Рефераты

Судебное решение как основание для регистрации прав на недвижимое имущество

Судебное решение как основание для регистрации прав на недвижимое имущество

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф.КАТАНОВА"

Кафедра гражданского права и процесса

Допустить к защите в ГАК

Зав.кафедрой Гражданского права и процесса к.ю.н., доцент

Е.Н. Потапенко

"СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ, КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО"

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

030501 "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ"

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент

кафедры Гражданского права и процесса Г.А.Самбурская

АБАКАН

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Порядок и основания регистрации прав на недвижимое имущество

1.1 Понятие и значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1.2 Место судебного решения среди оснований для регистрации прав на недвижимое имущество

Глава 2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных судебным решением

2.1 Понятие и виды судебных актов, являющихся основанием для регистрации прав на недвижимое имущество

2.2 Требования, предъявляемые к судебному решению, являющемуся основанием для регистрации прав на недвижимое имущество

2.3 Особенности проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением суда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение гражданских прав, в том числе прав на недвижимое имущество, регулируется гражданским законодательством, которое включает в себя, в первую очередь, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности, наряду с другими основаниями, возникают также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Как следует из положений части 2 статьи 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество, является Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав), который дает понятие государственной регистрации прав и определяет порядок ее проведения.

В соответствии с названным законом, государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

При этом, статья 17 Закона о регистрации прав предусматривает в качестве одного из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество вступившие в законную силу судебные акты.

Анализируя положения ст. 28 Закона о регистрации прав, а также ст.ст. 8, 11 и 12 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что речь идет о судебных актах, которыми установлены гражданские права и обязанности.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав).

Из смысла указанной статьи можно сделать вывод о том, что в судебном порядке может быть оспорено только зарегистрированное право, а не государственная регистрация.

В последнее время выносится все больше судебных решений, связанных с процессом государственной регистрации. Физические и юридические лица стараются придать своим правам законный характер, соблюдать установленный законом порядок перехода прав на недвижимое имущество, закрепить за собой ранее приобретенную, но не зарегистрированную недвижимость. Споры, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение последних лет являются одной из самых распространенных категорий дел как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции. Вместе с тем, практика применения соответствующих норм законодательства органами, регистрирующими права на недвижимость, и судебным инстанциями различных регионов не отличается единообразием, что требует теоретического осмысления имеющихся проблем.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена отсутствием комплексных исследований по теме.

Объект исследования - институт регистрации прав на недвижимое имущество.

Предмет исследования - судебное решение, как основание для регистрации прав на недвижимое имущество.

Целью данной работы является изучение и исследование порядка и особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных судебными актами.

Задачи: 1. Выявить основания регистрации прав на недвижимое имущество и определить, какое место среди них занимает судебное решение.

2. Дать понятие судебного решения и выделить виды судебных актов, являющихся основанием для регистрации прав на недвижимое имущество.

3. Обобщить случаи регистрации прав на недвижимое имущество в силу судебных решений.

4. Установить особенности проведения регистрации прав на недвижимое имущество на основании решений суда.

Методы исследования - анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой метод, теоретическое моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, специально-юридические методы, в том числе сравнительного анализа действующего законодательства, судебной практики Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов Республики Хакасия.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, в котором сделаны краткие выводы в соответствии с целью и задачами, сформулированными во введении.

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

1.1 Понятие и значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В настоящее время в России совершается все больше сделок с недвижимым имуществом, регистрируются переход права от предыдущего собственника и право нового собственника соответствующего имущества. В статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сказано: "Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законами". Физические лица в основном осуществляют регистрацию своих прав на земельные участки, квартиры, жилые дома, различные хозяйственные постройки; юридические лица огромное значение уделяют закреплению своих прав на земельные участки (аренда, право собственности), здания, сооружения, нежилые помещения, реже - на объекты незавершенного строительства.

Государственная регистрация - завершающий этап приобретения прав на недвижимость. Она имеет не техническое, а юридическое (правообразующее) значение. Возникновение и прекращение имущественных прав на недвижимость закон связывает именно с моментом государственной регистрации. Покупатели, обменивающиеся, одаряемые становятся собственниками и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью только после государственной регистрации права собственности. Поэтому для оформления документов на недвижимость необходимо знание понятия недвижимости, процедуры государственной регистрации, полномочий регистрирующих органов.

В статье 130 ГК РФ сказано: "К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства".

Закон о государственной регистрации к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относит так же жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

ГК РФ 1994-1995г. впервые включил не отдельные положения о государственной регистрации прав на некоторые объекты недвижимости, а систему норм как первой, так и второй части, призванную определить обязательность и правовое значение регистрации прав на объекты недвижимости.

Ст. 131 ГК РФ предусматривалась необходимость принятия закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Введение такой системы, как правильно отмечает Е.А.Чефранова, преследует несколько целей:

- придать открытость (прозрачность) правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах;

- ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом прав на него) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц;

- внести единообразие в процедуру регистрации прав на недвижимое имущество на всей территории РФ.

Закон о регистрации прав был принят лишь 21 июля 1997г. и введен в действие с 31 января 1998г., т.е. через три года после введения в действие части первой ГК РФ.

С принятием и введением в действие Закона наступил новый этап в развитии правового регулирования регистрации прав на недвижимость. Закон определил значение и правовые последствия регистрации, установил основные начала, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решений регистрирующим органом. Вместе с тем принятие данного закона не завершило процесс создания правовой базы регистрации прав на недвижимость.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит публичный характер. Наличие государственной регистрации создает презумпцию законности прав на недвижимое имущество для правообладателя. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации права, если иное не предусмотрено законом. Соответственно юридический результат государственной регистрации права - признание его государством и установление момента его возникновения. В подавляющем большинстве случаев государственная регистрация имеет по отношению к регистрируемому праву правообразующее (правоустанавливающее) значение. Это означает, что именно с государственной регистрацией закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимость.

Только с момента государственной регистрации права возникает право собственности на созданный объект недвижимого имущества (ст. 219 ГК РФ), на приобретенную по договору недвижимость (ст. 223 ГК РФ); с государственной регистрацией права связывает закон возникновение права собственности в силу истечения 15-летнего срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ).

В тех случаях, когда во изменение общего правила о правоустанавливающем значении государственной регистрации закон не связывает возникновение права с моментом государственной регистрации, ее значение изменяется и государственная регистрация признается правоподтверждающим фактом. К таким исключениям действующее законодательство относит следующее:

- принятое наследство признается принадлежащим наследникам на праве собственности со дня открытия наследства (ст. 1152 ГК РФ);

- в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (ст. 218 ГК РФ);

- право собственности на помещение в жилищном, жилищно-строительном, дачном, гаражном или ином потребительском кооперативе возникает с момента полной выплаты пая (п. 4 ст. 218 ГК РФ).

Таким образом, государственная регистрация решает задачу укрепления, упрочения прав на недвижимое имущество.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют: Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Закон о государственной регистрации, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Законом о государственной регистрации, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области юстиции - Минюста России. На основании и во исполнение Закона о государственной регистрации, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, - Федеральная регистрационная служба в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном ст. 13 Закона о регистрации прав, и включает следующие регистрационные действия:

- прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям Закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

- установление отсутствия противоречий между заявленными правами и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В целом при выполнении регистрационных действий регистрирующие органы руководствуются Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184.

Особенности государственной регистрации также определены:

- Инструкцией о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Минюста России от 06.08.2001 N 233 (в ред. от 24.12.2004г.);

- Инструкцией о порядке государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 15.06.2006 N 213;

- Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденными Приказом Минюста России от 25.03.2003 N 70.

Ключевая процедура государственной регистрации - правовая экспертиза, которая предшествует внесению регистрационных записей.

Правовая экспертиза - это проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав). При правовой экспертизе проводится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 3 ст. 9 Закона), установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации (п. 1 ст. 13 Закона).

За защитой нарушенного или оспариваемого права юридические лица и граждане обращаются в суд, а в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обращаются за подтверждением бесспорного права на недвижимость. Цель правовой экспертизы заключается в определении возможности совершения юридического акта признания бесспорного права, внесения записей в ЕГРП. Поэтому можно согласиться с Е.А.Киндеевой, М.Г.Пискуновой, что задачи правовой экспертизы - это установление:

- соответствия юридических действий правообладателей и участников сделок Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным правовым актам;

- юридического факта или фактического состава, являющегося основанием для наличия, возникновения, перехода, ограничения (обременения), прекращения права на недвижимое имущество;

- отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, т.е. до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу закона, является юридически действительной.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Закона:

- перехода данного права,

- его ограничения (обременения),

- сделки с объектом недвижимого имущества, совершенной после введения в действие Закона.

Органы по государственной регистрации прав проводят регистрацию только бесспорных прав на недвижимость. Цель правовой экспертизы заключается в определении возможности совершения юридического акта признания бесспорного права, внесения записей в ЕГРП.

Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Значение государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом состоит в том, что государственная регистрация решает задачу укрепления, упрочения прав на недвижимое имущество; наличие государственной регистрации создает презумпцию законности прав на недвижимое имущество для правообладателя.

1.2 Место судебного решения среди оснований для регистрации прав на недвижимое имущество

В процессе государственной регистрации выявляются основания для регистрации, приостановления регистрации либо отказа в регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Остановимся подробно на некоторых из них.

Среди оснований для государственной регистрации как наличия прав на недвижимое имущество, так и их возникновения, прекращения, перехода (обременения) на первое место помещены "акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции". Под такими актами в абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав подразумеваются нормативные по своей правовой природе акты.

Пределы нормотворческой компетенции определяются Конституцией Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Статья 71 Конституции Российской Федерации безоговорочно относит к исключительному ведению Российской Федерации гражданское законодательство, тогда как в ст. 72 говорится, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: "владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами" и соответственно жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах. Совместная компетенция предполагает возможность нормотворческой деятельности в определенной сфере как Российской Федерации, так и ее субъектов. Однако при обнаружении противоречий между актами, изданными на том или ином уровне, приоритетом пользуется акт Российской Федерации (п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. В частности, к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Таким образом, решение вопросов, связанных с правовым режимом недвижимости, включая ее регистрацию, в принципе может осуществляться на разных уровнях. Прямые указания на этот счет, основанные на приведенных выше положениях Конституции, конкретизируются иногда в отдельных нормативных правовых актах. Примером может служить Земельный кодекс Российской Федерации, согласно которому земельное законодательство состоит из соответствующего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ). На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2 ЗК РФ).

При проведении государственной регистрации прав на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления регистрирующий проводит проверку: издан ли такой акт в рамках компетенции соответствующего органа и соблюден ли установленный для его принятия порядок.

При применении законодательства необходимо учитывать действие нормативных правовых актов не только в пространстве, но и во времени. Порой органу по государственной регистрации прав бывает нелегко определить, в компетенцию какого органа входило издание того или иного нормативного акта в тот или иной период.

Решающее значение для выбора разных по времени их действия актов имеет указание ст. 17 Закона о государственной регистрации на необходимость руководствоваться законодательством, действовавшим на момент издания соответствующего акта органом государственной власти или местного самоуправления.

Кроме того, основанием регистрации являются многообразные акты (свидетельства), относящиеся к категории индивидуальных актов, адресованных определенному лицу. Соответствующий акт (свидетельство) может относиться к различным по их природе правам и таким же различным стадиям их реализации. Общим для всех этих актов является то, что они исходят от управомоченного органа. Компетенция тех или других органов определяется законодательством, действовавшим в месте выдачи и на момент выдачи акта (документа).

Примером таких актов могут служить акты предоставления гражданам земельных участков органами местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование для строительства объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, выдававшиеся до введения в действие ЗК РФ.

Наличие прав на недвижимое имущество подтверждается теми выданными государственным органом или органом местного самоуправления актами, которые имеют правоустанавливающий характер в соответствии с действовавшим в месте регистрации права (нахождения недвижимости) законодательством и изданы в установленном порядке.

Среди оснований для проведения государственной регистрации в законе указано свидетельство о праве на наследство. Свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию выдается наследникам, принявшим наследство, в подтверждение их прав на перешедшее в порядке универсального правопреемства имущество. Поскольку наследники приобретают право собственности на унаследованное имущество со дня открытия наследства, постольку как свидетельство о праве на наследство, так и государственная регистрация соответствующего права имеют не правоустанавливающее, а правоподтверждающее значение.

К иным актам передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, можно отнести такие основания для государственной регистрации прав, как внесение физическими и юридическими лицами вклада в виде недвижимого имущества в уставный капитал учреждаемого ими хозяйственного общества, наделение собственником правом оперативного управления недвижимостью создаваемого учреждения, передача прав на недвижимость от одного юридического лица к другому в порядке реорганизации и др.

Одним из оснований для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Законе о регистрации прав обозначены вступившие в законную силу судебные акты.

Многие физические и юридические лица обращаются в регистрирующий орган с судебными решениями, охватывающими различные вопросы: вопросы о признании права собственности, об установлении юридического факта принадлежности какого-либо документа данному лицу, о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки и др.

Указанному в абз. 6 п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации основанию регистрации - вступившему в законную силу судебному решению - посвящена специальная статья 28 Закона о государственной регистрации.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности. Термин "судебное решение" носит обобщающий характер и применяется к решениям, выносимым в соответствии с правилами подведомственности судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами. При этом с учетом специфики рассмотренного дела речь может идти о решениях, признающих за гражданами или организациями права на недвижимое имущество (например, право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, сервитутные и иные вещные права), признающих недействительными оспоримые сделки или применяющие последствия недействительности ничтожной сделки. В числе оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество ст. 17 Закона о государственной регистрации указывает на судебные решения, вступившие в законную силу.

Постановления суда, разрешающие дело по существу, выносятся в форме решения (п. 1 ст. 167 АПК РФ; п. 1 ст. 194 ГПК РФ). В соответствии со ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) решения суда общей юрисдикции вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. В случае подачи кассационной жалобы решение суда общей юрисдикции, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Срок подачи апелляционной жалобы установлен в 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме (ст. 321 ГПК РФ). Кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (ст. 338 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение арбитражного суда первой инстанции по общему правилу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (п. 1 ст. 259 АПК РФ).

Право на недвижимое имущество может быть установлено не только судебным решением, но и определением суда об утверждении мирового соглашения, определением или постановлением апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, вынесших новое решение по делу либо изменивших решение суда. Следует иметь в виду возможное различие в наименовании судебных процессуальных документов, устанавливающих право на недвижимое имущество.

Признанное судом право подлежит государственной регистрации на общих основаниях, т.е. по заявлению правообладателя, с приложением документа об оплате государственной пошлины, плана объекта недвижимости, удостоверенного в установленном порядке, и иных необходимых для государственной регистрации документов. Следовательно, принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от необходимости обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Также можно отметить, что проблемам судебного решения в науке гражданского процессуального права посвящены работы таких ученых-процессуалистов, как М.Г.Авдюков, М.А.Гурвич, Л.Н.Завадская, И.М.Зайцев, Н.И.Ткачев, Н.А.Чечина, Д.М.Чечот и другие. Авторы едины во мнении, что решение суда призвано не только разрешить дело, но и обеспечить реальную защиту прав, обязанностей и охраняемых законом интересов.

Статистическая информация подтверждает рост количества обращений граждан и юридических лиц в суд, для установления, изменения права собственности на недвижимое имущество. В 2007 году на основании судебных постановлений было зарегистрировано каждое 22 право на недвижимое имущество (См. Приложение).

Более подробно судебное решение, как основание для регистрации прав на недвижимое имущество будет рассмотрено во второй главе.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, УСТАНОВЛЕННЫХ СУДЕБНЫМ РЕШЕНИЕМ

2.1 Понятие и виды судебных актов, являющихся основанием для регистрации прав на недвижимое имущество

Деятельность суда носит властный характер, и его действия выражаются в виде судебных постановлений, имеющих строго определенную процессуальную форму.

Постановлением суда является оформленный в письменном виде акт суда (судьи), в котором выражено властное суждение по поводу разрешения как материально-правовых, так и процессуальных вопросов.

В ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что "суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции".

"Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации".

Наиболее ярко властная воля суда проявляет себя в судебном решении. Решение суда первой инстанции - это постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу (ч. 1 ст. 194 ГПК). По общему правилу рассмотрение дела по существу завершается вынесением судебного решения. В связи с этим судебное решение завершает судопроизводство в суде первой инстанции и прекращает спор, существующий между сторонами.

Заинтересованные лица обращаются в суд тогда, когда происходит нарушение или оспаривание принадлежащих им субъективных прав или охраняемых законом интересов.

Суд в результате рассмотрения гражданского дела выносит судебное решение на основании норм материального права и юридических фактов, установленных им в ходе рассмотрения дела в судебном заседании. Судебное решение выносится по существу заявленных требований.

Принимая решение, суд тем самым разрешает материально-правовой спор сторон.

Правовую природу решения можно правильно понять исходя из задач правосудия, которые реализуются в деятельности суда. Решение суда - это акт правосудия, ради которого возбуждалось дело, поскольку посредством именно этого акта осуществляется защита нарушенного или оспариваемого права, независимо от того, удовлетворен иск или в его удовлетворении отказано. Если нарушение субъективного права или охраняемого законом интереса подтвердится, то суд своим решением защищает нарушенное право истца одним из способов, указанных в законе. Если нарушение права, принадлежащего истцу, не подтвердится, то суд, отказывая в иске, защищает тем самым интересы ответчика, которые могли быть нарушены неправильными действиями или утверждениями истца.

Таким образом, в случае удовлетворения иска право восстанавливается в том виде, в котором оно принадлежит истцу. При отказе в иске осуществляется защита прав ответчика. Следовательно, во всех случаях судебное решение выступает как акт защиты индивидуальных прав и охраняемых законом интересов спорящих сторон.

Властный и обязательный характер судебного решения - весьма существенная его черта, но не она в конечном итоге определяет сущность этого акта. Главное, основное, определяющее сводится к тому, что решение является важнейшим актом правосудия.

Судебное решение по гражданскому делу - это постановление суда, которым подтверждается наличие или отсутствие спорного права, спорного правоотношения, в результате которого оно из спорного превращается в бесспорное, подлежащее в необходимых случаях принудительному исполнению. Именно с момента вынесения судебного решения и вступления его в законную силу реализуется возможность принудительного осуществления субъективного права, подтвержденного судом.

Правовое значение судебного решения состоит в том, что вследствие его принятия ранее спорное материально-правовое отношение обретает строгую определенность, устойчивость, общеобязательность.

Независимо от различий в порядке рассмотрения дел по отдельным видам судопроизводства (исковое, особое, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений) для всех видов предусмотрена единая форма окончания дела по существу путем принятия решения.

Решение суда не только является актом защиты нарушенного или оспариваемого права, но и оказывает большое воспитательное воздействие на участников процесса и на других лиц, так или иначе соприкасающихся с рассмотрением дела в суде.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Например, суд вправе выйти за пределы заявленных требований и по своей инициативе на основании п. 2 ст. 166 ГК РФ применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2ст. 56 ГПК РФ.

Решение может быть вынесено не только в стадии судебного разбирательства. Так, при предварительном судебном заседании (ст. 152 ГПК), которое проводится в рамках стадии подготовки дела к судебному разбирательству, могут рассматриваться возражения ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска указанных сроков без уважительных причин судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств.

Сущность судебного решения свойственна и актам вышестоящих судов, если им при отмене решения суда первой инстанции выносится новое решение.

Помимо решения возможно вынесение заочного решения. Заочное решение можно рассматривать как разновидность судебного решения, которое выносится по общим правилам гражданского судопроизводства, но с некоторыми исключениями, установленными в ГПК РФ. К основному отличию заочного решения от судебного решения можно отнести проведение заочного производства, предшествующего вынесению заочного решения. Для заочного производства характерно отсутствие ответчика в разбирательстве дела, ограничения истца в распорядительных действиях (он не вправе изменять предмет, основание иска, увеличивать размер исковых требований), что отражается в содержании заочного решения.

Судебное решение отличается от судебного определения тем, что решением осуществляется акт правосудия, то есть защищаются нарушенные или оспариваемые субъективные права или законные интересы. Поэтому, удовлетворяя иск или отказывая в его удовлетворении, судья (суд) защищает права и законные интересы истца либо ответчика и с принятием судебного решения спорное право (интерес) становится бесспорным. Определение же как судебный акт существа дела не затрагивает.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты