Рефераты

Служба Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции)

p align="left">Согласно наставлению и другим действующим нормативным правовым актам именно в этих пунктах проводятся различные проверки транспортных средств и документов, которые водители обязаны иметь при себе в соответствии с Правилами дорожного движения.

Наставление разрешает сотрудникам ДПС предлагать водителю выйти из транспортного средства лишь для устранения технической неисправности; сверки номеров агрегатов с записями в документах; проведения досмотра транспортного средства; участия водителя в оформлении необходимых документов либо оказания помощи другим участникам дорожного движения, проверки возникшего подозрения в том, что водитель находится в состоянии опьянения либо он или пассажиры причастны к совершению преступления.

Наставление, кроме того, обязывает сотрудников ДПС ГИБДД задерживать транспортные средства, в которых находятся лица, совершившие преступления; лица, скрывшиеся с места дорожно-транспортного происшествия, водители которых подвергают опасности жизнь окружающих или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.

На базе стационарных постов могут создаваться контрольные пункты милиции и другие их разновидности (контрольно-пропускные пункты, специальные посты ДПС). Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник/ под редакцией Сальникова В.П.. - М.: «Щит-М», 2005

Большую помощь в розыске почищенных автомобилей, предупреждении и пресечении нарушений установленных правил поведения на дорогах оказывают автоматизированные системы контроля (АСК), которые могут документировать в кратчайшие сроки большое количество транспортных средств, пересекающих границы стационарных постов, районов или населенных пунктов.

2.2 Контроль за безопасным содержанием автомобильных дорог, улиц и дорожных сооружений

Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог, их состояния установленным нормам и правилам удостоверяется актами приемки дороги и актами контрольных осмотров либо обследований дорог Для осуществления этой работы в составе ГИБДД создана и действует служба организации движения и дорожной инспекции, цель деятельности которой состоит в совершенствовании организации дорожного движения, исключении дорожного фактора как условия дорожно-транспортного происшествия. Указанная служба руководствуется Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным приказом МВД России от 8 июня 1999 г. №410 (в ред. приказа МВД России от 7 июля 2003 г. № 525)' Подразделения организации движения и дорожной инспекции решают в основном инженерно-технические вопросы, касающиеся дорог и улиц

В этой связи на нее возлагается решение основной задачи -- осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации.

В рамках своей компетенции подразделения дорожной инспекции выдают заключения на представленные для согласования проекты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, других объектов на дороге, согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, а также участвуют в реализации возлагаемых на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения, осуществляют согласование разрешений на распространение наружной рекламы и размещение иных объектов в пределах дорог и улиц, в полосе отвода и придорожной зоне дорог.

Дорожная инспекция наделяется и другими полномочиями, необходимыми для решения возложенных на нее задач. В частности, она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения; докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения о необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполнения предписаний составлять протоколы и привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Кроме того, дорожная инспекция уполномочена участвовать в проведении: мероприятий по временному ограничению или запрещению дорожного движения на участках дорог и улиц, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; движения общественного транспорта по установленным маршрутам при несоблюдении необходимых требований нормативных правовых актов и технических норм, ремонтно-строительных и других работ; работы по изменению организации дорожного движения на отдельных участках дорог и улиц, железнодорожных переездах при проведении массовых мероприятий либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; запрещения или приостановки проведения на дорогах и улицах, осуществляемых с нарушением требований технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Служба организации дорожного движения активно участвует в разработке проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию, а также научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, их внедрения в практическую деятельность ГИБДД.

2.3 Регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним

Согласно основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров -- Правительством РФ от 23 октября 1993г. № 1090 (с последующими изменениями и дополнениями), механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России или иных органах, определяемых Правительством РФ2.

Порядок регистрации автотранспорта регламентирован постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) и приказами МВД России от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств», от 28 марта 2002 г.

Кроме ГИБДД государственную регистрацию транспортных средств осуществляют:

-- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации тракторов, самоходных дорожно-строительных иных машин и прицепов к ним;

-- таможенные органы Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных к других странах и временно находящихся на территории России сроком до шести месяцев,

-- автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Регистрации в ГИБДД МВД России подлежат автомотранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащим юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортного средства, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Сведения о регистрации указываются в документах, к которым относятся свидетельство о регистрации транспортного средства или его технический паспорт. На каждое транспортное средство уполномоченные органы дают государственный регистрационный знак, предусмотренный ГОСТом Р50577-

Для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: заявление; паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность; документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий; регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; транспортное средство, за исключением случаев его утилизации.

При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, допускается представление актов технического осмотра, выданных подразделениями Госавтоинспекции по месту нахождения транспортных средств; справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат; регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ».

Кроме перечисленных документов согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для регистрации автотранспорта требуется страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.).

Во время регистрации транспортных средств должностные лица ГИБДД осуществляют проверку личности собственника или владельца, необходимых документов по оперативным учетам органов внутренних дел, а также проводят осмотр транспортных средств.

В зависимости от содержания заявления после окончания регистрационных процедур должностные лица ГИБДД регистрируют транспортные средства, снимают их с учета или производят изменения регистрационных данных.

Транспортное средство регистрируется только на одного владельца по месту его жительства. На зарегистрированное транспортное средство выдаются свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства, государственные регистрационные знаки.

При регистрации автомототранспортных средств все данные о ник записываются в книгу учета, и на каждое из них заводится карточка учета, на основе этого пополняется компьютерный банк данных службы ГИБДД. Учет дает возможность по государственным регистрационным знакам и другим признакам определять принадлежность транспортного средства, место его стоянки, адрес владельца, что имеет значение при розыске лиц, совершивших правонарушения на транспорте. Учет транспортных средств преследует также социально-экономические и военно-мобилизационные цели.

В случае, если при регистрации транспортного средства обнаруживаются признаки подделки документов, номеров на агрегатах, их несоответствие записям в документах, транспортное средство и документы изымаются, производится тщательная проверка, по результатам которой решается судьба транспортного средства. При нарушении установленных сроков регистрации виновные лица привлекаются к административной ответственности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. № 192, и иными документами не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.4 Проведение технического осмотра автотранспортных средств

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Действующими нормативными правовыми документами эксплуатация автомобилей, не прошедших техосмотр, запрещается. При этом государственные регистрационные знаки транспортного средства подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ), а виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 12.1 КоАП РФ. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»

Без прохождения технического осмотра эксплуатация транспортного средства после его регистрации допускается в течение 30 суток. При возникновении непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и т. д.) этот срок может быть продлен.

Постановлением Правительства РФ от 31 июня 1998 г. № 880 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России. Порядок и сроки его проведения определены приказом МВД России от 15 марта 1999 г. № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» и приказом МВД России от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по техническому надзору».

Подобные осмотры проводятся в целях оценки соответствия технического состояния транспортных средств требованиям правил обеспечения безопасности дорожного движения; уточнения численности транспортных средств; предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений. Во время государственного технического осмотра осу-шествляется также контроль своевременности медицинского переосвидетельствования водителей, проверки наличия квитанций об уплате соответствующих налогов и сборов.

Обязательной проверке во время государственного технического осмотра подлежат тормозная система, рулевое управление, колеса и шины, приборы освещения и световой сигнализации, устройства, обеспечивающие обзорность обстановки, подавление помех радиоприему, а также состав выхлопных газов. При несоответствии технического состояния транспортного средства установленным требованиям его эксплуатация запрещается до устранения неисправностей и представления на повторный осмотр.

Важное направление при проведении государственного технического осмотра представляет выявление похищенных транспортных средств. В этих целях проводится проверка соответствия типа, модели, номерных знаков, идентификационных номеров шасси (рамы), кузова и двигателя данным, записанным в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте, талоне), паспорте транспортного средства; осуществляется проверка учетных данных автомототранспортных средств по федеральной базе транспортных средств, находящихся в розыске, с использованием АИПС «Розыск» или «Автопоиск». При обнаружении признаков подделки регистрационных документов или документов на право владения, пользования или управления транспортным средством, расхождении номеров агрегатов с записями в паспорте транспортного средства и иных регистрационных документах, признаков спиливания или несанкционированного нанесения номеров на агрегатах и узлах документы изымаются, транспортное средство в установленном порядке задерживается. Первичные материалы, собранные в процессе проверки, направляются на рассмотрение начальника горрайоргана внутренних дел.

Государственный технический осмотр проводится по месту регистрации транспортного средства, время проведения осмотра устанавливается Госавтоинспекцией.

Государственному техническому осмотру подлежат:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей с числом мест для сидения более

восьми (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов -- два раза в год;

б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в п. «а»), -- один раз в два года;

в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более пяти лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в п. «а»), -- один раз в год. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»

Конкретный год и месяц проведения государственного осмотра каждого транспортного средства в соответствии с установленной периодичностью и учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспорта, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и т. д.) устанавливает Государственная инспекция.

Для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан представить в Государственную инспекцию транспортное средство со следующими документами: документ, удостоверяющий личность; водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленным на осмотр; медицинская справка установленной формы; документ, подтверждающий право владения или пользования и распоряжения транспортным средством; свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт, технический талон; квитанция (платежное поручение) об уплате установленного налога с владельцев транспортных средств и оплате за проведение государственного технического осмотра.

Госавтоинспекция вправе выдавать (при наличии определенных условий) разрешения на проверку технического состояния транспорта на станциях техобслуживания (СТО) перед осмотром. Она проводится по желанию владельцев или собственников. При положительных результатах проверки СТО оформляет и выдает владельцу заключение (справку) о техническом состоянии, которая служит основанием для оформления результатов гостехосмотра транспортных средств в Государственной инспекции, без проверки их технического состояния. В случае несоблюдения сроков или порядка проведения технического осмотра транспортных средств действие разрешения на его проведение (а равно на подготовку транспортных средств к осмотру на СТО) Госавтоинспекцией приостанавливается либо аннулируется.

В последнее время Правительством РФ в прессе и на телевидении активно обсуждается вопрос о полном освобождении ГИБДД от проведения технического осмотра и передаче этих функций предприятиям или частным лицам, имеющим специальную лицензию. Представляется, что такое решение сегодня вряд ли целесообразно, так как может повлечь новое изменение нормативных правовых актов, а самое главное -- значительно уменьшит возможность государства осуществлять контроль и надзор за техническим состоянием транспорта, затруднит борьбу с правонарушениями, его кражами и угонами, вернет старые методы работы Госавтоинспекции, увеличит количество конфликтных ситуаций на дорогах.

Не на все автомобили и автобусы, прошедшие осмотр, выдается владельцам талон, в котором государственный инспектор производит запись «Техосмотр пройден» и заверяет ее подписью и личным штампом. Он должен сохраняться до очередного осмотра и предъявляться сотрудникам ГИБДД по их первому требованию.

Сотрудники, выполняющие государственный технический осмотр, обязаны оказать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов владельцев транспортных средств, по их требованию предоставлять возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и законные интересы указанных лиц, а также предоставлять иную официальную информацию, послужившую основанием для принятия решений при проведении осмотра.

Владельцы транспортных средств, считающие, что действия и решения сотрудников ГИБДД при проведении технического осмотра нарушили их законные интересы, вправе подать жалобу в вышестоящий орган внутренних дел либо суд.

2.5 Экзаменационно-регистрационная работа ГИБДД

Согласно Государственному докладу «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» основной причиной аварийности в стране по-прежнему является низкий уровень подготовки водителей, по вине которых совершается до 80 % дорожно-транспортных происшествий.

Учитывая этот фактор, одним из важнейших направлений в деятельности регистрационно-экзаменационных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения остается контроль за подготовкой водительских кадров, который осуществляется в двух основных формах: регистрация образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей, а также контроль за процессом обучения; прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения транспортных средств и выдача водительских удостоверений лицам, успешно их выдержавшим.

Контролируя процесс обучения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 20 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» указанные учреждения должны иметь лицензию на право ведения такой деятельности, копия которой хранится в подразделении ГИБДД. Последняя имеет право: принимать участие в обследовании на соответствие материально-технической базы учреждений требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию подготовки и переподготовки водителей, по заявке органа, выдающего лицензии, либо самих образовательных учреждений; контролировать выполнение лицензионных требований; анализировать итоги экзаменов по уровню теоретических знаний и умению вождения.

В случае выявления нарушений нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке водителей, должностные лица ГИБДД выдают предписания руководителям учреждений. Если требования Госавтоинспекции не выполняются, то информация об этом направляется в вышестоящую организацию образовательного учреждения, а также в орган, выдавший лицензию.

Сдача экзаменов и выдача удостоверений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»3 и Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396», приказами МВД России от 19 февраля 1999 г. № 120

«Об утверждении образцов водительских удостоверений» от 28 сентября 1998 г. № 603 «О международном водительском удостоверении».

Граждане Российской Федерации, достигшие установленного законом возраста, не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. В частности, право на управление мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») предоставляется лицам, достигшим 16-летнего возраста; автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сидения водителя, не превышает восьми (категория «В»), -- лицам, достигшим 18-летнего возраста, и т. д.

Лица, желающие сдать квалификационные экзамены на получение права управления транспортными средствами, представляют: заявление; водительскую карточку; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой органа внутренних дел о регистрации по месту жительства (пребывания), а при отсутствии указанной отметки -- документ о регистрации по месту жительства (пребывания); медицинскую справку установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями транспортных средств; документ о прохождении обучения; фотокарточки установленного размера (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции); документы об уплате установленных сборов (квитанции сберегательного банка или копии платежного поручения образовательного учреждения, которое осуществило оплату).

По общему правилу к сдаче экзаменов допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. В качестве исключения допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ. Теоретические и практические экзамены принимают сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены. Оно подтверждается соответствующим удостоверением, выдаваемым ГИБДД.

Водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет. По истечении указанного в нем срока оно считается недействительным и подлежит замене в установленном порядке. Водительское удостоверение, выданное на территории Российской Федерации до 1 января 1998 г., действительно в течение указанного в нем срока. Если срок действия не указан, оно действительно до 1 января 2000 г. В соответствии с указанием начальника Главного управления ГИБДД МВД России от 9 февраля 1999 г. № 13/7-430 водительские удостоверения с символикой RUS, выданные в период с 1993 по 1997 г. без указания срока их действия, считаются действительными в течение 10 лет с момента выдачи.

Основаниями прекращения действия права управления транспортными средствами являются;

-- истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

-- ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

-- лишение права управления транспортными средствами за правонарушение.

2.6 Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий

Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляются органами внутренних дел (ГИБДД), владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №647 , приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 г.», постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации».

Дорожно-транспортное происшествие -- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Он необходим для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям, которую ведут органы внутренних дел, включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Медицинские учреждения независимо от форм собственности ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

Погибшими в дорожно-транспортных происшествиях считаются люди, скончавшиеся от полученных ранений в течение семи суток с момента происшествия.

Все владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Все ДТП принято делить на следующие виды: столкновение транспортных средств; опрокидывание транспортных средств; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на гужевой транспорт; падение пассажира; иной вид ДТП.

Одним из основных субъектов учета ДТП является Госавтоинспекция, деятельность которой в этом направлении регламентируется Инструкцией по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328.

Статистические данные о происшествиях на дорогах обобщаются и анализируются в управлениях, отделах, отделениях (группах) Государственной инспекции, а также в строевых подразделениях дорожно-патрульной службы.

Эта деятельность необходима для постоянного и последовательного накопления сведений о ДТП, оценки состояния аварийности, изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по их устранению.

Учету подлежат все дорожные происшествия, однако в государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех, в которых погиб или получил ранение (телесные повреждения) хотя бы один человек.

На каждое ДТП с пострадавшими заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия, в которой отражаются сведения, характеризующие происшествие по различным параметрам. В частности, в карточку вносятся сведения о дате, времени, месте, виде происшествия, его участниках, транспортных средствах, степени тяжести последствий, нарушениях Правил дорожного движения, послуживших причиной аварии, и др.

Ответственность за полноту и правильность учета сведений о ДТП несут главные государственные инспекторы Государственной инспекции безопасности дорожного движения городов и районов.

На региональном уровне сбор и обобщение карточек учета дорожно-транспортных происшествий осуществляется аппаратами ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне -- Главным информационно-аналитическим центром МВД России.

2.7 Пропаганда правил дорожного движения

Важное значение в деятельности Государственной инспекции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий отводится мероприятиям, направленным на привитие участникам дорожного движения знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах.

В частности, Положение о ГИБДД возлагает на нее задачи, связанные с разъяснением законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, оказанием содействия органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам поведения на улицах и дорогах, в пропаганде правил дорожного движения.

Проведение этой работы регламентируется Наставлением по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 12 декабря 2003 г. № 930, а также приказом МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения» (в ред. приказа МВД России от 20 марта 2003 г. № 180).

Данные документы определяют цели, задачи и основные направления социально-профилактической и воспитательно-пропагандистской деятельности указанных подразделений по укреплению дисциплины участников дорожного движения, в том числе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения»

К целям пропагандистской деятельности наряду с разъяснением действующего законодательства отнесено информирование населения о целях и задачах Государственной инспекции и содействие в установлении взаимопонимания между ее сотрудниками и участниками дорожного движения.

К наиболее важным задачам, решаемым подразделениями пропаганды, относятся:

-- профилактика аварийности и правонарушений в области дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий;

-- создание системы дифференцированного информирования разных социальных и возрастных категорий участников дорожного движения о действующем законодательстве, нормативных правовых актах, о работе Государственной инспекции и в целом по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

-- взаимодействие со средствами массовой информации и общественными объединениями;

-- систематическое изучение общественного мнения о деятельности Государственной инспекции и разработка на его основе предложений для принятия соответствующих управленческих решений.

В процессе своей деятельности указанные подразделения анализируют различную информацию по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, планируют, организуют проведение пропагандистских мероприятий и осуществляют их методическое обеспечение, ведут учет результатов работы, реализуют иные функции, возложенные на них ведомственными нормативными правовыми актами.

В числе основных направлений деятельности ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения помимо рассмотренных можно выделить лицензирование производства регистрационных знаков, водительских удостоверений и другой продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, установку и обслуживание технических средств организации дорожного движения. Осуществление указанных направлений деятельности ГИБДД регламентируется правительственными и ведомственными нормативными актами.

В ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» четко прописаны права и обязанности участников дорожного движения.

Они имеют право:

-- свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и их должностных лиц достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;

-- получать информацию от соответствующих должностных лиц о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;

-- получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

-- на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными правовыми актами или требованиями, предусмотренными s выданной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь;

-- на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

-- обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»

Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения

Заключение

Согласно законодательным нормативным актам, основное предназначение Государственной инспекции безопасности дорожного движения - это обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Подразделения ГИБДД МВД России во взаимодействии с другими органами государственной власти и управления, опираясь на имеющиеся в их распоряжении формы и методы деятельности, осуществляют регистрационный учет транспортных средств, прием квалификационных экзаменов и выдачу водительских удостоверений; контроль за выполнением юридическими, должностными лицами установленных для них правил и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют дознание по делам в сфере нарушений правил эксплуатации транспортных средств, учет показателей БДД, целенаправленную агитационно-пропагандистскую политику и т.д.; осуществляют административную юрисдикцию в отношении юридических, должностных лиц, при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, а также в отношении непосредственных участников дорожного движения.

Cовершенствование правового регулирования деятельности системы органов внутренних дел, в том числе и ее составного элемента - государственной инспекции безопасности дорожного движения, является одним из приоритетных направлений работы по укреплению правовых основ функционирования органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этому вопросу в представленной работе уделено особое внимание. Нормативную базу деятельности ГИБДД составляет комплекс законодательных и подзаконных актов, носящих иерархичный характер и которые с известной степенью условности можно подразделить на законы, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации; законодательные акты Субъектов Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; ведомственные нормативные акты.

Основными направлениями развития ГИБДД являются совершенствование ее правовой базы, организационно-структурного построения, качественного улучшения работы с кадрами, укрепление внутрисистемного и внешнего взаимодействия ГИБДД, решение вопросов материально-технического плана, разработка и внедрение компьютерных систем автоматизированного поиска, контроля за дорожным движением, учета.

Отсутствие четкого механизма и современных технологий, позволяющих своевременно выявлять угнанные транспортные средства, также создает значительные трудности. Их преодолению будет в значительной мере способствовать реализация мер, предусмотренных утвержденной Президентом Российской Федерации программы по усилению борьбы с преступностью. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на территории России предусматривает активное включение подразделений ГИБДД в осуществление таких правоохранительных задач, как пресечение и профилактика правонарушений, розыск преступников на территории Российской Федерации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации - М.: Юрид. лит.,1993.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / под редакцией Ю.М.Козлова - М.: Юристъ, 2004.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации - М.: «Проспект», 2004.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - М.: «Про спект», 2003.

5. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-ФЗ.

6. Закон Российской Федерации «О милиции». - М.: ТК Велби, 2003.

7. Закон Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002. № 40-ФЗ.

8. Постановление Правительства РФ № 595 от 25.09.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «Об утверждении Правил дорожного движения Российской Федерации».

9. Постановление Правительства РФ № 880 от 31.07.1998 г. «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».

10. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 О Феде- ральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"

11. Приказ МВД РФ № 808 от 03.12.2004 г. «Об утверждении Положения о департаменте обеспечения безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации».

12. Приказ МВД РФ № 627 от 02.07.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения».

13. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник/ под редакцией А.П. Коренева. - М.: «Щит-М», 2003.

14. Желудкова Т.И. Деятельность милиции по охране общественного порядка. М., 2003.

15. Кардашов А.И. Правовые и организационные основы деятельности дежурной службы органов внутренних дел. М., 2005.

16. Суковицин В.И. Полиция и дорожное движение в царской России М., 1995.

17. Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал» № 1, 2006 г.

18. Всероссийский ежемесячник «СТОП-газета», 2009 г., № 3

19. МВД РФ. Департамент обеспечения дорожного движения. Информационный бюллетень. А.Г. Алейников. Пресечение грубых нарушений правил дорожного движения. Выпуск № 29. М.: 2005.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты