Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь
Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь
45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и истории права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Конституционное право
на тему:
Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь
Руководитель
доктор. юр. наук,
профессор Д.М. Демичев
Минск 2009
РЕФЕРАТ
Курсовая работа:
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА, ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
Объект данного исследования - реализация судебной защиты прав личности.
Предметом исследования являются частные вопросы в области судебной защиты прав личности.
Цель работы - анализ законодательства в области защиты прав личности в различных отраслях права, с различных точек зрения.
Задачами данной работы являются рассмотрение практических подходов к реализации прав человека; выявление основных проблем действующего законодательства.
В процессе работы проведено следующее исследование: анализ существующих форм защиты прав человека в различных отраслях права, а также анализ существующего законодательства.
При выполнении работы были использованы общие методы - диалектический, системный, формально-логический, функциональный; частные - метод историзма; специальный - сравнительный.
Элементами научной новизны являются совершенствование судебных и внесудебных способов защиты прав человека, а также законодательства в данной области
Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
THE ABSTRACT
Course work
PROTECTION OF HUMAN RIGHTS, JUDICIAL PROTECTION, CIVIL LEGAL PROCEEDINGS, ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS, CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS, THE LEGISLATION, HUMAN RIGHTS.
Object of the given research - realisations of judicial protection of the rights of the person.
Object of research are private questions in the field of judicial protection of the rights of the person.
The work purpose - the analysis of the legislation in the field of protection of the rights of the person in various branches of the right, from the various points of view.
Problems of the given work are consideration of practical approaches to realisation of human rights; revealing of the basic problems of the current legislation.
In the course of work following research is carried out: the analysis of existing forms of protection of human rights in various branches of the right, and also the analysis of the existing legislation.
At work performance the general methods - dialectic, system, is formal-logic, functional have been used; private - a historicism method; special - comparative.
Elements of scientific novelty are perfection of judicial and extrajudicial ways of protection of human rights, and also legislations in the given area
The author of work confirms, that all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.
СодержаниеВведение1. Право на судебную защиту прав человека как общеправовая категория2. Защита прав и свобод личности в отдельных видах судопроизводства2.1 Защита прав и свобод личности в гражданском судопроизводстве2.2 Защита прав и свобод личности в административном процессе2.3 Защита прав и свобод личности в уголовном процессе3. Современное развитие правовой базы Республики Беларусь в сфере судебной защиты прав и свобод личностиЗаключениеСписок использованных источниковВведениеТема работы:«Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь».В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.Представляется, что анализ данной тематики достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной тематики.Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей базы по исследуемой проблематике - еще одним независимым авторским исследованием. С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую значимость. Определенная значимость проблемы судебной защиты прав личности определяет научную актуальность данной работы.Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены нормативно-правовые акты. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. Будущие исследования судебной защиты прав личности также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблемы данной работы.Результаты могут быть использованы для будущих исследований.Объект данного исследования - реализации судебной защиты прав личности.Предметом исследования являются частные вопросы в области судебной защиты прав личности.Цель работы - анализ законодательства в области защиты прав личности в различных отраслях права, с различных точек зрения.Поставленная цель определяет задачи исследования:1. рассмотрение практических подходов к реализации прав человека; 2. выявление основных проблем действующего законодательства.1. Право на судебную защиту прав человека как общеправовая категория
Проблема прав человека имеет международный и национальный уровни. Главенствующая роль в этой системе принадлежит международному праву, об этом свидетельствуют общепринятые международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни и др.
Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года было заявлено, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международными актами, провозглашает полный государственный суверенитет республики во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.
Декларация о государственном суверенитете ознаменовала начало перехода нашего общества от административно-командной системы власти к демократическому социальному и правовому государству. С этого времени начинается активный процесс реформирования всей правовой системы республики с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами.
15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию, закрепившую переход нашего общества в новое качественное состояние в области прав и свобод человека. 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме принимается Конституция (с изменениями и дополнениями), в которой права и свободы человека получают более полное и конкретное закрепление[3, c 48].
Личные права образуют исторически первыесамый глубокий и фундаментальный пласт в системе основных прав и свобод. Они гарантируют достоинство и свободу человека как самостоятельной личности и как субъекта гражданского общества (отсюда двойное название: личные - гражданские), считаются правами неотчуждаемыми и «естественными», принадлежащими любому человеку от рождения и независимо от его гражданства (т.е, личные права -- это права человека) [18, c 170].
Эффективное функционирование государственно-правового механизма защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь невозможно без соблюдения конституционных гарантий прав человека[1, c 76].
В Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на судебную защиту (ст.60). Защита судом прав человека является наиболее эффективной по сравнению с другими формами защиты. Это объясняется высокой степенью демократичности и профессионализмом судебного разбирательства, которое основывается на принципах независимости суда, гласности, состязательности, непосредственности, устного судебного разбирательства, представления доказательств. Судебная защита прав и свобод человека предусмотрена во многих действующих конституциях зарубежных государств[4, c 67].
Принцип осуществления правосудия только судом, закрепленный в ст. 26 Конституции Республики Беларусь, является важной гарантией защиты прав граждан [26]. Выполнение функций правосудия внесудебными органами в период культа личности приводило к грубейшему нарушению законности, прав и интересов граждан[21, c 115].
В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике принадлежит судам [11, c 256]. Полномочия и особый процессуальный порядок деятельности суда создают необходимые гарантии правильного осуществления правосудия и обеспечивают выполнение стоящих перед ним задач [29, c 76].
Общая система гарантий прав человека в Республике Беларусь включает в себя две группы:
1 Общие гарантии - это объективные материальные и духовные условия реализации основных прав и законных интересов физических лиц в Республике Беларусь. К ним следует отнести следующие их виды: экономические, политические, социальные и духовные.
Экономические гарантии должны создавать объективные условия, в которых индивид должен получать материальные возможности для реального осуществления своих прав и законных интересов. Основными составляющими данного вида гарантий должны являться право собственности и право на труд.
Политические гарантии обеспечивают возможность реализации гражданами Республики Беларусь своих политических прав и свобод, установленных в Конституции и иных нормативных правовых актах государства.
Социальные гарантии включают в себя деятельность государственных органов Республики Беларусь, направленную на создание высокого жизненного уровня в государстве и реализацию социальных прав личности (право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, поддержка института семьи, материнства, детства, отцовства и др.).
Духовные гарантии являются средством реализации духовных запросов личности (право исповедовать религию, посещать кино, театры, библиотеки и т.д.).
2Юридические гарантии - это система взаимосвязанных механизмов, форм и средств (нормативных, институционных и процессуальных), обеспечивающих реализацию прав и свобод человека в Республике Беларусь. К ним следует отнести следующие их виды: собственно гарантии охраны прав человека, юридические гарантии квалифицированной правовой помощи и организационные гарантии.
Гарантии охраны прав человека - закрепленные в Конституции Республики Беларусь пределы прав и законных интересов физических лиц на ее территории, а также меры поощрения и стимулирования правомерной и инициативной реализации их прав.
Юридические гарантии квалифицированной правовой помощи -- установленные государством возможности использования помощи адвоката в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве, а также гарантии оказания консультационных услуг государственными органами, общественными объединениями и адвокатскими коллегиями.
Организационные гарантии - это система правовых (в том числе локальных) норм, устанавливающих сферы и содержание управленческой деятельности, осуществляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Беларусь, а также общественными организациями и должностными лицами. Данные гарантии реализуются не через процессуальную или юрисдикционную деятельность, а через организационную работу [1, c 77].
Что касается гарантий в международном праве, то в Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. личные (гражданские) права и свободы закреплены в основном в первых главах: главе I «Достоинство» и главе II «Свободы», нормы которых воспроизводят с некоторыми дополнениями положения Конвенции Совета Европы.
Важнейшей гарантиейправа на человеческое достоинство служит безусловный запрет пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания,установленный в одноименной статье Хартии (ст. 4), а также в Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Право на жизнь -- предмет следующий статьи Хартии (ст. 2). Как и право на человеческое достоинство, правона жизнь -- наиболее общее право человека, содержание которого детально раскрывать в нормах права нет необходимости.
Право на целостность личности -- новое личное право, необходимость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст. 2 Хартии):
Хартия (ст. 5) и Конвенция (ст. 4) закрепляют также перечень основных гарантийправа на свободу и личную неприкосновенность:
безусловный запрет рабства, а равно содержания людей в подневольном (крепостном) состоянии; запрет принудительного или обязательного труда; запрещение торговли людьми [25].
Право на уважение частной и семейной жизни, включая неприкосновенность жилища и тайну передаваемых сообщений(почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.).
А также другие права и свободы, закрепленные в международных документах.
В Конституции Республики Беларусь находят свое отражение в сфере защиты прав личности многие международные документы.
Во-первых, текст действующей Конституции Республики Беларусь и текст Европейской конвенции по правам человека во многом совпадают. Статьи, посвященные правам и свободам человека и гражданина, не всегда полностью дублируют друг друга, но по сути своей эти тексты схожи как в редакционном, так и в концептуальном плане. Статья 2 Европейской конвенции по правам человека близка по своему содержанию к ст. 24 Конституции Республики Беларусь, в которой речь идет о праве на жизнь. Например, в частитретьей этой статьи говорится о том, что смертная казнь существует в виде исключительной и временной меры.
И таких норм Конституции схожих с Европейской конвенцией по правам человека достаточно много.
Таким образом, выполняя предписания конституционных норм, мы тем самым выполняем и положения Европейской конвенцией по правам человека. В то же время Республика Беларусь не является членом Совета Европы, и поэтому в юридическом плане положение Европейской конвенции по правам человека для нас, строго говоря, не обязательны. Однако закрепление в Конституции Республики Беларусь верховенства права, приоритета общепризнанных принципов международного права, предполагает необходимость следования нашего законодательства этим принципам, позволяет нам, формируя позицию судов (в частности Конституционного суда), ориентироваться на эти европейские ценности реализовывать их в судебной практике. При этом отступлений от конституционных норм не будет. Наоборот, выполняя предписания Конституции Республики Беларусь и Европейскую конвенцию по правам человека, суды нашей страны будут находиться в центре правовых реформ, правовых преобразований, что будет способствовать выполнению ст.1 Конституции Республики Беларусь о становлении правового демократического государства в нашей стране [5, c 52].
Но сопоставив нормы Европейской конвенции по правам человека и нормы международных пактов, мы не сможем сделать вывод, что Европейская конвенция по правам человека содержит абсолютно все нормы о защите прав человека и гражданина, которые воплощены в вышеназванных международных документах. Нормы Европейской конвенции по правам человека получили новое содержание благодаря протоколам, которые появились в последующем, после принятия Европейской конвенции по правам человека. Понимание смысла положений конвенкции, их новое «прочтение» обеспечивается практикой Европейского Суда по правам человека.
Что же касается Конституции Республики Беларусь, то в качестве конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей выступают положения, закрепленные статьями 58-62 Конституции. В частности подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан.
Важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст. 60).
В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Беларуси гарантируется право обращаться в суд (ст. 61). В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материальное возмещение морального вреда. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Таким образом, предусмотренные в Конституции Республики Беларусь права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе [3, c 52].
2. Защита прав и свобод личности в отдельных видах судопроизводства2.1 Защита прав и свобод личности в гражданском судопроизводствеСпособы защиты гражданских прав разнообразны. Так в ст. 6 Гражданского Кодекса 1964 г. защита гражданских прав осуществляется путем:признания этих прав, например, признания права собственности на часть дома; признания права авторства; признания права на жилплощадь; признания наследником и т.д.восстановления положение, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, например, истребование собственником имущества, которым незаконно владеет другое лицо, устранение препятствий, созданных собственнику в использовании или распоряжении вещью, возврат сторон в первоначальное положение по недействительной сделке и т.д.присуждения к исполнению обязанности, например, решение, обязывающее арендодателя передать арендатору объект, по поводу которого заключен договор аренды;прекращения или изменения правоотношения, например, решение о выделении доли из общего имущества, решение о расторжении договора купли-продажи в случае продажи покупателю вещи ненадлежащего качества;взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пени);иными способами, предусмотренными законом.В ст. 11 нового ГК РБ кроме вышеперечисленных способов называются: признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, установление факта ничтожности сделки и применение последствий ее недействительности;самозащита права;компенсация морального вреда;неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего законодательству;Как и в ныне действующем ГК, перечень способов защиты гражданских прав в новом кодексе не является исчерпывающим.Все перечисленные способы можно сгруппировать, выделив способы, применяемые только судом, способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т.е. защиту гражданских прав субъектом права без участия суда.Некоторые способы защиты могут быть применены не только судом, но и другим правоприменительными органами. Например, в случае совершения индивидуальных или согласованных действий, запрещенных Законом РБ “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” и нарушающих права граждан и юридических лиц, Государственный антимонопольный комитет вправе дать предписание о прекращении нарушения, восстановлении первоначального положения, изменения договора, отмене неправомерного акта и др [8].Анализируя законодательство, обеспечивающее право на судебную защиту, законы можно условно разделить на:* предоставляющие право на судебную защиту в общей форме, т.е. безотносительно к каким-либо определенным правоотношениям;* устанавливающие право граждан на судебную защиту в частных случаях, т.е. на защиту конкретных прав, либо на защиту от нарушений со стороны определенных органов и должностных лиц [20, c 52].Гражданский кодекс можно отнести к первой категории. Так как в нем говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором [8].Общепризнанным является тот факт, что наиболее совершенной формой защиты является судебная форма. Именно поэтому она стремительно развивалась в последнее время.Судебная форма защиты наиболее приспособлена к разрешению спорных и сложных правовых вопросов в силу детального регулирования порядка рассмотрения дел с участием заинтересованных ляд, наличия всесторонних гарантии вынесения законного и обоснованного решения. Однако в кодексе также предусмотрен такой способ защиты, как самозащита. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или соответствующим закону договором не предусмотрено иное. Способы защиты в гражданском праве могут быть классифицированы на группы:1 применяемые судом;2 применяемые органами государственной власти и местного самоуправления (а также их структурными подразделениями);3 применяемые непосредственно управомоченными лицами, чьи права нарушены.К первой группе следует отнести:ь признание права. Подобный способ применяется при наличии угрозы нарушения гражданских прав, подвергающихся оспариванию. Примером его могут быть решения судов о признании права собственности;ь восстановление положения, существовавшего до нарушения права. ь пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Определяющим для применения этого способа является факт совершения противоправных действий, ответной реакцией на которые будет решение суда;ь признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, установление факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности. Следует иметь в виду, что судебная практика исходит из того, что иски о признании ничтожной сделки недействительной допустимы, хотя она и является таковой в силу прямого указания закона. Данный способ характерен тем, что применяется судом к сделкам по искам лиц, чьи права этими сделками нарушены. Основанием предъявления подобных исков служит несоблюдение хотя бы одного из условий недействительности;ь признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Этот способ защиты специфичен тем, что нарушение гражданских прав происходит вследствие издания упомянутых актов по вопросам, не входящим в компетенцию названных органов или превышения их полномочий. Причем данные акты должны быть адресованы конкретным лицам или группе лиц, т. е. не носят нормативногоь характера. Что касается нормативных актов, то они могут быть оспорены лишь в случаях, предусмотренных законом. Специфику данного способа составляет то, что его применение автоматически влечет за собой другие способы защиты. В противном случае вместо надлежащей защиты имел бы место лишь факт констатации нарушения гражданских прав;ь присуждение к исполнению обязанности. Им защищаются нарушенные права кредиторов по обязательствам вследствие уклонения должника от передачи вещи, выполнения обусловленных работ, оказания оговоренных услуг или передачи денег;ь возмещение убытков может иметь место только в случае причинения убытков, как по обязательственно-правовым, так и вещно-правовым искам. Под убытками законодатель понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). ь взыскание неустойки в качестве способа защиты применяется в случае, когда исполнение обязанности должника обеспечивается предусмотренной законом или договором неустойкой. Неустойка не взыскивается, если обязанности исполняются надлежащим образом;ь компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину иные нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на, нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред;ь прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось (например, перенос срока исполнения при восполнении недопоставки, выселение правонарушителя из занимаемого им жилого помещения). ь неприменение судом противоречащему законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления подразумевает обязанность суда обосновать неприменение, указать, чему противоречат перечисленные акты.Последовательность совершения процессуальных действий предусмотрена гражданским законодательством. И все отношения носят системный характер и приводят к осуществлению защиты права только при наличии определенных законом их совокупности. В силу этого защита права в гражданском судопроизводстве протекает в специфической форме, именуемой гражданской процессуальной формой. Ее задача - обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов заинтересованных в исходе дела лиц. Из всех известных правил о процедурах защиты права закон именует процессом, как правило, лишь порядок судопроизводства. При этом он предусматривает не только детальный порядок рассмотрения и разрешения дел, проверки законности и обоснованности решений, но и обеспечения принудительного исполнения принятых решений.Нормы гражданского процессуального права определяют все этапы судебной защиты права, т.е. порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел судами первой инстанции и вышестоящими судами, а также порядок принудительного исполнения как судебных решений, так и ряда иных актов защиты в отношении граждан. Таким образом, судебная власть при защите прав граждан осуществляется общими судами в пределах, урегулированных гражданским процессуальным законодательством. Оно, согласно ст.3 ГПК, регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникают, из административно-правовых отношений, дел производства, дел приказного производства, а также иных дел и порядок исполнительного производства, рассмотрении гражданских дел и исполнении юрисдикционных актов осуществляется защита прав, вытекающих практически из всех отраслей прав [9]. Гражданская процессуальная судебная форма защиты в силу этого носит универсальный характер.2.2 Защита прав и свобод личности в административном процессеВ Конституции Республики Беларусь устанавливается правило о том, что государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод граждан.Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (ст.59) [26].В настоящее время важное значение имеет обеспечение прав и свобод граждан непосредственно аппаратом исполнительной власти и надзорных органов. Необходимо заметить, что в ст. 40 Конституции Республики Беларусь провозглашено право индивида направлять личные или коллективные обращения в государственные органы [20, c 53].Судебный контроль за законностью действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина [19, c 78].В процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях может быть заложена позиция о процедуре обжалования неправомерных действий администрации и должностных лиц [20, c 53].Один из наиболее полных перечней способов защиты прав и свобод граждан был предложен Н.Г Салищевой:
ь судебный контроль за деятельностью администрации, имея в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможную организацию системы органов административной юстиции;
ь административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. К такому же способу можно отнести президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;
ь организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) граждан в органах исполнительной власти;
ь прокурорский надзор за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти, а также за органами местного управления и самоуправления;
ь контроль со стороны представительных органов государственной власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом общего требования разделения законодательной и исполнительной властей.
Однако данный перечень способов и средств защиты прав и свобод человека недостаточно полон, и предлагаем дополнить его административно-правовой защитой милицией личных прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности и защитой прав осужденных.
Судебный контроль за законностью действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).
В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина.
Хотелось бы так же отметить роль Президента Республики Беларусь в административном процессе. Функции Президента как гаранта прав человека - издавать нормативные правовые акты. В соответствии со ст.85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории нашего государства. Право законодательной инициативы и право вето, которыми обладает Президент, могут использоваться им для защиты прав человека.
В соответствии со ст.40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы.
Анализируя данное конституционное положение, видим, что большую роль в системе защиты прав и свобод человека играет организация приема граждан и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб граждан) в органы исполнительной власти. Это положение в настоящее время более подробно регламентируется Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан» [17].
По обращению граждан соответствующими органами должны принимать меры по, направленные на восстановление нарушенных прав, улучшение работы аппарата управления, укрепление режима законности. Обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными, устными или письменными.
Также весьма значительна роль административно-правовой защиты прав милицией в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Данная тема весьма актуальна в наше время, так как именно в данных областях совершается больше всего нарушений. Именно работники внутренних дел следят за сохранностью правового статуса личности.
Понятие «правовой статус» неоднозначно трактуется в научной литературе. Представляется, что под правовым статусом гражданина следует понимать систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, которые в определенной мере удовлетворяют потребности человека, создают условия для его всестороннего и гармоничного развития, закрепляют обязанность (в определенных случаях) его юридической ответственности, на основе закона определяют действия государства и других субъектов.
Основаниями для обладания правами и обязанностями являются гражданство и правовая связь с государством. При этом принадлежность к государству закрепляется в юридической форме, регулируется институтом гражданства, где определены порядок, условия его приобретения и утраты. Поэтому потеря связи гражданина с государством влечет за собой изменение всего комплекса правового статуса (личных прав, свобод и обязанностей).
В содержание правового статуса входят и специальные (юридические) гарантии прав личности -- правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их защити в случае нарушения. Ведь только при их помощи обеспечиваются реализация личных прав граждан, их защита.
Каждый компонент правового статуса -- правовая ответственность личности. Государство вправе требовать от всех граждан правомерного поведения в строгом соответствии с юридическими нормами, которые устанавливаются в форме обязанностей, определяющих должное поведение гражданина. За их невыполнение предусматриваются меры юридической ответственности.
Таким образом, правовой статус гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина определяется конкретной системой юридических прав, свобод, обязанностей. Граждане Республики Беларусь в соответствии со ст.37 Конституции РБ обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод. Это нашло свое закрепление и развитие и в других законах, регулирующих наиболее существенные изменения отношений и учитывающих вновь появляющиеся при формировании правового государства права и обязанности личности.
Вместе с тем защита прав граждан в сфере административно-правовых отношений на определенных стадиях реализации этих прав выступает самостоятельная категория. Это проявляется в процессе защиты нарушенных прав по инициативе самого гражданина посредством подачи заявления, а также в процессе юрисдикционной деятельности милиции [33, c 5].
Таким образом, в нашей республике действует определенный механизм судебного контроля за органами администрации в целях защиты прав человека и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что данный механизм нуждается в более четком правовом регулировании в части установления специфических процессуальных правил рассмотрения дал, вытекающих из административно-правовых отношений.
2.3 Защита прав и свобод личности в уголовном процессеРеспублика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это важное положение, содержащееся в ст. 8 Конституции Республики Беларусь, требует оптимального учета и отражения в национальном законодательстве правовых принципов и требований» закрепленных в международных актах, прежде всего в тех, которые Республикой Беларусь ратифицированы.