2. Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью
2.1 Формы соучастия и виды соучастников в преступлении
2.2 Совершение преступлений организованной группой
2.3 Ответственность за организацию преступного сообщества
3. Проблемы борьбы с организованной преступность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Построение в Российской Федерации правового государства предполагает усиление гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. В сфере уголовного судопроизводства данное положение имеет особое значение, поскольку расследование и рассмотрение уголовных дел сопряжено с ограничением свободы и неприкосновенности личности, вторжением в частную жизнь граждан, применением мер процессуального принуждения. Одной из основных задач судебно-правовой реформы, проводящейся в стране с 1991 г., является защита прав и свобод человека при осуществлении правосудия. При этом конечным результатом судебной реформы должно стать создание такой системы уголовного судопроизводства, где будут обеспечены как интересы общества и государства в области борьбы с преступностью, так и права участников процесса, в том числе лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В ходе судебной реформы гарантии прав подозреваемых и обвиняемых получили значительное развитие и укрепление, особенно в части обеспечения права на защиту, установления иммунитета от самоизобличения, реализации возможности заявления жалоб и ходатайств.
В то же время гуманизация уголовной и уголовно-процессуальной политики имела отрицательную сторону, выразившуюся, в частности, в росте преступности. Бесспорно, социально-экономические перемены в жизни граждан, падение уровня жизни основной массы населения и общая государственно-правовая нестабильность (связанная и с проблемой совершенствования законодательства, приспособления его к новым экономическим реалиям) так или иначе, повлияли на рост преступности.
Таким образом, борьба с организованной преступностью является актуальной государственно-правовой задачей на современном этапе развития российского общества, но, тем не менее, решение ее имеет ряд проблем законодательного, организационного и методического характера.
Расследование подобных дел представляет значительную трудность, поскольку это многоэпизодные дела, требующие производства большого объема следственных действий, назначения и выполнения сложных экспертных исследований. Судебное разбирательство по этим делам привлекает внимание общественности, и, как свидетельствует судебная практика, доказательства, собранные органами предварительного расследования, далеко не всегда являются достаточными для вынесения обвинительного приговора.
За последнее десятилетие появился ряд научных трудов, посвященных проблемам борьбы с организованной преступностью. Интересный криминологический анализ структуры организованной преступности в России, характера и динамики преступлений, совершенных организованными группами, содержится в работах А. И. Долговой, С. В. Дьякова, И. И. Карпеца, Н. Ф. Кузнецовой, В. И. Куликова, В. В. Лунеева и других ученых. В то же время комплексный анализ оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных особенностей пресечения организованной преступной деятельности в российской научной литературе отсутствует; отдельные работы (например, В. Л. Васильева, В. И. Куликова, В. Н. Осипкина) затрагивают только определенные аспекты этой проблемы. В связи с повышенной общественной опасностью организованной преступной деятельности выработана специальная тактика и методика расследования этой категории уголовных дел.
Вместе с тем в литературе недостаточно полно исследованы вопросы создания и функционирования оперативно-следственных групп, взаимодействия органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность (а по делам, связанным с организованной преступной деятельностью, осуществляется большое число оперативно-розыскных мероприятий), и органов расследования, тактические приемы, полезные для применения при производстве предварительного расследования наконец, сама методика расследования этих дел нуждается в совершенствовании.
Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью в РФ также не является идеальным. С одной стороны, уголовное законодательство России предусматривает, во-первых, повышенную ответственность за преступления, совершенные организованными группами, во-вторых, отдельно преследует за создание преступного сообщества и участие в нем, участие в банде и совершенных ею нападений. С другой стороны, попытки установить особый процессуальный порядок расследования по этой категории дел успехом не увенчались.
Цель дипломной работы уголовно-процессуальная характеристика преступлений, связанные с организованной преступностью.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Понятие организованной преступности
2. Признаки организованной преступности и ее структура
4. Формы соучастия и виды соучастников в преступлении.
5. Совершение преступлений организованной группой
6. Ответственность за организацию преступного сообщества
1.Понятие и признаки организованной преступности
1.1Понятие организованной преступности
Понимание организованной преступности еще менее определенно, чем насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной криминальной деятельности. Именно деятельности, осуществляемой группой лиц в течение более или менее длительного времени, а не единичного группового деяния, хотя последнее нередко бывает началом сколачивания организованной преступной группы.
Феномен организованности касается не только и не столько совершения конкретных деяний, сколько становления самого преступного формирования, его существования и его криминальной деятельности. Совершение одинаковых или разных преступлений является относительно постоянным общим деломорганизованных между собой субъектов (групп), каждый из которых имеет свои функциональные обязанности, «права и полномочия». «Коза ностра» (итал. - «Наше дело») более или менее точно отражает суть организованной преступности. [18, с.165]
Преступное дело представляет собой специфическую систему «производственных» отношений, и, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, они требует адекватной организации. В связи с этим законодательство США даже рассматривает эти структуры в качестве незаконных деловых предприятий. Они создаются, как правило, по образцу соответствующих государственных и коммерческих структур, существующих в той или иной стране. И это делает организованную преступность производной от конкретного общества и государства, где она действует.
Организованную преступность давно сравнивают со злокачественной опухолью. И это сравнение верно. Например, рак легкого, желудка, молочной железы, кожи, сохраняя свою «убийственную» суть, специфичен в каждом органе. И эта специфика предопределена строением клеток органа, так как злокачественная опухоль состоит не из абсолютно новых собственно раковых клеток, а из патологически измененных клеток заболевшего органа. Переносясь по лимфатическим путям, они обусловливают новые раковые образования (метастазы) в других органах, но уже со свойственным им морфологическим своеобразием. Аналогична этиология и организованной преступности.
Сказанного может быть вполне достаточно для уяснения социальной (антисоциальной) сути организованной преступности. Но в этих суждениях нет никаких криминологических или уголовно-правовых критериев рассматриваемого вида преступного поведения.
Его необходимо как-то выделить и обозначить. Начнем с простого, с примерного перечня преступлений, которые бы следовало отнести к организованным. И. И. Карпец, например, так и считал, что нужно «прямо перечислить статьи закона, наиболее характерные для организованной преступности (хищения, кражи, злоупотребление наркотиками, контрабанда, бандитизм, разбой, вымогательство и др.), и тем самым исключить расширительное толкование понятия «организационная деятельность»» [18, с.170]. Такой казуистический подход использовался в уголовном законодательстве при определении тяжких преступлений, особо опасного рецидивиста и т. д. Но он, к сожалению, мало пригоден при определении организованной преступности, ибо такого перечня нет. А если его изобрести, то его придется непрерывно дополнять. Организованная преступность постоянно и целенаправленно ищет высокодоходные и малорискованные преступные деяния. Поэтому можно перечислить почти все преступления, предусмотренные в уголовных кодексах различных стран, совершение которых может стать «делом» организованных преступников: одни (торговля наркотиками, оружием...) как основная целевая деятельность, другие (убийства, террор...) как способ устранения конкурентов, третьи (подкуп, коррупция...) как форма самозащиты от разоблачения, четвертые (неуплата налогов, отмывание денег...) как спасение преступного капитала, пятые (создание фиктивных предприятий...) как метод легализации своей деятельности и т. д. и т. п. [16, с.205]
Определив совершение каких-либо преступлений своим основным делом, организованные преступники не могут объективно и субъективно остановиться перед любым другим деянием, дающим им шанс процветания, выживания или спасения. В связи с этим их криминальная деятельность со временем генерализуется. Поэтому перечислить все совершаемые ими преступления априори невозможно. Их относительно полный перечень можно составить лишь постфактум, как результат учета за определенный период и на определенной территории.
Обратимся к регистрации преступлений. Организованная преступность в «социалистической» форме существовала давно, но она могла проходить по учету лишь как групповая преступность. Впервые о специальном учете организованной преступности заговорили в конце 80-х годов. Первые данные были получены в 1989 году. Этот учет включал в себя перечень общеуголовных преступлений, которые совершались организованными группами: умышленное убийство, изнасилование, умышленное тяжкое телесное повреждение, кражу, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство, преступления, связанные с оружием, взрывчатыми и наркотическими веществами, похищение детей, нарушение правил о валютных операциях, должностные хищения, взяточничество, контрабанда и др. Такие сведения важны и продолжают собираться в России, но они тоже не приближают нас к криминологическому и уголовно-правовому пониманию организованной преступности, ибо все эти деяния совершаются как организованными, так и неорганизованными преступниками. [16, с.206]
Одним из важных, но также статистически относительных признаков организованной преступности может быть характер повторно или продолжаемо совершаемых преступлений, являющихся основной целевой деятельностью организованных преступников. Известно, например, что главной задачей их является извлечение прибыли и сверхприбыли. В некоторых международных документах она даже называется «преступностью в форме бизнеса». Поэтому корыстные преступления могут быть главными, а все остальные, какими бы опасными они не были, - побочными, направленными лишь на обеспечение решения основной задачи. Даже проникновение во власть, тайный или открытый захват ее в государстве или регионе чаще всего подчинены той самой главной задаче. Корыстные криминальные формы целевой организованно-преступной деятельности также множественны и разнообразны. Они меняются в связи с открывающимися и закрывающимися возможностями в той или иной стране, регионе, мире. Например, в 1993-1994 годы в России организованная преступность широко использовала фальшивые авизо, обман вкладчиков, ваучерную приватизацию госсобственности и другие, как будто бы специально для нее открытые каналы обогащения. В 1995-1996 годы эти пути стали как-то перекрываться и она переходит на биржевые спекуляции, наркобизнес, денежную приватизацию, уничтожение конкурентов и т. д. Но и в том и в другом случае ведущей остается жажда прибыли.
Приведенный список превалирующих криминальных форм дает некоторые представления о примерной совокупности традиционных составов преступлений, совершаемых организованной преступностью, и тех из них, которые могут составлять ее основное прибыльное национальное и транснациональное дело. Корысть практически оказалась их общим родовым признаком и становым хребтом организованной преступности в целом. Не случайно считается, что мафия ничего не делает бескорыстно. Но это тоже не является только ее особенностью.
Основным и практически единственным группировочным признаком рассматриваемых деяний является криминальная организованность.И было бы очень важно найти ее более или менее точные критерии, позволяющие квалифицировать организованную преступность и дифференцировать ее образования от случайных ситуативных групп, совершающих отдельные преступления по предварительному сговору.
Исходя из этой посылки, есть основания в данном виде преступности отметить самый или наиболее высокий уровень криминального формирования, напоминающего традиционные корпоративные объединения. И это, как правило, так. Но из правила есть исключения. Будучи сложным, разноплановым и нередко стихийно складывающимся образованием, организованная преступность может иметь разные уровни структурирования и организации, если рассматривать ее в процессе становления, идущего от случайной группы до четкой преступной организации, или, если исследовать ее структуру по функционированию группировки, в которой могут быть сплоченное ядро высокоорганизованных преступников и обслуживающие его аморфные образования, находящиеся на различных стадиях организованности.
Есть даже мнение, что «в основном организованные преступные группировки не имеют строго определенной структуры, отличаются гибкостью и быстрой адаптируемостью. Фактически... подлинная сила и эффективность организованной преступности обусловлены именно их аморфностью. В отличие от оформленных корпоративных структур, организованная преступность скорее напоминает сеть социальных связей в обществе».
Целесообразнее всего рассматривать организованную преступность как совокупность хотя и относительных, но взаимосвязанных характеристик, в структуре которых организованность, естественно, является главной. С этой точки зрения под организованными преступными формированиями можно понимать устойчивое объединение лиц, в котором имеются (или формируются): [23, с.45]
- организатор (руководитель, главарь, пахан, крестный отец) или руководящее ядро;
- определенная иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей; более или менее четкое распределение ролей (функций), которые реализуются при выполнении конкретных заданий, обязанностей или в ролевом «должностном» поведении;
- жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах, в том числе и на законе молчания;
- система жестких наказаний, вплоть до физического устранения «вероотступников»;
- финансовая база (общак) для решения «общих» задач;
- сбор информации о выгодных и безопасных направлениях преступной деятельности;
- нейтрализация и возможное коррумпирование правоохранительных и иных государственных органов для получения необходимой информации, помощи и защиты;
- профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и мире в целях создания внешней законности своей преступной деятельности;
- распространение устрашающих слухов о своем могуществе, которое приносит преступным организациям больше пользы, чем вреда, так как они деморализуют свидетелей, потерпевших, сотрудников СМИ, правоохранительных органов и поддерживают преступный дух рядовых исполнителей;
- создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от необходимости непосредственной организации или совершения конкретных преступлений. И это всем выгодно: руководители избегают ответственности, а привлечение к ней рядовых исполнителей не разрушает организацию и дает ей возможность оказать "потерпевшим" необходимую помощь;
- совершение любых преступлений при доминирующей мотивации достижения корыстной цели и контроля в какой-то сфере или на какой-то территории для той же наживы и безопасности.
Перечисленные признаки могут проявляться в разной степени, а в некоторых образованиях отдельные из них могут отсутствовать совсем, но собирательно они отражают реальную характеристику организованной преступности
Статистически многие из этих признаков могут вполне улавливаться, если учитывать преступления, совершенные организованными преступниками. На этой базе можно отслеживать общее количество выявленных организованных групп, их криминальную направленность, длительность существования, уровень сплоченности, характер управления, географию преступной деятельности, наличие коррумпированных связей и др.
При оценке получаемых данных надо иметь в виду, что их установление возможно лишь по раскрытым преступлениям. Большая же часть преступлений, совершенных организованными преступниками, не только не раскрывается, но и не устанавливается и не регистрируется. Можно, например, полагать, что убийства Холодова, Листьева, Поляничко, Кевелиди и многих других известных лиц в России совершены организованными преступниками, но это не более как следственная версия. При всей опасности названных убийств они могут быть лишь пеной на беспрецедентной экономической и корыстной преступности. Но это только догадки. Поэтому статистика организованной преступности в России не только неполна, но и искажена, так как наиболее умная, организованная, законспирированная, коррумпированная, а следовательно, и более опасная часть мафиозных структур «уходит» из-под контроля правоохранительных органов. Попадаются примитивно организованные группы, совершающие элементарные деяния: кражи, грабежи, разбои, вымогательство, убийства и т. д. Статистический сдвиг к этой части организованной преступности упрощает и деформирует представление о ней в целом и затрудняет осознание обществом реальных вызовов организованной преступности. [10, с.287]
Самый большой недостаток получаемых сведений заключался в отсутствии четкого правового критерия организованных формирований. Для внутреннего пользования его некоторые признаки были разработаны органами внутренних дел в аналитических целях.
Милиция на местах, не дотягиваясь до настоящей организованной преступности, в целях показа своей значимости может относить к ней любые групповые деяния. Показуха не только наша болезнь. Р. Кларк, бывший министр юстиции США, задает риторический вопрос: «Сколько усилий сотрудников правоприменительных органов потрачено на преследование мелких громил, для того чтобы какой-нибудь районный атторней, или начальник полиции, или федеральный орган мог создать себе соответствующую репутацию». В нашей стране показушный подход был государственной политикой, и мы от него пока до конца не избавились. В силу сказанного истинная организованная преступность и в этом плане «вырывается» из-под контроля общества, чем не без успеха пользуется: организованных групп вскрываются тысячи, а борьбы с реальной организованной преступностью нет.
Таким образом, понятие организованной преступности до сих пор остается источником споров и разногласий в мировой и особенно в отечественной криминологической и уголовно-правовой литературе. С этим можно было бы смириться, если бы научно-правовая неопределенность не отражалась на борьбе с этим страшным явлением современности, особенно в нашей стране и особенно в последние годы.
1.2 Признаки организованной преступностии ее структура
преступность уголовная процессуальная
При определении понятия организованной преступности можно констатировать сходство признаков, характеризующих как западную, так и нашу, доморощенную, мафию.
Первый признак - деятельность преступных сообществ и преступных групп или организаций как устойчивых и сплоченных образований в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Второй признак - качественная и территориальная многоуровневость с разделением сфер влияния. По мнению экспертов, у нас в стране имеется три таких уровня: а) уже сложившиеся преступные группы, которые еще не в силах выйти к этажам власти; б) такие же группы, но имеющие достаточно прочные связи с коррумпированными представителями государственного аппарата; в) сетевая структура из ряда сильных групп, руководимых кланом.
Третьим признаком является создание структур организованной преступности для достижения целей преступного бизнеса - систематического получения доходов от нелегальной деятельности, но нередко и через легальные источники, в частности, легальные вклады представителей организованной преступности в акционерные общества, предприятия, где эти вклады " отмываются", проникновение в законные формы предпринимательства и совершение иных корыстных преступлений.
Четвертый признак - профессионализм преступной деятельности.
Пятый признак организованной преступности - это ее корыстная связь с представителями государственного аппарата. Иначе говоря, преступное сообщество приобретает черты мафии лишь в условиях коррупции.
По данным А.И.Гурова, изучившего около 200 таких групп, каждая пятая и каждая третья были связанны с коррумпированными представителями административного аппарата. Коррупция в связи с организованной преступностью (если брать существо явления, а не внешнее сходство) не синоним взяточничества. [12, с.109]
Во-первых, понятие «взяточничество» означает единичное либо неоднократное выполнение или невыполнение конкретных действий в интересах взяткодателя за вознаграждение. Совершая преступление, виновный остается членом конкретной государственной либо общественной системы, в которой он занимает определенное положение. При коррумпировании с организованной преступностью, совершая преступление, субъект сознает, что он включен в систему отношений, находящихся в антагонистическом противоречии с интересами его ведомства и государства в целом. При этом должностной субъект одновременно является членом государственной (общественной) системы и общей системы организованной преступности. А систематическое получение вознаграждения становится основным источником средств существования.
Во-вторых, значительно отличается характер связи должностного лица с взяткодателем и в том и в другом случае.
В-третьих, коррумпирование значительно опаснее взяточнительства.
Принимая участие в заседании «круглого стола», посвященного проблеме организованной преступности, О.В.Пристанская в современных высокоразвитых преступных объединениях выделяет централизованную, разветвленную, многоуровневую систему устойчивых преступных связей, включающую пять основных подсистем: [15, с.180]
1) обеспечения функционирования преступного объединения, охватывающую материально-техническое и организационное обеспечение;
2) обеспечения безопасности, предусматривающую разработку комплекса мер конспирации и защиты от разоблачения, от нейтрализации всех форм социального контроля, вплоть до обеспечения правовой помощи и организации противодействия органам внутренних дел;
3) финансирования: перераспределения по иерархическим звеньям преступного объединения полученных незаконным путем прибылей, создания определенного централизованного материального фонда («общака»);
Другой участник «круглого стола», Н.В.Качев, отмечает, что если свойство организованности присуще совершению многих преступлений,
то в организованной преступности мы имеем дело с преступной деятельностью, осуществляемой организовавшейся для этого группировкой, поставившей себе целью систематически совершать определенного рода преступления.
Другой обязательный признак - наличие определенной сферы влияния, контроля или определенной территории, или производственно-отраслевого участка. Назовем обязательный признак-это цель получения прибыли, причем извлечение наживы приобретает вид преступного промысла. Встречаются и такие особенности, как наличие специальной группы для подавления конкурентов, штата, занимающегося сбором компрометирующего материала.
Еще одним из признаков является наличие материальной основы преступной деятельности, также присущий только организованной преступности набор средств, приемов и методов незаконной деятельности и, наконец, наличие собственной «нормативной» основы и субкультуры.
Приведенные признаки являются наиболее типичными. Не обязательно, чтобы каждая организованная преступная структура соответствовала всем названным признакам. В то же время наличие первого и третьего признаков является обязательным для признания организованной преступности в качестве таковой. Во-первых, организованная преступность это деятельность преступных сообществ, организаций и организованных групп в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Они более устойчивы, по сравнению с отдельными группами по предварительному сговору, и функционируют, как правило, длительное время. Преступные сообщества, организации и организованные преступные группы обычно строго структуированы, действуют на основе распределения между их членами функций руководства, планирования, пропаганды, разведки, охраны, исполнения и т.д. Во-вторых, организованная преступность - это преступный бизнес, поскольку объединение лиц и группировок происходит на экономической основе, то есть в целях извлечения прибыли из нелегального бизнеса, а также благодаря проникновению в экономику путем отмывания «грязных» денег, устранения конкурентов и т.д., установления монопольного положения на рынке товаров и оказания услуг. Экономическая, кредитно-финансовая сферы - основные мишени организованной преступности. Участники организованной преступности совершают и другие по характеру преступления (убийства, захват заложников и т.д.). Однако совершение этих преступлений - не самоцель преступных формирований, а средство достижения основной цели - обогащения, получения материальных выгод. К числу же не основных, но имеющих иногда место признаков можно отнести следующие: «отмывание» (легализация) преступно приобретенного капитала через легальные формы коммерческой и банковской деятельности для дальнейшего его легального использования в различных целях; дерзко-насильственные способы осуществления преступной деятельности; проникновение в средства массовой информации.
Освещая вопрос о структуре организованной преступности, необходимо отметить, что в сфере специалистов-юристов сформировался взгляд на организованные формы преступной кооперации. Выделяются такие ее формы как организованная преступная группа (ОПГ), организованная преступная группировка (ОПГк) и организованное преступное сообщество(ОПС). Из данных форм и состоит структура организованной преступности в целом. [27, с.34]
Принимая за основание классификации организованной преступной деятельности особенности организованной преступной группы, можно выделить следующие преступные формирования: а) построенные на профессиональной основе или без таковой; б) с использованием должностных возможностей членов организованной преступной группы и без таких возможностей; в) имеющие коррумпированные и иные облегчающие организованную преступную деятельность связи и не имеющие их.
Говоря о структуре организованной преступной деятельности можно обозначить и другие элементы, определяющие ее уголовно-правовую направленность, а главное - основной способ достижения преступных целей.
С этой точки зрения все уголовно наказуемые деяния можно разбить на следующие группы: [23, с.146]
- которые уже активно используются преступными сообществами в качестве базовых элементов организованной преступной деятельности (например, присвоение вверенного имущества, взяточничество, корыстно-насильственные преступления);
- которые могут, в принципе, выступить в качестве базовых элементов, но широко не используются пока преступными группировками ввиду их относительной малодоходности и рискованности (заказные убийства, похищения людей);
- которые не могут быть базовыми элементами организованной преступности в силу самой их природы.
Организованная преступность проявляется в следующих формах:
1) организованные преступные группы, созданные для преступной деятельности, иначе говоря, замкнутые преступные организации;
2) преступные сообщества, то есть объединения организованных преступных групп или организаций , построенные на основе иерархии или координации;
3) объединения преступных сообществ и организаций в пределах города, региона;
4) межрегиональные объединения преступных сообществ и организаций;
5) общенациональные преступные ассоциации;
6) транснациональные преступные ассоциации.
Организованные преступные группы или замкнутые преступные
организации, имея внутреннюю иерархию, не устанавливают, однако, связи с другими преступными структурами. Объединения преступных организаций и организованных групп (преступные сообщества) строятся, как правило, по принципу иерархии. Наряду с основными звеньями, создаются и функционируют второстепенные, нижестоящие. Однако в практике встречаются и объединения нескольких преступных группировок, функционирующие на основе не субординации, координации своей деятельности.
В России есть огромные природные и иные ресурсы; неподеленная государственная собственность; высокие технологии вооружений и средств массового уничтожения; незаполненный рынок для незаконных товаров и услуг; беспрецедентная продажность должностных лиц и других государственных чиновников, в том числе в системе юстиции; нищенское положение значительной части населения, масса выброшенных государством людей, в том числе и высококлассных специалистов, жаждущих выжить любым путем; боязнь властей, некоторых политических и общественных деятелей прослыть «авторитарными» и установить жесткий социально-правовой контроль над криминальной экономической деятельностью.
Все сказанное давно оценили американская и итальянская мафии, колумбийские картели, японская якудза, китайские тирады, азербайджанские, армянские, грузинские, турецкие, корейские преступные организации, а также многие западные коммерческие фирмы, не блещущие хорошей репутацией, которые «бросились ловить рыбу в мутной экономической и законодательной воде России».
Оценку современного и предполагаемого состояния организованной транснациональной преступности, а также эффективности мер, противостоящих ей, следует рассматривать в качестве предпосылок действенной борьбы с этой опасностью в странах мирового сообщества. В какой-то степени эта борьба сегодня затруднена из-за отсутствия единообразного понимания феномена организованной транснациональной преступности. К настоящему времени Объединенные нации располагают существенно различающимся опытом отдельных государств по законодательному определению организованных преступных групп, некоторых видов преступлений транснационального характера, получивших к тому же закрепление в соответствующих законодательно-правовых актах.
К транснациональным следует относить различные по степени общественной опасности два вида преступлений - международные преступления международного характера, составляющие предмет регулирования международного уголовного права.
Международные - это только те преступления, которые представляют наивысшую степень опасности для мирных отношений и сотрудничества между странами, независимо от социально-экономической формации и государственного устройства. К ним относятся тяжкие преступления против человечества, мира и безопасности народов (агрессия, геноцид, биоцид, аппартеид). [23, с.148]
К преступлениям международного характера относятся разнородные преступления, представляющие меньшую степень опасности, чем международные, и определяемые международными актами. Они наносят вред нормальным межгосударственным отношениям, мирному сотрудничеству государств, организациями гражданам.
Они наказуемы согласно нормам, установленным в международных соглашениях, ратифицированных в установленном порядке либо в соответствии с нормами национального уголовного законодательства, основанными на этих соглашениях.
Несмотря на появление в России многочисленных работ по проблемам организованной преступности, фактически отсутствует теоретическая разработка представлений о ее реальной общественной опасности.
Начнем с того, что степень общественной опасности повышается в зависимости от квалифицирующих признаков. Другими словами, категория «общественная опасность» может быть охарактеризована не только универсальным признаком «причинение вреда», но и многими иными признаками, содержащимися в нормах уголовных законов.
К специфическим особенностям общественной опасности организованной преступности можно отнести: [29, с.124]
одновременное причинение вреда многим разнородным группам общественных отношений: в сфере экономики и финансов, управления и правоохранительной деятельности (например, при совершении финансовых афер с участием сотрудников государственных структур при попустительстве правоохранительных органов, поражённых коррупцией);
обусловленную фактором организованности особо квалифицированную подготовку всех сопутствующих преступлений (например, связанных с физическим устранением конкурентов, уничтожением улик, завладением оружием, использование для достижения преступных целей специально подготовленных преступников-профессионалов);
включение в орбиту преступной деятельности значительного круга лиц, начиная от антиобщественных элементов и кончая управленцами, руководителями и ответственными работниками правоохранительных органов;
порождение новых видов противоправного обогащения: игорный бизнес, эксплуатация проституток, порнобизнес, ростовщичество;
порождение целого слоя паразитирующих на организованной преступности «элиты», «воров в законе», «третейских судей», организаторов, посредников, охранников и т.п.
Как видим, здесь представлено сочетание целей и мотивов, специфического общественно опасного поведения и его вредоносных последствий. Естественно, все элементы структуры общественной опасности организованной преступности «окрашены» особенностями существующей в ее среде системы отношений: моральное подавление членов сообществ; подкуп и запугивание представителей госаппарата; подбор для выполнения функций контроля наиболее жестоких преступников, часто рецидивистов с большим опытом, приобретенным в преступных группировках, в том числе в местах лишения свободы.
Организованная преступность, являясь сложным социальным самоуправляемым и самовоспроизводящимся явлением, помимо собственно преступного поведения, актов преступлений и преступников, включает в себя многоуровневую и разветвленную систему как противоправных, так и легитимных социальных деяний как правонарушителей, так и законопослушных граждан.
Организованная преступность развивается в тесной связи с дисфункцией социальных институтов, обеспечивая как незаконным (преступным или противоправным), так и законным путями определенные объективные общественные потребности в конкретный исторический период, на конкретной территории (от производства и распределения необходимых населению товаров, до защитных функций в ситуациях национальных и конфессиональных конфликтов).
Организованная преступность в период реформирования общественных отношений может выступать в качестве инструмента для достижения конкретных экономических и политических целей определенных социальных групп, не являющиеся сами по себе преступными или деликвентными.
Организованная преступность как важнейший структурный элемент современной преступности, занимает в ней все более высокий удельный вес. Организованная преступность, представляя собой наиболее разрушительный для государства и общества элемент преступности, стимулирует высокие темпы ее дальнейшего распространения, оказывает управляющее воздействие на развитие других её структурных элементов. Организованная преступность оказывает существенное влияние не только на экономические, но и на социальные, морально-психологические, соцкультурные процессы в обществе. При этом растет вовлеченность различных социальных слоев общества как в организованную преступность, так и в различные сферы преступной деятельности, не охваченные ею.
Организованная преступность обладает сегодня огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством, ни обществом. Она имеет собственную систему внутреннего управления и организации противодействия государству в интересах достижения получения сверхприбылей путем ограбления государства и общества. Созданы боевые формирования, специфические силовые структуры, обеспечивающие безопасность организованной преступности. Эти силовые структуры имеют современные материально-технические средства совершения и обеспечения организованной преступности. Сложилась система агентурно-оперативного обеспечения собственной безопасности и преступных акций. Преступные формирования имеют в своем распоряжении специалистов различных сфер экономической и научной деятельности, консультантов по правовым и другим вопросам обеспечения преступной деятельности. Организованная преступность располагает в настоящее время довольно прочными и влиятельными позициями в государственных органах, включая правоохранительные, мощным аппаратом лоббирования своих интересов в государственных и общественных структурах.