Рефераты

Теория государства и права

Теория государства и права

1. Совр. состоян. и перспективы развития теории гос-ва и права

Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с правом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. Вместе с тем именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений.

Теория права и государства и политическая наука (политология) контактируют по поводу, прежде всего, государства. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм и т. п.), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политической науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для теории права вопросы политической власти.

Серьезное значение для теории права и государства имеют ее связи с экономической теорией. Без анализа экономической структуры общества, материальных факторов понять природу права и государства невозможно. В этом марксистская теория, безусловно, права.

Интересный материал дают теории права и государства археология и этнография.

2. Теория происхож. гос. и современные оценки

Наиболее полное представление о государстве, как и о любом явлении, можно составить лишь на основе подхода к нему с трех позиций, или по трем направлениям:

а) с точки зрения функциональной (функциональная характеристика);

б) с точки зрения субстанциональной (субстанциональная характеристика);

в) с точки зрения генезиса (генетическая характеристика).

К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхождением государства, можно отнести то, что:

а) государство существовало не всегда (первые государственные образования возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течение полутора миллионов лет существовала первобытная организация общества);

б) оно возникло как продукт общественного развития;

в) на определенном отрезке времени;

г) в ходе длительного исторического процесса;

д) под влиянием целого ряда факторов.

В ряду таких факторов называют географический фактор, экологический, религиозный, национальный, психологический и др.

3. Соврем. видение соотношения классового и общественного в сущности государства

Сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.

- сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения;

- государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры;

- разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.

4. Современное состояние учения о форме государства

Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что в философии и юриспруденции того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».

Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства.

Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами).

Наряду с анализом состава органов верховной государственной власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно предполагает и характеристику порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

5. Место и роль гос-ва в полит. системе

Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду государственный режим -- совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества.

Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может;

а) почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом;

б) в основном быть обусловленным деятельностью институтов гражданского общества.

Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

6.Гражданское общество: понятие, структура, общество

Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым

Любую социальную сферу составляют три компонента:

а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);

б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);

в) поведение людей, их деятельность.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

- становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

- гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

- гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

- гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

- гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

- с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

- взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

7. Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

признаками правового государства можно считать:

-- ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

-- верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;

-- конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

-- наличие развитого гражданского общества;

-- правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

-- верховенство закона в системе права;

-- соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

-- прямое действие конституции;

-- возвышение суда.

8. Функции государства: понятие, классификация

характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:

-- функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;

-- функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

-- в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;

-- функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

-- если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);

-- функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут:

а) исчезать одни функции и появляться другие;

б) меняться содержание одной и той же функции;

-- функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;

-- функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).

Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.

Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:

а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);

б) сущностью государства, его природой;

в) целями и задачами государства.

В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

9. Проблемы формы современного Рос. государства

Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.

Доказательством изложенного тезиса является то, что применительно к форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.

В этой связи безосновательно форму правления, форму государственного устройства и политический режим именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент - это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить, что такой подход к истине ближе.

«Форма государства», как уже замечалось, - это достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «политический режим» характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами).

Наряду с анализом состава органов верховной государственной власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно предполагает и характеристику порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Или, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду государственный режим -- совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может;

а) почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом;

б) в основном быть обусловленным деятельностью институтов гражданского общества

10. Механизм государства: понятие, структура

Мех. Г. - это система специальных органов, с помощью которых Г осуществляет свои функции. Структурными элементами мех Г являются: госаппарат (госаппарат - это часть механизма Г, представляющая собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти.), госучреждения (госучреждения - это такие гос. организации, которые осуществляют непосредственную деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п.), госпредприятия (госпредприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказанию многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли) и госслужащие (особый слой людей, выполняющих функции гос. управления).

11. Первобытное общество и его характеристика. «Неолитическая революция» и её сущность

В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени - несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит два этапа или периода: 1 период присваивающей экономики, 2 период производящей экономики. До своего разложения первобытное общ-во просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода - присваивающая.

Первобытнообщинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. Формой социальной организации в период после первобытного стада был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения - коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Понятие неолитической революции (от слова «неолит» -- новый каменный век), происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

В итоге можно сделать следующий вывод, что неолитич. револ. - это революционный переход от присваивающего хозяйства к производящему (от присваивающей к производящей экономике). В ее основе лежало три общественных разделения труда: 1) отделение скотоводства от земледелия (появились первые излишки продуктов жизнеобеспечения); 2) отделение ремесла от земледелия и скотоводства (повысилась ценность рабочей силы, которая стала производить большее количество продуктов, чем это необходимо); 3) развитие обмена, появление рынка и купцов как отдельного социального слоя (купец - посредник между производством и потреблением. Появление частной собственности). Неолитич. револ. привела к расслоению общества на классы, к новой форме социальной организации и управления, что и дало толчок к формированию государства и проявлению публичной власти.

12. Орган государства: понятие, признак, виды

Государственный орган - это часть госаппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Госорган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата. Каждый госорган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, обладающая следующими основными признаками:

1) Хотя госорган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.

2) Орган Г состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и госорганом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание госслужащих лежит на обществе.

3) Органы Г имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они скреплены единой целью.

4) Госорганы обладают определённой компетенцией (т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей) - властными правомочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).

5) Госорганы обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения.

6) Органы Г имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования.

7) Активно участвуют в реализации функций государства.

8) Осуществляет от имени Г его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.

9) Характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).

10) Имеет территориальный масштаб деятельности.

11) Образуется в порядке, установленном законом.

12) Устанавливает правовые связи личного состава.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы различаются по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.

Классификация органов Г:

По способу возникновения:

1) Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей.

2) Производные органы - создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

По месту в иерархии государственного аппарата:

1) Центральные.

2) Региональные.

3) Местные.

По широте компетенции:

1) Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).

2) Органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По способу формирования:

1) Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость.

2) Назначаемые - при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.

По порядку принятия решений:

1) Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.

2) Коллегиальные - такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.

13. Право в системе социального регулирования

Норма права является моделью поведения, определяет границы возможного и должного поведения в конкретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права. Норма права -- это общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного. Юридическая норма -- исходный элемент правовой системы. Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но в то же время имеют свои особые признаки, которые обусловлены неразрывной связью норм позитивного права с государством. Нормы права обладают рядом признаков. 1. Норма права -- общее правило поведения. Это означает, что государство адресует ее не конкретным индивидам, а всем субъектам права -- физическим и юридическим. 2. Это -- обязательное правило поведения (общеобязательность). Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение норм права влечет принятие мер государственного принуждения. 3. Норма права -- формально определенное поведение, т. е. она выражается в письменной форме в официальных документах, в виде точных предписаний, чем обеспечивается их правильное понимание и реализация. 4. Она носит представительно-обязательный характер, т. е. не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанностей, а обязанности без прав. 5. Норма права образует определенную систему. Каждая регулирует общественные отношения в единстве с другими нормами, т. е. как элемент системы права, находящийся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. 6. Это -- правило поведения. Предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и является его властным велением, охраняющим государственно значимые общественные отношения. 7. Норма права имеет признак неоднократности (многократности) действия, т. е. она создается с помощью правовых норм. Государство закрепляет и охраняет существующие отношения, способствует развитию новых прогрессивных отношений, ограничивает и вытесняет отношения, которые противоречат государственной политике.

14. Роль и назначение юридической техники

Юридическая техника -- это система правил, средств, приемов и способов подготовки, составления и упорядочения правовых актов и иных юридических документов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершенствования языка правовых актов.

Юридическая техника подразделяется на следующие виды

1) законодательная (правотворческая) техника; 2) техника систематизации нормативно-правовых актов;3) техника учета нормативно-правовых актов;4) техника индивидуальных правоприменительных актов.

15. Современные правовые системы. Их характеристики

Система -- определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действии.

Политика -- деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, которая направлена на защиту своих классовых интересов, на осуществление задач данного государства, партии, общественной группы.

Политическая система -- это организационное выражение всей совокупности государственных и негосударственных общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

В политическую систему общества входят не все и не всякие общественные объединения, а только те, которые юридически признаны, т. е. легитимированы, получили официальный правовой статус, например, политические партии, общественные объединения, которые зарегистрированы в порядке, установленном законом. Все составные части политической системы общества находятся в тесном единстве, но каждая из частей имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Государственная власть является главной объединяющей, организующей и принуждающей силой в обществе. Кроме государства к элементам политической системы относят партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты. В той или иной мере они участвуют в политической жизни страны и таким образом вместе с государством составляют политическую систему общества. Возможна классификация политических систем по различным основаниям. Так, например, в зависимости от политического режима различаются тоталитарные и демократические политические системы; территориальные и географические основания позволяют говорить о европейских, азиатских, североамериканских и других региональных политических системах. Религиозные, национальные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики индуистских, мусульманских политических систем; с позиции типа государства различают политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

Выделяют три основные модели политических систем:

1) командная система, при которой осуществляется командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение; 2) соревновательная, когда существует политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе; 3) социоприменительная, которая характеризуется поисками компромисса и консенсуса.

16. Формы (источники) права. Виды форм (источников) права

Так, следует различать «форму права» и «правовую форму». Правовой формой именуют в целом правовые средства, когда они используются для опосредования тех или иных социальных процессов, решения социальных задач. Например, правовые формы регулирования экономики.

Наряду с формами объективирования права, которые в этом случае называют внешней формой, выделяют внутреннюю форму права, под которой понимают форму его внутренней организации, способ связи элементов (то, что в теории системного подхода именуется структурой).

Формы внешнего выражения норм права называют еще источниками права. Однако и этот термин неоднозначен. Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле - правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.

Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) явился правовой обычай - обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения

Второй вид источников права - судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Был распространен в средние века. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право

Суды не «творят» прецеденты, не изобретают их. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями

Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права

Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:

а) содержит юридические нормы;

б) представляет собой официальный письменный акт-документ;

в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.

Виды нормативно-правовых актов. Они делятся, прежде всего, на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

17. Понятие и сущность права

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над другими социальными нормами объясняется, прежде всего, тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества. Право представляет собой систему правил, установленных государством либо принятых в установленном им порядке населением или государственными органами и государственными органами и организациями. В этом принципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Соответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы. Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках. Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений. Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах -- нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения и предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом. Правовые нормы предполагают не только их обязательное закрепление в письменных источниках, но и опубликование для широкого круга лиц. Формальная определенность норм права является их необходимым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свойство права -- его общеобязательность. Общеобязательность права означает, что все лица, которых касаются нормы права, обязаны их неукоснительно исполнять.

Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от «своего» интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: «справедливость, не поддержанная силой, немощна»

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты