p align="left">35. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения…Элементы - юридические нормы, правоотношения, правовые акты, правоприменительная деятельность, т.е. правовые явления, каждое из которых рассматривается в ракурсе, имеющем значение для специфически правовой деятельности юридических органов.
36. Способы изложения правовых норм
1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;
2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.
37. Структура и система права
Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой социальной сферы.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
а) единство, целостность;
б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;
в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов;
г) наличие цели (как системообразующего фактора).
Любую систему образуют две стороны: состав (набор необходимых элементов) и структура (целесообразный способ связи этих элементов). Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. В этой связи некорректна, с точки зрения теории системного подхода, формулировка - «система и структура права». Структура права рассматриваться отдельно, как особый объект исследования, конечно, может, но не в качестве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона.
Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов:
а) свойств элементов (они определяют структуру, ее характер);
б) взаимодействия элементов системы права. Социальная структура проявляет себя именно через взаимодействие элементов.
Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.
Право представляет собой сложную, многоуровневую (в какой-то мере даже «объемную»), иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уровне выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура.
Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на четырех уровнях:
а) на уровне отрасли права:
б) на уровне института права;
в) на уровне нормы права;
г) на уровне элементов нормы права.
Главное подразделение в системе права - отрасль. К признакам отрасли права в литературе относят следующие:
а) особые предмет и метод;
б) специфические отраслевые принципы;
в) способность взаимодействовать с другими отраслями «на равных правах», то есть быть одного с ними уровня;
г) потребность общества в регулировании данной социальной сферы именно на уровне отрасли;
д) количественная достаточность юридических норм, требующая перехода в особое, отраслевое качество;
е) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства;
ж) другие признаки.
38.Понятие и стадии законотворчества в России
Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
5) внешняя обработка заключается в том, что:
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.
Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:
а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);
б) источник официального опубликования;
в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.
6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». До революции 1917 г. в России действовал Свод законов Российской империи.
Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты -это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.
39.Правотворчество:понятие, принципы, виды
Под «правотворчеством» в основном понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием - юридическими нормами. Однако в этом смысле термин «правотворчество» весьма условен, и следует различать ту деятельность, которую называют правотворчеством, и процессы правообразования.
Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон:
а) принятие нормативных актов органами государства;
б) непосредственно народом путем референдума;
в) заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права;
г) санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями;
д) формирование юридических прецедентов.
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие:
а) демократизм;
б) законность;
в) гуманизм;
г) научность;
д) профессионализм;
е) плановость.
Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.
В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов).
Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
1. Стадия реализации права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации перечислены в ст. 104 Конституции.
2. Стадия обсуждения законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.
3. Стадия принятия законопроекта путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятельности высших органов государственной власти.
4. Стадия официального опубликования закона.
40.Систематизация нормативно-правовых актов
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых Государственных нужд». Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: «Ученое законоведение... не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав».
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
См. № 38.
41.Правовое сознание: понятие, структура и виды. Деформация правосознания граждан
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву.
Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность, правосознание, с одной стороны, представляет форму (вид) общественного сознания (наряду с нравственным, политическим, религиозным, эстетическим и др.), а с другой - важный элемент правовой системы.
В правосознании традиционно выделяют в качестве элементов правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая идеология - это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая психология - это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология - это своего рода чувство права и законности.
С точки зрения социального уровня разделяют обыденное правосознание, профессиональное (правосознание юристов) и научное (правоведение).
С точки зрения общности - массовое (классов, наций, народа), групповое (коллективные представления и чувства формальных и неформальных групп), индивидуальное правосознание (конкретного индивида).
Правосознание имеет общее значение для правовой системы и сопровождает действие всех ее элементов.
Основными функциями правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная. В литературе называют также функции правового моделирования, прогностическую, воспитательную и др.
Деформация (от лат. deformatio -- искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.
Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.
Правовой инфантилизм -- наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту -- недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.
42. Правовая культура: понятие, структура, функции
Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще.
В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике -- категория «ценность».
Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации.
Правовая культура -- это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества.
Можно выделить четыре разновидности проявлений правовой культуры: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия.
В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты.
По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
43. Юридический процесс: понятие и виды
Юридический процесс - это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
Виды. По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты.
Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.
Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение.
2) процесс рассмотрения споров
3) процесс определения мер юридической ответственности
44. Структура правоотношения
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения (граждане, юридические лица, гос. и муниципальные образования)
2) объекта правоотношения (разнообразные материальные и нематериальные блага)
3) юридического содержания правоотношения (фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить)
45. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъективность
Участники правоотношений именуются их субъектами.
Субъекты правовых отношений - это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть:
* граждане;
* юридические лица;
* государственные и муниципальные образования.
Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти, вне своей юрисдикции, имеют статус юридического лица.
Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособность -- установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.
Дееспособность -- способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его правами и возлагать на него ответственность, обязанности. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.
Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».
46. Понятие и классификация юридических фактов
Юридические факты - это такие фактические обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты классифицируются:
- по характеру порождаемых юридических последствий.
- по характеру действия.
- по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения.
- с точки зрения соответствия правовым предписаниям.
- в зависимости от волевой направленности.
- в зависимости от степени сложности.
Юридический факт -- это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (появление которых не зависит от воли сторон правоотношения) и действия (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения).
Действия могут быть правомерными и противоправыми. В свою очередь правомерные факты подразделяются на: юридические акты и юридические поступки, а противоправные - на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.
Юридические поступки -- это поведение людей в рамках существующих правоотношений (например, выполнение работы).
Юридические акты -- это внешнее выражение решений людей, направленное на достижение какого либо правового результата. Юридические акты делятся на сделки и административные акты; сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать ещё и административные последствия.
47. Реализация права, её формы
Реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий. Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе -- скрупулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено.
Формы. По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм.
С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы: 1) реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.
По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальную и коллективную. Некоторые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.
По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.
Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.
48. Применение права
Правоприменение -- особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.
Случаи правоприменения:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.
Признаки правоприменения:
1) особый субъект -- специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане;
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
4) выступает формой управленческой деятельности государства;
5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли -- гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом -- актом применения права
Правоприменение бывает двух видов -- позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение -- это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение -- это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение -- это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
49. Стадии правоприменительного процесса.
Стадии правоприменения:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
50. Правоприменительные акты и их отличие от нормативных актов
По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Все правовые акты можно поделить на две большие группы -- нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.
Правоприменение бывает двух видов -- позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение -- это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение -- это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение -- это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
51. Толкование норм права, его способы
Толкование норм права - деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права. Цель Т.н.п. - правильно применять содержащиеся в них предписания к конкретным случаям жизни. Это такая стадия применения права, на которой уже известны факты, требующие юридической квалификации. Виды толкования можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе Т.н.п. подразделяется на официальное и неофициальное. Разновидностями официального толкования являются нормативное и казуальное Т.н.п., неофициального -доктринальное и текущее. По объему Т.н.п. можно классифицировать на буквальное, ограничительное и распространительное. В зависимости от приемов толкования различают толкование грамматическое, логическое, систематическое и историческое.
Толкование нормы права -- это уяснение и разъяснение ее подливного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях ее действия.
Юридико-источниковедческое толкование -- это приемы определения, выявления и изучения оригинала текста официальной публикации нормативного источника, в сфере регулятивного воздействия которого находится данная регулятивная ситуация (случай). В результате такого толкования должна быть установлена идентичность толкуемого текста нормативного акта тексту оригинала в ее последней официальной редакции (публикации).
Грамматическое толкование -- это способ учета и использования особенностей грамматических (морфологических) форм и средств составления текста нормативного источника, его языковых, стилистических и структурных характеристик в процессе нормативно-правовой интерпретации положений текста, выявления и определения тех частей (фрагментов) текста, в которых выражено правовое содержание отдельных элементов нормы и нормы в целом. Такое юридико-грамматическое осмысление особенностей текста важно и в том плане, что язык правового текста -- это одновременно и тот официальный правовой язык, на котором осуществляется соответствующее нормативно-правовое осмысление также и регулятивной ситуации в ее соотнесенности с толкуемой нормой.
Логическое толкование -- это способы и формы использования законов и правил формальной логики в процессе юридико-логической интерпретации текста (частей текста) акта в качестве логически взаимосвязанных структурных элементов единой, внутренне согласованной и непротиворечивой регулятивной системы -- толкуемой нормы права. Требования формальной логики соблюдаются также и при юридико-логическом осмыслении регулятивной ситуации, в процессе выявления и определения искомого соответствия между абстрактной нормой и данным конкретным случаем.
Системное (систематическое) толкование -- это приемы юридико-логического осмысления толкуемой нормы права как системы элементов, определения ее места и роли в праве как системе норм, выявления регулятивного смысле системных связей как между структурными элементами в самой норме, так и между данной нормой и другими нормами, регулирующими однородные отношения, к которым относится и регулятивный случай.
Историческое (историко-политическое) толкование -- это приемы выявления конкретно-исторической обусловленности толкуемой нормы, уяснения роли социальных, политических и иных факторов, оказавших влияние на ее содержание, осуществления сравнительно-правового анализа воли законодателя времени принятия данной нормы (так называемой «исторической воли законодателя») и воли законодателя времени ее реализации в данной конкретной регулятивной ситуации.
Юридико-терминологическое (специально-юридическое) толкование -- это приемы осмысления и учета регулятивно-правового значения специальных юридических понятий, терминов, категорий, определений, конструкций и иных юридико-технических средств, использованных в тексте толкуемого нормативного акта. Юридико-терминологическое толкование является важным составным моментом юридико-логической интерпретации как содержания самой нормы, так и способа и характера ее регулятивного воздействия на данную конкретную ситуацию.
Под функциональным толкованием в литературе имеется в виду необходимость учета в процессе уяснения смысла нормы конкретных условий, особенностей времени и места, при которых реализуется данная норма права. Речь по существу идет об учете одного из аспектов уже рассмотренного выше процесса конкретизации регулятивно-правового содержания нормы права при ее реализации в данной конкретной ситуации (случае). С такой конкретизацией связано и осмысление подлинного содержания толкуемой нормы как ситуативно-конкретизированного, актуального регулятивно-правового значения реализуемой нормы. Ведь именно регулятивно-значимые особенности конкретной ситуации определяют актуальное регулятивно-правовое значение реализуемой нормы.
Под телеологическим (целевым) толкованием в литературе имеется в виду уяснение целей его издания. В ряде случаев сам законодатель указывает в тексте акта (в его преамбуле или в общей части) цели (или задачи) его издания. В других случаях цель издания акта выявляется путем соответствующего осмысления его общих положений, изучения материалов о подготовке и принятии акта, использования выводов исторического толкования данного акта и т.д.
52. Пробелы в праве
Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы, которая не может функционировать без обязательных юридических норм. Способами преодоления (восполнения) П. в п. являются принятие недостающего нормативного акта, аналогия закона и аналогия права.
53. Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридическая коллизия (англ. juridical collision) - в широком смысле противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению.
Ю.к. выражается: а) в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании; б) в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративном аспектах; в) в неправомерных действиях внутри механизма публичной власти, между гос-ными и иными институтами и органами; г) в расхождениях между нормами иностранных законодательств; д) в спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.
Наиболее острым проявлением Ю.к. является юридический конфликт, который представляет собой Ю.к. с наиболее острым противоборством сторон. При юридическом конфликте отторжению и разрушению подвергаются институты и даже основы конституционного строя, правовая система и действующий правопорядок.
Процессуальная сторона Ю.к. проявляется в юридических спорах. Стороны спора аргументированно выступают по его предмету, доказывая правомерность или неправомерность действий, актов. Решение по существу спора принимает третья сторона, официально признавая их правомерными или неправомерными. Ю.к. разрешается в итоге легальным путем и в легальной форме.
Проявление Ю.к. в предметном плане может быть двойственным. С одной стороны, в собственно правовой сфере, когда ее предмет сугубо нормативен, напр., коллизия правовых актов, различия в правопонимании, толковании, расхождения в применении правовых норм. С другой стороны, Ю.к. почти всегда присутствует в иных противоречиях и конфликтах (межнациональные противоречия, споры в экономической, трудовой, социальной, экологической, политической, международной, семейной и иных сферах жизни общества).
Ю.к. может служить причиной или поводом к возникновению др. конфликтов. Нередко она бывает и следствием иного конфликта, когда, напр., экономические противоречия между федерацией и ее субъектами сопровождаются спорами о границах компетенции, объеме бюджетных, налоговых полномочий тех или иных органов.
Ю.к. проявляются в различных формах, на разных уровнях, с неодинаковой степенью остроты и с непредсказуемыми последствиями. Выделяют 4 их основные группы: а) коллизии между нормативными актами или отдельными юридическими нормами; б) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); в) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, необоснованные судебные решения и приговоры, несогласованные управленческие действия); г) коллизии полномочий и статусов гос-ных органов, общественных организаций, должностных лиц, др. властных структур и образований.
Хотя, что я тут изгаляюсь, ведь мы целый дипломный проект на тему забабахали…
54. Правомерное поведение: понятие и виды
Положительное (привычное) поведение - это поведение в рамках привычной деятельности по соблюдению и выполнению правовых норм (например, выполнение служебных обязанностей). Такое поведение, соответствующее правовым нормам, находит выражение в повседневной служебной, бытовой и иной сферах жизни человека. В рамках этого вида поведения граждане выполняют юридические обязанности, совершают те или иные юридически значимые действия.
Правомерное и неправомерное поведение являются юридически значимыми разновидностями поведения и могут быть объединены в одно явление - правовое поведение.
Правомерное поведение, как и неправомерное (и как любое другое поведение), имеет две стороны - объективную и субъективную.
Объективную сторону правомерного поведения можно рассматривать на основе тех же элементов (категорий), что и объективную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у правомерного поведения все идет со знаком «плюс», то есть поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае не вредны для общества.
Субъективная сторона правомерного поведения, как и субъективная сторона противоправного поведения, характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной, то для поведения законопослушного субъекта характерна иная мотивация. И в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды. Так, в качестве первого вида можно назвать правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, осознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. Таким образом, для данного вида правомерного поведения характерно сознательное отношение субъекта к праву и своему поведению.
Вторым видом правомерного поведения с точки зрения его субъективной стороны является конформное (или конформистское) поведение, когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все». Этот вид правомерного поведения характерен для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних).
И третий вид - это когда субъект исполняет и соблюдает правовые требования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. В литературе справедливо отмечается, что это «ненадежный» вид правомерного поведения. В случае ослабления контроля со стороны государства здесь вполне вероятно изменение поведения с правомерного на неправомерное.
По объективной стороне правомерное поведение можно подразделить на два вида:
а) необходимое (желательное);
б) социально допустимое
В качестве примера последнего можно назвать такое нежелательное, но тем не менее социально допустимое явление (и поведение), как супружеские разводы.
Итак, правомерным можно назвать такой вариант правового поведения, который будучи общественно необходимым, желательным или социально допустимым, осуществляется в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит за рамки дозволенного законом) и поддерживается возможностью государственной защиты.
55.Юридический состав правонарушений
Правонарушение является основным видом неправомерного поведения (другой вид которого - объективно противоправное деяние) и, соответственно, оно является разновидностью правового (то есть юридически значимого) поведения, поскольку относительно последнего неправомерное поведение (наряду с правомерным) выступает как его вид.
Правонарушению присущи следующие признаки:
1) правонарушение - это всегда деяние и только деяние, то есть действие, бездействие или вербальное (словесное) поведение. Не могут быть правонарушением мысли, убеждения, намерения, если они не нашли своего выражения вовне. Человек не существует для закона помимо своего поведения. На это обращал внимание еще Гегель;
2) правонарушение - это деяние, которое опасно для общества, наносит ему вред. Здесь нужно отметить, что право практически невозможно нарушить, не посягая на конкретные общественные отношения. Правонарушение (вопреки буквальному толкованию этого термина) самим нормам закона урона и ущерба не причиняет. Оно вредно или опасно только для конкретных прав и охраняемых законом интересов в индивидуальных общественных отношениях. При нарушениях права страдают определенные люди, их объединения, организации, правовые же нормы продолжают действовать и считаются обязательными;
3) правонарушение - это деяние противоправное, то есть такое деяние, совершение которого правом запрещено в той или иной форме (прямой запрет, возложение юридической обязанности совершить позитивное действие, установление наказуемости деяния и др.). Противоправность есть отражение в праве общественной вредности деяния;
4) правонарушение - это всегда деяние виновное: без вины нет правонарушения. Вина - это особое психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям. (Подробнее о вине см. вопрос об основаниях юридической ответственности.)
Итак, правонарушение - это общественно опасное противоправное виновное деяние.
Правонарушения принято делить по степени общественной опасности на преступления (уголовные правонарушения) и проступки. Проступки, в свою очередь, делят на административные, гражданские (гражданско-правовые нарушения) и дисциплинарные. Можно выделить также группу процессуальных правонарушений (нарушений норм процессуального права).
В самом общем плане можно сказать, что основанием юридической ответственности является правонарушение. Здесь действует принцип: без правонарушения нет юридической ответственности. Однако для полного и точного определения круга явлений и обстоятельств, наличие или отсутствие которых требуется установить в каждом конкретном случае возложения юридической ответственности, в юриспруденции существует специальная конструкция - «состав правонарушения».
Если исходить только из терминологического, словесного обозначения этой юридической конструкции, то можно подумать, что она служит раскрытию внутренней стороны правонарушения, характеристике элементов самого правонарушения. Однако если проанализировать тот круг явлений, которые в качестве своих элементов охватывает «состав правонарушения», то можно понять, что данная конструкция имеет совсем другое назначение, а именно -указать на круг явлений, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. То есть она - это своего рода инструмент в руках правоприменителя, служащий в каждом конкретном случае установлению оснований юридической ответственности субъекта.
Традиционно в состав правонарушения в качестве его элементов включают:
а) субъект правонарушения;
б) объект правонарушения;
в) субъективную сторону правонарушения;
г) объективную сторону правонарушения.
Из этого состава элементами самого правонарушения можно считать только субъективную и объективную стороны
56.Причины правонарушений и борьба с ними
Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершение таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др., неуважительное отношение к личности - убийства, телесные повреждения, неуважение к женщине - изнасилование, оскорбление, отсутствие трудолюбия - хищения имущества и т. д.). Различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых оно участвовало.Одним словом, дефекты в сознании порождаются условиями, т. е. отрицательными обстоятельствами, имеющими место в социальной действительности. Они очень разнообразны. Их устранение - это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. В числе основных условий правонарушений можно назвать следующие:
низкий материальный уровень жизни населения;
-плохая обеспеченность жильем;
-вредные привычки (алкоголизм, наркомания);
-низкий уровень культуры и правовой культуры в частности;
-несовершенство законодательства;
-недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и т. д.
57. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
Любое противоправное деяние влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила имеются исключения, связанные с особенностями криминогенных общественных отношений, когда законодательством специально оговариваются такие обстоятельства, при наступлении которых ответственность исключается.
Невменяемость. Обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский (биологический) и юридический (психологический).
Медицинский критерий предполагает следующие расстройства психической деятельности лица: хроническая душевная болезнь; временное расстройство деятельности; слабоумие; иное болезненное состояние психики.
Под юридическим критерием понимается такое расстройство психической деятельности человека, при котором он теряет способность отдавать отчет в своих действиях либо не способен руководить своими действиями. Отсутствие способности отдавать отчет в своих действиях образует интеллектуальный момент юридического критерия.
Не подлежит также наказанию лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.
Необходимая оборона. Она имеет место при защите гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества, государства от преступного посягательства, независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является тоже правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Крайняя необходимость. Этот вид противоправного деяния допустим в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности.
Казус - (случайное действие, которое в отличие от умышленного или неосторожного, имеет внешние признаки проступка (преступления), но лишено элемента вины). В силу многообразия общественных отношений многие из них трудно заранее предусмотреть и закрепить законодательно, поэтому они не подпадают под действие права. Государство охватывает правовыми рамками лишь те из них, которые на сегодняшний день являются наиболее важными и актуальными, т. е. требуют правового разрешения.
58. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности
Термин «государственный аппарат» в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широком смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается в литературе, в этом случае понятие «государственный аппарат» равно по объему понятию «механизм государства». Вместе с тем, думается, что для обозначения всей системы органов государства и должностных лиц термин «механизм государства», несмотря на его традиционность, не очень подходит: «механизм» есть совокупность динамических закономерностей, последовательно обусловливающих функционирование или развитие того или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для характеристики динамики государства - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерностей функционирования государства.
В узком смысле под «государственным аппаратом» понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный (профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.
Наряду с органами государственного управления (органами исполнительной государственной власти) в системе органов государства выделяют законодательные (представительные) органы государственной власти, судебные органы (органы судебной государственной власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную группу выделяют «силовые» органы: армию, полицию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в государственный аппарат (систему органов государственного управления).
Следует иметь в виду, что система органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:
а) органы государства;
б) государственные учреждения;
в) государственные предприятия.
Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учреждений включаются в общую систему государственных органов.
Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.
Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц государства. «Должностное лицо» - это не некое физическое лицо, а «индивидуальный» элемент государства, своего рода «индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетенцию. «Должностное лицо» можно понимать как ячейку в системе государства, которую на тот или иной период времени может занимать то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности. Высшее должностное лицо России - Президент.
Для государственного органа характерны следующие признаки:
- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;
- государственный орган есть элемент государства;
- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
- государственный орган есть разновидность государственной организации;
- от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями;
- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;
- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства;
- каждый государственный орган имеет свои функции.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».
Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:
- принцип приоритета прав человека;
- принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
- принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
- принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
- принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,
- принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.
59. Закономерности возникновения права и его признаки
Любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны
и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда. Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства - признавать и осуществлять эти права.
Основные признаки права:
- Право выражает волю экономически господствующего класса.
- Право является средством навязывания этой воли всему населению.
- Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство невозможно без права.
- Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве
- Между государством и людьми, живущими в этом государстве, существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.
60. Формы осуществления функций государства
В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности, в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
61. Понятие и классификация прав человека и гражданина
Правам человека -- права, образующие основу правового статуса личности.
Права и свободы человека и гражданина могут разделяться на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).
В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.
Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека
К личным правам обычно относят:
1. Право на жизнь
2. Право на свободу и личную неприкосновенность
3. Право на достоинство личности
4. Право на неприкосновенность частной жизни
5. Право на неприкосновенность жилища
6. Право на национальную и культурную самоидентификацию
7. Свобода совести и свобода мысли
8. Свобода передвижения и выбора местожительства;
9. Cвобода выбора национальности и языка общения
10. Право на судебную защиту
11. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
12. Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим) во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
К политическим правам, как правило, причисляются:
1. Свобода слова (свобода информации)
2. Право на гражданство
3. Право на объединение (свобода союзов)
4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
6. Право на участие в отправлении правосудия
7. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
8. Свобода средств массовой информации
9. Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)
К социально-экономическим и культурным правам относятся:
1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
2. Трудовые права (право на труд и свободу труда)
3. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
4. Право на социальное обеспечение
5. Право на жилище
6. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
7. Право на благоприятную окружающую среду
8. Право на образование
9. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
10. Право на участие в культурной жизни
11. Академические свободы
62. Государство и общественные организации
Общественная организация -- неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.
Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:
а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);
б) внутрисистемные;
в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;
г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому контролю;
д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.
Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;
во-вторых, регулируют, прежде всего, внутриорганизационные отношения;
в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.