Рефераты

Уголовное наказание в виде штрафа

Уголовное наказание в виде штрафа

3

ОМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра уголовного права и процесса

Специальность 030501 ? Юриспруденция

Специализация - уголовно-правовая

Учебная группа 522

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

уголовного права и процесса

доктор юридических наук, доцент

Деришев Юрий Владимирович.

«___»____________ 2007 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Уголовное наказание в виде штрафа»

Научный руководитель

доцент кафедры

уголовного права и процесса, к.ю.н.

Рагозина Ирина Григорьевна

_________________

Омск 2007г.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Штраф в истории отечественного уголовного законодательства и в зарубежном уголовном праве.

8

§ 1. Штраф в истории отечественного уголовного законодательства.

8

§ 2. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран.

17

Глава 2. Штраф в системе уголовных наказаний и его назначение судом.

25

§ 1. Понятие и содержание штрафа.

25

§ 2. Штраф как основное и дополнительное наказание.

38

§ 3. Назначение штрафа судом.

57

Заключение

77

Список использованной литературы

82

Введение

Создание и совершенствование системы уголовных наказаний, адекватной потребности в противодействии преступности и условиям демократического государства, - важная задача современных развитых стран, которая нашла отражение в ряде авторитетных международных документов. Для России это особо значимо как направление государственной уголовной политики, на что, в частности, было обращено внимание в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России в апреле 2002 года, где отмечено, что “крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Наша главная цель - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости” См.: Российская газета. 2002. 19 апреля.. Конкретным выражением такой политики стали принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, а также масштабные изменения законодательства (прежде всего уголовного), проведенные в России в конце 2003 года. Необходимо отметить тот факт, что обострение социальных проблем и высокий уровень преступности в Российской Федерации требуют не только продолжить поиск наиболее эффективных мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших преступления, но и повысить результативность существующих видов наказаний. Становится очевидным, что одно лишь ужесточение наказания не способно привести к желаемому для общества результату - сокращению уровня преступных посягательств. Эффективность уголовно-правовых мер зависит от того, насколько справедливым будет наказание. Особое значение приобретает проблема совершенствования законодательного регулирования и практики применения основных и дополнительных наказаний в связи с ростом преступности.

В современных условиях борьбы с преступностью в России важная роль принадлежит штрафу как виду уголовного наказания. Во всех странах, в том числе и в России, он относится к традиционным видам наказания, хотя его распространенность в законодательстве и судебной практике, способы исчисления, размеры, основания и условия применения (назначения и исполнения) не были неизменными и определялись, в конечном счете, социально-экономическими, политическими, криминологическими и правовыми факторами конкретных исторических периодов. Именно с этого вида наказания как менее строгого начинается система уголовных наказаний, закрепленная в статье 44 УК РФ. В этом заключается одно из принципиальных отличий построения системы уголовных наказаний в действующем УК РФ от ранее существовавшей, где виды наказаний в системе были расположены по степени уменьшения их строгости.

Быстрый переход России к многоукладной экономике, рыночным отношениям и перемещение большой доли собственности из государственной в частную в начале 1990-х годов создали условия для существенного расширения возможности применения имущественных наказаний, и в первую очередь штрафа. В то же время сложившаяся уголовно-правовая традиция оказала определенное регрессивное воздействие на законодателя, несмотря на то, что разработчики УК РФ 1996 г. одной из задач ставили обеспечить соответствие нового УК Конституции Российской Федерации и новым экономическим отношениям. С принятием УК РФ 1996 г. штраф не только не занял центрального положения в системе мер уголовно-правового воздействия вместо лишения свободы или хотя бы наряду с ним, но и существенно был ограничен в правоприменении, несмотря на положительные прогнозы правоведов. Т.В. Кондрашова отмечала, что штраф следует применять широко, так как это одна из наиболее целесообразных и эффективных мер борьбы с преступлениями, совершенными по неосторожности, а также умышленными преступлениями корыстной направленности.

В настоящее время штраф применяется как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Во многих статьях Особенной части УК РФ штраф определяется и закрепляется как альтернатива лишению свободы, в частности за преступления в сфере экономики. Российское государство и общество приходят к единому пониманию необходимости расширения сферы применения альтернатив. Для нас сегодня является особенно актуальным латинское изречение: Poenac potius molliendac quam exasperandae sunt - “наказания следует смягчать, а не усиливать”. Мировой опыт подтверждает истинность этого выражения. Вот в чем и определяется социально-правовое значение штрафа как вида уголовного наказания и его роль в борьбе с преступностью.

Менялись и научные представления о штрафе среди теоретиков уголовного права. В конце XIX - начале XX в. штрафу были посвящены работы таких видных российских криминалистов, как В.В. Есипов, С.В. Познышев, Н.П. Полянский, Н.Д. Сергеевский, Н.С. Таганцев. В советский период проблемы штрафа затрагивались в русле общих проблем наказания либо вопросов назначения конкретных его видов за отдельные категории преступлений Ю.В. Голиком, С.А. Елисеевым, И.А. Исмаиловым, В.Н. Кудрявцевым, А.С. Михлиным, Н.А. Стручковым, М.Д. Шаргородским и другими учеными. Вопросы штрафа как дополнительного наказания освещались в работах И.М. Гальперина, В.К. Дуюнова, Ю.Б. Мельниковой, А.Л. Цветиновича.

Монографическому исследованию штраф подвергался в работах З.А. Тадевосяна (1973), И.В. Смольковой (1978), Х.И. Гаджиева (1983), Т.Ю. Погосян (1984) и других авторов.

В современный период проблемы штрафа в контексте его применения за определенные (прежде всего имущественные) виды преступлений были предметом исследований П.А. Аветисяна, Д.К. Амировой, Г.В. Вериной, О.В. Сперанского, И.М. Цокуевой и других.

Вместе с тем изменение политических, социально-экономических условий в стране (в том числе со времени принятия новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов), изменившийся в 2003 году облик уголовного законодательства (а в значительной части - именно законодательства о штрафе) и иной подход к практическим проблемам его применения позволяют констатировать не только сохранение, но и повышение актуальности исследования данного вида наказания. Тем более что ныне после исключения из Уголовного кодекса Российской Федерации конфискации имущества штраф фактически стал единственным “чисто” имущественным взысканием в системе уголовных наказаний. В настоящее время 260 из 587 санкций Особенной части УК РФ содержат штраф в качестве основного наказания, что составляет 44,3% к общему числу санкций УК РФ. Причем в 166 из 260 санкций Особенной части УК РФ, содержащих штраф в качестве основного наказания, он предусмотрен в качестве альтернативы лишению свободы, что составляет 63,8% к числу санкций, содержащих штраф в качестве основного наказания и 28,2% к общему числу санкций Особенной части УК РФ. В свою очередь штраф как дополнительное наказание предусмотрен в 83 санкциях Особенной части УК РФ, доля которых к общему числу санкций УК РФ составляет 14,2%.

Целью исследования является анализ наказания в виде штрафа по уголовному законодательству России на основе изучения Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, специальной литературы, а также судебной практики назначения данного вида наказания.

Задачами исследования являются:

1. Выявление исторических тенденций правового регулирования штрафа в отечественном уголовном законодательстве;

2. Выявление особенностей юридической регламентации штрафа в зарубежных странах;

3. Раскрытие понятия и сущности штрафа, определение содержания штрафа как вида уголовного наказания;

4. Уточнение места штрафа в системе наказаний в свете последних изменений (2003 г.) в Уголовном кодексе Российской Федерации;

5.Анализ способов исчисления суммы штрафа и правила назначения штрафа;

6.Анализ судебной практики назначения штрафа как основного и дополнительного наказания.

Методологическую основу данной работы составляют следующие методы: диалектический, историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический.

Эмпирической базой исследования является судебная практика рассмотрения уголовных дел, по которым в качестве основного и дополнительного наказания был назначен штраф.

Изложенные обстоятельства предопределяют актуальность исследования штрафа как вида уголовного наказания. Такое исследование представляется необходимым для определения путей дальнейшего совершенствования уголовного законодательства в части содержания, оснований, условий и порядка применения штрафа в качестве альтернативы реальному лишению свободы в современных социально-экономических условиях.

В основу настоящей работы положены результаты изучения нормативных актов, теоретических источников, а также материалов опубликованной судебной практики, статистических данных Управления Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации в ряде регионов Западной Сибири и результаты изучения 43 судебных решений по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.2 УК РФ по назначению судами штрафа в 2002 - 2006 гг. в качестве основного и дополнительного наказания.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Штраф в истории отечественного уголовного законодательства и в зарубежном уголовном праве

1 Штраф в истории отечественного уголовного законодательства

Штраф как мера наказания имеет особенную историю. Именно денежные взыскания сначала в пользу потерпевшего (головничество, урок), а затем и в пользу княжеской власти (вира, продажа) лежали в основе древнерусской карательной системы, первоначально носившей экономический характер См.: Уголовное право. Часть общая. Т. 3.: Уголовное наказание: понятие, виды, назначение.

Екатеринбург, 1994. С. 29..

Первые упоминания о штрафе обнаруживаются в источниках договорного характера. Это договоры Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с Византией: если ударит мечом, или копьем, или каким-либо оружием русин грека или грек русина, то пусть за такое беззаконие заплатит по обычаю русскому пять литров серебра См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д: Феникс, 1995. С.309-310.. Отсюда следует, что задолго до Русской Правды по нормам обычного права штраф применялся в качестве наказания. Первоначально это была вира - часть платы за преступления, которая взыскивалась в пользу князя. В одной из летописей, сопровождавших Русскую Правду, вира в казну князя именуется “обычаем, установленным отцами и дедами” Подробнее см.: Курс российского уголовного права. Общая часть. М.: Спарк, 2001г. С. 528..

Одним из первых кодифицированных источников древнерусского права, в котором содержатся нормы об уголовных наказаниях, принято считать Русскую Правду.

Денежные штрафы (выкупы), закрепленные в Русской Правде, делятся на уголовные (в пользу власти) и вознаграждения потерпевшему. Так, за убийство взимались вира (в пользу князя) и головничество (в пользу родственников убитого), по остальным преступлениям - продажа (князю), урок (потерпевшему).

Относительно виры нужно сказать, что не всегда обязанность по ее уплате ложилась на самого виновного. Так, Русской Правде известно понятие “дикой виры”, то есть виры, взимаемой с общины, к которой принадлежит виновный См.: Российское законодательство X - XX веков. Т. 1. М., 1984 г. С. 26.. Возникновение данного вида денежных взысканий объясняется фискальной целью. Таким образом, уже во времена Русской Правды наказание имело целью не только возмездие, но и финансовые выгоды государства.

Русской Правде был известен институт замены денежных штрафов другими уголовными наказаниями. Какими именно, не уточняется, но, по всей видимости, самой распространенной была замена виры или продажи “потоком” (лишением личных прав) и “разграблением” (лишением прав имущественных). Это, в свою очередь, объяснялось также финансовыми интересами государства.

В 1649 году было принято Соборное уложение царя Алексея Михайловича, которое в полной мере закрепило принцип наложения штрафа с учетом сословной принадлежности потерпевшего. Так, за оскорбление чести купцов виновный платил штраф в 100 рублей, в то время как честь крестьянина оценивалась в 1 рубль См.: Российское законодательство X - XX веков Т. 4. М., 1984 г. С. 330..

В 1845 году было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных См.: Законы уголовные. СПб: Издание книжного магазина Н.К. Мартынова, 1909 г. С. 1-563.. Данное Уложение содержало перечень наказаний, среди которых на последнем месте находились денежные взыскания Под “денежными взысканиями” в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. подразумевался денежный штраф в современном его понимании..

Уложение о наказаниях 1845 г. впервые в истории уголовного права России четко регламентировало порядок замены денежных взысканий другими видами наказаний в случае несостоятельности виновного.

Кроме того, ст. 85 Уложения 1845 г. закрепляла положение о том, что осужденные к уплате денежных взысканий в случае их несостоятельности могут привлекаться к общественным работам: крестьяне и мещане - помимо их желания, а лица других сословий - только по их собственной о том просьбе.

Статья 2 Уголовного уложения 1903 г. содержала перечень наказаний, среди которых на восьмом (последнем) месте находилась “денежная пеня”. Как можно заметить, Уложение 1903 г. заменило термин “денежные взыскания” на “денежную пеню”. О том, что под “денежной пеней” понимался именно денежный штраф, говорит не только содержание последующих статей Уложения 1903 г., но и научное толкование его текста. Так, профессор Императорского Варшавского университета В.В. Есипов по поводу имущественных наказаний, предусмотренных Уголовным уложением, писал: “…денежная пеня, штраф является наказанием, отличающимся в высшей степени всеми качествами правомерного наказания…” Есипов В.В. Очерк русского уголовного права. Часть общая. М.: Изд. кн. магазина “Правоведение”, 1904 г. С. 463..

Размеры денежной пени (штрафа) в Уголовном уложении 1903 г. устанавливались главным образом в твердой денежной сумме (от 10 до 500 рублей). О реальной репрессивности этих сумм штрафа говорит тот факт, что, например, в начале XX века в Ярославской губернии пуд говядины (16 кг.) стоил чуть более 5 рублей, сто яиц - полтора рубля, молочная корова - 55 рублей, свинья - 24 рубля Рязанцева Т.В. Клад золотых монет из села “Великое” // Нумизматический альманах. 2001 г.. № 4. С. 14..

Передовым для того времени являлось положение ч. 2 ст. 24 Уложения 1903 г., которым закреплялась норма о том, что уплата денежной пени может быть отсрочена или рассрочена судом на время не свыше одного года со дня вступления приговора в законную силу. Кроме этого ч. 3 ст. 24 регулировала вопрос о том, куда направляются суммы, поступающие от уплаты денежных пеней (штрафов). По общему правилу, денежные пени “обращались на устройство мест заключения”, но предполагалось, что закон мог устанавливать иного “получателя” денежных штрафов Дореволюционные российские юристы также видели в штрафе источник средств на содержание тюрем. (Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1987 г. С. 258; Таганцев Н.С. Русское уголовное право. СПб., 1902 г. Т. 2. С. 1274).. Важным является и норма ст. 33 Уголовного уложения, которая впервые закрепила штраф как дополнительное наказание, назначаемое “в случаях, законом предусмотренных”.

Что касается вопроса замены денежного штрафа иными уголовными наказаниями, то и здесь Уголовное уложение содержало ряд нововведений. Так, ст. 59 предусматривала, что денежная пеня, “не уплаченная в течение месяца со дня вступления приговора в законную силу, а при отсрочке или рассрочке платежа - в наступление срока”, в случае неплатежеспособности виновного лица заменялась арестом (заключение в тюрьму, как уголовное наказание, уже не являлось заменой денежного штрафа в этом случае). Пропорции замены были следующие:

а) пеня до 25 рублей заменялась арестом до одной недели;

б) пеня от 25 до 100 рублей заменялась арестом от одной недели до одного месяца;

в) пеня от 100 до 500 рублей - арестом от 1 до 3 месяцев;

г) пеня от 500 до 1000 рублей - арестом от 3 до 6 месяцев;

д) пеня свыше 1000 рублей - арестом от 6 месяцев до одного года.

Таким образом, в числе тенденций развития отечественного законодательства в дореволюционный период можно отметить повышение общего уровня и нормативного регулирования назначения и исполнения штрафа, расширение штрафа в числе санкций по мере развития в России капиталистических отношений, совершенствование правовых последствий неуплаты штрафа, предполагающие его замену другими видами наказаний, в случае, если неуплата штрафа явилась следствием несостоятельности виновного, а также нормативное закрепление передового для того времени положения о рассрочке или отсрочке уплаты штрафа судом на время не свыше одного года со дня вступления приговора в законную силу, закрепление впервые штрафа как дополнительное наказание, которое назначается в предусмотренных законом случаях.

Уголовным кодексом РСФСР 1922 г. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917 - 1952). М.: Госюриздат, 1953. С. 110 - 138. штраф был предусмотрен в качестве самостоятельного вида наказания. В ст. 39 он определялся как “денежное взыскание, налагаемое судом на осужденного в пределах, установленных отдельными статьями Уголовного кодекса в соответствии с имущественным положением осужденного”.

Величина штрафа в Общей части УК РСФСР 1922 г. не устанавливалась. Приемы определения штрафа были весьма разнообразны, что даже вызвало критику.

Чаще всего указывался максимум штрафа; кроме двух случаев (ст.97а, ч.1 ст.99), этот максимум определялся конкретной суммой денег. Например, до 5 рублей (ст.100а), до 10 рублей (ст. 104а), до 30 рублей (ст.216), чаще всего - до 300 рублей, до 500 рублей, а в трех статьях (ч.1 ст. 97, ст.139 и ст.141а) - до 1000рублей. В отдельных случаях закон устанавливал минимальную сумму штрафа, причем то размером в 100 рублей (ст. 100, 132, 133 и др., а в ч.2 ст.132 даже 1000 рублей), то кратно по отношению к какой-либо величине. К примеру, в ч.2 ст.78 “не ниже наложения в двойном размере тех же платежей и повинностей” или в ст.190 “в размере не ниже установленной десятикратной пробирной платы за испытание и клеймение изделий”. В двух статьях (198, 199) законодатель определял штраф просто как кратное от известной величины, не допуская усмотрения суда. Наконец, в ст.135 вовсе не говорилось о размере штрафа.

При определении суммы штрафа суд должен был также учитывать имущественное положение подсудимого.

По УК РСФСР 1922 г. допускалась замена штрафа в случае уклонения от его уплаты принудительными работами без содержания под стражей и без последующей возможности замены последних лишением свободы. Однако указанные принудительные работы без содержания под стражей имели мало общего с бесплатными общественными работами дореволюционной поры, так как являлись оплачиваемыми, причем исполнение осуществлялось по месту работы или в “иных местах”.

В практике применения УК РСФСР 1922 г. штраф занимал видное место: в среднем он назначался примерно половине осужденных. По отдельным территориям - и выше. Например, в Татарской ССР в 1924 г. к штрафу были осуждены 61% лиц, представших перед судом См.: Богаутдинов. Исправительно-трудовая политика Татарской ССР // Еженедельник советской юстиции. 1925. № 19. С. 535..

Принятый в 1926 г. Уголовный кодекс РСФСР предусмотрел штраф в числе мер социальной защиты судебно-исправительного характера после конфискации имущества. Замена лишения свободы штрафом и наоборот не допускалась. Одновременно конкретизировалась пропорция замены штрафа принудительными работами без лишения свободы в отличие от УК РСФСР 1922 г.: за 100 рублей штрафа - один месяц принудительных работ, причем принять решение о такой замене при неуплате штрафа суд мог уже при определении его размера в стадии вынесения приговора.

Анализируя нормы Особенной части УК РСФСР 1926 г., можно заметить, что из предусмотренных ими 255 санкций штраф закреплялся в 78, то есть в 31% санкций, причем, только как основное наказание (“мера социальной защиты”).

В 1960 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 января 1961 г. В ст. 21 УК РСФСР 1960 г. штраф был помещен на шестое место снизу. Два последних места занимали конфискация имущества и лишение воинских специальных званий, следовательно, штраф расценивался законодателем как более строгое наказание, нежели увольнение от должности (п. 7 ст.21), возложение обязанности загладить причиненный вред (п. 8 ст. 21) и общественное порицание (п. 9 ст. 21).

Всего в Особенной части УК РСФСР 1960 г. содержалось 327 санкций, в том числе со штрафом - 59 санкций.

Примерно в половине санкций со штрафом он предусматривался как альтернативное лишению свободы наказание. И хотя абсолютное число таких санкций по сравнению с УК РСФСР 1926 г. выросло с 21 до 30, их относительная доля осталась практически на прежнем уровне (соответственно 8 и 9%).

Статья 22 УК РСФСР 1960 г. в общей форме устанавливала, что штраф может применяться не только как основное, но и как дополнительное наказание.

Размер штрафа должен был устанавливаться судом в зависимости от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного положения виновного (ч. 2 ст. 30 УК РСФСР 1960 г.). Надо сказать, что по УК РСФСР 1960 г. штраф был относительно невелик. В большинстве (70%) санкций, его предусматривавших, он не превышал 100 рублей, а в 30% - 50 рублей. И только три санкции (5%) предусматривали штраф в размере до тысячи рублей. Средний максимальный размер штрафа как основного наказания (по тем санкциям, где он выражался в абсолютных цифрах) составлял примерно 200 рублей, и если исключить из подсчета три явно “выдававшиеся” из общего ряда штрафные санкции в 1000 рублей по статьям 84, 164 и 167 УК РСФСР (“Нарушение правил международных полетов”, “Незаконный промысел котиков и бобров” и “Нарушение правил сдачи государству золота”), то средний максимальный размер штрафа по УК РСФСР 1960 г. составлял всего около 160 рублей Для сравнения: средняя заработная плата рабочих и служащих в начале 1960-х гг. составляла 70,6 рубля (СССР в цифрах в 1974 г.: Краткий стат. Сб. М.: Статистика, 1975. С. 167.)..

Данный Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал также, что в случае невозможности уплаты штрафа суд мог постановить о замене его исправительными работами из расчета за десять рублей штрафа - один месяц исправительных работ, но не свыше одного года.

С принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г. “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР” Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 49. Ст. 1821. общее число составов преступлений, предусматривающих в санкциях штраф, возросло до трети. Были внесены изменения в 57 статей Особенной части УК РСФСР, предусматривающих штраф как основную меру наказания. Изменения в основном касались суммы штрафов, которые в среднем возросли в два раза.

В целом в 1980-е гг. удельный вес штрафа в числе всех уголовно-правовых мер существенно менялся.

На фоне общего сокращения судимости в 1986 - 1987 гг. произошел существенный рост применения судами штрафа, что, на наш взгляд (как и общее снижение преступности) было результатом проводившейся в те годы кампании по борьбе с пьянством. Наибольший прирост судимости к штрафу дали в тот период лица, осужденные по ст. 156.1 УК РСФСР (“Нарушение правил торговли спиртными напитками”) и по ст. 158 (“Изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки”).

Бурные инфляционные процессы, сопровождавшие вхождение России в рыночную экономику, фактически “обрушили” систему штрафов, выраженных в абсолютных денежных суммах. При максимальном штрафе в триста или тысячу рублей (ст. 30 УК РСФСР в редакции от 3 декабря 1982 г.) средняя заработная плата в России в начале 1992 г. возросла с 548 до 6000 рублей, а с 1991 по 1997 г. - до 950200 рублей Порок бедности // Российская газета. 2003. 17 октября..

В этой связи Законом РФ от 20 октября 1992 г. был изменен сам принцип исчисления штрафов. Абсолютные суммы штрафов были переведены в установленные законом минимальные размеры оплаты труда (МРОТ) из общего расчета 100 рублей - 1 МРОТ Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 47. Ст. 2664..

Весьма радикальным стало введение штрафа в качестве одной из альтернатив лишению свободы за преступления против собственности Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 1994 г., исключившим из Уголовного кодекса главу 2 (“Преступления против социалистической собственности”) Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1109..

Бессистемное, а часто и хаотичное “перекраивание” УК РСФСР в начале 1990-х гг. привело к тому, что в нем появились и другие явные диспропорции. К примеру, оскорбление военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел при исполнении ими обязанностей по охране госграницы (ст.192.2 УК РСФСР) могло повлечь штраф до 50 МРОТ, тогда как оскорблении работника милиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка - штраф до 1 МРОТ (ст. 192.1 УК РСФСР).

Штраф в начале 1996 г. предусматривался уже в 167 санкциях УК РСФСР (рост по сравнению с 1960 г. на 183%), штраф как основное наказание - в 163 санкциях по сравнению с 57 в 1960 г. Это составило примерно треть всех санкций против 18% в 1960 г., причем по состоянию на 1 марта 1996 года 80% штрафных санкций УК РСФСР предусматривали штраф до 100 МРОТ, а 17% - свыше 100 до 1000 МРОТ.

Количество санкций, где штраф предусматривался в качестве альтернативы лишению свободы, возросло более чем в три раза (с 30 до 116).

Частое изменение уголовно-правовых санкций, предусматривавших штраф в советский (и ранний постсоветский) период развития отечественного уголовного законодательства по сравнению с иными санкциями Особенной части УК РСФСР, объяснялось, прежде всего, необходимостью приведения их в соответствие с социально-экономическими условиями общества и в том числе - с уровнем благосостояния населения, однако между ростом благосостояния населения и удельным весом “штрафных” санкций не было прямо пропорциональной зависимости.

Таким образом, в истории уголовного законодательства роль и место штрафа в системе уголовно-правовых санкций, в конечном счете, определялись развитием в обществе рыночных начал. В дореволюционной России упрочение таких начал в конце XIX -- начале XX веков привело к повышению общего уровня нормативного регулирования штрафа, к увеличению «штрафных» санкций в законодательстве, к более четкому закреплению процедур исполнения штрафа и правовых последствий его неуплаты. В советский период наблюдалась аналогичная тенденция: расширение «штрафных» санкций в УК РСФСР 1926 г. и в УК РСФСР 1960 г. по состоянию на 1 марта 1996 г. и, напротив, - сужение в УК РСФСР 1960 г. в его первоначальной редакции. В то же время постоянно возрастали число и удельный вес санкций со штрафом в качестве одной из альтернатив лишению свободы.

2 Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран

Штраф как мера уголовного наказания предусмотрен практически во всех зарубежных странах. Однако объем и содержание его юридической регламентации, различны. Прежде всего, это касается самого понятия штрафа. В этом отношении страны СНГ и Балтии отличаются от государств “дальнего” зарубежья. Уголовные кодексы последних не содержат легального определения штрафа. Напротив, все новые постсоветские государства определяют в законе штраф как “денежное взыскание” (ст. 44.1 УК Азербайджанской Республики См.: Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Утв. Законом АР от 30 декабря 1999г. Вступил в силу 1 сентября 2000г. СПб.: Изд. “Юридический центр Пресс”, 2001. С. 325., ч.1 ст. 50 УК Республики Беларусь См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999г. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 474., ч.1ст. 40 УК Республики Казахстан См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997г. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 466., ч.1 ст. 41 Уголовного Закона Латвийской Республики См.: Уголовный Закон Латвийской Республики. Вступил в силу 1 апреля 1999г. // Уголовный Закон ЛР / Пер. и прим. А. Юдина. Рига, 2001. С. 129., ч.1 ст. 44 УК Республики Узбекистан См.: Уголовный кодекс Республики Узбекистан. Принят 22 сентября 1994г. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс, 2001. С. 338., ч.1 ст. 53 УК Украины См.: Криминальный (Уголовный) кодекс Украины. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс, 2001. С. 392.). При этом УК Азербайджана, Украины, Беларуси, Латвии упоминают, что штраф налагается (назначается) судом. В УК Казахстана, Узбекистана такого уточнения нет. Из рассматриваемых государств только в Узбекистане установлено, что штраф - это “взыскание в доход государства” (ч.1 ст.44 УК). Согласно УК Украины, Азербайджана штраф налагается “в случаях и пределах (размере), предусмотренных Особенной частью УК либо просто настоящим кодексом”. В УК Беларуси указано, что Кодекс определяет только “случаи” назначения штрафа, а в УК Казахстана, Латвии, Узбекистана - его пределы (размер).

Почти во всех рассматриваемых новых независимых государствах (кроме Латвии) система предусмотренных уголовным кодексом наказаний построена по принципу “от менее строгих - к более строгим”. Штраф соответственно рассматривается как наименее строгое наказание. По степени репрессивности непосредственно за ним чаще всего следуют лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или аналогичные ему (ст. 48 УК Беларуси, ст. 39 УК Казахстана, ст. 43 УК Узбекистана), лишение права управлять транспортным средством (ст. 42 УК Азербайджана), лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса (ст. 51 УК Украины), принудительные (общественные) работы (ст. 36 УК Латвии).

Более разнообразными в этом отношении являются позиции законодателей стран “дальнего” зарубежья. УК КНР устанавливает ближайшим к штрафу по степени строгости лишение политических прав (ст.34) См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. Вступил в силу 1 октября 1997г. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс, 2001. С. 303.. В Польше это ограничение свободы (ст. 32 УК) См.: Уголовный кодекс Республики Польша. Принят в 1997г. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс, 2001. С. 234.. В Болгарии (ч.1 ст. 37 УК) к штрафу по степени повышения строгости примыкает наказание в виде исправительных работ См.: Уголовный кодекс Республики Болгария. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс, 2001. С. 298., в Голландии - общественные работы (ч.1 ст. 9 УК) См.: Уголовный кодекс Голландии. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс, 2001. С. 510.. В Испании (ст.32 УК) - лишение определенных прав См.: Уголовный кодекс Испании 1995г. М.: Зерцало, 1998. С. 218.. Наконец, в Швейцарии (ст. 39 УК) См.: Уголовный кодекс Швейцарии 1937. М.: Зерцало, 2000. С. 138., Японии (ст. 13 - 16 УК) См.: Уголовный кодекс Японии: Пер. с япон. Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2000. С. 84., Ираке (ст. 65 УК) См.: Муххамед Мехди Муххамед. Развитие уголовного законодательства Ирака. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: МГУ, 1992. С. 18-19. к штрафу по степени строгости непосредственно примыкает лишение свободы в его разных видах.

В то же время, судя по установленной в законе “лестнице” наказаний, в некоторых государствах штраф не рассматривается в качестве самого мягкого наказания. В Беларуси и во Франции более мягким, чем штраф, наказанием считаются бесплатные общественные работы (ст. 48 УК Беларуси и ст. 131-3 УК Франции), в Болгарии - “обязательное поселение без лишения свободы” и лишение права занимать определенную государственную или общественную должность (ст. 37 УК). Судя по швейцарскому УК (§43а и 44), более мягким наказанием, нежели штраф, считается увольнение от должности и лишение родительской или опекунской власти, а в ФРГ - запрещение управления транспортным средством (§44 УК Германии).

Способы определения конкретных минимальных и максимальных размеров штрафа (как в Общей, так и в Особенной частях УК) в зарубежных странах можно свести к следующим:

а) в абсолютных суммах;

б) в условных единицах;

в) кратно (или в доле) к причиненному ущербу, полученному доходу и т.п.

В абсолютных суммах штраф установлен в Китае, однако этот вопрос решается исключительно в санкциях статей Особенной части УК Например, за сокрытие имущества предприятия при его ликвидации (ст. 162 УК) предусмотрен штраф от 20 до 200 тысяч юаней.. В Болгарии конкретные суммы штрафов (в левах) определяются также в Особенной части, однако согласно ч.1 ст. 47 УК (Общая часть) штраф, во всяком случае, не может быть менее 0,5 лева. Сумма штрафа согласно УК Голландии не должна быть меньше пяти гульденов. Штраф, назначенный за уголовное правонарушение, не должен быть больше максимума указанной категории за это правонарушение. Уголовный кодекс Японии различает два вида штрафа: “штраф” и “малый штраф” (ст.15, 17 УК). Последний определяется в сумме от 1 тысячи до 10 тысяч иен. Для штрафа установлен лишь низший предел - 10 тысяч иен.

В Англии штраф может применяться за менее тяжкие преступления и также определяется в абсолютных денежных единицах: от 25 до 1000 фунтов стерлингов См.: Уголовное право буржуазных стран. М.: МГУ, 1980. С. 40..

Уголовный кодекс Швейцарии в статье 48 закрепляет, что если закон четко не определяет другого, то максимальный размер штрафа составляет 40000 франков, а если лицо действует из корыстных побуждений, то судья не связан этим максимальным размером штрафа Липатов Д.В. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран // Международное публичное и частное право, 2006. № 2. (СПС “Консультант Плюс”)..

Гораздо более распространен в мире способ установления штрафов в условных единицах Еще в конце XIX века известный русский криминалист Н.С. Таганцев писал, что “издавна предлагаются попытки определить в самом законе денежную пеню не в точно установленных размерах, а установить… что “размер денежной пени в каждом отдельном случае должен соответствовать имущественному положению и хозяйству обвиняемого” (Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. М.: Наука, 1994. Т. 2. С. 272).. Причем эти единицы, весьма разнообразны. В таких странах, как Азербайджан, Беларусь, Латвия, Узбекистан учетной единицей для определения штрафа является минимальный месячный размер оплаты труда. Причем, нужно отметить, что до принятия Федерального закона № 162-ФЗ от 21 ноября 2003 г., которым были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, учетной единицей для определения размера штрафа также являлся минимальный размер оплаты труда. В Казахстане (ч.2 ст. 40 УК) - “месячный расчетный показатель, установленный законодательством”. На Украине - месячный “необлагаемый налогом минимум доходов граждан (ч.2 ст. 53 УК)”.

В Эстонии и европейских странах “дальнего” зарубежья масштабом исчисления штрафа чаще выступает не минимальный месячный, а дневной заработок (доход) конкретного виновного. Так, в Уголовном кодексе ФРГ назначение наказания в виде денежного штрафа определяется ст.40. Денежный штраф назначается в дневных ставках и составляет минимум пять, а если закон не устанавливает иное, максимум триста шестьдесят полных дневных ставок, размер которой определяет суд с учетом личного и материального положения лица. При этом суд исходит, как правило, из чистого дохода, который лицо имеет, или могло иметь в среднем в день. Дневная ставка устанавливается минимум в две немецкие марки и максимум в десять тысяч немецких марок. Таким образом, общий размер штрафа по УК ФРГ составляет: минимум (5 ставок по 2 марки) - 10 марок, максимум (360 ставок по 10 тысяч марок) - 3 млн. 600 тысяч марок См.: Курс уголовного права. Общая часть. Том 2: Учение о наказании; / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой - М.: Зерцало, 1999г. С. 365.. Причем доходы лица, его имущество и другие источники существования могут учитываться для определения дневной ставки. В решении суда указывается количество и размер дневных ставок Липатов Д.В. Указ. соч. // Международное публичное и частное право, 2006. № 2. (СПС “Консультант Плюс”)..

Согласно УК Польши штраф назначается "в ставках дневного заработка путем определения количества ставок и величины одной ставки" (ст.33). При этом наименьшее количество ставок равно десяти, максимальное - тремстам шестидесяти. При определении размера дневной ставки суд исходит из доходов виновного лица, его личных и семейных условий, материального положения и возможности получения заработка. Дневная ставка назначается в пределах от десяти до двух тысяч злотых См.: Курс уголовного права. Том 2. Указ. соч. С. 367..

Дания (§51 УК) и Франция (п.3 ст. 131-3 УК) для расчетов штрафа используют так называемый “штрафо-день” (причем во Франции он является даже самостоятельным видом наказания). Во Франции наказание в виде штрафо-дней состоит в обязанности осужденного регулярно вносить в государственный бюджет определенные денежные суммы. Размер ежедневного взноса устанавливается судом с учетом доходов и имущественных обязанностей подсудимого и не может превышать двух тысяч франков. Количество штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния, но не может превышать 360 дней См.: Курс уголовного права. Том 2. Указ. соч. С. 364..

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты