Рефераты

Социально-экономические права человека

p align="left">Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд не может быть использован сторонами для политических заявлений и деклараций, участники процесса не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес другой стороны, государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Решение Конституционного Суда РФ является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим Конституционным Судом, ни другими органами государственной власти.

Ежегодно в Конституционный Суд поступает до 10 тыс. обращений, однако лишь 2-3% от этого числа отвечают требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В деятельности Конституционного Суда значительное место занимает защита конституционных прав и свобод. За 2001, 2002, 2003 гг. и до 31 марта 2004 г. из 73 постановлений на их долю приходится 52, то есть 71,2%. В подавляющем большинстве случаев жалобы частных лиц и запросы государственных органов признаются правильными: оспариваемые законоположения и положения иных нормативных актов действительно не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Немалая часть жалоб и запросов касается устаревших положений судебно-процессуального законодательства: в 12 постановлениях признаны неконституционными отдельные положения Уголовного процессуального кодекса РСФСР, в двух - Гражданского процессуального кодекса РСФСР и в одном - Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Конституционный Суд защищал от посягательств законодателей как федерального, так и субъектов Российской Федерации - конституционные права вкладчиков банков, съемщиков государственных жилых помещений, пенсионеров, выезжающих на постоянное жительство за границу, лиц свободных профессий, частных торговцев и предпринимателей, иностранных граждан. Суд отстоял конституционные права пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, воспрепятствовал попыткам властей поправить свои финансовые дела путем незаконного налогообложения граждан и т.д.

Несколько дел, разрешенных Конституционным Судом, связаны с проблемами в избирательном законодательстве. Суд выступил против установления дополнительных или повышенных цензов для кандидатов в президенты отдельных республик, подтвердил конституционность ряда положений федерального избирательного законодательства, а также избирательного законодательства субъектов Федерации.

Исполнение решений Конституционного Суда РФ остается весьма острой проблемой. Закон фиксирует, что неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом. Однако на сегодняшний день не приняты законы, отсутствуют механизмы, определяющие санкции и порядок наложения взысканий в отношении лиц и органов, не исполняющих решения Конституционного Суда РФ. На практике зачастую проявляется неуважительное отношение к решениям Конституционного Суда РФ со стороны органов и должностных лиц, применяющих законы, нарушающие конституционные права и свободы человека. Так, Федеральное Собрание не всегда следует решениям Конституционного Суда, предусматривающим необходимость срочного восполнения пробелов в праве, которые образуются в результате отмены Судом тех или иных неконституционных законоположений. Власти Удмуртской Республики выполнили постановление Суда лишь после вмешательства Президента Российской Федерации.

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации перечисляется госпошлина.

Согласно Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Конституция РФ устанавливает его основные функции.

Верховный Суд РФ осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России, является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные суды и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд РФ может изъять любое гражданское дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела:

· об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

· постановлений о прекращении полномочий судьи;

· о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров между органами государственной власти.

Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального Прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

По сложившейся практике уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, истребуется Верховным Судом РФ для проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осужденного.

В Верховном Суде РФ ведется прием граждан, обжалующих вступившие в законную силу судебные решения. Запись граждан на прием проводят заместитель начальника отдела приема граждан и старший консультант. Они же разъясняют гражданам порядок обжалования судебных постановлений и какой государственный орган полномочен разрешить их жалобу. Прием проводят судьи. Если на личном приеме ставятся вопросы, которые не относятся к компетенции Суда или не могут быть разрешены принимающим, то посетителю дается разъяснение, куда ему следует обратиться.

Жалобы от граждан принимаются под расписку с приложением надлежаще оформленных судебных материалов:

· копии решения (приговора, определения) суда первой инстанции;

· копии кассационного определения;

· ответов на жалобы, поданные в надзорном порядке;

· доверенности по гражданскому делу, если лицо не участвует в деле.

Если заявитель не имеет при себе необходимых документов, ему разъясняется порядок их получения. В случае, когда гражданин лишен возможности собрать необходимые документы, ему предлагается оставить жалобу в Суде для принятия решения по жалобе без личного приема.

Письменные ответы о принятом решении по жалобам вручаются заявителям в день приема. В случае оставления жалобы без удовлетворения приложенные к ней документы возвращаются заявителям.

Надлежаще оформленные надзорные производства по жалобам, рассмотренным на личном приеме, в трехдневный срок передаются в соответствующий судебный состав, секретариат Президиума или в отдел проверки судебных решений в порядке надзора.

Районные суды - с 1997 г. название основного звена системы общих судов в РФ. До принятия Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. они именовались «народные суды». Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции.

Вышестоящий суд вправе изъять из нижестоящего любое уголовное или гражданское дело и рассмотреть его в качестве суда первой инстанции. Он может также принять к производству любое дело, подсудное нижестоящему суду.

В 2004 г. районными судами рассмотрено с вынесением приговоров 486810 уголовных дел (в 2003 г. - 466375 дел) в отношении 507022 человек. Увеличилось и количество гражданских дел, рассмотренных районными судами: с 116319 в 2003 г. до 120043 в прошлом. В 2004 г. среднемесячная нагрузка в районных судах составили 24,9 дел на судью.

Мировые судьи рассмотрели 465095 дел (в 2003 г. - 456312). Они вынесли приговоры 383881 подсудимому (311418 в 2002 г.). Кроме того, мировыми судьями в прошлом году рассмотрено 126750 административных дел.

Таким образом, судебную защиту прав человека в России не следует идеализировать, но и пренебрегать ей также не стоит. Несмотря на все недостатки, судебная система защита прав и свобод человека посредством правовых средств является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав. Судебная система представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.

Переход от административно-командного управления экономикой к государственному регулированию новыми методами рыночных отношений создал объективные условия для отказа от системы государственного арбитража и для формирования арбитражных судов.

Деятельность арбитражных судов регулируется Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом, принятым в 2002 году, и Федеральным конституционным законом от 28.04.95 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Согласно ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

· федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Приведем пример защиты нарушенных социально-экономических прав в Высшем Арбитражном Суде.

«Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.98 по делу N А40-38693/98-48-554.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Промышленно-инвестиционная компания «Евроресурсы»» (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному коммерческому банку «Диамант» (далее - банк) о взыскании 104828615 долларов США стоимости неосновательно удерживаемых акций и убытков от их неосновательного удержания.

В процессе рассмотрения спора истец отказался от иска на 3533985 долларов США и увеличил размер исковых требований до 160866015 долларов США.

Решением от 16.12.98 с банка взыскано 20210691 рубль 92 копейки стоимости акций и 155919152 доллара США убытков. В отношении 3533985 долларов США производство по делу прекращено.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение в отношении убытков отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение. В остальной части решение оставить без изменения.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Компания является собственницей 977641 акции АООТ «Нижневартовскнефгегаз».

В марте 1996 года компания передала указанные акции банку в счет обеспечения исполнения обязательств, возникших из кредитного договора.

В мае 1997 года кредит возвращен, вследствие чего основания для удержания банком акций прекратились, однако акции компании не возвращены.

Неосновательность удержания акций установлена судом, обязавшим банк в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации возвратить компании акции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.98 N 6202/97).

В связи с невозвратом банком акций возник настоящий спор.

В процессе рассмотрения дела установлено, что акции выбыли из владения банка, поэтому суд правомерно, на основании статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации обязал банк возместить их стоимость компании.

Компания просит взыскать убытки в виде упущенной выгоды, образовавшиеся по ее мнению вследствие удержания банком акций.

В частности, компания ссылается на невозможность реализации двух договоров: на поставку нефти от 15.01.96 N ER/12-1 и купли-продажи акций от 02.12.97.

Договор от 15.01.96 N ER/12-1 заключался на поставку нефти в 1996- 1997 годах под условием наличия у компании права собственности на акции продавца нефти - АООТ «Нижневартовскнефтегаз».

Так, несмотря на то, что собственность на акции являлась условием исполнения договора от 15.01.96 N ER/12-1, в марте 1996 года компания передает акции банку по заключенному с ним договору купли-продажи акций от 04.03.96 N 403/96.1, который лишь впоследствии станет оспаривать в судебном порядке.

Договор купли-продажи акций от 02.12.97 заключен компанией с фирмой «Remington Resources Ltd» в тот период, когда акции находились у банка и споры о праве на них разрешались в суде.

Взыскивая убытки, суд не проверил, находятся ли они в причинной связи с удержанием банком акций и не способствовали ли образованию убытков указанные выше действия самой компании в период заключения и исполнения названных договоров.

Правовые основания для взыскания убытков также не исследованы судом.

В соответствии со статьей 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации компания как потерпевшая от неосновательного удержания акций вправе требовать доходы, которые банк извлек или должен быть извлечь из обладания акциями, тогда как по настоящему иску компания требует взыскания неполученных от собственных сделок с акциями доходов.

Обстоятельства образования и правовые основания для взыскания убытков подлежат установлению при новом рассмотрении требования о них.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.98 по делу № А40-38693/98-48-554 в отношении убытков отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

В остальной части решение от 16.12.98 по данному делу оставить без изменения»

2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан

Закон определяет, что в срок не позднее 30 дней со дня его вступления в силу Государственная Дума должна назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.97 №1-ФКЗ определяет статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, устанавливает, что Уполномоченный в своей деятельности независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения; государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.

Деятельность Уполномоченного призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод граждан, она не применяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

· рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

· анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

· развитие международного сотрудничества в области прав человека;

· правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека,

· форм и методов их защиты.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создан рабочий аппарат, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

С жалобой к Уполномоченному может обратиться любой гражданин Российской Федерации, независимо от того, в каком государстве он находятся. Уполномоченный рассматривает также жалобы иностранных граждан и лиц без гражданства, если они находятся на территории Российской Федерации.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Это положение закона означает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы в качестве первой инстанции. Заявитель должен предварительно предпринять усилия по защите нарушенных прав через суд либо другим порядком. Если он считает, что принятыми по делу решениями его права не восстановлены, и не согласен с таким решением, - в таком случае возможно обратиться с жалобой к Уполномоченному.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения федеральных и региональных (субъектов Российской Федерации) законодательных (представительных) органов государственной власти.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Из содержания Закона вытекают два главных условия приемлемости жалобы:

1. Предварительное использование судебных или административных механизмов защиты прав;

2. Подача жалобы в течение года с момента предполагаемого нарушения прав и свобод заявителя.

К жалобе, кроме того, предъявляются достаточно типовые формальные требования: жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Особые условия подачи жалоб закон предусматривает для лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Жалобы, адресованные Уполномоченному такими заявителями, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении по жалобе Уполномоченный должен в десятидневный срок уведомить заявителя. Если заявителю отказано в принятии жалобы к рассмотрению, то Уполномоченный должен мотивировать свой отказ. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Если жалоба принята к рассмотрению, то Уполномоченный информирует об этом не только заявителя, но и государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к государственным органам, обладающим соответствующей компетенцией или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена тому органу или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.

Уполномоченный обладает широкими правами для проведения проверки по жалобе. Он вправе:

1) беспрепятственно посещать различные государственные и общественные учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, места принудительного содержания;

2) запрашивать и получать от причастных к делу организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

З) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, имеющим отношение к жалобе;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.Эти права Уполномоченного защищены Кодексом об Административных правонарушениях.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных законом об Уполномоченном, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет административное взыскание в виде штрафа.

Поскольку Уполномоченный не является судебной инстанцией, не обладает властными полномочиями для непосредственного разрешения жалобы, закон закрепляет за ним право воздействовать на нарушителей (органы и должностных лиц) посредством других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе выносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалобы Уполномоченному можно направлять не только по почте, но и передать их через приемную Уполномоченного по правам человека в Москве. Здесь можно получить все необходимые консультации о порядке оформления и подачи жалоб.

В 2004 году Уполномоченному поступило около 23 тысяч индивидуальных и коллективных жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод. Это почти в 3 раза больше, чем за шесть месяцев 2003 года. Более 1,5 тысяч заявителей обратились непосредственно в приемную Уполномоченного в Москве.

Из общего количества поступивших в 2004 году жалоб и обращений граждан 36,7% были приняты к рассмотрению; разъяснены заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод - 51,9%; отказано в принятии к рассмотрению - 11,4%.

Тот факт, что более 60% жалоб отклонены Уполномоченным, свидетельствует, к сожалению, о низкой правовой культуре заявителей, незнании форм и методов защиты своих прав.

По 20% жалоб, принятых к производству Уполномоченным, достигнуто положительное решение, Т.е. восстановлены нарушенные права в соответствии с ожиданиями заявителя.

Тематика дел, принятых к производству Уполномоченным в 2004 году, распределилась следующим образом (в процентах к общему числу):

· Конституционное и административное право - 5,6%;

· Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право - 31,3%;

· Гражданское право - 21,8%;

· Жилищное право - 10,7%;

· Трудовое право - 14,1%;

· Земельное право и охрана окружающей природной среды - 1,2%;

· Международное право - 1,3%;

· Права инвалидов, ветеранов труда, вопросы пенсий и пособий - 6,7%;

· Права военнослужащих и членов их семей - 5,4%;

· Права беженцев и вынужденных переселенцев - 1,6%;

· Другие - 0,3%.

Помимо работы с индивидуальными заявителями и конкретной помощи в восстановлении нарушенных прав и свобод отдельных лиц, Уполномоченный имеет возможности по совершенствованию как законодательства, так и правоприменительной практики в области прав и свобод человека и гражданина. Тем самым Уполномоченный может предотвратить типичные, массовые нарушения прав человека в целом в Российской Федерации.

Практика деятельности Уполномоченного по правам человека выявила ряд проблем, связанных с несовершенством действующего законодательства и необходимостью развития законодательной базы самого института Уполномоченного.

По мнению действующего уполномоченного по правам человека Лукина В.П. остро нуждается в определенной корректировке Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», поскольку ряд положений этого закона неоправданно ограничивает возможности Уполномоченного. Основные проблемы связаны с отсутствием у Уполномоченного права законодательной инициативы, а также ограниченностью возможностей для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе по вопросам толкования действующего законодательства и международных договоров).

Явным ограничителем для развертывания эффективной структуры государственной правозащиты, охватывающей всю Федерацию, выступают положения статьи 5 закона, не устанавливающие четких рамок взаимодействия федерального и региональных уполномоченных. Из многих субъектов Российской Федерации (в том числе из отдаленных - Приморья, Камчатки) поступают обращения с просьбой назначить региональных представителей Уполномоченного, что законом не предусмотрено. Недостаточно урегулированы в законе вопросы, связанные с условиями деятельности и структурой рабочего аппарата Уполномоченного, не предусмотрен порядок назначения его заместителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая Россия, следуя курсом реформ, восприняла основные требования, принципы и стандарты мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяла на себя определенные обязательства по соблюдению прав человека, согласилась с тем, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми, даны человеку от природы, обязательны для всех, и, прежде всего для самой власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление. Она безоговорочно признала соответствующие международно-правовые акты в данной области, приняла собственную Декларацию прав человека и гражданина. В Конституции РФ закреплено положение о том, что права человека являются высшей социальной ценностью, что их соблюдение - первейшая обязанность государства. Впервые в отечественной истории введен специальный пост Уполномоченного по правам человека, т.е. появился новый правозащитный институт.

Важное значение имеют не только личные и политические, но и социально-экономические права человека. Права человека должны носить неразделимый характер, так как они образуют единое целое, а человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от произвола и нищеты. Западные страны преуспели на пути политической демократии, но не социальной, что нередко сводит на нет многие их достижения. Лишь в последнее время социальной стороне жизни людей стало уделяться неизмеримо больше внимания.

Что касается России, то сегодня в области теории прав и свобод человека наблюдается пусть небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их оформления, общественного внимания, политического и философского осмысления, научных заделов. Социально-экономическим правам посвящены ст. 34-44 Конституции РФ. Эти положения конкретизируются в различных областях отраслевого законодательства: Уголовном Кодексе, Гражданском Кодексе, Трудовом Кодексе, Жилищном Кодексе, Основах законодательства об охране здоровья граждан и др.

Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной».

Автор работы считает, что в настоящее время в России более или менее полно реализуются лишь политические права и свободы. Что же касается социально-экономических прав, то тут все, мягко говоря, сложнее. Для значительной части населения стали недоступными высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение. Дает о себе знать безработица, неадаптированность к рыночным отношениям. Положение усугубляется расслоением общества на «очень богатых» и «очень бедных». Разница между 10 % первых и 10 % вторых достигла 25-кратного предела (в странах Запада в среднем 8-10 раз).

Русский дореволюционный юрист П.И.Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это - право на достойное человеческое существование. Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение.

В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи» (ст. 3). «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст. 25).

К сожалению, такое право в действующей Конституции РФ четко не прописано. В ней лишь говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как видим, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины понятны - государство пока не в состоянии выполнить эти требования. Напротив, оно постоянно призывает своих граждан «жить по средствам». Помимо необеспеченности и негарантированности прав, они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями.

Проблема социально-экономических прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня - это не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида. Это - наиболее слабое звено в проблеме, и именно на это должны быть направлены усилия науки и практики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция МОТ «О принудительном и обязательном труде» 1930 г.

2. Конституция РФ.

3. Гражданский Кодекс РФ. Часть I. 30.11.94 № 51-ФЗ.

4. Гражданский Кодекс РФ. Часть II. 26.01.96 № 14-ФЗ.

5. Гражданский Кодекс РФ. Часть III. 26.11.01 № 146-ФЗ.

6. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.04 №188-ФЗ.

7. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.

8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ.

9. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.01 № 174-ФЗ.

10. Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

11. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.03 № 8-ФЗ.

12. Федеральный Закон РФ «О политических партиях» от 23.06.03 №85-ФЗ.

13. Федеральный Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» от 30.12.03 №202-ФЗ.

14. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28.04.95 №1-ФКЗ.

15. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94, №1-ФКЗ.

16. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 №1-ФКЗ.

17. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.97 №1-ФКЗ.

18. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1.

19. Основы законодательства об охране здоровья граждан в редакции от 30.06.03 №86-ФЗ.

20. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N 7598/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001 г. - № 9.

21. Постановление КС от 17.05.95 г. № 5-П.

22. Постановление КС от 23.06.95 №8-П.

23. Постановление КС от 16.12.97 №20-П.

24. Постановление КС от 12.05.98 г. № 14-П.

25. Постановление КС от 27.12.99 №19-П.

26. Решение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 04.06.97 г. Бюллетень ВС России №22/98.

27. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в 2004 году.

28. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право - теория и практика. 2005. №1.

29. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2004.

30. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. М., 2001.

31. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2005.

32. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том I / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2003.

33. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том II / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2004.

34. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 2004.

35. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2006.

36. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004.

37. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 2003.

38. Институт прав человека в России / Колл. авторов. Саратов, 2006.

39. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000.

40. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд. М.: Бек, 2006.

41. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2004.

42. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2005.

43. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2004.

44. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Государство и право. 2004. №10.

45. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы // Государство и право. 2004. №10.

46. Миронов О.О. Равенство - это миф, если есть неприкасаемые // Парламентская газета. 2004. 9 июля.

47. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Русская философия собственности. XVIII-XX. СПб., 2003.

48. Орлов А.И. Пособия по временной нетрудоспособности. Учебник. М.: 2002.

49. Право Совета Европы и Россия: Сб. документов и материалов / Сост. С.А.Глотов. Краснодар, 2004.

50. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 1989.

51. Права человека: история, теория, практика. / Сборник статей. М., 2005.

52. Права человека накануне XXI века. / Сборник статей. М., 2004.

53. Суркова В.В. К вопросу о двойственном характере прав человека // Власть силы и сила власти: Сборник научных трудов. М., 2004.

54. Торшенко А.А. Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 2005.

55. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.

56. Хайтун С. Спецкорни российской коррупции // Известия. 2004. 13 мая.

57. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических определений государства // Государство и право. 2004. №5.

58. Чубаров Е. Конституционный суд заложил бомбу под новый УПК.// Известия 29.03.2005.

59. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты