Рефераты

Уголовное наказание в виде штрафа

судебной практике используется (даже в единичных случаях) менее чем пятая часть составов преступлений (33 из 170), за которые штраф предусмотрен в качестве основного вида наказания. В то же время по четырем составам штраф назначается примерно в 3,5% всех “штрафных” санкций, хотя соответствующими статьями Особенной части в качестве основного наказания он не предусмотрен. Это ст. 119 (“Угроза убийством”), ст. 161 (“Грабеж”), ст. 213 (“Хулиганство”), ст. 222 (“Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств”). В данном случае суд опирался на ст. 64 УК РФ.

Каждое пятое преступление, за которое был назначен штраф, - преступление против собственности (ст. 158 - 167 УК РФ).

Важно и то, что почти в 83% всех случаев назначения штрафа он применялся всего по семи составам преступлений. Из них около половины (36%) составляет ст. 200 УК РФ (“Обман потребителей”), ныне исключенная из Уголовного кодекса Федеральным законом от 21.11.2003 № 162-ФЗ. Следовательно, в дальнейшем можно прогнозировать еще большее снижение судимости к штрафу.

Что касается остальных 17% приговоров к штрафу, то они выносились за преступления, редко встречающиеся в судебной практике, поскольку, во-первых, они совершаются нечасто, а во-вторых, дела обычно прекращаются в стадии предварительного следствия по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным ст.ст. 75 - 78 УК РФ.

При назначении штрафа, как и любого другого наказания, суд должен учитывать характер и степень общественной опасности преступления, и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч.3 ст. 60 УК РФ). Штраф расценивается законодателем как наименее строгое наказание, к тому же в половине (16 из 33) статей, по которым он назначался, наряду со штрафом предусмотрено лишение свободы. Следовательно, необходим учет и положений ч.1 ст. 60 УК РФ о том, что “более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания”.

При вынесении приговора к штрафу суды очень редко ссылались на отягчающие обстоятельства, указанные в ст. 63 УК РФ. Это рецидив преступлений (1% приговоров), тяжесть последствий (0,5%), совершение преступлений по предварительному сговору (0,5%). Относительно чаще встречаются такие обстоятельства, которые законом прямо не отнесены к отягчающим. Это “тяжесть преступления” (3%) и такие характеризующие личность преступника качества, как судимость (0,25%), его отрицательная характеристика (0,25%), то, что он не работает (0,25%), совершил преступление в период испытательного срока (0,75%) и “скрылся от следствия” (0,25%). Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” обращает внимание судов на то, что “в соответствии со статьей 63 УК РФ перечень отягчающих наказание обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а их установление имеет существенное значение для правильного решения вопроса об индивидуализации наказания. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания. Совершение лицом преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ, законом не отнесено к обстоятельствам, отягчающим наказание” О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 № 2 // СПС “Консультант Плюс”..

Гораздо обстоятельнее суды использовали смягчающие обстоятельства, как предусмотренные, так и не предусмотренные ч.1 ст. 61 УК РФ, в частности положительную характеристику - в 64% приговоров; признание вины - в 49% приговоров; раскаяние - в 44% приговоров; отсутствие судимости - в 43% приговоров; молодой возраст - в 6% приговоров; способствование расследованию - в 2% приговоров и т.д. Уткина С.С. Указ. соч. С. 117.

Однако даже имеющиеся в деле сведения при этом используются не всегда. Так, положительная (производственная, бытовая) характеристика имелась в деле в отношении 86% осужденных, а суд сослался на нее только в 64% приговоров. Относительно применения смягчающих обстоятельств, Пленум ВС РФ в своем постановлении разъясняет, что “при назначении наказания суд вправе признать смягчающими наказание любые установленные в судебном заседании обстоятельства, в том числе не предусмотренные ч. 1 ст. 61 УК РФ”, а также указывает на то, что “обстоятельства, смягчающие наказание, признаются таковыми с учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств уголовного дела. Например, наличие малолетних детей у виновного не может расцениваться как смягчающее наказание обстоятельство (пункт "г" части первой статьи 61 УК РФ), если осужденный совершил преступление в отношении своего ребенка, либо лишен родительских прав. Во всяком случае, непризнание обстоятельства, смягчающим наказание, должно быть мотивировано в описательно-мотивировочной части приговора” О практике назначения судами РФ уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 № 2 // СПС “Консультант Плюс”..

Вместе с тем в приговорах практически не встречается конкретной мотивировки назначения осужденным именно штрафа, а не какой-либо иной (формально более строгой) меры наказания, не связанной с лишением свободы. Полагаем, что этим нарушается упомянутое выше положение ч.1ст. 60 УК РФ.

Как видно из материалов уголовных дел, суды исходили, прежде всего, из оценки личности виновных, не без оснований усматривая в ней и ее социальном окружении возможность достижения целей наказания применением штрафа. Остановимся на личности подробнее.

Лица до 30 лет составляют менее половины (43%) осужденных к штрафу. Около 60% - лица старшего возраста. Сравнивая эти данные с характеристикой лиц, лишенных свободы, можно установить, что осужденные к штрафу в целом старше, чем отбывающие наказание в исправительных учреждениях. Среди последних лица старше 30 лет составляют 48%. Если среди осужденных к штрафу лиц в возрасте 20 - 29 лет примерно треть, то среди осужденных к лишению свободы - 44% См.: Характеристика осужденных к лишению свободы: По материалам специальной переписи 1999 г. Т. 2. М.: Юриспруденция, 2001. С. 11..

Криминологические исследования показывают, что существенной характеристикой личности человека вообще и осужденного в частности является образовательный уровень. Чем выше образование человека, тем при прочих равных условиях менее вероятно совершение им нового преступления. Суды, без сомнения, учитывают уровень образования осужденных при назначении им наказания. До 9 классов образования имели 4% осужденных к штрафу; основное общее - 10% осужденных; полное среднее и среднее специальное (профессиональное) образование имели по 37% осужденных; с неоконченным высшим и высшим образованием были осуждены 3 и 9% человек соответственно. Сопоставление этих данных с результатами переписи осужденных к лишению свободы См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. Указ. соч. С. 25. свидетельствует о сравнительно более высокой образованности осужденных к штрафу. Если среди осужденных к лишению свободы с полным средним и средним профессиональном образованием - 63%, то среди осужденных к штрафу - 74%. Среди последних - с высшим и незаконченным высшим образованием - 12%, а в исправительных учреждениях - всего 1,3%.

Учет рода занятий осужденных необходим не только для определения степени криминогенности и вероятности достижения целей исправления, но и (применительно к штрафу) для установления реальной возможности уплаты самого штрафа.

Обратим вначале внимание на то, что три четверти осужденных (75%) занимались в том или ином качестве общественно полезным трудом. Среди них специально выделены продавцы (33% от общего числа всех осужденных). В то же время 18% не работали и не учились на момент осуждения, однако в качестве безработного ни один осужденный зарегистрирован не был Уткина С.С. Указ. соч. С. 119.. С одной стороны, это гораздо меньше, нежели аналогичная доля осужденных в местах лишения свободы. Там, по данным упомянутой переписи, таких 56,3% См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. Указ. соч. С. 25.. Однако настораживает то, что суд счел возможным применить штраф почти к каждому пятому осужденному, не имея твердой уверенности в наличии тех источников, из которых он впоследствии сможет уплатить штраф. Сейчас (после изменения ст. 46 УК РФ) это представляется нарушением части 3 упомянутой статьи, где говорится, что штраф определяется, в частности, “с учетом возможности получения, осужденным заработной платы или иного дохода”. Трудно предположить, что большинство неработающих осужденных к штрафу - наследники богатых родителей или акционеры коммерческих фирм.

99% осужденных к штрафу имели постоянное место жительства (66% - собственную квартиру, 13% - собственный дом, 13% - арендовали жилую площадь, 7% - проживали в общежитии). Вызывает, однако, недоумение, почему все же в одном проценте приговоров суды сочли возможным назначать штраф лицам без определенного места жительства и рода занятий. К примеру, в августе 2002 года Ленинский районный суд г.Томска назначил штраф в размере 120 МРОТ по ч.2 ст. 159 УК РФ Зарбиеву, располагая сведениями, что последний не работает, не учится и не имеет постоянного места жительства Архив Ленинского районного суда г. Томска за 2002 г. Уголовное дело № 1 - 660/02..

Как уже отмечалось, положительно характеризовались 86% осужденных, 2% на производстве и в быту дали отрицательную характеристику, 7% характеризовались неопределенно, в 5% дел характеристики осужденных отсутствовали. В то же время 8% осужденных ранее злоупотребляли спиртными напитками, 5% употребляли наркотики.

18% осужденных к штрафу ранее привлекались к уголовной ответственности и имели судимость, причем преимущественно (86%) - за кражи и иные корыстные преступления; 5% привлекались к административной ответственности.

Как видно из приведенных данных, осужденные к штрафу имеют в целом сравнительно высокий уровень социализации, что в совокупности с оценкой характера и тяжести совершенного преступления давало суду основания для назначения штрафа как такового.

В Уголовном кодексе не содержится критериев, по которым суду следует избирать именно штраф из числа санкций, предусмотренных за конкретное преступление. На практике первым этапом решения этого вопроса являются данные, приводящие суд к убеждению, что осужденного нецелесообразно лишать свободы. В дальнейшем он учитывает имущественное положение виновного и, прежде всего, его способность уплатить штраф. Последний назначается, если такая возможность существует, и осужденный не нуждается в контроле за его поведением в течение определенного срока. Когда штраф уплачен быть не может, суду ничего не остается, как в любом случае прибегнуть к условному осуждению.

Вместе с тем закон определяет особые требования к установлению размера штрафа. Ранее в ст. 46 УК РФ говорилось, что “размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения виновного”. Сейчас это правило изложено более подробно: “Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения, осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет”. Верховный Суд Российской Федерации указывает на то, что “согласно части третьей статьи 60 УК РФ по каждому делу необходимо учитывать влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи” О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 // СПС “Консультант Плюс”., то есть необходимо выяснять его материальное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п. В этом отношении заслуживает внимания и отмеченное выше положение УК Польши о том, что штраф не назначается, если доходы виновного, его материальное положение или возможность заработка приводят к обоснованному убеждению, что виновный штраф не уплатит, и его невозможно будет взыскать в принудительном порядке.

Тем не менее, в каждом третьем уголовном деле нет данных об имущественном положении виновных, в том числе о размере заработка или иного дохода осужденного. Наличие конкретного имущества устанавливалось только в 5% случаев назначения штрафа, а в 3% производилась его опись. В 1% дел суды имели сведения, что у осужденного вообще нет ни дохода, ни имущества, на которое можно обратить принудительное взыскание штрафа. Как правило, суды ограничивались приобщением к делу справок из бухгалтерии соответствующих организаций либо справок работодателей - частных предпринимателей (в отношении преимущественно продавцов). В 1% случаев суд учел наличие стипендии, в одном - пенсии по инвалидности. “Иной доход” был учтен в 4% уголовных дел с назначением штрафа.

Помимо прочего, при назначении штрафа закон требует учитывать имущественное положение семьи осужденного, а также влияние наказания на условия жизни семьи. Около половины (46%) осужденных к штрафу состояли в официальном браке, 62% имели на иждивении несовершеннолетних детей либо иных иждивенцев. Большая часть (33%) имела одного ребенка, 23% - двоих, 3% - троих и более несовершеннолетних детей. Между тем в приговорах нашло прямое отражение лишь каждое второе такое обстоятельство.

Сравним теперь средний назначаемый судами штраф с “медианой” штрафных санкций, которые предусмотрены статьями 171, 198 - 199.2 УК РФ. По нашим подсчетам, медиана санкции в виде штрафа составляет по данным статьям примерно 280000 рублей. А средний назначенный по этим статьям штраф - 100000 рублей (см. таблицу 1), то есть более чем в 2,5 раза ниже “медианы” санкции. Таким образом, судебная практика весьма существенно корректирует устремления законодателя к повышению строгости штрафных санкций.

Аналогичная тенденция проявляется и при исчислении судами штрафа в размере заработка или иного дохода осужденного за определенный период.

В каждом десятом приговоре к штрафу, где последний исчислялся в размере заработной платы или иного дохода осужденного (а практически всегда в размере заработной платы), штраф определялся судом по минимуму, а именно - в размере двухнедельного заработка виновного. В 3% приговоров суд назначал это наказание ниже низшего предела - в размере заработка за одну неделю и даже за два дня. В 71% приговоров штраф не превышал месячного заработка виновного.

Очевидно, что стремление законодателя к ужесточению “штрафных” санкций, проявившееся в новом Уголовном кодексе, особенно в его редакции от 21 ноября 2003 года, существенным образом “амортизируется” судебной практикой.

Однако едва ли можно согласиться с тем, что в стремлении к “гуманизации” суды прямо нарушают закон. В первую очередь это относится к назначению штрафа в порядке ст. 64 УК РФ. В ней, как известно, сказано, что при наличии исключительных обстоятельств “наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного”. Верховный Суд Российской Федерации указывает, что “с учетом правил, содержащихся в статье 64 УК РФ, может быть назначен любой более мягкий вид основного наказания, не указанный в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ. При этом их срок и размер не могут быть ниже установленных соответствующими статьями Общей части УК РФ, минимальных срока и размера применительно для каждого вида уголовного наказания” О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 // СПС Консультант Плюс..

Назначение штрафа в качестве более мягкого наказания, нежели указанное в санкциях Особенной части УК РФ, само по себе законно, но при условии соблюдения судом требований ч.1 ст. 64 УК РФ об исключительности обстоятельств, “связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления”. Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что, “суд вправе признать таковыми как отдельные смягчающие обстоятельства, так и их совокупность, указав в приговоре основания принятого решения” О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 // СПС Консультант Плюс..

В 3,5% уголовных дел суд прибегал к штрафу на основании ст. 64 УК РФ в порядке перехода к более мягкому наказанию по ст. 119, 161, 213, 222 УК РФ. Однако отсутствие должной мотивировки в большей части приговоров позволяет усомниться в обоснованности, а, следовательно, в законности таких решений. Приведем несколько примеров. В июле 2000 года Октябрьским районным судом г. Барнаула за грабеж (по ч.1 ст. 161 УК РФ) был осужден Авдеев. Статья 161 УК РФ штрафа не предусматривает. Тем не менее, суд назначил ему штраф в размере 30 МРОТ, мотивируя решение тем обстоятельством, что подсудимый “не судим” Архив Октябрьского районного суда г. Барнаула. Дело № 1-732-00.. В другом решении Ленинский районный суд г. Барнаула мотивировал назначение штрафа в 25 МРОТ по ст. 213 УК РФ тем, что виновный имеет иждивенцев, положительно характеризуется и что потерпевшая сама вела себя неправильно Архив Ленинского районного суда г. Барнаула. Дело № 1-396-2000.. Квалифицируя деяние подсудимой Михайловой по ст. 119 УК РФ, Кировский районный суд г. Кемерово назначил ей штраф в размере пенсии за один месяц, приняв во внимание ее пожилой возраст, отсутствие судимости, а также удовлетворительную характеристику по месту жительства Архив Кировского районного суда г. Кемерово. Дело № 1-604-01..

Очевидно, что ни одного из исключительных обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК РФ, в мотивировках приговоров не содержится.

Еще более неосновательным, а точнее, незаконным является использование судами ст. 64 УК РФ для назначения штрафа ниже низшего предела, установленного не санкцией статьи Особенной части, а Общей частью УК РФ. В одном из таких приговоров суд исчислил штраф в размере заработка виновного за два дня Архив Октябрьского районного суда г. Барнаула. Дело № 1-237/00..

И хотя тенденция смягчения наказания штрафом в судебной практике вполне объяснима с учетом низкого уровня материального положения большинства населения, нарушения закона недопустимы.

Остановимся теперь на назначении судами штрафа в качестве дополнительного наказания.

Основную массу преступлений, за которые назначено дополнительное наказание в виде штрафа, составляют преступления против собственности. Их свыше 55 процентов Уткина С.С. Указ. соч. С. 126..

Во всех приговорах штраф был назначен в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, причем ровно в половине приговоров лишение свободы было условным.

Среди осужденных преобладают лица мужского пола (89%), причем сравнительно более молодого возраста, чем осужденные к штрафу в качестве основного вида наказания. В возрасте от 14 лет до 21 года - 52%, тогда как среди осужденных к штрафу как основному наказанию таких всего 15%.

Такие осужденные отличаются более низким уровнем образования: до 9 классов имеет половина осужденных, а среди осужденных к штрафу в качестве основного наказания таких всего 4%.

Более чем в два раза среди них лиц, не работающих и не учащихся (соответственно 39 и 18%). По наличию постоянного места жительства эти две категории практически одинаковы.

Подавляющее большинство осужденных рассматриваемой нами категории характеризовались положительно, тем не менее, около трети из них (28%) ранее привлекались к уголовной ответственности, в основном за корыстные преступления. У каждого пятого сохранилась судимость. Два процента осужденных не состояли в браке (это, конечно, связано с молодым возрастом). Только 20% имели несовершеннолетних детей. 17% злоупотребляли спиртными напитками, каждый десятый употреблял наркотики.

В отношении данной категории осужденных суд в целом гораздо чаще учитывал отягчающие обстоятельства, хотя и не по всем приговорам, в частности: судимость - в 15% приговоров; тяжесть преступления - в 10% приговоров; отрицательная характеристика - в 5% приговоров; рецидив - в 5% приговоров; использование служебного положения - в 2% приговоров и т.д. Уткина С.С. Указ. соч. С. 127.

В то же время (имея в виду и применение условного осуждения) суд гораздо чаще ссылался на смягчающие обстоятельства, в частности: на положительную характеристику - в 72% приговоров; отсутствие судимости - в 39% приговоров; раскаяние - в 29% приговоров; молодой возраст - в 20% приговоров; состояние здоровья, инвалидность - в 15% приговоров; наличие детей, иждивенцев - в 10% приговоров; примирение с потерпевшим - в 1% приговоров; содействие расследованию - в 1% приговоров и т.д. Там же. С. 127.

Структура учтенных судом смягчающих обстоятельств, практически не отличается от аналогичных обстоятельств, учтенных судом при назначении штрафа в качестве основного наказания.

Применительно к назначению дополнительного наказания Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 39 постановления от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” указывает, что “при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов. Если закон, по которому квалифицировано совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания (например, часть первая статьи 290 УК РФ), то его неприменение судом допускается лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 64 УК РФ, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью”. В п. 41 постановления Пленум дает разъяснения применительно к назначению дополнительного наказания при совокупности преступлений, а именно, разъясняет судам, что “если подсудимый признается виновным в совершении нескольких преступлений в соответствии со статьей 69 УК РФ и пунктом 4 части первой статьи 308 УПК РФ, в резолютивной части приговора надлежит указывать вид и размер назначенных основного и дополнительного наказаний отдельно за каждое преступление и окончательную меру наказания по совокупности преступлений.

Дополнительное наказание не может быть определено по совокупности преступлений, если оно не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность.

В случае, когда за два или более преступления наряду с основным наказанием назначается один и тот же вид дополнительного наказания, окончательный его срок или размер при частичном или полном сложении наказаний не может превышать максимальный срок или размер, предусмотренный для данного вида наказания Общей частью УК РФ. Если же за различные преступления, входящие в совокупность, судом назначены разные виды дополнительного наказания, то они с приведением соответствующих размеров и сроков должны быть указаны в приговоре и при назначении окончательного наказания по совокупности преступлений.

Срок или размер дополнительного наказания, назначенного по совокупности преступлений или по совокупности приговоров, не может превышать максимальный срок или размер, предусмотренный соответствующей статьей Общей части УК РФ” О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 // СПС “Консультант Плюс”..

Подводя итог, можно сказать, что в законодательстве и судебной практике по отношению к штрафу по разным причинам налицо противоречивые тенденции. Во-первых, законодатель стремится к расширению числа санкций со штрафом. Судебная практика же использует менее чем пятую часть составов преступлений, за которые возможен штраф, причем в подавляющем большинстве случаев его назначения (более чем в 80%) данное наказание в качестве основного назначается, только по семи видам преступлений. Одновременно штраф используется в порядке ст. 64 УК РФ по ст.ст. 119, 161, 213, 222 Уголовного кодекса Российской Федерации. Дополнение указанных статей санкциями в виде штрафа в принципе возможно и расширило бы рамки его применения в условиях дефицита реальных мер наказания, альтернативных лишению свободы, особенно с учетом отмены уголовной ответственности по ст. 200 УК РФ, по которой наиболее часто ранее и назначался штраф.

Во-вторых, законодатель придерживается линии на повышение размера штрафа. Судебная практика, более реально учитывая положение вещей, серьезно корректирует суммы назначаемых штрафов в сторону их уменьшения (в среднем в 2,5 раза по сравнению с “медианой” установленных законом “штрафных” санкций за соответствующие преступления). Причем порой выходя за рамки закона.

Думается, что в перспективе, с учетом значительного роста штрафов в законе, данное противоречие будет нарастать. И лишь инфляция, ведущая к постепенному обесцениванию рубля, сможет смягчить разнонаправленные тенденции.

Заключение

Подводя итоги, сформулируем основные выводы и предложения, к которым мы пришли в результате проведенного исследования.

1. В истории уголовного законодательства роль и место штрафа в системе уголовно-правовых санкций, в конечном счете, определялись развитием в обществе рыночных начал. В дореволюционной России упрочение таких начал в конце XIX -- начале XX веков привело к повышению общего уровня нормативного регулирования штрафа, к увеличению «штрафных» санкций в законодательстве, к более четкому закреплению процедур исполнения штрафа и правовых последствий его неуплаты. В советский период наблюдалась аналогичная тенденция: расширение «штрафных» санкций в УК РСФСР 1926 г. и в УК РСФСР 1960 г. по состоянию на 1 марта 1996 г. и, напротив, - сужение в УК РСФСР 1960 г. в его первоначальной редакции. В то же время постоянно возрастали число и удельный вес санкций со штрафом в качестве одной из альтернатив лишению свободы.

2. Почти во всех зарубежных странах штраф считается наименее строгим наказанием и может исчисляться в абсолютных денежных единицах (что крайне редко), в условных единицах либо кратно к причиненному ущербу или преступному доходу, причем основания и условия его назначения достаточно детально урегулированы в уголовном законодательстве.

3. С учетом последних изменений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также положений гражданского законодательства штраф уместнее именовать не “денежным взысканием”, а “имущественным взысканием в денежной форме”, что создает возможность отнесения к его предмету не только имеющихся у виновного денежных средств, но и имущественных прав осужденного (включая его право на получение заработной платы, стипендии, пенсии и т.п.).

4. С принятием Федерального закона РФ от 21.11.2003 № 162-ФЗ произошло (практически никем не замеченное) трех - пятикратное повышение наказуемости деяний штрафом (по максимуму даже тех санкций, в которых он был ранее предусмотрен).

5. Имеющийся разрыв между максимумом штрафа, исчисляемого в абсолютных денежных единицах и заработке (доходе) осужденного за определенный период, который соотносится как 1,5:1, не отвечает принципу равенства граждан перед законом и чрезмерно расширяет рамки судебного усмотрения.

6. Необходимо исключить возможность взыскания штрафа с родителей несовершеннолетнего преступника с их согласия, которая противоречит таким основополагающим принципам уголовного права, как равенство перед законом, принцип вины, принцип личной ответственности за совершение преступления, а также с сущностью наказания как меры государственного принуждения. Кроме того, это делает практически бесперспективными какие-либо правовые последствия неуплаты штрафа.

7. В целях обеспечения соразмерности штрафа тяжести совершенного преступления в условиях быстро меняющейся покупательной способности денег и происходящих в стране инфляционных процессов необходим возврат способа исчисления штрафа в условных единицах (МРОТ), на что в частности было указано в одном из определений Конституционного Суда Российской Федерации Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.2002 № 317 - О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности части первой ст. 46 УК РФ”..

8. При предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа окончательную сумму последнего следует определять с учетом установленной Центральным Банком России ставки рефинансирования.

9. Стремление законодателя к повышению репрессивности штрафов, нашедшее отражение в УК РФ 1996 года и, в особенности в Федеральном законе от 21.11.2003 № 162-ФЗ, привело к тому, что штраф, потеряв свойства самого мягкого наказания в системе наказаний, фактически превзошел по строгости обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и занял место, которое до этого занимала конфискация имущества.

10. Замена конфискации такими штрафами в конце 2003 года, небесспорная по существу, прошла бессистемно. В связи с этими изменениями, которые еще более усилили реальную репрессивность штрафа в будущем, вероятно, потребуется законодательная корректировка как системы наказаний, предусмотренных статьей 44 УК РФ, так и санкций Особенной части Кодекса. Одним из вариантов может быть такой, который основан на предлагаемом нами выделении видов штрафов, а именно: снижение суммы “ординарного” штрафа с оставлением его на прежнем месте и закреплении “конфискационного” (“чрезвычайного”) штрафа на месте конфискации имущества.

11. Необходимо устранить отдельные погрешности технико-юридического конструирования “штрафных” санкций путем приведения последних в соответствие с характером и степенью общественной опасности преступлений.

12. Средний максимальный размер штрафа по отдельным главам Особенной части УК РФ (там, где он является основной мерой наказания) довольно “разбросан” и составляет от 400 тысяч рублей (в главе 34 УК РФ) до 53 тысяч рублей (в главе 20 УК РФ). Для сокращения рамок данного “разброса” необходимо законодательно закрепить в санкциях статей каждой из глав Особенной части УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности преступлений, размер штрафа таким образом, чтобы средний максимальный его размер был не менее среднего максимального размера штрафа в 250 тысяч рублей в соответствии с Общей частью УК РФ.

13. В законодательстве и судебной практике относительно штрафа налицо противоречивые тенденции. Законодатель постоянно увеличивает число санкций со штрафом. В судебной практике ныне используется менее пятой части составов преступлений, за которые предусмотрен штраф, причем более чем в 80% - это всего семь составов. Одновременно штраф применяется в порядке ст. 64 УК по ст.ст. 119, 213, 161, 222 УК РФ. Дополнение указанных статей санкциями в виде штрафа расширило бы рамки его применения, особенно с учетом отмены уголовной ответственности по ст. 200 УК, по которой наиболее часто ранее и назначался штраф. Кроме того, линия законодателя на повышение размера штрафов не находит отклика в практике. Реально назначаемые судами штрафы (независимо от способа их исчисления) в среднем в 2,5 раза ниже «медианы» установленных законом «штрафных» санкций за соответствующие преступления.

14. По результатам изучения 43 судебных решений по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.2 УК РФ мы пришли к выводу о необходимости ужесточения санкций за преступления в сфере экономики, в частности, путем установления минимального размера штрафа, который должен быть не менее суммы ущерба, причиненного совершением данных преступлений.

15. Для повышения эффективности штрафа необходимо:

1. Законодательно определить четкие критерии при замене штрафа другим видом наказания.

2. Установить в санкциях статей Особенной части УК РФ следующее соотношение штрафа к лишению свободы (в тех случаях, когда штраф предусмотрен в санкции в качестве альтернативы лишению свободы):

а) при максимальном сроке в один год - максимальный размер до 100 тысяч рублей;

б) при максимальном сроке в два года - до 200 тысяч рублей;

в) при максимальном сроке в три года - до 300 тысяч рублей;

г) при максимальном сроке в четыре года - до 400 тысяч рублей;

д) при максимальном сроке в пять лет - до 500 тысяч рублей;

е) при максимальном сроке в шесть лет - до 650 тысяч рублей;

ж) при максимальном сроке в семь лет - до 800 тысяч рублей;

з) при максимальном сроке в восемь лет - до 1 миллиона рублей.

3. Расширить число кумулятивных санкций, где штраф является дополнительным наказанием.

4. Установить максимальный размер штрафа как дополнительного наказания в 500 тысяч рублей или в размере заработка или иного дохода за период до 3 лет при лишении свободы (в санкции) до 10 лет, а свыше 10 лет - 1 миллион рублей или в размере заработка или иного дохода за период до 5 лет.

Таким образом, открываются более широкие возможности назначения штрафа в качестве уголовного наказания.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // СПС “Консультант Плюс”.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.

6. Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г. // СПС “Консультант Плюс”.

7. Уголовный кодекс РСФСР от 22 ноября 1926 г. // СПС “Консультант Плюс”.

8. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // СПС “Консультант Плюс”.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.

10. Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. № 2704-1 “О минимальном размере оплаты труда” // СПС “Консультант Плюс”.

11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” // СПС “Консультант Плюс”.

12. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи” // СПС “Консультант Плюс”.

13. Федеральный закон от 21 ноября 2003 г. № 162-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” // СПС “Консультант Плюс”.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 г. № 260 “О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства” // СПС “Консультант Плюс”.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи” // СПС “Консультант Плюс”.

16. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. № 317-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности части первой статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации” // СПС “Консультант Плюс”.

17. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 г. № 8 “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов” // СПС “Консультант Плюс”

18. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 40 “О практике назначения судами уголовного наказания” // СПС “Консультант Плюс”.

19. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” // СПС “Консультант Плюс”.

20. Уголовное право. Часть общая. Том 3.: Уголовное наказание: понятие, виды, назначение. Екатеринбург, 1994 г.

21. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Учеб. / Под ред. А.И. Марцева. - Омск: Юридический институт МВД России, 1998.

22. Курс уголовного права. Общая часть. Том 2: Учение о наказании. Учебник для вузов. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Издательство “Зерцало”, 1999.

23. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учеб. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: ИНФРА-М: Контракт, 2006.

24. Уголовное право. Общая часть: Учеб. для вузов / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. М., 2001.

25. Уголовное право. Общая и особенная части / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 2001.

26. Уголовное право. Общая и особенная части. / Под ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина, С.В. Максимова М.: Юриспруденция, 1999.

27. Курс российского уголовного права. Общая часть. М.: Спарк, 2001.

28. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). Сборник законодательных материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. М.: Изд-во “Зерцало”, 2001.

29. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве. М., 1995.

30. Уголовно-исполнительное право России. М.: Инфра-М Норма, 1997.

31. Уголовно-исполнительное право России. Учебник/Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Юрист, 2005.

32. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2005 г. Под ред. В.М. Лебедева // СПС “Консультант Плюс”.

33. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2003.

34. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 2. М.: Наука, 1994.

35. Курс Российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: СПАРК, 2001.

36. Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике: Монография. - Курск: Издательство РОСИ, 2000.

37. Преступность и правопорядок в России: Статистический аспект. М.: Госкомстат РФ, 2003.

38. Уткина С.С. Уголовное наказание в виде штрафа. Томск: Изд-во Томского университета, 2004.

39. Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

40. Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

41. Дуюнов В.К. Уголовно-правовое воздействие: теория и практика. М.: Научная книга, 2003.

42. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Зерцало, 1997.

43. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М.: Международная тюремная реформа, 2000.

44. Разумов С.А. Практика назначения наказания: Учебно-практическое пособие. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.

45. Характеристика осужденных к лишению свободы: По материалам специальной переписи 1999 г. Т. 2. М.: Юриспруденция, 2001.

46. Стеничкин Г. Штраф в уголовном праве России // Уголовное право. 2003. № 2.

47. Галимов Р.И. Судьба штрафа после 8 декабря 2003 года // СПС “Консультант Плюс”.

48. Рязанцева Т.В. Клад золотых монет из села “Великое” // Нумизматический альманах. 2001. № 4.

49. Порок бедности // Российская газета. 2003. 17 октября.

50. Липатов Д.В. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран // Международное публичное и частное право. 2006. № 2.

51. Серебренникова А.В. Имущественный штраф как вид наказания по УК Германии // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1996. № 1.

52. Бриллиантов А. Новые законодательные подходы к уголовному наказанию // Законность. 2004. № 3.

53. Закатнова А. Правовая ревизия // Российская газета. 2003. 19 ноября.

54. Анопко В. Влияние гуманизации уголовного законодательства на изменение численного состава осужденных // Преступление и наказание. 2003. № 6.

55. Бриллиантов А. Изменение законодательства о наказании // Российская юстиция. 2004. № 5.

56. Самый гуманный УК в мире // Известия. 2004. 6 марта.

57. Где в России жить хорошо: Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в I полугодии 2003 года // Российская газета. 2003. 29 августа.

58. Панченко П.Н. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. № 10.

59. Бокова И. Проблемы технико-юридического конструирования верхних и нижних пределов наказаний в санкциях статей главы 22 УК РФ // Уголовное право. 2003. № 2.

60. Карганова Б. Место штрафа в системе наказаний по УК РФ // Уголовное право. 2003. № 4.

61. Завидов Б.Д. Новый подход законодателя к концепции назначения и исполнения уголовного наказания, как связанного, так и не связанного с лишением свободы // СПС “Консультант Плюс”.

62. Непомнящая Т.В. тенденции и перспективы развития дополнительных видов наказания // Проблемы уголовного прав, уголовного процесса и криминологии. Вып. 7. Омск, 2003.

63. Работа судов Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел (первое полугодие 1997 г.) // Российская юстиция. 1998. № 2.

64. Цокуева И.М. К вопросу о назначении штрафа как вида уголовного наказания // Законодательство. 2006. № 3.

65. Трахов А. Бессистемная система наказаний в УК РФ // Российская юстиция. 2000. № 9.

66. Кашепов В.П. Об особенностях современного уголовно-правового законотворчества // СПС “Консультант Плюс”.

67. Дзигарь А. Последствия злостного уклонения от уплаты штрафа // СПС “Консультант Плюс”.

68. Михаль О. Принципы классификаций наказаний по характеру и степени их строгости // Уголовное право. 2001. № 1.

69. Нечаева И.А. Некоторые проблемы соотношения размеров наказаний в санкциях уголовно-правовых норм // Следователь. 2002. № 4.

70. Петрухин И. Новый Уголовный кодекс: проблема наказания // Уголовное право. 1999. № 3.

71. Кузнецова М.Ф. Мнение ученых о реформе УК // Уголовное право. 2004. № 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты