Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях
p align="left">Количество специалистов - 30 человек, из них 1 мужчина и 29 женщин. Стаж работы 5-10 лет - 30% опрошенных, 10-15 лет - 40% , более 15 лет - 30%. Возраст участников исследования составил две возрастные категории: 31-40 лет и 41-55 лет.
Результаты анкетирования были использованы в обобщенном виде, проанализированы и сведены в диаграммы, матрица ответов на вопросы анкеты представлена в виде таблицы Л.1.
Анализируя ответы на первый вопрос, выяснилось, что больше всего отмечены такие мероприятия, как развитие физической культуры и спорта (25 ответов); внедрение и реализация антинаркотических программ в образовательных учреждениях (24 ответа); пропаганда здорового образа жизни (28 ответов); организация массовых акций, мероприятий городского масштаба (26 ответов); проведение бесед, лекций, круглых столов, конференций по профилактике наркотизации и формированию здорового образа жизни среди населения различных возрастных категорий (30 ответов).
«Какие вышеперечисленные мероприятия, по вашему мнению, проводятся в городе Нижнекамске?» 80% респондентов (24 человека) ответили, что в городе Нижнекамске очень хорошо организована антинаркотическая работа, проводятся конференции, круглые столы, лекции и консультации для школьников и студентов, а также налажена работа по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью. Также в образовательных учреждениях ведется работа по профилактическим программам, которые способствуют формированию у детей школьного возраста навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Специалистами разрабатываются и реализуются проекты, направленные на профилактику наркотизации населения. Ответы респондентов наглядно представлены на рисунке Л.1.
«Как вы оцениваете организацию профилактической работы в Нижнекамске относительно других городов Республики Татарстан на сегодняшний день?» - на этот вопрос анкеты никто из респондентов не затруднился ответить. 5 голосов было отдано оценке хорошо, 25 - отлично (представлены на рисунке Л.2).
Реализация мероприятий по профилактике наркотизации в Нижнекамске способствует уменьшению заболеваемости наркоманией. Так считают 73% опрошенных респондентов (22 человека), способствуют в какой-то мере - 27% опрошенных (8 человек).
На вопрос: «Какая возрастная категория населения более подвержена риску наркотизации?» оказалось, что наиболее уязвимыми являются подростки, так как они могут попадать под влияние таких факторов, как интерес, мода, улица, конфликты в семье, непонимание близких, фактор самоутверждения и так далее (по данным рисунка Л.3).
Наркотизации способствует личностная незрелость подростков, которая не позволяет им в полной мере ощущать психологическую поддержку и защиту семьи и родственников, испытывать самоуважение, самостоятельно преодолевать проблемы, находить конструктивные решения и добиваться успехов в жизни. Именно подростки и молодежь, как показывают исследования (например, социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды в Республике Татарстан, проведенный доктором социологических наук Ю. Ю. Комлевым), проведенные в Республике Татарстан наиболее подвержена риску наркотизации, поэтому неудивительно, что респонденты чаще выбирали возрастную категорию «подростки».
По-вашему, мнению, какой профиль должен иметь специалист, работающий по профилактике наркотизации населения?
40% (12 человек) от опрошенных считают, что педагог, столько же процентов - психолог, остальные 20% - выбрали медицинского работника, сотрудника правоохранительных органов и менеджера профилактической работы.
«Как вы считаете, должны ли принимать участие представители правоохранительных органов в работе по профилактике наркотизации населения?» - все участники опроса ответили на этот вопрос утвердительно.
«Если да, то в какой степени» 80% (24 человека) участников опроса ответили: «представитель правоохранительных органов должен вести тесное сотрудничество со специалистом по профилактической работе». Действительно, сотрудники правоохранительных органов должны принимать активное участие в антинаркотической работе, поскольку силовые структуры влияют на потребление и приобщение к наркотикам, в особенности подростков. Единственное, что в поле зрения правоохранительных органов попадает, в силу высокой латентности наркотизма, лишь незначительная часть тех, кто приобщается к наркопотреблению.
20% ответили, что сотрудник правоохранительных органов должен пресекать правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и вести работу по вторичной профилактике.
Следовательно, представители правоохранительных органов должны сделать акцент на профилактике наркопотребления, уделить внимание работе с детьми и подростками «группы риска».
«По вашему мнению, какой сфере необходимо уделить наибольшее внимание в вопросе профилактики наркотизации?» - на этом вопросе ответы получились разноплановые. Так, профилактической работе с семьей отдали свои голоса 12 человек, работе по профилактике наркотизации в образовательных учреждениях - 3 человека, досугу, спорту, культуре - 8 человек. 1 человек считает, что в нет необходимости какой-то сфере уделять большее внимание, потому что в городе и так идет целенаправленная работа по профилактике наркотизации. Также было отмечено, что досуг, спорт, культура должны стать доступнее для населения, а для отдельных категорий населения и бесплатными.
6 человек обозначили проблему «созависимости» как наиболее сложную и требующую активного вмешательства, как со стороны государства, так и общества в целом. Жизнь с человеком, страдающим зависимостью от психоактивного вещества, коим является алкоголь и наркотики, вызывает разочарование, гнев и обиду - все это подрывает здоровье. Члены семьи также становятся больными. Их болезнь называется созависимостью. Она столь же мучительна и опасна, как и ставшие ее причиной наркомания, и она тоже может привести к разрушению личности и даже смерти. Созависимость сложна, комплексна и многолика, ею страдают не только родственники наркоманов, но и люди, которые находятся в тесном взаимодействии с больными, например у людей с «помогающими» профессиями. Созависимость - самая распространенная болезнь в мире. Практически полное отсутствие информации по вопросам созависимости для населения и специалистов не позволяет определить эту проблему.
На вопрос, какие учреждения ведут наиболее целенаправленную антинаркотическую работу в городе, больше всего ответов было «общеобразовательные учреждения», «центры дополнительного образования», «вузы», «среднеспециальные учебные заведения», «Управление по делам молодежи и спорту». Ответы респондентов можно увидеть на рисунке Л.4. Это говорит о том, что профилактика должна быть направлена, прежде всего, на целевую группу - молодежь, особенно подростки.
«Как вы считаете, должны ли средства массовой информации принимать участие в работе по профилактике наркотизации населения?» - на этот вопрос все респонденты ответили утвердительно.
Средства массовой информации являются в настоящее время одним из основных каналов трансляции и освещения темы наркотиков. Они оказывают наибольшее информационное воздействие на формирование представлений о социальных, экономических, медицинских и правовых аспектах проблемы наркотизма. Средства массовой информации должны вести мощную пропаганду здорового образа жизни и резко критиковать социально-негативные явления, а также обязательно консультироваться со специалистами по вопросам организации профилактической работы - такого мнения придерживаются все участники опроса.
Информационно-пропагандистская работа в городе позволяет существенно поднять уровень информированности населения о вреде наркотиков для здоровья. Тематическая и смысловая направленность антинаркотических материалов в целом достигает своей профилактической цели.
Основные эффекты, которые оказывает антинаркотическая пропаганда на сознание и поведение различных категорий населения состоит в том, что она предупреждает об опасности наркомании, объясняет медицинские и социальные последствия наркомании, просвещает, вызывает страх перед наркотиками, формирует установку на здоровый образ жизни без наркотиков, приводит к отказу от наркотиков.
Наиболее эффективны такие формы антинаркотической работы, как: реклама престижности здорового образа жизни, специальные программы на телевидении и радио, программы в образовательных учреждениях, антинаркотические эстрадные концерты, спортивные мероприятия под девизом «спорт - против наркотиков», антинаркотические публикации в периодической печати, дискуссии и выступления в СМИ авторитетных ученых и специалистов. Информационно-пропагандистская работа в городе в целом достигает своих целей, повышает информированность групп риска о вреде наркотиков, предупреждает об опасности заболевания наркоманией, СПИДом, гепатитом. Следовательно, это направление антинаркотической работы нуждается в дополнительной политической, организационной, научно-методической поддержке и достаточном финансировании. Ответы респондентов на 14 вопрос анкеты представлены в матрице ответов приложении Л.
По мнению респондентов, к постоянной антинаркотической работе необходимо больше привлекать молодежные объединения и организации, а также религиозные организации (по данным рисунка Л.5). Существует только проблема, как стимулировать их работу.
По мнению респондентов, основными приоритетами в антинаркотической политике государства должны быть: законотворческая работа по ужесточению уголовной ответственности за производство и распространение наркотиков; создание условий для учебы, спорта и культурного досуга молодежи; активизация борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью; решение социально-экономических проблем (уменьшение безработицы, повышение уровня жизни); повышение роли семьи и родителей в воспитании детей и профилактике подростковой наркотизации.
Следующие вопросы анкеты касались непосредственно учреждений, где работает опрашиваемый специалист. Как оказалось, в каждом учреждении проводится активная работа по профилактике наркомании, которая способствует снижению заболеваемости наркоманией, способствует формированию здорового образа жизни. Этому способствуют проводимые учреждениями конкурсы, беседы, акции, развлекательные и спортивные мероприятия антинаркотической тематики, изготовление антинаркотических уголков, выпуск стенгазет и плакатов (по данным рисунка Л.6). Соответственно на вопрос анкеты «Профилактическая работа в вашем учреждении ведется» на высоком уровне ответили 80%, на среднем уровне - 20% (по данным рисунка Л.7). Почти все респонденты ответили, что в городе необходимы новые способы антинаркотической работы, внедрение проектов и программ для муниципальных учреждений, общественных и религиозных объединений.
Из предложений, которые внесли респонденты, наиболее интересными оказались: открытие центра медико-социальной реабилитации для больных наркоманией, трудоустройство больных наркоманией, внедрение программы для вузов и ссузов «Культура здоровья», открытие центра профилактической работы в городе.
Таким образом, полученные данные исследования свидетельствуют о позитивных тенденциях в оценке деятельности муниципальных учреждений в сфере профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения, в том числе подростков и молодежи. Анализируя ответы респондентов, можно сделать вывод, что в городе Нижнекамске муниципальными учреждениями ведется целенаправленная работа по профилактике наркотизации, которая способствует снижению заболеваемости наркоманией, способствует формированию здорового образа жизни среди различных категорий населения. Выяснилось, что работа по профилактике наркотизации направлена на подростков, как наиболее подверженную риску наркотизации категорию. Разнообразные профилактические мероприятия воздействуют на сознание и поведение подростков, молодежи. Выяснилось, что к мероприятиям необходимо больше привлекать общественные и религиозные организации, представителей правоохранительных органов, средства массовой информации, которые должны вести мощную пропаганду здорового образа жизни. Такая работа должна носить не запугивающий и негативный характер, а основываться на позитивной профилактике. Необходимо уделить внимание работе с семьей, с созависимыми, а также досугу, спорту, культуре как приоритетным сферам профилактической работы.
В целом профилактика социально-негативных явлений в Нижнекамске относительно других городов Республики Татарстан оценивается на высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты мониторинга в Республике Татарстан. А муниципальными учреждениями на основе проведенного исследования проводится значительная работа по профилактике наркотизации населения.
3. Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях
3.1 Отечественный опыт работы по профилактике наркотизации населения. Реализация антинаркотической работы в Республике Башкортостан
Эффективность решения проблем наркотизации населения напрямую зависит от выбора адекватной модели антинаркотической политики. Для этого необходимо иметь фактические данные о мировых тенденциях и опыте применения различных стратегий, их обоснованности. Крайне важным на современном этапе развития антинаркотической политики беспристрастно оценить имеющуюся систему сдерживания распространения употребления наркотических веществ, заболеваемости наркоманиями, а также результаты уже проводившихся в стране мероприятий [43, с. 143].
Чрезвычайная острота проблемы, связанной с распространением наркомании, предопределяет необходимость системного подхода к решению задач в данной сфере. Он включает в себя законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности, определение состава и порядка взаимодействия участников антинаркотической работы, назначение целей и задач на ближайшую и дальнюю перспективу, выработку механизма отслеживания наркоситуации, воздействия на нее с целью достижения поставленных целей и тому подобное [43, с. 106].
В республике Башкортостан сформирована определенная, реально действующая система противодействия наркоугрозе, где важнейшей задачей, возложенной на правоохранительные структуры, является необходимость поставить надежный заслон распространению наркотиков. Однако наиболее важной составляющей существующей в республике системы антинаркотической деятельности является совокупность мер по формированию здорового образа жизни, комплексной профилактики наркомании [43, с. 81].
Как известно, противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими складывается из общественно-политической, социально-экономической, нормативно-правовой, медицинской, уголовной и административно-правовой, а также некоторых других составляющих.
В своей повседневной работе в этих направлениях Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан ставит своей целью создание целостной системы, обеспечивающей решение задач, сформулированных в основополагающих документах, регламентирующих деятельность органов наркоконтроля.
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан является координатором профилактической работы в республике, в связи с этим, в целях обеспечения реализации мероприятий разработаны планы совместной работы с министерствами образования, физической культуры и спорта, внутренних дел, здравоохранения, культуры и национальной политики, а также с госкомитетом по молодежной политике [43, с. 83].
Хорошо понимая всю серьезность стоящих перед обществом и государством угроз, активную позицию в вопросах профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков занимает руководство Республики Башкортостан. Проведенная за последние годы в республике органами законодательной и исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, работа в данном направлении позволила в целом выстроить систему организации антинаркотической деятельности.
Решающее значение придавалось и придается системному подходу к выработке региональной государственной политики и идеологии борьбы с наркоманией. Еще в январе 2003 года в Государственном Собрании республики состоялись Парламентские слушания, посвященные этим проблемам, в которых приняли участие депутаты, представители Администрации Президента, Правительства РБ, министерств и ведомств, общественных объединений, религиозных конфессий.
Значительное влияние на оздоровление общества в целом оказал тот факт, что указами Президента Республики Башкортостан последние годы последовательно объявлялись годами семьи, ребенка, молодежи, матери, здоровья, спорта и здорового образа жизни.
В целях придания нового импульса деятельности всех структур по противодействию негативным социальным явлениям, формирования активной гражданской позиции по отношению к наркомании и концентрации внимания общества на этой проблеме Указом Президента Республики Башкортостан 2005 год был объявлен Годом профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения [43, с. 107]. Этот шаг стал беспрецедентным для регионов России. При разработке мероприятий, проводимых в течение Года, были поставлены следующие задачи:
- создание системы предупреждения и противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью;
- совершенствование антинаркотической, антиалкогольной, антитабачной пропаганды и формирование здорового образа жизни;
- создание системы мониторинга распространения наркомании;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача, алкоголь и табак;
- создание системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркологических заболеваний;
- совершенствование межведомственного и расширение международного сотрудничества.
Исполнение данного Указа способствовало консолидации и координации действий органов государственной власти всех уровней, руководства предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств, общественных объединений, религиозных, благотворительных организаций, средств массовой информации [43, с. 4].
Перед Правительством республики были поставлены задачи ужесточить контроль за соблюдением законодательства, регулирующего оборот наркотических средств, алкогольной и табачной продукции; создать систему доступного лечения и реабилитации наркозависимых лиц; укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений и реабилитационных центров, осуществляющих работу по профилактике и реабилитации лиц, страдающих наркоманией; провести широкомасштабную кампанию культурно-спортивных, пропагандистских мероприятий. Правоохранительным органам рекомендовалось повысить эффективность правоприменительной практики в борьбе с наркоманией. Большую работу по совершенствованию антинаркотической пропаганды проводили республиканские средства массовой информации.
Министерствами, ведомствами, госкомитетами, администрациями муниципальных районов и городских округов республики уделялось огромное внимание обеспечению исполнения Плана мероприятий по проведению Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Проведенные мероприятия позволили объединить усилия всех государственных структур, общественности, населения по решению проблем противодействия наркотизации жителей республики и оптимизировать систему антинаркотической деятельности.
Важнейшим элементом всей системы антинаркотической работы является ее нормативно-правовое обеспечение. В связи с этим в республике постоянно осуществляется деятельность по совершенствованию законодательной базы профилактики асоциальных явлений.
Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан принят ряд законов, направленных на формирование здорового образа жизни, борьбу с негативными явлениями в подростково-молодежной среде.
Так, в июле 2005 года принят Закон Республики Башкортостан «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Башкортостан». Данным законом предусмотрен комплекс мер по решению названных проблем и определены конкретные задачи и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, средств массовой информации, негосударственных организаций в этой сфере.
В частности, к полномочиям органов государственной власти республики отнесены организация в регионе мониторинга наркоситуации, обеспечение медико-социальной реабилитации больных данного профиля, развитие сети учреждений для оказания специализированной помощи лицам, страдающим этими заболеваниями. Все превентивные мероприятия, закрепленные законодательно, финансируются за счет республиканского бюджета.
Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях», в Семейный кодекс Республики Башкортостан, в целый ряд республиканских законов, касающихся пропаганды здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.
В период с 1993 года Президентом Республики Башкортостан издано 6 указов, регулирующих вопросы борьбы с наркоманией.
Последовательно утверждаются и реализуются республиканские Программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
С 2004 по 2006 года действовала Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2004-2006 годы. На реализацию ее мероприятий было выделено 30 миллионов рублей, из них Управлению наркоконтроля - 9 миллионов рублей.
В настоящее время реализуется Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2007-2009 годы [43, с. 6].
Другим немаловажным звеном в системе противодействия наркомании является Правительственная антинаркотическая комиссия, которая в 2000 году образована постановлением Кабинета Министров республики. Руководит комиссией один из заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
В целях усиления координирующей роли Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан постановлением Правительства в состав комиссии включены сотрудники отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики в качестве секретаря и члена комиссии, а начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан является заместителем председателя комиссии.
Антинаркотическую деятельность в рамках региональных программ в настоящее время осуществляют межведомственные антинаркотические комиссии при администрациях муниципальных районов и городских округов.
Вопросы профилактики наркомании регулярно рассматриваются на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Межведомственной комиссии по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, республиканской комиссии по охране здоровья, Координационном совещании руководителей правоохранительных органов, Коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе, а также селекторном совещании под председательством Премьер-министра Правительства с заслушиванием глав администраций муниципальных районов и городских округов.
Правительством Республики Башкортостан проводится работа по развитию международного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Так, 25 августа 2005 года в городе Уфе состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, в ходе которой была подписана Памятная записка между Правительством Республики Башкортостан и Региональным представительством Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности в России и Белоруссии о сотрудничестве в области профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни [43, с. 82].
Еще одним важным направлением работы является формирование системы научно-практического исследования и оценки наркоситуации. Совместно с министерствами и ведомствами Управлением наркоконтроля разработано Положение о мониторинге наркоситуации в Республике Башкортостан, определяющее в конечном итоге целостную государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза развития наркоситуации в республике с последующей выработкой управленческих решений. На базе ряда министерств и ведомств, высших учебных заведений формируется ядро исследовательской работы и получены достаточно значимые научные результаты.
Так, в целях установления масштабов потребления наркотиков населением Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан совместно с Башкирским государственным университетом в 2005 году на всей территории республики проводилось полномасштабное социологическое исследование «Детерминанты наркотизма в Республике Башкортостан», результаты которого в настоящее время используются при организации антинаркотической работы.
Сложилась практика осуществления мероприятий по профилактике наркотизации населения на основе ежегодных совместных планов с министерствами и ведомствами. Только в 2005 году с участием сотрудников наркоконтроля в республике организовано и проведено более 7 тысяч профилактических мероприятий антинаркотической направленности - это важный результат совместной планомерной, скоординированной работы министерств, ведомств, госкомитетов, администраций районов и городов, молодежного актива.
Госкоммолодежи и Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан создан Координационный центр волонтерского движения пропагандистов здорового образа жизни в подростково-молодежной среде. Принята Программа развития молодежного добровольческого движения по пропаганде здорового образа жизни в подростково-молодежной среде на 2005-2008 годы. Организована работа служб социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, подростково-молодежных клубов и центров, кружков и секций спортивной, военно-патриотической, туристической, краеведческой, творческой направленности.
Постановлениями Правительства республики утверждены Республиканская комплексная программа по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан на 2002-2008 годы и Программа развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан на 2005-2009 годы [43, с. 108].
В рамках республиканских программ «Молодежь Башкортостана», «Программы по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан на 2002-2008 годы», «Программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы» предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в подростково-молодежной среде [43, с. 84].
Развивается волонтерское движение в деятельности студенческих и иных молодежных общественных объединениях, включающее в себя вопросы подготовки кадров для волонтерского движения. Принадлежность к одному поколению, способность говорить на равных, передача информации на доступном языке, привлечение сверстников к занятиям, соответствующим их интересам и потребностям увеличивают эффективность работы по пропаганде ведения здорового образа жизни.
Обеспечивается привлечение подростков и молодежи к решению проблем детской безнадзорности и беспризорности, детско-молодежной преступности и наркотизма, в том числе по таким направлениям как выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, участие в организации профилактической, воспитательной, психолого-педагогической и социально-педагогической работы с ними.
Организована работа с детьми по месту жительства, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, обеспечивается активный творческий досуг - занятия в спортивных кружках, секциях, клубах, работа в лагерях в каникулярный период и другие формы социально значимых общественных работ.
Реализуется комплекс мер, направленных на повышение социально-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, развитие инфраструктуры комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи детям и их родителям [43, с. 84].
Общественные институты республики в целом ориентированы на профилактическую деятельность среди населения, особенно среди молодежи [43, с. 107]. Весь комплекс вышеперечисленных мероприятий реализуется рядом общественных детских и молодежных организаций республики - более 6 тысяч молодых людей осуществляют активную антинаркотическую пропаганду в рядах Республиканского добровольческого движения пропагандистов здорового образа жизни «Вместе», Центром социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, Республиканской общественной организацией «Город без наркотиков», Союзом демократической молодежи Башкортостана, Республиканской детской общественной организацией «Пионеры Башкортостана» и другими, а также заинтересованными министерствами и ведомствами, занимающимися вопросами профилактики наркомании среди подростков и молодежи [43, с. 84].
Поскольку наркомания - это, в основном, болезнь молодых, ведется активная совместная работа по сплочению и вовлечению здоровых сил молодежи республики в ведение здорового образа жизни.
Итогом работы стала активизация разъяснительной работы, проведение спартакиад, дискотек, диспутов, фестивалей, конкурсов, недели здоровья, сложилась четкая система организации массовых пропагандистских профилактических мероприятий.
Так, в республике проведена просветительская акция для родителей учащихся образовательных учреждений «Сохраним наше будущее», в рамках которой при поддержке администраций муниципальных районов и городских округов республики с участием ученых, психологов, врачей-наркологов, директоров образовательных учреждений проводилась разъяснительная работа с родителями учащихся по вопросам профилактики пагубных зависимостей.
Из года в год в летний период организуются профильные смены для несовершеннолетних в городах и районах нашей республики. Здесь проводится большая работа по привлечению в мероприятия «трудных» подростков, что дает возможность предложить им привлекательную альтернативу, то есть заниматься музыкой, спортом, а не сидеть в грязных подъездах и медленно уничтожать себя.
При содействии Федерации профсоюзов Республики Башкортостан в детских оздоровительных учреждениях прошли профилактические мероприятия «Здоровые дети - счастливое лето» в рамках республиканской оперативно-профилактической операции «Лето без наркотиков», задачей проведения которых является сокращение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи в летний период [43, с. 6].
На сегодняшний день в республике Башкортостан функционируют 2365 спортивных залов, 5159 спортивных плоскостных сооружений, 127 плавательных бассейнов.
В настоящее время около 47% подростков-правонарушителей охвачено физкультурно-спортивными и туристскими формами занятий. В соответствии с имеющимся совместным планом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан и Министерства спорта проводится большое количество спортивных мероприятий под лозунгом «Спорт против наркотиков».
На основе открытого конкурса разработано учебно-методическое пособие для учителей по антинаркотическому воспитанию учащихся 5-9 классов. Практически во всех образовательных учреждениях работают общественные наркологические посты [43, с. 110].
Заслуживает высокой оценки огромная работа по подготовке кураторов молодежных добровольческих групп и активистов движений, занимающихся пропагандой здорового образа жизни среди сверстников.
В целях социализации детей из «группы риска», а также проведения среди них профилактико-реабилитационных мероприятий антинаркотического характера на основе военно-патриотического воспитания и занятий по физической подготовке, рамках общенационального проекта «Неприкосновенный запас России» организован детско-юношеский спортивный лагерь «Юный спецназовец» с численностью воспитанников 120 человек.
На формирование приоритетов здорового образа жизни направлены проводимые в воспитательной колонии для несовершеннолетних, на призывном пункте Военного комиссариата республики пропагандистские антинаркотические акции «Мир, который вас ждет» [43, с. 111].
С июня 2005 года Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан выпускается республиканская газета «Противостояние» с материалами об оперативно-профилактических мероприятиях, проходящих в республике.
Совместно Уфимским юридическим институтом Министерства внутренних дел России, министерствами и ведомствами ведется работа по разработке и изданию методических пособий и рекомендаций.
В целях развития психолого-педагогической компетентности учителей, социальных педагогов, психологов дополнительного образования, заместителей директоров школ, ССУЗов и ВУЗов специалистами Башкирского института развития образования и Республиканского учебно-научного методического центра проводятся различные курсы антинаркотической тематики.
Регулярно проводится профилактическое мероприятие «Грамотный трамвайчик», в ходе которого по улицам города курсирует трамвай, оформленный социальной рекламой. Его пассажирами становятся воспитанники детских домов республики. В программе мероприятия: показ видеофильма о вреде наркомании, выступление молодежных добровольческих движений, полезные советы и консультации наркологов, психологов, раздача агитационного материала, подарки от спонсоров мероприятия.
В ВУЗах республики практикуется проведение социологических исследований, в целях установления масштабов употребления наркотиков, алкоголя. При Совете ректоров высших учебных заведений республики создан Координационный совет по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения.
В рамках акции «Выбор есть - он за тобой» среди студентов первых курсов средних специальных и высших учебных заведений проводятся круглые столы, профилактические беседы, конкурсы антинаркотической направленности, демонстрация фильмов «Унесенные дозой», «Герои К», распространяются памятки об ответственности за преступления и правонарушения связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также анкетирование.
Ежегодно проводится республиканская Олимпиада научных и студенческих работ сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
Отмечается высокий уровень активности участия в профилактической работе в сфере противостояния наркоугрозе республиканских телевизионных, печатных и электронных средств массовой информации.
В рамках заключенных соглашений о взаимном сотрудничестве весомый вклад в решение вопросов профилактики наркомании вносят Уфимское епархиальное управление, Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управление мусульман республики.
Сейчас стоит задача осознать, что борьба с наркоманией должна стать постоянной, эффективной и рассчитанной на длительное время, поэтому так важно не растерять накопленный потенциал, а увеличивать его, совершенствовать формы и методы комплексной антинаркотической деятельности.
Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов человека, общества и государства, создания условий для успешной реализации антинаркотической политики [43, с. 83].
Таким образом, адекватно сложившейся наркоситуации, в Республике Башкортостан сформирована целостная система противодействия существующим угрозам, представляющая собой открытый перечень субъектов профилактики, всестороннее обеспечение данного вида деятельности, отлаженные механизмы взаимодействия, организация обратной связи и постоянного мониторинга ситуации в данной сфере.
Более того, социальный заказ общества на противодействие наркотизации, помимо собственно реакции, действий общества и его институтов на проблему наркомании, оформлен в республике в виде государственного заказа на полноценный комплексный инструментарий антинаркотической работы - государственную антинаркотическую политику.
Наркоситуация сегодня такова, что качественно изменить ее в лучшую сторону не сможет отдельно ни одна правоохранительная структура. Победить это зло можно только сообща. Именно по этому Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан особое внимание уделяет повышению качества системного взаимодействия всех государственных органов и негосударственных организаций в рамках реализации федеральной, республиканской и местных программ по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту [43, с. 106].
3.2 Программа мероприятий по совершенствованию деятельности по профилактике наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения на муниципальном и региональном уровнях
Проанализировав организацию системы профилактики наркотизации населения на региональном и муниципальном уровнях (Республики Татарстан в целом и город Нижнекамск), а также изучив опыт Республики Башкортостан, пришли к выводу, что необходимо разработать комплекс мероприятий для усовершенствования работы по профилактике наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения.
Необходимо сохранить программно-целевой подход к реализации антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях с обеспечением финансирования принимаемых мер.
Базовыми звеньями в осуществлении антинаркотической работы на региональном уровне стали Республиканская комплексная программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы, Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы, Республиканская целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2007-2009 годы, а также федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения в социальной сфере, профилактику и борьбу с заболеваниями социального характера, а также соответствующие региональные и муниципальные программы.