Рефераты

Социальные и правовые нормы

p align="left">Таковы общие и отличительные черты права и морали. При этом границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах соотношение между правом и моралью меняется.

Взаимодействие права и морали. Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины, по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Это и неудивительно - ведь право основывается на морали. Оно не может быть безнравственным. Цели у этих двух регуляторов, в конечном счете - одни.

С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения "Все, что не запрещено законом - разрешено" в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение.

В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. Один и тот же поступок индивида получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку, о нем судят как с позиции закона, так и с позиции совести, чести.

Таким образом, взаимодействие выражается в таких основных формах, как:

а) влияние морали на формирование права;

б) влияние права на формирование нравственных норм;

в) охрана правом моральных норм;

г) использование нравственных норм при применении права.

Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.

Время от времени возникают противоречия между отдельными правовыми и нравственными нормами. Они объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Эти противоречия преодолеваются как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды. В идеале все нормы права должны основываться на нормах морали, как бы воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда.

Мораль, как правило, "шагает впереди", но иногда и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее опережающее воздействие.

Создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает. Отсутствие же согласия и "взаимопонимания" между ними сказывается, в конечном счете, на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания. Иногда жизненные коллизии ставят суды в затруднительное положение.

Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удается - противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Право и мораль по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве нередко происходят противоречия, так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже. В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Проблема соотношения права и морали весьма многогранна, и именно поэтому она привлекает к себе внимание значительного числа ученых.

Глава 3. Понятие и признаки правовой нормы

Понятие правовой нормы является одним из основных в общей теории права. Подобная оценка функциональной значимости данного понятия закономерна: социальное назначение правовой нормы заключается в выражении правила поведения, устанавливаемого от имени государства, от имени властной организации народных представителей, осуществляющей управленческие функции в данном общественном организме. Юридические нормы - продукт сознательной деятельности человека как высшей формы отражения объективного мира. Они возникают как результат необходимости урегулирования правом общественных отношений. Определить относительно полно понятие юридической нормы можно, лишь уяснив процесс ее образования, обусловленность, природу, признаки, социальную роль. При этом результаты исследований правовых явлений, анализ новейшего законодательства будут постоянно вносить коррективы в представления о юридической норме.

Норма права - это мельчайшее подразделение правовой материи.Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Ежегодник российского права. - 2000. - № 4. - С. 214. Как пишут в большинстве учебных пособий, норма права является первичной, элементарной частицей, «клеточкой» права. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения; это правила поведения общего характера. Именно нормативность права позволяет распространять государственные веления на всех, делать их общезначимыми, общедоступными и общеобязательными.

С определенной точки зрения право представляет собой совокупность норм. Право - это не только нормы, но без норм невозможно существование права в его теперешнем понимании. Право является универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе.

Все это подчеркивает значимость такого правового явления как нормы права.

Существует несколько определений нормы права, но в самом общем виде под нормой права в современной теории права понимается установленное либо санкционированное государством общеобязательное правило поведения, выражающее волю господствующего класса и служащее орудием регулирования общественных отношений.

Обладая всеми качествами социальных норм, они имеют и специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоциального и классового средства воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы приобретают исключительные регулирующие возможности.

Юридическая норма - исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы.

Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право - это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, её общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь, будучи включенной, в его общую систему.

В то же время норма права - относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими конкретизирующими наши представления о праве, его понятие сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.

Поскольку нормы права - одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.

Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие.

1.Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Норма права предназначена для регулирования общественных отношений. Ее содержание составляют так называемые статутные права и обязанности субъектов права, которые затем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах и обязанностях.

2.Системность и иерархичность. Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с другими нормами права, не может регулировать общественные отношения. При этом обязательно надо учитывать юридическую силу каждой нормы права, т.е. ее места в иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта.

3.Государственно-властный характер норм права. Норма как правило поведения всегда исходит от государства. Даже в том случае, когда государство санкционирует то или иное правило поведения, это правило признается государством, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.

4.Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т.е. фиксируется в источниках права. Именно благодаря внешней форме норма обретает силу юридической нормы. Основным источником права в нашей стране является закон, поэтому в литературе формальная определенность часто определяется как выраженность нормы именно в нормативно-правовом акте. Однако норма - это частица права в целом. Поэтому правовыми признаются нормы, закрепленные в следующих источниках:

- нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты);

- международно-правовые документы (договоры, соглашения, конвенции и др.);

- правовые обычаи;

- нормативные договоры.

5.Предоставительно-обязывающий характер нормы права. Означает, что норма двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав.

Субъективные права и юридические обязанности, установленные в правовой норме, корреспондируются: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной.

Предоставительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен одинаково: четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;

в охранительных же нормах (уголовных, административных и т.д.) больше делается упор на воплощение запретов и обязанностей;

в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения.

Кроме того, права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность - в другой статье этого же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта.

Иногда, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

Вместе с тем предоставительно-обязывающий характер юридической нормы проявляется и в том, что одно и то же лицо обладает одновременно как правами, так и обязанностями, ибо каждый субъект выступает носителем и того, и другого.

6.Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма предполагает возможность принудительного осуществления, она обеспечена государственной властью, поэтому она носит общеобязательный характер в большей степени, чем другие социальные нормы. Таким образом, общеобязательный характер воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

7.Принудительность. Означает то, что норма права охраняется принудительной силой государства. Норма права - это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или ином направлении.

Таким образом, норма права - это установленное (или санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее адресатам субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Норма,2008.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества. Прежде всего, надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии, как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека. Далее, нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо социальный феномен. Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело,-- наиболее существенная черта его социального мира.

В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде:

1. справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

в) формы выражения интересов большинства.

В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения.

Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение. Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают различного рода противоречия (экономические, политические, идеологические, религиозные). Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения, обусловленные естественным стремлением продолжения рода человеческого, и приводят, в конечном счете, к выработке правовой нормы как:

а) компромиссного, приемлемого для данного времени и общества варианта регулирования, обеспечивающего нормальную жизнь людей;

б) обобщенной информации о социальной действительности;

в) средства познавательной деятельности;

г) конкретного средства разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.

С возникновением государства изменяется вся картина нормативной социальной регуляции в обществе. Постепенно все большее количество групп, видов общественных отношений начинают регламентироваться правовыми нормами, изданными государством. По сути, в современных развитых правовых системах все правовые нормы, так или иначе, опосредованы государством.

В социально-юридическом аспекте правовая норма выступает в виде:

а) формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

б) социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

Таким образом, правовая норма имеет естественно - исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений. Правовыми можно считать нормы, которые: исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством; исходят непосредственно от общества, территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования, предусмотренного конституцией; изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека; закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Глава 4. Структура юридической нормы

Представление о норме права будет не полным, если не рассмотреть ее структуру.

Структуры (а их несколько) у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую ценность. Их происхождение идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики. Издревле мононормы строились по этой схеме, и лишь в последствии «благоприятно -- неблагоприятно» переросло в отношения по критериям «можно - нельзя» (право), «хорошо - плохо», «добро - зло» (мораль).

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому структура юридической нормы представляет собой единство составляющих ее элементов, определенным образом связанных и расположенных. Определяется она строением регулируемых правом общественных отношений. Нормы советского права: проблемы теории./ Под ред. М.И.Байтина, В.К.Бабаева Саратов, 1987. Стр. 94

Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

Структура нормы права - это ее смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами, совокупность элементов. Теория структуры нормы права была разработана еще древнеримскими юристами. Они пришли к выводу, что норма права становится способной регулировать отношения только в том случае, если имеет определенную логику при формулировании предписания, которая позволяет применять данное предписание в жизни. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула: «Если...то...иначе...», включающая три элемента:

1) та часть нормы, в которой предусматриваются жизненные

обстоятельства, при наступлении которых в реальности возникает определенное отношение, называется гипотезой (от греч. Hypothesis - основание, предположение). Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения - исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило;

2) та часть нормы, в которой устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, называется диспозицией (от лат. disposition - расположение в определенном порядке друг по отношению к другу). Диспозицией обозначают само правило поведения - действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы;

3) та часть нормы, в которой определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы, называется санкцией (от лат. sanstio -- строжайшее постановление). Санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы права - указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).

Теория права идет дальше, она углубляется в изучение каждого из элементов, которые также имеют свои характеристики, признаки.

Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты. Например, юридические факты начинаются, если имеется взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак, достигнут ими брачный возраст, отсутствуют родственные отношения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства - это и есть условия действия нормы о заключении брака, это и есть юридически значимые факты, это и есть гипотеза нормы.

Современными теоретическими разработками используется классификация гипотез по форме изложения.

Абстрактная форма изложения предусматривает обобщающую формулировку. Например: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» Налоговый кодекс РФ п.1 ст.3 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3824. , при этом не обозначая какие конкретно.

Казуистической формой изложения детализированы, конкретно перечислены все обстоятельства, необходимые для реализации нормы. Например: ”К местным налогам относятся:1)земельный налог;2)налог на имущество физических лиц. ” Налоговый кодекс РФ ст.15 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3824. т.е. установлен точный исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, подлежащих уплате в местные бюджеты на территории России.

По своему строению различают простую, сложную и альтернативную виды гипотез.

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой. Например: «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту» Гражданский кодекс РФ ст.444//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301.

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более признаков, то она называется сложной. Например: «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения». Уголовный кодекс РФ п.4.ст.101 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3833

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Например: ст. 387 ГК РФ «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств...» Гражданский кодекс РФ ст.387//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301, и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Классификация диспозиций определяется способами изложения. В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиций:

Диспозиция может быть простой - указание на тот или иной однозначный вариант поведения, не раскрывая его. Например: «Работодатель обязан... создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда». Трудовой кодекс РФ ст.189//СЗ РФ.2002.№4.Ст.251 Может быть описательной, когда системой оценочных понятий, различных характеристик и признаков формируется правило поведения - содержит описание всех существенных признаков поведения. Например: «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению». Гражданский кодекс РФ ст.249//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301

В теории права выделяют также отсылочную диспозицию. В этом случае в самой норме права не излагается правило поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другим статьям этого же нормативного акта. Например:

«Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса,...». Налоговый кодекс РФ п. 2. ст.34 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3824.

Выделяют и бланкетную (открытую) диспозицию, то есть такое правило, которое апеллирует к нормам права из других нормативных актов.

Например: УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, перечень которых определяется Правилами дорожного движения РФ.

Теперь, о санкции, то есть той части нормы, которая указывает на неблагоприятные (физические, психические, моральные и иные) последствия, возникающие у адресата нормы в результате нарушения им диспозиции, применение адресатом нормы диспозиции в противоречии с гипотезой и т. п. нарушениях. Теория права выделяет следующие характеристики санкции. Это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Неодобрительное отношение может выражаться в порицании нарушителя, его наказании. До тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым - средством укрепления законности и правопорядка.

По назначению различают карательные/штрафные санкции - их назначение состоит в наказании правонарушителя (лишение свободы, в т. ч. условное, дисциплинарные взыскания, штрафы и т.п.). Правовосстановительные / компенсационные санкции направлены на восстановление нарушенного права потерпевшей стороны, на возмещение ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда.

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий - по степени определенности, выделив три группы.

1.Абсолютно-определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель.

2.Относительно-определенной является санкция, в которой точно установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права.

Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

3.Альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для решаемого случая.

Также целесообразно отметить классификацию видов санкций по отраслевой принадлежности:

· конституционно-правовые;

· административно-правовые;

· гражданско-правовые;

· дисциплинарные;

· уголовно-правовые.

Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это - не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры права на ее первичном уровне.

Вопрос о структуре нормы права является дискуссионным в юридической науке. В теории права и отраслевых юридических науках есть два основных подхода к пониманию структуры нормы права:

1. Существует логическая и фактическая структура нормы права

Логическая структура нормы права включает все три элемента (гипотезу, диспозицию, санкцию). Эти элементы образуют логическое содержание нормы права, которое можно выразить следующей формулой: «Если..., то..., иначе». Фактическая структура нормы права, как правило, включает два элемента.

2. Существует только фактическая структура нормы права, состоящая из двух элементов. Ее можно выразить формулой: «Если..., то...».

Из приведенных мнений различных авторов, трудно определить, какой же из указанных подходов является правильным. Но я являюсь сторонником трехэлементной структуры нормы права т.к. без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилось бы среди других видов социальных норм. Хотя не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа. Например: если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента - по истечению срока исковой давности (гипотеза), право на иск погашается (диспозиция). Но рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону.

Таким образом, норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Вывод - норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Глава 5. Классификация правовых норм

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Правильность и полнота классификации зависит, прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого явления. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. Нормы советского права: проблемы теории./ Под ред. М.И.Байтина, В.К.Бабаева Саратов, 1987. Стр. 94

1. По функциональной роли в механизме правового регулирования:

Исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления.

- общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, форма собственности и т.д.);

- декларативные (нормы - принципы) провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности;

- дефинитивные нормы (дефиниции) это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий;

Они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие других норм права.

Нормы правила поведения, детализирующие исходные нормы, регулирующие специфические разновидности общественных отношений путем установления типичных прав и обязанностей, а также способы их защиты.

К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы, а также компетенционные.

Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм, т.е. призваны решать столкновения норм, разрешать конфликтные и предконфликтные ситуации.

Компетенционные нормы закрепляют компетенции государственных и иных органов, должностных лиц.

2. В зависимости от методов правового регулирования делятся на:

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения). Поощрения чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это -- правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

3. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности):

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) муниципально-правовые;

г) гражданско-правовые;

д) семейно-правовые;

е) трудо-правовые;

ж) нормы права социального обеспечения;

з)финансово-правовые;

и)земельно-правовые;

к) эколого-правовые;

л) предпринимательско-правовые и др.

В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону права, обязанности и запреты, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права).

Нормы материального права определяют права и обязанности, существенные для положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и управления. Материально-правовыми нормами определяются структура, компетенция, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые нормы (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные нормы) определяют порядок, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Например, «прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненый ему вред» Уголовно- процессуальный кодекс РФ п. 1 ст.136//СЗ РФ 2007.№16.Ст.1827.

4. В зависимости от функциональной направленности:

Регулятивные - правоустановителъные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.);

Правоохранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты).

5. В зависимости от способа правового регулирования норма права делится на:

Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий. Например, принять завещание, требовать исполнения обязательств и др.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода, например, нарушать правила дорожного движения, совершать хищения.

Деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя многие нормы могут быть сформулированы любым способом, их содержание предопределяет изложение указанием только на право, либо на обязанность, либо на запрет. Так, права автора или собственника не могут быть определены только через обязанности всех и каждого воздержаться от нарушения этих прав или тем более только указанием на запрет нарушать эти права; для определения обязанностей служащего недостаточно указать лишь на право руководителей требовать исполнения этих обязанностей либо на запрещение служащему эти обязанности нарушать; наконец, запрет общественно опасных и вредных деяний не может быть определен только как право государственных органов, должностных лиц и граждан противодействовать этим деяниям, бороться с ними.

6. В зависимости от сферы действия:

общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ) В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня.

региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.)

местные (издаются местными органами государства и действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц). Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономическая зона) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность.

локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации) Будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

7. В зависимости от времени действия:

- постоянные (содержащиеся в законах);

- временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

8. Взависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:

- общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ)

- специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

9. В зависимости от юридической силы:

- правовые нормы законов;

- подзаконные акты.

10. В зависимости от субъектов правотворчества:

- нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;

- нормы, принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции, но данные виды мной были рассмотрены в главе посвященной структуре нормы права (глава 4).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям. Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

Глава 6. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Основным источником права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм и их структура. Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

В одной статье нормативного акта не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легковоспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах - на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и, наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.

Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются нормативными предписаниями. Некоторые нормативные предписания по содержанию и логической структуре "если - то - иначе" близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в соединении с которым они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по форме: "если - то"; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.С.320

Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы, управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Запрещающие нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемые ими диспозиции, формулируются как перечни деяний, которые запрещено совершать, и санкций, соответствующих качествам и тяжести этих деяний (уголовные кодексы, кодексы об административных правонарушениях, положение о материальной ответственности рабочих и служащих и др.).

При помощи этих санкций охраняются обширные комплексы различных отраслей права; таковы также положения гражданского процессуального кодекса, регулирующие исполнительное производство - как санкция, они связаны с рядом норм гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет предписание о возмещении убытков. Существование в законодательстве правовых предписаний, выражающих общие для многих норм санкции, облегчает деятельность законодателя - при дальнейшем развитии права учитывается, что новые нормы права (диспозиции) включаются в комплекс норм, уже охраняемый определенной санкцией.

Важное место среди нормативных предписаний занимают обобщения условий действия и применения правовых норм. Таковы содержащиеся в законах и других нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме различных имуществ и др. Нормативные предписания такого уровня в процессе реализации права осуществляются через правовые нормы, регулирующие поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в системе правового воздействия.

Особенное значение среди нормативных предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях и в международных документах, положения которых признаны обязательными в Российской Федерации.

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционны как бы неправильные формулировки: "преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...", хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве используются условные термины; например, "молодой специалист" может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. Некоторые исторически сложившиеся термины и определения законодательства противоречат их обыденному значению. Отдельные средства транспорта по закону относятся к "недвижимым вещам". В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: "Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого" Для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: "Никто не может быть произвольно лишен жизни" и т.д.

Особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве. Это - своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения.

Важной задачей правоведения является разработка способов перевода тех положений закона, которые носят самый общий, абстрактный характер, в нормативные предписания, через которые эти законоположения воплощаются в систему правовых норм, регулирующих поведение членов общества.

Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеют совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленностей; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещания принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений - обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало неосуществимых положений. Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие основания логически конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы.

Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения "буквы" и "духа закона", обусловленная тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает, и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер: во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов логически конструируется правовая норма с ее тремя элементами; во-вторых, в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует

Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения. Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объективной необходимостью, тем более что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произвола со стороны государства.

Так же следует сказать, что право, выражая общественную волю, т.е. совокупность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, исключает возможность существования различных вариантов интерпретации его норм, стараясь по возможности в наибольшей степени их детализировать, чтобы исключить возможность их различного толкования. При этом все возникающие нюансы решаются посредством толкования содержания правовых норм компетентными органами, в которых работают квалифицированные юристы.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

Таким образом право можно выделить, как особый, приоритетный регулятор, характеризующийся рядом признаков, отличающих его от других видов социальных норм и делающих его на данный момент наиболее социально значимым.

Библиографический список

1. Нормативно- правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета выпуск№4831 от 21января 2009.

2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г.№51-ФЗ (в ред. от 9.02.2009) Ч.1//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301

3.
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (в ред. от 7.04.2010) Ч.1//СЗ РФ.1998.№31.Ст.3833

4.
Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998г. №146-ФЗ (в ред. от 9.03.2010)Ч.1//СЗ РФ.1998.№31.ст.3824

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г.№174-ФЗ (в ред. от 7.04.2010) Ч.1//СЗ РФ. 2001.№24.Ст.2499

6.
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г.№197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) Ч.3//СЗ РФ. 2002.№4Ст.251

7.
ФЗ РФ от 27.12.2002 г.№184-ФЗ «О техническом регулировании»//Российская газета от 31 декабря 2002.

2.
Монографии

1. Алексеев С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность: Резюме с претензией. - М.: НОРМА, 2001.

2. Агешин Ю.А.Политика,право,мораль.М.,1978.

3. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Ежегодник российского права. - 2000. - № 4.

4. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). Саратов,2001.

5. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. М.,2005.

6. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве// Правоведение.1998.№1

7. Гайворонская Я. В. к вопросу о понимании социальной нормы//Правовая политика и правовая жизнь.2003№11.

8. Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов, 1977.

9. Матузов Н.И.Право и мораль в их взаимодействии. Саратов, 1969.

10. Матузов Н.И.Право в системе социальных норм// Правоведение.1996.№2.

11. Молчанов Б.А.Закон и обычаи в регулировании взаимодействия человека среды его обитания //Журнал российского права.2001.№11.

12. Нормы советского права: проблемы теории./ Под ред. М.И.Байтина, В.К. Бабаева Саратов, 1987.

3. Учебники и учебные пособия

1. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Норма,2008.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2001.

3. Общая теория права и государтства: Учебник / Под. ред. В.В. Лазарева. М.: ЮристЪ,2002.

4. Теория государства и права: курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

5. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.

6. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд../Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перепалова. М.: Норма,2000.

7. Теория государства и права: Учебное пособие.В.Л.Кулапов.Саратов,2005.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты