Рефераты

Социально-экономические права человека

p align="left"> Часть 3 настоящей статьи отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд.

В части 1 статьи 41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 Часть 1 статьи 41 устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В части 2 статьи 41 определяется общий порядок финансирования охраны здоровья. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно части 3 статьи 41 сокрытие должностными лицами актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Это право регулируется статьей 42 Конституции РФ.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т. е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

В части 1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В части 2 статьи 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции РФ государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Согласно части 4 статьи 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Часть 5 статьи 43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, статья 44 Конституции РФ относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Согласно части 2 статьи право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры.

Если в части 1 и 2 статьи 44 говорится о правах, то в части 3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

Формы защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и социально-экономических, различны:

1. Право на самозащиту. Каждый вправе сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При защите социально-экономических прав эта форма практически не применяется.

2. Судебная защита прав и свобод. В настоящее время это самый распространенный способ защиты прав и свобод человека и гражданина. Российская судебная система нередко не справляется с потоком исков и жалоб граждан, в результате чего рассмотрение дел растягивается на месяцы и даже годы.

3. Право на подачу жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной зашиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

4. Международная защита прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Ратификация Федеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд по правам человека.

Реализация социально-экономических прав граждан - одна из наиболее сложных проблем современной России. Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и гармоничное развитие личности. В последние годы удалось несколько ослабить негативные тенденции в экономике страны. Наблюдается определенный рост промышленного производства. Состояние экономики в сочетании с выгодной для России конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей положительно сказывается на исполнении федерального бюджета.

Однако эти изменения не привели пока к существенному улучшению жизни миллионов работников бюджетной сферы, пенсионеров, да и в целом основной массы населения страны. Экономическое падение в 90-х годах было настолько сильным, что потребуются годы экономического подъема для того, чтобы общество почувствовало реальное улучшение качества жизни.

Механизмы защиты как прав человека вообще, так в частности и его социально-экономических прав будут подробно рассмотрены в параграфах 2.2 и 2.3.

2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве

В главе 1 мы рассмотрели принципы защиты социально-экономических прав человека в РФ, закрепленные в различных статьях Конституции. Теперь рассмотрим, как эти права защищаются в различных отраслях законодательства.

Право частной собственности является комплексным институтом, регулируемым многими отраслями российского права. В Уголовном Кодексе РФ преступления против собственности выделены в отдельную главу. Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за кражу (ст. 158), мошенничество (ст. 159), присвоение и растрату (ст. 160), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), уничтожение или повреждение имущества (ст. 167-168), угон автотранспортного средства (ст. 166), причинение ущерба (ст. 165). Отдельно выделяется хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164).

Праву собственности посвящена значительная часть Гражданского Кодекса РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Защиту права собственности регулируют ст. 301-306 ГК РФ. В частности собственник имеет право истребовать свое имущество из незаконного владения.

Отдельный раздел посвящен в ГК РФ наследственному праву. Наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве.

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Рассмотрим пример из российской судебной практики, связанный с защитой права частной собственности.

Международная конференция обществ потребителей обратилась в суд с заявлением о признании недействительными постановления Правительства Москвы № 2498 от 13.06.95 г. и распоряжения Мэра Москвы № 2549/1-PM от 02.12.96 г., предусматривающих блокировку колес автомобилей и принудительную эвакуацию транспортных средств в случаях, не предусмотренных федеральным законодательством, чем незаконно ограничиваются права граждан - автовладельцев свободно использовать свою собственность, а также установлены незаконные платежи за возврат автомобилей гражданам со штрафных стоянок.

Блокировка колес и эвакуация транспортных средств препятствует праву собственников пользования своим имуществом и не может рассматриваться иначе, как ограничение права собственности, гарантированного ст. 35 Конституции РФ. Для установления такого рода ограничений права граждан необходимо прямое указание в законе (ст. 55 ч. З).

Постановление Правительства Москвы и распоряжение Мэра Москвы, предусматривающие блокировку колес и принудительную эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей, противоречит Конституции РФ. Для установления такого рода ограничений прав необходимо прямое указание в федеральном законе.

Гражданское законодательство РФ основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Как физические, так и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться также в соответствии с федеральным законом.

Приведем пример защиты права на свободную экономическую деятельность. Граждане Клименко и Леднева, осуществлявшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также ООО «Брянсктермотронторг» в результате разовых проверок по постановлениям государственных налоговых инспекций были подвергнуты штрафу в 350 кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, который предусмотрен Законом от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» за то, что они вели расчеты с населением без применения касс. Заявители обратились в Конституционный Суд РФ, поскольку полагали, что оспариваемые ими нормы нарушают конституционные гарантии прав.

Конституционный Суд РФ решил, что предусмотренная Законом санкция представляет собой несоразмерный правонарушению штраф и может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства (ст. 34 Конституции РФ) и права частной собственности (ст. 35 Конституции РФ). Штраф является не соразмерным правонарушению и ограничивает свободу предпринимательства.

Трудовые социально-экономические права человека конкретизируются в Трудовом Кодексе РФ. Так согласно ТК РФ запрещена дискриминация в сфере труда в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Трудовой Кодекс запрещает принудительный труд в любых его формах.

ТК РФ регулирует время работы. Согласно ТК нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается для несовершеннолетних, инвалидов I и II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Ст. 106 ТК РФ вводит понятие времени отдыха. Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются:

· перерывы в течение рабочего дня (смены);

· ежедневный (междусменный) отдых;

· выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

· нерабочие праздничные дни;

· отпуска.

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в следующих случаях:

· для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия;

· для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;

· для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с письменного согласия работника.

В ТК РФ закреплено право работников на отпуск. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Выделяют основной и дополнительные отпуска. Основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Пенсионерам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, родственникам военнослужащих, погибшим при исполнении служебных обязанностей; а также прочим работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной ТК, предоставляется по их письменному заявлению.

Трудовым Кодексом регламентируется порядок защиты трудовых прав работников. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

· защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

· самозащита работниками трудовых прав.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

· обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

· обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

· осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

· анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

· осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

· направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

· реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

· осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

· обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

· анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

· дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

· участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

· принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

· запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

· ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

· осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

· готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Очень важной формой защиты трудовых прав работающих является профессиональные союзы. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

Трудовой Кодекс определяет порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. Работники формируют свои требования на общем собрании при наличии кворума. Далее требования в письменной форме направляются работодателю. Работодатель обязан принять требования к рассмотрению и дать ответ в течение трех дней. Затем в течение трех дней из представителей работодателя и работающих создается примирительная комиссия, пытающаяся урегулировать трудовой спор. Рассмотрение трудового спора примирительной комиссией должно продолжаться не более пяти рабочих дней. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

По инициативе профсоюза летного состава РФ в мае 1994 г. в авиаотрядах и авиапредприятиях некоторых регионов России была проведена забастовка. Решением суда она была признана незаконной на основании ст. 12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Заявитель просил проверить конституционность данной статьи.

Конституционный Суд РФ решил, что норма ст. 12 Закона содержит запрет забастовок на предприятиях гражданской авиации, не предусматривая каких-либо различий по предприятиям, подразделениям, службам и категориям работников гражданской авиации с учетом характера их деятельности, а также значимости выполняемых ими работ. Установление запрета на забастовки на предприятиях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует ст. 37 Конституции. Т.е. всеобщий запрет на забастовку для всех работников гражданской авиации противоречит Конституции.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средства. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

· получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

· произвести искусственное прерывание беременности при различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий - по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

· воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

· получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86, а при рождении двух и более детей - 110) - предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере полного заработка) независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина имеет также право на получение единовременного пособия в размере пяти минимальных окладов.

Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций. По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Они включают:

· повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении, Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным женщинам, имеющим ребенка до трех лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;

· специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; введение режимов, ограничивающих труд беременных и женщин, имеющих детей, на работах в ночное время, на сверхурочных работах и работах в выходные дни, направление их в командировки; рациональное трудоустройство беременных, высвобождение и перевод их на более легкие работы или облегчение их труда.

Закон устанавливает дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством:

· использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей; по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет), администрация обязана установить им такой режим работы по скользящему (гибкому) графику, на дому;

· предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены законом на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

Российское законодательство обеспечивает социальную защиту временно нетрудоспособных и безработных граждан. При наступлении временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие в соответствии с действующим законодательством. Основанием выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок временной нетрудоспособности и в некоторых случаях справка установленной формы.

Листки временной нетрудоспособности выдаются врачами медицинских учреждений, причем это могут быть врачи, занятые в государственной, муниципальной, частной системе здравоохранения, но для осуществления экспертизы временной нетрудоспособности требуется лицензия. Врачи, которые занимаются частной практикой, приобретают право на выдачу больничных после повышения квалификации по проведению экспертизы временной нетрудоспособности.

При получении больничных листков требуется предъявление документа удостоверяющего личность. Лечащий врач по общему правилу выдает данный листок лично, если нетрудоспособность длится не более 30 дней, причем врач может дать больничный не более чем на 10 дней, т.е. в срок 30 дней он выдает три больничных листа. Если нетрудоспособность продолжается более 30 дней, то вопрос о временной нетрудоспособности решается клинико-экспертной комиссией лечебного учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты