Рефераты

Условия и порядок усыновления (удочерения) ребенка

p align="left">Особое место в СК РФ по-прежнему занимает ст. 139 о тайне усыновления. Но, по-видимому, нельзя говорить о такой тайне вообще. В одних случаях стремление усыновителя к тайне усыновления оправданно и понятно: например, женщина имитирует беременность и затем выходит из стен родовспомогательного учреждения с «собственным» ребенком на руках. Аналогичная ситуация возникает при усыновлении малолетнего ребенка, когда он готов считать усыновителей своими родителями. В подобной ситуации сохранение тайны истинных отношений в интересах, как взрослых, так и детей. Ее сохранению служит и ст. 135 СК, позволяющая по просьбе усыновителя изменить место рождения усыновляемого, а также дату его появления на свет (но не более чем на три месяца и в отношении ребенка в возрасте до одного года). Сложнее обстоит дело, когда усыновляют ребенка сознательного возраста, который помнит своих настоящих родителей, особенно если они хорошо о нем заботились. В таких случаях, следуя требованиям п. 1 ст. 139 СК, нельзя забывать о педагогической стороне возникающих отношений и о том, что стремление во что бы то ни стало сохранить тайну усыновления может быть чревато появлением постоянного беспокойства, напряжения во взаимоотношениях детей и взрослых, страха перед возможным разоблачениемКомментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.: Издательство НОРМА. 2005. - С.278..

Поэтому считается, что с педагогической точки зрения тайна усыновления не всегда оправданна. А привязанность и добрые чувства усыновленного легче завоевать, объяснив ему, почему именно на него пал выбор усыновителей.

По существу, вопрос о разглашении или неразглашении тайны усыновления -- дело самих усыновителей. Это подтверждается текстом ст. 139 СК. Ее требования обращены, прежде всего, к официальным лицам, причастным к усыновлению (судьям, а также должностным лицам, осуществляющим государственную регистрацию усыновления). Несомненно, сюда относятся и работники органов опеки и попечительства, здравоохранения, службы социальной помощи и др. Знать об усыновлении могут и те граждане, которые никакого отношения к официальной стороне дела не имеют. Но как бы то ни было, обязанность хранить тайну усыновления возлагается как на юридических, так и на физических лиц. «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, -- наказывается штрафом... либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового...», -- говорится в ст. 155 УК РФ. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя существовала и прежде. Так, количество подобных преступлений в РФ составляло в 1990 г. -- 11, в 1991 г. -- 10, в 1992 г. -- 15, в 1993 г. -- 13, в 1994 г. -- 21, в 1995 г. -- 25 Нечаева А.М.Там же. С.269..

Сохранению тайны усыновления способствует норма ГПК РФ (ст.273) о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании. Учитывая это, судье следует принять решение о его слушании в закрытом заседании уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и указать об этом в определении о назначении дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ). В этом определении необходимо сделать ссылку на статью 273 ГПК РФ.

О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании указывается в протоколе судебного заседания, а также в решении суда.

Между тем, в большей части изученных дел об усыновлении (удочерении) в определениях о назначении дела к судебному разбирательству не указано о слушании в закрытом судебном заседании и не сделана ссылка на ст. 273 ГПК РФ. В некоторых делах не отмечено ни в протоколах судебных заседаний, ни в решениях судов об их рассмотрении в закрытом судебном заседании, в некоторых - отмечено, что дело рассмотрено в открытом судебном заседании. Примером тому является гражданское дело, по заявлению С. об усыновлении 3., рассмотренное 22 декабря 2006 года Нефтекамским городским судом в открытом судебном заседании Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения дел об усыновлении детей в 2006 г. Гражданской коллегии Верховного суда Республики Башкортостан. // Вестник Верховного суда Республики Башкортостан. 2007. № 6. С.14..

Все правила СК, касающиеся усыновления, распространяются и на случаи, когда ребенка -- российского гражданина усыновляют иностранные граждане или лица без гражданства. Усыновление детей гражданами другого государства получило распространение после второй мировой войны. Увеличилось так называемое международное усыновление после окончания военных действий в Северной Корее, когда многих из осиротевших корейских детей-сирот усыновляли покидавшие эту страну американские военнослужащие. Как следующий этап в развитии усыновления детей иностранцами рассматриваются 60-е годы, когда появилась тенденция к усыновлению детей из стран, освободившихся от колониальной зависимости. К концу 80-х и началу 90-х годов все чаще стали брать на усыновление детей из некоторых европейских государств, особенно из Румынии, где можно было оформить усыновление у нотариуса как простую гражданско-правовую сделку. В последующие годы некоторые европейские государства проявили пристрастие к усыновлению детей из определенных стран. Например, граждане Дании усыновляют главным образом девочек их Южной Кореи. В Люксембурге усыновляется много детей -- выходцев из стран Южной Америки, Центральной и Восточной Европы.

Увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России, куда обратили свой взгляд граждане США, Италии, Скандинавских и других государств. А причин для этого достаточно: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие должным образом обеспечить нормальное существование этих детей. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые почему-либо не могут усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин в более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. Например, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет. В ФРГ после вступления в силу в 1991 г. Закона «О благополучии детей» ужесточен порядок усыновления, предусматривается уголовное наказание за торговлю детьми, которая практикуется в отношении детей, привозимых из развивающихся стран. Усыновление здесь тоже разрешается только супружеским парам Нечаева А.М. Там же. С.270..

В Российской Федерации состоялось так называемых международных усыновлений: в 1993 г. -- 1485, в 1994 г. -- 2196, в 1995 г. -- 1497, в 1996 г. -- 3251 Российская юстиция. 1997. № 1..

Усыновление российских детей гражданами других государств подчиняется ряду требований, исключающих свободное распоряжение судьбой ребенка. Существование этих правил объясняется, в частности, стремлением предотвратить превращение детей в товар, в предмет наживы теми, кто готов совершить такое преступление.

Согласно п. 3 ст. 124 СК усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников». Выполнению этого условия призваны помочь ст. 122 СК, определяющая правила выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, и постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» СЗ РФ. 1996. № 8. . Здесь расписано, как поэтапно ведется учет детей, подлежащих усыновлению российскими семьями, а при невозможности это сделать -- семьями иностранных граждан.

Так, если ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства, органы опеки и попечительства дают информацию о постановке его на региональный учет, где формируется соответствующий банк данных. По поступлении сведений об этом ребенке в течение еще одного месяца он подлежит устройству в семью. Вместе с тем данные о нем поступают в МО РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве в семью российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской ФедерацииКомментарий к Семейному кодексу РФ. / Отв. ред. Кузнецова И.М. М.: НОРМА. 2007. - С.69..

В МО РФ также формируется соответствующий банк данных на основании сведений, поступающих от субъектов Федерации. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ ведут учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся к ним с просьбой усыновить ребенка -- российского гражданина. Кроме того, эти органы представляют им информацию о детях, которых они могут усыновить. А в масштабах Федерации такой учет ведет МО РФ. И только по истечении трех месяцев после постановки указанных детей на централизованный учет они могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства, если передать ребенка в российскую семью так и не удалось. Разумеется, при этом учитываются также предусмотренные ст. 165 СК правила, посвященные усыновлению (удочерению) детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Таковы четко обозначенные в СК правовые преграды на пути усыновления российских детей гражданами других государств. Вот почему к ним на усыновление обычно попадают дети-инвалиды, а также дети, страдающие тяжкими заболеваниями, отстающие в своем развитии, т.е. дети, которых граждане-россияне в свою семью не берут.

Для оформления усыновления иностранцами ребенка, являющегося российским гражданином, требуется заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об условиях их жизни. К заключению прилагается копия выданной этой организации лицензии на осуществление ее деятельности, связанной с рассмотрением вопросов усыновления, а также письменное обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Кроме того, представляется заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, подтверждающее их возможность стать усыновителями, медицинское заключение о состоянии здоровья каждого из будущих усыновителей, разрешение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, в ведении которых находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка и другие документы. В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» Об исполнительном производстве. Федеральный Закон от 21 июля 1997 года (в ред. от 26.06.2007г.) // СЗ РФ. 2000. №30. Ст. 3591; СЗ РФ. 2007. № 10. Ст.4562. суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка -- российского гражданина иностранцем и лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

Подводя итог проведенному исследованию, мы можем сделать вывод о том, что рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, естественно, влияет на статистические данные, касающиеся усыновления. А они показывают, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка. Установление правовой связи между ребенком и лицом, желающим его усыновить, требует выяснение действительной воли этих лиц. В результате усыновления, с одной стороны, прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями, а с другой -- возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личных и имущественных прав от одних к другим. Причем это касается также родственников как усыновителей, так и усыновляемых и их потомства. Прекращением правовой связи усыновляемого с его родителями и родственниками усыновление не ограничивается, поскольку оно имеет и свое глубокое специфическое внутреннее содержание, определяемое его целью. А цель эта состоит в удовлетворении интересов несовершеннолетних детей и потребности усыновителя. Обе цели по идее должны совпадать. Однако наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание, а не уровень материальной обеспеченности. Именно поэтому усыновление в семейном праве рассматривается как один из наилучших из существующих способов устройства ребенка, обретающего родителей (одного из них), в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, налицо устройство в прямом смысле слова. Для тех у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем. И во всех случаях усыновление позволяет удовлетворить потребность усыновителя в обретении родственных прав и обязанностей со всеми вытекающими отсюда последствиями как педагогического, так и правового характера. Желание усыновителя стать родителем объясняется либо отсутствием собственных детей, либо стремлением лица, вступающего в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить отсутствующего родителя, сделать свой брак более прочным, а семейные отношения более полнокровными.

Глава 2. Порядок усыновления (удочерения) ребенка в Российской Федерации

2.1 Порядок усыновления (удочерения) ребенка

Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка Конвенция ООН «О правах ребенка» была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990 года. и статья 123 Семейного кодекса РФ устанавливают, что приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, является передача его на воспитание в семью, в частности на усыновление (удочерение).

Вступивший в силу с 1 марта 1996 г. Семейный кодекс заменил административный порядок решения вопроса об усыновлении детей судебным. В ст. 125 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что усыновление ребенка производится судом по заявлению лица, желающего усыновить ребенка, а дела об установлении усыновления рассматриваются судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Таким образом, российским законодательством определен судебный порядок усыновления детей, который призван обеспечить защиту их прав и интересов и является основным правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению. На основании ст.273 ГПК РФ и ч.1 ст. 125 СК РФ дела данной категории рассматриваются судом с обязательным участием прокурора.

Пришедший на смену административному судебный порядок находится в полном соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ и может быть расценен как важнейшая гарантия соблюдения прав ребенка в РФ.

К числу нормативных актов, регулирующих усыновление (удочерение) относится: Конституция РФ; СК РФ; ГПК РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»; постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»; Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275; постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»; приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»; приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»; приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 31 августа 1994 г. № 342/184 «О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами»; приказ Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей»; Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласованный с Министерством образования Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2002 г. .№218; Инструкция по работе с документами органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей, представленных на аккредитацию в Министерство образования Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 19 сентября 2000 г. № 2655; Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 12 января 2000 г. № 1 «Об организации работы по устройству детей на воспитание в семьи»; Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, утвержденные приказом Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства здравоохранения СССР от 31 января 1991 г. № 55/40 (действуют в части, не противоречащей СК РФ); постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

Глава 29 ГПК РФ определяет особенности процессуального порядка рассмотрения дел об усыновлении. Следует также учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 6., которое не утратило своего значения после принятия нового ГПК и может применяться в части, ему не противоречащей.

Особенностью рассмотрения дел об усыновлении является то, что они относятся к делам, рассматриваемым в особом производстве, т. е. в них исключается рассмотрение спора о праве, поэтому никакие иные требования о защите имущественных и других прав ребенка не могут быть предметом рассмотрения суда в данном процессе. Такие требования могут быть заявлены усыновителем только после вступления решения об усыновлении в законную силу, поскольку именно с этого момента в соответствии с ч. 2 ст. 274 возникают взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного. Вместе с тем это не исключает возможности отдельного предъявления в суд в соответствии с общими правилами подсудности иска о защите имущественных интересов несовершеннолетнего ребенка имеющимися у него законными представителямиСправочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. / Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Норма. 2005. - С.342.. Статья 269 ГПК РФ определяет родовую и территориальную подсудность дел об усыновлении. Родовая подсудность зависит от гражданства и места жительства заявителя. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, подают заявления в районный суд. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места их проживания подают заявления соответственно в суд субъекта РФ.

Территориальная подсудность, будучи исключительной по своему виду, определяется местом жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Закрепление в законе такого правила предопределяется тем, что наряду с судом важнейшую роль в решении вопроса об усыновлении играют органы опеки и попечительства и органы исполнительной власти субъекта РФ, организующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Статьями 122 и 126 СК определяется необходимость и порядок учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. 16 апреля 2001 г. был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» СЗ РФ. 2001. № 17. (далее - Правила передачи детей на усыновление).

На основании указанного Закона Правительство РФ приняло постановление от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» СЗ РФ. 2002. № 15.. Еще раньше постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 были утверждены «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиям их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» СЗ РФ. 2000. № 15. .

В соответствии с названными нормативными актами централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственного банка данных о детях. Именно в эти органы необходимо обращаться как для получения сведений о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью, так и для постановки на учет лиц, желающих принять ребенка на воспитание.

Названные государственные и муниципальные органы проводят всю предварительную работу, связанную с усыновлением, результаты которой окончательно формулируются в заключении органа опеки и попечительства, представляемом в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 272 ГПК такое заключение должно содержать вывод об обоснованности усыновления, его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребенком.

Часть 1 ст. 271 ГПК РФ предусматривает перечень необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению, независимо от того, кем являются усыновитель и усыновляемый - гражданами РФ, иностранцами или лицами без гражданства. Части 2 и 3 статьи 271 ГПК РФ содержат дополнительный перечень необходимых документов, подлежащих представлению гражданами РФ, проживающими за пределами РФ, иностранцами и лицами без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ (ч. 2), либо гражданами РФ при усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином (ч. 3). Следует учитывать, что отдельные пункты этого перечня альтернативны либо факультативны, другие -- обязательныКомментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / С.А. Алехина, А.Т. Боннер, В.В. Блажеев и др.; Отв. ред. М.С. Шакарян. М.: ТК Велби, Изд - во Проспект. 2003. - С.460..

Во всех случаях должны быть приложены: медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей. Представление этого доказательства необходимо, поскольку ст. 127 СК исключает возможность усыновления лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.. Данный перечень включает: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания или злоупотребление спиртными напитками, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность. Медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, выдается ему государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением и оформляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ (Положение о порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами или приемными родителями. Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 Российские вести. 1996. № 197. 17 октября.). Аналогичное медицинское заключение должно представлять лицо и при обращении в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем; справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате и ибо копия декларации или иной документ о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение. Статья 127 СК исключает возможность усыновления лицами, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители, а равно лицами, не имеющими постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Именно поэтому обязательно представление документов, подтверждающих материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей; документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / С.А. Алехина, А.Т. Боннер, В.В. Блажеев и др.; Отв. ред. М.С. Шакарян. М.: ТК Велби, Изд - во Проспект. 2003. - С.461..

Процедура постановки на учет в качестве кандидата в усыновители установлена Правилами передачи детей на усыновление. Граждане РФ, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К заявлению прилагаются необходимые документы. На основании заявления, документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства выносит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители. Граждане вправе встать на такой учет не только в органе опеки и попечительства по своему месту жительства, но и в государственном банке данных, обратившись к региональному или федеральному оператору. Документирование информации о гражданине РФ, постоянно проживающем за пределами РФ, иностранном гражданине или лице без гражданства, желающем усыновить ребенка и ознакомиться для этого со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, находящимися в государственном банке данных о детях, осуществляется региональным или федеральным операторомСправочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. / Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Норма. 2005. - С.345.. Если заявление об усыновлении подает лицо, не состоящее в браке, оно обязано приложить копию своего свидетельства о рождении. Возраст заявителя должен быть точно установлен судом, поскольку, во-первых, усыновителями могут быть только совершеннолетние лица (ст. 127 СК), а во-вторых, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст. 128 СК). И только по уважительным причинам эта разница может быть судом сокращена. Следует иметь в виду, что несовершеннолетние даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК) не могут быть усыновителями, так как ч. 1 ст. 127 СК установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.).

При подаче заявления лицами (лицом), состоящими в браке, прилагается копия свидетельства о браке усыновителей, а если об усыновлении просит один супруг, то письменное согласие другого супруга, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 133 СК усыновление возможно только при наличии его согласия. Исключение составляют случаи, когда супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Тогда вместо письменного согласия другого супруга к заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие указанные исключительные обстоятельства, например вступившее в законную силу решение суда о признании этого супруга безвестно отсутствующим. Если такими письменными доказательствами заявитель не располагает, то в самом заявлении должны быть указаны другие средства доказывания, подтверждающие эти факты, к примеру, свидетельские показания Комментарий к Семейному кодексу РФ. / Отв. ред. Кузнецова И.М. М.: НОРМА. 2007 . - С.126..

Если заявление об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, подается в суд гражданами РФ, постоянно проживающими за предела ми территории РФ, либо иностранными гражданами и лицами без гражданства, то ими должны быть дополнительно представлены: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства -- государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями и разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное жительство усыновляемого ребенка на территории этого государства.

Особый случай усыновления предусмотрен ч. 3 ст. 271 ГПК -- усыновление на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином. К такому заявлению наряду с документами, указанными в ч. 1 ст. 271, должно быть приложено согласие на усыновление законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является. Если того требует законодательство указанного государства или международный договор РФ, то должно быть приложено письменное согласие самого ребенка на усыновление Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел. Учебно-практическое пособие. / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Юристъ. 2005. - С.269..

В силу прямого указания закона все документы должны представляться в двух экземплярах.

Документы усыновителей -- иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. Это, прежде всего консульская легализация. Однако после присоединения в 1992 г. РФ к Гаагской конвенции 1961 г., которая отменяет для стран-участниц требование дипломатической или консульской легализации, удостоверение документов осуществляется путем проставления апостиля. Апостиль проставляется компетентным органом государства, в котором документ был совершен. Каждая страна-участница Гаагской конвенции наделяет определенные государственные органы правом проставления апостиля с учетом их официальных функций.

Между сторонами -- участницами Гаагской конвенции могут быть заключены международные договоры об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые вообще отменяют легализацию иностранных документов, в том числе и проставление апостиля. Из числа стран -- участниц Гаагской конвенции Россия подписала вышеуказанные международные договоры, например, с Венгрией, Грецией, Италией, Латвией, Литвой и др Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.: Издательство НОРМА. 2005. - С.52..

После легализации документы должны быть переведены на русский язык, а перевод нотариально удостоверен.

Несоблюдение требуемых реквизитов заявления, а равно непредставление указанных в ст. 271 ГПК доказательств ведет к оставлению заявления без движения с назначением судьей срока для исправления недостатков по правилам ст. 136 ГПК.

Важнейшим этапом в делах об усыновлении является подготовка к судебному разбирательству, которая регламентируется как общими нормами, так и комментируемой статьей. Исходя из ст. 148 ГПК при подготовке дела к судебному разбирательству, в частности, надлежит решить вопрос о составе лиц, участвующих в деле. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. № 9 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 6., судье следует обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, других лиц, а также самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет, для того, чтобы вопрос об усыновлении был решен максимально с учетом интересов ребенка. Перед вызовом в судебное заседание несовершеннолетнего целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства, чтобы присутствие ребенка на судебном заседании не оказало на него неблагоприятного воздействия Семейное право России. Учебное пособие. / Под ред. Ю.А. Королева. М.: Юридическая литература. 2007. - С.138..

На этом этапе суд также обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.

Судья должен также истребовать от органа опеки и попечительства ряд необходимых для усыновления и указанных в законе документов: акт обследования условий жизни усыновителей, составленный органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей. Если заявление об усыновлении подано лицом, постоянно проживающим за пределами РФ, то заявитель сам обязан представить в суд заключение об условиях жизни и возможности быть усыновителем, выданное компетентным органом государства, на территории которого он постоянно проживает. Сделать это надлежит еще при подаче заявления в суд; свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; медицинское заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранения субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого; согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей. Согласие ребенка на усыновление выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка (п. 15 Правил передачи детей на усыновление). Наличие или отсутствие согласия может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9). В соответствии с ч. 2 ст. 132 СК, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка; согласие родителей ребенка на его усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии со ст. 130 СК усыновление ребенка допускается без согласия его родителей. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту усыновления ребенка или по месту жительства родителей. Оно может быть выражено также непосредственно в суде при производстве усыновления (ч. 1 ст. 129 СК). Согласие на усыновление, данное родителем в суде, должно быть зафиксировано в протоколе и подписано им лично, а также отражено в решении (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9). Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть получено и в том случае, если дети, имеющие родителей, находятся под опекой, в приемных семьях, воспитательных, лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты, и указанными лицами и органами на основании ст. 131 СК уже дано письменное согласие на усыновление. Следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 129 СК любой родитель вправе отозвать данное им согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении независимо от мотивов, побудивших его сделать это Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / С.А. Алехина, А.Т. Боннер, В.В. Блажеев и др.; Отв. ред. М.С. Шакарян. М.: ТК Велби, Изд - во Проспект. 2003. - С.463..

Доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, при которых усыновление допускается без согласия родителей, являются:

копии вступивших в законную силу решений суда, которыми родитель признан безвестно отсутствующим, недееспособным или лишен родительских прав. Получать согласие на усыновление родителя, признанного ограниченно дееспособным, необходимо; акт, выданный в установленном порядке органами внутренних дел, о неизвестности родителей в связи с тем, что дети были подкинуты либо найдены во время стихийного бедствия или в районах, где проходили боевые действия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах; документы, подтверждающие факт не проживания родителя более 6 месяцев совместно с ребенком, уклонения от его воспитания и содержания. Эти факты могут быть установлены судом при рассмотрении заявления об усыновлении на основании исследования и оценки в совокупности всех представленных доказательств, например сообщения органов внутренних дел о розыске родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, показаний свидетелей и других допустимых доказательств (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9); согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей. Следует учитывать, что в интересах ребенка усыновление возможно и без согласия указанных лиц (ч. 2 ст. 131 СК); усыновление детей - граждан РФ иностранными гражданами, лицами без гражданства либо гражданами РФ, проживающими постоянно за границей и не являющимися родственниками ребенка, возможно лишь при условии истечения трех месяцев со дня поступления сведений об усыновляемом ребенке в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 124, ч. 3 ст. 122 СК). Поэтому к заключению органов опеки и попечительства в указанных случаях должны быть приложены документы, подтверждающие время поступления сведений о ребенке в государственный банк данных, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственниками ребенка независимо от места их проживания и гражданства. Требуя от органов опеки и попечительства названные документы, суду следует учитывать п. 2 ст. 11 ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные СК РФ основания усыновления (удочерения) указанными гражданами и лицами, при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты