Рефераты

Уголовно-правовая ответственность за нарушение трудового законодательства России

бщественная опасность этого преступления определяется тем, что посягательство осуществляется на предусмотренное Конституцией РФ право на безопасные условия труда, практически исключающие возможность производственного травматизма и соответствующих заболеваний.

При характеристике соответствующей уголовно-правовой нормы обращаем ваше внимание на обстоятельство, что законодательство не содержит перечня конкретных проявлений нарушения правил охраны труда, отсылая к правилам техники безопасности или иным правилам, принимаемым в производственной или иной сфере. Следователю, прокурору или суду, формулируя обвинение, необходимо назвать пункты соответствующих правил охраны труда, которые были нарушены.

Правила по технике безопасности и иные правила охраны труда устанавливаются правительством, министерствами и ведомствами по согласованию с профессиональными союзами и содержат требования, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников. Как показала практика, наиболее распространенными являются следующие нарушения: отсутствие надлежащего технического руководства и надзора за безопасностью выполнения производственных работ, допуск к работе неинструктированного, необученного или недостаточно обученного работника, отсутствие предохранительных сооружений, оборудования, устройств и других средств защиты Гладков Н. Ответственность за нарушение ТК и иных актов, содержащих нормы трудового права // Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 3. С. 24..

Правила по технике безопасности и правила охраны труда весьма многообразны и в значительной степени определяются спецификой как отрасли, так и конкретного производства. Они могут быть общими, установленными для любых организаций, и специальными, предусмотренными для конкретных объектов различных отраслей.

Особое внимание рекомендуется обращать на такие несчастные случаи на производстве, как: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар, ожог, обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся; телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, - если они произошли:

1) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

2) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;

3) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и т.п.);

4) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

5) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

6) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб, 2007. С. 36-38..

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия труда. Вторым объектом преступного посягательства выступает жизнь и (или) здоровье граждан, занятых в тех или иных отраслях экономической жизни.

В числе потенциальных потерпевших могут оказаться: работники, выполняющие работу по трудовому договору; граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору; студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации; другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда возлагается на лиц, обязанных обеспечить соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.

Кроме того, ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечить соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

Вместе с тем в процессе судебной практики сложилось единое и не подвергающееся сомнению мнение, что соответствующие лица могут быть освобождены от ответственности при условии, что возлагаемые на них обязанности были выполнены надлежащим образом, а наступивший преступный результат - исключительная вина потерпевшего, который своими действиями нарушил требования инструктажа и допустил грубую небрежность.

Для ответственности по ст.143 УК РФ необходимо установить наступление указанных в ней последствий. При этом является обязательной причинная связь между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими последствиями. В связи с подобного рода приоритетами особое значение приобретает тщательное и всестороннее исследование причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями.

Такими последствиями являются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч.1 ст.143 УК РФ) и его смерть (ч.2 ст.143 УК РФ).

Причинение легкого вреда здоровью при нарушении правил охраны труда уголовной ответственности не влечет, но может рассматриваться как административное или дисциплинарное правонарушение.

В КоАП РФ также предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом организации независимо от формы ее собственности законодательства об охране труда. Так, в частности, ст.5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Повторное совершение подобного деяния имеет более негативное воздействие на виновного и соответственно выражается в дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: Альфа-Пресс, 2007. С. 138..

Разграничение преступления и административного проступка при нарушении правил охраны труда должно проводиться в зависимости от наступивших последствий. Отсутствие последствий или причинение легкого вреда здоровью работника является признаком административно наказуемого нарушения правил охраны труда.

Отсутствие причинной связи между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими, указанными в ст.143 УК РФ, последствиями также исключает уголовную ответственность. Так, по одному из уголовных дел, возбужденных по ст.143 УК РФ, в постановлении о прекращении уголовного дела отмечалось: установленные нарушения, отмеченные ведомственной комиссией по расследованию причин несчастного случая, не находятся в прямой причинной связи с наступившими вредными последствиями.

Совершая подобного рода деяние, виновный предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека в результате нарушения правил охраны труда, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение такого вреда либо не осознает общественную опасность данного нарушения, не предвидит возможность причинения указанного вреда, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог это предвидеть Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: Альфа-Пресс, 2007. С. 138..

В целях сокращения объема негативных последствий, обеспечения сохранности следов, свидетельствующих о происшедшем и тем самым способствующих установлению истины, работодателя при несчастном случае трудовое законодательство обязывает:

1) немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;

2) принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

3) сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);

4) обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с настоящей главой;

5) немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенные законодательными и иными нормативными правовыми актами.

При групповом несчастном случае на производстве (2 человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить соответственно:

1) о несчастном случае, происшедшем в организации: а) в соответствующую государственную инспекцию труда; б) в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в) в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности; г) в орган исполнительной власти субъекта РФ; д) в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай; е) в территориальные объединения организаций профсоюзов; ж) в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу; з) страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) о несчастном случае, происшедшем у работодателя - физического лица: а) в соответствующую государственную инспекцию труда; б) в прокуратуру по месту нахождения работодателя - физического лица; в) в орган исполнительной власти субъекта РФ; г) в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу; д) страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3) о несчастном случае, происшедшем на судне, - работодателю (судовладельцу), а при нахождении в заграничном плавании - также в соответствующее консульство Российской Федерации. Судовладелец при получении сообщения о несчастном случае, происшедшем на судне, обязан сообщить об этом: а) если несчастный случай произошел на судне морского транспорта:

в соответствующую государственную инспекцию труда;

в транспортную прокуратуру;

в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами морского транспорта;

в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

в территориальные объединения организаций профсоюзов;

страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

б) если несчастный случай произошел на судне рыбопромыслового флота:

в соответствующую государственную инспекцию труда;

в прокуратуру по месту регистрации судна;

в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами рыболовства;

в территориальные объединения организаций профсоюзов;

страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпидемиологического надзора.

Подводя краткие итоги, следует отметить: судебная практика особо отмечает, что в случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать как умышленное преступление против личности. Если же в результате таких действий наступило и другое последствие, не охватываемое умыслом виновного, содеянное должно квалифицироваться по совокупности статей об умышленном и неосторожном преступлении

§ 2. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет

Статья 145 УК РФ устанавливает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Это преступление посягает на провозглашенное Конституцией (ст.37) право на труд. Действующее российское законодательство предусматривает твердые гарантии обеспечения права беременных и имеющих маленьких детей женщин на получение работы и права на соблюдение специальных установленных для них законом условий труда.

По сравнению с аналогичной статьей УК РСФСР (ст.139) УК несколько расширил пределы действия этой нормы, предусмотрев ответственность за необоснованный отказ и увольнение не только кормящей матери, но и женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет.

Обязательный признак рассматриваемого преступления - необоснованность отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение. Под необоснованным отказом в приеме на работу или увольнением с работы имеются в виду те случаи, когда они произведены вопреки закону без достаточных к тому оснований и когда очевидным мотивом деяния является беременность женщины или наличие у нее малолетних детей Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: Альфа-Пресс, 2007. С. 142..

Субъектом преступления могут быть только лица, наделенные правом приема на работу и увольнения с работы.

Предусматривая ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, эта статья является гарантией реализации, в первую очередь, права на труд женщин, которые из-за беременности или наличия малолетних детей неконкурентоспособны (или обладают пониженной конкурентоспособностью) на рынке труда. Даже в период социализма эти женщины для работодателя были нежелательными работниками, а в современных условиях оказались совсем невостребованными на рынке труда. Борьба организаций и частных предпринимателей за выживание сделала женщину, особенно беременную или имеющую малолетнего ребенка (назовем их неконкурентоспособными), первым кандидатом на увольнение и последним - в приеме на работу.

Поведение работодателя понятно. Помимо обременительных дополнительных трудовых гарантий работоспособность у таких женщин в большинстве случаев понижена, особенно у беременных (подтверждение этому можно найти как в нормах самого ТК РФ, так в медицинской и психологической литературе). Как отмечают специалисты в области трудового права, учитывая предоставляемые неконкурентоспособным женщинам льготы, работодатель получает от их трудовой деятельности несоизмеримо меньшую выгоду, нежели от других работников Качина Н.В. Об уголовно-правовом обеспечении права на труд лиц с семейными обязанностями / Н.В. Качина // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (16-17 февраля 2006 г.): в 2 ч. Ч. 1 / Сибирский юридический институт МВД России; отв. ред. С.Д. Назаров. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006..

Более того, в соответствии с п.1 ст.261 Трудового кодекса расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением единственного случая - ликвидации предприятия (прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем).

Однако на практике возникают ситуации, когда беременная женщина не исполняет трудовые обязанности или исполняет их не должным образом, нарушая законные интересы и работодателя, и других лиц (не появляется на работе; работая учителем или воспитателем, применяет методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и т.п.).

Но в свете ст.261 ТК увольнение в таких случаях тоже считается противоправным и в соответствии с буквой закона работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст.145 УК.

Пособия, выплачиваемые в настоящее время неконкурентоспособным женщинам, не только недостаточны для поддержания нормального уровня жизни родителей с детьми, но часто не обеспечивают даже физиологическое выживание самой беременной женщины или женщины, имеющей малолетнего ребенка, в случаях, когда она не может осуществлять трудовую деятельность или не имеет возможности трудоустроиться.

Право на труд в действующей Конституции не закреплено. Это обстоятельство отмечают специалисты в области как трудового, так и уголовного права. Однако, ратифицировав Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Российская Федерация приняла на себя обязанность принять надлежащие меры по обеспечению реализации права на труд. Поэтому праву на труд каждого человека корреспондирует обязанность государства его реализовать. Осуществление этого права заключается в обеспечении работой всех желающих и предполагает защиту каждого от безработицы. Качина Н.В. О квалификации уклонения от приема на работу беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по ст. 145 УК РФ / Н.В. Качина // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы 4-й науч.- практ. конф. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.

Однако вне зависимости от указанного пакта забота о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, к которым относятся беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, составляет социальную функцию государства. В условиях существования рыночных отношений (когда большинство организаций находятся в частной собственности) государство не может возлагать свои функции на руководителей организаций.

Поэтому, на первый взгляд, сохранение уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка до трех лет, в рыночной экономике социально не обусловлено.

Вместе с тем следует отметить зависимость социально-экономических прав от благосостояния государства, его способности к стабильному экономическому развитию, которая подчеркивается даже в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, где специально установлена обязанность государств обеспечивать полное осуществление соответствующих прав постепенно и в пределах имеющихся ресурсов.

На нынешнем этапе развития в России нет ресурсов, достаточных для полноценной заботы о неконкурентоспособных женщинах. И в этих условиях декриминализировать деяния, предусмотренные ст.145 УК, значило бы оставить беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, без наиболее надежной правовой поддержки Качина Н.В. Объект необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет / Н.В. Качина // Обеспечение прав и свобод человека и гражданина: сб. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. (17-19 ноября 2005 г.): в 5 ч. Ч. 3 / под ред. Г.Н. Чеботарева. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2006..

Поэтому декриминализация описанных в этой статье деяний представляется тем более недопустимой в условиях демографической катастрофы, грозящей развалом Российского государства и нации, поскольку установление для этих женщин стабильности на рынке труда является одной из мер, направленных на повышение уровня рождаемости.

Констатируется, что государство находится в сложном положении: с одной стороны - острейшая демографическая проблема, которую необходимо решать уже сегодня, с другой - финансовая невозможность поддерживать женщин, желающих иметь детей, но не имеющих достаточных средств для их содержания. В рамках этой, можно сказать, чрезвычайной ситуации необходима консолидация всех сил общества, и именно поэтому работодатель должен нести перед обществом социальную ответственность, заключающуюся в солидарной с государством обязанности заботиться о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите в связи с беременностью и воспитанием малолетних детей Качина Н.В. Видовой объект преступлений, предусмотренных главой 19 УК РФ / Н.В. Качина // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - Красноярск: КрасГУ, 2006..

§ 3. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, иных выплат и за нарушение порядка трудоустройства иностранцев

Предусмотренные в статье 145.1 УК РФ деяния представляют общественную опасность тем, что существенным образом нарушают важнейшие конституционные права граждан: на вознаграждение за труд, на пенсионное обеспечение, на образование.

Традиционно при анализе любого преступного посягательства различают его внешние (наблюдаемые со стороны), или иначе - объективные, и внутренние (психические) - субъективные признаки, необходимые и достаточные для квалификации содеянного как преступления.

Это деление носит условный характер, указанные признаки взаимосвязаны и зачастую устанавливаются лишь в сочетании друг с другом. Например, о наличии "иной заинтересованности" как мотива преступления, предусмотренного ст.145.1 УК РФ, можно утверждать лишь при определенном наборе составляющих объективной стороны невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: Закон, теория, практика. М., 2003. С. 32-44..

Согласно ст.8 УК РФ совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, является основанием уголовной ответственности Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2007. С. 57-65..

Объект преступления представляет собой то, на что направлено общественно опасное и противоправное посягательство - те охраняемые уголовным: законом наиболее важные ценности (общественные отношения), которым причиняется в результате преступления вред Толкаченко А.А. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2004. С. 36-42 и др..

Учение об объекте преступления представляет собой одну из самых сложных, но вместе с тем детально разрабатываемых отечественной доктриной уголовного права теоретических конструкций Глистин В.К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных: отношений (Объект и квалификация преступлений). Л., 1979.. При всей полемичности определения объекта преступления (общественные отношения, правовая норма в ее реальном бытии, ценность, интерес, правовое благо, человек, субъективное право человека и так далее); бесспорное методологическое и практическое значение имеет принятая в науке классификация объектов преступления: группировки т. н. "по вертикали" и "по горизонтали". Применительно к. ст.145.1 УК РФ значима: классификация; определяющая место объекта конкретного преступления в системе ценностей; охраняемых уголовным законом: и отраженных в нормах Особенной части УК РФ Уголовное право России. Общая часть: Учеб. / Под ред. Н.Э. Звечаровского. М., 2004. С. 125..

Статья 145.1 УК РФ включена в главу 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина".

Отсюда вытекает следующая система объекта невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат: на уровне раздела - межродовой объект данного преступления, на уровне главы - родовой объект преступления, на уровне статьи - непосредственный объект преступления Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980; Семченков И.Г. Объект преступления: социально-философские и методологические аспекты уголовно-правовой; проблемы. Калининград, 2002 и др..

Принятое в литературе деление объекта преступления на родовой (по разделу Особенной части УК РФ) и видовой (по главе Особенной части УК РФ) объекты, представляется, менее точным, поскольку раздел по действующему УК РФ предстает неким "искусственным образованием, которое должно было быть насыщено содержанием и его таким содержанием насытили и-... содержание оказалось не соответствующим форме" Иванов Н.Г. Модельный уголовный кодекс: Общая часть. Опус № 1: Монография. М., 2003. С. 12..

Личность как межродовой объект уголовно-правовой охраны является понятием собирательным и охватывает родовые объекты, в том числе конституционные права и свободы (гл. 19) Уголовное право России. Часть Особенная: Учеб. / Отв. ред. Л.Л. Крутиков. М., 2004. С. 15..

Представляется, расположение раздела "Преступления против личности" первым в перечне защищаемых нормами Особенной части УК РФ ценностей вовсе не указывает на то, что эти преступления "несравненно опаснее преступлений в сфере экономики" или любых иных расположенных в разделах ниже седьмого раздела Особенной части УК РФ. Так, невыплата заработной платы (ст.1451 УК) является менее опасным преступлением, нежели вымогательство у работника заработанного (ст.163 УК) - если судить по санкциям указанных норм. Более точным видится значение принятой иерархии расположения разделов УК РФ в том, что интересы общества и государства не могут быть поставлены выше интересов личности. При этом очевидно, что действующий уголовный закон; в равной; мере защищает интересы и. личности, и: общества, и государства.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.145.1 УК РФ являются общественные отношения в сфере социально-экономической политики государства, обеспечивающие каждому:

1) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции РФ),

2) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни - инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ) право на образование (ч.1 ст.43 Конституции РФ), реализация которого предполагает стипендиальное обеспечение Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб, 2007. С. 36-38..

Субъект преступления - специальный. Им может быть только руководитель предприятия, учреждения, организации. Данную норму можно рассматривать как специальную по отношению к ст. 201, 285 УК. Поэтому названные статьи не должны вменяться, за исключением случаев реальной совокупности.

Вопрос о тяжести последствий (часть 2 статьи 145.1 УК РФ) решается судом на основе анализа обстоятельств конкретного дела, с учетом продолжительности преступления, количества потерпевших, размера невыплаченных сумм и др.

Статья 322 УК РФ предусматривает, что пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев (полтора года) либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконное пересечение Государственной границы России, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Но действие данной статьи не распространяется на случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения Государственной границы России иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Под незаконным пересечением понимается фактическое перемещение лица через Государственную границу любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из нее; б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ (ст.11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе РФ").

Порядок пересечения границы регламентирован и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", которым определены также действительные документы и порядок получения разрешения.

Так, в соответствии со ст.7 указанного Федерального закона основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:

паспорт;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт;

паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Описание бланков указанных документов дано в Постановлении Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298.

В соответствии со ст.10 Закона о правовом положении иностранных граждан документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

разрешение на временное проживание;

вид на жительство;

иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется оформленный в соответствии с законодательством РФ действительный документ на право выезда из России или въезда в Россию, полученный в установленном порядке.

В соответствии со ст.1 Закона "О Государственной границе РФ" Государственная граница РФ - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу без действительных документов или надлежащего разрешения и желает это осуществить. Субъектом преступления может быть вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства Комментарий к УК РФ / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2007. Комментарий к ст. 322.1..

В целях ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области миграции была установлена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Это выразилось во включении в УК РФ статьи 322.1 "Организация незаконной миграции", согласно которой организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию России наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные организованной группой лиц либо в целях совершения преступления на территории РФ, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Миграция - это перемещение населения, связанное со сменой им места жительства, места работы и т.д.

Законодательную базу, регулирующую отношения в сфере миграции, составляют, в частности, КоАП РФ (гл.18), Федеральные законы от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в РФ иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" и от 16 августа 2004 г. N 413 "О миграционной карте" и пр.

Следует учитывать, что при привлечении лица к уголовной ответственности на основании ст.322.1 УК РФ необходимо ссылаться на конкретные нормативно-правовые акты, которыми установлены миграционные правила.

Как следует из анализа ч.1 ст.322.1, объективная сторона преступления может выражаться в одном из следующих деяний или их совокупности: а) организация незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) организация их незаконного пребывания в России; в) организация их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Законный въезд иностранного гражданина или лица без гражданства на территорию РФ - въезд указанных лиц в РФ при наличии визы (обыкновенной, служебной и т.д.), выданной по действительным документам, удостоверяющим личность иностранных граждан, а также при наличии действительных оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти и т.д.). Визы действуют в течение определенного периода времени, который определяется в зависимости от цели въезда и пребывания иностранных граждан на территории нашей страны. К примеру, транзитная виза действует в течение 10 дней. Исключение в данном случае возможно, если иностранный гражданин въезжает на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы Ермоленко А.С. Привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в РФ // Налоговый вестник. 2003. N 9. С. 18-20..

Помимо этого, иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая при выезде должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Законное пребывание иностранных граждан или лиц без гражданства - пребывание указанных лиц на территории РФ с соблюдением всех установленных требований российского законодательства, касающихся регистрации, передвижения по территории РФ, соблюдения сроков и условий нахождения внутри страны и т.д.

Следует также иметь в виду основания, установленные ст.26 и ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", по которым въезд в Россию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен (имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ, использовали подложные документы либо сообщили о себе или о цели своего пребывания в РФ заведомо ложные сведения, в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения Государственной границы РФ, таможенные правила, санитарные нормы и др.) либо не разрешается вовсе (в случае, если это необходимо для целей обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения, имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ и т.д.).

Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ закреплен в статьях 29 - 32 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку Ермоленко А.С. Привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в РФ // Налоговый вестник. 2003. N 9. С. 18-20..

Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Несоблюдение всех установленных правил въезда, пребывания и транзитного проезда в РФ делает их незаконными.

Соответственно, организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в России - это планирование совершения названных действий без учета требований закона, подбор соучастников, средств и способов для их совершения, а равно руководство непосредственным совершением преступления.

Преступление является оконченным с момента установления факта организации незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. лицо, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ, осознает незаконность своих действий, их общественную опасность и желает их осуществления.

Субъект преступления - достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства Ермоленко А.С. Привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в РФ // Налоговый вестник. 2003. N 9. С. 18-20..

Контроль за соблюдением законных требований в области миграционной политики в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области миграционной политики, а также ведающие вопросом иностранных дел, внутренних дел, пограничной службы и т.д. Основную работу с миграционной картой проводят паспортно-визовые подразделения и подразделения по делам миграции МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ и Федеральная миграционная служба (ФМС России) Комментарий к УК РФ / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2007. Комментарий к ст. 322.1..

Естественно, что внесение изменений, как в уголовное, так и в административное законодательство России, предусматривающее усиление ответственности за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы, повышение размера штрафов, должно способствовать тому, что как работодатели, так и сами работники будут понимать, что закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. К тому же миграционные службы будут проводить больше проверок, их работа в целом станет более согласованной с другими органами государственной власти и, следовательно, более эффективной.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты