1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе
1.2. Статус прокурора в гражданском процессе
2. Участие прокурора в гражданском процессе
2.1.Формы участия прокурора в гражданском процессе
2.2. Иные полномочия прокурора в гражданском процессе
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Прокуратура в Республике Беларусь - самостоятельный государственный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов. Конституция Республики Беларусь возлагает на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров надзор в судопроизводстве за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 125). В соответствии с законом о прокуратуре (ст. 26) и новым Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) (ч. 1 ст. 23), принятым в декабре 1998г. и вступившим в силу с 1 июля 1999 г., прокуратура осуществляет также надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений.
Ни для кого не секрет, что нынешнее участие прокурора в гражданском процессе минимизируется последовательными усилиями законодателя.
Вместе с тем существуют определенные ситуации, когда никто, кроме прокурора, не может исправить сложившееся положение и восстановить нарушенные права граждан и публичных образований. К сожалению, приходится констатировать, что о прокурорской защите нарушенных прав юридических лиц речи вообще не идет.
Дискуссионный в правоведении права стал вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор.
При вступлении в законную силу нового Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь этот вопрос получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел.
Из всего многообразия мнений перед автором курсовой работы стоит непростая задача по вычленению из многочисленных мнений и суждений действительно правильного для наиболее точного и полного раскрытия значения и роли прокурора в гражданском процессе, а также определение его правового статуса в таких правовых отношениях.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами, а также правовые нормы национального законодательства.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть роль и значение прокурора в гражданском процессе.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- раскрыть историческую сущность развития взглядов на вопрос участия прокурора в гражданском процессе;
- определить значение и роль прокурора в гражданском процессе;
- проанализировать правовой статус прокурора в гражданских процессуальных правоотношениях;
- определить круг проблем, связанных с определением правового статуса прокурора в гражданском процессе, разрешить такие проблемы на основе анализа правовых норм;
- проанализировать судебную практику и статистику по вопросам участия прокурора в гражданском процессе;
- установить круг полномочий прокурора в гражданских процессуальных правоотношениях;
- на основе полученных данных разработать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства относительно участия прокурора в гражданском процессе с целью повышения эффективности такого участия.
Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными-правоведами Республики Беларусь и Российской Федерации - Вишневским А.Ф., Бессарабовым В.Г., Головановым В.Г., Полянским Н.Н., Лутченко Ю.И. и других, а также правовые нормы действующих источников национального права.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще - и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе, следует отнести формально-юридический метод.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть вопросы, касающиеся значения и роли прокурора в гражданском процессе, его правового статуса в таких отношениях, определить их содержание, а также проблематику с выработкой возможных путей решения.
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессеНи для кого не секрет, что институт прокуратуры в Республике Беларусь является наследником такого правового института СССР. Именно от советской власти наше государство получило ту систему государственных органов, которая функционирует в настоящее время, в том числе и в сфере деятельности судебных органов. Надо сказать, что в настоящее время институт прокуратуры существует в подавляющем большинстве развитых демократических стран, где он выполняет сходные по своей сути функции, что и в странах постсоветского лагеря.История прокуратуры Республики Беларусь надо полагать, берет свое начало в царской России, где она зарождалась в то время, как белорусские земли не входили еще в состав Российского государства. Только в конце XVIII века, когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, здесь успешно была введена в строй вся система существующих на тот момент в России государственных органов, в том числе и органов прокуратуры. После этого, вплоть до настоящего времени прокуратура в Республике Беларусь непрерывно осуществляет свою деятельность, не раз доказывая необходимость в ее функционировании.Прокуратура, созданная в России Петром I, в течение первых почти полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX века) была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике» - См.: Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922-1991 годы) // Журнал российского права. 2002. № 12. С. 57.. После судебной реформы 1864 года концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон.В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда. Редакторы Устава гражданского судопроизводства (УГС) исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле». Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания» - См.: Бессарабов В. Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917 годы) // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 34.. В соответствии со ст. 343 УГС прокурор обязан был давать заключения: по делам казенного управления, по делам земских учреждений, городских и сельских обществ, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам о подсудности и пререканиях о ней, по спорам о подлоге документов и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выясняются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела, по просьбе об устранении судей, по делам брачным и законности рождений, по просьбам выдачи свидетельства на право бедности. Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев «в пустую формальность, тягостную для прокуроров и ненужную для суда». Видный русский судебный деятель Г. Вербловский писал в 1905 году: «В таком виде, в каком участие прокурора в гражданском процессе проявляется в действительности, оно совершенно бесполезно» - См.: Казанцев С. М. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей. СПб., 2001. С. 19.. Эта идея в Думе полностью поддержана не была, Законом от 9 мая 1911 года деятельность прокуратуры в гражданском процессе была значительно ограничена. После революции составители первого советского ГПК основывались на известном высказывании В. И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в «частноправовые отношения», в «гражданские дела», что применительно к процессу означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор - См.: Звягинцев А., Орлов Ю. Прокуроры двух эпох. Андрей Вышинский и Роман Руденко. М., 2001. С. 196-197.. Под воздействием этих идей и сформировалась концепция участия прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 года, «прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс». Через десять лет, чтобы обеспечить более четкое проведение судами «классовой линии» при рассмотрении дел, как уголовных, так и гражданских, суд был поставлен под надзор прокуратуры. Таким образом, начиная с 1930-х годов участие прокуратуры в гражданском процессе стало осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.В конце 1980-х - начале 90-х годов концепция прокурорского надзора стала подвергаться пересмотру. Руководящие судебные работники стали выступать против надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел судами.Указывалось, что первым шагом к построению демократического правового государства должно стать проведение концепции разделения властей, создание независимой судебной власти. Однако суд не может стать независимым, если он будет поднадзорен полуадминистративному органу, каковым является прокуратура. Принятый 29 января 1993 года Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» отказался от ложной концепции надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах.Участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. В ныне действующем Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» - См.: Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» № 220-З от 08.05.2007г. в редакции Закона от 06.01.2009г. № 7-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1559). Ст.4. указывается лишь, что кроме всего прочего, «прокуратура осуществляет надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении».Гражданский процессуальный кодекс БССР, по которому работали белорусские суды без малого 40 лет, отжил свое. Новый закон существенно ограничивает роль прокуратуры в гражданском судопроизводстве.Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 81. прокурор имеет право обращаться в суд с иском по собственной инициативе только в случае необходимости защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан.Прокурор, например, может обратиться в суд с заявлением о признании правового акта местного органа власти недействительным в случае его противоречия национальному законодательству (интересы государства), выпуска предприятием недоброкачественной продукции (или предоставления некачественных услуг), повлекшего за собой нарушение прав потребителей (в интересах неопределенного круга лиц). И хотя, по мнению адвокатов и некоторых юристов, прокуратура не слишком часто вмешивается в гражданский процесс (в этом существенное отличие от, например, уголовного процесса), ее представители отстаивают сохранение своих прежних полномочий. Бытует мнение, что участие прокурора в процессе нарушает принципы состязательности и диспозитивности, так как он имеет возможность возбуждать гражданское дело без согласия заинтересованного лица и имеет больший объем правомочий, чем другие стороны процесса.Представляется, что участие прокурора абсолютно не затрагивает принципов диспозитивности и состязательности. Если убрать из процесса прокурора, тогда эти принципы будут нарушаться. Ведь часто только прокурор остается единственным органом, доступным для социально уязвимых слоев населения. Как показывает практика, малоимущие, престарелые, инвалиды, в том числе вследствие психического заболевания, не имеют возможности обратиться за помощью к адвокату или в юридическую консультацию. Большинству граждан, а в особенности социально незащищенным слоям населения - инвалидам, пенсионерам и т.д., - правовая помощь юридических служб просто непосильна. Как отмечено во многих исследованиях, защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения, должна стать одним из приоритетов в социальной политике Республики Беларусь в области прав человека.Гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора в гражданском процессе.1.2. Статус прокурора в гражданском процессеВот один из наиболее интересных вопросов, - на каком процессуальном положении участвует прокурор в деле? Существует несколько точек зрения.Ряд авторов полагают, что в процессе прокурор является стороной (здесь речь идет о прокуроре, предъявляющем иск) - См.: Полянский Н.Н.., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы судебного права. М.,1983. С.49-51.. Но с этой позицией стоит не согласиться, поскольку прокурор не может быть истцом в материально-правовом смысле, потому что не является субъектом спорного материального правоотношения. Истцом всегда будет то лицо, в интересах которого начато дело.В свою очередь некоторые ученые отмечают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной лишь в процессуальном смысле - См.: Шакарян М.С. Субъекты гражданско-процессуального права. М.,1970. С.190-191; Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М.,1991. С.113 и след.. Он, по существу, выполняет все функции истца, но не имеет материально-правовых требований, и на него не распространяются материально-правовые последствия решения суда. Эту точку зрения поддерживают Добровольский, Шакарян и многие другие.Эти две позиции можно назвать традиционными. Кроме этого, существует точка зрения, согласно которой считается, что прокурор в процессе занимает особое положение - он является "правозаступником". Эта позиция имеет достаточную обоснованность, особенно с учетом того, что основной целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.Но сейчас возникает более важный вопрос: а целесообразно ли вообще участие прокурора в гражданском судопроизводстве? И здесь все юристы разделились на 2 лагеря - на тех, кто считает, что необходимо существенно ограничить права прокурора в гражданском процессе или вообще исключить его, и на тех, кто за расширение полномочий прокурора или хотя бы сохранение их на прежнем уровне.Прокуратура в Республике Беларусь - самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов. Конституция Республики Беларусь возлагает на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров надзор в судопроизводстве за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 125). В соответствии с законом о прокуратуре (ст. 26) и новым Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) (ч. 1 ст. 23), принятым в декабре 1998г. и вступившим в силу с 1 июля 1999 г., прокуратура осуществляет также надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений. Дискуссионный в теории права вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор, получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. - См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1. М., 1968. С. 233; Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. М., 1971. С. 13-36; Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975. С. 154-155; Научно-практический комментарий к ГПК РСФСР. М., 1976. С. 24; Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. М., 1974. С. 16. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 81.; в отличие от ГПК 1964г. по новому ГПК прокурор не дает заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, а лишь высказывает в этих случаях свое мнение - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 84.; при рассмотрении протеста в порядке надзора, принесенного должностными лицами судебных органов, участие прокурора не обязательно - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 445. (ч. 7 ст. 445 ГПК). Приведенные положения свидетельствуют о том, что при рассмотрении гражданского дела по первой инстанции, проверке судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке прокурор состоит с судом только в процессуальных отношениях.Вместе с тем законодатель допускает непоследовательность в определении правового положения прокурора. Так, ч. 2 ст. 23 ГПК гласит: «прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили».Стадиями гражданского процесса являются: судебное разбирательство гражданских дел по первой инстанции; кассационное обжалование (опротестование) судебных решений, не вступивших в законную силу; пересмотр судебных постановлений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Возникает вопрос: какие меры к устранению нарушений закона, допущенных кем-либо из участников процесса или судьей, может принять прокурор? Прокурор в суде не имеет административной власти, не обладает полномочиями распорядительного характера. Решающая роль в процессе принадлежит суду, и, участвуя в деле, прокурор, как и остальные участники процесса, должен беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего. Поэтому, если требования закона нарушает кто-то из участников процесса, прокурор обращается к председательствующему с просьбой принять меры к устранению нарушений закона. Если требования закона нарушает председательствующий, прокурор приносит свои возражения против действий судьи, которые заносятся в протокол судебного заседания. Приносить возражения против действий председательствующего имеют право все участники гражданского судопроизводства - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 270., и в данном случае прокурор не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками гражданского процесса. Председательствующий может согласиться с возражениями, а может и не согласиться. Законодатель не наделяет прокурора правами в судебном заседании по устранению нарушений закона, поскольку нарушился бы принцип независимости судей и подчинение их только закону. Вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону (ст. 11 ГПК).Если между судом и прокурором при рассмотрении материалов дела существуют только процессуальные правоотношения и отсутствуют надзорные, а именно эту цель, как нам представляется, преследовал законодатель по новому ГПК, из ст. 23 ГПК часть вторая должна быть исключена, поскольку достаточно части первой указанной статьи, в которой четко определяется предмет прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве, а именно судебные акты (решения, определения, постановления) и их исполнение. Создание сильной и независимой судебной власти, повышение статуса суда в механизме государства исключают необходимость прокурорского надзора за судом при осуществлении им правосудия по гражданским делам, поэтому участие прокурора в судебном разбирательстве должно рассматриваться в теории права как один из способов оказания содействия суду в правильном рассмотрении и разрешении гражданских дел с целью вынесения законных и обоснованных судебных постановлений. - См.: Лутченко Ю.И. Участие прокурора в гражданском процессе по новому ГПК Республики Беларусь// Юстиция Беларуси - 2001 - №1.С.17. ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе: путем возбуждения гражданского дела и путем вступления в дело на любой его стадии. Об эффективности участия прокуратуры республики в гражданском процессе свидетельствуют данные о ее работе за последние годы. В литературе дискуссионным был вопрос о праве помощников районных и городских прокуроров, прокуроров отделов и управлений возбуждать гражданские дела. Некоторые процессуалисты отвечали на этот вопрос положительно, другие возражали, полагая, что, коль скоро в нормативных актах не рассматривается правовое положение помощников прокурора, совершение таких действий, как санкционирование административного выселения, принесение протеста в порядке общего надзора и предъявление иска в суд, должно относиться к личной компетенции только прокурора. - См.: Клейнман А.Ф. Прокурорский надзор по гражданским делам. М., 1968. С. 15. На практике помощники прокурора все действия по возбуждению гражданского дела (истребование различных материалов; взятие объяснений от лиц, нарушивших закон; составление заявления в суд и т.д.) осуществляют самостоятельно, с ведома и согласия прокурора. Но направляется заявление в суд за подписью прокурора. В ст. 1 ГПК раскрываются понятия терминов, употребляемых в Кодексе, в том числе термина прокурор: "...прокурор - Генеральный прокурор Республики Беларусь и все подчиненные ему прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции". Спорным является вопрос о праве вышестоящего прокурора дать обязательное к исполнению нижестоящему прокурору указание о необходимости возбуждения дела. Ввиду единства и централизации прокурорских органов не вызывает сомнения право вышестоящего прокурора возбудить дело вместо нижестоящего прокурора. Однако нельзя согласиться с тем, что указание вышестоящего прокурора о возбуждении дела обязательно для нижестоящего. В юридической литературе не без оснований отмечается, что в силу системной связи принцип централизации в деятельности прокуратуры не должен и не может вступать в противоречие с принципом независимости органов прокуратуры, в частности с внутренним убеждением прокурора. - См.: Новиков С. Г. Прокурорская система в СССР. М., 1977. С. 122. Следовательно, вышестоящий прокурор должен убедить нижестоящего прокурора в необходимости возбуждения дела в том или ином случае. Но если последний не усматривает оснований к возбуждению гражданского дела, вышестоящий прокурор должен сам возбудить его. Длительное время практика прокурорского надзора не знала каких-либо ограничений в праве прокурора на возбуждение гражданского дела в защиту чьих-либо прав и интересов. Имеющиеся в литературе суждения о том, что прокурор не вправе возбудить в суде дело о расторжении брака, - См.: Тертышников В.К. Процессуальные средства укрепления советской семьи в производстве о расторжении брака: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1972. С. 11 об оспаривании записи о родителях, - См.: Комментарий к Кодексу о браке и семьи РСФСР. М., 1971. С. 89. о проверке законности постановления о наложении административного штрафа - См.: Боннер А.Т., Квиткин В.Т. Судебный контроль в области государственного управления. М., 1973. С. 39. были обусловлены тем, что прокурор, как правило, такие дела в судах не возбуждал, хотя препятствий к этому не существовало. Семейные отношения в силу своего личного и сравнительно замкнутого характера менее других отношений поддаются общественному контролю, - См.: Чечот Д.М. Социология брака и развода. Л., 1973. С. 6. а постановления о наложении административного штрафа прокурор опротестовывал обычно в порядке общего надзора. Вместе с тем в процессуальной литературе вносились предложения определить в законодательном порядке, при каких нарушениях прав и интересов прокурор обязан возбудить дело в суде, что упорядочило бы практику работы прокуроров по возбуждению гражданских дел, сделало бы ее практически целеустремленной, более осмысленной. С этой целью предлагалось в законе установить перечень случаев, когда прокурору следует возбуждать гражданские дела, - См.: Кравцов Б.В. Предъявление прокурорами исков - важная форма защиты прав и интересов советских граждан // Сов. государство и право, 1966. № 1. С. 67-68. и приводился перечень таких исков. - См.: Меркин Н. Г. К вопросу о конкретизации норм о праве прокурора на предъявление гражданского иска // Проблемы гражданского процессуального права в свете Конституции СССР. Свердловск, 1980. С. 51-53. Имелась и противоположная точка зрения, согласно которой у прокурора всегда имеется право на возбуждение гражданского дела, поскольку оно является неотъемлемым элементом его правомочий. - См.: Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. МГУ, 1991. С. 91. Ничем не ограниченное право прокурора на возбуждение дела в суде приводило к подмене сторон, умалению принципа диспозитивности, в силу которого субъекты материальных правоотношений должны сами в первую очередь заботиться о защите своих прав и интересов, установлению ненужной опеки над должностными лицами, которые в силу закона обязаны сами охранять интересы организаций путем предъявления исков в суд. Нередко стороны обращались к прокурору с просьбой возбудить дело, намереваясь использовать его авторитет при разрешении дела, освободиться от несения судебных расходов. В результате вне поля зрения прокурора оставались нарушения закона там, где его вмешательство было действительно необходимо, в частности, признание недействительными противозаконных сделок и фиктивных браков, фиктивного обмена жилой площади, признание недействительным ордера на жилое помещение, взыскание ущерба с руководителей организаций виновных в незаконном увольнении или переводах работников, своевременность возбуждения которых зависит в основном от прокурора. - См.: Лутченко Ю.И. Участие прокурора в гражданском процессе по новому ГПК Республики Беларусь// Юстиция Беларуси - 2001 - №1.С.18. У прокурора имеется достаточно средств для предупреждения и устранения допущенных нарушений закона, например, путем принесения протеста в порядке общего надзора, вынесения представления об устранении нарушения закона, предостережения о недопустимости нарушения закона, а подчас достаточно устной беседы с лицом, нарушившим закон. Поэтому прокуроры должны принимать, прежде всего, меры к добровольному внесудебному порядку разрешения гражданских дел. По новому ГПК прокурор возбуждает в судах гражданские дела в случаях, когда нормы материального и процессуального права наряду со вступлением прокурора в процесс, начавшийся по инициативе других лиц (ст.ст. 80, 137 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС), ст.ст. 375, 376 ГПК), предоставляют прокурору также право на возбуждение гражданского дела (ст.ст. 81, 139 КоБС, ст.ст. 373, 376 ГПК).По закону о прокуратуре при отклонении протеста, принесенного в порядке общего надзора, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий (ст. 35 ГПК). Что касается защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица негосударственной формы собственности прокурор вправе обратиться в суд, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы (ч. 1 ст. 81 ГПК); с согласия Президента Республики Беларусь заявление о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурорами областей, города Минска, приравненными к ним прокурорами (ч. 3 ст.81 ГПК). - См.: Диордиева О. Возбуждение прокурором гражданских дел в интересах граждан // Законность, 1998. № 8. С. 8-10. Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а если это так, то все субъекты хозяйствования должны иметь равные возможности для защиты нарушенных или оспоренных прав путем обращения за содействием к прокурору, в суд и иные органы. Деятельность предприятий, организаций негосударственных форм собственности протекает под контролем государства и не может быть вне прокурорского надзора. Нельзя не учитывать и того, что воля органа юридического лица не всегда соответствует воле коллектива этого предприятия. Поэтому, когда возникает необходимость защиты прав и интересов таких коллективов, прокурор должен реагировать на это прежде всего своим представлением, а в случае его невыполнения - получить право обратиться в соответствующий судебный орган.Положение нормы «...лишенных возможности самостоятельно защитить свои интересы» представляется неудачным, так как возможность обращения организации в суд составляет признак юридического лица - См.: Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 года № 218-З (в ред. от 20.06.2008 года №347-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., №157, 2/1444. Ст.44., и никто, следовательно, не может его лишить такого права. Видимо, законодателю следовало сказать «...испытывающих затруднения в защите своих интересов», что может быть связано с престарелым возрастом гражданина, его болезнью, отсутствием денежных средств у предприятия для уплаты госпошлины, отсутствием у несовершеннолетнего законного представителя и т.д. Указанные обстоятельства должны подтверждаться соответствующими доказательствами, иначе суд не принимает заявление прокурора - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 246.. Давать свою оценку представленным прокурором доказательствам и отказывать в возбуждении дела судья в этом случае не должен, так как вопросы материального права при возбуждении дела судьей не рассматриваются. - См.: Лутченко Ю.И. Участие прокурора в гражданском процессе по новому ГПК Республики Беларусь// Юстиция Беларуси - 2001 - №1.С.20.Предпосылки права на обращение в суд и условия их реализации распространяются и на прокурора, исключение составляют п.п.4-6 ст. 246 ГПК. Закон предоставляет право истцу отказаться от поданного заявления до возбуждения дела судьей (ст. 249 ГПК). Правомерность отказа от поданного заявления судьей не обсуждается. На основании ходатайства об отказе от поданного заявления судья возращает истцу поданные им процессуальные документы. Отказаться от поданного заявления может и прокурор. Но возникает вопрос: должен ли судья возвращать процессуальные документы прокурору, а истцу, имеющему непосредственный интерес в исходе дела, разъяснить его право на возбуждение дела? Из содержания ч. 2 ст. 249 ГПК видно, что отказ от искового заявления, поданного в защиту прав другого лица, не лишает последнего права требовать рассмотрения дела по существу. Следовательно, процессуальные документы, поданные прокурором, должны оставаться в деле, и по материально-правовому требованию истца к ответчику суд должен вынести решение и взыскать госпошлину, а при отказе истцу в иске - взыскать с него госпошлину в доход государства. По новому ГПК суд освобожден в основном от собирания доказательств по гражданским делам по собственной инициативе. Доказывание фактов, лежащих в основании требований и возражений, возлагается на стороны и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст.ст. 20, 179 ГПК). К лицам, имеющим юридическую заинтересованность в исходе дела, и, следовательно, к субъектам доказывания относится и прокурор. Способ представления прокурором доказательств в суд зависит от их вида. Закон о прокуратуре не содержит специальных норм, регламентирующих порядок собирания доказательств по гражданским делам. На практике в этих целях применяются нормы общего надзора. По гражданским делам в судах широко используются свидетельские показания. Однако в отличие от расследования уголовных дел прокурор не вправе по гражданским делам допрашивать физических лиц в качестве свидетелей и протоколы допроса представлять в суд, так как допрос лиц в качестве свидетелей входит в компетенцию суда и осуществляется в определенном процессуальном порядке (ст.ст. 91-95, 169, 186-191 ГПК). В отношении свидетельских показаний прокурор указывает в заявлении, какие лица могут подтвердить те или иные факты и должны быть вызваны в суд в качестве свидетелей. Письменные и вещественные доказательства могут быть получены прокурором от заинтересованных лиц, истребованы в порядке общего надзора и представлены затем в суд. Осмотр письменных и вещественных доказательств, если они не могут быть доставлены в суд, относится к компетенции суда (ст.ст. 196, 206 ГПК). Компетенция прокурора в гражданском процессе по собиранию доказательств значительно уже, нежели в уголовном процессе на стадии предварительного расследования. Прокурор не вправе совершать такие процессуальные действия, как освидетельствование, опознание, эксперимент, так как совершение этих процессуальных действий относится к исключительной компетенции суда (ст.ст. 209, 211-212, 215 ГПК), по результатам которых составляются протоколы (ст.ст. 210, 213, 215 ГПК), выступающие средствами процессуального доказывания (ст. 231 ГПК). К компетенции суда, а не прокурора относится также назначение по гражданскому делу экспертизы (ст. 221 ГПК). К средствам процессуального доказывания ГПК относит объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 183 ГПК). Прокурор по заявленному требованию дает в суде объяснения, которые относятся, следовательно, к средствам процессуального доказывания. Но если объяснения сторон могут быть как утверждениями, так и признаниями, то объяснения прокурора носят характер только утверждений, поскольку он не является участником спорного материально-правового отношения и субъектом судебного признания не может быть. При возбуждении дела прокурор не заменяет лицо, в защиту интересов которого возбуждает дело. Это лицо всегда остается истцом по делу, только на него распространяется законная сила судебного решения (вот и ответ на заданный в начале подраздела вопрос). Поэтому по требованию заинтересованного лица разбирательство дела должно быть продолжено, даже если прокурор отказывается поддерживать заявленное им требование. В этом случае прокурор может остаться в процессе и высказать по делу свое мнение. ГПК 1964 г. не решал вопроса о том, как поступить суду при отказе истца от иска, заявленного прокурором. В литературе предлагалось в этом случае рассматривать судом требование прокурора и в зависимости от его результатов выносить соответствующее решение. - См.: Грось Л. Анализ практики рассмотрения дел о материальной ответственности рабочих и служащих // Социалистическая законность, 1982. № 7. С. 44-45. Подобные суждения не учитывали, что именно воля обладателя субъективных прав (истца) и охраняемых законом интересов определяет движение процесса, его возбуждение, а равно переход из одной стадии в другую, а равно возможность распоряжаться в процессе предоставленными им правами. Поэтому при отказе лица от требования, заявленного прокурором, суд должен учитывать, прежде всего, волю истца (заявителя), уполномоченного законом, распоряжаться в процессе своими материальными и процессуальными правами, и, если такой отказ соответствует его действительной воле и не нарушает чьих-либо прав и интересов, суд обязан принять его и прекратить производство по делу. - См.: Лутченко Ю.И. Участие прокурора в гражданском процессе по новому ГПК Республики Беларусь// Юстиция Беларуси - 2001 - №1.С.20. Иное положение не согласуется с действием принципа диспозитивности. По этому пути и пошел новый ГПК, предусмотрев в ч. 2 ст. 84 ГПК, что, если истец отказывается от иска, заявленного прокурором, суд вправе прекратить производство по делу с учетом требований ч. 4 ст. 61 ГПК.Именно к такому выводу пришел Президиум Верховного Суда Республики Беларусь по делу, изложенному в Постановлении от 14 июля 2007 года.В данном случае прокурор города Н. в декабре 2006 года в интересах администрации города Н. обратился в суд с заявлением к гражданам С. и К., а также местному государственному предприятию технической инвентаризации о признании недействительным договора от 23 декабря 2005 года о совместной деятельности по финансированию строительства жилья, удостоверения от 20 января 2006 года С. права собственности на квартиру, о выселении ее с членами семьи. Определением Советского районного суда г. Н. от 17 декабря 2006 года производство по делу прекращено в связи с отказом администрации г. Н. от иска. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь оставил данное решение без изменения по следующим основаниям.