Рефераты

Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального закона №131 (на примере муниципальных образований Республики Башкортостан)

p align="left">10. Проводит работу по обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ГПС, работников Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, подчиненных органов управления и подразделений, в т.ч. учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полномочия Главного управления МЧС России по РБ. Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан в пределах своей компетенции:

1. Проводит в установленном порядке проверки республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности.

2. Запрашивает и получает в установленном порядке от органов государственной статистики, республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных задач.

3. Привлекает на договорной основе экспертов для проведения исследований, экспертиз и подготовки заключений по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности.

4. Имеет специальные транспортные средства, оборудованные в установленном порядке.

5. Руководит деятельностью подчиненных органов управления и подразделений.

Перечень должностных лиц Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан по осуществлению надзорных функций определяется Министром РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководство Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан: начальник, коллегия, научно-технический совет. Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан возглавляет начальник Главного управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном законодательством РФ порядке по согласованию с полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе и Президентом РБ.

Начальник Главного управления по должности является заместителем начальника ГО Республики Башкортостан. Он имеет заместителей, в том числе одного первого и первого заместителя по ГПС, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по представлению министра.

В случае отсутствия начальника Главного управления его обязанности исполняет первый заместитель. Права и обязанности начальника Главного управления МЧС России по РБ приведены в Приложении 2. Следует отметить, что начальник Главного управления МЧС России по РБ:

1. Руководит деятельностью Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений.

2. Несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление МЧС России по РБ.

3. Утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России по РБ и служебные обязанности их руководителей.

4. Утверждает штатные расписания подчиненных подразделений в соответствии с типовыми штатами (штатными перечнями) в пределах установленных МЧС России лимитов численности, средства на содержание которой выделяются из федерального бюджета, а также вносит в них изменения.

5. Осуществляет в соответствии с трудовым законодательством РФ прием на работу, перемещение и увольнение с работы работников.

6. Организует взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти, местными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Главное управление МЧС России по РБ.

7. Решает в пределах своей компетенции вопросы правовой и социальной защиты подчиненных ему военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ГПС и членов их семей, а также работников.

8. Представляет в установленном порядке Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственной власти РБ, органах местного самоуправления и организациях.

9. Направляет в установленном порядке предложения об устранении выявленных недостатков руководителям республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по результатам проверок состояния гражданской обороны, выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, пожарной безопасности.

10. Распределяет в установленном порядке выделенные финансовые средства и материальные ресурсы.

Решения Начальника Главного управления МЧС России по РБ оформляются, как правило, приказами.

Коллегия Главного управления МЧС России по РБ. Для обсуждения вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, при нем может создаваться постоянно действующее оперативное совещание, а также образовываться советы, рабочие группы и другие коллегиальные органы.

В Главном управлении МЧС России по РБ создается коллегия, в состав которой входят министр (председатель коллегии) и его заместители, входящие в нее по должности, а также другие руководящие работники центрального аппарата Главного управления МЧС России по РБ.

В состав коллегии могут входить представители министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан, местных органов государственной власти, руководители предприятий и организаций.

Состав и численность коллегии Главного управления МЧС России по РБ утверждаются Президентом РБ по представлению Премьер-министра Правительства РБ. Члены коллегии, не входящие в ее состав по должности, могут быть введены в состав коллегии по предложению министра.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы в установленной сфере деятельности Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, приказами министра.

В случае разногласий между министром и членами коллегии министр проводит свое решение, докладывая о возникших разногласиях в установленном порядке Правительству РБ. Члены коллегии, в свою очередь, вправе сообщить свое особое мнение в Правительство РБ.

Научно-технический совет Главного управления МЧС России по РБ. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции Главного управления МЧС России по РБ, при Главном управлении создается научно - технический совет, в состав которого могут входить представители республиканских органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Положение о совете и его состав утверждаются министром.

2.3.2 Структура Главного управления МЧС России по РБ

Структура Главного управления МЧС России, согласно по Республике Башкортостан включает:

1. Руководство Главного управления МЧС России по РБ.

2. Управление государственного пожарного надзора (ГПН).

· Отдел организации государственного пожарного надзора.

· Отдел надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности.

· Отдел административной практики и дознания.

· Территориальные отделы (отделения) ГПН.

3. Управление гражданской защиты.

· Отдел планирования и предупреждения ЧС.

· Отдел инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты.

· Отделение организации жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава и нештатных АСФ.

· Группа организации надзора и контроля в области ГО, защиты населения от ЧС.

· Группа страхового фонда документации.

· Группа управления городов отнесенных к группам.

4. Управление оперативного реагирования, оперативного планирования и организации оперативной службы.

· Отделение организации службы и подготовки пожарно-спасательских и аварийно-спасательских формирований.

· Отделение организации тушения пожаров, аварийно-спасательных работ.

· Группа территориального взаимодействия и применения сил РСЧС.

5. Управление материально-технического обеспечения

· Отдел материально-технического обеспечения.

· Отдел эксплуатации и ремонта вооружения.

· Группа медицинского обеспечения и охраны труда.

· Группа развития инфраструктуры.

6. Управление кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения.

· Отдел подбора и расстановки кадров (гражданск./военнослуж.).

· Отдел подбора, расстановки и проф. подготовки кадров ГПС.

· Отдел воспитательной работы и психологического обеспечения.

7. Организационно-мобилизационный отдел.

8. Финансово-экономический отдел.

9. Отдел по защите государственной тайны.

10. Группа пропаганды и связи с общественностью.

11. Общий отдел.

12. Юридическая группа.

13. Отдел государственной инспекции по маломерным судам

14. Отдел организации и развития системы управления, связи и оповещения

15. Бухгалтерия

16. Управления гражданской защиты городов и муниципальных районов

17. Структурные и подведомственные подразделения ГУ МЧС РФ по РБ

· Аварийно-спасательная служба Главного управления МЧС РФ по РБ.

· Приволжская региональная поисково-спасательная служба МЧС РФ.

· Учебно-методический центр (УМЦ ГО).

· Курсы по гражданской обороне.

· Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности.

· Государственная инспекция по маломерным судам.

· Специальное предприятие ГУ МЧС России по РБ.

Также структура Главного управления МЧС России по РБ по организации и личному составу (военнослужащие, госслужащие, сотрудники по ЕТС) приведена в штатном расписании [19, 20].

2.3.3 Система управления в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

Для системы управления в области защиты от ЧС существуют жесткие требования, благодаря которым она обладает такими главными свойствами как устойчивость, оперативность и непрерывность. Именно поэтому организация управления в структуре МЧС России и субъектов РФ занимает одно из первых пунктов, на которые обращают внимание при реформировании. Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

· максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении ЧС;

· заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

· оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

· сопряжением систем оповещения и связи РСЧС с соответствующими системами оповещения ГО, Минобороны РФ, МВД РФ;

· заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;

· заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Выводы по второй главе:

В результате анализа функционирования систем Гражданской обороны и РСЧС, территориальным органом управления которых является Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, выявлено 4 аспекта, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан.

1. Во исполнение Указа Президента РФ №1309 от 9 ноября 2001г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»органичное слияние Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел РФ с МЧС России.

2. Реализация главных направлений реформирования государственной службы в России, заложенных в Федеральном законе №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы РФ», в Федеральной программе "О "Реформирование государственной службы Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ №1336 от 19 ноября 2002г., и других законодательных актах.

3. Особенности функционирования Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан, связанные с финансированием и подготовкой отчетности по дифференцированным бюджетам (республиканский и федеральный).

4. Реализация Федерального закона №131-фз от 6 октября 2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» по реформированию системы местного самоуправления - одного из уровней системы управления РСЧС.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА

Глава посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления безопасностью в ЧС на основе выявленных в главе 2 четырех аспектов, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан.

3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ

Одной из главных задач при исполнении Указа Президента РФ №1309 от 9 ноября 2001г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» стояло обеспечение быстрого и эффективного присоединения Государственной противопожарной службы к МЧС России, находившейся ранее в ведении МВД России.

Слияние двух систем - МЧС России и ГПС - это формирование структуры, способной с большей эффективностью решать задачи защиты населения и территорий от аварий и катастроф, стихийных бедствий и пожаров. МЧС РФ приняло в свое ведение 8 813 центральных и территориальных органов управления, подразделений, учреждений, организаций и предприятий ГПС общей штатной численностью 295 021 человек. На баланс министерства принято также 30 157 единиц транспорта, зданий и сооружений. В итоге процесс слияния двух систем должен обеспечить создание единой Государственной спасательной службы.

В результате такого преобразования необходимо выделить несколько основных направлений развития системы Государственной противопожарной службы.

1. Создание необходимых условий для расширения функций пожарных частей по оказанию помощи населению при пожарах и других ЧС. В настоящее время основную нагрузку по борьбе с огнем несут 3,8 тысяч территориальных подразделений ГПС. Осуществляют круглосуточное дежурство в пожарных частях более 54 тысяч сотрудников службы. Однако рассредоточенность частей в муниципальных образованиях, четырех сменное несение службы позволяет иметь в боевом расчете только 2-3 человека, вместо 6-9 по норме. Представляется целесообразным: 1) изучить возможность укрепления боевых расчетов ГПС за счет личного состава дежурных смен спасателей; 2) расширить возможности региональных спасательных отрядов и специализированных частей (при укреплении данных подразделений кадрами и техникой, они способны стать силами экстренного реагирования в интересах субъектов и федеральных округов); 3) придать новый статус телефону «01» (единый для обращения граждан в случае любой ЧС).

2. Совершенствование методов государственного пожарного надзора, в том числе с учетом предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (вопрос о повышении ответственности нарушителей правил пожарной безопасности и привлечения к ответственности юридических лиц за выпуск и реализацию продукции и услуг, не отвечающих требованиям пожарной безопасности).

3. Повышение уровня материально-технического оснащения ГПС и социальной защищенности ее личного состава. Продолжение федеральной целевой программы «Пожарная безопасность на 2003-2005 годы».

4. Совершенствование системы подготовки кадров Государственной противопожарной службы. В настоящее время замещение должностей специалистами в системе ГПС составляет: с высшим образованием - около 48 %, со средним специальным - чуть более 48 %. Предлагается расширить учебную базу подготовки специалистов пожарной охраны: 1) в частности, создать сеть дополнительных пожарно-технических образовательных учреждений, а также факультеты заочного обучения на базе существующих учебных заведений (в городском округе г.Уфа на базе факультета защиты в ЧС ГОУ ВПО УГАТУ создана кафедра «Пожарная безопасность» - очное и заочное отделения); 2) для улучшения подготовки кадров, планируется пересмотреть учебные программы, включив в них мероприятия, направленные на подготовку специалистов не только пожарного, но и спасательного профиля.

Функциональные изменения Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан заключаются в закреплении за ним таких функций как обеспечение пожарной безопасности.

Таким образом, структура ГПС органично влилась в общую схему организации МЧС России, в том числе и на региональном уровне (в Республике Башкортостан). В новой структуре [9,16] начальник Управления государственной противопожарной службы РБ является Первым заместителем начальника Главного Управления МЧС России по РБ, наряду с Первым заместителем министра в управлении гражданской защиты. Сама организационная структура Управления государственной противопожарной службы не претерпела существенных изменений, сохранился и аппарат заместителей Начальника УГПС.

3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ

Реализация главных направлений реформирования государственной службы в России, заложенных в:

- Федеральном законе №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы РФ»,

- Федеральной программе "О "Реформирование государственной службы Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ №1336 от 19 ноября 2002г.,

- Федеральном законе №122-фз от 22 августа 2004г. "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,

требует некоторых структурных и иных изменений в системе управления МЧС РФ, в том числе и на территориальном уровне - в Главном управлении МЧС РФ по РБ. Согласно вышеупомянутым законодательным актам главными направлениями реформирования государственной службы РФ, которые затронули сферу деятельности ГУ МЧС РФ по РБ, являются:

· создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;

· разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;

· выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;

· внедрение программ подготовки кадров для государственной службы РФ и профессионального развития государственных служащих;

· формирование системы управления государственной службой РФ.

В результате изменения затронули реформирование Государственной противопожарной службы и пожарной охраны, а также получение части работников Главного Управления МЧС России по РБ статуса государственного служащего РФ.

В сфере реформирования государственной службы произошли существенные социальные изменения управления. Вводятся принципиально новые понятия государственной службы как механизма государственного управления в сфере безопасности в ЧС. Появившаяся дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации позволила существенно повысить эффективность работы служащих. В рамках реформы предполагается также унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность [6,8]. Также принимается новый порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта.

Федеральный закон №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы РФ» дает возможность определить оптимальный уровень зарплаты чиновника, разобраться с подготовкой кадров, сделать работу государственной службы более открытой.

Реорганизация затронула и некоторые подведомственные учреждения Министерства по делам ГО и ЧС РБ, которые не могли влиться в штатную структуру Главного управления. Эффективным решением стало создание Управления по ЧС при Правительстве РБ. Организация нового органа закреплена юридически, утверждено Положение об Управлении по ЧС при Правительстве РБ, в котором зафиксированы его структура, задачи, функции, руководство т.п. Положение об Управлении по ЧС при Правительстве РБ приведено в Приложении 3.

Таким образом, решение задачи реформирования системы государственной службы в Главном управлении МЧС России по РБ успешно решены в необходимые сроки, повысив эффективность работы и органично выстроив всю систему управления.

3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ

Особенности функционирования Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан, связанные с финансированием и подготовкой отчетности по дифференцированным бюджетам (республиканский и федеральный) осложняются запутанной структурой финансовых и экономических отделов Главного управления, что требует некоторого изменения организационной структуры и функциональных обязанностей.

Изменения организационной структуры. Изменения в организационной структуре финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ коснулись упразднением должности помощник начальника Главного управления по финансово-экономической работе и созданием единой структуры в виде финансового управления ГУ МЧС России по РБ, возглавляемого начальником финансового управления (бывшая должность помощника по финансово-экономической работе).

В новой структуре начальник финансового управления является и начальником финансово-экономического отдела, который теперь обеспечивает финансовую и бухгалтерскую деятельность сводным бюджетированием и включает согласно штатному расписанию:

- заместителя начальника финансово-экономического отдела;

- главного специалиста;

- специалиста.

Далее по вертикали организационной структуры расположена бухгалтерия, штатный состав которой включает:

- главного бухгалтера;

- заместителя главного бухгалтера;

- специалиста по расчетам с персоналом;

- специалиста по расчетам с предприятиями по охране от пожаров.

На рисунке 3.1 приведена схема структурной реорганизации финан-совых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ.

Рис. 3.1 Изменение структуры финансового управления Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан

Как видно из рисунка 3.1, организационная структура стала более строгой по вертикали, с уменьшением общего числа работников, но с увеличением численности работников в статусе государственных служащих. Существенно изменяются должностные инструкции и численность сотрудников. Если до реорганизации служба насчитывала: помощник министра (в/сл), планово-финансовый отдел (6 гос/сл), фин.отдел федерального бюджета (1 в/сл), бухгалтерия (3 сотрудника по ЕТС), то в новой: начальник ФЭО (в/сл), ФЭО (3 гос/сл), бухгалтерия (4 гос/сл). Руководящие документы для практической работы финансовых служащих приведены в Приложении 4.

Срок выплаты денежного содержания по аттестованному составу - с 20 по 25 число ежемесячно, по гражданскому персоналу - аванс 20 числа, заработная плата - 5 числа. Новая финансовая служба оформляет и организует выплату заработной платы и денежного содержания безналичным путем - перечислением на картсчета через ОАО «Уралсиб».

Функциональные преобразования. Изменение организационной структуры, в том числе уменьшение численности сотрудников, влечет за собой и функциональные изменения должностных обязанностей сотрудников. Если до реорганизации служба насчитывала: помощник начальника Главного управления МЧС России по РБ (в/сл), планово-финансовый отдел (6 гос/сл), фин.отдел федерального бюджета (1 в/сл), бухгалтерия (3 сотрудника по ЕТС), то в новой: начальник ФЭО (в/сл), ФЭО (3 гос/сл), бухгалтерия (4 гос/сл).

Начальник финансово-экономического отдела ГУ МЧС РФ по РБ и его заместитель назначается, перемещается и освобождается от должности Начальником ГУ МЧС России по РБ. Главный специалист и специалист назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности по представлению начальника ФЭО. Должностные лица бухгалтерии (главный бухгалтер, его заместитель, специалисты) назначаются, перемещаются и освобождаются от занимаемой должности руководителем по представлению Начальника ФЭО ГУ МЧС России по РБ. Штатная структура финансового управления ГУ МЧС России по РБ представлена на рисунке 3.2.

Для обеспечения эффективного выполнения возложенных на финансовое управление ГУ МЧС РФ по РБ функций разработанные должностные инструкции представлены в Приложениях 5.

Финансово-экономический отдел (ФЭО). Начальник ФЭО - начальник финансового управления организует финансовую и бухгалтерскую деятельность Главного управления МЧС России по РБ и его подразделений на основе утвержденных смет расходов. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (А).

Рис. 3.2 Новая штатная структура финансового управления Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан

Заместитель начальника ФЭО организует финансовую деятельность финансово-экономического отдела и бухгалтерии. Осуществляет методическое руководство подведомственных подразделений. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Б).

Главный специалист ФЭО ведет журнал операций по счету «Касса», журнала операций расчетов с подотчетными лицами, а также работу по статистической отчетности. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (В).

Специалист ФЭО ведет работу по расчетам с персоналом, обеспечивает своевременное и правильное начисление и выплату денежного содержания по ГУ МЧС России по РБ, сдает отчетность во внебюджетные фонды по ЕСН, ГНИ, Пенсионный фонд. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Г).

Бухгалтерия. Главный бухгалтер организует и ведет бухгалтерский учет ГУ МЧС России по РБ. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Д).

Заместитель главного бухгалтера организует сметное планирование и нормативное регулирование оплаты труда и денежного содержания, проводит работы по администрированию неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней по коду 177 с отделом доходов Управления Федерального казначейства по РБ, работы по подготовке сводов бухгалтерской отчетности и предоставлению отчетности в вышестоящую организацию (ПУРЦ). Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Е).

Специалист по расчетам с персоналом ведет работу по расчетам с персоналом, обеспечивает своевременное и правильное начисление и выплату денежного содержания по ГУ МЧС России по РБ, сдает отчетность во внебюджетные фонды по ЕСН, ГНИ, Пенсионный фонд. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Ж).

Специалист по расчетам с предприятиями по охране объектов от пожаров ведет работы по расчетам по лицевым счетам через казначейство, работа по расчетам по договорам с предприятиями по охране объектов от пожаров. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 6 (З).

3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС

Реализация Федерального закона №131-фз от 6 октября 2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» [4, 12] по реформированию системы местного самоуправ-ления - одного из уровней системы управления РСЧС - требует разработки рекомендаций для органов управления муниципальных образований РБ с учетом их особенностей (экономических, географических и т.д.).

3.4.1 Разграничение полномочий местного значения для муниципальных образований РБ в области защиты от ЧС

Перечень полномочий местного значения для каждого из типов муниципальных образований Республики Башкортостан (поселение, муниципальный район, городской округ) определен статьями 14 - 18 ФЗ от 6 октября 2003г. № 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Вопросом местного значения является организация и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств.

В соответствии требованиями ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [5] необходимо внести в уставы муниципальных образований по вопросам в области обеспечения защиты населения и предупреждения ЧС природного и техногенного характера, положения, представленные в таблице 3.1, дополнив статьи уставов муниципальных образований (Приложение 6).

Таблица 3.1. Положения для внесения в Уставы муниципальных образований Республики Башкортостан по вопросам в области обеспечения защиты населения и предупреждения ЧС природного и техногенного характера

В Уставы 957 (943+14) поселений Республики Башкортостан

В Уставы 54 муниципальных районов Республики Башкортостан

В Уставы 9 городских округов Республики Башкортостан

участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения

участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района

участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах городского округа

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья

организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера

организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера

организация и осуществле-ние мероприятий по ГО, защите населения и террито-рии городского округа от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах н.п. поселения

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа

Как видно из таблицы 3.1, в различных типах муниципальных образований Башкортостана комплекс мероприятий по обеспечению защиты населения и территории муниципального образования от ЧС включает в себя работы по обеспечению пожарной безопасности, по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, по осуществлению мероприятий гражданской обороны, по созданию аварийно-спасательных служб, по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основные рекомендации по реализации Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ отражены в рабочей схеме (Приложение 7).

Организация работы в муниципальных образованиях РБ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:

- создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (на территориях, отнесенных к группам по ГО, муниципальных образованиях «муниципальный район», «городской округ», «городское поселение»), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (в муниципальных образованиях «сельское поселение»);

- порядок обучения населения способам защиты при ЧС;

- создание координационного органа РСЧС - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления;

- создание органов повседневного управления РСЧС - единой дежурно-диспетчерской службы «01» муниципальных образований (кроме сельских поселений);

- своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

- подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организация работы в муниципальных образованиях РБ по обеспечению пожарной безопасности. Для реализации полномочий в области пожарной безопасности с целью обеспечения выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (кроме муниципального района) необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления по вопросам:

- организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов;

- организации обучения населения мерам пожарной безопасности;

- об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов;

- об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей, а также общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности;

- о порядке установления, в случае повышения пожарной опасности, особого противопожарного режима в местах летнего отдыха детей;

- об обеспечении требований пожарной безопасности в период уборки урожая и заготовки кормов;

- о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждения гибели людей от пожаров;

- о создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

- об определении формы социально значимых работ при участии граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;

Организация работы в муниципальных образованиях РБ по осуществлению мероприятий гражданской обороны. Для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по ГО, защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления ГО, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитных сооружений и других объектов ГО;

- определение ответственных должностных лиц по организации и осуществлению мероприятий по ГО;

- создание курсов ГО, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 ноября 2000г. № 841 (кроме сельских поселений) [9];

- порядок подготовки и обучения населения в области гражданской обороны.

Для городского округа необходимо принять правовые акты, предусматривающие создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организация работы в муниципальных образованиях РБ по созданию аварийно-спасательных служб. Для реализации полномочий по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (кроме муниципального района) целесообразно в городах, отнесенных к группам по ГО, муниципальных образованиях «городской округ», «городское поселение» создание профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).

В остальных категориях муниципальных образований необходимо правовыми актами определить порядок привлечения граждан из числа общественного актива местного населения, профессиональные интересы которых прямо или косвенно могут быть связаны с решением вопросов, возникающих при ЧС (работники лесхозов, рыбхозов, охотсоюзов, медработники, инструктора турбаз и т.п. категории граждан), объединяя их в общественные структуры, способные действовать при возникновении ЧС, а также предусмотреть права, ответственность и интересы привлекаемых для этих целей лиц и их работодателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты