аким образом, причины возникновения международного терроризма порождает сам процесс глобализации. Они имеют весьма разветвлённую "корневую систему" идеологических, социальных, политических и международных предпосылок. Директор российского Института проблем глобализации М. Делягин, говорит: "... даже объединившись, спецслужбы всего мира не могут искоренить причины терроризма. Они борются только с последствиями. Причины же лежат в глобализации общества, и в связи с этим, в общественном неравенстве" См.: Московский комсомолец. 2001. 24 октября. . В сложившихся условиях однополярного мира развивающимся странам практически невозможно отстаивать свои интересы.Все попытки устранить разделение человечества на две несоразмерные части не приносят успеха. Лозунг современности: "Кто владеет финансами, тот владеет миром", к сожалению, является главенствующим в политике лидеров отдельных государств. В руках 5% населения земного шара оказались сосредоточены до 60% финансовых средств всего мира См.: Лукашев А. Некоторые новые взгляды на системный подход к борьбе с терроризмом.// Материалы международной конференции. 23--24 октября 2001. М, 2001. С. 45., и этот процент неуклонно растёт. Остальное население влачит жалкое существование либо попадает в экономическую зависимость от развитых стран. Последние, открыто вмешиваются во внутренние дела стран, диктуют целым народам своё видение национально - государственного устройства.Как оказалось, даже экономическая целесообразность установления господства над теми или иными регионами земного шара имеет оборотную сторону. Мир - это исторически сложившаяся система отношений. Разрушать её введением новых, не предусмотренных природой связей - значит, поступать не только неразумно, но и небезопасно. Живой организм, каковым является мировая система, всегда найдёт способ "отторгнуть инородное тело". В данном случае имеет место закономерная реакция "потеснённых" интересов части мирового социума. Но в действие могут быть приведены и другие силы.Ещё одним источником терроризма являются, по мнению ряда экспертов, корыстные интересы элиты мусульманского мира. В своё время западная цивилизация породила систему тайных движений. Вполне вероятно, что в её недрах созрела другая, более законспирированная структура с аналогичными целями, но уже в интересах других лиц. Существуют и другие предпосылки разрастания масштабов терроризма.Глобализация ускоренными темпами, если использовать экономическую терминологию, интегрируется в мировое бытиё. Цивилизованный передел мира, как говорят специалисты, возможен. Если это так, то, по всей видимости, он будет насильственным и радикальным. Причиной тому может явиться миграция - массовое нерегулируемое взаимопроникновение народов, с перспективой обеспечения в дальнейшем реальной основы появления новых цивилизованных обществ с собственной идеологией.Передел цивилизации, как и любая другая глобальная задача, невозможен без претворения в жизнь каких-нибудь антагонистических геополитических проектов, которые обязательно подразумевают борьбу за "однополярное доминирование". Вице-президент Коллегии военных экспертов А. Владимиров, прогнозирует возникновение трех проектов такого рода: "Западный", "Исламский" и "Китайский" См.: Владимиров А. Геополитика России в примерах и деталях.// Время. 2002. № 17. 25 апреля..В основе реализации первого и второго проектов лежит цивилизационная война. "Западный" проект предусматривает насильственное внедрение в мир "фундаментального либерализма" через имеющееся подавляющее экономическое, информационное и военное превосходство государств Запада под руководством США."Исламский" - носит во многом ответный характер (ответ на "глобальную агрессию Запада") и проявляется через навязывание миру фундаменталистской исламской модели существования."Китайский" - пока никак себя не проявил, но зная историю, возможности КНР, ее устремлённость к территориальной экспансии, такой проект нельзя сбрасывать со счетов.Анализируя события последних лет, можно сделать вывод: начало XXI столетия ознаменовалось специфическим явлением. Мир столкнулся с новым типом войн - войнами с международным терроризмом, имеющим религиозно-национальный оттенок. Мировое сообщество и ранее сталкивалось с проявлениями этого вида терроризма (Турция, Ирак, Израиль и др.), но все они не носили столь ярко выраженного международного характера, не были столь жестокими и кровопролитными.Проблемы, обнажившиеся в Северо-Кавказском регионе России, имеют одним из своих источников несовершенство социально-экономической политики государства, недостаточную эффективность деятельности государственного аппарата См.: Аналитические материалы правоохранительных органов Южного федерального округа за 2002 - 2003 г. М., 2004. С. 152.. Из-за резкого изменения экономической ситуации в стране в 90-е годы прошлого века этот регион по ряду причин оказался наиболее социально уязвимым. Играя на негативных настроениях своего народа, лидеры Чеченской Республики стали проводить политику изоляционизма террористической направленности.Стремительное массовое обнищание, маргинализация и люмпенизация населения один из основных факторов политической дестабильности. Оставшиеся без работы люди, особенно представители беднейших слоев населения, готовы заняться любым "делом", лишь бы прокормить себя и свои семьи.Борьба с преступлениями террористического характера крайне проблематична. Правоохранительным органам удаётся изобличить лишь небольшое количество преступников, совершивших акты терроризма. Это во многом связано с тем, что террористы выбирают скрытые способы совершения преступлений и, как правило, используют дистанционные взрывные устройства.Изучение обстоятельств совершённых преступлений показывает, в местах массового нахождения людей преступники имели возможность совершать акты терроризма практически беспрепятственно. Это свидетельствует о невыполнении в полной мере властными и правоохранительными структурами требований федеральных законов "О борьбе с терроризмом", "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона РФ "О милиции", и постановлений Правительства РФ об обеспечении безопасности населения. Хорошая конспирация, достаточная осведомленность о методах работы правоохранительных органов позволяют преступникам уходить от ответственности.Так, проведенный нами по опубликованной судебно-следственной практике анализ материалов уголовных дел, возбужденных по ст. 205 УК РФ ("Терроризм"), показал, что причины низкой раскрываемости во многом предопределены упущениями, имевшими место в начальной стадии расследования. Чаще всего работники пренебрегали криминалистическими рекомендациями по осмотру места происшествия, обнаружению и изъятию следов и вещественных доказательств. Это приводило к трудно восполнимой утрате следов преступления, что серьёзно осложняло дальнейшее расследование.Еще хуже показатели "раскрываемости" преступлений, предусмотренных ст. 207 УК РФ ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма") Из большого массива уголовных дел по этим фактам, расследуются и направляются в суд только единицы. Основная причина здесь в том, что органы внутренних дел неудовлетворительно обеспечены техническими средствами автоматического определения номера абонента по каналам "02" Наши исследования по данной проблеме показывают, что более 70% заведомо ложных сообщений об акте терроризма поступают в дежурные части ОВД от анонимов по каналам телефонной связи. Лишь незначительная часть сообщений адресована непосредственно должностным лицам объектов ложного посягательства. (По материалам уголовных дел, возбужденных по ст. 207 УК РФ в СУ при УВД Советского р-на г. Самары).Говоря о терроризме и мерах борьбы с ним, нельзя не учитывать роли так называемого человеческого фактора. В данном случае речь идет о профессиональных качествах работника, его отношении к порученному делу В последние годы в деятельности органов внутренних дел массовый характер приобрели нарушения учётно-регистрационной дисциплины, что влекло умышленное укрытие преступлений. Выявлено множество фактов фальсификации служебной документации, когда в соответствующие журналы ОВД вместо записи об анонимном сообщении по телефону о заминировании объекта вносилась запись о нахождении «подозрительного предмета и без выезда на место происшествия делалась отметка: «звонок ложный». Реальная действительность изобилует фактами незаконного отказа в возбуждении уголовных дел по надуманным основаниям со ссылками на ст. 158 КоАП РСФСР («Мелкое хулиганство») и др. В некоторых случаях действия виновных необоснованно квалифицировались не по ст. 207 УК РФ (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма), а по ч. 1 ст. 213 УК РФ (Хулиганство). Избираемая квалификация состава преступления, действий виновных лиц нередко противоречили признакам объективной стороны терроризма, в связи, с чем при возбуждении уголовных дел, в ходе их расследования и при рассмотрении в судах наблюдались не единичные случаи так называемой «гиперквалификации», или ошибочной квалификации состава преступления (не по ст.205 УК РФ (Терроризм), а по ст. 317 УК РФ (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и наоборот). Все случаи подобного рода требуют тщательного изучения, обобщения и соответствующих выводов..Терроризм как социальное явление имеет более глубокую историю, чем его правовое отражение. Это - крайне радикальная и наиболее опасная форма социально-политического экстремизма.Рассмотрение терроризма, как явления, угрожающего не только государственности, но и обществу в целом, в отечественной литературе началось лишь с 1990 г., зарубежные же страны столкнулись с проблемой терроризма в начале 60-х гг., что, конечно же, повлияло на степень изученности данного явления. Необходимо учитывать мировой опыт спецслужб и полиций многих стран мира, который свидетельствует о том, что в их практике существенно изменились методы изучения терроризма.Так, на конференции западногерманских экспертов, проводимой в ФРГ в Мюнхене в 1987 году указывалось, что проводившееся ранее накопление фактологического материала дополняется исследованием причин, истоков, механизма развития терроризма.Формальные оценки фактов и споры о квалификации действий террористов ("группа" или "банда", простое убийство или государственная измена и т.д.) не вносили ясности в стратегию борьбы с терроризмом.С признанием политических мотивов в действиях террористов наступил следующий этап в изучении этого явления - поиск "наставников", т.е. установление идеологических и политических корней терроризма.Например, по данным исследователей ФРГ, мотивации действий западногерманских террористов претерпели существенные изменения.Первое поколение террористов имело преимущественно идеологическую направленность деятельности. Для последующих поколений наличие какой-либо идеологии было необходимо лишь для подведения теоретической базы под уже совершенное действие Ващенко Ю.В. Опыт борьбы с терроризмом за рубежом.// Организованный терроризм и организованная преступность./ Под ред. проф. А.И.Долговой. М.: РКА, 2002. С. 173.. Для оправдания своих действий террористы и примыкающие к ним анархистские и левоэкстремистские группировки использовали конфликтные ситуации и проблемы в обществе.Применительно к данной проблеме в 1981-1983 гг. в ФРГ был опубликован сборник трудов западногерманских специалистов "Анализ терроризма", подготовленный рабочей группой экспертов.В первом томе авторы рассматривали идеологию и стратегию деятельности террористических организаций, во втором были помещены сведения биографического характера на лиц, совершавших террористические акты, в третьей - исследовались процессы, происходящие внутри террористических организаций, в четвертом - приведены материалы социологического опроса различных слоев населения по проблемам терроризма.Данные научных исследований, по существу, определяют структуру аналитической функции, которая становится неотъемлемой частью разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом.В США, например, уже почти 15 лет действует специализированная группа, в задачи которой входит ведение оперативного поиска сигналов о возможной подготовке акций ядерного терроризма.Изучение данной проблемы в России находится на начальной стадии и связывается она с обеспечением безопасности объектов, использующих ядерные установки и расщепляющие материалы. Особо необходимо отметить, что при исследовании современных форм терроризма надо учитывать такой фактор, как заимствование террористами одной страны опыта террористической деятельности в другой стране, не ограничиваясь историческим опытом собственного государства.Терроризм приобрел международный характер, и современным тенденциям развития террористических проявлений в нашей стране следует давать оценку как внутригосударственному, так и международному явлению.Доказано, что существует организационная и идеологическая связь террористических формирований, действующих на территории стран СНГ, с зарубежными и международными террористическими объедениями. В частности, самую серьезную опасность представляет стремление ряда зарубежных террористических группировок, в частности сикхских и палестинских, перенести экстремистскую деятельность на территорию России.В США в течение года появляется более двух тысяч публикаций, которые посвящены терроризму. Государственный департамент США принял Программу помощи в борьбе с терроризмом (Программа АТД). Главная ее цель - повысить способность полиции бороться с угрозой терроризма.В целом практика Лиги наций и ООН пошла по пути выработки конвенций, отделяющих террористическую деятельность физических лиц и организованных групп от политики террора, проводимой государствами, и представляющих защиту против террористических актов международного характера в силу определенных функций лица или особого положения имущества, в отношении которых совершался террористический акт (11 специализированных конвенций и протоколов) Алексеенко Д. Актуальность новых подходов в борьбе с терроризмом // Материалы Международной конференции. 23--24 октября 2001г. М., 2001. С.57..В ст.1 Конвенции Лиги наций также отмечается, что термин "террористические акты" распространяется на преступные действия, направленные против государства и имеющие целью или способные терроризировать определенных лиц, группу или публику.Далее в ст.2 дается перечень действий, охватываемых общим понятием терроризма, к которым конвенция относит всякое умышленное действие, направленное против жизни, телесной неприкосновенности или свободы определенных должностных лиц государства, умышленное истребление или повреждение государственного имущества, средств транспорта и т.п.В Конвенции ОАГ под понятие терроризма подпадают похищения людей, убийства и другие виды посягательства на жизнь и неприкосновенность лиц, которым государство в соответствии с нормами международного права обязано предоставлять специальную защиту. В это понятие входят также вымогательства, связанные с данными преступлениями.В резолюции Постоянного Совета ОАГ 1970 г. похищение людей с целью вымогательства рассматривается как преступление против человечества.В проекте Единой конвенции ст.1 называется "Определение преступления международного терроризма".В ней говорится, что преступлением международного терроризма будет признан любой акт насилия или угроза такового индивидом или группой индивидов, независимо от наименования, направленный против систем транспорта или связи, находящихся под международной защитой, в целях устрашения общественности или причинения вреда, или смерти таких лиц либо представителей общественности, которые были схвачены как заложники или другим способом выбраны как объекты террористической акции, или вызвавшие утрату, вред или ущерб местам или собственности, находящихся под международной защитой, в целях подрыва дружественных отношений между государствами либо между гражданами различных государств, или подрыва деятельности в таких международных организаций, или таких международных транспортных систем и систем связи, или вымогательства уступок от государств, совершаемых внутри государства либо за рубежом.Составом этого преступления охватываются также подготовка к совершению, попытка совершения и соучастие в совершении данного преступленияВ настоящее время нельзя высоко оценить эффективность сотрудничества государств по борьбе с терроризмом, ибо даже по главным направлениям этого сотрудничества, как на практике, так и в теории не достигнуто единства взглядов См.: Алексеенко Д. Указ. Соч. С.54..В названных международных соглашениях имеется целый ряд пробелов и труднопреодолимых в настоящее время недостатков, что ставит под сомнение адекватность данных соглашений потребностям нашего времени.Заинтересованность большинства государств в предотвращении и пресечении террористических актов находится в противоречии с их нежеланием и даже неспособностью осуществлять международное сотрудничество на универсальной основе, выработать общее определение этих актов и создать единый международный механизм и необходимые гарантии борьбы с ним.Во всех рассмотренных выше конвенциях, соглашениях и проектах дается определение актов терроризма путем перечисления конкретных видов преступлений. Одни и те же акты насилия квалифицируются различными государствами как террористические или как борьба за свободу, а лица, их осуществляющие, рассматриваются как террористы одними государствами и как борцы за свободу - другими. Наиболее разработанные конвенции закрепляли в своих статьях следующие положения:определение состава преступления, подпадающего под действие соответствующей конвенции, если этот состав был неизвестен национальным законодательствам или имелись различия в его содержании или толковании;квалификация преступлений, подпадающих под действие соответствующих конвенций, как уголовных, что повышает степень необратимости наказания за совершенные преступления;включение в механизм, обеспечивающий неотвратимость наказания, формулы "aut dedere aut jusicare" - "выдай или суди";обязательство государств-участников соответствующих конвенций принять необходимые меры в национальных законодательствах для обеспечения выполнения своих обязательств.По мнению госдепартамента США, технически согласовать общеприемлемые подходы к определению международного терроризма чрезвычайно сложно, а политически - практически бесперспективно.По мнению английского политолога П. Уилкинсона низкий уровень международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и пробелы в соответствующих разделах международного права предопределены тем, что в международном сообществе имеются государства, которые постоянно генерируют и воспроизводят терроризм.Тем не менее, на сегодняшний день международное сотрудничество - необходимое условие успешного противодействия терроризму, усилия отдельных государств в одиночку справиться с рассматриваемым явлением, обречены на провал. Несмотря на имеющиеся трудности в этой области международного сотрудничества, в настоящее время совместными усилиями ряда государств уже существуют определенные договоренности.На их основе уже предпринимаются определенного рода шаги, которые в ближайшее время должны значительно снизить опасность угрозы со стороны терроризма как мировому сообществу в целой, так и каждому государству в отдельности. К настоящему времени наиболее существенные итоги, достигнутые в этой области таковы:1) Политические установки по борьбе с рассматриваемыми деяниями включены в итоговые документы встреч участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму. В министерствах иностранных дел стран ЕЭС с 1977 г., учреждены должности специальных послов по борьбе с терроризмом.2) Определенную роль в деле предупреждения как актов международного, так и внутри государственного терроризма может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 года.Государства, подписавшие настоящий документ, взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические взрывчатые вещества (одни из наиболее трудно обнаруживаемых) специальной маркировке для облегчения их обнаружения в случае их использования при совершении или подготовке террористических актов, что в свою очередь существенно облегчит работу правоохранительных органов по расследованию преступлений террористического характера. В течение трех лет их запасы должны были быть уничтожены, использованы или приведены в негодность. Военные и полицейские запасы ликвидируются в течение 15 лет.3) Наиболее важный шаг в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму - создание в 1976 г. системы "Трэви" (борьба с терроризмом, экстремизмом, международным насилием) - координирующего органа в системе общеевропейской безопасности. В его состав входят министры юстиции, МВД, а также других заинтересованных ведомств стран-членов ЕЭС. На него возложена обязанность осуществления следующих программ:а) "Трэви - I" (борьба с терроризмом);б) "Трэви - II" (оперативное использование подразделений специального назначения по борьбе с терроризмом, контроль над их подготовкой, помощь в техническом оснащении);в) "Трэви - III" (проблемы взаимодействия на межгосударственной уровне, оперативный обмен информацией, в области борьбы с международными преступлениями);г) "Трэви - IV" (разработка комплексной системы безопасности в связи с отменой пограничного и таможенного контроля на внутренних границах стран - членов ЕЭС);д) "Иммиграция" (согласование иммиграционной политики с учетом противодействия терроризму и организованной преступности).4) Заслуживает внимания высказанная в свое время идея, о создании при ООН особых формирований с целью использования их для освобождения захваченных террористами заложников, а также всех транспортных средств, включая космические, и других объектов, в том числе ядерных См.: Международная Конвенция Организации Объединенных Наций «О борьбе с бомбовым терроризмом» от 15 декабря 1997 года.//СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 3012..В конвенциях и проектах не указаны причины международного терроризма. Об этом говорится в докладе специального комитета по международному терроризму 1979 года, где его коренными причинами называются, в частности, неоколониализм, расизм, политика агрессии, иностранная оккупация и их последствия - несправедливость, неравенство, порабощение, угнетение и эксплуатация.Как подчеркивается в докладе, лишь устранение данных причин будет содействовать устранению этого опасного явления из жизни современного общества. Так, весьма наглядным примером, может служить криминальная группа, состоящая из лиц одной из национальностей, имеющей прочные связи со своей преступной зарубежной диаспорой. В подчинении этих групп имеются формирования "боевиков", готовых выполнить любую "заявку" своих руководителей, в том числе в политических целях См.: Ващенко Ю.В. Опыт борьбы с терроризмом за рубежом.// Организованный терроризм и организованная преступность./ Под ред. А.И. Долговой. М.: РКА, 2002. С. 175..К тому же на стадиях выявления, предупреждения и пресечения не всегда ясны мотивы действий террористов и их конечная цель. Хотя, зарубежные эксперты отмечают учащающиеся случаи совершения политическими группировками уголовных акций с целью достижения в конечном итоге политических целей. В ООН предпринимались попытки дать определение международному терроризму. Однако из-за сложностей проблемы согласованного решения пока еще не достигнуто.Также имеются расхождения между государствами в определении этого международного политического явления. Потребности организации под эгидой ООН и на базе межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений сотрудничества в борьбе с международным терроризмом обусловливают необходимость научной разработки концепции борьбы с международным терроризмом и разработки конкретной программы и ее реализации.Так, Т. Арнольд и М. Кеннеди считают, что для правильного понимания терроризма как явления и классификации его в правовом контексте во всех его противоправных проявлениях необходимо ответить на следующие вопросы: почему, кто, где, в чьих интересах?Анализ изданных в США, Великобритании и некоторых других странах Запада работ по рассматриваемой проблеме свидетельствует о совпадении мнений в отношении следующих признаков терроризма:1) терроризм заключается в использовании крайних форм насилия или угрозе таким насилием;2) цели террористического акта выходят за пределы причиняемого им разрушения, причинения телесных повреждений, смерти;3) цели террористического акта достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия;4) жертвы терроризма избираются больше по их символическому, чем действительному значению.Для определения места и роли спецслужб в противодействии рассматриваемому явлению необходимо выделить наиболее распространенные виды терроризма. Зарубежные юристы в большинстве своем проводят классификацию терроризма на основе цели и мотивов террористической деятельности.Так, П. Уилкинсон выделяет четыре типа терроризма:1) криминальный, который состоит в запланированном использовании террора в целях получения финансовой или материальной выгоды;2) психические акты насилия, вызванные политическими убеждениями, мифами, представлениями, порожденные религиозным фанатизмом;3) военный - запугивание противника в вооруженном конфликте всеми доступными средствами;4) политический как систематическое использование насилия и страха для достижения политических целей.Однако подобный подход не может быть использован как правовая основа противодействия терроризму. Ведь для достижения своих целей террористы совершают самые разнообразные деяния.На сегодняшний день правовая практика классифицирует весь комплекс деяний, используемых террористами по способу совершения каждого конкретного деяния.Примером такой классификации может служить вариант, предложенный генеральным секретарем Международной ассоциации уголовного права Ш. Еассиуни (США):1) похищение людей;2) захват заложников;3) направление писем-бомб;4) поджог;5) совершение взрывов;6) вооруженное нападение;7) захват воздушного судна;8) убийство;9) ограбление и взлом;10) использование снайперов См.: Еассиуни Ш. Терроризм на современном этапе развития мирового сообщества. // Государство и право. № 7. 2003. С. 41..При этом можно отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, приведены лишь способы, получившие наибольшее распространение в практике террористической деятельности.В настоящее время в ряде зарубежных стран уже существуют различные подходы, при помощи которых те или иные противоправные деяния могут классифицироваться как акты терроризма. Приведем некоторые из них - получившие наибольшее распространение.Согласно принятому в 1984 г. в США Всеобъемлющему закону "О контроле над преступностью" Законодательство зарубежных стран. М.: Велби, 2002. С. 128. к террористическим актам могут относиться преступления, связанные с совершением насильственного действия или действий, опасных для человеческой жизни, которые представляют собой нарушение либо уголовного закона Соединенных Штатов, либо любого из штатов, будучи совершены либо в пределах юрисдикции США, либо любого из штатов.Предположительно они направлены на то, чтобы: запугать гражданское население или вынудить его действовать определенным образом; повлиять на правительственную политику путем запугивания или принуждения; отразиться на поведении правительства в результате убийства или похищения.Определенный интерес с позиций подхода в противодействии рассматриваемому явлению представляет опыт французских законодателей так, согласно принятому в 1986 г. во Франции Закону "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" Указ. Соч. С. 201. выделено два критерия, согласно которым деяние относится к террористическим:1) оно должно быть совершено "с целью опасного нарушения общественного порядка путем запугивания или террора";2) рассматриваемое деяние должно содержать признаки одного или нескольких перечисленных в законе составов преступлений, например, таких, как: умышленное уничтожение общественного и личного имущества граждан опасным для жизни и здоровья людей способом (поджог, взрыв и т.д.); умышленное убийство; захват воздушного судна и другие (всего около тридцати составов).Приведенный подход нашел свое дальнейшее воплощение в новом Уголовном кодексе Франции (1992 г). В статье о терроризме (ст.421-1) дается исчерпывающий перечень тех преступлений, которые при определенных условиях должны квалифицироваться как террористический акт Новый Уголовный кодекс Франции 1992 г. М.: Зерцало, 2000. С. 44.. При этом особо отмечается, что соответствующие преступления должны квалифицироваться как террористические акты, если они совершаются с "целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора".В том случае, если эта цель будет установлена и доказана, преступление из данного перечня квалифицируется, как террористический акт, что автоматически влечет за собой весьма существенное повышение санкций.Рассматриваемый подход позволяет не превращать террористический акт в особый, отличный по объективной стороне от других преступлений состав преступления, т.е. отойти от попыток превращения общеуголовных преступлений (со стороны посягающей стороны), в акты политического противления существующему строю, а сам террористический (общественно - опасный) характер выступает в качестве отягчающего ответственность обстоятельствам и служит основанием усиления наказания.Различие между двумя рассмотренными подходами в области нормотворчества и правоприменения заключается, главным образом, в том, что во французском Законе "О борьбе с терроризмом" дается перечень конкретных деяний, могущих квалифицироваться, как террористический акт при наличии цели запугивания, тогда как американский Всеобщий закон "О контроле над преступностью" позволяет при наличии аналогичной цели квалифицировать как террористический акт любое опасное для человеческой жизни насильственное действие, нарушающее уголовный закон.Но в основе конструкции норм лежит один и тог же подход, который исходит из того, что террористическим актом может считаться широкий круг преступлений, предусмотренных уголовным законом, если они совершаются с целью оказания устрашающего воздействия на органы власти или население.Во Франции согласно Закону "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" 1986 года, срок задержания подозреваемого в террористическом акте может быть продлен до 96 часов против 48 по другим преступлениям. Так, согласно этому же закону в УПК Франции была введена новая глава (гл.15), которая полностью состоит из статей, регулирующих процессуальные действия по делам о терроризме Законодательство зарубежных стран. М.: Велби, 2002. С. 237..Такой подход является предпочтительным с точки зрения юридической техники и существенно упрощает правоприменительную деятельность. Более того, дела по терроризму рассматриваются специальными органами, каковыми являются исправительный суд и суд присяжных Парижа. В этом суде рассматриваются только дела о террористических актах, совершенных во Франции или на ее заморской территории.Своеобразие подхода, использованного в уголовном законе Великобритании заключается в том, что в качестве основного признака виновности в терроризме выделяется причастность к террористической организации Законодательство зарубежных стран. М.: Велби, 2002. С. 419.. В законодательстве этого государства указываются террористические организации, принадлежность к которым составляет оконченный состав преступления.Кроме того, согласно этому закону, государственный секретарь Великобритании правомочен, сократить данный перечень или объявить запрещенными другие организации, связанные с актами терроризма в Соединенном Королевстве и Северной Ирландии.Антитеррористическое законодательство Великобритании предусматривает уголовную ответственность лиц, входящих в какую-либо из запрещенных организаций, устраивающих или помогающих устраивать собрания запрещенных организаций, участвующих в таком собрании.Уголовный кодекс ФРГ согласно ст.129-а ("создание террористических объединений") предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы как за создание самого объединения, так и за участие в объединении, деятельность которого направлена на захват заложников, совершение убийства и других преступлений (всего около 15 составов) Уголовный кодекс ФРГ от 15 мая 1871 года (в редакции от 13 ноября 1998 года по состоянию на 17 августа 1999 года). / Пер. с нем. М.: Зерцало, 2000. С. 65.. В 1980 г. в УК Италии введена ст.270- (бис), предусматривающая ответственность лиц, организующих сообщества с конечной целью терроризма и разрушения демократического строя Уголовный кодекс Италии (по состоянию на 1980 год). / Пер. с итал. М.: Зерцало, 2000. С. 48..Важнейшее значение подобных норм заключается в том, что они позволяют правоохранительным органам зарубежных государств привлекать к уголовной ответственности уже за сам факт принадлежности к преступной организации. А это - необходимое условие привлечения к уголовной ответственности лиц, относящихся к руководящим уровням организованных преступных структур. В раскрытии многих террористических актов и осуждении совершивших их преступников важное значение имеют нормы об освобождении от наказания или о снижении наказания для членов преступных организаций, активно сотрудничавших с правоохранительными органами.Так, ст.268 УК Франции предусматривает освобождение от наказания за участие в преступной организации лица, до начала судебного преследования разоблачавшего участников организации или преступного соглашения и помогающего судебным властям опознать вин. Также, предусмотрено освобождение от наказания лица, участвовавшего в подготовке или совершении террористического акта при условии, если виновный предупреждает административные или судебные власти о готовящейся преступлении и принимает меры, чтобы помешать его совершению, или когда виновный помогает задержать исполнителей или соучастников совершенного преступления.Как условие полного освобождения от наказания или сокращения его наполовину, данное деяние рассматривается, если последующие действия террориста дали возможность предупредить террористический акт (ст.422-1 УК Франции) или позволили избежать причинения смерти или увечья потерпевшим (ст.422-2 УК Франции). Появилась впервые данная норма еще в 1986 г. Теперь она закреплена и в УК 1992 года.В западных правовых системах также должное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба лицам, пострадавшим от террористических актов.Закон "О предупреждении терроризма" Уголовное законодательство зарубежных стран. / Под ред. Скородумова. М.: Крон-Пресс, 2000. С. 59., принятый в 1989 г. в Великобритании, предусмотрел, что всякое лицо, которое субсидирует фонд террористической деятельности или склоняет к этому других лиц, независимо от того, оказывается финансовая помощь в обмен на что-то или бескорыстно, виновно в принадлежности к терроризму. В случаях, когда суд признает, что деньги и имущество осужденного были направлены на поддержку терроризма, может быть принято решение об их конфискации.Законы о борьбе с терроризмом носят в Великобритании, ФРГ, Франции общегосударственный характер. Это рассматривается как необходимое условие их эффективного функционирования.Глава 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма, как особо опасного вида преступления против общественной безопасности по Уголовному кодексу Российской Федерации2.1 Юридический анализ и особенности квалификации преступлений террористической направленностиПравовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" № 130 - ФЗ от 25.07.98 г., другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.Особенностью уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности является то, что дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, по решению суда рассматриваются в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства.Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. Заявление о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность направляется в суд Генеральным прокурором РФ или подчиненными ему прокурорами Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М.: Юристъ, 2003. С.76..По УК РФ статья 205 (Терроризм) в действующей редакции такова:1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.2. Те же деяния, совершенные:а) группой лиц по предварительному сговору;б) утратил силу (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162 - ФЗ);в) с применением огнестрельного оружия, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (в ред. ФЗ от 9 февраля 1999 г. № 26-ФЗ), - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет.Статья в редакции ФЗ № 74-ФЗ от 21 июля 2004 года.Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.В современных условиях опасность терроризма возрастает не только вследствие его более значительной распространенности, но и потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: ядерному, химическому, биологическому, лазерному и др., обладающему огромной разрушительной силой. Поэтому международное сообщество принимает меры по выработке эффективных мер противодействия названной социальной болезни ХХI века, в том числе в виде заключения международных документов.В этом смысле терроризм относится к числу конвенционных преступлений. Советский Союз и впоследствии Россия как его правопреемница также являются участниками международных соглашений, поэтому в Уголовном кодексе РФ и предусматривается соответствующая норма.Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в России определяются не только ратифицированными международными документами, но также и Законом о борьбе с терроризмом. Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3808. под терроризмом понимается: "Насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений".