p align="center">§ 3. Обстоятельства, исключающие признание несовершеннолетнего субъектом преступления
В уголовном праве к обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность за совершенное деяние, относят: малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 УК), недостижение лицом, совершившим общественно опасное деяние установленного законом возраста (ст. 20 УК), невменяемость (ст. 21 УК), невиновное причинение вреда (ст. 28 УК), отсутствии признаков объективной стороны преступления и иные[ Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. - М., 2001. С. 25.
].
Для несовершеннолетних уголовный закон предусмотрел специальное основание, исключающее уголовную ответственность - отставание в психическом развитии. Последнее в наибольшей степени отвечает содержанию настоящей курсовой работы, а потому предполагает более детальное его рассмотрение. Обладая равным календарным возрастом, несовершеннолетние в значительной мере могут отличаться уровнем психического развития. Для учета этого обстоятельства в уголовном законодательстве закреплено положение, согласно которому несовершеннолетние, достигшие соответствующего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности в следствии отставания в психическом развитии. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК, достигший возраста уголовной ответственности несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности, если он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством.Причины отставания в психическом и личностном развитии несовершеннолетнего могут быть различными:биологические - вызванные отрицательными особенностями физиологического развития организма, генетической наследственностью, возникшие вследствие пагубного поведения будущей матери в предродовой период и т.п.;социальные - вызванные неправильным воспитанием, педагогической запущенностью, условиями среды общения и т.п.;иные причины, действие которых основано на влиянии факторов внешней среды - вызванные неблагоприятным воздействием экологической обстановки и т.п. Степень выраженности возрастной психической незрелости при отсутствии психических нарушений и вызвавших их причин связана с возрастом несовершеннолетнего[ Уголовная ответственность несовершеннолетних: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.П. Кашепов. - М.: Юрид. лит., 1999. С. 98.]. Для применения нормы, предусмотренной ч. 3 ст. 20 УК, не имеет значения, какая из причин (помимо психического расстройства) оказала решающее воздействие на интеллектуальную или волевую сферу деятельности несовершеннолетнего. При этом психологический возраст несовершеннолетнего должен не просто отставать от календарного, а эта разница должна достигать значительной степени, с которой законодатель связывает основание непривлечения к уголовной ответственности. Отставание в психическом развитии является психологическим термином. Поэтому решение вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего такого отставания должно основываться, в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда России от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», на заключении комплексной психолого-психиатрической экспертизы по данному вопросу[ Уголовно-правовая защита семьи и несовершеннолетних: Учебное пособие / Под ред. В.Ф. Воробьева и С.Т. Гаврилова. - Воронеж: ВИ МВД России, 2000. С. 46.]. Последняя назначается, главным образом, в случаях, когда требуется одновременное разрешение судебно-психиатрических и судебно-психологических вопросов. Первым решается вопрос о вменяемости подэкспертного, что входит в компетенцию судебного психиатра. Соответственно, судебный психолог решает психологические вопросы только в случае установления психиатрами вменяемости испытуемого.Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза является оптимальной при решении смежных вопросов, относящихся к различным отраслям знаний. Последовательное проведение психиатрической, а затем психологической экспертиз вызвано появлением целого ряда негативных моментов, связанных, главным образом, с возможностью получения противоречивых заключений. В ходе производства предварительного следствия и в суде для разрешения вопросов, связанных с диагностикой отставания несовершеннолетнего в психическом развитии, может быть назначена также и судебно-психологическая экспертиза. Она проводится в том случае, если психическое здоровье подэкспертного либо не вызывает сомнений, либо подтверждено уже проведенной ранее судебно-психиатрической экспертизой.Сравнительный анализ положений ч. 3 ст. 20 УК и ст. 22 УК делает очевидной неравнозначность и неэквивалентность правовых последствий их применения. Несовершеннолетний, отстающий в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством (например, вследствие отрицательного воспитания), должен быть освобожден от уголовной ответственности. С другой стороны, если несовершеннолетний страдает олигофренией, эпилепсией, другими психическими аномалиями, находится в стадии стойкой ремиссии шизофренического процесса и т.п. и признается вменяемым, но неспособным в полной мере понимать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), он подлежит уголовной ответственности (ст. 22 УК). Таким образом, несовершеннолетний, который не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности, а лицо, обнаруживающее те же самые признаки, но страдающее каким-либо психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности и наказанию[ Шишков С.Н. Норма УК об освобождении от ответственности подростка, отставшего в психическом развитии: Достаточно ли она обоснована? // Журнал российского права. - 1997. - № 5. - С. 72.]. Данное противоречие ст.ст. 20 и 22 УК, выражающееся в отсутствии четкости формулировок уголовно-правовых норм, является нарушением принципа равноправия всех перед законом (ст. 19 Конституции и ст. 4 УК РФ), а потому должно быть устранено.
С точки зрения российского уголовного права первичным традиционно является социально значимое поведение человека. «Преступление было, есть и должно быть главным и решающим критерием в оценке человеческого поведения с точки зрения уголовного закона»[ Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб., 2001. С. 15.]. Это объясняется действием принципа законности, согласно которому человек как объект наказания вне своего поведения для государства не существует. Жизнь человека, его характерные черты попадают в сферу действия уголовного законодательства лишь в связи с его общественно опасным поведением. В то же время любая личность являет собой совокупность устоявшихся индивидуальных черт, сочетание которых делает ее неповторимой и предопределяет необходимость строго индивидуального подхода к вопросу об ответственности каждого конкретного человека.
Особую актуальность приобретает данное положение, когда речь идет о несовершеннолетних. Данную группу субъектов преступления эта категория лиц образует благодаря наличию в их психике и физиологии определенных особенностей, часто заранее обусловливающих общественную опасность совершаемых ими деяний.
Специфические особенности несовершеннолетних обусловили в мировой законодательной практике необходимость корректировки их правового статуса в сфере уголовных правоотношений. Так, в частности, ч. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорит о необходимости содействия государств-участников «установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении»[ См.: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. - М., 1999. С. 67 - 76.].
Особенности правового положения несовершеннолетних в различных странах определяются либо путем включения специальных норм в уголовное законодательство, либо - в самостоятельном законе. Так, например, в Германии помимо Уголовного кодекса принят и действует Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних от 4 августа 1953 г. (в редакции опубликования от 11 декабря 1974 г.). Он распространяет свое действие на несовершеннолетних (лиц, достигших ко времени совершения преступления четырнадцати, но не достигших восемнадцати лет) и молодежь (лиц, которые ко времени совершения преступления достигли восемнадцати, но не достигли двадцати одного года)[ Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. И.Д. Козочкина. - М., 2001. С. 74.].
В российском уголовном законодательстве вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена глава 14 УК «Особенности уголовной ответственности наказания несовершеннолетних» (ст. ст. 87 - 96). Регламентируя уголовную ответственность несовершеннолетних, закон, основываясь на общих положениях, учитывает особенности личности подростка, связанные с несформированностью, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелостью, неумением в полной мере адекватно оценивать свои поступки. Поэтому при совершении любого общественно опасного деяния несовершеннолетним учитываются не только общие положения о преступлении и наказании, но и нормы, определяющие особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних..
Наличие особых положений, действующих в отношении несовершеннолетних, характеризует уголовное законодательство и других государств. Между тем, в некоторых из них наличие указанных норм не всегда предопределяет их обязательного применения при совершении преступления лицами, не достигшими 18 лет. Так, например, по уголовному законодательству штата Мичиган (США) несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности как взрослый в том случае, если он осужден за совершение особо тяжкого преступления[ Там же. С. 75.].
Выделение в уголовном законе раздела, целиком посвященного ответственности и наказанию несовершеннолетних, в специальной литературе обусловливалось, во-первых, тем, что каждая сфера политики (включая уголовную) по возможности должна включать в себя специальные положения, относящиеся к несовершеннолетнему как к особому ее объекту; во-вторых, содержанием принципа гуманизма; в-третьих, тем значением, которое уделяет общество преступлениям несовершеннолетних; в-четвертых, спецификой преступности несовершеннолетних; в-пятых, теми индивидуальными чертами, которые обособляют в отдельную группу несовершеннолетних, совершивших преступление; в-шестых, традициями уголовного законодательства, которое с давних пор учитывало возраст лица, совершившего преступление, при решении вопроса о его наказании; в-седьмых, необходимостью четко установить пределы ответственности несовершеннолетнего[ Кудрявцев И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // Российская юстиция. - 1997. - № 8. - С. 42.].
Статья 87 УК распространила действие гл. 14 УК на несовершеннолетнего субъекта преступления, определив последнего как лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. В отдельных случаях в качестве исключения и с учетом характера совершенного деяния, личности преступника допускается применение норм этой главы к совершеннолетним лицам в возрасте до 20 лет (ст. 96 УК)[ Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. - М., 2001. С. 70.
].
В данной главе уголовный закон не выделяет какую-то специфику целей уголовной ответственности несовершеннолетних по сравнению с аналогичными целями для взрослых преступников. Однако это не означает, что ее вообще нет. То положение, что личность несовершеннолетних обладает такими качествами как изменчивость, несформированность, пластичность позволяет надеяться, что при обоснованном и справедливом назначении и надлежащее построенном процессе исполнения наказания существует больше шансов для оказания благоприятного исправительного воздействия на подростков. Причем в отношении несовершеннолетних преступников, особенно когда речь идет о совершении ими впервые неосторожных деяний, преступлений небольшой тяжести и даже некоторых преступлений средней тяжести, можно предположить, что помимо целей предупреждения новых преступлений, восстановления социальной справедливости и юридического исправления, основное предназначение которого заключается в формировании у несовершеннолетнего в будущем стойкой установки неприятия антиобщественного, прежде всего преступного поведения, существуют и чисто воспитательные цели, например, привития уважительного отношения к человеческой личности как наивысшей ценности в обществе, чужой собственности, результатам трудовой деятельности, обучения порою элементарным правилам поведения. Эти цели в той или иной мере стоят перед различными видами наказания, применяемыми к несовершеннолетним, совершившим преступления. Естественно, решение этих задач зависит не только от уголовного наказания, но и игнорировать данные возможности наказания не стоит..
В конечном счете, наказание может повлиять на формирование личности несовершеннолетнего, позволит формировать стойкие внутренние установки и нравственные барьеры против антиобщественных действий[ Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. - М., 2000. С. 34.]. В этой связи уголовная ответственность несовершеннолетнего как негативное последствие совершенного им преступления должна быть строго индивидуализированной.
При этом наряду с объективным содержанием уголовной ответственности несовершеннолетнего (вид и размер наказания или принудительных мер воспитательного воздействия) большое значение приобретает оценка самим несовершеннолетним совершенного преступления и правоограничений, которые он обязан претерпевать в связи с его совершением, т.е. субъективная сторона уголовной ответственности[ Там же. С.37.], так как мера ответственности, воспринятая несовершеннолетним как неадекватная, единовременно способна привести к полной утрате несовершеннолетним веры в справедливость законов общества, а также в силу правосудия.
Положения ст. 88 УК определяют исчерпывающий перечень наказаний, их размер и особенности применения в отношении несовершеннолетнего. В соответствии с ними суд вправе подвергнуть лицо, совершившее преступление до 18 лет, следующим видам наказания:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
Подводя определенный итог изложенному, следует отметить, что несовершеннолетнему могут быть назначены шесть из двенадцати наказаний (ч. 1 ст. 88 УК), предусмотренных ст. 44 УК, кроме этого, ограничение свободы (ч. 1 ст. 53 УК). Данный подход, на первый взгляд, носит сугубо гуманный характер. Однако такое «сужение» круга наказаний, назначаемых несовершеннолетним, в определенном смысле нарушает принцип справедливости уголовного закона. В отношении несовершеннолетнего, в сравнении со взрослым, у суда остается меньше возможностей назначить альтернативное наказание, способное обеспечить достижение его целей. Расширяя общий перечень видов наказаний в сравнении с УК РСФСР, авторы нового уголовного закона, вероятно, стремились выстроить целостную систему наказаний, которые содержали в себе различную степень уголовной репрессии. Несовершеннолетний, в результате невозможности применения ряда наказаний, назначаемых взрослым, и отсутствия условий и практики исполнения новых видов наказаний (обязательные работы и арест)[ Уголовная ответственность несовершеннолетних: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.П. Кашепов. - М.: Юрид. лит., 1999. С. 45 - 46.