам оказания государственной или муниципальной услуги предоставляются специалистами МФЦ, оказывающими государственную или муниципальную услугу, в том числе специалистами, целенаправленно выделенными участниками МФЦ для предоставления консультаций. Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации. Консультации предоставляются по вопросам:
- перечня документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;
- источника получения документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (орган, организация и их местонахождение);
- времени приёма и выдачи документов;
- сроков предоставления государственной или муниципальной услуги;
- порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе предоставления государственной или муниципальной услуги.
Информирование о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием Интерната, почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.
Заявители, представившие в МФЦ документы для предоставления муниципальной услуги, в обязательном порядке информируются специалистами:
- об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
- о сроках завершения оформления документов и выдачи результата предоставления государственной (муниципальной) услуги.
Информация об отказе в предоставлении муниципальной услуги направляется заявителю и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении (при наличии соответствующих данных в заявлении).
В любое время с момента приёма документов заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления муниципальной услуги при помощи телефона, средств Интернета, электронной почты, или посредством личного посещения МФЦ.
Сотрудники оператора МФЦ, представители участников МФЦ осуществляют приём документов от заявителей в следующей последовательности:
- принимают заявления и другие документы, необходимые для получения государственных или муниципальных услуг, предоставляемых участниками МФЦ, содержащие согласие заявителя на обработку персональных данных и его контактные данные;
- проверяют правильность оформления заявлений, соответствие представленных заявителем документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, требованиям административного регламента. В случае отсутствия необходимых документов, либо их несоответствия установленным формам и бланкам, оператор МФЦ, представитель участника МФЦ уведомляет заявителя о возможности получения отказа в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- регистрируют поступившие обращения заявителей и прилагающиеся документы в журнале регистрации, вносят данные о принятых документах в электронную базу данных;
- готовят и распечатывают расписку-уведомление в двух экземплярах. Первый экземпляр расписки с регистрационным номером, датой и подписью сотрудника, принявшего комплект документов, выдаётся на руки заявителю. На расписке также указывается срок, когда заявитель может получить результат предоставления государственной и муниципальной услуги. Получение заявителем расписки подтверждает факт приёмки оператором МФЦ, представителем участника МФЦ комплекта документов от заявителя.
Сотрудники оператора МФЦ, представители участников МФЦ осуществляют выдачу заявителям результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в следующей последовательности:
- уведомление заявителя по телефону или электронной почте о готовности пакета документов по услуге в течение одного рабочего дня после получения последнего документа, определённого административным регламентом. В случае если сотрудник оператора, представитель участника МФЦ не может дозвониться до заявителя, то в течение двух рабочих дней после получения последнего документа, определённого административным регламентом, отправляется заказное письмо с уведомлением, подтверждающее готовность документов. В письме указывается номер телефона МФЦ, на который заявитель может позвонить и договориться о времени приёма, адрес места нахождения МФЦ;
- выдача результата предоставления услуги МФЦ заявителю или его законному представителю при условии предъявления с их стороны документов, удостоверяющих личность, полномочия и первого экземпляра расписки, полученной гражданином от сотрудника МФЦ в соответствии с абз.6. пп. 4.10 п.4;
- подтверждение заявителем получения запрашиваемых им документов личной подписью с расшифровкой в соответствующей графе второго экземпляра расписки из электронного журнала регистрации и контроля обращений граждан в МФЦ[26].
После приема документов от заявителя специалистами отдела приема и обработки документов полученный пакет документов поступает в группу АиК.
Специалисты группы АиК:
- формируют личное дело заявителя (отметка в электронном журнале);
- проверяют комплектность принятых документов;
- осуществляют комплектование недостающих документов на базе информационного обмена с федеральными, региональными и местными органами и организациями (запросы письменные и электронные);
- передают в органы и организации пакет документов заявителя для принятия решения о предоставлении (отказе) в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- ставят на контроль по срокам оказания государственной услуги (согласно административных регламентов и положений о предоставлении гос.услуг);
- осуществляют электронный обмен документов с организациями;
- принимают от органов федеральной, региональной и местной власти и от организаций документы;
- готовят ответы на поступившие запросы от других организаций;
- осуществляют контроль за сроками рассмотрения документов;
- формируют готовый пакет документов с оказанной государственной услугой для выдача заявителям;
- ведут учет принятых заявлений в разрезе видов государственных услуг.
2.4 «Единое окно» - как стандарт предоставления государственных и иных услуг
Режим «Единое окно» - это организация работы с заявителями, получателями государственных и муниципальных услуг, предусматривающая создание единого места приёма, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, предоставление возможности гражданам и юридическим лицам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.
Организация приема - одна из важнейших функций отдела приема граждан и обработки документов.
Процентное соотношение заявлений граждан -за февраль 2009 г.
¦@¦ Запрос недостающих документов в различные инстанции
L--
--¬
¦ ¦ Изготовление физическому лицу межевого плана на земельный участок
L--
--¬
¦*¦ Оформление пакета документов для гос. регистрации права собственности на квартиру
--¬
¦#¦ Подготовка договора купли-продажи
L--
--¬
¦\¦ Оформление дубликата договора
L--
Рис. 2.1
Например, за февраль 2008 г. основной поток граждан составил заявки на следующие услуги:
1. Оформление пакета документов для государственной регистрации права собственности на квартиру в порядке приватизации - 23 обращения.
2. Изготовление физическому лицу межевого плана на земельный участок, с целевым использованием ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, для строительства и эксплуатации гаражей (на участки, предоставленные после введения в действие Земельного кодекса, вступившего в силу с 29.10.2001) - 30 обращений.
3. Подготовка договора простой письменной формы (купли-продажи, мены, дарения) - для физических лиц - 23 обращения.
4. Запрос недостающих документов в различные инстанции - 36 обращений.
5. Оформление дубликата договора на передачу квартиры в собственность - 13 обращений.
6. Заполнение заявлений различного характера - 45 обращений.
В основу работы муниципального учреждения "Единое окно" положена схема: заявитель приходит в учреждение только дважды - когда подает заявление и документы, имеющие отношение непосредственно к заявителю (паспорт, устав предприятия, свидетельство о собственности), второй раз - получить готовый, полностью оформленный пакет правоудостоверяющих документов в самые короткие сроки. Промежуточным сбором необходимых справок занимаются штатные сотрудники данного учреждения.
В учреждении "Единое окно" выделено оборудованное помещения для размещения оператора МФЦ, ежедневно ведущего прием граждан, которые обращаются в данное учреждение.
Для приема заявителей в учреждение по текущим вопросам имеются установленные часы и дни
День недели
Время работы
Время перерыва
понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница
9.00.-19.00.
без перерыва
суббота
10.00.-14.00.
без перерыва
Гибкое рабочее время устанавливается для следующих структурных подразделений Учреждения:
Структурное подразделение,
категории работников
Тип рабочей недели, выходные дни, смены
Время начала работы
Время окончания работы
Время перерыва для питания и отдыха
отдел по работе с заявителями
отдел информационных технологий
Шестидневная,
первый выходной день - по скользящему графику;
второй выходной день - воскресенье
1-ая рабочая смена
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница
9.00
18.00
13.00 - 14.00
суббота
10.00
14.00
без перерыва
2-ая рабочая смена
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница
10.00
19.00
14.00 - 15.00
суббота
10.00
14.00
без перерыва
Учетный период - месяц
Информация о порядке приема вывешена на информационном стенде.
Заявители, пришедшие на прием, направляются в отдел приема граждан и обработки документов. Отдел хорошо оборудован, имеются стулья, стол, за которым обращение может быть оформлено письменно, бумага и ручки.
В соответствии с Кодексом чести сотрудник единого Центра обслуживания населения обязан знать и добровольно исполнять следующие морально-эстетические нормы поведения:
- уважать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;
- обеспечивать свободный доступ граждан в единый Центр обслуживания населения по вопросам, относящимся к его компетенции;
- соблюдать нормы служебной этики, уважительно и доброжелательно относиться к посетителям, внимательно, быстро и качественно рассматривать заявления граждан;
- преданность высшим моральным принципам, Закону ставить выше преданности лицам, партийным влияниям;
- поддерживать в опрятном состоянии рабочее место и обеспечивать комфортность пребывания посетителей в едином Центре обслуживания населения;
- строго соблюдать установленные регламентом порядок и сроки работы с заявлениями, документами, обеспечивая их сохранность;
- не допускать разглашения поступающих в порядке исполнения обязанностей по должности сведений, затрагивающих личную жизнь, честь и достоинство граждан, не требовать предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- в основу взаимоотношений с посетителями положить принцип - заявитель всегда прав, равноправного отношения ко всем посетителям, независимо от их социального, должностного или служебного положения;
- поддерживать высокий уровень квалификации, находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;
- не использовать служебное положение для извлечения личной выгоды, а также защиты противозаконных интересов граждан и юридических лиц;
- никогда не принимать для себя либо для своей семьи благ и подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;
- препятствовать проявлениям в работе единых Центров фактов коррупции, взяточничества, грубого и неуважительного отношения к посетителям[27].
Во время приема граждан ведется журнал приема, где записываются: дата приема, фамилия, имя и отчество пришедшего на прием, его адрес, суть вопроса, фамилия ведущего прием и результаты рассмотрения обращения.
Журнал приема граждан
Дата приема
Ф.И.О. пришедшего на прием
Адрес
Суть вопроса
Ф.И.О. ведущего прием
Результаты рассмотрения
1
2
3
4
5
6
Выяснив цель посещения, организующий прием сразу направляет посетителя к конкретному специалисту, занимающемуся данной проблемой.
Очень важным является тот факт, что муниципальное учреждение взяло на себя самые громоздкие и трудоемкие виды услуг, которые требуют разноуровневого и межведомственного взаимодействия, это: оформление в собственность земельных участков, гаражей, узаконивание различных перепланировок и строений, приватизация жилого фонда и многое другое. Виды услуг, предоставляемые МФЦ, представлены в прейскуранте цен на платные услуги. Эти услуги отнесены к социально значимым и оформляются практически без участия заявителей, хотя в самом процессе оформления задействовано порой свыше 10 - 12 различных служб[44]. Так, истребование документов для госрегистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, проходит 9 инстанций..
Об объемах заявлений можно судить по следующим статистическим данным: в 2007 г. в учреждение "Единое окно" обратилось 82,1 тыс. граждан, в 2008 г. - 110,9 тыс. граждан, а в 2009 г. этот показатель составил 119,8 тыс. человек. Увеличение в 2009 г. по сравнению с 2007 г. составило 45%. Практически по всем видам социально значимых и сложных услуг обеспечена значительная положительная динамика по результатам последних лет.
Через службу данной организации оформляется свыше 70% межевых дел края, и около 40% геодезических съемок от общего количества осуществляют геодезисты. Заявитель получает данную услугу с полным сопровождением, начиная от изготовления межевого дела и до получения свидетельства о государственной регистрации на земельный участок.
Наиболее характерные вопросы, встречающиеся в заявлениях граждан, поступающих КГУ «ЦПГМУ» МФЦ "Единое окно":
- об оказании содействия при оформлении документов на домовладение и земельный участок;
- об оказании содействия при оформлении документов на земельный участок;
- о высокой стоимости (тарифах и ценах) на услуги при оформлении документов на объекты недвижимости (дома, гаражи, земельные участки);
- о волоките при оформлении документов на домовладения и земельные участки;
- об оформлении права собственности на домовладения и земельные участки;
- о длительном оформлении землеустроительных (межевых) дел;
- о разъяснении некоторых вопросов, связанных с оформлением документов на объекты недвижимости, в том числе при наследовании имущества;
- о переоборудовании жилых и нежилых помещений;
- о выдаче разрешения на торговлю;
- о приемке в эксплуатацию построенных или реконструированных объектов.
Отчет о принятых заявлениях на услуги в разрезе за февраль 2009 г. позволяет судить о наиболее востребованных видах услуг и их объемах (см. рис. 2.4).
Диаграмма востребованных видов услуг, за февраль 2009 г.
¦/¦ Подготовка договора аренды для юридических лиц
L--
--¬
¦ ¦ Заполнение заявлений различного хар-ра
L--
Рис. 2.4
Как видим, больший процент востребованных видов услуг - это подготовка договора аренды для юридических лиц.
Процедура сбора заключений возлагается на сотрудников учреждения. В надзорные органы одновременно направляются заверенные и переплетенные копии проектной документации для получения заключений. Заявителю необходимо одновременно оплатить услуги всех надзорных органов, оказываемые на возмездной основе, даже в случае отказа одного из них.
Рассмотрим документальное оформление приобретения права аренды или собственности на земельный участок, используя блок-схему (см. рис. 2.5).
Блок-схема документального оформления права собственности на земельный участок
Инициативным документом для приобретения права аренды или собственности на земельный участок является заявление. В случае если участок приобретается для целей, связанных со строительством, к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Исходя из этого, заключается, что для инициирования подобных отношений в ряде случаев требуется целый пакет документов, при этом прикладывается заявление и специальный документ, которым оформляется процедура выбора земельного участка под строительство - акт о выборе земельного участка. К нему прилагается утвержденный органом местного самоуправления проект границ, а в случае предполагаемого изъятия - расчеты убытков.
Поскольку акт - один из документов, требующих утверждения, законодатель предусматривает принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое и утверждает акт о выборе земельного участка и действительно в течение трех лет. При этом учитывается не итоговый документ, а только основание для его принятия. Решение о предоставлении земельного участка принимается в двухнедельный срок на основе пакета документов, состоящего из вышеназванных документов, а также кадастровой карты (плана) земельного участка. В свою очередь, данное решение является основанием для заключения договора купли-продажи или аренды.
В свете проведения административной реформы органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений и организаций в 2007, 2008 и 2009 гг. проводились социологические исследования социально значимых услуг, оказываемых учреждением "Единое окно". По результатам исследований показатель "Степень удовлетворенности граждан качеством оказания общественно значимых услуг, предоставляемых данным учреждением", составил 22,5% в 2007 г., 46% в 2008 г. и 67,9% в 2009 г., что свидетельствует о качественном решении необходимых вопросов, связанных с улучшением жизнедеятельности населения. Результаты исследований представлены на рис. 2.6.
Степень удовлетворенности граждан качеством оказания услуг МФЦ "Единое окно"
Часть документов, с которыми работают сотрудники МФЦ "Единое окно", носит конфиденциальный характер, имеет большую ценность и объем.
Для ограничения доступа к информации, содержащей конфиденциальные сведения, в учреждении составлен "Перечень сведений, составляющих конфиденциальные сведения", который вводится в действие приказом руководителя. Сотрудники учреждения под расписку знакомятся с приказом, самим перечнем и списком документов.
Заключение.
Следует отметить, что при реализации проектов по созданию МФЦ высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации столкнулись с рядом проблем[32].
Во-первых , в ряде случаев отмечена низкая активность федеральных органов исполнительной власти по организации предоставления государственных услуг на базе МФЦ. Федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами используются такие аргументы как увеличение сроков предоставления государственных услуг, необходимость взаимодействия заявителя непосредственно с представителем федерального органа исполнительной власти, законодательная неурегулированность предоставления государственных услуг на базе МФЦ. Недостаточная активность в различных субъектах Российской Федерации отмечается со стороны Росрегистрации, ФНС России. Кроме того, при заключении соглашений с федеральными органами исполнительной власти документ подписывается в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, что приводит к дополнительным затратам времени на пересылку документа по почте. В ряде случаев отмечена низкая активность внебюджетных фондов, в частности, отмечены случаи отказа Пенсионного фонда участвовать в реализации проектов по созданию МФЦ, при этом отказ мотивирован тем, что в соответствии с законодательством Пенсионный фонд Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти и не предоставляет государственные услуги. В этой связи необходимо отметить, что Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 679, предусматривает разработку административных регламентов государственными внебюджетными фондами. Во-вторых , субъекты Российской Федерации отмечают неурегулированность вопросов финансовой поддержки деятельности МФЦ, отсутствие необходимых финансовых расчетов, рекомендаций, отсутствие соответствующих средств в бюджетах субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации отсутствует единое понимание источников средств для финансирования деятельности МФЦ, возможностей предоставления платных услуг на базе МФЦ, отсутствует регламентация возмездного предоставления площадей МФЦ государственным и муниципальным органам, а также учреждениям, предоставляющим услуги на базе МФЦ. С этим связано отсутствие единого понимания организационно-правовой формы МФЦ. В-третьих , не урегулированы вопросы межведомственного и межуровнего взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Нередко нежелание государственных и муниципальных органов участвовать в организации данного взаимодействия связано с отсутствием финансирования деятельности курьерских служб для оперативной передачи документов, а также отсутствием межведомственных баз данных, несовместимостью программного обеспечения различных ведомств, требованиями обеспечения конфиденциальности информации о гражданах в соответствии с законодательством Российской Федерации. В-четвертых , отмечены затруднения при организации приема документов операционистами МФЦ по принципу единого окна, связанные с:
нормативными требованиями предоставления документов заявителями и получения их непосредственно в государственном органе;
отсутствием необходимой квалификации операционистов МФЦ при первичной проверке правильности заполнения документов заявителями, а также при необходимости оперативного консультирования заявителей при предоставлении государственных или муниципальных услуг; трудностями организации доступа операционистов МФЦ к документообороту различных ведомств при приеме и выдаче документов заявителям. Нередко для обеспечения удаленного доступа к базе данных каждого государственного органа необходимо организовывать отдельное рабочее место.
Все эти проблемы необходимо решать сегодня. Возможности региона в благополучном решении всех социальных проблем ограничены из-за недостатка материальных и финансовых ресурсов, а так же удаленности.
Такое положение вещей требует от органов местной власти сосредоточения сил и средств на решении наиболее острых (значимых) социальных проблем, необходимости выработки новых подходов в управлении социально-культурной сферой, принятия практических шагов, обеспечивающих более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, организации действенного контроля в их целевом использовании.
Программа развития «электронное правительство» края должна обеспечить поэтапное решение важнейших задач развития региона, к которым относятся: социальная помощь, сохранение социальных гарантий, улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья жителей края, удовлетворение разнообразных образовательных запросов населения, трудоустройство, укрепление семьи, сохранение и воспроизводство духовно-нравственного потенциала городов и поселений, удовлетворение культурных запросов всех категорий населения[15].
Использованная литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993// Российская газета. 1993. № 237.
2. Распоряжение правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 28.03.2008) «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах».
3. Указ Президента РФ от 23.06.2003 № 824 «О мерах проведения административной реформы 2003-2004 г.».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
6. Стратегия развития информационного общества, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
7. Распоряжение Правительства Российской федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.».
9. Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет".
10. В перечень показателей в Постановлении Правительства РФ № 322 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” в прямую не включены показатели характеризующие степень использования ИТ-технологий в регионах и характеризующих успешность мероприятий по формированию “электронного правительства”.
11. Проект Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций».
12. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 года, http://www.kremlin.ru/transcripts/6443
13. Приказ от 28 марта 2008 г. N 98 «Об утверждении плана мероприятий по организации государственных услуг на базе МФЦ».
14. Приказ от 27 октября 2008 г. №357 О проведении открытого аукциона на право заключить государственные контракты на поставку товаров и выполнения работ в 2008 г.в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002 - 2010 г.)."
15. Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219).
16.Постановление правительства РФ от 15.06.2009 № 478 "О Единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет».
17. Письмо от 30 апреля 2009 г. № 01/5883-9-32О перечне государственных услуг, оказываемых на базе МФЦ. Распоряжение от 26 декабря 2008 года № 579-РП В целях оптимизации работы по реализации административной реформы в Камчатском крае и в соответствии с решением комиссии по проведению административной реформы в Камчатском крае от 25 декабря 2008 года.
18. Постановление от 15 июня 2009 г. № 478 "О Единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет».
19.О выступлении В.В. Путина “Известия”, 13 февраля 2004 г
20. «The 2010 United Nations e-Government Survey», http://www2.unpan.org/egovkb/global_reports/10report.htm.
21. Бахрах Д. Н. Государственная служба России. М. [Текст]: учебник Изд- во «Проспект», 2008. - 152 с.
22. Государственная служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты / Сост. В.Д. Граждан. М.: КНОРУС, 2008. - 616с.
23. Граждан В.Д. Государственная служба [Текст]: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 667 с.
24. Демин А. А. Государственная служба [Текст]: : Учебное пособие, 6-е изд., испр. и доп., ВУЗ. - М.: Изд-во «Книгодел», 2007. -792 с.
25. Магомедов К.О. Социология государственной службы. [Текст]: Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: ВВИА им. Проф. Н.Е.Жуковского, 2007. - 244 с.
26. Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2001-2006 годах. Ульяновск, ОГУП "Областная типография "Печатный двор", 2007. - 272с.
27. Мельников В.П., Нечипоренко В.П. Государственная служба в России [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2003. -506с.
28. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 330 с.
29. Нарышкина, Административная реформа в России.[текст]: Научно-практическое пособие/ под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2008.
30. Попова, Административное право: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное), под ред. Л.Л. Попова / Юристъ, 2008.
31. Зайцева Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти РФ в контексте задач административной реформы // Государтвенная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.
32. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки //Журнал российского права. 2006. № 11.
33. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004, № 9. - С.15-19.
34. Иванов Д.Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг. 2002. №4.
35. Калькинен Г. В сети начался политический сезон. Правые осваивают новую медийную площадку // Независимая газета. 2002. № 193 (2747).
36. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис. 2002. № 1.
37. Песков Д.Н. Интернет в России: политическая утопия? // Полис. 2002. №1.
38. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. №2.
39. О.Шевчук «Электронное правительство» 2005 г. Ст- 55.
40. IP-технологии «Механизм развития региональной экономики моделей, методик, алгоритмов и процедур повышения результативности управления экономикой». [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - Режим доступа: www.crn.ru/events/detail.php.
41. Фонд ИНДЕМ «Антикоррупционная политика» учебное пособие [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - Режим доступа: www.anti-corr.ru.
42. Интернет в России [Электронный ресурс]. "Интернет в России" в базе данных ФОМ за 21 октября 2010 г. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.fom.ru/.
43. Портал исполнительных органов государственной власти Камчатскогокрая. [Электронный ресурс]. www.kamchatka.gov.ru.
44. О многофункциональных центрах , 2010 г.[Электронный ресурс].:www.opora-credit.ru.
45. Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции в Камчатском крае по состоянию на 05.07.2010 .[Электронный ресурс] www.kamchatka.gov.ru/index.php.