/b>По объекту посягательства данные преступления совпадают, так как объектом является установленный в Вооруженных Силах порядок прохождения военной службы, обязывающих военнослужащих неотлучно находиться в расположении воинской части или места службы и не оставлять их без разрешения соответствующего командира.С объективной стороны оба эти состава различаются, так как самовольное оставление части или места службы представляет собой временное уклонение от несения обязанностей военной службы, а при дезертирстве преследуется цель вовсе уклониться от прохождения военной службы, а равно неявки в тех же целях на службу. По ч.2 ст.338 УК РФ дезертирством является также уклонение от прохождения военной службы с оружием, вверенным по службе, а рано дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.Субъектом преступления в обоих составах являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, исключением является ч.1 ст.337 УК РФ, где субъектом преступления являются военнослужащие по призыву.Субъективная сторона, в общем сходна, так как оба преступления совершаются умышленно. В отдельных случаях, неявка в срок на службу без уважительных причин может быть совершена по неосторожности (например, военнослужащий опоздал по своей вине на поезд, остался по месту жительства и следовательно вовремя не явился в часть). С субъективной стороны дезертирство совершается только умышленно, так как имеет цель вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы.Среди воинских преступлений уклонения от военной службы, а именно самовольное оставление части, и дезертирство являются наиболее распространенными. По статистике третье - четвертое преступление связано с уклонением от военной службы.Состояние и динамика преступности отражают ее количественные характеристики. Состояние преступности - это число совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенное время. Динамика преступности - это движение и изменение состояния преступности. Данные должны сравниваться за равнозначные периоды: квартал с соответствующим кварталом, полугодие с полугодием, год с годом. Качественные характеристики преступности - это ее структура и характер. Структура преступности раскрывает соотношение отдельных видов или групп преступлений в общей их совокупности за определенный период времени на определенной территории. Знание структуры, помогают увидеть, какие виды преступлений являются наиболее распространенными и требуют повышенного внимания, а так же принять адекватные меры реагирования. В структуре воинской преступности наибольшую тревогу вызывают случаи уклонений от военной службы, а именно, самовольного оставления части и дезертирства. По сравнению с дезертирством, случаи самовольного оставления части, среди других воинских преступлений встречаются наиболее часто, чуть ли не каждое третье преступление среди преступлений против военной службы - это самовольное оставление части или места службы.За последние три-четыре года, начиная с 2000г. в армии идет последовательный процесс роста уровня указанных правонарушений и преступлений в сфере уклонения от военной службы. Согласно архивным данным военной прокуратуры Махачкалинского гарнизона случаи самовольного оставления части и дезертирства с каждым годом возрастают по сравнению с предыдущими годами. Это видно из таблицы № 1,2.Исследуемые преступления происходят из-за того, что в армию приходят юноши, не приспособленные к военной службе в армии. С первых дней службы, столкнувшись с армейской жизнью, они под всеми предлогами стараются увильнуть от служебных обязанностей. Из-за этого происходят конфликты со старослужащими, а затем некоторые принимают для себя решение самовольно оставить место службы или вовсе уклониться от прохождения службы Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. М. 1994 С. 19.Иллюстрацией этому может служить следующий пример. В декабре 2006г. рядовой Цаканян заступив в наряд по КПП самовольно оставил место службы, до настоящего времени его место нахождения не установлено, но в ходе предварительного следствия удалось выяснить из показаний его сослуживцев, что Цаканян в ходе разговоров с сослуживцами говорил им, что при удачном случае он убежит из армии, т.к ему надоела такая тяжелая служба со всеми лишениями и ограничениями. Из показаний сослуживцев видно, что в действиях Цаканяна прослеживается состав уклонения вовсе от военной службы (дезертирство). Данное уголовное дело в военной прокуратуре было приостановлено по ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР в связи с розыском обвиняемого. И, таких похожих приостановленных уголовных дел в военной прокуратуры Махачкалинского гарнизона немало. Это видно из таблиц №1.Некоторые случаи самовольного оставления части и дезертирства связанно с неуставными взаимоотношениями между военнослужащими, попросту «дедовщиной». По данным военной прокуратуры Махачкалинского гарнизона случаи самовольного оставления части растут с каждым годом. Это видно из таб. 1. В 2005 году было возбуждено 37 уголовных дел, в 2006 - 40, а в 2007 - 47 уголовных дел. С 2006 года отмечается тенденция к росту зарегистрированных преступлений в исследуемой области. По результатам статистических данных военная прокуратура Махачкалинского гарнизона в 2005 году из 37 зарегистрированных уголовных дел только 22 направила в суд для рассмотрения, 6 уголовных дел со ст. 337 УК РФ в ходе следствия были переквалифицированы по ч. 1 ст. 338 УК РФ, 3 дела были приостановлены по ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР в связи с розыском обвиняемого, 6 уголовных дел были прекращены, 2 из них по ст. 5 п. 2 УПК РСФСР из-за отсутствия состава преступления, а 4 уголовных дела были прекращены без принятия к производству по ст. 5 п. 4 УПК РСФСР по амнистии.В 2005г. военной прокуратурой Махачкалинского гарнизона было зарегистрировано, по уклонениям от военной службы, 40 уголовных дел, 25 направили в суд для рассмотрения, 8 уголовных дел со ст. 337 УК РФ в ходе следствия были переквалифицированы по ч. 1 ст. 338 УК РФ, 3 дела были приостановлены по ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР в связи с розыском обвиняемого, 4 уголовных дела были прекращены по ст. 5 п. 4 УПК РСФСР вследствие акта амнистии. А в 2005г. военной прокуратурой было возбужденно 47 уголовных дел по ст. 337 УК РФ, 9 из них были переквалифицированы в ходе следствия на ст. 338 УК РФ, 5 уголовных дел было приостановлено в связи с розыском обвиняемого, 7 прекращено из них по ст. 5 УПК РСФСР п. 2 (1 дело) и п. 4 (6 дел).По сравнению с самовольным оставлением части случаи дезертирства встречаются реже, это видно из данных таблицы № 2. Так в 2005г. по ст. 338 было возбужденно 3 уголовных дела, 2006г. - 3, а в 2007 - 5. Что касается приведенных выше статистических данных и выкладок, то необходимо заметить, что в ходе предварительного следствия некоторые уголовные дела как было сказано выше со ст. 337 ч. 4 УК РФ переквалифицируются на ст. 338 ч.2. УК РФ, из данных таблицы № 2 видно, что в 2005г. было переквалифицировано 6 уголовных дел со ст. 337 на ст. 338 УК РФ, 2006г. - 8, 2007г. - 9. Для того, что бы переквалифицировать ст. 337 ч. 4 на ст. 338 ч. 1 УК РФ необходимо установить цель уклонения от военной службы, т.к. это является обязательным признаком дезертирства, по которому оно отграничивается от самовольного оставления части и от не явки в срок на службу.В структуре уклонений от военной службы обращает на себя внимание преобладание случаев самовольного оставления части из-за неуставных взаимоотношений (дедовщина), из-за сокрытия самими командирами фактов не уставных отношений и уклонений от военной службы на этой почве, что у многих военнослужащих по призыву порождает чувство безнаказанности и вседозволенности и толкает их на совершение подобных преступлений. Криминологический анализ уклонений от военной службы военнослужащих по призыву свидетельствует о том, что во многом его существенному росту способствует недооценка общественной опасности рассматриваемой категории преступлений, причем, как со стороны контролирующих органов, так и правоохранительных структур Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих // Прокурорская и следственная практика № 1-2 2007г. М. С.216.Анализ состояния преступности и причин, способствующих совершению преступлений, показывает, что принимаемые командованием меры по укреплению законности и правопорядка существенного влияния на положение дел с воинской дисциплины не оказывают. Работа командования по уклонению от военной службы носит, как правило, формальный характер.Причины роста преступлений, как видно из таблиц №1 связаны с не надлежащим выполнением командирами уставных обязанностей по предупреждению, пресечению нарушений и поддержанию воинского порядка в армейских коллективах.Говоря о предупредительно - профилактических мероприятиях, которые нужно проводить в армии, чтобы уменьшить число самовольных оставлений части или места службы и дезертирства, то они должны быть, прежде всего, общесоциальными. Следует проводить минимум тех мер, без которых невозможно осуществлять социальный контроль над преступностью в Вооруженных Силах.Профилактические меры должны проводиться уже на стадии призыва и должны включать: 1) тщательное медицинское обследование, чтобы в армию попадали служить здоровые, сильные, крепкие юноши, а не больные; 2) психологический отбор; 3) направление к месту службы вместе с призывником его личного дела из РВК. В нем должны быть указаны семейное положение, образование, чем увлекается призывник, спортивная подготовка, связь с неформальной молодежной субкультурой, неплохо проводить психологические тесты на предмет общей подготовки юношей к службе в армии вообще и в «горячих точках» в частности Мацкевич И.М. Профилактические меры преступности в Вооруженных Силах. // Государство и право №4 1999. С.60.Таблица №1 Состояние, динамика самовольного оставления части или места службы и дезертирства по данным военной прокуратуры Махачкалинского гарнизона с 2005 - 2007 г.г.
годы
Ст. 337
Ст. 338
2005
2006
2007
2005
2006
2007
Возбуждено дел
37
40
47
3
3
5
Переквалифицировано А) ст.337 на ст.338;
Б) ст.338 на ст.337.
6
8
9
6
8
9
Приостановлено по ст. 195 ч. 1 УПК РСФСР, ст. 208 п.2. УПК РФ.
3
3
5
2
3
3
Прекращеноа) По ст. 5 п.2 УПК РСФСР;ст.24 п.1. УПК РФ
б) По ст. 5 п.4 УПК РСФСР;ст. 27 п.3 УПК РФ
6
4
7
2
-
1
4
4
6
2
1
2
Направлено в суд для рассмотрения у/дела
22
25
26
5
7
9
осуждено:а) к лишению свободы в исправительной колонии общего режима;б) к направлению в дисциплинарную воинскую часть;в) условно осуждены;
г) освобождены от наказания
6
7
6
2
3
3
4
3
2
2
2
3
9
8
9
1
1
2
3
7
9
-
1
1
Среди профилактических мер, которые непосредственно нужно провести в армии, чтобы снизить преступность вообще, а в частности случаи самовольного оставления части или места службы и дезертирства следует провести коренную реконструкция Вооруженных Сил, которая должна включать в себя:1) профессионализацию армии - представляется, что наиболее технически оснащенные подразделения должны быть большей частью укомплектованы военнослужащими, находящимися в Вооруженных Силах на контрактной основе с постепенным переходом на контрактную основу всех военнослужащих;2) переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в год с тем,чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих;3) повышение призывного возраста до 21 года или хотя бы до 20 лет, так как психологи утверждают, что окончательно личность человека формируется только к 21 году. Возникает очень сложная проблема. Мы даем человеку в руки оружие и приказываем выполнять боевую задачу, связанную в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, то есть с применением боевого оружия «на поражение», причем никто не задумывается о социальных и психологических последствиях для молодого человека, так как окончательно формирование его как личности еще не завершено. Во многих странах мира призывной возраст как раз равен 20-21 годам (Турция, Швеция).4) качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих.Для социальной защиты военнослужащего следовало бы:а) наладить солдатский быт; б) позаботиться об офицерском быте Военная гигиена // Сведения в области военного дела №6 1999г. С. 140; в) учесть увольнение военнослужащих из части, отпуск с выездом к месту постоянного проживания - это естественное право солдат, а не форма поощрения или наказания; г) предоставить военнослужащим срочной службы возможность откладывать свои денежные сбережения или отправлять их домой; д) должно быть надёжно защищено будущее увольняющегося военнослужащего Герасимов А.В.; Лоза Г.Г. Социальная защищенность Советского военнослужащего. - М.: Военное изда-тельство, 1991г. С. 23. Для этого за время службы у него должна быть возможность: получения высшего или специального образования. Также можно было бы сохранить и расширить льготы для поступающих в различные учебные заведения.5) законодательное регламентирование функциональных обязанностей Вооружённых СилСреди первоочередных законодательных актов необходимо принять и внести поправки в законы и уставы: - Закон об обороне (или Закон о Вооружённых Силах); Закон об альтернативной гражданской службе; Закон об уголовной ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время; Закон о военных дознавателях; Дисциплинарные и другие уставы Вооружённых Сил.6) совершенствование института офицеров-воспитателей с тем, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту. Так, 13% военнослужащих отметили, что за время их службы были периоды, когда жизнь, казалась им невыносимой и они были готовы «свести с ней счеты», при этом 11% из них не обращались за помощью, так как не верили в способность командиров помочь им. Офицеры-воспитатели должны быть тесно связаны с военкоматом, откуда призывались юноши, знакомиться с личными делами призывников. По другим данным процент не верящих в помощь командира достигает 37%.7) немедленное, реальное введение альтернативной гражданской службы. Действующее конституционное положение (п. 3 ст. 59 Конституции РФ) должно быть не декларированным, а реальным. Поскольку от человека, не желающего служить в армии трудно ожидать серьёзного отношения к своим обязанностям, и у насильственно призванного юноши спонтанно возникает чувство протеста, выражающееся в совершении какого-либо правонарушения или преступления, а именно в самовольном оставлении части или места службы, дезертирства.Мне представляется, что будущее Российской армии следует быть профессиональной. Иначе говоря, служба, как и прежде должна быть обязательной, но с условием возможного альтернативного выбора у призывника (альтернативная гражданская служба). У военнослужащих должен быть контракт с достаточно высокой оплатой их труда. Это позволит существенно повысить степень их материальной ответственности (возмещение причиненного ущерба). Уровень затрат на содержание профессиональной армии следует просчитать, но по нашему мнению, он не будет существенно превышать сегодняшний, если учитывать борьбу с «уклонистами, дезертирами», ущерб, причиняемый хищениями.2. Перестроить работу органов военной юстиции и, прежде всего военных дознавателей. С этой целью необходимо принять нормативный акт о военных дознавателях, которые должны быть подчинены по команде Министру Обороны, и выполнять функции работников милиции в Вооруженных силах Военный дознаватель должен: а) иметь юридическое образование; б) обладать навыками оперативно-следственной работы; в) быть выведенными из штатов воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с законом и направлением деятельности военной прокуратуры, выполнять все законные указания и требования прокурора и следователя Дроздов Г. Военный дознаватель: опора или подпорка? // Коммунист Вооруженных сил - 1990 № 6 С. 49..3.Необходима подготовка призывников.Для улучшения подготовки призывного контингента мы полагали бы необходимым: 1) создать единый центр по подготовке призывников с широкой сетью филиалов при РВК; 2) прекратить набор призывников негодных к службе по состоянию здоровья; 3) заранее информировать призывников о будущем месте службы и предполагаемом роде войск; 4) у призывника должен быть сознательный выбор военной службы.4.Дисциплинарная и уголовная ответственностьОтветственность военнослужащих должна быть дифференцируема, т.е. в зависимости от общественной опасности содеянного, наступивших последствий и личности правонарушителя должна наступать дисциплинарная или уголовная ответственность.В Дисциплинарный устав, на мой взгляд, необходимо ввести специальную статью об ответственности за правонарушения в сфере межличностныхотношений («дедовщина»), которая является одной из причин преступлений уклонения от военной службы и в которой следует предусмотреть достаточно суровые виды взысканий, например: а) обычный арест; б) строгий арест; в) сверхурочные работы; г) неувольнение из части и др.В Дисциплинарном уставе следует также предусмотреть ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под сферу действия уголовного закона. Кроме того необходимо продумать систему мер, позволяющих увольнять из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм. Это даст возможность успешнее бороться с фактами коррупции на самой ранней стадии ее зарождения Мацкевич И.М. Профилактические меры преступности в Вооруженных силах // Государство и право № 4 1999г. С. 61 .5.Улучшение жизнедеятельности дисциплинарных воинских частей. (ДВЧ)Для большинства потенциальных правонарушителей дисциплинарная воинская часть (ДВЧ) представляет собой серьёзную форму устрашения. Вместе с тем в ДВЧ содержатся разные правонарушители. Большинство находящихся в ДВЧ осуждены на срок до двух лет. Заметим, что все осужденные делятся на несколько категорий - лидеры, специалисты, бесконвойные (отсидевшие не менее 1/3 срока и работающие за пределами части), склонные к побегу по различным причинам (от притеснений со стороны сослуживцев до сложных семейных обстоятельств), люди с расстроенной психикой. Характерно, что в ДВЧ опять встречаются «деды» и их жертвы. Но только теперь и те, и другие имеют за плечами опыт пребывания в следственных изоляторах. Проблема предупреждений преступлений связана с проблемой перестройки деятельности ДВЧ Соколовская М. Рядовой дисбата // Семья. - 1991г. № 41. С. 8-9.Улучшение положения ДВЧ в следующем:а) законодательное закрепление положения о том, что в ДВЧ продолжают действовать воинские уставы со всеми вытекающими последствиями; б) к работе в ДВЧ должны привлекаться только профессиональные военные, включая охрану; в) в ДВЧ следует создать специальную психологическую службу по реабилитации военнослужащих - правонарушителей; г) необходим гибкий подход в вопросе о совместном отбывании наказания «дедами» и военнослужащими, которые оставили воинские части из-за их притеснений; д) освобождение из ДВЧ должно быть строго индивидуализировано Мацкевич И.М. Корыстно-насильственная преступность в вооруженных силах. (Криминологический ас-пект) // Государство и право, 1999 № 4 С. 60-62). Например, в нашей практике был случай, когда военнослужащий, осужденный по ст. 335 YK РФ к одному году службы в ДВЧ, за примерное поведение был освобожден намного раньше назначенного ему военным судом срока и прибыл обратно в туже часть, к тем военнослужащим, над которыми он издевался. Ни к чему, кроме как обострение отношений между военнослужащими, это освобождение не привело. Более того, среди других старослужащих, которые также совершали преступления, но не были пойманы и разоблачены, прибывший «дед» стал пользоваться особым «авторитетом».Криминологические проблемы предупреждения правонарушений и преступлений в сфере уклонения от военной службы представляют собой целый комплекс явлений и процессов, разрешение которых связано с реализацией различных мероприятий как внутри армии, так и за её пределами. Откладывать реализацию этих мероприятий - значит усугублять и без того шаткое положение армейских структур. Вместе с тем, предлагая некоторые направления по предупреждению правонарушений в сфере уклонений от прохождения военной службы, мы исходили из сложившихся реалий и ограничились первоочередными, но необходимыми мероприятиями, которые нужно провести в армии, чтобы снизить уровень преступлений и правонарушений, а именно - самовольных оставлений части или места службы и дезертирства Мацкевич И.М. Эминов В.Е. Общие социальные меры предупреждения преступлений // Прокурорская и следственная практика № 5 2007г. С. 170-175.Исходя из причин и условий, способствующих уклонениям от военной службы, можно выделить несколько основных направлений работы по их предупреждению. К ним относятся меры организационного, воспитательного, дисциплинарного и уголовно-правового характера.Организационно - управленческие меры. Строгое соблюдение уставных требований жизни и деятельности частей и подразделений - важнейшая организационная мера по предупреждению правонарушений среди военнослужащих. Добиться организации, дисциплины и порядка нельзя любыми методами. Это достигается организацией порядка всюду, где живут и действуют военнослужащие. Борясь за укрепление воинской дисциплины, командир должен действовать только по закону и уставу. Также строго должно соблюдаться правовое положение военнослужащих, командиры должны заботиться о здоровье, питании, материально-бытовых условиях жизни личного состава, обеспечить защиту их от «дедовщины».Важными организационно-управленческими мерами по предупреждению преступлений самовольного оставления части и дезертирства являются:- надлежащий контроль за нахождением личного состава на занятиях и работах;- контроль за законностью убытия военнослужащих в лечебные заведения, отпуска и командировки, а равно за своевременностью их возвращения в часть;- обеспечение образцового выполнения своих обязанностей лицами суточного, наряда. Использование для контроля над личным составом вечерних поверок, утренних осмотров и построения для следования на прием пищи, развода на работы и пр.;- разумную организацию досуга личного состава;- наиболее целесообразную расстановку офицеров по подразделениям, по кораблям - офицеров, мичманов, старшин;- строгий, в соответствии с уставом, порядок увольнения из расположения воинской части, корабля;- повседневный контроль со стороны командиров и начальников за обеспечением личного состава положенными видами довольствия, организацией питания и быта;- постоянную, решительную борьбу с неуставными взаимоотношениями, попустительством и безнаказанностью за эти нарушения;- искоренение самовольных отлучек, неотвратимость ответственности за каждый такой случай;- контроль за хранением печатей, бланков, увольнительных записок и отпускных билетов - надежное средство борьбы с уклонениями путем подлога,' документов или иного обмана;- предупреждение уклонений от военной службы требует тщательного медицинского освидетельствования с целью выявления военнослужащих, необоснованно призванных на военную службу по состоянию здоровья (2 раза в год),- немедленный доклад по команде об отсутствии военнослужащих в подразделении, на кораблях;- организацию розыска отсутствующего без уважительных причин военнослужащего;- охрану личных вещей оставившего часть военнослужащего, его документов, дневников, писем, записных книжек, альбомов и других предметов, поскольку, в дальнейшем они могут потребоваться для изучения мотивов и цели самостоятельного оставления части и последующих действий правонарушителя.Приведенный выше перечень мер организационного характера по предупреждению уклонений от военной службы, естественно, не является исчерпывающим. Выбор этих мер зависит от конкретной обстановки.Меры воспитательного характера. Основой воспитания личного состава в целях предупреждения уклонений от военной службы является формирование социально-полезных интересов и потребностей у военнослужащих, оказание оступившимся педагогической, психологической и социальной помощи. Этот путь является оперативным и перспективным.Важной мерой воспитательного воздействия на подчиненных является личный пример командиров и начальников в строжайшем соблюдении действующего законодательства.Раннее предупреждение преступлений возможно лишь при индивидуальном подходе к воспитуемым. Умение понять подчиненного в конкретной жизненной ситуации и предвидеть его возможное отклоняющееся поведение- ключ к выбору нужных воспитательных воздействий. А некоторая часть офицеров склонна, считать, что вся ответственность за факты уклонений от военной службы лежит на семье, школе, трудовом коллективе, ближайшем социальном окружении, где жил, рос и воспитывался военнослужащий. Не отрицая влияния неблагоприятных условий формирования личности до призыва на военную службу, следует признать, что различного рода упущения в воспитательной работе с подчиненными серьезно углубляют эти факторы. С учетом этого в предупреждении уклонений от военной службы, в проведении воспитательной работы с личным составом большое значение имеет изучение личности каждого молодого воина;- буквально в первые часы и дни после прибытия молодого пополнения в часть с ним должны проводиться обстоятельные индивидуальные беседы с заполнением специально разработанных анкет. В них обычно включаются вопросы, всесторонне характеризующие личность матроса, его наклонности, увлечения, и т. д.;- командиры кораблей, подразделений, их помощники по работе с личным составом устанавливают контакты с родителями, которых просят сообщить те или иные данные об их сыне. При необходимости могут запрашиваться нужные сведения из соответствующих учреждений;Успех воспитательной работы во многом зависит от того, насколько полно и всесторонне начальники знают своих подчиненных.При проведении воспитательной работы с молодыми воинами необходимо учитывать, что начало военной службы -- самый трудный период в жизни военнослужащего. Психологические особенности адаптации к военной службе, оторванность от семьи, близких, друзей и другие факторы требуют коренной ломки прежних форм поведения и формирования новых отношений, привычек и навыков. Нередко к молодым войнам проявляется предвзятое отношение, допускаются придирки, повышенная строгость и т. д., что и является одной из причин самовольного оставления части или места службы, дезертирства. Не случайно, поэтому на первый период военной службы приходится наибольшее число уклонений от военной службы, связанных с нежеланием выполнять свой воинский долг, переносить тяготы военной службы в данной части, на корабле.Следует учитывать и некоторые особенности лиц, совершающих уклонения от военной службы путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана. У них выражены такие свойства, как лживость, нечестность, стремление к разного рода ухищрениям.Антиобщественное поведение военнослужащего проявляется в форме, казалось бы, незначительных вначале проступков. Поэтому и предупреждение уклонений должно начинаться с фиксации и принятия мер воздействия за отдельные проступки. Ими могут быть случаи кратковременного ухода из части, опозданий из увольнений.Формы воспитательного воздействия в этих случаях на военнослужащего, допустившего такое нарушение, могут быть различны. Наиболее распространенными из них, являются:- индивидуальные беседы с военнослужащими. Убеждение их в общественной опасности подобных правонарушений и в необходимости строгого соблюдения требований закона и воинских уставов;- вовлечение в общественную деятельность, в занятие спортом, в художественную самодеятельность и т. д.;- обсуждение нарушителей на собраниях военнослужащих, офицерском собрании;- разъяснение требований законов об уголовной ответственности за воинские преступления.Одним из направлений в работе по предупреждению уклонений от военной службы является правильное использование начальниками всех степеней предоставленной им дисциплинарной власти.Меры дисциплинарного воздействия могут применяться в сочетании с другими формами воспитательной работы. Действенность дисциплинарного взыскания зависит от того, насколько обоснованно и справедливо оно применено.Меры уголовно - правового характера. Использование мер уголовно-правового воздействия к лицам, совершившим уклонения от военной службы, является следующим направлением работы в их предупреждении. Сами по себе эти меры не устраняют социальных и других причин преступного поведения. Они лишь влияют на психику людей, стимулируют должное поведение человека, под угрозой наказания удерживают его от преступлений и других правонарушений. За совершение преступления виновный должен нести личную уголовную ответственность. Ее нельзя перекладывать на командиров и начальников, провоцируя их к укрывательству преступлений. Командир тоже должен нести ответственность за прямые упущения по службе, которые реально способствовали совершению преступных деяний подчиненными.Эффективность предупреждения новых преступлений с помощью уголовно-правовых средств зависит от содержания уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности и качеству работы органов военной юстиции.Меры уголовно-правового воздействия также во многом зависят от того, насколько оперативно организованы розыск и задержание военнослужащих, совершивших дезертирство, самовольное оставление части или места службы, от своевременного возбуждения уголовного дела, его расследования и принятия законного решения.Важным средством предупреждения уклонений от военной службы является вынесение военным прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона. Основанием для предостережения являются достоверные сведения о реальной подготовке должностным лицам, например, к самовольному оставлению части или дезертирству. При этом военнослужащий, которому сделано предостережение, не освобождается от дисциплинарной ответственности.Профилактическая работа по предупреждению преступлений среди военнослужащих не исчерпывается этим. Важно, чтобы предупредительная работа была конкретной. Ее необходимо строить на повседневном изучении причин и условий правонарушений и преступлений в войсках. Они изменчивы. Адекватно их изменениям должна меняться и профилактическая работа. Только при осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мер предупреждения преступлений можно рассчитывать на определенные успехи.Борьба с правонарушениями должна.вестись комплексными методами на постоянной основе с привлечением достижений таких наук как социология, педагогика, психология, психиатрия, криминология, криминалистика уголовное, уголовно-исполнительное право и др. Так же с военнослужащими по призыву, командиры взводов, рот должны проводить доверительные беседы, чтобы устранить случаи самовольного оставления части или места службы и дезертирства ими.Задача предупреждения уклонений от несения военной службы может быть успешно решена на основе комплексного воздействия всех средств, приемов и методов, которые имеются в распоряжении командиров, их помощников по работе с личным составом, воинских коллективов, общественности.Вскрывая причины и условия преступности, на всех ее уровнях, криминология указывает на характер и направления необходимых профилактических мер, которые нужно провести в армии, чтобы снизить уровень самовольного оставления части или места службы и дезертирства.ЗаключениеДезертирство - явление военной жизни, проходящее через всю историю. Причины его в различные эпохи различны, но общими всегда были: стремление избежать опасности в момент боя, тяжелые условия службы, неразвитое чувство долга, притеснения со стороны начальников и др. лиц и т.п. Древние египтяне бежавшим во время сражения обрезали язык. Греки лишали дезертиров почетных должностей, одевали в постыдное платье, брили им половину головы и в таком виде выставляли в течение 3-х дней на торговой площади; за беглого спартанца, как человека бесчестного, не могла выйти замуж ни одна девушка. В Риме за побег полагалась смертная казнь и конфискация имущества. Древние германцы вешали дезертиров на дереве, как изменников, но иногда ограничивались обрезанием носа, ушей, языка или выкалыванием глаз. Изучение этого негативного социального явления явилось целью написания настоящей работы. Проведенные исследования в дипломной работе позволяют сделать следующие выводы общетеоретического характера:«Защита Отечества является долгом гражданина Российской Федерации», и военнослужащий, призванный на военную службу, должен отслужить ее в течение, установленного Законом срока в той воинской части, куда он направлен соответствующим командованием, не оставлять расположение части или места службы без разрешения начальника, быть в любой момент готовым к выполнению своего воинского долга. Абсолютное большинство воинов армии и флота строго соблюдают установленный порядок прохождения службы. Однако отдельные военнослужащие нарушают этот порядок, совершают самовольное оставление части или место службы, или вовсе уклоняются от прохождения военной службы.Посягательство на установленный порядок прохождения военной службы представляет серьезную общественную опасность, так как военная служба - особый вид государственной службы, предназначенный для защиты Отечества, а такие правонарушения и преступления, как самовольное оставление части или места службы и дезертирство ослабляют боевую готовность частей и подразделений, отрицательно влияют на морально-психологический климат в воинских коллективах. Кроме того, они нередко создают почву для совершения других воинских или общеуголовных преступлений (хищение, хулиганство, нарушение правил караульной или внутренней службы и т.д.) или сопровождаются ими. Также на преступность военнослужащих влияет строгая организация их жизни, быта, неуставные взаимоотношения между военнослужащими, жесткий уставный контроль, необеспеченность предметами первой необходимости и мн. др. факторы о которых было сказано выше. Исходя из проведенных уголовно-правовых и криминологических исследований, можно сделать такой вывод, что причины уклонения от военной службы лежат в двух плоскостях.Во-первых, они находятся за пределами действия Вооруженных Сил (в обществе), когда некоторые военнослужащие приходят в армию с нежеланием служить в ней. Следовательно, от военнослужащего трудно ожидать какого-либо серьезного отношения к своим обязанностям, и также у насильственно призванного юноши спонтанно возникает чувство протеста, выражающиеся впоследствии в самовольном оставлении части или вовсе в уклонении от военной службы.Во-вторых, причины кроются в самих Вооруженных Силах, когда у военнослужащих появляется желание, по тем или иным причинам, о которых было сказано выше, самоволью оставить часть или дезертировать.Для того, чтобы уменьшить такие преступления, необходимо наряду с профилактическими мерами информационно-воспитательного характера решать этот вопрос на государственном уровне, то есть стремиться к тому, чтобы армия у нас была профессиональной, на контрактной основе. Тогда у военнослужащих не возникнет желания самовольно оставить часть или вовсе уклониться от прохождения военной службы, так как за службу в армии он будет получать стабильный доход. Да и у работников военной прокуратуры поубавится, работы, ведь у следователей военной прокуратуры чуть ли не каждое третье, четвертое уголовное дело связано с беглецами из армии.В дипломной работе мы попытались проанализировать состояние, динамику преступлений - самовольного оставления части или места службы и дезертирства, сравнить эти два состава преступлений, выявить, в чем их сходство, а в чем различие. Подробно осветила те причины и условия, которые оказывают негативное влияние на состояние преступности в Вооруженных Силах, а также профилактическую работу, которая должна вестись по предупреждению преступлений среди военнослужащих, но они не исчерпываются этими мерами. Важно, чтобы предупредительная работа была конкретной, а не на словах. Только при осуществлении комплексных мер можно рассчитывать на то, что случаи правонарушений и преступлений, связанные с самовольным оставлением части или место службы и дезертирством сократятся.БиблиографияНормативная литература:1. Конституция РФ 1993. - М., 1996.2. Уголовный кодекс РФ 1996.- М., 1999.3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960. - М., 1999.4. Уголовно-процессуальный кодек РФ от 29 мая 2007 г. - М.,2007.5. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ М. Военная издательство - М.1994.6. Закон «О статусе военнослужащих» 2000., - М. 2005.7. Бюллетень управления военных судов № 2 (174) - М., Военное издательство 2001г.8. Бюллетень военной коллегии Верховного Суда РФ № 5 (321) - М., Военное издательство 2000.Специальная литература:1. Андреев Г., Смирнов А., Мухин В. «Кто пойдет в профи»? // Армия 2006, №1.2. Ахметшин Х.М. Преступления против порядка прохождения военной службы. (Военно-уголовное законодательство) - М., 2006.3. Ахметшин Х.М. Воинские преступления - М., 1993.4. Военная гигиена // Сведения в области военного дела 1999, № 6.5. Герасимов А.В., Лоза Г.Г. Социальная защищенность советского военнослужащего в Вооруженных.силах - М., Военное издательство 1991. 6. Захарьяш Э.С. Некоторые рекомендации командирам частей, кораблей, помощникам по работе с личным составом в организации работы по предупреждению уклонений от военной службы. - Астрахань, 1993.7. Криминология под. ред. Кудрявцева, Эминова - М., 1995.8. Криминология под. ред. Карпеца И.И., Эминова - М., 1992.9. Курс советской криминологии под. ред. Кудрявцева, Карпеца - М., 1985. 17-Криминалистика. Методика расследования отдельных видов воинских преступлений М. 1993. 10. ЛунеевВ.В. Преступность XX века -.,1999.11. Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих // Прокурорская и следственная практика 2006, № 1-2.12. Мацкевич И.М. Корыстно-насильственная преступность в Вооруженных Силах (Криминологический аспект) // Государство и право 1999, №413. Мацкевич И.М. Причины и условия преступности военнослужащих (по материалам криминологического исследования) // Правоведение 2005, №2.14. Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Общие социальные меры предупреждения преступности // Прокурорская и следственная практика 2007, № 515. Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. - М. 1999.16. Преступления против военной службы. Учебник для вузов. Под редакцией кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации, заместителя председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя Военной коллегии Н.А. Петухова. М., НОРМА-ИНФРА-М, 2007 г.,17. Пьяная вечерня // Московский комсомолец, 2006, 18 августа.18. Соколовская М. Рядовой дисбат // Семья № 41, 1991.19. Следствие продолжается со всем тщанием // Коммерсант, 1993, 31марта.20. Тер-Акопов А.А.. Правовые основания ответственности за воинские преступления. Докт. дис. М., 1982 г.21. Тер-Акопов А.А. Военно-уголовное законодательство. - М. 2006.22. Тер-Акопов А.А. Воинские преступления. М. 1993.23. Уколов А.Т. Преступления против военной службы (Военно-уголовное законодательство РФ). - М. 2006.24. Фокс В. Введение в криминологию. - М. 1985.25. Хаберт К.В. Причины и предупреждение наркотизма в Вооруженных силах РФ: Автореф. канд. дисс. - М. 1999.Практические данные:26. Архивные данные военной прокуратуры Махачкалинского гарнизона за 2005-2007 гг.27. Статистические данные военной прокуратуры Махачкалинского гарнизона за 2005-2007 гг.