Рефераты

Трудовое право

p align="left">г) одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего, не достигшими 14 лет, выплаты производятся до достижения ими возраста 14 лет либо изменений состояния здоровья.

Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств. В отношении иных членов семьи должно быть доказано, что они находились на содержании умершего.

Единовременная денежная выплата предоставляется в размере 60 минимальных размеров оплаты труда.

Ежемесячная компенсация утраченных доходов вследствие смерти кормильца производится в течение определенного периода времени: - несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;

- лицам, достигшим пенсионного возраста (55, 60 лет), - пожизненно;

- инвалидам - на срок инвалидности;

- ребенку, учащемуся по дневной форме обучения, - выплаты осуществляются до окончания учебы, но не более чем до 23-х лет.

Работодатель обязан компенсировать моральный вред, а также затраты на погребение в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изм. и доп. от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г.).

Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении своих трудовых обязанностей

За компенсацией вреда работник должен обратиться к работодателю с заявлением, в котором следует указать объем вреда, подлежащего возмещению. К заявлению работник должен приложить копии необходимых документов:

- акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;

- справки о среднем месячном заработке застрахованного;

- заключения учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;

- заключения учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

- гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного;

- свидетельства о смерти застрахованного;

- справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного;

- справки о нетрудоспособных членах семьи умершего застрахованного;

- справки о членах семьи, находившихся на иждивении умершего застрахованного;

- справки о том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного не работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинского органа признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе;

- справки учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;

- документов, подтверждающих расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного.

Работодатель обязан дать ответ в письменном виде в течение 10 дней с момента получения заявления.

Если работодатель не дает ответа в течение 10 дней или работник не согласен с размером компенсации вреда, подлежащего возмещению, то работник может обратиться в государственную инспекцию труда. Если инспектор государственной инспекции труда не участвовал в расследовании несчастного случая на производстве, то инспекция выносит предписание о проведении расследования несчастного случая на производстве и составлении актов по форме Н-1 или произвольной формы и участвует в расследовании.

Обжалование предписаний в вышестоящий орган государственной инспекции труда, суд общей юрисдикции или арбитражный суд не приостанавливает действие предписания. Срок исковой давности по делам о причинении вреда здоровью работника вследствие несчастного случая не устанавливается.

Факт нахождения на иждивении умершего застрахованного лиц, имеющих право на назначение страховых выплат, в случае отсутствия и невозможности восстановления документов, необходимых для назначения страховых выплат, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов устанавливается судом.

Если работодатель не предоставил в 10-дневный срок письменного ответа на заявление работника о причинении вреда - это расценивается как отказ в возмещении вреда. Работник, не получивший ответа, а также в случае, если он не согласен с размером вреда, подлежащего возмещению, может обратиться за защитой нарушенных прав в государственную инспекцию труда.

При задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.

3. Материальная ответственность работника.

Право собственности в Российской Федерации признается и охраняется государством. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, что закреплено в статье 8 Конституции Российской Федерации.

Трудовому праву должны быть присущи две основные функции - защитная, так как работник является наиболее незащищенным субъектом трудовых правоотношений, и производственная, так как работодателю должна быть предоставлена реальная возможность осуществления эффективного управления трудом в организации. Стабильное финансовое положение, бережное отношение работников к имуществу работодателя, эффективные правовые механизмы защиты интересов сторон являются основой стабильности трудовых правоотношений. Институт материальной ответственности является основой для координации данных функций, так как он влияет на защиту права собственности и работодателя, и работника.

Материальная ответственность работника - это обязанность работника возместить работодателю виновно причиненный ему прямой действительный ущерб в пределах, и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Все нормы права о материальной ответственности основаны на двух взаимосвязанных обязанностях:

1) обязанности работника бережно относиться к имуществу организации;

2) обязанности работодателя обеспечивать работнику надлежащие условия труда.

ЛЕКЦИЯ 14: Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

1. Понятие и виды трудовых споров. Причины и условия возникновения трудовых споров.

2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

3. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.

1.Понятие и виды трудовых споров. Причины и условия возникновения трудовых споров

В современных условиях наблюдается увеличение числа трудовых конфликтов, в том числе коллективных, которые нередко перерастают в забастовки. Это объясняется экономической и политической нестабильностью в обществе. В структуре категорий гражданских дел важное место занимают иски по трудовым спорам (в основном по невыплате заработной платы, восстановлению на работе и др.). Согласно ст. 37 Конституции РФ граждане имеют право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также возможность обжалования решений и действий (бездействий) соответствующих органов и должностных лиц в суд.

Трудовые споры - это поступившие на разрешение соответствующих юрисдикционных органов неурегулированные разногласия между субъектами трудового права по вопросам применения трудового законодательства, либо об установлении новых или изменении существующих условий труда.

Выделяют следующие виды трудовых споров.

По субъектному составу - индивидуальные и коллективные трудовые споры. Индивидуальные трудовые споры возникают между отдельным работником и работодателем (например, споры об увольнениях, переводах), в коллективных трудовых спорах участвуют работники организации либо группа работников и работодатель одной или нескольких организаций (например, споры, возникающие при заключении коллективного договора).

По характеру спора выделяют исковые и неисковые трудовые споры. Исковые трудовые споры - это споры о применении норм, установленных действующим трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями, а также индивидуальными трудовыми договорами. Это споры о восстановлении нарушенных прав и законных интересов работников, они могут возникать как из трудовых, так и из производственных правоотношений и разрешаются КТС или судом. Неисковые трудовые споры - возникают по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда, не урегулированных трудовым законодательством или соглашением сторон.

По характеру правоотношений, из которых возникают трудовые споры, выделяют споры, возникающие из трудовых правоотношений (например, споры об удержаниях из заработной платы, о дисциплинарных взысканиях), и споры, возникающие из производственных правоотношений (например, споры из правоотношений по обеспечению занятости и трудоустройству).

Причины трудовых споров - это факторы, непосредственно вызывающие разногласия спорящих сторон (например, нарушение работодателем трудового законодательства либо условий трудового договора).

Условия возникновения трудовых споров - это факторы, способствующие возникновению трудовых споров. Условия могут быть производственного характера (например, длительные простои в работе организации) и правового характера. Условия правового характера могут быть материальные и процессуальные. К условиям материального свойства относятся жесткая государственная регламентация трудовых отношений, противоречия в содержании трудового законодательства, несовершенство отдельных норм трудового законодательства и др. Условия процессуального характера включают в себя отсутствие специального нормативного акта, регламентирующего процесс реализации трудового законодательства, несовершенство процедуры рассмотрения трудовых споров и др. Однако сами по себе условия без наличия соответствующих причин не вызывают трудовые споры, эти два понятия тесно взаимосвязаны. Так, простой в работе организации может сопровождаться невыплатой работникам соответствующих компенсаций согласно ст. 157 Трудового кодекса РФ. В этом случае, если работодатель отказывается произвести установленные законом выплаты, работник вправе обратиться для разрешения этого спора в КТС и суд.

2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Особенности рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС).

Комиссия по трудовым спорам (КТС) - это орган, разрешающий исковые индивидуальные трудовые споры работников с работодателем. Трудовой кодекс установил новый порядок создания КТС. Теперь КТС образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Ранее КТС избиралась лишь на общем собрании работников и, следовательно, интересы работодателей в КТС не защищались.

Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

Председатель и секретарь КТС избираются на заседании КТС большинством голосов. КТС организации имеет свою печать.

Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем.

Выделяют два вида КТС: КТС всей организации и КТС отдельных подразделений. Последние рассматривают трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

КТС рассматривает подведомственные ей споры, за исключением тех, которые непосредственно рассматриваются в суде либо в иных органах. Вопрос о подведомственности спора рассматривается на заседании КТС, принятое решение может быть обжаловано в суде. Трудовой спор рассматривается в КТС, если работник самостоятельно либо с участием своего представителя не урегулировал свои разногласия с работодателем.

Работник вправе обратиться в КТС в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если указанный срок был пропущен по уважительной причине (например, по болезни), он может быть восстановлен по решению КТС. Комиссия обязана рассмотреть спор в 10-дневный срок со дня поступления заявления. Спор рассматривается с участием работника или уполномоченного им представителя. Заочное рассмотрение спора, возможно лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение спора откладывается. Если же работник или его представитель вторично не являются без уважительных причин, КТС может принять решение о снятии вопроса с рассмотрения. Однако это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах установленного срока.

КТС вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Руководитель организации по требованию КТС обязан представлять ей необходимые документы.

Новый Трудовой кодекс изменил и кворум для работы КТС. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Решение КТС принимается тайным голосованием простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии.

Надлежащие заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение 3 дней со дня принятия решения. Принятое КТС решение окончательно и подлежит исполнению. Комиссия не может пересмотреть свое решение, которое вступило в законную силу. Если КТС в течение 10 дней не рассмотрела трудовой спор, то работник вправе перенести его на рассмотрение в суд. Кроме того, решение комиссии может быть обжаловано работником или работодателем в суд в течение 10 дней со дня вручения им копий решения КТС. Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, суд вправе восстановить его и разрешить спор по существу.

Работодатель должен исполнить решение КТС в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. Если работодатель в добровольном порядке не исполняет решение КТС, работник вправе обратиться в комиссию за удостоверением, имеющим силу исполнительного документа. Данное удостоверение предъявляется работником не позднее 3-месячного срока со дня его получения судебному приставу для принудительного исполнения решения КТС. Если 3-месячный срок для обращения к судебному приставу пропущен работником по уважительной причине, КТС, выдавшая удостоверение, без повторного разрешения спора по существу, может восстановить этот срок, изменив дату выдачи удостоверения.

Удостоверение на принудительное исполнение решения КТС не выдается, если одна из сторон спора обжаловала решение КТС в суд. Порядок и сроки принудительного исполнения решения КТС определяются Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

Поскольку Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на судебную защиту, суд занимает центральное место в системе органов, рассматривающих трудовые споры. Роль судов значительна еще и потому, что в процессе его деятельности выявляются пробелы в трудовом законодательстве, случаи противоречия трудового законодательства Конституции РФ, международным актам, и тем самым суд оказывает влияние на формирование нового и изменение существующего законодательства в области регулирования социально-трудовых отношений. Иски работников по трудовым спорам предъявляются по месту нахождения работодателя (ст. 117 ГПК). Если работодателем является физическое лицо, то иск предъявляется в суд по месту жительства. Если в качестве работодателя выступает юридическое лицо, иск предъявляется по месту нахождения органа юридического лица (согласно п. 2 ст. 54 ГК местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации). Кроме того, согласно ст. 118 ГПК возможна подсудность по выбору истца:

1) иски, вытекающие из деятельности филиала юридического лица, могут быть предъявлены по месту нахождения филиала;

2) иски работников о возмещении вреда здоровью, причиненного им при исполнении трудовых обязанностей, могут быть предъявлены по месту причинения вреда, а также по месту жительства работника;

3) иски работников о восстановлении нарушенных трудовых прав могут быть предъявлены по месту их жительства;

4) иски работодателей о возмещении вреда, причиненного их имуществу работниками, могут быть предъявлены по месту причинения вреда.

Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.

Если же в суд обращается работодатель, при подаче искового заявления он оплачивает государственную пошлину, размер которой определяется в соответствии с Налоговым законодательством. Трудовое законодательство устанавливает сроки для обращения в суд по трудовым спорам. По делам об увольнении исковое заявление может быть подано в течение 1 месяца со дня вручения работнику приказа об увольнении, а если приказ не вручен, со дня выдачи трудовой книжки с записью об увольнении либо со дня, когда работник отказался от получения приказа или трудовой книжки.

По иным трудовым спорам срок обращения в суд - 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По делам о взыскании с работников материального ущерба, причиненного работодателю, последний вправе обратиться в суд в течение 1 года со дня обнаружения ущерба.

Решение КТС может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть восстановлены судом. Указанные сроки не применяются в случае обращения в суд работников с требованиями о возмещении вреда, причиненного их жизни и здоровью, то есть работники вправе в любое время обратиться в суд. В процессе рассмотрения трудового спора в суде стороны вправе заключить мировое соглашение. Суд не может утвердить мировое соглашение, если оно ущемляет трудовые права работников и в других случаях нарушения трудового законодательства.

В случае незаконного увольнения или незаконного перевода работника на другую работу могут быть вынесены следующие решения:

1) о восстановлении на прежней работе;

2) о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы;

3) по просьбе работника - об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию;

4) об изменении формулировки причины увольнения, если предыдущая не соответствует законодательству. Если данная формулировка препятствовала поступлению работника на другую работу, также выносится решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула;

5) о возмещении морального вреда, причиненного работнику, размер которого определяется судом.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящий суд в течение 10 дней. Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке надзора по соответствующим протестам. Если решение суда отменено в порядке надзора, то обратное взыскание с работника выплаченных по решению суда сумм допускается лишь в тех случаях, когда оно было основано на ложных сведениях или подложных документах, предоставленных работником.

3. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Новый Трудовой кодекс дополняет данное определение. Согласно ст. 398 Трудового кодекса коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Коллективный трудовой спор характеризуется тем, что имеет, во-первых, коллективный характер и, во-вторых, особый предмет разногласий. Коллективный характер спора проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством и общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами (например, работники организации). В процессе разрешения коллективного трудового спора от имени работников выступают их представители (органы профессиональных союзов и их объединений либо иные представительные органы, образованные на общем собрании (конференции) работников и уполномоченные ими). Второй стороной спора являются работодатели (отдельной организации либо отрасли, территории и т. д.). Интересы работодателей могут предоставлять руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей и иные уполномоченные работодателями органы (например, органы министерства).

Коллективный трудовой спор возникает по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Однако необходимо учитывать, что условия труда могут устанавливаться законами, подзаконными нормативными актами. Предметом же коллективных трудовых споров могут рассматриваться лишь те условия труда, которые устанавливаются работодателем (например, вознаграждение по итогам работы за год).

Коллективный трудовой спор возникает после процедуры урегулирования разногласий сторонами. Если спор возник в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, представители сторон составляют протокол разногласий, в котором определяется содержание спора и позиции сторон. Дата составления протокола считается моментом начала коллективного трудового спора. Если спор возник по поводу установления или изменения условий труда, невыполнения коллективного договора, соглашения, работники выдвигают свои требования на общем собрании (конференции) большинством голосов и затем направляют их работодателю. Работодатель обязан сообщить о своем решении в течение 3 рабочих дней со дня получения требований. В случае отклонения всех или части требований либо не сообщении по истечении 3 рабочих дней работодателем о своем решении, возникает коллективный трудовой спор. С этого момента стороны обязаны приступить к проведению примирительных процедур. Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу, налагаемому в судебном порядке.

Выделяют 3 этапа примирительных процедур: примирительная комиссия, рассмотрение спора с участием посредника и трудовой арбитраж. Стороны должны пройти 2 этапа примирительных процедур, из которых обязательным является примирительная комиссия. Если же на данном этапе согласие не достигнуто, стороны вправе выбрать посредника или трудовой арбитраж либо пройти все 3 этапа.

Примирительная комиссия - это совместный орган спорящих сторон, созданный на паритетных началах. Она создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала спора. В состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон, представители органов государственной власти и местного самоуправления могут участвовать в ее работе в качестве наблюдателей, консультантов. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии, а также должен создать необходимые условия для ее работы (техническое, информационное обеспечение и др.). Заседания примирительной комиссии должны проводиться в полном составе выбранных представителей. Из своего состава члены комиссии выбирают председателя и секретаря, которые должны быть представителями от разных сторон. Регламент работы устанавливает сама комиссия, она рассматривает спор в течение 5 рабочих дней. Решение комиссии принимается по соглашению сторон и является обязательным для выполнения сторонами. За невыполнение соглашений представители работодателя подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу, налагаемому в судебном порядке. Если примирительная комиссия не пришла к соглашению, стороны обязаны продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник призван оказывать помощь сторонам спора в урегулировании разногласий. Кандидатура посредника избирается по соглашению сторон либо по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее служба). Служба - это государственный орган, содействующий разрешению коллективного трудового спора путем организации примирительных процедур, участия в них и других мероприятий. Так, служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам, формирует список посредников и трудовых арбитров, проводит их подготовку и др.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяется самим посредником по соглашению со сторонами. Посредник вправе запрашивать от работодателя необходимую информацию и документы по спору. Спор с участием посредника рассматривается в течение 7 рабочих дней с момента его приглашения. Завершается данный этап принятием согласованного сторонами решения в письменной форме или составлением протокола разногласий, если стороны не пришли к соглашению. В последнем случае разрешение коллективного трудового спора может продолжаться в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж - это временно действующий орган для разрешения коллективного трудового спора. Согласно ст. 404 Трудового кодекса трудовой арбитраж создается лишь в случае, если стороны спора заключили письменное соглашение об обязательном выполнении его решений. Он создается сторонами в течение 3 рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или с участием посредника. Трудовой арбитраж состоит из трех арбитров, которые избираются по соглашению сторон или по рекомендации Службы. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон. Трудовой арбитраж рассматривает спор в течение 5 рабочих дней с момента его создания. Регламент работы трудового арбитража определяется сторонами и Службой. Определяется продолжительность ежедневных заседаний, порядок замены арбитров (например, в случае болезни), возможность отвода арбитров и др. Спор рассматривается в трудовом арбитраже с обязательным участием представителей сторон, за исключением случаев, когда одна из сторон в письменной форме просит рассмотреть спор в ее отсутствии, другая сторона не возражает, и арбитры считают это возможным. На рассмотрение трудового арбитража нельзя выносить разногласия сторон, которые не были рассмотрены примирительной комиссией. В результате рассмотрения спора в трудовом арбитраже принимаются рекомендации по урегулированию спора. Рекомендации трудового арбитража передаются сторонам спора в письменной форме.

Если работодатель уклоняется от примирительных процедур, либо примирительные процедуры не привели к разрешению спора, либо работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе примирительных процедур, работники могут объявить забастовку. Забастовка - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективных трудовых споров.

Право работников на забастовку закреплено в ст. 37 Конституции РФ, порядок объявления, проведения, основания для признания забастовки незаконной, гарантии для работников, участвующих в забастовке Трудовым законодательством.

ЛЕКЦИЯ 15: Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

1. Государственный контроль и органы государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового законодательства.

Трудовой кодекс РФ выделяет три способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

3) самозащита работниками трудовых прав.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют:

1) органы федеральной инспекции труда;

2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (внутриведомственный государственный контроль);

3) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. Правовой статус данной инспекции определяется Трудовым кодексом РФ и Положением "О федеральной инспекции труда", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001. № 78.

Структуру федеральной инспекции труда (ФИТ) можно представить следующим образом:

I. Главный государственный инспектор труда РФ (возглавляет ФИТ).

II. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда (руководитель департамента является заместителем главного государственного инспектора труда РФ).

III. В департаменте выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (начальники отделов являются главными государственными инспекторами труда).

IV. В субъектах РФ, городах и районах - государственные инспекции труда (руководители этих инспекций являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории).

V. В государственных инспекциях труда выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (их начальники являются главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда).

Выделяются следующие основные полномочия органов федеральной инспекции труда:

1) осуществляют государственных надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) рассматривают дела об административных правонарушениях;

4) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

5) принимают участие или проводят самостоятельно расследование несчастных случаев на производстве;

6) участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

7) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав и др.

Государственные инспекторы труда в пределах указанных полномочий органов федеральной инспекции труда наделяются следующими правами:

· беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проверки любые организации;

· запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· расследовать несчастные случаи на производстве;

· предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

· приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений, оборудования при выявлении таких нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью людей;

· направлять в суды требования о ликвидации организаций вследствие нарушений требований охраны труда;

· отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний охраны труда;

· привлекать соответствующих виновных лиц к административной ответственности и др.

Кроме того, органы федеральной инспекции труда можно отнести к органам, рассматривающим трудовые споры. Так, государственный инспектор труда при выявлении нарушений трудового законодательства (по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица) имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель в свою очередь вправе обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Необходимо отметить, что трудовым законодательством предусмотрена возможность обжалования любых решений государственных инспекторов труда по подчиненности соответствующему руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора могут быть обжалованы в суд. Рассмотрение жалоб производится по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

ЛЕКЦИЯ 16: Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

1. Понятие ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Впервые Трудовой кодекс введена норма, допускающая привлечение лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, к гражданско-правовой ответственности. Этот вид ответственности предполагает особые условия её наступления, а также иные правила определения размеров, подлежащего возмещению вреда.

Гражданско-правовая ответственность может наступить лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Руководитель несёт полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причинённый организациями. Применяется и административная ответственность в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. За преступления против трудовых прав граждан предусмотрена уголовная ответственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты