Рефераты

Субъекты избирательных правоотношений

p align="left">Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:

- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами - зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

С момента регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, он приобретает статус зарегистрированного кандидата.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…». К числу таких случаев Федеральный закон относит, в частности, обязанность кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе либо работающего в средствах массовой информации сложить на время участия в выборах исполнение служебных обязанностей; отсутствие у кандидата, баллотирующегося только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением (блоком), права на создание собственного избирательного фонда.

На обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов направлены положения ст. 40 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», где установлено, что зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Федеральному закону РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные должности категории «А», не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Такие зарегистрированные кандидаты вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. При этом законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, касающихся равного статуса зарегистрированных кандидатов является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата.

Права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе.

Права и обязанности кандидатов на стадии выдвижения и регистрации. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты (списки кандидатов) могут быть выдвинуты также избирательными объединениями (блоками). Для выдвижения кандидата необходимо его письменное согласие. В заявлении о согласии баллотироваться указываются предусмотренные законодательством сведения о кандидате и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Недостоверность сведений, представленных кандидатом (если недостоверность сведений носит существенный характер), может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, а если недостоверность сведений будет установлена после регистрации кандидата - основанием для отмены регистрации.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предоставляет кандидату возможность использовать псевдоним. Данным правом может воспользоваться кандидат, который использует в своей творческой деятельности псевдоним, или любой кандидат при наличии среди кандидатов однофамильцев. В случае использования псевдонима, он должен указываться одновременно с указанием фамилии, имени, отчества во всех официальных (в т.ч., информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых избирательными комиссиями. В качестве псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов) должны быть собраны подписи избирателей в порядке и количестве, определяемом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может производиться не на основании представленных подписей, а на основании избирательного залога, если внесение избирательного залога предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей и заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов (списков кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны предоставлять такие сведения.

Кандидат может быть выдвинут только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком) одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности к не более чем одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее, чем за три дня до дня голосования.

Права и обязанности кандидатов, связанные с финансированием избирательной кампании. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением (блоком), не вправе создавать собственные избирательные фонды. Кандидаты вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением предвыборной кампании.

Кандидат, зарегистрированный кандидат не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах.

Федеральными законами, законами субъектов федерации может быть предусмотрена обязанность кандидатов возвращать денежные средства, полученные ими из бюджета на проведение предвыборной кампании, в случае, если они не избраны по результатам голосования и набрали не более 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления.

Права и обязанности зарегистрированных кандидатов на стадии предвыборной агитации. Зарегистрированные кандидаты имеют право на ведение предвыборной агитации в различных ее формах (через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах). Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Зарегистрированные кандидаты вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается при проведении агитации злоупотреблять свободой массовой информации, осуществлять подкуп избирателей, заниматься благотворительной деятельностью. Нарушение правил ведения предвыборной агитации, установление фактов подкупа избирателей могут служить основанием для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

Права и обязанности зарегистрированных кандидатов на стадии голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предоставляет зарегистрированным кандидатам право принимать участие в деятельности избирательных комиссий. Так, зарегистрированный кандидат вправе присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей его избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа зарегистрированного кандидата на свои заседания и при осуществлении работы с избирательными документами. Зарегистрированный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Зарегистрированный кандидат имеет также право в период проведения голосования, установления итогов голосования, определения результатов выборов назначить наблюдателей.

Зарегистрированный кандидат вправе присутствовать на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, составлении протоколов избирательными комиссиями об итогах голосования, о результатах выборов.

Кандидат вправе требовать от избирательных комиссий предоставления итогов голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации. В случае проведения повторного голосования, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата - это правовые средства, обеспечивающие зарегистрированному кандидату реализацию предоставленных ему прав.

Можно выделить трудовые, материальные, административно- и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.

К числу трудовых гарантий Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» относит: обязанность администрации предприятия, учреждения, организации, командира воинской части, руководителя внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, освободить его от работы, службы по заявлению, рапорту в любой день и на любой срок со дня регистрации кандидата избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов; запрет на увольнение с работы зарегистрированного кандидата или на его перевод во время проведения выборов; зачисление времени участия зарегистрированного кандидата в выборах в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

К числу материальных гарантий относится возможность получения зарегистрированным кандидатом денежной компенсации за период, на который он был освобожден от исполнения своих служебных обязанностей; возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов.

Административно-правовые и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированного кандидата сводятся к тому, что зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

4. Избирательные комиссии

Избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законодательством, организующие подготовку и проведение выборов, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан (гл. 4 ст. 20-31 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Все избирательные комиссии можно разделить на две группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также избирательные комиссии муниципальных образований, которые являются муниципальными органами;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые. В отличие от постоянно действующих избирательных комиссий, являющихся государственными органами, окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии представляют собой общественные формирования.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему избирательных комиссий. Система избирательных комиссий в Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- окружные избирательные комиссии. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам;

- территориальные избирательные комиссии (территориальные избирательные комиссии в предусмотренных законом случаях могут действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований);

- участковые избирательные комиссии.

При этом избирательные комиссии не образуют единую для проведения всех выборов в Российской Федерации систему. При проведении различного уровня и видов выборов действует определенная соответствующим законом система избирательных комиссий.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам субъектов Российской Федерации либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

Деятельность избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей (части 12, 13 ст. 21 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Принцип коллегиальности проявляется в организации работы избирательных комиссий, в порядке принятия ими решений. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях..» устанавливает, что избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа ее членов.

Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа ее членов.

Заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса соответственно. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех ее заседаниях.

Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением решений по следующим вопросам: об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящей избирательной комиссии. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии.

Принцип гласности в деятельности избирательных комиссий выражается в праве зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; в обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения (в том числе об итогах голосования и результатах выборов) в средствах массовой информации.

Порядок формирования избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется на паритетной основе палатами Федерального Собрания и главой государства. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы. От одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется двумя ветвями власти (законодательной и исполнительной) на основе предложений избирательных объединений (блоков), общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего созыва. Половина членов комиссии назначается законодательным органом, другая половина - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законодательный и исполнительный органы государственной власти Российской Федерации обязан назначить не менее одной второй назначаемого ими количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений (блоков).

Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов РФ от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями, либо по их поручению - региональными отделениями этих политических общественных объединений в субъектах РФ. Предложения от имени избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями, входящими в блок.

Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в Государственной Думе, принимается решением органа избирательного блока, полномочного принимать такое решение.

Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, принимается коллегиальными органами избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, и подписывается их руководителями.

ЦИК РФ разработал Методические рекомендации о порядке формирования избирательных комиссий субъектов РФ, согласно которым законодательному и исполнительному органам государственной власти субъекта РФ рекомендуется не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии опубликовать в СМИ сообщение о предстоящем формировании избирательной комиссии. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.

С учетом практики работы, членами избирательных комиссий субъектов РФ с правом решающего голоса в первую очередь целесообразно назначать лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, а также имеющих опыт организации и проведения выборов. При формировании нового состава избирательной комиссии субъекта РФ рекомендуется учесть принцип преемственности в работе избирательной комиссии и назначить до половины членов избирательной комиссии нового состава из числа членов избирательной комиссии действующего состава.

Формирование территориальных, участковых избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется представительным органом местного самоуправления. Предложения по кандидатурам в состав комиссий вправе вносить избирательные объединения (блоки), общественные объединения, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательные комиссии предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной второй состава комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений (блоков). Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии.

Федеральный закон «Об основных гарантиях…» сохраняет за избирательными объединениями (блоками), имевшими депутатские фракции в Государственной Думе, законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления последнего созыва, в случае досрочного прекращения полномочий этих органов право внесения предложений о составе избирательной комиссии.

В случае, если уполномоченные законом органы государственной власти и органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии в установленный законом срок, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган государственной власти либо орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии производится вышестоящей избирательной комиссией.

Срок полномочий избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - четыре года.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Срок полномочий территориальных избирательных комиссий устанавливается федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комиссии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления, подготовку и проведение выборов в который осуществляет территориальная избирательная комиссия.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

Компетенция избирательных комиссий представляет собой совокупность прав и обязанностей избирательных комиссий по подготовке и проведению различного уровня выборов.

Компетенция избирательных комиссий устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» определяет компетенцию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

1) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

2) организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

3) обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов;

4) осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов в Российской Федерации и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

5) распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

6) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;

7) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

8) устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;

9) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей и участвует в осуществлении этой регистрации (учета).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», иных федеральных законов, регламентирующих проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях...».

При проведении выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обладает также иными полномочиями, закрепленными соответствующими федеральными законами.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти обладает полномочиями, закрепленными соответствующими федеральными законами.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий и оказывает им содействие в осуществлении возложенных на них функций в пределах своей компетенции;

2) распределяет денежные средства, выделенные из бюджета субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует использование указанных денежных средств;

3) контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью;

4) регистрирует избирательные блоки; уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков; кандидатов, списки кандидатов; доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

5) устанавливает формы избирательных бюллетеней, протоколов избирательных комиссий, списков избирателей и других избирательных документов;

6) утверждает тексты избирательных бюллетеней;

7) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;

8) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и их доставку окружным и территориальным избирательным комиссиям;

9) устанавливает единую нумерацию избирательных участков;

10) определяет результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование, выдает избранным лицам удостоверения об избрании;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Территориальная избирательная комиссия при проведении выборов в органы местного самоуправления территориальная избирательная комиссия является верхним звеном в системе избирательных комиссий. В этом случае территориальная комиссия осуществляет также следующие полномочия:

1) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и соблюдением законодательства о выборах;

2) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, утверждает сметы расходов участковых избирательных комиссий, контролирует использование ими выделенных денежных средств;

4) определяет схему образования избирательных округов при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления,

5) регистрирует избирательные блоки; уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков; кандидатов; доверенных лиц кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков;

6) утверждает форму и текст бюллетеня, обеспечивает его изготовление и доставку участковым избирательным комиссиям;

7) определяет результаты выборов и публикует их в средствах массовой информации;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия участковых избирательных комиссий. Участковая избирательная комиссия:

1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты