Служба Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции)
Служба Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции)
2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра административно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по административной деятельности
Тема:Служба Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции)
г. Хабаровск, 2009 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Правовое положение ГИБДД
1.1 Задачи, обязанности и права ГИБДД
1.2 Организационное построение Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Глава 2. Основные направления деятельности ГИБДД
2.1 Надзор за дорожным движением
2.2 Контроль за безопасным содержанием автомобильных дорог, улиц и дорожных сооружений
2.3 Регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним
2.4 Проведение технического осмотра автотранспортных средств
2.5 Экзаменационно-регистрационная работа ГИБДД
2.6 Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
2.7 Пропаганда правил дорожного движения
Заключение
Список литературы
Введение
Выбранная мною тема курсовой работы является весьма актуальной, так как в настоящее время безопасность дорожного движения превратилась в одну из важнейших социально-экономических и демографических проблем нашей страны. Так, в 2008 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. По сравнению с 1998 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 312,5 тыс. человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 5 лет 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2008 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей). Всероссийский ежемесячник «СТОП-газета», 2009 г., № 3.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году. Социально-экономический эффект от реализации Программы согласно расчётным данным составит 626 059,2 млн. рублей, а бюджетный эффект - 85 079,5 млн. рублей. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
Объектом исследования являлись общественные отношения, возникающие в процессе деятельности ГИБДД и урегулированные нормами права.
Предметом исследования выступали такие стороны названного объекта, как нормативная база деятельности ГИБДД; ее организационное построение, материально-техническое, информационное, кадровое и иное обеспечение; практика (формы и методы) деятельности в области борьбы с административными правонарушениями и преступлениями; взаимодействие с различными службами органов внутренних дел, а также с другими органами государственной власти и управления; информационно-справочная работа ГИБДД; освещение объекта исследования в научных и иных источниках, включая управленческие документы.
С учетом вышеизложенного цельданной курсовой работы состояла в совершенствовании правового регулирования и организации практической деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России на основе разработки и внедрения в практику комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-определить роль и место ГИБДД в системе МВД России;
-сделать сравнительно-правовой анализ ее нормативно-правовой базы, выделены имеющиеся здесь пробелы и упущения;
-проанализировать специфику и иерархию основных функций-задач ГИБДД, а также ее организационно-структурное построение;
-исследовать практическую организацию и функционирование подразделений ГИБДД МВД Российской Федерации на различных уровнях управления, выявлены имеющиеся проблемы, упущения и типичные недостатки, аргументированы конкретные предложения и рекомендации по устранению недостатков;
-дать научно-обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования, организации и практики деятельности ГИБДД с учетом передового отечественного опыта.
Глава 1. Правовое положение ГИБДД
1.1 Задачи, обязанности и права ГИБДД
Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России выполняет задачи по обеспечению соблюдения всеми участниками дорожного движения, юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Основные обязанности Госавтоинспекции состоят в контроле за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
-- к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
-- эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
-- конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
-- изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
-- перевозкам тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов. Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД
России выполняет также и другие обязанности:
-- принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;
-- регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;
-- организация в порядке, определяемом Правительством РФ, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
-- регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
-- осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
-- осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
-- участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
-- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
-- организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
-- проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
-- участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, рассмотрение заявок и: выдача соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;
-- изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проекта организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов безопасности дорожного движения;
-- выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
-- разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;
-- разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
-- выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков
водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством РФ, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
-- выдача в порядке, определяемом Правительством РФ, разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками, на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также (в пределах ее компетенции) опасные грузы;
-- осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения,
-- ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.
Для выполнения возложенных на Государственную инспекцию обязанностей ей предоставлены права:
-- запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения,
-- давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения (в соответствии с их компетенцией) в письменной форме с указанием сроков предоставления информации о принимаемых мерах;
-- участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;
-- предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
-- временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять lto организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо, если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
-- запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
-- запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков и транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения,
-- останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
-- осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение. Производить осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей и граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
-- отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами,
-- проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении
преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения либо для объективного рассмотрения дела о правонарушении;
-- осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;
-- использовать в установленном порядке специальные оперативно-технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
-- вызывать в Государственную инспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
-- составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение;
-- использовать для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
-- пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;
-- осуществлять в установленном порядке возлагаемые на Министерство внутренних дел Российской Федерации функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;
-- осуществлять во взаимодействии с государственными надзорными органами контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами условий лицензий, выданных ГИБДД, требовать от них необходимые сведения о лицензируемой деятельности и давать им в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания;
-- осуществлять в пределах своей компетенции согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог;
-- участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Государственной инспекции научных разработок;
-- участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области.
Решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.
1.2 Организационное построение Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Система службы ГИБДД достаточно проста. Возглавляет ее Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. В МВД, ГУВД, УВД функционируют управления (отделы) ГИБДД, в ГОРОВД -- отделы (отделения) ГИБДД. Аналогичные структуры созданы в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а в системе МВД -- научно-исследовательские учреждения Государственной инспекции и их филиалы.
Согласно приказа МВД России от 27 июня 2003 г. № 486 «Об организационно-штатном построении Государственной инспекции безопасности дорожного движения» в состав ГИБДД входят подразделения: организационно-аналитическое, организации деятельности дорожно-патрульной службы; организации розыска транспортных средств; административной практики и дознания; технического надзора; регистрационной работы, экзаменационной работы; дорожной инспекции и организации движения; контрольно-профилактическое; статистической информации; оперативного реагирования; лицензионно-разрешительной работы; пропаганды безопасности дорожного движения и др. Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 486 «Об организационно-штатном построении Государственной инспекции безопасности дорожного движения»
Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России, начальники ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, начальники ГИБДД ГРОВД являются по должности соответственно Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, главными госинспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, районов в городах, а их заместители -- заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения.
Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.
Важная роль в системе Государственной инспекции безопасности дорожного движения принадлежит подразделениям дорожно-патрульной службы (ДПС). В соответствии с приказом МВД России «Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 марта 2002 г. № 263 они формируются в виде строевых подразделений и подчиняются по вертикали вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям, департаментам ГИБДД УВД, МВД субъектов Российской Федерации), а также по горизонтали -- территориальным органам внутренних дел (УВД, РОВД). Иногда в виде исключения подразделения ДПС имеют двойное подчинение: как руководству ГУВД, УВД, так и ГИБДД. В состав строевых подразделений ГИБДД МВД России входят: подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД; специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
В зависимости от величины обслуживаемого административно-территориального образования, количества зарегистрированных на территории транспортных средств, численности личного состава и других критериев подразделения ДПС могут быть сформированы в группы, отдельный взвод, моторизованный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк.
Отдельные группа, взвод, моторизованный взвод обычно создаются при районных и городских органах внутренних дел. Подразделения ДПС с большей численностью сотрудников -- отдельные роты, батальоны, полки дорожно-патрульной службы -- формируются в крупных городах, городах федерального значения, субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях).
Крупные подразделения дорожно-патрульной службы, как правило, имеют в своей структуре руководящий состав, организационно-аналитический отдел либо штаб, отдел (отделение) кадров либо помощника по кадровой работе, дежурную часть, отделение (группу) административной практики, дознания и розыска, пропаганды, финансовый отдел, техническую часть, службу обеспечения и обслуживания, роты, взводы.
Полки ДПС ГИБДД, а также непосредственно подчиненные управлениям, отделам, отделениям ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации отдельные батальоны, роты, взводы ДПС ГИБДД, в том числе специализированные, реорганизуются или ликвидируются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МВД России, и содержатся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения создаются, реорганизуются или ликвидируются в порядке, определяемом Правительством РФ, и содержатся за счет средств федерального бюджета.
Подразделения ДПС ГИБДД осуществляют: контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, применение в установленном порядке мер административного воздействия к нарушителям; распорядительно-регулировочные действия; выезд на места дорожно-транспортных происшествий, выполнение в пределах установленной компетенции неотложных действий, производство дознания по ним в случаях и порядке, установленных действующим законодательством; участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, розыск и задержание угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, и др.
Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения выполняют особые функции: обеспечение во взаимодействии с Федеральной службой охраны Российской Федерации безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения при следовании в них объектов государственной охраны; выполнение обязанностей в соответствии с требованиями Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД при отсутствии проездов автомобилей с объектами государственной охраны.
Дорожно-патрульная служба ГИБДД осуществляется также на стационарных постах. Стационарный пост -- место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
Под зоной ответственности понимается территория поста с прилегающим к ней участком дороги, в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. Дислокация стационарных постов на федеральных автомобильных дорогах утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации, на территориальных дорогах -- МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Наряды ДПС на стационарных постах осуществляют: оказание в пределах своей компетенции помощи участникам дорожного движения и защиту их законных прав и интересов; регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание им первой медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра; предупреждение, выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, привлечение в установленном порядке и в пределах своей компетенции к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения и др.
В состав наряда стационарного поста назначается не менее двух сотрудников дорожно-патрульной службы. Один сотрудник должен быть экипирован в бронежилет и вооружен автоматическим оружием с целью осуществления страховочных функций при проверке нарядом транспортных средств.
Наряды стационарных постов находятся в прямом подчинении руководства строевых подразделений дорожно-патрульной службы или органа внутренних дел (в соответствии со штатной структурой), оперативном -- дежурных частей строевых подразделений, органов внутренних дел, а также вышестоящих подразделений ГИБДД.
На стационарные посты могут дополнительно выставляться наряды других министерств и ведомств для осуществления контроля за передвижением транспорта и перевозкой грузов. Например, водитель, участвующий в международном дорожном движении, в соответствии с п. 2.2 Правил дорожного движения обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и предъявлять для проверки необходимые документы и транспортное средство. ПДД
При проведении специальных мероприятий наряды стационарных постов могут усиливаться за счет сотрудников других подразделений органов внутренних дел. На постах могут использоваться служебные собаки. Инструктаж и контроль за несением службы нарядами стационарных постов возлагаются на командование соответствующих строевых подразделений дорожно-патрульной службы или руководство органов внутренних дел по территориальности.
Глава 2. Основные направления деятельности ГИБДД
2.1 Надзор за дорожным движением
Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД (ДПС ГИБДД), составляющей три четверти всего ее личного состава. Эта служба систематически наблюдает за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства и дороги, требованиям Правил дорожного движения, принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Деятельность ДПС по надзору за дорожным движением, как уже отмечалось, весьма подробно регламентируется Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297.
Дорожно-патрульная служба ГИБДД в рамках надзора за дорожным движением осуществляет важные функции по обеспечению безопасности дорожного движения, как розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортного происшествия (ДТП), проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Силы дорожно-патрульной службы ГИБДД сведены в строевые подразделения: специализированные полки, отдельные батальоны, роты, взводы дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, роты, взводы, группы ДПС ГИБДД ГРОВД. Необходимая численность инспекторов ДПС ГИБДД определяется в городах из расчета один инспектор на 265 транспортных средств, состоящих на учете в ГИБДД.
К важнейшим способам несения дорожно-патрульной службы относятся: наблюдение за дорожным движением, контроль за дорожными условиями, техническим состоянием транспортных средств, поведением участников дорожного движения, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах, регулирование дорожного движения.
Наблюдение как один из основных способов дорожно-патрульной службы состоит в оценке должностными лицами ГИБДД состояния дорожного покрытия, интенсивности движения транспортных средств и т. п. По итогам наблюдения применяются иные способы обеспечения безопасности дорожного движения и определяются места и формы несения службы. Наблюдение может осуществляться с помощью технических средств (спутниковой связи, радаров, оптических приборов, телемониторов, иной специальной техники), а также визуально.
Под контролем поведения участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств и дорожных условий понимаются сбор и обработка информации, оперативное реагирование на изменение дорожной обстановки, неправомерное поведение водителей, пешеходов, иных участников движения.
В зависимости от состояния дороги, интенсивности дорожного движения применяется;
-- открытый контроль, осуществляемый должностными лицами ГИБДД в форменной одежде со специальным снаряжением на автомобилях или мотоциклах, имеющих соответствующую окраску и оборудование;
-- скрытый контроль, проводимый, как правило, на обычных автомобилях без специальной окраски и опознавательных знаков, оборудованных специальными средствами, радаром, радиостанцией и т. п.;
-- смешанный контроль, применяемый инспекторским составом в форменной и гражданской одежде одновременно на нескольких автомобилях, один из которых имеет обычную, а другие -- специальную окраску.
Предупреждение правонарушений участников дорожного движения состоит в воздействии на их поведение путем долговременного присутствия инспектора ДПС на определенном маршруте, участке интенсивного движения транспортных средств, в местах проведения массовых мероприятий. Предупреждение может проводиться как с помощью дорожных знаков, специальных жестов или сигналов, так и с помощью устного обращения к водителям и пешеходам через громкоговорящую связь, В последнее время в отдельных регионах с целью профилактики ДТП подразделения дорожно-патрульной службы стали использовать макеты автомобилей со специальной окраской, которые устанавливают, а затем перемещают через определенное время на другие участки дороги.
Пресечение противоправных действий заключается в применении инспектором ДПС мер административного принуждения к нарушителю правил дорожного движения в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Сущность регулирования (организации) дорожного движения заключается в том, чтобы рекомендовать, обязать или запретить участникам дорожного движения производить те или иные действия в интересах обеспечения определенной скорости и безопасности движения. Регулирование дорожного движения осуществляется путем распорядительных действий (жестов) инспекторского состава ГИБДД, а также с помощью дорожных знаков, указателей, светофоров и различных систем управления ими, разметки проезжей части, соответствующего устройства улиц и дорог. Функции заказчика на разработку, изготовление и установку технических средств организации дорожного движения выполняют подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции ГИБДД.
Единый порядок дорожного движения на всей территории страны устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров -- Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.
На дорогах Российской Федерации законом установлено правостороннее движение транспортных средств.
Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник/ под редакцией Сальникова В.П.. - М.: «Щит-М», 2005.
Основные формы надзора за дорожным движением составляют пешее патрулирование, патрулирование на автомобилях, мотоциклах, вертолетах, несение службы на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах, специальных постах ДПС, использование автоматических устройств контроля дорожного движения и фиксирования правонарушений. Именно ДПС ГИБДД представляет собой основную силу, воздействующую на нарушителей Правил дорожного движения.
Пешее патрулирование широко применяется в городах и других населенных пунктах для контроля за интенсивным дорожным движением, особенно результативно на небольших и опасных в аварийном отношении участках дорог.
Автомобильный патруль -- одна из эффективных форм несения дорожно-патрульной службы. Благодаря специальной окраске, проблесковым маячкам и звукоусилительным установкам автопатруль легко опознается в транспортном потоке, что позволяет ему осуществлять контроль на большом по протяженности участке дороги с высокой скоростью передвижения. Кроме того, он может оперативно оказывать помощь пешим нарядам,
в необходимых случаях преследовать правонарушителей, пресекать противоправные действия водителей и пешеходов, сопровождать автомобильные колонны и т. д.
Патрулирование на мотоциклах по сравнению с автопатрулированием используется гораздо реже и применяется в основном в сельской местности, так как уступает последним по эффективности работы в связи с необходимостью применения специальной экипировки, трудностью эксплуатации, низкими динамическими качествами и т. п.
Дорожно-патрульная служба на вертолете и других летательных аппаратах осуществляется, как правило, в крупных городах и районах области, на дорогах федерального и республиканскою значения в тесном взаимодействии с пешими и автомобильными патрулями. Это позволяет контролировать дорожное движение на больших территориях. При этом одновременно решаются задачи по сопровождению автомобилей специального назначения л автомобильных кололи, передвижению оперативно-следственных групп и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЛТП, розыску угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, обеспечению безопасности массовых мероприятии и др.
Служба строевых подразделений ДПС на стационарных постах осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 4 сентября 2003 г. № 705 «О стационарных постах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Под стационарным постом понимается любое капитальное или временное сооружение, предназначенное для несения дорожно-патрульной службы на определенном участке дороги или улицы.