Рефераты

Субъекты избирательных правоотношений

p align="left">2) уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

6) выдает избирателям открепительные удостоверения для голосования;

7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

8) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протокол об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию;

9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения избирательного законодательства и принимает по ним мотивированные решения;

10) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Акты избирательных комиссий. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Совокупность актов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, можно подразделить на следующие виды:

1) правоприменительные акты в рамках конкретного избирательного процесса, оформляемые обычно в виде постановлений. Такие акты касаются широкого круга вопросов избирательного процесса, например, регистрации избирательных блоков, кандидатов (списков кандидатов), определения результатов выборов. Правоприменительные акты издаются избирательными комиссиями в виде постановлений или решений (Постановление избирательной комиссии Белгородской области от 22 апреля 2003 г. «О регистрации Гусева В.П. кандидатом на должность Губернатора Белгородской области»);

2) нормативно-правовые акты в рамках делегированного правотворчества. Право принимать нормативно-правовые акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямого предписания издать определенный акт;

3) интерпретационные акты (акты толкования). Интерпретационные акты содержат конкретизирующие предписания, выражающие разъяснение правовых норм. Принятие интерпретационных актов, как и актов в рамках делегированного правотворчества, направлено на единообразное применение избирательных законов. Примером интерпретационного акта может служить Постановление избирательной комиссии Белгородской области «О разъяснениях о порядке выдвижения кандидатов на должность губернатора Белгородской области, сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов, проверки достоверности подписей, регистрации кандидатов».

Правовой статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» (ст. 29) содержит требования, предъявляемые к лицам, которые могут быть назначены членами избирательных комиссий. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений (блоков), выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для членов избирательных комиссий высшего уровня Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает дополнительные требования, для членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - наличие высшего юридического образования или ученой степени в области права.

Гарантии осуществления полномочий членами избирательных комиссий. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает материальные, трудовые и процессуальные гарантии для членов избирательных комиссий.

К материальным гарантиям относятся: сохранение среднего заработка члену избирательной комиссии, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы; возможность дополнительной оплаты труда; денежное содержание члену избирательной комиссии, работающему на постоянной (штатной) основе на уровне не менее размера и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории «А» соответственно в федеральном органе исполнительной власти, в законодательном (представительном) либо в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, или лиц, замещающих муниципальные должности в органе местного самоуправления.

К числу трудовых гарантий относится недопустимость увольнения или перевода по инициативе администрации члена избирательной комиссии в период проведения соответствующих выборов.

Процессуальные гарантии деятельности членов избирательных комиссий выражаются в том, что на период проведения выборов члены избирательных комиссий не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса равен сроку полномочий этих избирательных комиссий.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти; признания, на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности; появления оснований несовместимых со статусом члена избирательной комиссии.

Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо того, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующих выборов не позднее чем через десять дней со дня его выбытия. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия.

Права членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса:

1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии;

5) вправе подписывать решения избирательной комиссии;

6) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий) и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;

7) вправе выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов;

8) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

5. Правовой статус иных субъектов избирательного процесса

Понятие и виды представительства в избирательном процессе. Права и обязанности, предоставленные законом субъектам избирательного права - участникам избирательного процесса, могут осуществляться ими через своих представителей. Представительство в избирательном процессе можно определить как совершение представителем от имени и в интересах представляемого им субъекта избирательного процесса действий, влекущих юридические последствия для представляемого. Представительство в избирательном праве отличается от иных видов представительства (гражданского, гражданско-процессуального) тем, что представители не только осуществляют полномочия, принадлежащие представляемым ими субъектам избирательного права, но и обладают собственными полномочиями, предоставленными им избирательными законами. Это обстоятельство не мешает данным лицам быть именно представителями субъектов избирательного права, так как возникновение и прекращение их полномочий зависит, прежде всего, от воли соответствующего субъекта избирательного права.

Своих представителей могут иметь все участники процесса, кроме избирателей, избирательных комиссий и их членов.

К представителям субъектов избирательного права относятся:

1) уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей;

2) доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

3) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками;

4) наблюдатели от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей.

Представительство в избирательном праве возникает с момента назначения субъектом права своих представителей (уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели), а в случаях, установленных законом, с момента их регистрации в качестве представителей (уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков).

Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков. Избирательные объединения осуществляют полномочия, закрепленные за ними законами о выборах, через свои органы, а также через своих уполномоченных представителей.

Уполномоченные представители вправе представлять избирательные объединения, избирательные блоки по всем вопросам, связанным с их участием в соответствующих выборах. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции) избирательного объединения, решением съезда (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией) избирательного объединения, или представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.

Список уполномоченных представителей подается избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию. Документом, удостоверяющим права уполномоченного представителя, является доверенность, выданная уполномоченным на то органом избирательного объединения, избирательного блока. Некоторые избирательные законы устанавливают, что уполномоченный представитель приобретает права и обязанности после его регистрации соответствующей избирательной комиссией.

Определенной спецификой отличается статус уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам. Если в отношении других уполномоченных представителей законодательство не содержит прямой обязанности избирательных объединений, избирательных блоков по их назначению, то необходимость назначения уполномоченных представителей по финансовым вопросам обусловлена тем, что создание избирательного фонда, открытие специального избирательного счета для аккумулирования средств избирательного фонда возможны только после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам (ст. 47 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков вправе:

1) представлять в избирательные комиссии и получать от них документы, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов), осуществлением предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании;

2) заверять своей подписью подписные листы при сборе подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), представлять подписные листы в избирательную комиссию;

3) проводить предвыборную агитацию в поддержку выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком списка кандидатов (при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе);

4) участвовать в жеребьевках эфирного времени, в распределении печатной площади, проводимых избирательными комиссиями и средствами массовой информации;

5) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.

Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока истекает с момента утраты статуса всеми кандидатами, зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми в составе списка кандидатов выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, которые назначили соответствующих уполномоченных представителей, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Полномочия уполномоченных представителей по финансовым вопросам прекращаются в сроки, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Полномочия уполномоченного представителя также могут быть в любое время прекращены самим избирательным объединением, избирательным блоком, о чем они уведомляют соответствующую избирательную комиссию.

Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение (блок) вправе назначить доверенных лиц.

Доверенное лицо - это лицо, осуществляющее агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов).

Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения (блока) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения. Со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) до дня официального опубликования общих итогов выборов администрация обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока устанавливается соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса, назначившим их зарегистрированным кандидатом, или с утратой статуса кандидатами, включенными в список, который выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, назначившими данных доверенных лиц.

Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и права подписывать решения избирательной комиссии. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:

1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;

5) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинаются с момента представления зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением (блоком), зарегистрировавшим список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию документа (решения) о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса получает от избирательной комиссии удостоверение.

Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями (блоками), их назначившими, были избраны (приняли участие в распределении мандатов), продолжаются до окончания регистрации-кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в которых принимает участие данная избирательная комиссия.

Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.

Наблюдатели. Существование такого субъекта избирательного права, как наблюдатель, обусловлено необходимостью в осуществлении контроля за законностью в действиях избирательных комиссий, осуществляющих организацию голосования избирателей, подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» определяет наблюдателя как лицо, уполномоченное вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Правом назначения наблюдателей обладают:

1) зарегистрированные кандидаты;

2) избирательные объединения, избирательные блоки;

3) общественные объединения, которые созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне;

4) группа избирателей - при выборах в органы местного самоуправления, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка либо наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Полномочия наблюдателя от группы избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления удостоверяются подписным листом с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем избирательном участке (на соответствующей территории - при направлении наблюдателя в территориальную, окружную избирательные комиссии). Законом субъекта Российской Федерации устанавливается количество подписей избирателей, требуемое для удостоверения полномочий наблюдателя. Оно не может превышать 50 подписей.

Предварительного уведомления о направлении наблюдателя не требуется. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» определяет срок представления документов, удостоверяющих полномочия наблюдателя. Они предъявляются в участковую избирательную комиссию в день голосования с момента начала ее работы до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов; в территориальную и иную избирательную комиссию - с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы.

Полномочия наблюдателя. Федеральный закон РФ «Об основных гарантия…», иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации закрепляют права наблюдателя. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования;

3) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период с начала работы по составлению протокола до окончания указанной работы;

5) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

6) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных указанными комиссиями в период, в течение которого наблюдатель вправе находиться в соответствующей избирательной комиссии, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;

7) обжаловать в порядке, установленном законом, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

8) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Законом также определяются ограничения в деятельности наблюдателя - действия, которые он не вправе совершать при осуществлении своих полномочий:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Государственные органы, органы местного самоуправления. Нормы избирательного права наделяют различные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц правами и обязанностями в сфере избирательного процесса, устанавливают ограничения в их деятельности во время проведения избирательной кампании.

Правовой статус государственных органов, органов местного самоуправления характеризуется следующими основными моментами. В соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления:

1) являются субъектами права назначения выборов. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации наделен правом назначать выборы депутатов Государственной Думы, а Совет Федерации - правом назначения выборов Президента Российской Федерации;

2) участвуют в формировании избирательных комиссий. Например, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на паритетных началах назначают Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума;

3) осуществляют регистрацию (учет) избирателей. Учет избирателей в установленном порядке осуществляют главы муниципальных образований, командиры воинских частей, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

4) обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; содействие в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий;

5) не имеют права участвовать в предвыборной агитации.

Важную роль в избирательной кампании играют суды, которые рассматривают жалобы на нарушения избирательных прав граждан, в том числе на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц. Результатом судебного рассмотрения может быть отмена решения избирательной комиссии, в том числе решения об установлении итогов голосования, об установлении результатов выборов.

Суды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации также вправе при определенных условиях назначать выборы.

Средства массовой информации. Под средством массовой информации в соответствии с законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. (в ред. от 20 июня 2000 г.) «О средствах массовой информации» понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Субъектами избирательного процесса являются не все средства массовой информации, а только электронные (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание) и печатные средства массовой информации (периодические печатные издания, редакции периодических печатных изданий).

Для избирательного права важное значение приобретает деление средств массовой информации на две большие группы:

1) средства массовой информации категории А - средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения; средства массовой информации, и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов своего бюджета за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) средства массовой информации категории Б - средства массовой информации, не попадающие под признаки средств массовой информации категории А.

Права и обязанности средств массовой информации в сфере обеспечения проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками предвыборной агитации, в сфере взаимоотношений с избирательными комиссиями различаются в зависимости от принадлежности их к одной из двух категорий.

Процессуальными правами наделяются также представители средств массовой информации. Представители средств массовой информации вправе участвовать в заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования.

Представители средств массовой информации вправе присутствовать в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках. Представители средств массовой информации вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.

Иностранные (международные) наблюдатели. Иностранными (международными) наблюдателями являются лица, представляющие иностранные или международные организации и приобретающие право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с установленным законом порядком.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» регулируют некоторые аспекты деятельности иностранных (международных) наблюдателей.

Приглашения иностранным и международным организациям о направлении наблюдателей могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области прав и свобод человека и гражданина. Государственная Дума направляет приглашения в соответствии с предложениями каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих в ней свои фракции.

В соответствии с представленными наблюдателем документами Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца, дающее ему право осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов.

Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов или общепризнанных принципов и норм международного права. Наблюдатель не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.

Иностранный (международный) наблюдатель в соответствии с федеральными законами, разъяснениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе:

1) присутствовать на избирательных участках, включая помещения для голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

2) присутствовать в территориальных, окружных избирательных комиссиях, комиссиях субъектов Российской Федерации, а также в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей; избирательных бюллетеней, выданных избирателям; погашенных избирательных бюллетеней;

5) перед непосредственным подсчетом голосов избирателей участковой избирательной комиссией присутствовать при оглашении суммарных данных по списку избирателей по федеральному и одномандатному избирательным округам, а также знакомиться со списком избирателей после его заверения подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии;

6) присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней, а также наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

7) наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках;

8) знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов иной избирательной комиссии, в которой он присутствует; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в избирательную комиссию либо составленных этой комиссией в день голосования, в том числе в день досрочного голосования. Избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать иностранному (международному) наблюдателю заверенные копии указанных документов;

9) после окончания голосования присутствовать при подсчете и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, оглашении числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных и погашенных открепительных удостоверений;

10) визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;

11) после дня голосования излагать свое мнение об избирательном законодательстве и о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации;

12) встречаться с кандидатами, зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 24 с последующими изменениями и дополнениями.

6. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». // СЗ РФ. 2001. № 29 с последующими изменениями и дополнениями.

7. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 42 с последующими изменениями и дополнениями.

8. Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 49 с последующими изменениями и дополнениями.

34. Колюшин Е.И. Финансирование выборов (правовые вопросы) // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1998. № 1 (55).

35. Лысенко В.И. Финансирование выборов и избирательный залог в зарубежном законодательстве и практике // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 7 (49).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты