Рефераты

Социология права

p align="left">Ученому из Франции принадлежит ряд интересных взглядов о соотношении юридической социологии с общей социологией, с другими гуманитарными науками, о внутренней дифференциации юридической социологии, о различных формах правовой психологии (социальная, национальная, индивидуальная).

В наше время видный французский юрист А. Арно организовал эффективную работу Международного института социологии права. Ежегодно он проводит различные конференции и научные семинары по актуальным современным вопросам социологии права, в работе которых принимают участие известные ученые многих европейских стран. Примечательно также, что при институте создан Центр документации, собравший обширную базу данных по результатам многочисленных социально-правовых исследований, проведенных во многих странах планеты. Интересные исследования в области социологии права, помогающие законодательству, наряду с бесспорно лидирующими учеными из Франции, проводятся в Дании, Финляндии, Швеции и других европейских государствах. Так, под руководством Б. Мари Блэгвау в последние годы к Дании была успешно проведена серия исследований в сфере трудового законодательства. Его результаты способствовали положительным изменениям в данной области. За последние годы в Финляндии Р. Блюм исследовал сущность и природу правовых знаний в своей стране, проанализировал проблему “правовой сознательности” и отношения граждан к судебной практике, вскрыл значение правовой осведомленности для предотвращения преступлений.

Регулярно проводятся социологические исследования общественного мнения по проблемам уголовного законодательства в Бельгии под руководством П. Винкс. Их результаты учитываются юридическими организациями страны.

Немалый вклад в развитии социологии права внес представитель Венгрии К. Кульчар. Он творчески исследует сложные вопросы о месте социологии права в науке, о соотношении теории права, философии права и социологии права. Ученый особое внимание обратил на то обстоятельство, что в отличие от изучения права в философском аспекте, как наиболее широком в познавательном плане, социология права рассматривает генезис, функционирование и развитие права как социально обусловленного феномена. Это есть, по взглядам К. Кульчара, изучение роли права в формировании поведения людей, как фактора опосредованного воздействия на интересы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регулирования. Им также развивается плодотворный подход к рассмотрению общей теории права, как теории, отражающей единство философского, социологического и специально-юридического понимания права.

К ряду общих проблем социологии права К. Кульчар относит выяснение социологических аспектов правотворческой деятельности, а также правоприменительной деятельности. Эти вопросы венгерским ученым рассматриваются на основе материалов социологических исследований, проведенных в различных странах Европы.

Таким образом, развитие социологии права в Европе имеет свои исторические корни и обусловлено объективными факторами общественного развития, в первую очередь глубоким исследованием социальных процессов в обществе, стремлением их основательно понять и эффективно воздействовать всей системой господствующего права.

3.2. Американская школа социологии права

Развитие социологии права в США имеет сбои особенности. Это касается как методологии и методики применения социологии к праву в целом, так и отдельным его направлениям. Прежде всего, исследователями этой страны предпринимаются усилия по обновлению методологии науки, решению накопившихся в ней вопросов и стремлению внедрить современный технический инструментарий. Такой процесс поискового характера не замедлил сказаться. Значительны успехи в США в распространении конкретно-социологических исследований в области криминологии, конфликтологии, а также в сфере изучения факторов законодательной, судебной и административной деятельности. Характерно, например, что в границах социологии права в проводимых исследованиях основательно анализируется деятельность в стране присяжных заседателей, зависимость судейского решения от психического состояния судьи, его настроения, влияние социального происхождения судей на выносимые решения, поведение работников полицейских органов, социальное происхождение юристов в США, стиль их деятельности.

Наряду с подобными исследованиями, в США активизируется деятельность ученых в области методологии активного внедрения в социально-правовые процессы таких подходов как системно-структурный, структурно-функциональный, логико-семантический, социально-психологический и т.п. Данная картина особенно характерна для современного американского общества, в котором научные выкладки в значительной мере носят прикладную направленность. Необходимо заметить, что зачастую они проводятся по заказам государственных структур, а также частных учреждений и фирм, преследуя цель решения вполне конкретных задач.

Отличительной характеристикой американской правовой теории является ее плюрализм. Вот почему не представляется возможным выделить среди нее какую-либо доминирующую концепцию Исходя из такого положения в науке складывается довольно специфическая ситуация. Ее сущность сводится к тому, что наиболее приемлемым подходом выступает заимствование в переработанном виде концептуальных схем из различных теорий и слияние разнопорядковых методов. Сами же американские исследователи признают, что в отличие от государств, в которых правовая теория находится под воздействием единой концепции, американская правовая мысль предстает довольно мозаично в качестве рациональной, эмпирической, позитивистской, реалистической, моралистской, индивидуалистической. Между тем они полагают, что подобное совмещение не является отрицательным критерием, ибо такая “система” методологических приемов объясняется тем, что американские юристы и социологи анализируют и применяют правовые теории и методы не абстрактно, а с учетом исторического развития своей правовой системы, национальных традиций и потребностей практики.

В американской социологии права используются разнообразные подходы: позитивистский, естественно-правовой, экзистенциалистский, социологический. И все же предпочтение отдается последнему. Такое положение обусловлено тем, что социологический подход в познании правами правовых явлений расширяет предметный диапазон самих исследований. Наряду с этим, благодаря достижениям общей социологии, обогащается технологическая, процедурная база исследовании. И, наконец, он расширяет междисциплинарный научно-исследовательский обмен в области разработки концепций, методов и средств познания содержания правовых явлений и процессов. Вот почему в США социологический подход был назван инструментальным. И это далеко не случайно. Во-первых, он творчески рассматривает главную задачу правовой теории: сформировать по возможности непротиворечивую систему правовых представлений, что способствовало бы как официальным должностным лицам, так и простым гражданам использовать право более эффективно. Во-вторых, правовые нормы и учреждения рассматриваются в первую очередь через призму эффективности при достижении целей, поставленных верховной властью, причем сама эффективность (по мнению инструменталистов) должна изучаться в ее социальном преломлении, как уровень достижения социально-полезных целей при минимальной затрате средств и усилий. В-третьих, такой подход оказался в наибольшей степени ориентированным на использование современной техники управления. В первую очередь, это относится к более рациональному и гибкому применению информатики, установлению оптимальных средств контроля за поведением, использования социологического инструментария для проверки эффективности норм как на этапе правотворчества, так и на этапе правореализации.

Заметное влияние оказал на становление и развитие американской социологии права Питирим Сорокин (1889 - 1968). Российско-американский ученый считается выдающимся социологом XX столетия, фундаментальные труды которого “Современные социологические теории”, “Социальная и культурная динамика”, “Преступление и кара, подвиг и награда”, “Социологические теории сегодня” сохраняют свою актуальность и в наши дни.

По взглядам П.А. Сорокина, социология представляет собой науку, которая изучает поведение людей. Ученый считает, что она выступает как теория социального поведения, основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция - реакция). В этой связи нельзя не отметить социолого-правовой аспект в рассуждениях ученого. В своем груде “Преступление и кара, подвиг и награда” П. Сорокин выделил три основных вида акций - реакций в поведении людей:

1) дозволенные действия - должные реакции;
2) рекомендуемые действия - награды;
3) запрещенные действия - кары.

Важно также подчеркнуть, что он подразделил всю социологию на общую и специальную. Общая социология, согласно П. Сорокину, - это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений. А специальные социологии - это теории структуры, а также динамика соответствующего класса социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся отношениях. Такими выступают, например, аграрная социология, экономическая социология, социология искусства, социология войны, социология права и т.д. Примечательно, что характеризуя социологии, П. Сорокин обращал внимание на роль социальной генетики в ней, как важного структурного компонента: В него исследователь включал учение о происхождении и развитии институтов права.

Другим видным представителем социологической мысли США является Р. Мертон. Являясь теоретиком функциональной системы, он сосредоточил свои усилия на изучении явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий социальной жизни. Именно в этом направлении Р. Мертон оказал воздействие на развитие социологии права. Свои идеи по данной проблеме он изложил в трудах: “Социальная структура и аномия”, “Явные и латентные функции”.

Согласно его утверждению, социальная аномия представляет собой особое нравственно-психологическое состояние сознания, характеризующееся вакуумом идеалов и разложением моральных ценностей. Причина аномии - противоречие между господствующими в обществе индивидуалистическими “нормами-целями” культуры (стремления к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Они-то, по взглядам Р. Мертона, практически лишают большинство американцев реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности и апатии в жизни.

Все виды социального поведения (в зависимости от принятия или нет человеком культурных норм) Р. Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:

1) конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (спокойные и законопослушные граждане);
2) инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, подделки денег, воровство, злоупотребления);
3) ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, подлоги, махинации и др.);
4) ретритизм - отрицание и того, и другого (анархизм, бродяжничество, наркомания);
5) мятеж, бунт - замена и первого, и второго (радикализм, борьба за свободу, политический терроризм и др.).

Этот мертоновский подход к острым социальным подходам привлекает все большие внимание как теоретиков, так и практиков социологии права.

Примечательны взгляды в области отклоняющегося поведения американского исследователя Н. Смелзера. Он уделил внимание анализу негативного отклонения от норм (например, от закона) поведению индивида (девиантное поведение). Ученый специально исследует такой феномен. Согласно точки зрения Н. Смелсера, девиация - антипод конформизма. Так, он отмечает, что девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. В то же время Н. Смелзер характеризует девиацию как поведение, которое считается отклонением он норм, одобряемых конкретной группой и влечет за собой определенные санкции, в том числе и в виде наказания.

Одним из основателей американской социологии права считается Р. Паунд (1870 - 1964). Он одним из первых реально поставил вопрос об анализе права в его социальном контексте, в действительной практике, а не как оно представлено в теории и учебниках. Ученый придерживается точки зрения, что право необходимо рассматривать в качестве средства социального контроля. Паунд анализирует социальный контроль благодаря общей социологической теории. Кроме того, он указывает, что задачей социологии права является выяснение и анализ социальных результатов законодательства, а также общественных изменений, которые, в свою очередь, обусловливают изменения в законодательстве.

Он обращает внимание на необходимость соответствия правотворчества сложившимся экономическим условиям в обществе. Вместе с тем американский ученый подчеркивает необходимость деятельности юристов и особенно судей, от которых в значительной мере зависит реализация права.

Р. Паунд и его последователи оценивали право с позиций эмпирического опыта, при этом субъективная позиция судей рассматривалась ими в качестве решающего основания правомерности того или иного поступка, его соответствия требованиям закона. Вывод, к которому пришли сторонники инструментализма, имеет далеко идущие последствия в отношении концептуальных позиций к решению вопросов законодательства и правосудия Последователи инструментального подхода, предлагая расширение судейского влияния, признают за судебной властью также и право нормотворчества по собственной инициативе.

Таким образом, несмотря на противоречивый характер и недостатки, свойственные социологии права в США, последняя оказала позитивное воздействие на пересмотр ряда консервативных традиций, особенно в теории и методах познания права. Ее сторонники в своих трудах показали ограниченность правовых норм в качестве средств, которые определяют судебные решения прежде всего в недостаточно обоснованных и спорных судебных делах. Наряду с анализом данной проблемы, ученые из США предложили свои средства для придания судебным решениям более определенной предсказуемости, вскрыли ценностные методы нахождения и принятия таких решений. Они подчеркнули важность исследования всей системы факторов судебного процесса (правовых и неправовых), а также необходимость виденья социально-экономической основы принимаемых судебных решений.

ГЛАВА IV. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

5.1. Правовые отношения как вид общественных отношений

Научная концепция общества строится на основе исследования его как системы отношений. Именно через них личность реализует себя как существо социальное. Социология права как наука, изучающая специфические социальные процессы и явления, обращает особое внимание на сущность и особенности отношений. Ведь благодаря именно им можно судить о реальном правовом поведении людей, их поступках.

Правовые отношения занимают важное место в системе общественных отношений. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, тесной связью правовых отношений с функционирующими в обществе производственными отношениями; их взаимодействием и взаимосвязью в реальной жизни.

Во-вторых, активным влиянием правовых отношений на политические. А это обстоятельство, в свою очередь, воздействует на выработку государственными учреждениями и организациями определенных стратегических концепций в развитии общества. Данное положение весьма важно для оптимизации этапа современного реформирования России.

В-третьих, взаимодействием правовых и нравственных отношений, которое объективируется в определенном поведении и поступках индивида, проходя через его сознание.

Процесс формирования общественных отношений, одним из видов которых являются и правовые, неразрывно связан с деятельностью человека. Следует при этом обратить внимание на один важный методологический аспект. Его содержание в краткой форме может быть сведено к следующему положению: деятельность порождает общественные отношения, а общественные отношения, в свою очередь, становятся необходимой формой деятельности. Они превращают практическую деятельность людей в общественно-историческую практику, которая синтезирует деятельность и общественные отношения в единое целое, представляя собой конкретно- исторический процесс.

Общественные (социальные в широком смысле) отношения по способу своего формирования делятся на два больших вида: материальные и "духовно-идеологические". При этом материальные существуют вне и независимо от общественного сознания, а духовно-идеологические складываются, проходя через него. Между тем, положение независимости от сознания материальных отношений не следует абсолютизировать. Оно сводится к гносеологическому аспекту, который свидетельствует о том, что возможность существования этих отношений не зависит от сознания, а не о том, что сознание вообще отсутствует в данном процессе.

Следует видеть родство категорий “материальные общественные от ношения”, “экономические” и “производственные”. Они близки по содержанию, но не тождественны по объему. Каждая из них подчеркивает различные грани (стороны) общественной формы материально- производственной деятельности людей. Так, категория материальных общественных отношений, являясь самой широкой среди них, раскрывает сам факт первичности данных отношений в сопоставлении с духовно - идеологическими, например, правовыми и нравственными. В отличии от них, экономические отношения концентрируют внимание на границах сферы их непосредственного функционирования. Что же касается категории производственных отношений, то она фокусирует специфику деятельное в процессе которой они формируются. Именно производственные отношения, составляя сердцевину материальных, определяют характер всех других общественных отношений, в том числе и правовых.

Правовые отношения как вид общественных отношений обладают рядом характерных черт.

Одна из них проявляется в том, что правовые отношения не существуют независимо от сознания людей, а непосредственно связаны с ним. Данное положение подчеркивает природу правовых отношений, которая указывает на то, что процесс их складывания непосредственно обусловлен сознанием человека. Однако опосредованность правовых отношений вовсе не означает, что сначала возникают правовые теории или идеи, а потом уже на их основе складываются определенные отношения. Речь идет о таком процессе опосредования, в котором доминирующая роль принадлежит правовым отношениям людей, складывающимся в процессе их практической деятельности и поведения.

Правовые, отношения, возникая на основе материальных, являются, как и сознание, их выражением. Важно подчеркнуть, что правовые отношения каждой новой, общественно-государственной системы складываются, нередко, стихийно, но воспроизведение уже сложившихся этих отношений, осуществляется людьми сознательно. Следовательно, сознательное формирование правовых отношений в обществе предполагает и формирование такого сознания людей, которое отражает их объективное положение в системе материальных отношений. Вместе с тем, предварительно пройдя через сознание, правовые отношения становятся социальной формой практической деятельности людей. Они обретают, таким образом, бытие вне их сознания.

Другая характерная черта правовых отношений выражается в том, что их участники наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Закрепленные государством в Конституции, законах, специальных кодексах и других нормативных актах, права и обязанности личности являются юридическим выражением отношений между обществом и его гражданами. Права указывают на то, что может делать индивид, не впадая в непримиримые противоречия с интересами государства, а также законными интересами отдельных граждан. В зависимости от характера, сферы и условий их осуществления, права и обязанности граждан можно подразделить на две группы: конституционные (основные) и служебные (административные).

Важной конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации (согласно Статьи 59) является защита Отечества. В Конституции нашего государства также подчеркивается, что гражданин России несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Вместе с тем, данная статья (пункт 3) гласит о праве граждан, в случае, если их убеждения или вероисповедание противоречит несению военной службы на замену ее альтернативной гражданской службы.

Отличительной чертой должностных обязанностей и прав военнослужащих является то, что именно они определяют конкретный объем и пределы практического осуществления задач и функций каждым военнослужащим. Так, должностные права имеют исключительно целевое предназначение. Российское законодательство исходит из того, что каждый военнослужащий, во-первых, не может отказаться от использования предоставленных ему прав по должности; во-вторых, обязан пользоваться ими исключительно в интересах службы; в-третьих, использование служебных прав в личных целях преследуется по закону.

Важной характерной чертой правовых отношений является то, что их реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения. Понятно, что сделать свою волю, выраженную в законе, общеобязательной, государство может только в том случае, если оно, наряду с убеждением, будет применять и меры принуждения. Естественно, такое положение отнюдь не означает, что обязанности осуществляются людьми лишь в силу угрозы применения мер со стороны государства. Следует подчеркнуть, что уже сам процесс правовых реформ, происходящих в Российской Федерации, ориентирует граждан на понимание ими справедливости и необходимости правовых предписаний.

Однако было бы наивным не замечать тех негативных и социально опасных процессов, которые появились и, к сожалению, приобретают широкий размах в нашем обществе за последние годы. И среди них такие, как: коррупция, хищения имущества государства, частных фирм и граждан; злоупотребления властью; взяточничество; различные формы теневой экономики. Велики преступные махинации в бизнесе, масштабен рэкет, значительное число квартирных краж и угонов автомашин. Вот почему каждое такое правонарушение должно получить адекватную оценку со стороны институтов права, с учетом эффективных мер государственного принуждения.

Важное значение при реализации принуждения приобретает принцип справедливости. Применительно к юридической ответственности он проявляется в таких ее свойствах, как дифференциация и индивидуализация, предполагающие назначение наказания в соответствии с тяжестью совершенного правонарушения и с учетом особенностей личности виновного.

Соблюдение меры в сочетании строгости и мягкости назначаемого наказания - сложная задача, неправильное решение которой ослабляет превентивное значение ответственности. Так, чрезмерно строгое наказание (неадекватное правонарушению) порождает у индивида и в массовом сознании общества чувства несправедливости. С другой стороны, чрезмерно мягкая мера наказания может быть воспринята осужденным в качестве "прощения" и также окажется неэффективной.

Характерной чертой правовых отношений является их императивность в выполнении обязанностей, строгость в соблюдении определенных норм и принципов со стороны граждан и различного рода учреждений. Императивный характер правовых отношений пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: материально-производственную, политическую, социальную, духовную. Такое отношение содержит оценку субъектами, как носителей определенных правовых норм, взглядов; требований, значимости и приемлемости для них права в целом, а также отдельных его компонентов. Свою оценку субъекты выносят путем “взвешивания” и соотношения собственных интересов и целей (экономических, политических, социальных, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями, которые нормативно закреплены в праве и являются обязательными. На основе такого рода суждений и в связи с ними складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реализации прав и свобод, по рядка соблюдения законов и др. Поскольку правоотношения есть область специфического взаимодействия людей, их определенного социального общения, постольку в оценке, выносимой относительно правовых норм в государстве, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (интересами, целями) других участников правового общения, а также - соответствующих институтов и учреждений.

Процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности российского общества относится и к реализации правовых отношений в нем. Такому процессу способствует гуманизация всей правовой системы нашего государства” выражающаяся в расширении прав и свобод граждан, совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы, гласности в работе всей системы судебных органов, формировании нормотворческой базы с учетом демократизации нашей жизни и опыта функционирования правовых отношений в других государствах и т.д. Вместе с тем, реформирование, в том числе и в правовой области, протекает в стране противоречиво, болезненно, нередко с ошибками и просчетами.

Однако государственная позиция в отношении совершенствования и реализации права должна оставаться принципиально устойчивой. Ее суть может быть сведена к следующему: главное в общественном воздействии права заключается в понимании его ценности, необходимости для эффективного функционирования всей системы общественных отношений в интересах всех граждан. Данное обстоятельство, в свою очередь, связано с повышением сознательности и правовой культуры как отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, правовые отношения являются важным элементом всей системы общественных отношений. Обладая специфическими четами, они проявляются в конкретных поступках и деятельности людей, характеризуя определенный уровень развития их правового сознания.

Следует иметь в виду, что на возникновение, эволюцию, а также деформацию правовых отношений оказывает влияние правовое поведение людей.

5.2. Понятие правового поведения

Возрастающий интерес к исследованию проблем правового поведения личности и различных объединений людей определяется стремлением выявить их роль в развитии общественных отношений, обстоятельнее раскрыть факторы социальной активности индивида и определить детерминанты, воздействующие на формирование его правомерного поступка.

Важное значение в этой связи приобретает вскрытие общих признаков правового поведения. Одним из характерных признаков такого поведения выступает его социальная значимость. Как уже отмечалось, в сферу действия права включается такое поведение индивида и общностей людей, которое имеет важное экономическое, социальное, политическое, культурологическое, а также гражданское (личностное) значение. Причем оно может быть как с позитивным, так и с негативным вектором направленности. Исследование законодательства и практики его реализации позволяет вполне определенно выяснить доминирующие социальные характеристики того поведения, которое в конкретных исторических условиях регламентируется правом. Следует подчеркнуть, что правовое значение приобретает характер поведения людей, способный реально проявиться через состояние и развитие производственных, политических, нравственных, экологических и т.д. отношений, сказаться на статусе личности и выполнении ее интересов.

Другой признак правового поведения личности предстает в виде психологического. Он заключается в контроле сознания и воли личности правового поведения (реальном или потенциальном). Немаловажную рольв таком поведении играют правовые чувства и степень их устойчивости. Они содержат в себе субъективно ощущаемую установку по отношению к раз личным сторонам и признакам действительности. Так, например, люда способны испытывать ощущение свободы и независимости. Ими могут владеть чувства ответственности и долга, справедливости и несправедливости и т.п. Особенность правовых чувств состоит в том, что индивидам, которые переживают подобные чувства, обычно ясны вызывающие их причины. Чувство всегда поддается выражению в слове, речевых актах. А это, в частности, серьезно облегчает его изучение и формирование.

Вместе с тем, право в состоянии вызвать к жизни, стимулировать и обеспечить полезные для общества виды поступков, а также блокировать социально опасные - лишь в том случае, если подобного рода поступки способны регулироваться и контролироваться сознанием и волей личности. Вот почему в правовом сознании личности возрастает роль соответствующих навыков и привычек.

В качестве правовых навыков выступают умение совершать требуемые правовым общением внешние действия (заключение соглашения, выбор надлежащего контракта, возмещение ущерба и т.д.) как затвержденные стереотипные приемы. Навыки в основном освобождают сознание индивида от необходимости каждый раз специально обдумывать способ регуляции таких поступков и позволяют ему сосредоточиться преимущественно на анализе их общих целей, условий и средств выполнения, на контроле и оценке их результатов.

Правовая привычка представляет собой устойчивую внутреннюю потребность индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. К разряду правовых можно причислить такие привычки, как соблюдение договоренностей, исполнение обещанного, оказание услуг - за предоставленные услуги и т.д. В привычках откладывается и синтезируется вполне определенное фактическое знание индивидами права. Ступень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе - показатель состояния его правовой культуры.

Следующий признак юридический - четкая регламентированность правового поведения. Он заключается в том, что объективные и субъективные свойства поведения, которые предусмотрены правом, достаточно четко определены законом, иными правовыми источниками, ограничены конкретными рамками. Такие рамки, с одной стороны, отражают действительные возможности регулирования поведения людей правовыми средствами, а с другой - гарантируют от излишнего вмешательства в деятельность государственных институтов, общественных организаций, предприятий, а также и самих граждан.

Необходимо подчеркнуть, что общественно полезное или другое поведение, даже при условии обеспечения его материальными возможностями, не будет правовым, если оно не предусмотрено нормами права, а именно - предписывающими, разрешающими или запрещающими. Такой признак актуален как для правомерного, так и для противоправного поведения. Дело в том, что именно он дает законные основания для охраны и защиты прав и интересов граждан, государственных и общественных учреждений. Отсюда следует, что сформулированные в юридических актах правомерного и противоправного поведения представляют собой значимое проявление принципов демократии и законности в обществе.

Важным признаком правового поведения выступает подконтрольность государству. Он реализуется через деятельность правоохранительных - и правоприменительных органов и предполагает: во-первых, правовую гарантированность правомерного поведения: во-вторых, ответственность за противоправное поведение. В свою очередь, правомерное поведение должно быть обеспечено экономическими, политическими, социальными, правовыми, информационными и другими гарантиями. Кроме того, государство предусматривает неблагоприятные правовые последствия и противоправного поведения. Следовательно, правовое поведение, исключая диспозитивные нормы, не остается частным делом его субъектов. Государство же предпринимает все необходимые меры для поддержания и развития социально полезных форм поведения и недопущения аномальных и социально вредных.

В анализе двух видов правового поведения - правомерного и противоправного, важно различать их противоположный характер по ряду параметров. С точки зрения социальной значимости, они - противостоят друг другу. Так, правомерное поведение служит укреплению и стабилизации общественных отношений. В отличие от него - противоправное поведение нарушает их, дестабилизирует социальную, экономическую и политическую систему государства.

С точки зрения юридических характеристик, между ними проходит четкий водораздел. Так, правомерное поведение регламентируется обычно разрешающими или обязывающими нормами. А противоправное поведение, в свою очередь, предусмотрено запрещающими нормами. Далее следует заметить, что если правомерное поведение характеризуется через исполнение норм (в этом смысле оно нормативно), то противоправное по своей сущности - антинормативно; оно нарушает обязывающую или закрепляющую норму.

С точки зрения различия контролирующих функций государства по отношению к анализируемым видам поведения, противоправны и их юридические последствия. Контроль в отношении правомерного поведения направлен на то, чтобы всесторонне гарантировать и охранять его. Юридические последствия такого поведения обычно благотворны для деятельности его субъекта; они одобряются здоровым общественным мнением и поощряются государством. Последствия же противоправного поведения, напротив, как правило, связаны с появлением нежелательных для его субъекта последствий. Они концентрируются прежде всего вокруг юридической ответственности. Именно на это направлена и деятельность правоохранительных органов, стремящихся предупредить и пресечь различного вида противоправные поступки, наказать их носителей.

Дифференциация правомерного и неправомерного поведения ведет к тому, что в правоведении складываются вполне специализированные категории, относящиеся к конкретной разновидности правового поведения. Так, в арсенале науки и юридической практики применяются, с одной стороны, такие категории как, "законный интерес", "правоотношение", "компетенция", "правомочие" и др., а с другой - "преступление", "заключение под стражу", "арест", "наказание" и др. Их изучение и адекватное отражение представляют интерес для социологии права и практической деятельности юридических организаций.

Таким образом, правовое поведение личности представляет собой социально значимое явление, имеющее свои характерные признаки и оказывающее прямое и опосредованное воздействие на состояние и развитие как материальных (первичных), так и духовно-идеологических (вторичных) отношений в обществе.

5.3. Нормы права и поведение личности

Норма права, выступая важным средством формирования человеческого поведения, активно воздействует на складывающиеся общественные отношения. Следует при этом отметить, что норма права - это единственная из норм поведения, имеющая особое значение в сложных и противоречивых социальных процессах нашего времени. Она действует в разносторонней системе управления человеческим поведением; в системе, где, наряду с нормами, непосредственно управляющими поведение, существуют и иные средства общественного воздействия, например: нравственные, эстетические, религиозные.

Дело в том, что именно за правовыми нормами стоит характерный механизм их; реализации, в том числе сила государственного принуждения. Из нормативных свойств права, а также из возможности применения принуждения, можно прийти к заключению, что с помощью права предполагается разрешение любых общественных проблем. Однако факты свидетельствуют о неточности подобной гипотезы, так как вследствие изменившихся политических условий принудительное применение нормы часто не может быть реализовано.

Норма права, розданная в результате субъективной и неадекватной вызвать последствия, которые приведут к социальной напряженности в обществе, аномальному поведению больших групп людей и в значительной степени исказить смысл нормы.

Между тем не следует впадать в крайность и делать вывод, что норма права не способна на формирование факторов, воздействующих на поведение индивида. Важное практическое значение приобретает социальное планирование, которое в свою очередь позволяет эффективно осуществить правильную оценку "возможного" и "действительного". Норма права раскрывает определенные ценности и тем способствует осуществлению должного поведения, создавая благоприятные условия для претворения в жизнь правовых требований.

Особую роль играют мотивы при реализации правовых норм.

Во-первых, исходными мотивами поведения могут служить потребности и интересы не только конкретного субъекта, но и общества в целом. Вряд ли представляется верным рассматривать действия индивида в изоляции от общественных связей.

Во-вторых, при формировании мотивов правомерного поведения имеет значение содержание взаимозависимости между интересами действующего субъекта и интересами других лиц, также выступающими источниками определенной мотивации. Оба вида интересов способны в большей или меньшей степени совпадать между собой или вступать в противоречия; Так, личные интересы представителя трудового коллектива (например, представителя адвокатуры) могут расходится с общественными, которые выступают в качестве обязательных, мотивируя его правовое поведение.

В-третьих, при оценке мотивирующего характера интересов других людей следует учитывать разную степень их императивности для субъекта. Моральный долг, товарищеская забота, правовая обязанность представляют собой, ряд разновидностей из арсенала обязательной связи личных и общественных интересов реальной жизни.

В-четвертых, необходимо принимать в расчет такое объективное явление, как наличие микро и макрогрупп, интересы которых учитываются индивидом и могут выступать в качестве мотивации поведения. Естественно, они также могут и не совпадать. При этом, чем выше уровень правовой культуры личности, тем более значительными и обширными общественными интересами она руководствуется

Система общественных и личных мотивов поведения не является застывшей, в ней необходимо видеть переходные и смешанные формы. Кроме того, внутри этих двух больших групп возможны различные переплетения и видовые характеристик. И все можно, хотя и достаточно условно, выразить ряд устойчивых общественных и личных мотивов в правовом поведении. Среди них такие, как: убежденность в социальной пользе поступка; общественный долг; чувство личной ответственности; практическая значимость поступка для окружающих: альтруизм в поведении; конформизм личности; личная выгода от совершенного поступка; негативные мотивы (ревность, месть и т.п.) реализуемые правомерными средствами.

Необходимо иметь в виду одну особенность применительно к правовому поведению. Дело в том, что к нему нередко побуждают такого характера мотивы, которые с сомнением могут иметь позитивную оценку. Например, эгоистические, корыстные и т.п. Вместе с тем между характером мотива личности и правомерностью поступка не существует достаточно обязательного и строгого соответствия. Несмотря на то, что в реальной жизни в большинстве случаев позитивные мотивы порождают правомерное поведение, а негативные - отрицательное, обнаруживаются также и исключения. Их природа такова, что между мотивацией и поступком существует важное звено. Им выступает планирование и принятие индивидом решения, которое способно как деформировать социально полезную мотивацию, так и блокировать или компенсировать социально вредную.

Таким образом, важными условиями эффективности права в обществе являются правильная оценка взаимозависимости между нормой нрава и объективной действительностью, нормой права и поведением людей, а также верная оценка особенностей правовой нормы как средства воздействия.

Эффективность правовых норм требует конкретно-исторического подхода к ним. Известно, что никакие последствия правового решения не проявляются в обществе сразу и не могут быть устранены в короткие сроки. Такое положение связано с тем, что установить степень достигнутости ожидаемых результатом представляется лишь в течение значительного периода времени. Это относится как к праву в целом, так и к отдельным правовым нормам, в первую очередь к тем из них, которые находятся в непосредственной связи с управлением обществом и развитием экономики.

Особенно трудно определить эффективность правовых норм по влиянию, оказываемому ими на поведение индивида, а через него и на функционирование организации. В таком случае эффективность правовой нормы представляет показатель, который можно измерить в процессе реализации политики, отвечающей развитию общественных отношений. Однако политика не может быть оценена в статичном состоянии, а лишь в ходе динамичного влияния на развитие социальных процессов.

Значение конкретно-исторического подхода становится очевидным при условии понимания эффективности не отдельной правовой нормы, а всей правовой системы. При условии, когда в правовой системе существуют противоречия и их разрешение затягивается, то тогда снижается эффективность отдельной правовой нормы. Следовательно, среди условий, воздействующих на эффективность отдельных правовых норм, важное значение приобретает гармоничность правовой системы выделом, то есть всего комплекса правовых норм, которые предназначены для регуляции социальных отношений: Такая гармонизация означает, прежде всего, преодоление противоречий, возникающих в результате правового регулирования различных общественных явлений и "жизненных обстоятельств". Данное положение относится как к последствиям применения, правовых норм, касающихся поведения индивида, так и норм, регулирующих деятельность организаций. Необходимо отметить, что эффективность правовых норм, относящихся организациям, в целом определяет социальная система, в том числе формализованная или неформализованная. Нельзя также забывать и о том, что правовые нормы, регулирующие деятельность организаций, реализуются при. непосредственном участии людей, на поведение которых воздействуют факторы, существующие как внутри самих организаций, так и вне их.

В связи с этим, в реализации правовых норм, касающихся организаций, возникает ряд проблем. Одной из значительных среди которых выступает проблема санкций. Несомненно, что санкции, применяемые к организациям, эффективны только при условии соответствующего воздействия на поведение и деятельность их представителей - как руководителей, так и простых работников. Важным условием этого является эффективность самой структуры и правовых норм, регулирующих ее функционирование. События последнего времени в Российском государстве, особенно связанные с процессом продажи различного рода акций, в том числе зарубежным представителям, свидетельствуют о нерешенности ряда насущных правовых проблем. Следовательно, то обстоятельство, что организация как - "целое" стала адресатом нормы, то есть объектом внешнего правового регулирования, дополняется ее собственной деятельностью, в том числе связанной и с конкретным поведением ее людей

Таким образом, на правовое поведение личности в обществе влияют ее мотивы, которые неразрывно связаны с характером и спецификой потребностей и интересов микро и макрогрупп, общества в целом. Поведение личности зависит от ее осознания и проявлении норм права, реализуемых государством через систему своих учреждений и организаций, выполняющих регулятивную и контрольную функции.

ТЕМА VI. СОЦИОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Понятие юридической организации

Правопорядок и его действие оказывают специфическое и, в целом, положительное воздействие на реализацию норм поведения. Дело в том, что поддержание правового порядка влияет как на состояние правосознания, так и реализацию других социальных норм, например, нравственных.

Вместе с тем, эффективность правопорядка в любой общественной системе, уровень развития правосознания в ней и степень реализации правовых норм в значительной мере обусловлены социальной ролью юридической организации. Под ней принято понимать государственное учреждение или общественную организацию, специально созданные для профессионального выполнения юридической функции, т.е. для установления фактов юридического характера и разрешения противоречий (конфликтов) на основе права. Исходя из такого понимания, к юридическим организациям необходимо отнести суд, прокуратуру, следственный аппарат, государственный арбитраж, адвокатуру, нотариат, милицию, административные учреждения и т.д. Не входят в понятие юридической организации органы государственного управления, исправительно-трудовые и воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Дело в том, что последние хотя и имеют дело с лицами, которые вовлечены в юридическую систему, однако сами не способны принимать правовых решений.

Юридическая организация, как и любая другая, например, политическая или религиозная, имеет характерные черты.

Одной из них выступает специфика деятельности. Для юридической организации любого уровня свойственна правовая деятельность. Она характеризует внутреннюю и внешние области применения. Внутренняя правомерная деятельность конкретной организации (определенного объединения людей) включает и исполнение профессиональных функций ее структурными подразделениями, оптимизацию взаимоотношений между людьми, входящих в них.

Правовая деятельность внешнего характера юридической организации может представляться в виде профессиональной (например, издание актов для нижестоящих организаций), а также и в качестве общественной (например, участия в избирательной кампании). Вполне понятно, что соотношение между ними в различных условиях и неодинаковых организациях не могут быть тождественными.

Необходимо иметь ввиду, что одной из весьма значительных форм правомерной деятельности конкретной юридической организации является принятие и осуществление различного рода решений. При этом характерно следующее. Если для поведения гражданина решение представляет собой один из важных, иногда обязательных элементов, но оно еще не служит конечной стадией поведения, ибо необходим сам поступок, то для организации (коллектива людей) принятие решения нередко предстает завершающей стадией ее деятельности. Таким может быть, например, изданный нормативный акт (принятие муниципалитетом обязательного постановления о местах торговли табачными изделиями), исполнение которого способно относиться уже к компетенции иных государственных органов, общественных организаций или граждан.

Характерной чертой юридической организации является специфика функций и их последствий в обществе, условия и порядок деятельности определенных должностных лиц.

Внутренние и внешние черты, свойственные юридической организации, рельефно проявляются на системе органов, синтезирующих гражданскую, уголовную и административную юстицию нашего государства.

Система государственной юстиции в России обеспечивает детально разработанную процедуру установления факта правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. Общественные формы воздействия (например, обсуждение поступка трудовым коллективом) характеризуются прямым воздействием и своевременной реакцией. Однако они не всегда ведут к установлению истины. Между тем ситуация приобретает более сложный характер при условии совершения гражданского или административного правонарушения, а тем более преступления. Ошибка в данном случае ведет к весьма неблагоприятным последствиям для конкретного лица, или даже коллектива, которые их не заслужили. Все это требует существования строгого регламентирования системы выявления правонарушителя, установления правонарушений и определения их юридической природы. А это уже обеспечивается государственной системой правоохранительных органов.

В борьбе с правонарушениями система социального контроля, в целом, и правоохранительных органов, в особенности, преследует такие основные цели: во-первых, по возможности восстановить общественные отношения, которые нарушены противоправным поведением; во-вторых, наказать правонарушителя: в-третьих, оказать превентивное воздействие на других субъектов общества.

Решение этих задач в значительной степени зависит от эффективной деятельности работников правоохранительных органов, их профессиональных качеств, а также уровня правовой и нравственной культуры. Однако состояние таких компонентов среди работников правоохранительных служб России не может вызывать удовлетворение. Так, в 1992 году в стране было привлечено к уголовной ответственности около 1,5 тысяч одних только милиционеров. А в 1993 году сотрудники правоохранительных органов составили 25,8% от числа привлеченных к ответственности за коррупцию. Впереди оказались только работники министерств, комитетов и структур власти на местах. Тревогу вызывает то обстоятельство, что снижение подобных показателей до сих нор не превращается в устойчивую тенденцию. Примечательно в этой связи обобщение, которое отражено в положении, высказанном Бердяевым Н.А: "Или полиция есть мерзость и низость - сыск и шпионство, или она благородное, высшее призвание защиты насилуемых, спасения погибающих, предотвращения насилий, рыцарское призвание. Охрана порядка и спокойствия, человеческой жизни и чести может быть вручена только рыцарям, а не подонкам общества, из которых вербует полицию современное государство".

Наряду с глубоким и заинтересованным изучением деятельности правоохранительных органов в истории России, заслуживает внимания со стороны нынешних отечественных юридических организаций опыт работы зарубежных правоохранительных учреждений. Так, в ряде стран Запада выработаны общие правила требований к полицейскому, представленные в соответствующих кодексах деонтологии, декларациях и инструкциях служебного поведения во всех случаях его профессиональной деятельности. В них отмечается, что полицейский офицер - это, прежде всего, благожелательная и сопереживающая личность, способная воспринимать чужие страдания, сочувствовать им и использовать все имеющиеся в его распоряжении возможности для срочной и полной помощи тому, кто в ней нуждается . Нетрудно заметить, что цели и задачи правоохранительной деятельности здесь несколько иные по сравнению с российскими. Речь идет в них не о каких-то величественных общественно-государственных устремлениях, осуществляя которые полицейский не имеет ни времени, ни возможности заниматься мелочами повседневной жизни. Его главная задача - помочь в беде и заботиться об окружающих людях.

Формирование правового государства в Россия должно обеспечить всем гражданам возможность действительно пользоваться защитой со стороны его юридических организаций. Однако подобное возможно при условии, когда не только личность несет свою ответственность перед государством и его юридическими организациями, но когда и они несут ответственность перед личностью. Государству необходимо отвечать перед каждым членом общества за свои действия, а значит, и за деятельность юридической организации в целом.

Важно также подчеркнуть, что должностные лица юридических учреждений обладают рядом характерных черт. К ним следует отнести, прежде всего, особенности поведения должностного лица.

Во-первых, такие черты определяются тем, что должностное лицо действует не от своего имени, а от имени государственной или общественной организации. Поэтому и сами решения, и действия должностных лиц имеют силу актов деятельности данного коллектива со всеми вытекающими последствиями.

Во-вторых, поведение должностного лица, принимающего конкретное решение, обладает определенными психологическими свойствами. Это поведение определяется, с одной стороны, объективными условиями деятельности, а с другой - индивидуальными качествами лица, принимающего решение.

В- третьих, правомерное поведение должностного лица не изолировано не только от влияния юридической организации, которую оно представляет, но и от воздействия тех должностных лиц и граждан, которым будет адресовано принимаемое решение.

Таким образом, борьба за улучшение стиля работы государственных учреждений, повышение уровня деятельности должностных лиц юридических организаций предполагает создание ряда условий, способствующих оптимизации этой деятельности. К числу таких следует отнести строгую правовую регламентацию их деятельности и надежный контроль за соблюдением ими всех требований закона.

6.2. Особенности демократической юридической организации

Демократическая юридическая организация, как система, по своей социальной направленности занята реализацией механизма равномерного исполнения всех существующих в обществе интересов. Результатом ее деятельности выступает не абстрактная идея благополучия всех граждан общества, а права, свободы и интересы конкретной личности. Благодаря этому юридическая организация демократического общества приобретает ряд особенностей. Рассмотрим наиболее общие из них.

Первое. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Особенно эго важно для того, чтобы не допустить произвола исполнительной власти и обеспечить максимальную самостоятельность и независимость суда. Именно при таком условии судебное решение предстает в качестве способа защиты общих принципов конституции, прав и свобод граждан. Избранные представители общества в состоянии направлять деятельность суда средствами законодательной власти, а сам народ может контролировать его работу, отзывая при необходимости, избранных им судей. При этом каждая власть реализует свои, строго провозглашенные функции И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью.

Вместе с тем разделение властей и максимальная самостоятельность суда не должны вызывать непримиримых противоречий в обществе. Принцип разделения властей предполагает единство правотворческой, правоприменительной, организационной и теоретической деятельности. Он обращает внимание также на то, что деятельность самого государства должна носить правовой характер. И в этом смысле она ограничена, минимизирована.

На данное положение обратил внимание еще Кистяковский Б.А: "Основной принцип правового или конституционного государства, говорил он, - состоит... в том, что государственная власть в нем ограничена". В этом смысле оно функционирует не в ключе "режиссера", наблюдающего и контролирующего все процессы, а только те, которые являются ключевыми для реализации свобод и нрав каждой личное” и к ним могут быть отнесены: отказ от решения экономических задач любыми средствами и способами, кроме контроля общего развития посредством определения приоритетов в экономическом механизме страны; оказание практической помощи общественно важным хозяйственным отраслям при стихийных бедствиях, чрезвычайных обстоятельствах и т.д.; обеспечение правовых гарантий инициативе, талантам граждан вместе с возможностью брать на себя ответственность за свои поступки; усиление и развитие гарантий невмешательства в область самостоятельных действий граждан, где они правомочны действовать по своей воле и усмотрению: обеспечение необходимой юридической помощи, установление эффективных механизмов и процедур для защиты прав человека.

Второе. Принципиальное первенство закона перед властью, права перед политикой. На данное обстоятельство обращал внимание Бердяев Н.А.: "Политика; - считал он, - слишком часто бывала политиканством, допускала средства, непохожие на цели, считала все дозволенным и потому заключала в себе злобное начало". Безоговорочное и полное господство права, его норм, ценностей и идеалов предполагает неукоснительное выполнение закона со стороны всех государственных органов и граждан.

На деле это означает полное выполнение всеми гражданами, организациями и самим государством требований законов и подзаконных актов, изданных в соответствии с Конституцией государства. Они призваны реализовать основополагающие принципы функционирования демократического общества. Это возможно при условии, когда законодательство соответствует доминирующим тенденциям социально-экономического развития данного общества, его культурно-историческим традициям и важнейшим интересам граждан.

Раскрывая сущность государственно-политической деятельности, известный русский правовед Кистяковский Б.А. отличил, что она обеспечивает рост солидарности людей, ставит идеальные цели, облагораживает и возвышает общественную жизнь. "Общее благо, - утверждал он, - вот формула, в которой кратко выражены цели и задачи государства".

Между тем, осуществление интересов всех индивидов в обществе, как абстрактная задача, может реализоваться по-разному. Все зависит от того, насколько в определенной государственной форме проявляются неотъемлемые права, которые включают в себя такие, как определенные Конституцией - свободу совести, свободу передвижения, свободу собраний, свободу профессий и т.д. Именно право в состоянии положить предел политическому произволу и, тем самым, реализовать свое первенство перед политикой и целом.

Первенство законы над властью, права над политикой означает прежде всего то, что именно закон стал максимально адекватным своей сущности, а следование ему является действительной защитой прав человека на принципах подлинной справедливости.

Третье. Нарушение закона с неизбежностью влечет за собой наказание. Незыблемость закона означает, прежде всего, четкую профессиональную деятельность юристов и представляемых ими организаций. Это возможно тогда, когда в обществе созданы необходимые политические предпосылки, технические условия, достигнуто информационно - коммуникативное обеспечение. И, наконец, когда каждый правозащитник заинтересован в соблюдении законности. Принципиально важно уберечь закон от посягательств со стороны власти, государственных чиновников, коррумпированных представителей юридических учреждений. Особенно сложно добиться взаимной ответственности как гражданина перед государством, так и государства перед отдельным гражданином.

Важно подчеркнуть следующее положение: наказание в обществе не обязательно должно быть строгим, но непременно неотвратимым. Неизбежность наказания превращает закон из формально провозглашенного постулата в реально действующее правило. Между тем, существующая судебная практика в современной России нередко свидетельствует о проблемности достижения такого положения. Зачастую лица, обладающие значительным материальным состоянием и занимающие определенное положение в общественных и государственных (или иных) структурах, избегают справедливого наказания. Это вызывает неодобрение со стороны общества, подрывает авторитет и веру в справедливость судебной власти государства. Суть подобного положения удачно отражена в высказывании русского правозащитника Урусова А. И.: "Щадите слабых, - отмечал он, - склоняющих свою усталую голову; но когда перед вами становится человек, который пользуясь своим положением, поддержкою, дерзает думать, что он может легко обмануть общественное правосудие, вы, представители суда общественного, заявите, что ваш суд - действительно сила - сила разумления и совести и согните ему голову под железное ярмо закона".

Четвертое. Уважение и подлинная лояльность граждан по отношению к закону и институтам права существующей системы. Такое положение дел является результатом многих принципиально важных предпосылок. Ведущее место среди них занимают детально отработанный юридический механизм практической реализации конституционных прав и свобод граждан, его доступность всем и простота в реализации; учет общественного мнения в процессе законотворческой и законоприменительной деятельности; наличие действенных гуманитарных процедур, гарантирующих участие граждан в демократических процессах по защите своих прав; профессиональная и нравственная безупречность работников государственных структур и их максимальная заинтересованность в качественном осуществлении своих должностных обязанностей, достаточно высокий уровень правовой культуры граждан, соответствующий правовой культуре данного общества.

Необходимо подчеркнуть, что главенство закона в общественной системе только тогда имеет смысл, когда закон направлен на реализацию интересов граждан. Тогда главной фигурой в государстве оказывается человек, на службу которому поставлен закон, его защищающий и охраняющий.

В реальном процессе правоприменительной деятельности гуманизация закона выступает далеко не простой проблемой. Это обусловлено тем, что судебные санкции носят двойственный характер. Так, судебный приговор содержит меру воздаяния преступнику. Вместе с тем, он представляет и меру компенсации пострадавшему. Объективно данные меры могут совпадать соответственно тому, как их определил законодатель. Между тем преступник и пострадавший чаще всего остаются неудовлетворенными судебным решением, поскольку гуманизм по отношению к преступнику оборачивается жестокостью по отношению к пострадавшему и наоборот.

Пятое. Подконтрольность государственных учреждений, их работников, закону, судебной власти и представителям народа. Действенный контроль за властными структурами государства позволяет предотвратить произвол со стороны государства и формирование его как деспотической системы вседозволенности. С такого контроля начинается становление нормальных общественных отношений, не осложненных превышением власти, склонных к произволу государственных чиновников. Как свидетельствует исторический опыт развития российского государства - власть к этому располагает. Очень метко высказался по этому поводу известный отечественный юрист Кони А.Ф. Так, на судебном процессе по делу самоуправства одного земского начальника, он обратил внимание на следующее. "Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает облеченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказывать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя в узкой сфере, карать и миловать".

Опыт современного реформирования России свидетельствует о том, что не все обладающие властью способны противостоять соблазну своего возвышения над людьми и законом, нередки еще случаи в стране, когда тот или иной чиновник творит произвол, который обязаны сносить рядовые граждане общества. Претензия на звание безоговорочного и единоличного лидера общества - одна из предпосылок злоупотребления государственной властью. Вот почему такие явления должны быть искоренены в условиях формирования демократического и правового государства.

Таким образом, демократическая юридическая организация по своей сущности и социальной направленности отличается от тоталитарной. Она характеризуется рядом специфических черт, реализация которых создает предпосылки для успешного функционирования норм права в интересах личности, ее прав и свобод, и способствует гуманизации всей системы общественных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель познания теории и практики - это получение истинных знаний и их эффективное применение. От научного понимания предмета социологии права в немалой степени зависит верная оценка познавательного значения ее как науки.

Социология права, участвуя в формировании и разработке научных основ управления обществом, способствует исследованию взаимодействия между правом и обществом, системой норм и поведением юридических организаций и личностью. Именно таким путем она способствует решению долгосрочных задач глубокого и поэтапного реформирования Российского общества.

Дело в том, что Российское общество серьезно заинтересовано в развертывании всей системы человеческих прав, в их наиболее широком претворении в жизнь. Поэтому оно объективно заинтересовано в блокировании элемента произвольности в правовом регулировании. Речь идет, несмотря на реальные сложности, противоречия и даже попятные движения, о формировании такого социального климата в обществе, который создает благоприятные условия для развития права.

Представители юридической науки с возрастающим интересом относятся к социальным взаимозависимостям правовых норм, а в последние годы разрабатывают проблемы общественной эффективности правового регулирования. При этом речь идет о дальнейшем повышении роли демократических институтов государства, юридических норм в развитии общества, в совершенствовании методов и форм правового регулирования социальных отношений, в удовлетворении потребностей и интересов личности. Дело в том, что различные сферы общественной жизни непосредственно связаны с социальными отношениями, включающими широкий спектр отношений экономических, политических, нравственных и правовых. Следовательно, раскрытие правовой реальности всегда сопряжено с основательным анализом политических и духовных факторов, а это с необходимостью требует изучения самой общественной практики. В этой связи следует подчеркнуть, что объективные и всесторонние конкретные исследования в области социологии права приносят вполне определенные результаты, которые ведут к обобщающим выводам методологического характера.

Может возникнуть вопрос: обнаруживается в результатах исследований социологии права социальная сторона права, влияние принятых или отвергнутых ценностей, в которых функционально проявляются интересы и отношения личности и социальных групп. Для глубокого анализа такой проблемы необходимо определенное время. Между тем с уверенностью можно констатировать, что во всяком социально-правовом исследовании раскрывается подобная связь. Более того, ценностная ориентация определяет само направление научного поиска: его цели и пределы не являются препятствием для познания, поскольку именно оно и содействует подлинно научному поиску. Тот факт, что репрезентативные выводы оказывают влияние ценности, не превращает автоматически первые во вторые. Здесь также действуют сложные законы поиска истины и ее обоснования. Это обстоятельство важно отметить потому, что использование социологии права в практике государственно-правового строительства в значительной мере зависит оттого, насколько “использующая” сторона считает их ценностными выводами, какое значение имеет их социальная сущность для решения тех или иных вопросов.

Следует иметь в виду, что в сфере государственной деятельности результаты социологических исследований могут иметь гораздо большее значение, чем понимаемая в узком смысле социология права. С точки зрения обоснованности создаваемого юридического правила весьма важно раскрытие подлежащих регулированию общественных отношений, явлений и т.п. Раскрыть же, каким образом и какими решениями могут регулироваться эти отношения при помощи юридических средств, должна социология права. При раскрытии социальной направленности правового регулирования важное положение имеет определение как позитивных, так и негативных последствий в действии тех или иных правовых предписаний. В этой связи необходимо подчеркнуть значение опережающего момента в предлагаемых научных рекомендациях, во влиянии правового элемента на позитивное изменение общественных отношений. Анализируя результаты применения правовой нормы и раскрытия их в свете целей правового регулирования, можно обнаружить, наряду с желательными и предвидимыми последствиями ее применения, также и нежелательные.

Таким образом, сознательное и творческое применение всего арсенала социологии права способствует интеллектуальному и профессиональному развитию личности, совершенствует ее культуру научного познания общества, помогает предвидеть просчеты и избежать их в юридической сфере деятельности.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты