Глава 1. Социальные и технические нормы, понятие, роль, соотношение
Глава 2. Соотношение права и морали
Глава 3. Понятие и признаки правовой нормы
Глава 4. Структура юридической нормы
Глава 5. Классификация правовых норм
Глава 6. Соотношение норм права и статьи нормативного акта
Заключение
Библиографический список
Введение
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные и др.
Нормы - это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.
Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права.
Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего, через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности.
Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук. Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.
Общее во всех теориях о правопонимании то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми. Алексеев С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность: Резюме с претензией. - М.: НОРМА, 2001.
Норма права - это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2001.
Затрагиваемые в моей работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в российском правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью ее основных положений. И все же обращение к проблематике, хотя и, достаточно изученной, представляется в данном случае оправданным. Это объясняется, прежде всего, ее практической значимостью. Вопрос о правовых нормах касается, прежде всего, того, как образуются и реализуются государственно-обязательные правила поведения. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе. В своей работе я так же рассматриваю классификацию норм права, анализирую их соотношение и взаимодействие с прочими социальными нормами, сравниваю их со статьями нормативного акта. Актуальность классификации норм права обусловлена тем, что это понятие все активнее используется в научной литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий государственно-правовой науки и правоведения.
Объект исследования -- нормы права.
Предмет исследования -- современное теоретическое понимание, практическая реализация правовых норм и их соотношение с другими категориями.
Цель дипломной работы -- исследовать данную тему, раскрыть её содержание, осветить актуальные вопросы теории государства и права, проанализировать государственно-правовые конструкции.
Задачи данной дипломной работы:
- определить право в системе социальных норм (дать основные понятия и виды социальных норм, раскрыть их соотношение с правовой нормой);
- дать понятие норм права, выделить признаки и охарактеризовать проблемы определения;
- дать классификацию правовых норм и охарактеризовать соотношения разных классификаций;
- раскрыть структуру нормы права;
- соотнести норму права и статью нормативного правового акта.
Теоретической и методологической базой для написания работы стали учебники и учебные пособия, причем не только по теории государства и права (Матузов, Кулапов, Малько, Марченко и др.), а также публикации в периодических изданиях.
При исследовании темы использовался метод как сравнительного анализа мнений и концепций правоведов, их сопоставление с законодательной базой.
В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы, объективного анализа входящих в нее проблем работа разделена на шесть глав.
Глава 1. Социальные и технические нормы, понятие, роль, соотношение
Сложившийся социальный порядок регулирования устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. «Стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Они носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий. Например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. Общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и осознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Все указанные регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена, прежде всего, к социальным нормам.
Для понимания природы действующих в обществе норм необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта, процесса, системы и др., констатируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил, стать основанием социального нормирования (например, установление срока призвания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.
2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами, т. е. технические нормы.
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.
Наибольшее значение играют нормы третьей и четвертой группы, именно их принято квалифицировать как социальные. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведения людей, нормируют жизнь общества.
Социальным нормам присущи следующие признаки.
1.Социальные нормы действуют в сфере общественных отношений, т.е. регулируют отношения между индивидами, их коллективами и общностями.
2. Социальные нормы являются правилами поведения, т.е. образцами, масштабами, моделями поведения, определяющими социальную практику людей.
3. Социальные нормы носят общий характер (являются общими правилами поведения), т.е. рассчитаны на множество заранее не фиксированных случаев.
4. Социальные нормы носят сознательно-волевой характер. Это означает, что они адресованы именно к сознательному, осознанному поведению, при котором люди четко представляют себе границы возможного и должного поведения. При этом социальные нормы устанавливаются в определенной мере по воле людей, отражают коллективное волеизъявление.
5. Социальные нормы объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества, т. е. соответствует типу культуры и социальной организации общества. В содержание понятия нормы, помимо нормированности поведения, входит элемент нормальности, который означает, что в норме фиксируется естественное, нормальное, социально приемлемое состояние общественных отношений. Отсюда - еще одно свойство социальных норм, напрямую связанное с предыдущим.
6. Реализованность социальной нормы, ее воплощенность в социальную практику. Неприменяемая норма не является таковой по определению. «Нормальность» нормативного предписания предполагает типичность определенных социальных связей, их распространенность, массовидность. При отсутствии этого качества никакое «внешнее», навязанное предписание не станет нормой. По большей части общественные институты фиксируют фактически сложившиеся типичные нормы.
7. Социальные нормы, в отличие от технических, бывают различными в разных обществах, социальных группах.
8. Социальные нормы обладают в определенной мере императивностью, обязательностью исполнения. Они всегда связаны с какими-либо мерами общественного воздействия на нарушителей. Степень обязательности разных видов норм различна. Так, максимальной обязательностью обладают юридические нормы, а обязательность таких нормативных систем как мода, эстетические нормы весьма относительны. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 332-333.Таким образом, социальные нормы - это правила поведения общего характера, связанные с волей и сознанием людей, возникшие в результате исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е таких законов, которые действуют с естественно -исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло.
Социальные нормы связаны так же с законами естественно - техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.
В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие "норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга: норма - это правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом.
В философской и естественнонаучной литературе под нормой не только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению можно сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма - это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение, соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее - патология. Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие).
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это - общепринятая и наиболее распространенная классификация.
Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в " рафинированном " виде.
Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части, в которой они не противоречат воле Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации).
В самом общем виде нормы подразделяются на социальные и технические. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Правоведы как гуманитарии не занимаются техническими нормами это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области.
Само название технические норм говорит об их специфическом содержании, о том, что они действуют в сфере техники, в сфере производственной деятельности человека, в сфере воздействия человека на природу, предметы внешнего мира.
Чтобы стать нормой, техническое правило должно приобрести черты правила общего характера, должно стать мерой поведения не отдельного индивида, а коллектива. Необходимо отметить, что правила, составляющие содержание других социальных норм, также не сразу становится нормами, и они могут разрабатываться отдельными индивидами. На отдельном этапе и эти правила должно или возможно могут быть суждением лишь отдельных индивидов. И до тех, пока правило не приобретет общего значения, оно не становится нормой. Технические правила, принявшие общий характер, то есть, ставшие нормами, поддерживаются также общественным мнением. Их нарушение вызывает отрицательное мнение общества не меньше чем нарушение обычаев, норм морали. Технические нормы, как и другие нормы регулирующие поведение людей, являются продуктом сознательно волевой деятельностью людей. В отличие от объективных законов природы и общества, действующих независимо от воли и сознания человека, технические нормы, прежде чем сложиться проходят через его сознание, возникая в виде мнения, суждения о должном поведении по отношению к природе и к другим предметам внешнего мира
Объективная целесообразность технических норм должна превратиться в человеческом мозгу в убеждение целесообразности, полезности технической нормы и только в этом случае она будет поддерживать исполнение технической нормы.
Не убедившись в целесообразности технической нормы, человек не будет ее выполнять, насколько бы она ни была целесообразной и полезной. Таким образом, убежденность людей в целесообразности и полезности технической нормы обеспечивает ее соблюдение. Убежденность людей (а не одного человека) в целесообразности технической нормы, в конце концов, приводит к тому, что создается определенное общественное мнение в целесообразности и полезности технической нормы.
К техническим нормам в широком смысле относят нормы: санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья топлива, электроэнергии и т.д.
Технические нормы это целевые правила общего характера. Регламентируя тем или иным способом поведение людей в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники, технические нормы и отражают обобщенный производственной опыт, закон природы и свойства вещества природы, лежащие в основе техники созданной человеком.
В итоге можно сказать, что уровень развития техники, уровень достижений, открытий естественных наук, уровень знаний и навыков непосредственных производителей и определяют характер и содержание технических норм на той или иной ступени общественного производства.
Рассматривая техническую норму в связи с другими общественными явлениями, мы видим, что она устанавливает определенные требования лишь к таким действиям человека по отношению к природе, в которых проявляются отношения между людьми.
Среди технических норм есть такие которые в силу своей значимости получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, получив название технико-правовых (вопрос о технико-правовых нормах, несмотря на свое значение, остается одним из малоисследованных в теории государства и права. Основные проблемы, которые здесь существуют, примерно таковы: систематизация нормативных актов (прежде всего государственных стандартов); совершенствование законодательства (отмена устаревших нормативных актов, поиск более точных формулировок); обеспечение реального действия отдельных технико-правовых норм (экологическое законодательство), это технические условия, различные ГОСТы, правила. Некоторые из них снабжены санкциями, юридической ответственностью: имущественной административной, уголовной. Так, уголовное законодательство многих стран предусматривает ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, правил кораблевождения и других. Не случайно их иногда называют подвидом социальных норм. Относя технические нормы к социальным, т.е. общественным нормам мы исходим из того, что не может быть индивидуальных норм, норм, лишенных общего характера, которыми руководствуются лишь отдельные индивиды. Правила не имеющие общего характера не являются нормами, не могут оказывать регулирующего воздействия на поведение людей. Следует подчеркнуть, что роль технических норм в регулировании общественных отношений становится более действенной тогда, когда они облекаются в форму других социальных норм в особенности правовых. Подобные не теряя своего организационно-технического характера приобретают качественные признаки правовой нормы:
они исходят от государства, выражают его волю
обеспечиваются возможностью принуждения
закрепляются в специальных актах.
Технические нормы свою регулирующую функцию осуществляют в совокупности с другими правыми нормами и в этом смысле играют дополнительную роль. Технические нормы, являясь разновидностью норм социальных, соотносятся между собой как часть и целое. Являясь совокупностью различных видов социальных норм с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы: правовую, моральную, форму обычаев и другие. К техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила выполнения команд “на караул” с оружием, правила развода караулов в вооруженных силах.
Остальные технические нормы, в частности, действующие, в бытовой сфере не поддерживаются правом. Например, медицинское правило, требующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий пере дозировки, т.е. закрепляет порядок обращения с химическими веществами и в случае его нарушения юридическая ответственность не наступает. Тоже происходит с инструкциями к бытовым приборам в случае если предписанные правила пользования нарушаются, то за поломку изготовитель ответственности не несет, но если инструкция не прилагается то вся ответственность за поломку ложиться на изготовителя, а в случае если инструкция не переведена на русский язык то ответственность за поломку ложиться на продавца.
Тенденции развития человечества, в особенности за последнее два века, таковы, что вследствие огромного значения в современном мире техники и технологий и обострения глобальных проблем (экологической, сырьевой, энергетической, угрозы ядерной катастрофы) Обеспечение общественной безопасности и охраны окружающей среды (правила дорожного движения, правила установленные для иных видов транспорта, правила техники безопасности, хранения взрывчатых веществ, наркотических, отравляющих веществ и т.д. В настоящее время в условиях научно-технической революции значение надлежащего соблюдения этих правил особенно велико. Их игнорирование может привести к непоправимым последствиям.
Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от норм социальных, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек-человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек-техника-человек). Общее у технических и социальных норм, то, что они имеют дело с человеческой деятельностью.
Глава 2. Соотношение права и морали
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права. Однако сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. При этом, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями.
Под нормой права понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государством. Мораль же - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п.
Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества.
В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально - политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие человеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в "золотом правиле": поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".
Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т. е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что нередко называют совестью - способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне".
Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе.
Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
Право и мораль - дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая, друг друга.
Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность, ибо сохранение нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность.
Для более глубокого познания соотношения права и морали необходимо рассмотреть следующие четыре компонента: единство, различие, взаимодействия и противоречия.
Единство права и морали состоит в том, что:
во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.
Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:
1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
Конечно, процесс правообразования идет не только "сверху", но и "снизу", вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но, в конечном счете, правовые нормы "преподносятся" обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.
По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права - не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.
Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая норма относится ко всем. В праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.
По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.
Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи законов. Тем не менее, в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль - относительно свободное, внутренне не систематизированное образование.
4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.
5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.
Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к поведению индивида. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.
7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не может переходить свои границы и вторгаться в сферу духовного.
8. У права и морали различные исторические судьбы. Мораль древнее, она всегда существовала, и будет существовать в обществе, тогда как право возникло значительно позже.