Рефераты

Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях

p align="left">Для аренды вагона трамвая необходимо послать письмо-просьбу начальнику «Горэлектротранспорта» города Нижнекамска.

Итого для реализации мероприятия потребуется 59470 рублей (в год).

Таким образом, на основе произведенных расчетов, можно сделать вывод, что организация конкурса не требует больших затрат, а социальная значимость от полученных результатов может быть очень эффективной, так как трамвай - это движущаяся реклама и он курсирует по всему городу, его реклама видна всем жителям города.

Создание Совета Общественных Объединений, в который будут входить все общественные объединения города. Необходимость создания Совета общественных объединений необходима городу для того, чтобы скоординировать и объединить усилия всех общественных организаций по организации эффективной профилактической работы.

Для создания Совета Общественных Объединений затраты не требуются.

Создать единый информационный центр по вопросам наркомании при содействии городских библиотек. Единый информационный центр призван собрать в себе всю информацию по социально-негативным явлениям.

В библиотеках нашего города устарела литература по профилактике наркомании и найти информацию, которая касается лечебных, реабилитационных центров в Республике Татарстан, в России достаточно сложно. Необходимо создать в городской библиотеке центр, где сосредоточится вся информация по лечению и реабилитации наркозависимых, профилактике наркозависимости.

Для работы центра необходимо одно помещение с телефоном, куда можно будет обратиться и получить всю необходимую информацию, в том числе статистику, наглядный материал, агитационный материал. Необходимо выписывать антинаркотические журналы, такие как «Антинарк», «Формат», «Нарконет» и другие, так как в библиотеках города не организована система подписки на журналы антинаркотического характера (журналы выписываются редко, несистематично). Целесообразно будет создать картотеку по темам, в том числе картотеку страниц и сайтов Интернета. По возможности со временем можно создать сайт в Интернете, в котором будет вся информация по проблеме наркомании, ссылки, литература.

Статья расходов на создание единого информационного центра очень затратная, так как необходима новая литература, подписка на журналы, периодику, разработка и создание сайта в Интернете, отдельное помещение в здании городской библиотеке, компьютер, поэтому необходимо заложить все расходы в республиканский бюджет, а в городе на первое время открыть отдел, который через какое-то время перерастет в Центр.

Разработать критерии оценки деятельности органов местного самоуправления Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» по противодействию наркомании (примерная программа критериев, которые можно использовать для оценки деятельности органов местного самоуправления по противодействию наркомании представлена в приложении П).

Программа критериев была разработана на основе программы Новгородской области. Каждый критерий оценивается в определенное количество баллов.

Приведем пример.

Критерии оценки деятельности Администрации города оцениваются:

- наличие утвержденной Администрацией города городской комплексной программы по противодействию наркомании и формированию здорового образа жизни среди населения. Если есть программа, то 1 балл (в городе Нижнекамске такая программа действует с 2007 года);

- наличие плана работы межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее - МВК) на год, включающего, в том числе организацию мероприятий по подготовке кадров. Такой план есть, так как в городе работает МВК - 1 балл;

- наличие письменной отчетности исполнителей мероприятий Программы, плана работы МВК (не реже 1 раза в квартал) - 4 балла (так как 4 раза в год);

- количество программ-победителей от города, получивших гранты по итогам участия в федеральных, региональных и муниципальных конкурсах в сфере организации работы по профилактике наркотизации населения, лечения и реабилитации наркозависимых (1 балл за каждую программу, получившую грант - очень актуально в связи с разработанным положением о проведении конкурса на лучшую организацию антинаркотической работы среди муниципальных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений, средств массовой информации, предприятий Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан);

- организация в течение календарного года межведомственных семинаров по подготовке кадров, работающих в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики зависимости от психоактивных веществ, лечение и реабилитации и наркозависимых - 1 балл;

- наличие городской молодежной волонтерской группы по профилактике наркомании и других видов социально-отклоняющегося поведения молодежи (3 балла);

- наличие в городе отделения медико-социальной реабилитации наркозависимых (3 балла).

Также должны оцениваться:

- количество учащихся, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе привлеченных к административной и уголовной ответственности;

- общее количества детей и подростков от 6 до 18 лет, проживающих в городе;

- количество досуговых и воспитательных мероприятий;

- количество тематических мероприятий, посвященных проблемам воспитания, семьи, здорового образа жизни;

- количество проведенных в управлении социальной защиты мероприятий антинаркотической направленности;

- количество детей и подростков из неблагополучных семей, вовлеченных в работу реабилитационных групп;

- количество населения, принявшего участие в городских спортивных мероприятиях.

Таким образом, из всех вышеизложенных критериев можно оценить работу муниципальных органов по противодействию наркомании. Сюда можно включить также деятельность предприятий города, общественных организаций, религиозных объединений и сложить общую картину работы по профилактике наркомании и социально-негативным явлениям.

Критерии оценки необходимо внедрить также в других городах Республики Татарстан, тогда после сравнения можно будет увидеть результативность работы, динамику и структуру всех задействованных в профилактической работе органов.

Подводя итог вышеперечисленных мероприятий, можно сказать, что все мероприятия, проводимые муниципальными органами, должны быть направлены на формирование у населения здорового образа жизни, негативного отношения к наркотикам, терпимого отношения к больным наркоманией.

4.2 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

В выпускной квалификационной работе были использованы Кодексы: Уголовный Кодекс Российской Федерации (глава 25, которая посвящена преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 6 - административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность), Трудовой Кодекс (статья 81 (пункт 6 «б») - расторжение трудового договора со стороны работодателя в связи с появлением работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).

Также был использован Закон №3-ФЗ от 08.01.1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах». Так как этот закон является основополагающим, остановимся на нем подробнее.

Настоящий федеральный закон установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществах и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Федеральный закон состоит из 8 глав (61 статья), которые называются:

- глава 1 «Общие положения»;

- глава 2 «Организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту»;

- глава 3 «Особенности деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;

- глава 4 «Условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;

- глава 5 «Использование наркотических средств и психотропных веществ»;

- глава 6 «Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;

- глава 7 «Наркологическая помощь больным наркоманией»;

- глава 8 «Заключительные положения».

В 1 главе «Общие положения» даны основные понятия (наркотические средства, психотропные вещества, оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, наркомания, профилактика наркомании, антинаркотическая пропаганда и другие), а также перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Во 2 главе «Организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту» статьи регулируют деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, представлены органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, а также общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В 3 главе «Особенности деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» обозначены требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В 4 главе «Условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» обозначены ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также разработка новых, хранение, общий порядок перевозки, запрещение пересылки, отпуск, реализация и распределение, приобретение, особенности ввоза (вывоза), отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов или оборудования.

В 5 главе «Использование наркотических средств и психотропных веществ» обозначено Использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, для лечения транзитных пассажиров, в ветеринарии, в научных и учебных целях, в экспертной деятельности, в оперативно-розыскной деятельности, а также порядок отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регистрация операций с наркотическими средствами и психотропными веществами.

6 глава «Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»: запрещение потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, финансирование мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, исполнение запросов, связанных с делами о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, медицинское освидетельствование, ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности, запрещение пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, конфискация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и другие.

В 7 главе «Наркологическая помощь больным наркоманией» обозначены деятельность учреждений здравоохранения при оказании наркологической помощи больным наркоманией, порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией, координация деятельности по оказанию наркологической помощи больным наркоманией.

8 глава «Заключительные положения» содержит контроль за исполнением закона, ответственность должностных лиц и граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение закона, надзор за исполнением закона, вступление в силу закона [12].

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 года № 1650-р и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594. Основные положения Программы учитывают результаты реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы», решения органов государственной власти Российской Федерации и направлены на выполнение задач федерального уровня.

Республиканская комплексная программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы была принята постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 мая 1999 года № 2175, разработана по распоряжению Правительства Республики Татарстан от 23 сентября 1998 года № 569 совместными усилиями заинтересованных министерств и ведомств в соответствии с положениями Концепции государственной политики по контролю за наркотиками, принятой по инициативе Президента Российской Федерации, и Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Программа нацелена на проблемы, решаемые на республиканском и местном уровнях. К ним относятся разработка республиканского законодательства, повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечения и реабилитации наркоманов, организации подготовки кадров в медицинской и правоохранительной сферах, укрепление материально - технической базы наркологической службы и правоохранительных органов.

Программа была подготовлена с учетом научных разработок федеральных органов исполнительной власти, опыта программно - целевого планирования борьбы с злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, имеющегося в других регионах Российской Федерации, предложений министерств и ведомств Республики Татарстан. Мероприятия Программы согласуются с положениями Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и нормативно-правовыми актами, разрабатываемыми в связи с принятием этого закона.

Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения на 2002-2006 годы утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2002 года № 377 стала продолжением Республиканской комплексной программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы. В программе описываются основные направления, механизм ее реализации, организационные мероприятия, нормотворчество, а также учреждения социального обслуживания семьи, детей и молодежи, образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта и занятости как основа противодействия наркотизации населения, формирование здорового образа жизни, средства массовой информации, общественные движения, политические и религиозные деятели, совершенствование и расширение материально-технической базы лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений наркологического профиля, подготовка кадров и обмен опытом, пресечение незаконного оборота наркотиков, научно-исследовательская работа [31].

Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление от 30.11.2001 № 841 «Об организации мониторинга профилактики наркотизации населения на территории Республики Татарстан», которое определило перечень, порядок и сроки представления информации.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждена Республиканская целевая программа профилактики наркотизации населения на 2007-2009 годы. В Программе описывается характеристика проблемы, основные цели и задачи, сроки реализации Программы и индикаторы оценки ее результатов, а также перечень мероприятий программы.

Межведомственная комиссия Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту сформирована в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 6 июня 2000 года № УП-394 «Об организационных вопросах деятельности Совета Безопасности Республики Татарстан». В соответствии с положением комиссия создана в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Республики Татарстан задач в области обеспечения противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту. Правовую основу деятельности Комиссии составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан, федеральные законы и законы Республики Татарстан, указы и распоряжения Президента Российской Федерации и Президента Республики Татарстан, Положение о Совете Безопасности Республики Татарстан.

В положении описываются основные функции комиссии, порядок формирования и деятельности.

В Нижнекамске действует Программа по профилактике наркотизации и формированию здорового образа жизни среди населения на 2007 год.

В выпускной квалификационной работе использованы нормативно-правовые акты с новейшими поправками и изменениями.

4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Программа социологического исследования организации профилактики наркотизации населения муниципальными учреждениями в Муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район»

Обоснование проблемы исследования. В современном мире накопилось много трудноразрешимых и чрезвычайно опасных проблем. Проблемы наркомании в последнее десятилетие занимают среди них, пожалуй, главное место. Явления наркомании в настоящее время превратились в глобальную транснациональную проблему и стали реальной угрозой безопасности всего человечества. В связи с этим необходимы новые, смелые, неординарные решения, чтобы обуздать наркоманию, поставить надежные и эффективные преграды дальнейшему распространению наркотиков в мире и в каждом отдельном государстве [45, с. 17].

Существенные трудности и противоречия в опыте работы по профилактике наркотизации населения, анализ отечественного опыта в области антинаркотического просвещения позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении профилактической работы, проводимой муниципальными учреждениями, отслеживания ее эффективности.

В Нижнекамске муниципальными учреждениями ведется разнообразная работа по профилактике наркотизации, которая направлена на снижение заболеваемости наркоманией, привлечению все большей части населения к здоровому образу жизни.

Это вызывает необходимость проведения социологического исследования, в котором предстоит выяснить, эффективна ли проводимая муниципальными учреждениями политика в сфере профилактики наркотизации населения, способствует ли реализация мероприятий уменьшению заболеваемости наркоманией, привлечению к здоровому образу жизни, какая категория населения наиболее подвержена риску наркотизации, на каком уровне ведется профилактическая работа в муниципальных учреждениях города Нижнекамска, а также необходимо ли принимать участие в антинаркотической работе представителей правоохранительных органов, средств массовой информации, какие организации необходимо привлекать к антинаркотической работе.

Данная проблема может быть изучена двумя методами: анализом документов и методом экспертных оценок.

Цель исследования - изучить организацию работы по профилактике наркотизации населения муниципальными учреждениями города Нижнекамска и разработать программу предложений по усовершенствованию профилактической работы в Муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район».

Объект исследования:

- муниципальные учреждения города Нижнекамска;

- эксперты (специалисты муниципальных учреждений, проводящие профилактическую работу;

- нормативно-правовая документация, статистические данные, отчеты по профилактике наркотизации населения муниципальных учреждений города Нижнекамска.

Предмет исследования - работа, проводимая муниципальными учреждениями по профилактике наркотизации населения.

Гипотезы исследования.

Основная гипотеза - предполагается, что в городе Нижнекамске муниципальными учреждениями ведется целенаправленная работа по профилактике наркотизации, которая способствует снижению заболеваемости наркоманией, способствует формированию здорового образа жизни.

Гипотеза-следствие - по-видимому, этому способствуют различные мероприятия антинаркотического характера, проводимые муниципальными учреждениями.

Дополнительная гипотеза - профилактическая работа, проводимая муниципальными учреждениями, направлена на подростковую среду, как на категорию, наиболее подверженную риску наркотизации.

Задачи исследования.

- проанализировать наркоситуацию, динамику наркозаболеваний в городе Нижнекамске за 2004-2006 годы;

- проанализировать отчеты муниципальных учреждений города Нижнекамска по профилактике наркотизации и формированию здорового образа жизни среди населения города Нижнекамска за 2004-2006 годы;

- проанализировать деятельность и взаимодействие межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на территории муниципального образования с муниципальными учреждениями, общественными организациями, предприятиями;

- оценить организацию профилактической работы в муниципальных учреждениях города Нижнекамска;

- выявить категорию населения, наиболее подверженную риску наркотизации;

- определить роль представителей правоохранительных органов, средств массовой информации в работе по профилактике наркотизации населения;

- выяснить, какой сфере необходимо уделить наибольшее внимание в вопросе профилактики наркотизации;

- определить, какие учреждения ведут наиболее целенаправленную антинаркотическую работу.

Определение выборочной совокупности.

Выборочная совокупность: 30 человек.

Для не очень больших генеральных совокупностей удобнее применять метод механической выборки. Рассчитывается шаг отбора (К) по формуле 4.1.

К = N/n, (4.1)

где N - величина генеральной совокупности;

n - величина выборочной совокупности.

К = 156/30 = 5,2. То есть, каждый 5 специалист будет опрошен в исследовании.

Ошибка выборки рассчитывается по формуле 4.2.

µ = ? уІ/n(1 - n/N), (4.2)

где µ - средняя ошибка выборки;

уІ - дисперсия контролируемого признака;

N - величина генеральной совокупности;

n - величина выборочной совокупности

µ = v 0,25/30 (1-30/156) = 0,1 - средняя ошибка выборки.

Логический анализ основных понятий.

Наркомания (от греч. nark - оцепенение, mania - безумие, страсть) - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению всего организма.

Наркотизм - это социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях [12].

Наркоситуация - структура, уровень и динамика незаконного распространения наркотиков в пределах какой-либо территории.

Наркотизация населения - сознательный и направляемый процесс либерализации распространения наркотиков в России среди населения, осуществляемый как изнутри, так извне [25, с. 124].

Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача [12].

Методы сбора информации.

Основные методы сбора информации:

- вторичный анализ документов, материалов, статистических данных муниципальных учреждений, касающихся профилактики наркотизации населения;

- метод экспертных оценок при помощи анкеты.

Инструментарий исследования: анкета (приложение К).

Процедурная часть программы социологического исследования - логическая структура инструментария, логический анализ документов соответствие задач исследования вопросам анкеты, рабочий план подготовки и проведения исследования представлены в приложении Р.

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

В наше время компьютерные технологии проникают все глубже во все сферы научной и производственной деятельности человека.

Операционная система Windows XP Professional представляет собой новейшую версию операционной системы Windows. Основанная на технологии Windows NT, Windows 2000 включает многие черты Windows 98, в том числе внешний вид и набор функций. Помимо этого, Windows XP Professional предлагает новые функции, упрощающие взаимодействие с сетью и Интернетом, и более эффективную защиту данных. Windows XP Professional успешно работает как на компьютерах, подключенных к сети, так и автономных, и совместима с большинством программ, ориентированных на Windows 2000, Windows 98.

Интерфейс Windows XP содержит новый экран с понятным интерфейсом, упрошенное меню и многое другое. Windows XP Professional превращает работу с персональным компьютером в удовольствие. Мощность, быстродействие, сверх новый вид, множество справочных данных, доступных при первой необходимости. Windows XP Professional обладает всеми этими качествами, а также непревзойденной надежностью и безопасностью. Возможно, организовать совместный доступ к файлам, фотографиям, музыке, принтерам и даже подключение к Интернету. Windows XP Professional предлагает мощную справочную систему, которая включает контекстно-ориентированный поиск, раздел справки (новые возможности Windows, музыка, видео, игры и фотографии, основы работы Windows XP, работа в сети и Интернете, настройка компьютера, устранение неполадок, отправка отзывов в Майкрософт), а также запрос о поддержке и выбор задания. С помощью этих инструментов можно найти ответ на любой вопрос, касающийся функционирования Windows, например, почему не работает CD-ROM.

Интерфейс Windows XP Professional можно легко настроить на собственный вкус - расположить меню, панель инструментов, панель задач, папки так, как удобнее.

Microsoft Office - в данную версию набора входят: MS Excel, MS Word, MS Power Point, СУБД MS Access, MS Publisher, MS Outlook, MS Into Path. Данные программы позволяют реализовать сложные задачи, эффективно организовывать обмен информаций.

С помощью электронных таблиц MS Excel можно легко и эффективно подготовить отчет, провести анализ текущего финансового положения или составить прогноз на будущее. Электронные таблицы представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, средствами сопряжения с базами данных, функциями формирования отчетов и работы с деловой графикой. В программе имеется 400 математических, статистических и других функций.

Текстовый редактор MS Word - одна из самых популярных программ на сегодняшний день. Текстовый редактор позволяет вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую проверку текста, подчеркивая слова с ошибками и предлагая варианты возможных замен непосредственно в процессе набора текста; автоматизировать процесс форматирования документов (рамки, заголовки, списки, шрифты и цвета, соответствующие выбранному стилю, появляются во время набора); выделять текс разными цветами и так далее.

Презентационная программа MS Power Point представляет собой слайд-шоу и позволяет комбинировать звук, анимацию и видео.

MS Power Point имеет хорошо продуманный интерфейс, все необходимое меню и инструментальные средства, благодаря чему можно дать плавное появления и исчезновения надписей, картинок, сопровождать текст звуковыми эффектами. Возможно также использование элементов мультипликации и видеоклипов. Редактирование презентации осуществляется при помощи мыши: «перетаскивая» слайды с места на место, можно получить последовательность кадров, в которых могут быть таблицы, графики, текст, изображения и многое другое. Готовую презентацию можно наблюдать на мониторе, а также изготовить в печатном виде, содержащем слайды и пояснительный текст.

Современная система управления базами данных СУБД MS Access позволяет создавать приложения, использующие базы данных, импортировать данные из электронных таблиц и других баз данных, управлять выводом данных, строить формы и создавать шаблоны оформления.

MS Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, объявления, бюллетени и веб-узлы. Программа MS Publisher имеет следующие новые возможности, как новые наборы макетов и типов публикаций, дополнительные параметры макетов и графики, новый мастер слияния и объединения в каталог, упрощение создания веб-узла.

Программа MS Into Path предназначена для разработки и заполнения динамических форм для сбора и повторного использования сведений.

MS Outlook - это целый набор удобных средств: ежедневник, адресная и телефонная книга, калькулятор, календарь, картотека, почта, дневник. Назначение персональной информационной системы MS Outlook - хранение информации о делах, встречах и других событиях, ведение адресных и телефонных книг, создание графиков работы.

MS Outlook представляет собой программу управления данными для настольного компьютера. Она помогает удобно организовать данные на компьютере, предоставлять ее для совместного пользования и поддерживать связь с другими пользователями. Работа в Outlook позволяет использовать перечисленные ниже возможности:

- управлять данными личного и служебного характера, например, сообщениями электронной почты, файлами, сведениями о встречах, контактах и задач, а также следить за ходом работы;

- организовать коллективное использование данных в рамках группу при помощи электронной почты, использование работы группы, общих папок и т.п.

- пользоваться данными совместно с другими приложениями Outlook, просматривать и искать файлы Outlook;

- настраивать MS Outlook программными методами.

Интернет - это сеть, составленная из тысяч компьютеров, разбросанных по всему свету, связь между которыми осуществляется с помощью кабелей того же типа, который используют телефонные и телевизионные компании.

Интернет развивался из проекта министерства обороны США по взаимодействию с университетами всего мира.

Цель проекта ARPANET состояла в том, чтобы объединить в сеть большие вычислительные машины, расположенные в различных уголках планеты, обеспечить при этом независимость связей. То есть, при выходе из строя одной из вычислительных машин, остальные могли бы по-прежнему обмениваться информацией. Иначе говоря, разрушение одной связи, не должно разрывать сети.

К тому времени, когда министерство обороны прекратило работы над проектом ARPANET, уже существовала сетевая структура, которая оказалась настолько эффективной, что университеты и другие организации по всему миру продолжали использовать ее для связи. Эта сеть получила название Интернет. Таким образом, Интернет представляет собой технологию и не принадлежит ни одному представительству или компании. Она продолжает существовать и развиваться, потому что отвечает общим интересам пользователей компьютеров во всем мире.

World Wide Web представляет собой мультимедийный интерфейс для взаимодействия с Интернетом. На начальной стадии обмен информацией в Интернете осуществлялся только в текстовом формате. Постоянное совершенствование оборудования и программного обеспечения позволило использовать рисунки, звук и прочие мультимедийные возможности. Узлы Интернета, получившие название Web-сайтов, обеспечивают ввод и выдачу информации в мультимедийном формате. Совокупность Web-сайтов и образует всемирную паутину World Wide Web.

В настоящее время большинство пользователей Интернета получают информацию через Web. Web включает миллионы Web-страниц, которые хранятся на Web-серверах, расположенных по всему миру. Доступ к Web-сайту осуществляется с помощью Web-браузеров, которые воспроизводят на экране компьютера Web-страницы, включая текст, рисунки, видео и звуковое оформление. Наиболее популярными среди пользователей является две функции Интернета: поиск информации и обмен сообщениями электронной почты.

Справочная правовая система Консультант Плюс - это комплекс по федеральному законодательству. Состоит из двух частей:

- Консультант Плюс: Версия Проф;

- Консультант Плюс: Эксперт Приложение.

1 часть - Консультант Плюс: Версия Проф включает все правовые акты РФ общего и отраслевого значения, а также правовые акты, касающиеся отдельных категорий граждан. Значительную часть документов системы составляют правовые акты разъяснительного характера. Полно представлены документы по всем отраслям хозяйственной деятельности.

2 часть - Консультант Плюс: Эксперт Приложение включает специальные документы Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ, в частности, по вопросам: государственной собственности и приватизации, бюджетного финансирования, государственного устройства, законотворческой деятельности, вопросам международных отношений, по кадровым и другим вопросам.

Заключение

Своевременность и актуальность противодействия распространения наркомании, как очень опасному деструктивному явлению, позволяет и одновременно обязывает подойти к пониманию того, что в ответ на наркоагрессию, которой подверглись российское общество и государство, необходимо сформировать эффективную антинаркотическую систему.

Опыт теоретического исследования проблемы убеждает в целесообразности разделения антинаркотической системы России на уровни, ценность которых видится в развитии подходов, позволяющих достигать научности, инициативности и действенности в социальной практике, связанной с противодействием наркотизации современного общества. Макроуровень (государство) в обозначенной системе представляет взвешенную антинаркотическую политику как вид теоретической, научно-методологической и организационно-правовой деятельности. Мезоуровень (федеральный округ, субъект Российской Федерации) формирует антинаркотическую деятельность как разновидность регионального антинаркотического управления. На микроуровне (район, город, муниципальное образование) осуществляется практическая антинаркотическая работа на основе антинаркотического менеджмента. Достижение четкой взаимосвязи данных уровней позволит иметь анализ и мониторинг развития реальной наркоситуации, а также осуществлять совершенствование правового регулирования профилактики наркомании [46, с. 32].

Антинаркотическая система должна функционировать на основе продуманного законодательства и тесного взаимодействия властных структур и общественных институтов. Приоритетной составляющей в ней должна стать профилактическая работа для того, чтобы, во-первых, вытеснить наркотики из сознания социализирующихся поколений (детей и молодежи) и, во-вторых, создать единое устойчивое профилактическое пространство. Именно профилактика с учетом современной динамики распространения наркомании должна стать основой формирования мощной антинаркотической системы в Российской Федерации, поэтому ведущая роль должна быть отведена усилению правового регулирования профилактической деятельности и антинаркотическому воспитанию. Если задаться вопросом: «Какая сегодня нужна профилактика в России?», то ответом на него может быть только следующее - это профилактика комплексная, результативная, обладающая признаками систематичности и социальной эффективности. Профилактика должна носить упреждающий характер, иметь постоянство инициатив, опираться на общество и науку [47, с. 85].

Повышение значимости наркотизма как социальной проблемы обусловлено, во-первых, ростом потребления частью населения наркотических средств, влекущим медицинские и социальные последствия. Во-вторых, данная проблема затрагивает, по преимуществу молодое поколение, которое представляет собой будущее любого общества. Весомую роль играет также возрастание пограничных с наркотизмом преступлений [48, с. 12].

Последствия социальных, экономических и политических изменений, произошедших в начале 90-х годов ХХ века, достаточно многообразны и затронули практически все системы и структуры российского общества, привели к обострению и возникновению большого количества социальных проблем. На фоне сложной экономической ситуации в стране, дезорганизации общественной жизни, увеличения ценностно-духовного вакуума и ослабления социального контроля произошло массовое распространение наркотизма [49, с. 21].

Формирование свободного гражданского общества, реальной демократии, создание правового государства подразумевают господство права, Конституции и закона. Сильное государство, соответствующее современному характеру и структуре общества, должно располагать не менее эффективной методологией и реальным инструментарием, позволяющими осуществлять надежное противостояние угрозе наркотизации, которую мы рассматриваем как опасное социальное явление, возникающее вследствие прогрессирующего распространения наркомании [50, с. 22].

Антинаркотическая деятельность осуществляется в различных сферах социума и сама по себе является системообразующим фактором, имеющим социальную направленность. И наркотизацию российского общества следует рассматривать как мегапроблему российского общества.

Целью государственной антинаркотической политики является утверждение в обществе здорового и безопасного образа жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих ценностей [51, с. 15].

Цель выпускной квалификационной работы заключалась в комплексном исследовании системы профилактики наркотизации населения на муниципальном уровне. Для достижения данной цели были решены все поставленные задачи.

В первом разделе дипломантом было раскрыто понятие антинаркотической политики, направления, принципы, антинаркотические законодательства, в содержании которых сконцентрирована сущность реализуемой государственной антинаркотической политики и этапы формирования государственно-правовой политики противодействия наркотизации общества.

Во втором разделе была рассмотрена государственная антинаркотическая работа по профилактике наркотизации населения и проанализированы основные направления антинаркотической работы в Республике Татарстан: лечение и реабилитация наркопотребителей, противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркопотребления и наркотизации.

Во втором разделе был проведен анализ системы профилактики наркотизации населения на региональном и муниципальном уровнях.

Была проанализирована система профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения в Муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район».

Полученные данные исследования свидетельствуют о позитивных тенденциях в оценке деятельности муниципальных учреждений в сфере профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения.

На основе проведенного исследования были сделаны выводы и предложены рекомендации для муниципальных учреждений по совершенствованию работы по профилактике наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения.

Приведенные мероприятия могут внести определенный вклад в антинаркотическую работу муниципальных структур.

В третьем разделе автором рассмотрен опыт работы Республики Башкортостан и предложены рекомендации для внесения в региональную программу профилактики.

На основе социологического исследования и анализа документов, отчетов муниципальных учреждений была разработана Программа мероприятий по совершенствованию деятельности по профилактике наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения на муниципальном уровне. Программа адаптирована к городу Нижнекамску, все расчеты сделаны на основе реальных цен в городе.

Таким образом, в данной работе удалось достичь поставленной цели, раскрыть которую помогло решение всех исследовательских задач, поставленные гипотезы подтверждены.

В процессе работы возник вопрос, над которым следует работать дальше, исследовать и изучать: следует изучить наркоситуацию в Татарстане путем проведения количественных и качественных исследований.

Прогноз развития событий будет благоприятным, если стратегия профилактической работы будет базироваться на данных, полученных в результате проведенных исследований, если содержание всех компонентов профилактической кампании будет разработано в едином стиле и апробировано на целевых группах и организации, участвующие в антинаркотической деятельности, будут с полной ответственностью выполнять свои функции, возложенные на них государством.

Ссылки на использованные источники

1. Миронов, Р.Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности / Р. Г. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №3. - С. 176-179.

2. Еременко, В.В. Наркоугроза национальной безопасности России: осознание, проблемы противодействия / В.В.Еременко. - М.: Наука, 2000. - 153 с.

3. Шушаков, В.Л. Развитие наркоситуации в Российской Федерации и меры, принимаемые для ее локализации / В.Л. Шушаков. - М.: МОНФ, 2000. - 191 с.

4. Формирование системы государственной антинаркотической работы в Республике Татарстан // Антинарк. - 2003. - №2. - С. 10-15.

5. Гаранский, А.Н. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / А.Н. Гаранский. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. - 384 с.

6. Гаранский, А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей / А.Н. Гаранский. - М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

7. Попов, В.А. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования. - 1998. - № 8. С. 46-49.

8. Гилинский, Я.И. Социальная патология в современной цивилизации / Я.И. Гилинский // Криминология ХХ век. - 2000. - №1. - С. 13-58.

9. Родителям и педагогам: все о наркомании: учебное пособие / Л.С. Горбатенко [и др.]; общ. ред. Л.С. Горбатенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 352 с.

10. Кузнецов, И.Н. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты / И.Н. Кузнецов, С.К. Купрейчик. - Мн.: Новое знание, 2001. - 400 с.

11 Калачев, Б.Ф. Незаконный оборот наркотиков как социально-психологическая угроза национальной безопасности Российской Федерации / Б.Ф. Калачев. - М.: 2000. - 229 с.

12. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон РФ от 8.01.1998 № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.

13. Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты / Э.Г. Гасанов. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. - 209 с.

14. Матузов, Н.И. Право и политика в их взаимодействии / Н.И. Матузов // Российская правовая политика. - М., 2003. - С. 28.

15. Позднякова, М.Е. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / М.Е. Позднякова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. - 188 с.

16. Трудовой Кодекс Российской Федерации: федеральный закон: [принят Гос. Думой 21.12.2001 г.: одобр. Советом Федерации 26.12.2001 г.] // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

17. Тонков, Е.Е. Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотиков / Е.Е. Тонков // Современное право. -2004. -№ 11. - С. 18-24.

18. Фролова, Н.А. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт / Н.А. Фролова, Г.В Зазулин. - М.: Орбита-М, 2003. - 272 с.

19. Соловов, А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика (для психологов, педагогов образовательных учреждений) / А.В. Соловов. - Казань: Хэтер, 1999. - 128 с.

20. Сартаева, Н.А. Наркотизм: социально-правовой аспект / Н.А. Сартаева // Государство и право. - 2003. - №2. - С. 119-124.

21. Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 г. № 5494-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1265.

22. Фёдоров, А.В. О реализации новой антинаркотической политики. [Электронный ресурс] / А.В. Фёдоров. - Режим доступа: http: // www.gnk.gov.ru / modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=280, свободный.

23. Мельникова, Т.В. Комплексная профилактика наркозависимости в системе образования / Т.В. Мельникова, С.В. Алексеев, А.К. Колеченко // Основы безопасности жизни. - 2003. - №1. - С. 37-39.

24. Журавлева, Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А Журавлева // Социологические исследования. - 2000. - №6. - С. 43-47.

25. Силласте, Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы / Г.Г. Силласте. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. - 132 с.

26. Комлев, Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик / Ю.Ю. Комлев // Социологические исследования. -2005. - №6. - С. 95-101.

27. О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»: федеральный закон: [принят Гос. Думой 6.10.2006 г.: одобр. Советом Федерации 13.10.2006 г.]. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

28. Комлев, Ю.Ю. Наркоситуация в Татарстане: специфика, тенденции, перспективы / Ю.Ю. Комлев. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. - 80 с.

29. Егоров, В.К. Статьи и материалы к заседанию. О приоритетных направлениях антинаркотической политики государства [Электронный ресурс] / В.К. Егоров. - Режим доступа: http: // www.ecad.ru, свободный.

30. Мусеибов, А.Г. Региональные практики по предупреждению незаконного оборота наркотиков / А.Г. Мусеибов // Социологические исследования. - 2003. - №7. - С. 15-16.

31. Организация антинаркотической работы в Республике Татарстан // Антинарк. - 2003. - №1. - С. 3-10.

32. Об организационных вопросах деятельности Совета Безопасности Республики Татарстан: указ Президента Республики Татарстан от 6.06.2000 № УП-394 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

33. О создании Республиканского центра профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2000 №519 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

34. О Республиканской комплексной программе противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999 - 2001 годы: постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26.05.1999 №2175 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

35. О Республиканской комплексной программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2004-2006 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2002 №377// Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

36. Программа профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002 - 2006 годы: утверждена на заседании Совета ректоров вузов Республики Татарстан 16. 05. 2002 г. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

37. Об организации мониторинга профилактики наркотизации населения на территории Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров от 30.11.01 №841 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

38. О Республиканской целевой программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2007-2009 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2006 г. № 579 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

39. Садыкова, Р.Г. Общество против наркотиков. Информация, технологии, опыт / Р.Г. Садыкова, А.А. Карапетян. - Казань: Республиканский Центр профилактики наркотизации населения, 2002. - 383 с.

40. Хворостян, В.Л. В Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве состоялось заседание коллегии, на котором были подведены итоги работы в 2005 году / В.Л. Хворостян // Нарконет. - №1-2. - 2002. - С. 11 - 20.

41. Маврина Э.А. Проблемы реализации законодательства по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту [Электронный ресурс] / Э.А. Маврина. - Режим доступа: http: // www.narcom.ru, свободный.

42. Валеева, З. Дорогу осилит идущий / З. Валеева // Антинарк. - 2004. - №1-2. - С. 10-13.

43 Общество против наркотиков: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / сост. В.Д. Менделевич. - Казань: «Медицина», 2006. - 284 с.

44 Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи [Электронный ресурс] / Наркоситуация-2002. - Режим доступа: http: // www.narkotiki.ru/research_5658.html, свободный.

45. Щербакова, Е.М. Нарконашествие в России / Е.М. Щербакова // Социологические исследования. - 2004. - №1. - С. 17-19.

46. Карпов, А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии / А.М. Карпов. - Казань: Татполиграф, 2002. - 52 с.

47. Омельченко, Е. Паника и изоляция или знание и помощь? Рост потребления наркотиков среди различных групп молодежи: стратегии общественного реагирования в региональном контексте социальных изменений [Электронный ресурс] / Е. Омельченко. - Режим доступа: http: // www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm, свободный.

48. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 192 с.

49. Халтурина, Д.А. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса / Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев // Социологические исследования. - 2006. - №7. - С. 21-25.

50. Мирошниченко, Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде / Л.Д.Мирошниченко, В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбакова // Педагогика. - 2000. - №3. - С. 3-13.

51. Бахрах, Д.Н. Стимулирование правового поведения личности: проблемы теории и практики / Д.Н. Бахрах, Л.А. Гущина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. - № 1. - С. 24-26.

Список использованных источников

1. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон РФ от 8.01.1998 № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации: федеральный закон: [принят Гос. Думой 21.12.2001 г.: одобр. Советом Федерации 26.12.2001 г.]. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

3. О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»: федеральный закон: [принят Гос. Думой 6.10.2006 г.: одобр. Советом Федерации 13.10.2006 г.]. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

4. Об организационных вопросах деятельности Совета Безопасности Республики Татарстан: указ Президента Республики Татарстан от 6.06.2000 № УП-394 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

5. Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 г. № 5494-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1265.

6. О создании Республиканского центра профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2000 №519 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

7. О Республиканской комплексной программе противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999 - 2001 годы: постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26.05.1999 №2175 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

8. О Республиканской комплексной программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2004-2006 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2002 №377// Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

9. Об организации мониторинга профилактики наркотизации населения на территории Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров от 30.11.01 №841 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

10. О Республиканской целевой программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2007-2009 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2006 г. № 579 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

11. Программа профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002 - 2006 годы: утверждена на заседании Совета ректоров вузов Республики Татарстан 16. 05. 2002 г. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс: Версия Проф» от 14.02.2007 г.

12. Бахрах, Д.Н. Стимулирование правового поведения личности: проблемы теории и практики / Д.Н. Бахрах, Л.А. Гущина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. - № 1. - С. 24-26.

13. Валеева, З. Дорогу осилит идущий / З. Валеева // Антинарк. - 2004. - №1-2. - С. 10-13.

14. Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты / Э.Г. Гасанов. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. - 209 с.

15. Гаранский, А.Н. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / А.Н. Гаранский. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. - 384 с.

16. Гаранский, А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей / А.Н. Гаранский. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

17. Гилинский, Я.И. Социальная патология в современной цивилизации / Я.И. Гилинский // Криминология ХХ век. - 2000. - №1. - С. 13-58.

18. Егоров, В.К. Статьи и материалы к заседанию. О приоритетных направлениях антинаркотической политики государства [Электронный ресурс] / В.К. Егоров. - Режим доступа: http: // www.ecad.ru, свободный.

19. Еременко, В.В. Наркоугроза национальной безопасности России: осознание, проблемы противодействия / В.В.Еременко. - М. : Наука, 2000. - 153 с.

20. Журавлева, Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А Журавлева // Социологические исследования. - 2000. - №6. - С. 43-47.

21. Калачев, Б.Ф. Незаконный оборот наркотиков как социально-психологическая угроза национальной безопасности Российской Федерации / Б.Ф. Калачев. - М.: 2000. - 229 с.

22. Карпов, А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии / А.М. Карпов. - Казань: Татполиграф, 2002. - 52 с.

23. Комлев, Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик / Ю.Ю. Комлев // Социологические исследования. -2005. - №6. - С. 95-101.

24. Комлев, Ю.Ю. Наркоситуация в Татарстане: специфика, тенденции, перспективы / Ю.Ю. Комлев. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. - 80 с.

25. Кузнецов, И.Н. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты / И.Н. Кузнецов, С.К. Купрейчик. - Мн.: Новое знание, 2001. - 400 с.

26. Маврина Э.А. Проблемы реализации законодательства по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту [Электронный ресурс] / Э.А. Маврина. - Режим доступа: http: // www.narcom.ru, свободный.

27. Матузов, Н.И. Право и политика в их взаимодействии / Н.И. Матузов // Российская правовая политика. - М., 2003. - С. 28.

28. Мельникова, Т.В. Комплексная профилактика наркозависимости в системе образования / Т.В. Мельникова, С.В. Алексеев, А.К. Колеченко // Основы безопасности жизни. - 2003. - №1. - С. 37-39.

29. Мусеибов, А.Г. Региональные практики по предупреждению незаконного оборота наркотиков / А.Г. Мусеибов // Социологические исследования. - 2003. - №7. - С. 15-16.

30. Мирошниченко, Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде / Л.Д.Мирошниченко, В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбакова // Педагогика. - 2000. - №3. - С. 3-13.

31. Миронов, Р.Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности / Р.Г. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №3. - С. 176-179.

32. Общество против наркотиков: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / сост. В.Д. Менделевич. - Казань : «Медицина», 2006. - 284 с.

33. Организация антинаркотической работы в Республике Татарстан // Антинарк. - 2003. - №1. - С. 3-10.

34. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи [Электронный ресурс] / Наркоситуация-2002. - Режим доступа: http: // www.narkotiki.ru/research_5658.html, свободный.

35. Омельченко, Е. Паника и изоляция или знание и помощь? Рост потребления наркотиков среди различных групп молодежи: стратегии общественного реагирования в региональном контексте социальных изменений [Электронный ресурс] / Е. Омельченко. - Режим доступа: http: // www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm, свободный.

36. Позднякова, М.Е. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / М.Е. Позднякова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. - 188 с.

37. Попов, В.А. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования. - 1998. - № 8. С. 46-49.

38. Родителям и педагогам: все о наркомании: учебное пособие / Л.С. Горбатенко [и др.] ; общ. ред. Л.С. Горбатенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 352 с.

39. Садыкова, Р.Г. Общество против наркотиков. Информация, технологии, опыт / Р.Г. Садыкова, А.А. Карапетян. - Казань: Республиканский Центр профилактики наркотизации населения, 2002. - 383 с.

40 Сартаева, Н.А. Наркотизм: социально-правовой аспект / Н.А. Сартаева // Государство и право. - 2003. - №2. - С. 119-124.

41 Силласте, Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы / Г.Г. Силласте. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. - 132 с.

42. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 192 с.

43. Соловов, А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика (для психологов, педагогов образовательных учреждений) / А.В. Соловов. - Казань: Хэтер, 1999. - 128 с.

44. Тонков, Е.Е. Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотиков / Е.Е. Тонков // Современное право. -2004. -№ 11. - С. 18-24.

45. Формирование системы государственной антинаркотической работы в Республике Татарстан // Антинарк. - 2003. - №2. - С. 10-15.

46. Фролова, Н.А. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт / Н.А. Фролова, Г.В Зазулин. - М. : Орбита-М, 2003. - 272 с.

47. Фёдоров, А.В. О реализации новой антинаркотической политики. [Электронный ресурс] / А.В. Фёдоров. - Режим доступа: http: // www.gnk.gov.ru / modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=280, свободный.

48. Халтурина, Д.А. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса / Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев // Социологические исследования. - 2006. - №7. - С. 21-25.

49. Хворостян, В.Л. В Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве состоялось заседание коллегии, на котором были подведены итоги работы в 2005 году / В.Л. Хворостян // Нарконет. - №1-2. - 2002. - С. 11-20.

50. Шушаков, В.Л. Развитие наркоситуации в Российской Федерации и меры, принимаемые для ее локализации / В.Л. Шушаков. - М.: МОНФ, 2000. - 191 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты