p align="left">Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" отметил, что об устойчивости банды могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3. С. 2..
Предварительная объединенность членов организованной группы означает, что ее участники не просто договорились о совместном совершении преступления, что характерно для группы лиц по предварительному сговору, но достигли субъективной и объективной общности в целях совместного совершения одного, чаще нескольких преступлений, причем нередко разнородных.
Исходя из существующего мнения о том, что экономические преступления в наибольшей степени подвержены организованным преступным формам Морозов А.Г. Преступления в сфере авторских и смежных прав: общественная опасность и правила квалификации. Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород., 2003. С. 104., следует обратить внимание на признаки организованной группы, указанные в ст. 174, 174.1 УК РФ.
Так, выработанные наукой уголовного права признаки организованной группы (устойчивость и организованность) все же не имеют четких критериев, позволяющих безошибочно констатировать в действиях группы не просто предварительный сговор, а такую согласованность действий и устойчивость существования, которая свидетельствует о сложной форме соучастия. И, в частности, это касается рассматриваемых нами деяний.
Следует отметить, что анализ уголовных дел, возбужденных по ч. 4 ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ, показал, что квалификация деяний по признаку организованной группы сводится к тому, что правоохранительные органы под признаком организованности понимают организацию деятельности юридического лица, осуществляющего операции по легализации: штатный состав, полномочия и т.п. При этом под устойчивостью понимается длительность существования самой фирмы.
Такую практику необходимо признать неправильной, так как любая предпринимательская, экономическая деятельность должна и носит организованный характер (штат сотрудников; устойчивые, профессиональные связи; наличие начальника-организатора и работников-исполнителей; длительное время существования и т.п.). Организованной группой, по смыслу ч. 4 ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует считать только такую группу, которая организовалась не просто в рамках хозяйствующего субъекта для достижения экономических целей, а образовался ее стабильный состав, с тесными взаимосвязями между членами и т.п. для достижения единой цели - отмывания доходов. Группа лиц в соответствии с данной нормой УК РФ будет считаться организованной не потому, что сама легализация (операции) совершалась в организованном хозяйственном коллективе, а потому, что в рамках существующего коллектива образовалась группа лиц с признаками организации исключительно для совершения преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ.
Так, некие гр-не были признаны виновными в незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) и легализации преступно добытого имущества (ст. 174 УК РФ). Организовавшись в группу, они перерабатывали незаконно добытую древесину на арендованной им пилораме в колхозе "Мир" Максатихинского района Тверской области и реализовывали пиломатериалы третьим лицам. В преступной группе имелось четкое распределение ролей: организаторы, обладавшие необходимыми навыками, исполнители, "подсобные рабочие", "экспедиторы" и даже кассиры, выплачивающие прибыль от реализации незаконно добытой древесины каждому члену. Группа действовала очень сплоченно достаточно продолжительное время. У них имелись радиостанции, необходимый автотранспорт и различные орудия преступлений. Совершению преступлений способствовало наличие разветвленной сети незаконно образованных пилорам, на которые для переработки доставлялась самовольно заготовленная древесина http://www.afanasy.biz/news.php..
Поэтому такие признаки организованной группы, как устойчивость и организованность, должны рассматриваться вне зависимости от направленности на экономическую деятельность конкретного хозяйствующего субъекта. В частности, недопустимо относить сам факт длительного времени существования организации, осуществляющей отмывание доходов, или наличие в ней устойчивых иерархических связей к признакам преступной организованной группы, если, например, финансовая операция по легализации денежных средств или иного имущества была совершена руководством и сотрудниками такой организации в рамках и наряду с их текущей (обычной) правомерной деятельностью.
Рассмотрим признаки субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Во время действия первой редакции ст. 174 УК РФ (до 1 февраля 2002 г.) большинство авторов указывали, что легализация может быть совершена только с прямым умыслом. Исключение составил, например, П.С. Яни, допускавший наличие и косвенного умысла Яни П.С. Уголовная ответственность за легализацию имущества, приобретенного незаконным путем // Право и экономика. 2008. № 1. С. 34.. После того как с 1 февраля 2002 г. в ст. 174 УК РФ появилось указание на цель действий виновного, квалификация по ней стала возможна только в том случае, если виновный действовал с прямым умыслом.
Прямой умысел при легализации означает, что лицо, совершая финансовые операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, осознает общественную опасность и противоправный характер своих действий, предвидит общественную опасность своих действий и желает их совершить.
Однако в юридической литературе в последнее время были высказаны точки зрения, авторы которых оспаривают распространенное в теории и практике мнение о возможности совершения преступления в сфере экономической деятельности только с прямым умыслом. Так, Л.Л. Кругликов указывает, что вопрос о форме вины относительно деяний, описанных в гл. 22 и 23 УК РФ, "небесспорен" Кругликов Л.Л., Дулатбеков Н.О. Экономические преступления (вопросы дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания) М., Норма. 2001. С. 77.. Ю.П. Гармаев, анализируя субъективную сторону невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), отмечает возможность наличия и косвенного умысла Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М., Юрлитинформ. 2001. С. 80..
В ч. 1 ст. 174 УК РФ указано, что лицо, совершающее финансовую операцию или другую сделку с денежными средствами или иным имуществом, должно заведомо знать об их преступном происхождении.
"Заведомость" означает, что лицу было достоверно известно о преступном пути их приобретения другими лицами. О преступном пути приобретения виновный может узнать как от самих "приобретателей", так и догадаться, исходя из количественных и качественных характеристик предметов легализации, обстоятельств передачи ему денежных средств или иного имущества и т.п.
Этимологически слово "заведомый" означает "хорошо известный, несомненный (о чем-нибудь отрицательном)" Ожегов С.И. Указ. соч. С. 66. и произошло от слова "ведать" (устар.) - "знать" Там же. С. 123..
Решающее значение для понимания заведомости имеет общеотраслевая правовая презумпция знания закона, предполагающая, что "лицо знало о противоправности совершаемого им деяния, которое как общественно опасное запрещено под угрозой наказания опубликованным и действующим уголовным законом, и в силу этого оно подлежит уголовной ответственности" Там же. С. 80.. Презумпция означает, что факт признается существующим, пока не доказано обратное Мурадьян О.М. Истина как проблема судебного права. М., Былина. 2002. С. 43..
Л.Л. Кругликов отмечает, что действующее уголовное законодательство исходит из бесспорности знания гражданами уголовно-правовых запретов (неопровержимости презумпции) Кругликов Л.Л. О средствах законодательной техники в уголовном праве // Проблемы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Ярославль., 1996. С. 118.. Приведенные высказывания имеют непосредственное отношение и для понимания "заведомости" при легализации.
Так, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вступил в действие 1 февраля 2002 г. и был надлежащим образом опубликован. Презюмируется, что с этого момента он стал известен всем без исключения гражданам и возможные ссылки на его незнание будут несостоятельными. Указанным Законом регламентируется, какие конкретно финансовые операции или другие сделки считаются подозрительными и подлежат обязательному контролю. Поэтому презюмируется, что противоправность их совершения заведомо осознается всеми без исключения гражданами.
В рамках рассмотрения проблем квалификации деяний, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, по субъективным признакам важным вопросом, требующим единообразного толкования, является определение понятия "легализация (отмывание)" как цели придания законности доходам при совершении финансовых операций применительно к ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Рабочее определение отмывания денег было дано Ассамблеей Генерального Секретариата Интерпола в 1995 г. как любое действие или покушение на совершение действия, сопряженное с сокрытием или маскировкой отождествления незаконно полученных доходов с доходами из легитимных источников. В "Экономическом словаре" отмывание денег определяется как "многоступенчатый процесс превращения денежных средств, полученных преступным путем, в деньги, имеющие легитимные формы и источники их происхождения" Багудина Е.Г. Экономический словарь М., ТК "Велби". 2004. С. 314..
Содержание действий по "легализации" определено в ст. 3 Закона о легализации: это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Видимо, именно это значение придавал законодатель легализации, устанавливая соответствующий уголовно-правовой запрет. Однако анализ диспозиций указанных статей УК РФ показывает, что прямое указание на необходимость придания правомерного вида отмытым доходам содержится только в ст. 174 УК РФ. Хотя в ст. 174.1 УК РФ речь и идет о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В этой связи следует признать, что специальная цель отмывания - легализация доходов присутствует и обязательна при квалификации деяний по ст. 174.1 УК РФ, так как без наличия указанной цели состав преступления будет отсутствовать.
В этой связи показательны результаты опроса, где половина опрошенных (51%) отметила неясность наличия специальной цели - придание правомерного вида владению в ст. 174.1 УК РФ (совершение легализации преступных доходов, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Поэтому на практике нередко возникают серьезные затруднения, когда лицо совершало сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными в результате совершения им преступления. В частности, из анализа уголовных дел видно, что основаниями для привлечения к уголовной ответственности по ст. 174.1 УК РФ у следователей были различные основные преступления. Можно сделать вывод, что существующая на сегодняшнее время судебно-следственная практика позволяет привлекать к уголовной ответственности по ст. 174.1 УК РФ всех лиц, совершивших основное преступление, связанное с приобретением денежных средств или иного имущества, и любым способом им распорядившихся.
Зачастую при доказывании виновности обвиняемого следователи уделяют внимание лишь фиксации самого факта совершения действий, составляющих объективную сторону ст. 174 и 174.1 УК РФ, без конкретизации обстоятельств, свидетельствующих о намерении придать легальный статус денежным средствам или иному имуществу Расследование преступлений в сфере экономики: Сборник методических рекомендаций. М., ВНИИ МВД России. 2005. С. 67..
Именно таким путем идут следователи, признавая легализацией покупку на денежные средства, приобретенные преступным путем, автомобилей, квартир и т.п. при фактическом отсутствии действий по отмыванию Расследование преступлений в сфере экономики: Сборник методических рекомендаций. М., ВНИИ МВД России. 2005. С. 61..
Вместе с тем и в Постановлении Пленума ВС РФ нет четких рекомендаций судам по этому поводу. В нем говорится, что доказывание цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступно полученными денежными средствами или иным имуществом относится только к ст. 174 УК РФ.
Из данных опроса наркополицейских стало известно, что в подобных первому случаях действия лиц они квалифицируют как преступления, предусмотренные ст. 174.1 УК РФ, например, когда наркодилер, получив деньги от сбытого наркотика, приобретал на них пачку сигарет.
Приведем еще один пример. Верховным судом Бурятии осуждены лица, входившие в таджикскую группировку, занимавшуюся продажей наркотиков, деньги от сбыта которых они легализовывали. В частности, на полученные от продажи наркотиков деньги гр-н Я. и его сожительница купили автомобиль ВАЗ-21061, двухкомнатную квартиру, ювелирные изделия, телерадиотехнику, мебель, часть обменяли на иностранную валюту http://www.infpol.ru..
В отличие от ст. 174.1 УК РФ в диспозиции ст. 174 УК РФ указывается, что ответственность за легализацию преступно приобретенного имущества, денежных средств другими лицами наступает, когда осуществление финансовых операций и сделок совершается "в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом".
Такое положение следует признать недостатком конструкции данного состава преступления, и в первую очередь потому, что такие деяния без приведенной выше цели назвать отмыванием в смысле Закона о легализации доходов нельзя.
Выводы по 2 главе
Рассмотрев и проанализировав вопросы, связанные с анализом легализации (отмывания) преступных доходов, представляется возможным сделать следующие выводы.
1. Предмет легализации не обоснован, но разделен на "денежные средства" и "иное имущество", так как термин "имущество" охватывает и "деньги". Вместе с тем нынешнее законодательное определение предмета легализации не охватывает "права на имущество", что следует признать недостатком.
2. Приобретение легализуемых денежных средств или иного имущества предлагается считать преступным не с момента вступления в законную силу приговора суда в отношении лица, совершившего первоначальное преступление, а с того момента, когда правоохранительным органом будут получены данные, указывающие на наличие в действиях лица признаков основного состава преступления.
3. В составе преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, содержится два самостоятельных состава. Признаки состава первого преступления (объективные и субъективные) характеризуют признак второго преступления - предмет (легализованные доходы), причем при отсутствии наличия всех признаков основного преступления нельзя определить преступность предмета легализации, что и будет свидетельствовать об отсутствии в деянии по отмыванию денег признаков дополнительного преступления.
4. Исключение из предмета легализации денежных средств, приобретенных в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 193 и 199.1 УК РФ, является необоснованным. В ст. 174 и 174.1 УК РФ следует оставить упоминание только о четырех статьях - 194, 198, 199 и 199.2 УК РФ, исключив ст. 199.1 УК РФ, а ст. 193 УК РФ "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" вообще декриминализировать.
5. В ст. 174 и 174.1 УК РФ следует установить минимальный размер суммы финансовой сделки и распространить его на действия, связанные с использованием денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 174.1 УК РФ).
6. Указание в диспозициях ст. 174 и 174.1 УК РФ на "финансовую операцию" или "другую сделку" во множественном числе и объединение их при этом соединительным союзом "и" следует признать законодательной ошибкой. Именно в этом значении следует толковать диспозиции указанных статей - признавать уголовно наказуемым совершение не только нескольких действий по легализации, но и одного.
7.Сам факт совершения финансовой операции или иной сделки либо использование приобретенных от преступления доходов в предпринимательской или иной экономической деятельности не должно считаться легализацией, если при этом отсутствует признак "придания правомерного вида" приобретенным доходам. Суть легализации для преступника заключается в том, чтобы предпринять все усилия, направленные на затруднение выявления преступного происхождения денежных средств или иного имущества (доходов) и создание для себя или иных лиц таких условий сокрытия подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, которые позволяют считать эти доходы полученными правомерным путем. Доказывание такой специальной цели относится не только к ст. 174, но и к ст. 174.1 УК РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ вопросов, связанных с комплексной разработкой социально-правовых проблем противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, определения и обоснования уголовно-правовых и иных мер противодействия нарушениям в данной сфере, выработкой научно-практических предложений по использованию и совершенствованию механизма обеспечения охраны (защиты) прав и законных интересов граждан, общества и государства, позволяет сделать ряд следующих выводов и научно-практических рекомендаций.
1. К целям уголовного законодательства по борьбе с отмыванием доходов, приобретенных преступным путем, относятся:
а) определение пределов действия норм уголовного права в сфере экономической деятельности;
б) установление объективных признаков уголовно наказуемых деяний в данной сфере, учитывая бланкетность ст. 174, 174.1 УК РФ;
в) закрепление таких видов и размера наказаний, которые обусловлены общественной опасностью данного преступления.
2. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокоэффективный вид незаконного получения доходов. Общественная опасность отмывания криминальных доходов определяется тем, что она усложняет выявление и преследование основных (предикатных) корыстных преступлений, а также изъятие доходов от преступной деятельности.
3. Этапы совершенствования мер уголовно-правовой борьбы с отмыванием доходов в России:
- первый - введение в действие УК РФ (1 января 1997 г.);
- второй - вступление в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (с 1 февраля 2002 г.), изменившего редакцию ст. 174 УК РФ и включившего в уголовный закон новый состав преступления по легализации доходов - ст. 174.1 УК РФ;
- третий - изменение редакции указанных статей Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ;
- четвертый - опубликование Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23.
4. Уголовно-правовая борьба с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, обусловлена:
- необходимостью защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от криминальных капиталов;
- вредоносностью подобных деяний, обусловленной высокой степенью причинения вреда хозяйствующим субъектам, а также экономическим и политическим интересам государства;
- невозможностью противодействия легализации доходов в полной мере только гражданско-правовыми и административными методами;
- соблюдением принципов Устава Организации Объединенных Наций, касающихся поддержания международного мира и безопасности;
- международно-правовыми обязательствами Российской Федерации о борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
5. Общественная опасность деяний, направленных на легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, выступает содержательной стороной и главным определяющим критерием социально-экономической обусловленности установления уголовной ответственности за совершение финансовых операций с доходами, приобретенными преступным путем, в целях сокрытия или искажения подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность.
а) принципы криминализации: общественная необходимость, социально-психологическая адекватность, логико-юридическая адекватность нормы, политическая допустимость и целесообразность криминализации;
б) факторы криминализации: конституционные положения о единстве экономического пространства; международно-правовые обязательства России по осуществлению государственного контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю; гармонизация российского уголовного законодательства с нормами международного права и уголовным законодательством зарубежных стран; процессуальная осуществимость предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с легализацией преступных доходов; неизбыточность запрета; адекватность наказания; единство терминологии;
в) этапы криминализации: возникновение устойчивой потребности в формулировании уголовно-правового запрета на совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем; выявление и систематизация уголовно-правовых представлений, понятий, терминов и оценок относительно уголовно наказуемых форм поведения в сфере совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом; формулирование социально-правовых представлений, понятий, терминов и оценок в уголовно-правовых конструкциях - нормах уголовного закона.
7. Проблема легализации (отмывания) преступных доходов превратилась за последние годы в международную. При этом мировое сообщество признает, что отмывание доходов, полученных в результате преступной деятельности, стала глобальной угрозой экономической безопасности, в связи с чем от государств требуется принятие согласованных мер борьбы с этой общественно опасной деятельностью как на национальном, так и на международном уровне.
8. Основным непосредственным объектом являются отношения, возникающие в процессе регламентированной деятельности органов государственной власти (судебных, прокуратуры, предварительного следствия) по осуществлению задач правосудия в установлении действительного источника происхождения преступно добытого имущества.
Дополнительный непосредственный объект - общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, предпринимательства и кредитно-денежного обращения. Так, активы, полученные преступным путем, имеют равную охрану законом с активами, имеющими легальное происхождение. С позиции экономико-правового анализа, издержки (расходы) на получение единицы активов в последнем случае гораздо выше, поэтому нарушаются основополагающие принципы, в том числе равенства участников экономических отношений, свободы конкуренции, следовательно, вред причиняется рыночной экономической деятельности как системе отношений участников гражданского оборота.
Факультативный непосредственный объект - деятельность международных финансовых институтов, международные экономические отношения, основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения в международной экономической деятельности.
9. По отношению к предмету преступления, предусмотренного ст. 174 и 174.1 УК РФ, целесообразнее использовать обобщающий термин - "доход", включающий в соответствии с рядом международно-правовых соглашений любую материальную выгоду, полученную в результате совершения уголовных правонарушений (эта выгода может включать имущество любого вида).
10. Приобретение легализуемых денежных средств или иного имущества предлагается считать преступным с того момента, когда правоохранительным органом будут получены данные, указывающие на наличие в действиях лица признаков основного состава преступления.
11. В ст. 174 и 174.1 УК РФ следует оставить упоминание только о четырех статьях - 194, 198, 199 и 199.2 УК РФ, исключив ст. 199.1 УК РФ, а ст. 193 УК РФ "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" - декриминализировать.
12. Наличие "нулевого" размера легализованных доходов в УК РФ неизбежно ведет к повышению уровня латентности данного вида преступлений, отрицается такой важный принцип уголовной политики, как неотвратимость наказания, дискредитируется деятельность в целом всех государственных органов, призванных обеспечивать финансовую безопасность нашего государства.
13. Под финансовыми операциями независимо от формы и способа их совершения следует понимать осуществляемые физическими и юридическими лицами:
- операции независимо от формы и способа их осуществления, направленные на поступление, движение, хранение, выдачу и конвертацию денежных средств (в наличной или безналичной форме), ценных бумаг и платежных документов;
- сделки с денежными средствами, ценными бумагами и платежными документами, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
14. Организованной группой по смыслу ч. 4 ст. 174 и 174.1 УК РФ предлагается считать только такую группу, которая сорганизовалась не просто в рамках хозяйствующего субъекта для достижения экономических целей, а образовался ее стабильный состав, с тесными взаимосвязями между членами и т.п. для достижения единой цели - отмывания доходов.
15. Специальная цель отмывания - легализация доходов присутствует и обязательна при квалификации деяний по ст. 174.1 УК РФ, так как без наличия указанной цели состава преступления по легализации не будет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВI. Нормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации. М., Кодекс. 1995. - 114 с.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 14.02.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.2954.3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.4. Федеральный закон от 28.05.2001 г. № 62-ФЗ "О ратификации конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2280.5. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.6. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 121-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона "о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3424.7. Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (в ред. от 29.03.2006) // Вестник Банка России. 2004. № 29. С.31.8. Конвенция Организации Объединенных Наций от 15.11.2000 г. Против транснациональной организованной преступности // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.II. Научная литература и материалы периодической печати9. Алешин К.Н. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как преступление международного характера. СПб., Центр-Пресс. 2004. - 432 с.10. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Теоретические основы изучения проблемы легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. Домодедово., 2002. - 432 с.11. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем: Дис. ... докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ. 2001. - 412 с.12. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения // Бухгалтерский учет. 2002. № 2. С. 34.13. Босхолов А.С. Уголовная ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск., 2005. - 42 с.14. Васин Ю.Г. Выступление на заседании круглого стола на тему "Проблемы борьбы с отмыванием денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем" // Государство и право. 2001. № 2. С. 18.15. Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М., Юрлитинформ. 2001. - 318 с.16. Гасников К.Д. Применение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем // Журнал российского права. 2007. № 10. С. 17.17. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступление в сфере экономической деятельности. М., ЮрИнфоР. 1998. - 432 с.18. Гвоздева Д. Действие рождает противодействие // Бизнес-адвокат. 2007. № 12. С. 16.19. Голикова Л. Офшоры европейской сборки // Коммерсантъ-Деньги. 2003. № 4. С. 34.20. Горелов А. Легализация преступно приобретенного имущества: проблемы квалификации // Уголовное право. 2003. № 4. С. 87.21. Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск., 1998. - 364 с.22. Дробот С.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем: Дис. ... канд. юрид. наук. М., Московская академия МВД России. 2000. - 236 с.23. Журавлев М.П., Журавлева Е.М. Ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: закон и судебная практика // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 42.24. Иванов Н. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. // Российская юстиция. 2007. № 7. С. 19.25. Кадовик Е.И., Арутюнов А.А. Организованная группа, преступное сообщество и легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем // Юридический мир. 2007. № 4. С. 54.26. Камынин И. Новое законодательство о борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Законность. 2001. № 11. С. 26.27. Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. М., БЕК. 1996. - 432 с.28. Клепицкий И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. 2008. № 2. С. 45.29. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., Статут. 2005. - 652 с.30. Коваленко А.А. Уголовно-правовая охрана авторских и смежных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. - 218 с.31. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное). / Отв. ред. Садиков О.Н. М., Инфра-М. 2005. - 768 с.32. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. Радченко В.И. М., Юридическая литература. 1994. - 598 с.33. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общей ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. М., Инфра-М-Норма. 2000. - 678 с.34. Коротков А., Гусев О., Завидов Б., Попов И. Легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем // ЭЖ-Юрист. 2008. № 3. С. 9.35. Крепышева С.К. Формирование прогностической методики расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2001. - 264 с.36. Кужиков В.Н. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. М., Юнити. 2002. - 318 с.37. Кудрявцев В.Н. Криминализация: оптимальные модели // Уголовное право в борьбе с преступностью. М., Юристъ. 1995. - 452 с.38. Кругликов Л.Л., Дулатбеков Н.О. Экономические преступления (вопросы дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания) М., Норма. 2001. - 468 с.39. Кругликов Л.Л. О средствах законодательной техники в уголовном праве // Проблемы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Ярославль., 1996. С. 118.40. Лопашенко Н.А. Глава 22 Уголовного кодекса нуждается в совершенствовании // Государство и право. 2007. № 12. С. 75.41. Максимов С.В. "Грязные" деньги в России. // Юрист. 2008. № 1. С. 47.42. Мальцев В.В. О законодательных мерах повышения эффективности противодействия экономическим преступлениям // Экономические правонарушения: история, состояние, проблемы борьбы: Материалы международной научно-практической конференции. Москва., 18-19 апреля 2002 г. - 418 с.43. Михайлов В.И. Криминологические особенности и юридический анализ легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем // Законодательство. 2007. № 1. С. 23.44. Морозов А.Г. Преступления в сфере авторских и смежных прав: общественная опасность и правила квалификации. Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород., 2003. - 216 с.45. Мурадьян О.М. Истина как проблема судебного права. М., Былина. 2002. - 418 с.46. Никулина В.А. Отмывание "грязных" денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М., Юрлитинформ. 2001. - 468 с.47. Новое об экономических преступлениях. Уголовно-правовой анализ: Научно-практическое пособие / Под общ. ред. Куриева И.Н. М., Приор-издат. 2007. - 542 с.48. Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: Монография. М., Российская криминологическая ассоциация. 2003. - 516 с.49. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Громова Н.А. М., ГроссМедиа. 2007. - 716 с.50. Прокофьева Т.В., Смагина А.В. Некоторые аспекты противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Российский судья. 2007. № 1. С. 21.51. Прошунин М. Отмывание: контроль ужесточается // ЭЖ-Юрист. 2007. № 14. С. 7.52. Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 20.53. Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики. М., Юрайт. 2008. - 462 с.54. Третьяков И.Л. О законодательном регулировании вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Законодательство и экономика. 2004. № 4. С. 23.55. Уголовный кодекс РСФСР. Постатейный комментарий / Сос. Карницкий Д., Рогинский Г., Строгович М. Издание пятое. М., Юрлитиздат. 1932. - 562 с.56. Хамараев В. Отсрочка для "прачечных" // Политика и общество. 2001. № 7. С. 12.57. Хусаимова А. Вопросы стратегического планирования и конкуренции // В сб.: Проблемы современной российской и зарубежной экономики. М., Издательский дом "Новый Век". 2001. 674 с.58. Юцкова Е.М. Преступность и законодательство. М., Юристъ. 1997. - 518с.59. Якимов О.Ю. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем: уголовно-правовые и уголовно-политические проблемы. Саратов., Изд-во СЮИ. 2004. - 218 с.60. Яковлев А.М. Законодательное определение преступлений в сфере экономической деятельности // Государство и право. 2008. № 1. С. 38.61. Яни П.С. Уголовная ответственность за легализацию имущества, приобретенного незаконным путем // Право и экономика. 2008. № 1. С.34.62. Яцеленко Б.В. Противоречия уголовно-правового регулирования. М., БЕК. 1996. - 326 с.III. Учебная и учебно-методическая литература63. Курс уголовного права: В 5 т. Особенная часть. Т. 4. Учебник для вузов / Под ред. Борзенкова Г.Н., Комиссарова В.С. М., ИКД "Зерцало-М". 2007. - 516 с.64. Курс российского уголовного права. Основная часть / Под ред. Кудрявцева В.И., Наумова А.В. М., Спарк. 2002. - 542 с.65. Мельникова В.Е. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. М., Юристъ. 2000. - 518 с.66. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учеб. пособ. / Под ред. Сергеева А.Н. М., Изд-во "ЩИТ-М". 2001. - 468 с.67. Расследование преступлений в сфере экономики: Сборник методических рекомендаций. М., ВНИИ МВД России. 2005. - 568 с.68. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: Опыт, проблемы, перспективы: Учеб.-практ. пособие. М., Дело. 2001. - 378 с.69. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное). / Под ред. Рарога А.И. М., Юристъ. 2004. - 678 с.70. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2 т. Общая часть / Отв. ред. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. М., Норма. 2002. - 564 с.71. Уголовное право РФ / Под ред. проф. Здравомыслова Б.В. М., Юристъ. 2000. - 568 с.IV. Справочная литература и статистические источники72. Багудина Е.Г. Экономический словарь М., ТК "Велби". 2004. - 864 с.73. Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Р/нД., Фенинс. 1995. - 798 с.74. Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары., 1994. - 468 с.75. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. М., Слово. 2005. - 896с.76. Памятники русского права Законодательные акты Петра I. Вып. 8. / Под ред. Софроненко К.А. М., Юридическая литература. 1961. - 674 с.77. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., Юридическая литература. 1998. - 653с.V. Практические источники78. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. № 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 1. С. 34.79. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 г. № 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3. С. 2.80. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8. С.30.VI.Электронные ресурсы81. Заключение Комитета по проекту Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (первое чтение) // Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам (Председатель Комитета А.Н. Шохин) // http://asozd.duma.gov.ru.82. Обвиняемый по "крабовому делу" получил 7 лет. 4 августа 2005 г. // http://president.org.ua/news/news-61478.83. Спирин И.Н. Легализация преступных доходов: некоторые теоретические проблемы состава // http://www.law-net/modules.84. Справка о ненадлежащем отношении к исполнению служебных обязанностей заместителей Генерального прокурора РФ Ю.С. Бирюкова и В.В. Колмогорова в отношении бывшего председателя Правительства Чеченской Республики М.В. Бабича // http://www.corruptsia.ru.85. http://www.gks.ru/wps/portal.86. http://www.segodnya.ru.87. http://www.mvdinform.ru.88. http://www.pravo.cc.89. http://www.afanasy.biz/news.php.90. http://www.infpol.ru.