Рефераты

Управление в акционерном обществе

p align="left">.

Закон об АО уточнил срок полномочий членов совета директоров, указав, что они избираются общим собранием акционеров на срок "до следующего годового собрания", а не на один год. Комментарий к законодательству об акционерных обществах (Крапивин О.М., Власов В.И.) - Издательство "ПРИОР", 2002 Дело в том, что следующее годовое собрание может состояться несколько позже или немного раньше истечения года со дня принятия решения об избрании членов совета директоров предыдущим общим собранием акционеров. Члены совета директоров (наблюдательного совета) могут быть переизбраны неограниченное число раз.

В совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества может быть избрано только физическое лицо. Тем самым устранены сомнения по поводу возможности избрания в состав совета директоров (наблюдательного совета) юридических лиц. Указание на то, что членом названного выборного органа может быть только физическое лицо содержалось в письме Председателя ФКЦБ от 31.03.2000 г., но "письмо" не является нормативным актом и необходимой четкости в решении проблемы не было.

В состав совета директоров (наблюдательного совета) может быть избрано лицо, не являющееся акционером данного общества. Такое правило не было сформулировано, хотя не было и прямого запрета на избрание в состав совета директоров лица, которое не является акционером.

Законодатель изменил норму о количественном соотношении членов коллегиального исполнительного органа и иных лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета). Определено, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров. Осталось важное правило о том, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета). Однако, это лицо может входить в состав совета директоров в качестве рядового члена. Не может быть председателем совета директоров и председатель коллегиального исполнительного органа общества. Несколько иные правила содержит ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" Ст.12 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". \\ Собрание законов Российской Федерации, 2003-820 с. . Председателем наблюдательного совета является генеральный директор, который входит в него по должности, если уставом предприятия не предусмотрено иное. Но генеральный директор народного предприятия, его помощники и заместители не могут составлять более 30% количественного состава совета. Если численность работников народного предприятия превышает одну тысячу человек, из которых не менее 2% не являются акционерами, то в состав наблюдательного совета должен входить представитель работников-не акционер.

Из Закона “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)” исключено указание на то, что требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров (наблюдательного совета), могут определяться в уставе акционерного общества или ином документе, который утверждается общим собранием акционеров. Следовательно, общее собрание, обсуждая каждую конкретную кандидатуру, будет принимать решение на основе каких-то общих и специальных критериев, определяемых в соответствии с целями и задачами общества.

Акционерный закон ФРГ содержит правило о требованиях, предъявляемых к члену наблюдательного совета (ст.100). Членом наблюдательного совета может быть только полностью дееспособное физическое лицо, обладающее трудоспособностью, без каких-либо ограничений. Не может быть членом наблюдательного совета лицо, которое уже состоит членом десяти других наблюдательных советов; лицо, по должности являющееся представителем предприятия, зависимого от данного акционерного общества; лицо, по должности являющееся представителем другого акционерного общества, наблюдательный совет которого входит как член правления данного общества. Член правления не может одновременно быть членом наблюдательного совета (ст. 105). Акционерный закон ФРГ предусматривает участие в наблюдательном совете представителей рабочих и служащих, даже и таких, которые не являются акционерами данного общества. Представители рабочих и служащих выдвигаются профсоюзами в соответствии с Законом об участии рабочих и служащих в управлении предприятиями. Согласно ст. 387 польского Кодекса торговых товариществ в состав наблюдательного совета не могут входить члены правления, ликвидаторы и работники товарищества, занимающие должности главного бухгалтера, юрисконсульта, руководителя цеха или отдела и другие лица, которые непосредственно подчиняются правлению или члену правления.

Число членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, соотносится с численностью акционеров. Законодатель устанавливает минимальное число членов совета директоров для акционерных обществ с числом владельцев голосующих акций более одной тысячи - не менее семи человек, более десяти тысяч - не менее девяти. Точное число членов совета директоров (наблюдательного совета) с учетом сказанного должно быть определено уставом общества или решением общего собрания.

Такой способ определения численности указанного органа применяется не везде. Так, ст. 385 Кодекса торговых товариществ Республики Польша устанавливает, что наблюдательный совет состоит не менее чем из трех членов, избираемых общим собранием акционеров. По Акционерному закону ФРГ минимальное количество членов наблюдательного совета - три человека, максимальное зависит от размера основного капитала: если капитал превышает 20 миллионов марок, то в составе наблюдательного совета должен быть 21 человек.

Изменения, внесенные Закон об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) Ст.12 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". \\ Собрание законов Российской Федерации, 2003-820 с. , расширяют возможность участия в голосовании по выборам членов совета директоров (наблюдательного совета) акционеров - владельцев привилегированных акций. Это право принадлежит владельцам голосующих акций, а таковыми при определенных условиях могут быть и владельцы привилегированных акций. Упрощены арифметические расчеты, проводимые при кумулятивном голосовании. Число голосов, принадлежащих владельцу голосующих акций, умножается на число лиц, которых следует избрать в совет директоров (наблюдательный совет). Результат умножения обозначает общее число голосов, которыми акционер вправе распорядиться по своему усмотрению: отдать все голоса за одного из кандидатов, за двух или распределить их между всеми кандидатами в любой пропорции.

Председатель совета директоров (наблюдательного совета) избирается членами совета большинством голосов. Но уставом акционерного общества может быть предусмотрен другой порядок его избрания, например, общим собранием акционеров. В таком же порядке он может быть освобожден от должности. Следует обратить внимание на то, что речь идет об избрании председателя большинством от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета), а не от числа присутствующих на заседании.

Функции председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества характеризуются законом как организационные - созыв заседания совета, ведение заседания с протоколированием его хода и принимаемых решений. Кроме того, председатель совета директоров председательствует на общем собрании акционеров, если уставом общества не предусмотрено иное, например, что на каждом собрании должен избираться новый председатель собрания.

В отсутствие председателя совета директоров (наблюдательного совета) его функции может исполнять любой член совета по решению, принятому самим советом директоров (наблюдательным советом). Закон об АО не предусматривает избрание постоянного заместителя председателя совета директоров, однако, и не запрещает этого. Должность постоянного заместителя может быть предусмотрена уставом общества, особенно, если совет директоров состоит из значительного числа членов.

В ФРГ одновременно с избранием председателя избирается и его заместитель, который руководит советом в отсутствие председателя. По Закону об АО ведение дел совета директоров (наблюдательного совета), если председатель отсутствует, может быть по решению данного органа возложено на любого члена совета. Согласно 107 германского Акционерного закона наблюдательный совет избирает из своего состава председателя и по крайней мере одного заместителя председателя. Для подготовки своих решений и контроля за их исполнением наблюдательный совет может создавать комитеты из членов совета.

Глава 5. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (правление, дирекция)

Исполнительные органы общества подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров общества. Законом об АО установлено также, что решение о передаче полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В Законе об АО подробно изложены полномочия общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) по образованию и прекращению полномочий исполнительного органа общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или же директором (генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом (правлением) дирекцией). При этом указано, что исполнительные органы общества подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров общества. В чем конкретно заключается эта подотчетность, не разъясняется.

Уставом общества, если им предусматривается наличие коллегиального исполнительного органа, должна быть определена его компетенция. Ст.69 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ" Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.)\\ Собрание законов Российской Федерации 2003-820 с. Об определении компетенции директора ничего не говорится. Однако сказано, что он осуществляет функции председателя правления.

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров. Исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров. Ст.69 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ" Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.)\\ Собрание законов Российской Федерации 2003

Что же касается директора, то он без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Возникает вопрос: что же является текущей деятельностью общества? В этой связи можно было ожидать, что далее по тексту будет все же раскрыто содержание деятельности исполнительного органа общества - его директора или правления. К сожалению, вместо этого приводится краткий фрагмент того, что делает директор, часть его полномочий.

В то же время обращает на себя внимание и противоречие законодателей. С одной стороны, руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительным органом общества. С другой - к компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров.

Отсюда следует, что руководство текущей деятельностью общества осуществляют все три органа его управления, но если полномочия общего собрания акционеров и совета директоров, их компетенция подробно изложены в Законе, то в силу неизвестных причин это не сделано в отношении исполнительного органа общества.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно и директора, и правления, должна быть определена компетенция последнего. Что же касается директора, то его полномочия можно и не закреплять в уставе, ограничившись фразой, что он осуществляет руководство текущей деятельностью общества.

Во-вторых, какими правами по отношению к правлению обладает директор, не являющийся его председателем: он лишь осуществляет функции председателя правления. В частности, имеет ли директор право голоса на заседаниях правления, давать поручения членам правления, требовать от них отчета о проделанной работе и т.д.?

В-третьих, в чем конкретно заключается подотчетность исполнительного органа совету директоров и общему собранию акционеров?

Если же мы, забегая вперед, обратимся к ст. 70 "Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция)" Ст.ст.69,70 Ст.69 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ" Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.)\\ Собрание законов Российской Федерации 2003-820 с. , то увидим, что и там не определена компетенция этого коллегиального органа. Исходя из изложенного, можно придти к выводу, что в Законе, практически ничего не сказано о содержании деятельности ни директора, ни правления общества, их компетенции.

Видимо, во всем этом есть определенный смысл, поскольку акционерными обществами могут быть самые различные по профилю деятельности организации: производственные, торговые и иные, которые существенно различаются по содержанию своей деятельности. Отсюда и следует задача акционерных обществ - самостоятельно раскрыть и отразить в своих уставах, внутренних документах компетенцию, права и обязанности исполнительных органов этих обществ.

А раз так, компетенция исполнительного органа требует особого рассмотрения, тем более что полномочия директора, например, торгового общества существенно отличаются от полномочий директора общества, созданного на базе производственного предприятия, о котором и пойдет речь дальше. Поскольку в дальнейшем будут приводиться функции исполнительного органа акционерного общества в обобщенном виде, их можно будет учесть и при разработке уставов и внутренних документов обществ другого профиля.

О полномочиях, компетенции директора общества. При определении полномочий директора неизбежно возникает вопрос, - как это сделать? Готового рецепта, отвечающего на этот вопрос, как было показано выше, нет. Поэтому представляется, что следует обратиться к полномочиям, традиционно принадлежащим директорам организаций, в которых функции директора представлены наиболее широко.

К таким организациям относятся, в первую очередь, производственные предприятия. В них наиболее полно представлены как сама производственная, профильная деятельность, так и непосредственно связанные с ней хозяйственная, коммерческая, финансовая и иные виды деятельности, руководство которыми осуществляет директор.

Исходя из этого, для определения круга полномочий исполнительного органа общества первоначально необходимо, на наш взгляд, перечислить все полномочия, которыми обладает директор предприятия, т.е. использовать сложившийся опыт управления производственным предприятием, затем скорректировать их с учетом особенностей, характерных для акционерного общества, если таковые имеются. Например, необходимо учесть, что часть полномочий, которыми ранее располагал директор, перешла в акционерном обществе к общему собранию акционеров и совету директоров.

После этого, уже располагая перечнем полномочий исполнительного органа акционерного общества, следует решить вопрос, какие из них относятся к компетенции директора и какие - к компетенции правления, не забывая при этом, что правление возглавляет директор общества. Если же исполнительный орган общества - единоличный, то всеми полномочиями располагает директор. При этом необходимо иметь в виду, что полномочия директора, как и полномочия других органов управления общества, не безграничны. Поэтому, прежде чем переходить к перечислению полномочий директора, необходимо определить правовые основы его деятельности, изложив их в уставе примерно следующим образом: "...Отношения директора с обществом регламентируются законом, уставом общества, а также договором, определяющим взаимные обязательства сторон, ограничения прав использования имущества, денежных средств и осуществления отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора. Директор является управляющим имуществом общества на праве хозяйственного ведения в пределах, определенных законодательством, уставом, договором. Собрание акционеров, совет директоров не вмешиваются в деятельность директора после заключения с ним договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, уставом, договором...".

Что же касается конкретных полномочий директора, то они приводятся в уставе АО. В тех случаях, когда в обществе действует правление, должны быть определены вопросы, по которым решения принимаются правлением. Применительно к полномочиям директора это означает, что их надо разделить на две части. К первой части относятся те, которые решаются директором единолично, ко второй - те, которые выносятся им же на заседания правления и решаются большинством голосов членов правления.

Взаимоотношения между обществом, с одной стороны, и директором и членами правления, - с другой. Во-первых, права и обязанности указанных лиц по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Законом, иными правовыми актами РФ и договором, заключаемым каждым из них с обществом.

Во-вторых, на отношения между обществом и директором (генеральным директором) и (или) членами правления (дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Закона об АО.

Из этих фрагментарных положений следует, что указанным договором регламентируются лишь права и обязанности этих работников в области исполнения ими своих трудовых (должностных) обязанностей. О порядке найма директора и членов правления здесь ничего не говорится, точно так же, как ничего не говорится о других аспектах их трудовых отношений с обществом Трудовой кодекс Российской Федерации М.:ЗАО “Славянский дом книги”, 2002-280 с..

Поэтому можно сделать вывод о том, что с директором и членами правления заключается письменный трудовой договор (контракт), а их другие трудовые отношения с обществом также регламентируются трудовым законодательством, за исключением того, что противоречит положениям настоящего Закона.

Какие же положения трудового законодательства противоречат положениям Закона об акционерных обществах? Общее собрание акционеров или совет директоров вправе в любое время и без каких-либо обоснований досрочно прекратить полномочия, т.е. освободить от исполнения обязанностей директора и членов правления.

Эта норма, действующая с 1996г., открыла простор тому произволу в отношении директоров акционерных обществ, о которых широко известно из газет и телевизионных передач. Одно собрание акционеров освобождает неугодного ему директора и избирает угодного. Через непродолжительное время другая группа акционеров делает, в свою очередь, то же самое.

Однако суды рассматривают этот вопрос иначе. В.Миронов, судья Мосгорсуда, профессор МГЮА, доктор юридических наук высказал следующее мнение по поводу права собрания увольнять указанных лиц в любое время. "Ведь и руководителю предприятия предоставлено право производить прием и увольнение работников. Однако это не означает, что он в любое время может произвести такое увольнение без применения перечисленных оснований прекращения трудового договора (контракта)”. 2Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 6/Под ред. В.Ф.Яковлева. - М. Юрид. лит., 1999, с. 296.

Именно на этой позиции стоит судебная практика. Например, Президиум Московского городского суда по протесту заместителя председателя Верховного Суда РФ в порядке надзора рассмотрел дело по иску вице-президента АОЗТ "Джапан-Эльф" о восстановлении на работе. В определении судебной коллегии по гражданским делам, вынесенном по иску директора АО "Искра", освобожденного от занимаемой должности на основании решения общего собрания, также говорится о применении к возникшим по поводу увольнения отношениям норм законодательства о труде.

На наш взгляд, в данном случае практика идет по верному пути, поскольку увольнение любого работника может иметь место только по основаниям, предусмотренным в законодательстве о труде".

Можно полагать, что внося изменения и дополнения в законодательство, их авторам следовало бы учесть уже сложившуюся негативную практику ее применения, точно также как и судебную практику. К сожалению это не было сделано. Мало того, действующая редакция (п. 4) право прекращать полномочия директора и членов правления без каких-либо оснований предоставлено совету директоров, если уставом общества образование исполнительных органов отнесено к его компетенции.

Но и этим не исчерпывается перечень полномочий совета директоров: если образование исполнительных органов осуществляется собранием, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров приостановить полномочия директора.

Одновременно совет директоров обязан принять решение о назначении временного директора и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий уже отстраненного директора, и о назначении нового директора или о передаче полномочий директора управляющей организации (управляющему).

Закон как бы бесстрастно дает возможность общему собранию акционеров принять то или иное решение, и закрепить его в уставе общества. Однако это в то же время и рекомендация: не проще ли вручить надзор за исполнительным органом исключительно совету директоров?

К сожалению, законодатели не учли, что состав совета меняется ежегодно, он не постоянен, и хотя бы в силу этого будет лучше для общества, если сами собственники-акционеры будут решать судьбу исполнительного органа общества, срок полномочий которого не ограничен из-за его значимости для общества.

Если общее собрание акционеров все же внесет подобную запись в устав общества, оно тем самым предоставит совету директоров право в любое время и без каких-либо видимых оснований отменить ранее состоявшееся решение собрания о назначении директора.

К тому же законодатели упростили процедуру узурпации власти советом директоров. В случае, если образование исполнительных органов осуществляется собранием и директор не может исполнять своим обязанности, совет директоров вправе назначить временного директора и принять решение о проведении внеочередного собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий уже отстраненного директора и назначении нового директора. п.4 ст.69Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ" Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.)\\ Собрание законов

Российской Федерации 2003-820 с.

В этом тексте впервые появилось основание отстранения директора, - он не может исполнять свои обязанности. Однако имеется в виду, что сам совет директоров будет констатировать факт того, что директор не может исполнять свои обязанности. Возможно при этом, что директор может исполнять свои обязанности, но раз совет директоров решил, что это не так, директор, тем не менее, будет отстранен, благо совету директоров предоставлено такое право.

Таким образом, совету директоров предоставлена еще одна возможность творить произвол по отношению к директору. Нельзя оставить в стороне и вопрос о правовом положении отстраненного от должности директора: остается ли он в штате общества, выплачивается ли ему зарплата?

Если же дать правовую оценку положениям статьи 69 в части, расширяющей полномочия совета директоров за счет полномочий общего собрания акционеров, то, по моему мнению, они противоречат ГК РФ.

Согласно (п. 1 ст. 103) ГК РФ образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции советов директоров (наблюдательного совета), относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Таким образом, или собрание образует исполнительный орган и досрочно прекращает его полномочия, или это делает совет директоров в соответствии с уставом общества.

Авторы этих положений не могли не отдавать себе отчет в том, что исключительная компетенция потому именно является таковой, что она не может передаваться совету директоров. Для того, чтобы продекларированная ГК РФ исключительная компетенция общего собрания акционеров могла быть передана совету директоров, она должна перестать быть исключительной, превратиться в просто компетенцию, о которой в п. 1 ст. 103 ГК РФ вообще ничего не говорится. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ)(Эрделевский А.М.) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001

Согласно Закона вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Трудовой кодекс РФ об особенностях регулирования труда руководителя организации. Трудовой кодекс Российской Федерации М.:ЗАО “Славянский дом книги”, 2002-280 с.

Эти особенности регламентируются ст.ст. 273-280 Главы 43 ТК РФ.

1. Согласно ст. 273 руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функцию ее единоличного исполнительного органа.

Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

1) руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

2) управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

В связи с изложенным отметим, что применительно к акционерному обществу таким руководителем является его генеральный директор (директор).

Правовые основы регулирования труда генерального директора (директора) акционерного общества регламентируются ст. 274 ТК РФ. Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации (в АО - уставом), трудовым договором.

Согласно ст. 275 ТК РФ трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. В соответствии со ст. 58 "Срок трудового договора" ТК РФ срочный трудовой договор заключается на определенный срок не более пяти лет, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Трудовым законодательством теперь установлено, что время пребывания генерального директора (директора) в должности должно быть ограничено определенным сроком. Этот срок должен быть определен уставом общества или в трудовом договоре общества с генеральным директором (директором).

Если срок определен уставом общества, то со всеми генеральными директорами (директорами), трудовой договор заключается на срок, определенный уставом. В тех случаях, когда уставом срок не определен, возникает возможность заключать трудовые договоры по соглашению сторон на различные сроки.

Общество в лице общего собрания акционеров должно решить вопрос, каким образом устанавливать срок пребывания генерального директора (директора) в должности. С точки зрения защиты интересов всех акционеров целесообразно, чтобы срок пребывания генерального директора (директора) в должности был определен уставом общества. Общее собрание акционеров принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав, утверждении его в новой редакции большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

Согласно ст. 48 "Компетенция общего собрания акционеров" Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет) образует исполнительный орган общества. Руководитель общества, - его генеральный директор (директор) согласно ст. 69 Закона является единоличным исполнительным органом общества. Однако такую терминологию практически невозможно применить при заключении трудового договора и заполнении трудовой книжки.

Поэтому целесообразно воспользоваться положениями ст. 275 ТК РФ, указав в уставе общества, что его руководитель избирается (назначается) на эту должность. Кстати, наименование должности является одним из существенных условий трудового договора (ст. 57 "Содержание трудового договора" ТК РФ).

В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации, но руководитель вправе, не спрашивая на то разрешения у совета директоров (наблюдательного совета) общества, работать по совместительству практически на любой работе, за исключением занятия должностей в органах управления других организаций.

Что же касается ст. 276 ТК РФ, то согласно ее тексту руководитель может занимать оплачиваемые должности, в других организациях только получив соответствующее разрешение.

Таким образом, руководитель в соответствии с п. 3 ст. 69 Закона об акционерных обществах вправе поступить на преподавательскую работу в ВУЗ, даже не ставя об этом в известность совет директоров (наблюдательный совет). Если же руководствоваться положениями ст. 276 ТК РФ, он обязан получить разрешение на преподавательскую деятельность в ВУЗе.

Как быть в подобной ситуации, каким законом руководствоваться, например, при решении вопроса, должен ли директор акционерного общества получать разрешение на работу в ВУЗе? При решении этого вопроса, следует исходить из трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Однако ст. 281 "Особенности регулирования труда членов коллегиального исполнительного органа организации" ТК РФ предусмотрено, что федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.

Таким образом, согласно ст. 281 допускается, что федеральными законами могут устанавливаться особенности регулирования труда генерального директора (директора) акционерного общества, отличные от тех, которые установлены главой 43 ТК РФ, - другие особенности регулирования труда. Поэтому следует полагать, что в приведенном нами примере генеральный директор (директор) может не обращаться в совет директоров (наблюдательный совет) общества за разрешением на преподавательскую работуКомментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под.ред. Пустозёрова В.М) М.:”ПРИОР”,2002.-165 с. .

Заключение

В своей дипломной работе я исследовал деятельность, создание и прекращение органов управления акционерным обществом. Изучил и проанализировал научную литературу. Провёл сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства.

В законодательстве есть свои пробелы, недоработки. К примеру, создание органов управления, законодатель упустил важный момент, создания органов управления обществ, образуемых путём выделения и разделения акционерных обществ. В частности: появлению “общее собрание акционеров каждого создаваемого вновь общества” в котором не объясняют, процедуры его проведения: кворум, порядок голосования и принятия решений и т.п. Законодатель упомянув загадочное собрание несуществующего юридического лица, не описал конкретных механизмов его проведения. Что также стало источником дополнительных конфликтов.

На мой взгляд, вполне логичной была конструкция, предусмотренная в ранее действующей редакции ФЗ ”Об АО”. Поскольку реорганизуемое общество передаёт обществам, создаваемым в процессе реорганизации, свои активы и обязательства в порядке правопреемства. Поэтому в основном лице своего органа управления - общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации, принимало полноценное решение о создании своего правопреемника, в том числе утверждало его устав и образовывало органы управления.

При ликвидации общества законодатель, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. Положение не вполне точно, т.к. с момента назначения общим собранием акционеров ликвидационной комиссии органы управления общества не упраздняются, поскольку в процессе ликвидации не все полномочия оказываются у ликвидационной комиссии: например, общее собрание акционеров должно утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а после завершения расчётов с кредиторами - ликвидационный баланс.

Также я считаю неправильным, что законодательство не предусматривает участия общего собрания акционеров в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ. Такая позиция законодателя вряд ли оправданна, так как выработка стратегии и стратегических программ, помимо определения направлений деятельности, постановки стратегических целей и мобилизации финансовых ресурсов для их достижения, осуществляется в интересах мобилизации творческого, социального и организационного потенциалов компании на достижение стратегического успеха. Любая стратегическая программа, к реализации которой специалисты, менеджеры и трудовые коллективы относятся с безразличием или оказывают сопротивление ей, обречена на неудачу.

Одним из не менее важных вопросов неурегулированных законодателями в полной мере, я считаю это решение вопроса о численном составе совета директоров, которое может иметь самые неожиданные последствия для акционеров. Например, в результате изменения численного состава совета, к чему стремится одна группа акционеров, будут ущемлены интересы другой группы, нарушится сложившийся баланс сил в совете, что может привести к нарушению стабильности его работы, нарушению демократизма, защиты интересов акционеров и т.д.

По моему мнению, следует исключить из закона новацию “собрание вновь создаваемого общества”. Нужно указать, что утверждение устава и избрание органов управления обществ, создаваемых путём выделения и разделения, является составной частью единого решения о реорганизации.

Предусмотреть законом участие общего собрания акционеров в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ.

Усовершенствовать процедуру выбора и количества совета директоров.

По моему мнению, законодательство об акционерных обществах требует изменений и особенно это касается органов управления.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации М.:ЗАО ”Славянский дом книги,” 2002-320 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.) - М.: Норма-410 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации М.:ЗАО “Славянский дом книги”, 2002-280 с.

4.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ" Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.)\\ Собрание законов

Российской Федерации 2003-820 с.

5. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". \\ Собрание законов Российской Федерации, 2003-820 с.

6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"\\ Собрание законов Российской Федерации 2003-820 с.

7. Постановление ФКЦБФР при Правительстве РФ от 8 мая 1996 г. N 9 "О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации" (Финансовая газета, 1996, N 44).

8. Положение о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 января 2003г. N 44 Собрание законов Российской Федерации,2003-820 с.

9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000г. N 50"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" Собрание законов РФ.

10. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 марта 2000г. N ИК-04/1608

"Об участии юридических лиц в совете директоров"// СПС ”ГАРАНТ”.

11. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 марта 2000г. N ИК-04/1608

Литература

1. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М,1998- 605 с.

2. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 8 июля 1999г. N 138-ФЗ)(Эрделевский А.М.)-Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М.,2001-540 с.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под. ред. Пустозёрова В.М) М.:”ПРИОР”,2002.-464 с.

4. Постатейный научно-практический комментарий части третьей Гражданского Кодекса РФ (под общ. ред. Эрделевского А.М.) - "Библиотечка РГ", М., 2001г.

5. Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" (под ред. Тихомирова М.Ю.) - М-НОРМА.: 2002 450 с.

6. Комментарий к законодательству об акционерных обществах (Крапивин О.М., Власов В.И.) - Издательство "ПРИОР", 2002 -420 с.

7. Комментария судебно-арбитражной практики. Вып. 6/Под ред. Яковлева В.Ф. - М. Юрид. лит., 1999, с. 296.

8. Гражданское право. Отв. ред. Е.А.Суханов. - М., 1998. - Т.1. - С. 349. 9. Гражданское право. Часть первая: Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Масляева. М. Юрист, 1997, стр. 410.

10. Толкачёв А.Н. Российское предпринимательское право.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.-544 с.

11. Лунц Л.А. Очерки международного частного права \\ М., 1963. С.109.

12. Ануфриева Л.П. Некоторые проблемы нового российского регулирования по международному частному праву // Журнал российского права. 2002. N 3.

13. Долинская В.В Акционерное право: М., Юридическая литература.2000.

14. Кошанина Т.В. Корпоративное право:-М., Издательская группа норма -Инфра-М-2000.320 с.

15. Четвертакова Е.Г. Кодекс корпоративного поведения. - М.:”Книга сервис”, 2003.-96 с.

16. Материалы научной конференции «Технологии перехвата управления в акционерных обществах» \\ Эксперт.-2001.-№12.

17. Метелева Ю.В.Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения \\Хозяйство и право.-2001.-№6

18. Сизов Ю.С Совершенствуем законодательство\\ Акционерное общество. №3-2004-март, №1-2004-январь.

19. Беликов В.И. Проблемы корпоративного управления\\ Акционерное общество. №1-2005-январь.

20. Вайпан В.А. Ликвидация юридического лица \\ Право и экономика. -2002.-№10,11.

21. Храброва И.К. Корпоративное управление: Вопросы интеграции. Аффилированные лица. Организационное проектирование. - М., 2000.

22. "Об участии юридических лиц в совете директоров"\\СПС ”ГАРАНТ”.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты