силу ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Республики Беларусь права собственника от имени административно-территориальной единицы могут осуществлять органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, каковым в данном случае является администрация г. Н.. Таким образом, прокурором был возбужден в суде спор по поводу конкретных прав и обязанностей и отношений собственности на квартиру, находившуюся ранее в коммунальном жилищном фонде, в интересах определенного субъекта, которого суд обоснованно привлек к участию в деле в качестве истца. В связи с этим изложенные в протесте заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь доводы о публичном характере заявленных прокурором требований, от которых он не отказывался, являются неосновательными. Кроме того, Президиум Верховного Суда отметил, что ссылка областного суда, рассматривавшего данное дело в порядке надзора, на абстрактные права граждан «не может служить основанием для ограничения, как права собственника, так и процессуальных прав администрации города, выступающей по делу в качестве истца».Представленный вывод Президиума Верховного Суда полностью соответствует принципу диспозитивности, выражающемуся в данном случае в правиле о том, что «никто не может быть принужден к предъявлению иска против своей воли» (nemo invitus agire cogitur) - См.: Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М.: Проспект, 2001. C. 85..Необходимо отметить, что и судебная практика Верховного Суда БССР ранее строго придерживалась правила о том, что прокурор не является стороной в процессе. Так, например, по одному из дел, рассмотренному в 1985 году, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда БССР отметила, что поскольку прокурор истцом по делу не является, то и срок исковой давности должен исчисляться не с того момента, когда он узнал о состоявшейся между истцом и ответчиком сделке, а со дня, когда истцу стало известно о совершении незаконной сделки, то есть со дня ее заключения - См.: Определение СК Верховного Суда БССР от 15 апреля 1985 года: «Приобретение государственными учреждениями и предприятиями строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, допускается по ценам, не превышающим страховой оценки. Прокурор, подавший в суд заявление в защиту интересов совхоза, не является истцом, поэтому срок исковой давности следует исчислять не со дня, когда прокурору стало известно о нарушении прав совхоза, а со дня, когда у совхоза возникло право на иск» // Бюллетень Верховного Суда БССР. 1985. № 10. С. 56..Тем не менее, как показывает практика, может сложиться ситуация, когда участие прокурора в процессе не будет обладать вышеуказанными отличительными чертами. В частности, по одному из дел, рассмотренных Президиумом Верховного Суда в 2008 году, протест заместителя Генерального прокурора был оставлен без рассмотрения на том основании, что Генеральная прокуратура являлась ответчиком в данном деле, то есть стороной в процессе. Дело в том, что в ст. 19 ГПК Республики Беларусь закреплены принципы состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе. Названные процессуальные нормы распространяются на все стадии гражданского судопроизводства, в том числе на производство в надзорной инстанции. В деле, где Генеральная прокуратура является стороной в процессе, эти принципы препятствуют использованию Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями тех особых полномочий, которые предоставлены прокуратуре как органу, осуществляющему надзор за законностью судебных постановлений. Соответствующие должностные лица не могут использовать свое право принесения протеста в порядке надзора на решение Верховного Суда РФ, поскольку другая сторона такого права не имеет.Итак, можно сделать вывод о том, что прокурор не является стороной в процессе. Пожалуй, в большей степени соответствует истине точка зрения, выраженная Лутченко Ю.И., которая заключается в том, что прокурор, не являясь субъектом спорного правоотношения и не имея возможности распоряжаться материальным правом, при предъявлении иска занимает положение истца в процессуальном смысле. - См.: Лутченко Ю.И. Участие прокурора в гражданском процессе по новому ГПК Республики Беларусь// Юстиция Беларуси - 2001 - №1.С.21.Вступление прокурора в дело, возбужденное другими лицами, возможно по инициативе прокурора, по инициативе суда, а также в силу прямого указания закона (ст.ст. 342, 370, 375 ГПК, ст. 80 КоБС и т.д.).Определение суда о привлечении в дело прокурора по инициативе суда обязательно для прокурора. Решая вопрос о необходимости привлечения к участию в деле прокурора, суд исходит из сложности дела, характера подлежащего защите интереса и других конкретных обстоятельств. Прокуроры обязаны участвовать в разбирательстве гражданских дел по искам о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества от ареста, по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных организаций и должностных лиц, ущемляющие права граждан (п. 5 приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 31 марта 1995 г. "О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам"). Нарушение ведомственного приказа прокурором не может служить основанием к отмене судебного решения, но может повлечь для прокурора дисциплинарную ответственность. Среди процессуальных действий, которые прокурор вправе совершать в процессе, важное значение имеет выступление прокурора по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом. Статья 84 ГПК говорит о том, что прокурор высказывает в этих случаях свое мнение. По ГПК 1964г. прокурор давал заключение (ст. 106). Слова "мнение" и "заключение" имеют свое содержание. Мнение представляет собой суждение, выражающее оценку чему-нибудь, взгляд на что-нибудь, а заключение - это утверждение, являющееся выводом из чего-нибудь. - См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2002. С. 325, 191. Выступление прокурора важно для суда с точки зрения анализа действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, доказательственного материала, прав и обязанностей спорящих сторон, рекомендаций суду, а также для усиления воспитательной роли судебного разбирательства. По вопросам, возникающим во время разбирательства дела, прокурор высказывает свое мнение, а также при вступлении прокурора в дело, начатое другими лицами, по окончании судебных прений прокурор должен давать по существу дела в целом именно заключение, которое ни в коей мере не умаляет независимости суда и не ставит прокурора "над судом", а свидетельствует лишь об особенностях правового положения прокурора в процессе. В этом плане представляется целесообразным дополнить ГПК соответствующей нормой. Заключение по делу дают и государственные органы, привлеченные в процесс в порядке ст. 90 ГПК. В заключение можно сделать вывод о том, что гражданское процессуальное законодательство идет по пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности, в некотором уменьшении объема полномочий прокурора.Тем не менее экономическое и социальное развитие современного белорусского государства не позволяет минимизировать участие прокурора в гражданском процессе. Поэтому в ныне действующем ГПК Республики Беларусь закреплен компромиссный вариант правового положения прокурора, основанный на теории «истца в процессуальном смысле» с сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу прокурора, установленному в ранее действовавшем ГПК БССР.Анализируя изложенное в первом разделе настоящей курсовой работы, можно сделать ряд выводов.Во-первых, участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. Во-вторых, гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора в гражданском процессе.В-третьих, новый ГПК Республики Беларусь сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов - граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц.В-четвертых, вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового ГПК Республики Беларусь.Итак, можно сделать вывод о том, что прокурор не является стороной в процессе. В заключение можно отметить, что деятельность прокуратуры в области защиты прав человека в порядке гражданского судопроизводства, несмотря на некоторые недостатки, является довольно-таки эффективной.Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК Республики Беларусь.2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ2.1.Формы участия прокурора в гражданском процессеВступивший в силу с 1 июля 1999 года Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь во многом по-новому урегулировал участие прокурора в гражданском процессе.Во-первых, формы участия прокурора приобрели большую определенность по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом БССР 1964 года.Так, в соответствии с ГПК БССР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также вступить в дело на любой стадии процесса.И в том, и в другом случае на основании ст. 187 ГПК БССР он давал заключение по делу, вследствие чего при обращении прокурора в суд в защиту прав других лиц после окончания исследования доказательств в судебном заседании прокурор выступал дважды: первый раз с речью в судебных прениях как инициатор процесса, второй - после них, давая заключение по делу в целом как прокурор. Такое положение дел, безусловно, нарушало принцип равноправия сторон и право другой стороны на судебную защиту.Действующий Кодекс разграничил формы участия прокурора: прокурор либо обращается в суд с исковым заявлением или с заявлением по делам, вытекающим из публичных правоотношений, и по делам особого производства и обладает, за некоторым исключением, процессуальными правами и обязанностями истца или заявителя, либо вступает в процесс, начатый по инициативе других лиц, в целях дачи заключения по делу, с правами и обязанностями лица, участвующего в деле.Вследствие этого прокурор, обратившийся в суд общей юрисдикции, выступает в судебных прениях первым (ст. 290), что в случае обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, обусловлено занимаемым им положением процессуального истца по делам искового производства либо заявителя по иным категориям дел, а в случае обращения в суд в защиту гражданина - тем, что прокурор инициировал производство по делу, хотя истцом (заявителем) является лицо, в чьих интересах возбуждено производство по делу.Несмотря на различные формы участия прокурора при разбирательстве дел в судах общей юрисдикции, прокурор по-прежнему является лицом, участвующим в деле, как это закреплено в ст. 54 ГПК, и наделен присущими этой группе участников процесса правами и обязанностями.В нормах Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь раскрываются формы участия прокурора в гражданском процессе (Приложение А):- первая форма - обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц (ст.81);- вторая форма - вступление прокурора в процесс, начатый по инициативе других лиц, и дача им заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 83..Следует определить, когда прокурор становится лицом, участвующим в деле, и приобретает все его права и обязанности.С первой формой участия прокурора проблем не возникает, так как именно прокурор подает в суд исковое заявление или заявление, вступая с судом в гражданские процессуальные правоотношения, и в дальнейшем участвует в процессе с правами и обязанностями истца или заявителя.Вторая же форма участия требует более детального анализа. Дело в том, что в ст. 83 ГПК говорится о вступлении прокурора в процесс и даче им заключения по делам в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими актами законодательства, а именно при рассмотрении дел:- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 370); - об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным (ст.375); - о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности в случае наступления условий, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.376 ГПК);- об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 393-4);- о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, о переводе несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания, о продлении этого срока, а также о помещении несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних, о продлении срока нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних либо об освобождении несовершеннолетних из приемников-распределителей для несовершеннолетних (ст. 393-7);- о лишении родительских прав - См.: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999г. № 278-З в редакции Закона от 05.01.2008г. № 315-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1412). Ст.80..Таким образом, закон связывает приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, не наделен его правами и не несет его обязанностей.Однако содержание «вступления в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается.Поскольку Генеральная прокуратура признает лицом, участвующим в деле, прокурора, который по закону должен участвовать в рассмотрении дела, был извещен о времени и месте его рассмотрения, но не принимал реального участия в суде первой инстанции, постольку необходимо определиться со вступлением прокурора в процесс и с тем, является ли вступившим в дело прокурор, не принимавший участия в рассмотрении дела.Этимологическим значением глагола «вступить» предполагается совершение субъектом каких-либо активных действий - См.: См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2002. С. 92.. Применительно к гражданскому судопроизводству это означает, что вступить в процесс можно только посредством совершения каких-то процессуальных действий. Отсюда вытекает и другое: бездействием в процесс вступить нельзя.Наличием активных действий и волеизъявлением лица вступление в гражданском процессе отличается от привлечения к участию в нем. Последнее как раз и характеризуется пассивностью привлекаемого лица в том смысле, что оно не изъявляет своей воли на участие в процессе, более того, оно нередко привлекается к участию в деле против своей воли, как, например, ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, государственные органы или органы местного самоуправления.Нельзя не отметить и диспозитивного характера права вступить в процесс. Обладатель этого права самостоятельно решает вопрос о своем участии в процессе и не может быть принуждаем к его осуществлению (хотя в отношении прокурора право вступить в процесс обладает большой особенностью, так как права прокурора одновременно являются его обязанностями).Таким образом, прокурор может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо процессуального действия, будь то подача заявления о вступлении в процесс или явка непосредственно в судебное заседание.Представляется также, что вступление в дело прокурора должно (по аналогии с вступлением в дело третьих лиц, как заявляющих, так и не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора) оформляться определением суда или судьи (если вступление имеет место на стадии подготовки дела к судебному разбирательству), хотя Гражданским процессуальным кодексом это и не предусмотрено.Прокурор, не совершивший никаких действий по вступлению в процесс, то есть проявивший процессуальную пассивность, процессуальное бездействие, не может считаться вступившим в процесс, а поскольку лицом, участвующим в деле, прокурор становится с момента вступления в процесс, постольку не проявивший процессуальной активности по вступлению в процесс прокурор не является лицом, участвующим в деле, и не обладает его правами и обязанностями.При возникновении в суде указанных дел (имеются в виду дела, указанные выше) судья обязан поставить об этом соответствующего прокурора в известность, а при назначении дела к судебному разбирательству - направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела.Но перечисленные действия совершаются судом и характеризуют активность последнего. Сам факт извещения прокурора о наличии в производстве суда дела, о времени и месте его рассмотрения еще не позволяет считать прокурора вступившим в процесс и лицом, участвующим в деле. Извещение необходимо рассматривать лишь как «приглашение» прокурору вступить в процесс.Таким образом, при производстве в суде первой инстанции заключение прокурора завершает часть судебного разбирательства, именуемую «рассмотрение дела по существу», за которой следует другая часть судебного разбирательства, известная как судебные прения.Прокурор, как мне представляется, может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу (а если совсем строго, то до дачи заключения государственными органами, если они участвуют в деле).Такой вывод обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, задачей участия прокурора в процессе, каковой является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на него полномочий (надзор за соблюдением Конституции Республики Беларусь и исполнением законов, действующих на территории Республики Беларусь); во-вторых, процессуальным характером заинтересованности прокурора в исходе дела (решение суда не влияет на его права и обязанности); в-третьих, тем, что при вступлении прокурора в процесс разбирательство дела по существу не начинается с самого начала (как это имеет место при вступлении в процесс третьих лиц), а продолжается; в-четвертых, расположением заключения прокурора в конце части судебного разбирательства, именуемой «рассмотрение дела по существу»; невозможностью, наконец, дачи прокурором заключения после судебных прений (за исключением, конечно, случая возобновления рассмотрения дела по существу).Вступлением в процесс, безусловно, можно считать принесение кассационного представления, каковое является самым что ни на есть активным действием. Но наличие этого права, как уже отмечалось, связывается законодателем именно с участием прокурора в деле, а не с его потенциальной возможностью, которая следует из извещения о наличии в производстве суда дела, о времени и месте судебного разбирательства.Необходимо учитывать и право суда в настоящее время привлекать прокурора к участию в деле по собственной инициативе. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 83 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь суд может признать обязательным участие в деле прокурора.Прокурор, который должен участвовать в рассмотрении дела, был извещен о времени и месте судебного разбирательства, но не принимал реального участия в нем, не является лицом, участвующим в деле, и, следовательно, не обладает правом на принесение кассационного представлений.При рассмотрении права прокурора на принесение кассационного или надзорного представлений следует помнить и о последовательном ограничении этой возможности в отечественном процессуальном законодательстве (и не только гражданском), а также о лишении прокурора надзорной функции в отношении суда, о лишении прокурора права истребовать из суда любое дело и т.д.Проблема вступления прокурора для дачи заключения при разбирательстве дела в суде кассационной инстанции сочетает в себе два аспекта:- возможность вступления прокурора для дачи заключения о законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений первой инстанции;- возможность вступления прокурора для дачи заключения по делу в целом.Рассмотрим первый аспект.Стадия производства в суде кассационной инстанции по кассационным жалобам и протестам, принесенным на не вступившие в законную силу решения и определения первой инстанции, имеет свои специфичные процессуальные цели. Главной из них является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных актов. Достижению этой процессуальной цели подчинен весь порядок кассационного разбирательства дела. Ею предопределяется и направление процессуальной деятельности суда и лиц, участвующих в деле, в том числе прокурора. Отсюда вытекает единственный, на мой взгляд, верный вывод о заключении прокурора: оно в суде кассационной инстанции может быть только о законности и обоснованности состоявшихся решений и определений, что и закреплялось ранее гражданским процессуальным законодательством.Прокурор, если он участвует в деле, вправе принести кассационный протест на не вступившие в законную силу решение и определение первой инстанции, участвовать в рассмотрении дела судом кассационной инстанции в порядке, установленном ГПК Республики Беларусь.Прокурор в суде кассационной инстанции дает объяснения, причем если пересмотр состоявшихся судебных актов инициирован прокурором, то именно он делает это первым.Кодекс не предусматривает иных форм участия прокурора в суде кассационной инстанции, кроме как дача им объяснений. Заключение прокурора о законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений первой инстанции, равно как и заключение прокурора по отдельным вопросам, возникающим при рассмотрении дела, ГПК не закреплено. Не отражено в Кодексе и право прокурора вступить в процесс для дачи заключения в любой инстанции.На основании изложенного приходится констатировать отсутствие у прокурора процессуальной возможности вступить в дело при разбирательстве в суде кассационной инстанции для дачи заключения о законности не вступивших в законную силу решений и определений первой инстанции.Рассмотрим второй аспект проблемы.Вывод о возможности не участвовавшего при рассмотрении дела в суде первой инстанции прокурора вступить в процесс для дачи заключения по делу на стадии кассационного рассмотрения базируется на системном толковании ст. 406 ГПК Республики Беларусь. Однако обоснованность этой позиции вызывает серьезные возражения.Действительно, в нормах ГПК Республики Беларусь сформулировано положение о проведении судебного заседания в суде кассационной инстанции по правилам Кодекса, установленным для проведения судебного заседания в суде первой инстанции, и с учетом правил, изложенных в главе 32 - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст.406.. Но это не означает, что в кассационной инстанции действуют все без исключения правила, установленные для проведения судебного заседания в первой инстанции.Это объясняется наличием указанных выше специфических процессуальных целей, стоящих перед стадией производства в суде кассационной инстанции по жалобам и протестам, принесенным на не вступившие в законную силу решения и определения первой инстанции.Производство в суде кассационной инстанции кардинально отличается от производства в суде первой инстанции. Суд кассационной инстанции ограничен при рассмотрении законности и обоснованности решений и определений доводами кассационной жалобы, представления и возражений относительно жалобы, представления, выйти за эти пределы суд может только в интересах законности. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является в кассационной инстанции препятствием к рассмотрению дела - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст.421.. Различается и порядок проведения судебного заседания.Сущностью кассационного производства как механизма проверки законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов предопределяется то, что многие правила производства, установленные для суда первой инстанции, в суде кассационной инстанции не действуют, а другие правила действуют со значительными ограничениями: невозможны, например, замена ненадлежащего ответчика, вступление и привлечение к участию в деле третьих лиц, изменение предмета или основания иска, увеличение размера исковых требований, представление, по общему правилу, новых доказательств и т.д., из-за чего, в частности, такая обязательная при разбирательстве дела в суде первой инстанции часть, как судебные прения, в суде кассационной инстанции имеет место в тех исключительных случаях, когда исследуются новые доказательства.Вступление в суде кассационной инстанции в процесс прокурора, не участвовавшего при рассмотрении дела в суде первой инстанции, для дачи заключения по делу в целом не соответствует, по моему мнению, процессуальной цели стадии производства не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции и обусловленной ею направленности процессуальной деятельности суда и иных участников процесса.Вследствие изложенного отсутствие в Кодексе норм о вступлении прокурора в дело в любой инстанции и норм о заключении прокурора при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции следует рассматривать как невозможность для прокурора, не участвовавшего при разбирательстве дела в суде первой инстанции, вступить в процесс на стадии кассационного производства для дачи заключения по делу.Кроме участия в суде первой и кассационной инстанции, прокурор имеет право быть инициатором пересмотра гражданского дела в суде надзорной инстанции.Ст. 439 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь конкретно регламентирует вопрос о правомочности прокурора в подаче протеста в порядке надзора. Согласно этой норме протесты в порядке надзора вправе приносить:1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры - на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор - на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.Как видим, действующее законодательство заметно ограничивает круг должностных лиц прокуратуры, имеющих право приносить протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения по гражданским делам.При рассмотрении дела в порядке надзора применяются правила, установленные ГПК Республики Беларусь для рассмотрения дел в суде первой инстанции с некоторыми изъятиями и дополнениями, а также с учетом сущности надзорного производства. - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст.445.При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.Здесь следует сказать, что законодателем определено, что суд, при рассмотрении дела в надзорной инстанции не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. В рассмотрении дела в порядке судебного надзора вправе принимать участие прокурор, который высказывает свое мнение по делу (заметим, - вправе, а не обязан).Таким образом, прокурор представляет собой довольно распространенного участника гражданских процессуальных правоотношений. Как участник таких отношений, прокурор обладает некоторыми, присущими только ему, должностными правами и обязанностями, которые, по своей сути, сводятся к достижению основной цели всего института прокуратуры - обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. - См.: Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» № 220-З от 08.05.2007г. в редакции Закона от 06.01.2009г. № 7-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1559). Ст.4.2.2.Иные полномочия прокурора в гражданском процессеВ литературе говорится о важности участия в судебных прениях прокурора, что обусловлено необходимостью надлежащего исполнения его служебных обязанностей, однако возможность участия в судебных прениях прокурора, вступившего в процесс для дачи заключения по делу, не обсуждается.Думается, однако, что, давая заключение по делу после исследования всех доказательств, прокурор, вступивший в процесс, выполняет тем самым свою процессуальную задачу. Поскольку он не занимает при этом положения процессуального истца, как прокурор, обращающийся в суд в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, постольку и наделение его правом выступать в судебных прениях не представляется основным.Косвенным подтверждением этой позиции является и ст. 290 ГПК Республики Беларусь, согласно которой «прокурор, должностные лица или представители государственных органов, юридических лиц, отдельные граждане, обратившиеся от собственного имени в суд за защитой прав других лиц, выступают в судебных прениях первыми. Представители государственных органов, привлеченные судом к участию в процессе для дачи заключения по делу, а также прокурор, вступивший в дело, выступают в судебных прениях последними» - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст.290..Говоря об иных полномочиях прокурора в гражданском процессе, конечно же, в первую очередь следует отметить, что гражданский процесс это не гражданские правоотношения, предусматривающие довольно свободный характер отношений их субъектов между собой. Гражданско-процессуальные отношения представляют собой четко определенный порядок действий всех участников и по этой причине полномочия прокурора, как одного из участников таких отношений, строго определены законодательно.Кроме вышеупомянутых, следует сказать и о полномочиях прокурора в стадии исполнения судебного решения по гражданскому делу. Здесь в полномочия прокурора, с целью обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов, включено его право на опротестование действий судебного исполнителя. Подача такого протеста предусматривает его рассмотрение судом, при котором состоит судебный исполнитель, в присутствии заинтересованных сторон и соответствующего прокурора, принесшего протест.Таким образом, участие прокурора в гражданских процессуальных правоотношениях включает в себя возможность (а в ряде случаев и обязанность) его участия на всех стадиях гражданского процесса, начиная с момента подачи искового заявления в суд от своего имени в интересах государства, либо юридических лиц и граждан, и заканчивая осуществлением надзорной функции в стадии исполнения судебного решения.Следует сказать, что отличие от уголовного процесса, в гражданском правовое положение прокурора не так конкретизировано и в ряде случаев предусматривает не обязанность его участия в процессе, а возможность, т.е. правомочие. Однако, это совсем не препятствует процессу участия прокурора при рассмотрении судом гражданских дел. Можно отметить, что деятельность прокуратуры в области защиты прав человека в порядке гражданского судопроизводства, несмотря на некоторые недостатки, является довольно-таки эффективной. В частности, в 2008 году прокурорами было предъявлено в интересах граждан 9716 исков и заявлений (61,5% от общего числа), что в 1,15 раза больше, чем в 2007 году (8449), и в 1,4 раза больше чем в 2006 году (6940), из них было удовлетворено - 96,7% исков (в 2007 - 92,7%, в 2006 - 91,1%) (Приложение В).Такая картина свидетельствует о повышении активности органов прокуратуры в области обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. К слову, такая тенденция продолжается на протяжении последних пяти лет, что конечно же приводит к повышению авторитета прокуратуры как действительно государственного органа, способного разрешать любые проблемы и защитить права и свободы юридически и социально слабых слоев населения.В заключение можно сделать вывод о том, что гражданское процессуальное законодательство идет по пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности, в некотором уменьшении объема полномочий прокурора. Тем не менее экономическое и социальное развитие современного белорусского государства не позволяет минимизировать участие прокурора в гражданском процессе. Поэтому в ныне действующем ГПК Республики Беларусь закреплен компромиссный вариант правового положения прокурора, основанный на теории «истца в процессуальном смысле» с сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу прокурора, установленному в далеком 1964 году ГПК БССР.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведя исследование на тему: «Участие прокурора в гражданском процессе», сделаем выводы.Во-первых, участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. Во-вторых, гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора в гражданском процессе.В-третьих, ГПК Республики Беларусь сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов - граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.В-четвертых, вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового ГПК Республики Беларусь. Говоря о статусе прокурора в гражданском процессе, можно сделать вывод о том, что прокурор не является стороной в процессе. Гражданское процессуальное законодательство идет по пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности, в некотором уменьшении объема полномочий прокурора. Тем не менее экономическое и социальное развитие современного белорусского государства не позволяет минимизировать участие прокурора в гражданском процессе. Поэтому в ныне действующем ГПК Республики Беларусь закреплен компромиссный вариант правового положения прокурора, основанный на теории «истца в процессуальном смысле» с сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу прокурора, установленному в далеком 1964 году ГПК БССР.В-пятых, среди форм участия прокурора в гражданском процессе можно выделить следующие: первая форма - обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;- вторая форма - вступление прокурора в процесс, начатый по инициативе других лиц, и дача им заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.В-шестых, возможности участия прокурора в судопроизводстве по гражданским делам значительно ограничены по сравнению с ранее действовавшим законодательством.В-седьмых, закон связывает приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, не наделен его правами и не несет его обязанностей. Однако содержание «вступления в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается. Прокурор может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо процессуального действия, будь то подача заявления о вступлении в процесс или явка непосредственно в судебное заседание.В-восьмых, вступлением в процесс, безусловно, можно считать принесение кассационного представления, каковое является самым что ни на есть активным действием. Но наличие этого права, как уже отмечалось, связывается законодателем именно с участием прокурора в деле, а не с его потенциальной возможностью, которая следует из извещения о наличии в производстве суда дела, о времени и месте судебного разбирательства.Прокурор, как представляется, может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу (а если совсем строго, то до дачи заключения государственными и муниципальными органами, если они участвуют в деле).Проведенный анализ участия прокурора в рассмотрении отдельных категорий дел позволяет утверждать, что такое участие является довольно эффективным. Однако иногда все-таки встречается пренебрежение прокурорами своими полномочиями или неактивное их использование.Обращение прокурора в суд общей юрисдикции в защиту конституционных прав и свобод граждан представляет собой одно из средств прокурорского реагирования. Обращаясь в суд, прокурор не подменяет собой истца и не выступает его представителем, а обеспечивает реализацию конституционного права на судебную защиту гражданина, используя предоставленные ему Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» надзорные полномочия. ГПК Республики Беларусь терминологически не раскрыл сущность прокурорских полномочий прокурора в гражданском процессе, возбужденном не по его инициативе. В таком случае, круг данных полномочий должен определяться, исходя из набора процессуальных прав участника процесса. Однако, прокурор, вступивший в процесс, не наделен такими процессуальными правами как правом предоставления доказательств, правом дачи объяснений суду, и, как отмечалось выше, правом на заключение мирового соглашения. При этом только прокурор в процессе наделен правом дачи заключения в целом по делу.Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК Республики Беларусь.Список использованной литературы1. Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г. - Мн.: Амалфея, 2006.2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 года № 218-З (в ред. от 20.06.2008 года №347-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., №157, 2/1444. 3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). 4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999г. № 278-З в редакции Закона от 05.01.2008г. № 315-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1412). 5. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» № 220-З от 08.05.2007г. в редакции Закона от 06.01.2009г. № 7-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1559). 6. Определение СК Верховного Суда БССР от 15 апреля 1985 года: «Приобретение государственными учреждениями и предприятиями строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности» // Бюллетень Верховного Суда БССР. 1985. № 10.7. Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М., МГУ, 1991.8. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922-1991 годы) // Журнал российского права. 2002. № 12. 9. Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., Наука, 1975. 10. Боннер А.Т., Квиткин В.Т. Судебный контроль в области государственного управления. М., Мысль, 1973. 11. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М.: Проспект, 2001.12. Гражданский процесс Республики Беларусь. Общая часть/В.Н.Паращенко и др.; Под общ. Ред. С.Ф.Сокола, В.Н. Паращенко. - Мн.:Молодежное научное общество», 2000.13. Гражданский процесс: ответы на экзаменационные вопросы/ И.В.Савина. - Мн.: Тетра Системс, 2006.14. Грось Л. Анализ практики рассмотрения дел о материальной ответственности рабочих и служащих // Социалистическая законность, 1982. № 7. 15. Диордиева О. М. Возбуждение прокурором гражданских дел в интересах граждан // Законность, 1998. № 8. 16. Звягинцев А., Орлов Ю. Прокуроры двух эпох. Андрей Вышинский и Роман Руденко. М., Юрайт, 2001.17. Казанцев С. М. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей. СПб., Нева, 2001.18. Клейнман А.Ф. Прокурорский надзор по гражданским делам. М., Наука, 1968.19. Комментарий к Кодексу о браке и семьи РСФСР. М.,Политиздат, 1971. 20. Кравцов Б.В. Предъявление прокурорами исков - важная форма защиты прав и интересов советских граждан // Сов. государство и право, 1966. № 1. 21. Лутченко Ю.И. Участие прокурора в гражданском процессе по новому ГПК Республики Беларусь// Юстиция Беларуси - 2001 - №1.22. Меркин Н. Г. К вопросу о конкретизации норм о праве прокурора на предъявление гражданского иска // Проблемы гражданского процессуального права в свете Конституции СССР. Свердловск, 1980. 23. Научно-практический комментарий к ГПК РСФСР. М., Политиздат, 1976.24. Новиков С. Г. Прокурорская система в СССР. М., Мысль, 1977. 25. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2002.26. Полянский Н.Н.., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы судебного права. М., Мысль, 1983. 27. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. М., Политиздат, 1971.28. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1. М., Мысль, 1968.29. Судебная власть в Республике Беларусь и других государствах СНГ: Междунар. рекомендации в области осуществления правосудия / Под ред. В.Г. Голованова. Мн., 2008.30. Тертышников В.К. Процессуальные средства укрепления советской семьи в производстве о расторжении брака: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1972. 31. Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. М., Мысль, 1974. 32. Чечот Д.М. Социология брака и развода. Л., Нева, 1973.33. Шакарян М.С. Субъекты гражданско-процессуального права. М., Мысль, 1970.