Рефераты

Судебное решение как основание для регистрации прав на недвижимое имущество

p align="left">Также как и в иных случаях, установленных Законом о регистрации прав, на государственную регистрацию права, установленного решением суда, представляются:

- заявление лица, чьи права установлены судебным актом;

- подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

- документ, удостоверяющий личность правообладателя (физического лица), или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;

- учредительные документы юридического лица;

- документы, подтверждающие полномочия представителя, действующего от юридического лица;

- кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, удостоверенные органами, осуществляющими государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории регистрационного округа;

- два экземпляра копий актов судов, установивших права на недвижимое имущество, один из которых после регистрации возвращается правообладателю.

Дополнительные документы могут быть истребованы в случае, если представленные документы не соответствуют статье 18 Закона о регистрации прав (п.2 ст. 17 Закона о регистрации прав).

Правовая экспертиза при проведении государственной регистрации прав на основании судебного акта включает проверку:

1. Правильности оформления копии судебного акта.

Требование по оформлению судебных актов изложены в Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, и Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36.

2. Указание на вступление судебного акта в законную силу.

Данное требование не касается решений третейского суда, для которых возможность вступления в законную силу не предусмотрена.

3. Наличия в судебном акте описания объекта, указания правообладателя и вида подлежащего государственной регистрации права (общее требование, предусмотренное ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав). Соответствие резолютивной части решения требованиям, предъявляемым законом о государственной регистрации.

На практике встречаются случаи, когда лицо обращается с заявлением о государственной регистрации права на основании решения суда, а в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) имеются сведения о зарегистрированных правах другого лица.

В такой ситуации, по мнению автора, государственная регистрация прав лица, в пользу которого принято решение суда, может быть произведена без заявления о прекращении зарегистрированного ранее права только в том случае, если это прямо следует из мотивировочной или резолютивной части решения.

Закон связывает момент возникновения права собственности на вновь создаваемое или приобретенное по договору недвижимое имущество непосредственно с государственной регистрацией (ст.131, 219, 223 ГК РФ). Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделок с ним, обладает достаточными полномочиями для проверки соответствия судебного решения закону в части надлежащего оформления и наличия в судебном решении всех необходимых для проведения регистрации прав сведений, но существуют пределы правовой экспертизы судебного решения. А кроме того, государственный регистратор может отказать в государственной регистрации только по определенным основаниям:

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

При кажущейся простоте регистрации на основании данных судебных решений на практике иногда возникают сложности.

Так в судебном решении должны излагаться все его части: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная.

Особое внимание должно уделяться мотивировочной части, в которой полно, аргументировано должны указываться обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (п.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно части 3 статьи 28 Закона о регистрации прав копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Следующим моментом, вызывающим затруднения при регистрации является тот момент, что судебное решение, представленное на государственную регистрацию, должно быть вступившим в законную силу. Это обстоятельство касается физических и юридических лиц, ведь некоторые из них предоставляют судебные решения в качестве документа - основания для регистрации прав в регистрирующий орган, не дожидаясь вступления в законную силу данных судебных актов. В результате такое дело приостанавливается, потому как не выполнено условие "вступление в законную силу". Поэтому заявителям необходимо учитывать, что решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. А суды при выдаче копии решения суда для государственной регистрации права на недвижимое имущество должны в соответствии с инструкцией по делопроизводству указывать дату вступления решения суда в законную силу.

Также помимо того, что возникают случаи предоставления юридическими и физическими лицами не вступивших в законную силу судебных решений, иногда заявители обращаются в органы регистрационной службы с "фактически" вступившими в законную силу судебными решениями, на которых не проставлена отметка о вступлении их в законную силу, т.е. данные лица забывают или не знают о необходимости содержания на данном документе такой отметки. И, таким образом, регистрирующий орган сомневается, не было ли обжаловано такое решение, что может опять же повлечь как минимум приостановление государственной регистрации.

Существует мнение, что право возникнет с момента вступления решения в законную силу. Однако момент возникновения права на недвижимость устанавливается не процессуальными нормами, а материальными нормами гражданского права. Право на недвижимость возникает по общему п. 2 ст. 8 ГК РФ - с момента его государственной регистрации. При этом только с момента государственной регистрации возникают признанные судом права на:

- бесхозяйное имущество (п. 3 ст. 225 ГК);

- давностное владение (п. 1 ст. 234 ГК);

- самовольную постройку (п. 3 ст. 222 ГК);

- имущество добросовестного приобретателя (п. 2 ст. 223 ГК).

В последнее время участились случаи обращения граждан и юридических лиц с заявлениями о регистрации прав на основании решений третейского суда о признании права собственности на недвижимое имущество.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах), в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 5 того же Закона, третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Рассмотрение третейским судом вопроса о признании права собственности не может быть предусмотрено третейским соглашением, поскольку правоотношение собственности является абсолютным правоотношением с неограниченным кругом обязанных лиц, которые не являются участниками третейского соглашения.

Иски о признании права собственности могут рассматриваться только судами, входящими в судебную систему РФ.

В случае, когда на государственную регистрацию прав представлено решение третейского суда о признании права, и данное решение не оспорено в установленном законом порядке, оно может послужить основанием для регистрации возникновения, ограничения (обременения), прекращения, перехода прав не само по себе, а в совокупности с документами, необходимыми для государственной регистрации (например, договором, на основании которого возникло право на спорный объект недвижимого имущества).

В данной ситуации можно расценить решение третейского суда как решение, которое не порождает право, а определяет принадлежность имущества той или иной стороне третейского разбирательства, основываясь на представленных сторонами правоустанавливающих документах и иных доказательствах возникновения права.

Тем более, что в силу ст. 31 Закона о третейских судах, стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

В случае, когда на регистрацию представлено решение третейского суда при отсутствии иных документов, подтверждающих возникновение права, регистрирующий орган не лишен возможности приостановить регистрацию, а в дальнейшем принять решение об отказе.

Исходя из положений Закона о третейских судах, решение третейского суда не является актом правосудия, так как закон не предусматривает обязательность решения для неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 13.05.2008г. № 66-ФЗ внесены изменения в Закон о регистрации прав. Теперь обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя может судебный пристав-исполнитель. В соответствии со ст.16 Закона о регистрации прав и ст.66 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.

Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:

1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;

2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;

3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.

Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права должника и другие необходимые документы.

Важной является и проблема определения места регистрирующего органа в процессе судебного заседания, т.е. привлекается регистрирующий орган в качестве ответчика или же третьего лица без самостоятельного требования. Эта проблема в основном затрагивает дела, связанные, например, с ликвидацией юридических лиц, смертью граждан, признанием граждан недееспособными до осуществления регистрации. В основном вторая сторона привлекает в данном случае в судебное заседание регистрирующий орган в качестве ответчика на основании п.3 ст.554 ГК РФ (в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности), что не является обоснованным. Ведь регистрирующий орган не уклоняется в данных случаях от регистрации, боле того, действует в соответствии с законодательством. Так, например, в соответствии с пп.1 п.1 ст.16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Поэтому, например, если стороны заключили договор купли-продажи и одна из сторон до регистрации перехода права и права собственности умерла либо ликвидировалась, то первоначально нужно обращаться в суд, а не в регистрирующий орган. По данной категории дел регистрирующий орган не должен привлекаться в качестве ответчика, он может привлекаться в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Однако судебный акт об установлении права не относится к решениям исполнительного характера. В практике Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия были случаи выдачи исполнительных листов по решениям о признании права и возбуждению в отношении регистрирующего органа исполнительного производства.

В подобной ситуации необходимо учитывать, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не является лицом, обязанным исполнять такое решение. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит заявительный характер и, в этой связи, лицу, чьи права на недвижимое имущество были установлены в судебном порядке, необходимо обратиться в регистрирующий орган в установленном законом порядке и представить соответствующие документы.

Согласно п. 3 ст. 165 ГК, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

В соответствии с п. 3 ст. 551 ГК РФ при уклонении одной из сторон от регистрации перехода права собственности при продаже недвижимости суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Поскольку от регистрации уклоняется одна из сторон договора, то в таком споре ответчиком является именно она, а не орган по регистрации. Соответственно, само по себе решение суда о регистрации сделки не порождает обязанности у регистрирующего органа осуществить регистрацию. В случае уклонения стороны сделки регистрация должна проводиться в соответствии с решением суда, а не на основании решения суда и не в порядке исполнения судебного решения. Заинтересованная в регистрации сторона должна обратиться в регистрационную службу в установленном порядке и представить необходимые для регистрации документы (заявление, план объекта, документы об оплате регистрации, правоустанавливающий документ и пр.).

Однако, начиная с 2005 года Арбитражным судом Республики Хакасия были приняты к производству и рассмотрены несколько дел, по которым Управление было привлечено в качестве ответчика. Среди них дела по заявлениям предпринимателей и юридических лиц о регистрации перехода права.

В соответствии со ст. 16 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного ими на то лица.

Указанным законом не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации.

На практике встречается достаточно много таких ситуаций, когда на момент обращения за государственной регистрацией одной из сторон договора, вторая сторона ликвидирована.

Заявители, осознавая неизбежность отказа в регистрации, минуя регистрирующий орган, обращаются в суд с требованием к Управлению о вынесении решения о государственной регистрации перехода права.

Арбитражный суд Республики Хакасия, рассматривает подобные дела с привлечением Управления в качестве ответчика и в большинстве случаев удовлетворяет требования, указывая на необходимость применения в данной ситуации аналогии закона, а именно ст. 165, 551 Гражданского кодекса РФ.

Основания для отказа предусмотрены п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав. В отказе указываются причины принятия такого решения - нормы законов и иных правовых актов, нарушенных при приобретении прав на недвижимость.

Заявитель или иное заинтересованное лицо может обжаловать отказ в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав).

Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 ГПК РФ в течение 3 месяцев со дня получения извещения об отказе.

Согласно ст. ст. 206, 258 ГПК РФ суд, признав заявление гражданина обоснованным, принимает решение об обязанности регистрирующего органа провести государственную регистрацию и устанавливает для этого срок. Решение суда направляется руководителю или иному должностному лицу (регистратору, руководителю филиала) не позднее 3 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.

Обжалование отказа юридическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 24 АПК РФ в течение 3 месяцев со дня получения извещения об отказе.

При удовлетворении требования арбитражный суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить такую регистрацию в установленный судом срок. В решении может быть указана необходимость сообщить суду об исполнении данного решения. Копия решения направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю и регистрационной службе. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении (п. 3 ст. 180, п. 7 ст. 201, п. 1 ст. 318 АПК РФ).

Таким образом, в случае признания отказа в регистрации незаконным, регистрирующий орган обязан исполнить судебное решение и провести государственную регистрацию. При отсутствии иных (не рассмотренных судом) оснований для отказа регистрация осуществляется в соответствии с решением суда. Иными основаниями для отказа могут послужить, например, арест имущества, наложенный в период обжалования, выявленные противоречия между заявленным и зарегистрированным ранее правом.

Дополнительного заявления правообладателя и оплаты регистрации не требуется, поскольку он уже ходатайствовал о государственной регистрации своего права (или сделки) и оплатил регистрацию, но орган по регистрации неправомерно отказал ему и прекратил регистрационные действия.

Регистрация проводится в указанный в судебном решении срок, а если срок не указан, то в течение месяца. Орган по регистрации вносит в ЕГРП запись о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) или сделке и готовит свидетельство, удостоверяющее проведенную регистрацию права. Регистрационные записи вносятся на основании правоустанавливающих документов, но не на основании решения суда о признании отказа незаконным. Если при отказе в регистрации заявителю были возвращены подлинники правоустанавливающих документов (например, подлежащих государственной регистрации договоров), то он повторно представляет их в орган по регистрации для совершения специальной регистрационной надписи (простановки регистрационного штампа), удостоверяющей проведенную государственную регистрацию сделки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В гражданском судопроизводстве судебное решение является важным актом правосудия, на который направлена процессуальная деятельность всех участников процесса по конкретному делу. Значение судебных решений для регистрирующего органа велико, так как судебные решения являются основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому следует учитывать, что судебным решениям должны быть присущи такие черты, как полнота изложения, мотивированность, определенность - суд должен дать определенный и четкий ответ на спорное требование; безусловность, так как нельзя ставить вопрос о защите права или законного интереса в зависимости от наступления какого-либо условия.

Особые требования по решениям, устанавливающим права на недвижимое имущество, предъявляются к резолютивной части судебного решения.

Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Помимо этого судебное решение, представляемое на государственную регистрацию, должно соответствовать не только требованиям ГПК РФ и АПК РФ, но и п.1 ст.18 Закона о государственной регистрации прав, а именно: содержать описание объекта и вид регистрируемого права.

К сожалению, в судебных решениях не всегда отражается полнота данных, необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Общий порядок регистрации прав состоит в следующем:

- прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Регистрация прав на основании судебных решений имеет следующие особенности.

Момент возникновения права может быть определен решением суда. Однако указание момента возникновения права в судебном решении не обязательно, поскольку содержание судебного решения должно соответствовать нормам процессуального законодательства - ГПК РФ и АПК РФ, но не нормам о государственной регистрации.

Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

В случае, когда на государственную регистрацию прав представлено решение третейского суда о признании права, и данное решение не оспорено в установленном законом порядке, оно может послужить основанием для регистрации возникновения, ограничения (обременения), прекращения, перехода прав не само по себе, а в совокупности с документами, необходимыми для государственной регистрации. Решение третейского суда в данном случае не порождает право, а определяет принадлежность имущества той или иной стороне третейского разбирательства, основываясь на представленных сторонами правоустанавливающих документах и иных доказательствах возникновения права.

В судебных решения возможны ошибки, чаще всего они встречаются в описании объекта недвижимого имущества и данных субъекта (например, фамилии гражданина). В этом случае физическим и юридическим лицам необходимо обратиться в суд, вынесший соответствующее решение, для исправления таких ошибок.

Необходимо обращать внимание заявителей на тот момент, что судебное решение, представленное на государственную регистрацию, должно быть вступившим в законную силу. Некоторые физические и юридические лица предоставляют судебные решения в качестве документа - основания для регистрации прав в регистрирующий орган, не дожидаясь вступления в законную силу данных судебных актов, что вызывает затруднения при регистрации. В результате такое дело приостанавливается, потому как не выполнено условие "вступление в законную силу". Поэтому заявителям необходимо учитывать, что решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.

Иногда заявители обращаются в органы регистрационной службы с "фактически" вступившими в законную силу судебными решениями, на которых не проставлена отметка о вступлении их в законную силу, т.е. данные лица забывают или не знают о необходимости содержания на данном документе такой отметки. И, таким образом, регистрирующий орган сомневается, не было ли обжаловано такое решение, что может опять же повлечь как минимум приостановление государственной регистрации.

Важной является и проблема определения места регистрирующего органа в процессе судебного заседания, т.е. привлекается регистрирующий орган в качестве ответчика или же третьего лица. В основном вторая сторона привлекает в данном случае в судебное заседание регистрирующий орган в качестве ответчика, что не является обоснованным, Ведь регистрирующий орган не уклоняется в данных случаях от регистрации, более того, действует в соответствии с законодательством.

Кроме того, регистрирующий орган обращает внимание на судебную практику по какому-либо вопросу регистрации, которая складывается, как правило, из нескольких решений в одной сфере. А значит, судам следует обратить особое внимание на единообразие судебной практики. Ведь хотя официально судебный прецедент в нашей стране и не признан источником права, но, как справедливо отмечает Т.С.Таранова, "фактически состоявшееся решение суда зачастую являлось и является для юриста-практика примером, которому можно следовать в схожей правовой ситуации".

В завершении хочется отметить, что объем настоящей работы не позволяет более глубоко и детально рассмотреть некоторые вопросы, которые вызывают трудности правоприменения на практике.

Вместе с тем нельзя не отметить, что задачи, которые были поставлены перед автором в начале работы, выполнены, а именно даны основные понятия, определен общий порядок регистрации прав на основании судебных решений, выявлены и проанализированы спорные ситуации, которые не урегулированы или недостаточно урегулированы действующим законодательством.

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что в целом нормативно-правовая база в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе на основании судебных актов, сформирована, что безусловно является положительной чертой развития правового регулирования в названной сфере.

Следует признать, что предстоит еще многое сделать для дальнейшего развития института государственной регистрации. В целях совершенствования существующего законодательства представляется целесообразным внести ряд изменений в некоторые нормативно-правовые акты.

В качестве первостепенных наиболее важных шагов в этом направлении необходимо однозначно определить правовую значимость решений третейского суда.

Для этого, следует внести изменения в Закон о третейских судах в части определения подведомственности третейскому суду споров о признании прав на недвижимое имущество, и одновременно с этим рассмотреть вопрос о возможности исключения решений третейского суда из оснований для регистрации прав.

БИБЛИОГРАФИЯ

Законы и иные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993. - М.: Известия, 1993. - 56 с.

2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 04.07.2003 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 3-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №1.Ст.1; 2001. № 51. Ст.4825; 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2698; 2005. № 15. С.1274.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 08.07.1999 № 138-ФЗ, от 16.04.2001 № 45-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 14.11.2002 № 161-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.12.2003 № 182-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.07.2004 № 97-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 30.12.2004 № 213-ФЗ, от 30.12.2004 № 217-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ, от 21.07.2005 № 109-ФЗ, от 03.01.2006 № 6-ФЗ, от 10.01.2006 № 18-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 30.06.2006 № 93-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 03.11.2006 № 175-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 9. Ст. 773; № 34. Ст. 4026; 1999. № 28. Ст. 3471; 2001. № 17. Ст. 1644; № 21. Ст. 2063; 2002. № 12. Ст. 1093; № 48. Ст. 4746; Ст. 4737; 2003. № 2. Ст. 167; № 52. Ст. 5034; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3233; 2005. № 1. Ст. 18; № 1. Ст. 39; № 1. Ст. 43; № 27. Ст. 2722; № 30. Ст. 3120; 2006. № 2. Ст. 171; № 3. Ст. 282; № 23. Ст. 2380; № 27. Ст. 2881; № 31. Ст. 3437; № 45. Ст. 4627; № 50. Ст. 5279; № 52. Ст. 5497; № 52. Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834; № 27. Ст. 3213.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.06.2004 N 46-ФЗ, от 28.07.2004 N 94-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 194-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ, от 05.12.2006 N 225-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.12.2007 N 330-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П, от 27.01.2004 N 1-П, от 25.02.2004 N 4-П, от 26.12.2005 N 14-П, Определением Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 272-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 N 10-П, с изм., внесенными Федеральным законом от от 18.10.2007 N 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532. 2004. № 24. Ст. 2335; № 31. Ст. 3230. 2005. № 19 (ч.1). Ст. 20. 2006 № 1. Ст.8; № 50. Ст. 5303; Ст. 6243. 2007 № 30. Ст. 3988.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 80-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 31.03.2005 N 25-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 15-П, от 17.11.2005 N 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 22-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.03.2008 N 6-П) // Российская газета. 2002. № 137.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ, от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 92-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 154-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 04.12.2006 N 204-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ) // "Российская газета". 2001. N 211-212.

7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 N 20-ФЗ, от 12.04.2001 N 36-ФЗ, от 11.04.2002 N 36-ФЗ, от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 11.05.2004 N 39-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 29.12.2004 N 196-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 217-ФЗ, от 05.12.2005 N 153-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 23.11.2007 N 268-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации.1997. № 30. Ст. 3594.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3019.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 08.11.2007 N 260-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

10. Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 05.03.2004 N 11-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 12.10.2005 N 126-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст.3591.

11. Приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2004 г. № 27 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации" // Гарант: справочная правовая система.

12. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36 "Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" (в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.08.2005 N 85, от 27.12.2006 N 146, от 23.01.2007 N 6, с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 21.05.2007 N ГКПИ06-1601) // Российская газета. 2004. № 246.

13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Парламентская газета. 2005. № 76.

14. Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Минюста России от 06.08.2001 N 233 (в ред. от 24.12.2004г.) // Российская газета. 2001. № 162.

15. Инструкция о порядке государственной регистрации ипотеки недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 15.06.2006. № 213 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 27.

16. Методические рекомендации о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденные Приказом Минюста России от 25.03.2003 N 70.

Научная литература

17. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. 1998. № 10.

18. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.06.2001 № 4156/00 // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. 2001. № 10.

19. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции" // Российская газета. 1996. № 227.

20. Работа судов Российской Федерации в 2003г. Статистика // Российская юстиция. 2004. N 4. С. 72.

21. О работе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей // Российская юстиция. 2002. N 8. С. 70.

Научные статьи

22. Алиев Т. Законная сила судебного решения // Арбитражный и гражданский процесс.- 2006.- № 9. - С.19.

23. Березий А.Е., Мусин В.А. О преюдиции судебных актов // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2001. - № 6. - С.61-68.

24. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 3. С. 4.

25. Васильев Д.С. Вопросы рассмотрения судами дел по искам о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Российская юстиция. 2006. № 2. С.12.

26. Валдеев Э.В., Петрунин А.Н. Регистрация права собственности на объекты недвижимости на основании решений судов // Юрист. - 2006. - № 12.- С.17.

27. Громов Н. Применение преюдициальных актов при рассмотрении судами гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам // Законность. - 1998. - № 2. - С.35-40.

28. Гойденко Е.Г. Об основаниях к отмене или изменению решения суда в кассационном порядке. // Арбитражный и гражданский процесс.- 2003.- № 5. - С.22-24.

29. Доркина А.В.Проблемные моменты и роль судебных решений при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Правовые вопросы недвижимости. 2008. - № 1. - С.23.

30. Зевайкина А. Иски о признании права собственности // Российская юстиция. 2001. № 8. С.49-50.

31. Зыков И.А. Судебное решение: отдельные аспекты функциональной характеристики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2003. - №1. - С.8.

32. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданском процессуальному кодексу РФ. М.: Статут, 2003.

33. Судебная защита прав на недвижимое имущество. М., 2003. С. 124.

34. Сусликов В. Механизм правового регулирования отношений в сфере недвижимости // Арбитражный и гражданский процесс.- 2006.- № 9. - С.9.

35. Струнская О. // "ЭЖ-Юрист", N 43, 2004.

36. Таранова Т.С. Судебная практика и прецедент //Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 1. С.11.

37. Фоков А.П. Основные положения по применению норм и институтов нового ГПК РФ. // Арбитражный и гражданский процесс. - 2003. - № 2. - С.7.

38. Шакурова А. Особенности судебного решения по земельным спорам //Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 9. С.30.

39. Ярочкина Т.Г. Владение имуществом как своим собственным как условие приобретательной давности по российскому гражданскому праву // Юрист. - 2006. - № 8.- С.12.

Материалы судебной и иной практики

40. Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 " О судебном решении" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. - № 2. - С.2-5.

41. Постановление Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 № 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 09.07.1997 N 12) // Российская газета. 1996. № 227.

42. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 года № 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006. № 3.

43. Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2001 № 4156/00 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 10.

44. Дело № А74-1251/2006 // Архив Арбитражного суда Республики Хакасия. 2006.

45. Дело № А74-1622/2006 // Архив Арбитражного суда Республики Хакасия. 2006.

46. Дело № 2-2017-2004 // Архив Абаканского городского суда. 2004.

47. Дело № 2-1917-2006 // Архив Абаканского городского суда. 2006.

48. Дело № А74-3374/2005 // Архив Арбитражного суда Республики Хакасия. 2005.

49. Дело № А74-3549/2006 // Архив Арбитражного суда Республики Хакасия. 2006.

Справочная и учебная литература

50. Алексеев В.А. Регистрация прав на недвижимость. - М.: "Проспект", 2001.- 144с.

51. Арбитражный процесс: Учебник / отв. ред. проф. В.В. Ярков. - М.: Волтерс Клувер, 2003. - с. 313.

52. Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000. - 384с.

53. Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. - 164с.

54. Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред. А.А. Власова. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 584с.

55. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 720с.

56. Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2007. - 784с.

57. Ефимов А.Ф., Толчеев Н.К. Настольная книга судьи по земельным спорам / Под ред. Н.К.Толчеева. М., 2006. С.34.

58. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. - М.: Городец. 1997. - 234с.

59. Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2001. - С. 201.

60. Недвижимость: права и сделки. Новые правила оформления. Государственная регистрация. Образцы документов: Е.А. Киндеева, М.Г. Пискунова. // Москва. - 2005.

61. Осокина Г.Л. Иск: теория и практика. - М.: Городец, 2000. - 247с.

62. Толчеев Н.К., Потапенко С.В. Настольная книга судьи по спорам о праве собственности. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240с.

63. Цивилистичечкие исследования / Под ред. Б.Л.Хаскельберга, Д.О. Тузова. - М., 2007. С.421-425.

ДОКЛАД.

В последнее время выносится все больше судебных решений, связанных с процессом государственной регистрации. Споры, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение последних лет являются одной из самых распространенных категорий дел как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции. Статистическая информация подтверждает рост количества обращений граждан и юридических лиц в суд, для установления, изменения права собственности на недвижимое имущество. В 2007 году на основании судебных постановлений было зарегистрировано каждое 22 право на недвижимое имущество.

Вместе с тем, практика применения соответствующих норм законодательства органами, регистрирующими права на недвижимость, и судебным инстанциями различных регионов Российской Федерации не отличается единообразием, что требует теоретического осмысления имеющихся проблем.

В настоящее время не существует каких-либо инструкций, методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав, установленных решением суда, что существенно затрудняет деятельность регистрирующего органа в сфере государственной регистрации прав.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена отсутствием комплексных исследований по теме.

Целью данной работы являлось изучение и исследование порядка и особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных судебными актами.

В соответствии с ГК РФ гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности.

Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество, является Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который дает понятие государственной регистрации прав и определяет порядок ее проведения, а также предусматривает в качестве одного из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество вступившие в законную силу судебные акты.

Особые требования по решениям, устанавливающим права на недвижимое имущество, предъявляются к резолютивной части судебного решения, в соответствии с Законом о регистрации правоустанавливающий документ должен содержать описание объекта и вид регистрируемого права.

К сожалению, в судебных решениях не всегда отражается полнота данных, необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо встречаются ошибки в описании объекта недвижимого имущества и данных правообладателя. Для устранения этих недостатков правообладатели могут обратиться в суд за вынесением дополнительного решения или разъяснением решения.

Необходимым условием для осуществления государственной регистрации прав на основании судебного акта является его вступление в законную силу. Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.

Регистрация прав на основании решений третейских судов имеет свои особенности. Решение третейского суда не порождает право, а определяет принадлежность имущества той или иной стороне третейского разбирательства, основываясь на представленных сторонами правоустанавливающих документах и иных доказательствах возникновения права. В связи с чем, такое решение может послужить основанием для регистрации возникновения, ограничения (обременения), прекращения, перехода прав не само по себе, а в совокупности с правоустанавливающими документами, необходимыми для государственной регистрации.

Основанием для регистрации права могут быть следующие решения: об установлении прав на недвижимое имущество; об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом; решения о признании сделок недействительными; решения о признании права собственности, о переходе права; о признании наследника принявшим наследство.

В соответствии с нормами ГК РФ и положением Закона о регистрации прав, право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

При этом процессуальным законодательством не установлен порядок рассмотрения данной категории дел, в связи с чем возникает неопределенность в порядке рассмотрения дел.

Суд в таком случае не признает право собственности заявителя на имущество, но устанавливает юридический факт, с которым законодатель связывает возникновение права собственности.

Порядок действий регистрирующих органов в случае признания недействительности сделки с недвижимостью является одной из актуальных проблем, требующей разрешения в нормативных актах. Решение о применении последствий недействительности сделки в виде возврата имущества должно быть принято судом. На практике часто принимаются решения только о недействительности сделки, без разрешения вопроса о судьбе имущества.

На практике встречается достаточно много таких ситуаций, когда на момент обращения за государственной регистрацией одной из сторон договора, вторая сторона ликвидирована. Законодательством порядок регистрации перехода права в таких случаях не урегулирован.

По общему правилу государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, всех сторон договора или уполномоченного ими на то лица.

Заявители, осознавая неизбежность отказа в регистрации, обращаются в суд с требованием о вынесении решения о государственной регистрации перехода права. Суды, как правило, рассматривают подобные дела с привлечением Управления в качестве ответчика и в большинстве случаев удовлетворяют требования, указывая на необходимость применения в данной ситуации аналогии закона.

Но регистрирующий орган в данном случае не является стороной сделки, никаких противоречащих закону действий в отношении владельца имущества не совершал. Следовательно, выступать ответчиком не может. Выходом из сложившейся ситуации может быть внесение изменений в действующее законодательство, которые предоставили бы регистрирующему органу право осуществлять регистрацию права по заявлению только существующей стороны договора и документов, подтверждающих ликвидацию юридического лица или смерть физического лица.

В практике Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия встречаются случаи, когда граждане либо юридические лица обращаются в суд с требованием о признании государственной регистрации права недействительной, а также свидетельств о государственной регистрации недействительными. Однако законом не предусмотрено такое основание прекращения права собственности. Поскольку регистрация сама по себе не влечет возникновения прав на недвижимость, в отрыве от правоустанавливающего документа, она также сама по себе не может нарушать прав иных лиц. Предметом иска должно быть признание недействительным правового основания регистрации - договора купли-продажи, свидетельства о праве на наследство и пр. Ответчиком по такому иску должно быть лицо, нарушившее нормы материального права при передаче прав на недвижимость, - сторона по договору, орган местного самоуправления и пр.

Несмотря на сложившуюся судебную практику, граждане и юридические лица обращаются в суды с подобными требованиями достаточно часто, в связи с чем необходимо постоянно проводить через средства массовой информации работу по повышению правовой грамотности населения.

Можно сделать вывод, что в целом нормативно-правовая база в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе на основании судебных актов, сформирована. В то же время, предстоит еще многое сделать для дальнейшего развития института государственной регистрации.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты