Рефераты

Условия и порядок усыновления (удочерения) ребенка

p align="left">Названный Закон четко определяет порядок предложения детей, юридически свободных к усыновлению российскими и иностранными гражданами. Орган опеки и попечительства должен представить необходимые доказательства, подтверждающие соблюдение этого порядка Семейное право России. Учебное пособие. / Под ред. Ю.А. Королева. М.: Юридическая литература. 2007. - С.129..

Статья 273 имеет в виду не просто участие в деле названных здесь лиц, а именно их личное участие, т. е. личную явку на судебное разбирательство. Непривлечение в дело лиц, чье участие по закону обязательно, должно повлечь безусловную отмену решения по п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК. Неявка этих лиц на судебное заседание и рассмотрение дела в их отсутствие при условии надлежащего извещения может явиться основанием к отмене решения, если это нарушение привело или могло привести к неправильному разрешению вопроса об усыновлении (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9). Усыновляемый ребенок независимо от возраста в любом случае является лицом, участвующим в деле. Однако в силу специфики дела его непосредственная явка в судебное заседание зависит от возраста и (или) усмотрения суда. Статья 273 устанавливает обязательную явку в судебное заседание ребенка, достигшего возраста 14 лет. В необходимых случаях суд может вызвать в судебное заседание ребенка в возрасте от 10 до 14 лет. Что же касается другой группы лиц: родителей, законных представителей, родственников, других заинтересованных лиц, то от усмотрения суда зависит именно их привлечение к делу.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что наличие у представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд. Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства, при под готовке дела к судебному разбирательству давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9).

Закон охраняет тайну усыновления. Все лица, так или иначе соприкасавшиеся с процедурой усыновления, предупреждаются об уголовной ответственности за ее разглашение. Уголовный кодекс РФ (ст. 155) устанавливает такую ответственность не только лиц, обязанных хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, но и любых других лиц (например, соседей, родственников, сослуживцев и т.п.), если это сделано из корыстных или иных низменных побуждений (зависть, желание причинить психологическую травму) Семейное право: Учебник для студентов ВУЗов. / Под ред. П.В.Алексия, И.В.Петрова. М.: ГОНИТИ - ДАНА. 2008. - С.230.

Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании. Это соответствует содержанию ст. 139 СК, установившей, что тайна усыновления ребенка охраняется законом. Поскольку ст. 154 Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (в ред. от 26.07.2004 N 78-ФЗ). Подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года. Введен в действие 1 января 1997 года ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 года (в ред. от 10.05.2007г.). // СЗ РФ. 1996. №6. Ст.1596; СЗ РФ; 2007. №7.Ст. 1236. предусмотрена уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, то лица, участвующие в деле, и иные участники процесса должны быть предупреждены судом о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, что отражается в протоколе судебного заседания. Не только рассмотрение дела об усыновлении, но и объявление решения проходит в закрытом судебном заседании. Это вытекает из содержания ч. 8 ст. 10 ГПК, в соответствии с которой решения, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, не объявляются публично.

Содержание решения по делу об усыновлении должно соответствовать ст. 198. При удовлетворении заявления об усыновлении это должно быть указано в резолютивной части решения. Здесь же должны быть приведены все данные об усыновленном и усыновителях, необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Кроме того, резолютивная часть должна содержать указание на необходимость внести соответствующие изменения в актовую запись, в том числе о записи усыновителей в качестве родителей в книге записи рождений (ст. 136 СК), об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка (ст. 134, 135 СК), а также о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя (ст. 137 СК), если эти вопросы по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц были положительно решены судом.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, решение об установлении усыновления может быть обращено к немедленному исполнению (ст. 212) при наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении может привести к невозможности самого исполнения, например требуется срочная госпитализация усыновленного и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка. Обращение решения к немедленному исполнению и причины, побудившие суд к этому, должны быть отражены в решении (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 6..).

Анализ практики прокурорского надзора в данной сфере показывает, что нарушения законов в работе органов и учреждений, занимающихся вопросами выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят распространенный характер. Почти повсеместно не выполняются требования ст.ст.122, 126 СК РФ, определяющие порядок и сроки выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Должностные лица образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения сведения о таких детях в органы опеки и попечительства направляют несвоевременно, в результате тысячи детей длительное время содержатся в больницах, приютах, домах ребенка. Деятельность органов опеки и попечительства, вопреки требованиям ст. 123 Семейного кодекса РФ, часто сводится в основном к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились с такой просьбой, тогда как органы опеки обязаны в инициативном порядке подыскивать детям-сиротам усыновителей. Работа с кандидатами в усыновители на местах налажена неудовлетворительно. Снижение эффективности детского здравоохранения, коммерциализация медицинских услуг оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе усыновителей, вылечить больного ребенка. Это является одним из серьезных факторов, тормозящих развитие усыновления. В ряде регионов имеют место нарушения Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в части порядка и сроков направления в региональный банк данных информации о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, информации об изменениях данных, содержащихся в анкете ребенка, о прекращении учета сведений о несовершеннолетних. Многочисленны нарушения в области усыновления российских детей иностранными гражданами. Зачастую не соблюдается принцип наибольшего благоприятствования усыновления детей в отношении российских граждан. Имеют место факты первоочередного предоставления иностранным усыновителям сведений о детях, подлежащих усыновлению. В нарушение установленного порядка им предоставляется право беспрепятственно посещать детские учреждения с целью подбора ребенка, организуется предварительное знакомство с детьмиСмолина Н. Проблема усиления государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации. // Государство и право. 2000. № 10. С. 12 - 19..

За период 2001-2002 г.г. немецкими гражданами усыновлено около 300 детей. За этот период времени не получен ни один отчет об условиях проживания российских детей. На неоднократные обращения в компетентные органы Германии о предоставлении таких отчетов, только в октябре 2002г. в Министерство образования Российской Федерации из посольства Германии в России поступила информация о том, что в Германии не имеется правовой основы, позволяющей в принудительном порядке требовать от приемных родителей представления отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей. Практически, немецкая сторона отказывается информировать российскую сторону об условиях адаптации российских детей.

По состоянию на 1 января 2004 года 93 иностранные организации получили разрешение на аккредитацию для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) российских детей своим представительствам на территории Российской Федерации.

Тем не менее, более 10 из них за последние 2 года не осуществили ни одного усыновления, при этом снимают дорогостоящие офисы в центре г. Москвы, занимаются иной неустановленной деятельностью. При проверках представленных документов, для получения аккредитации, установлены факты возбуждения уголовных дел на лиц, являющимися представителями этих организаций, из которых установочные данные многих из них не соответствуют действительности.

В последнее время получило широкое распространение практика размещения сведений о детях-сиротах во всемирной компьютерной сети Интернет в целях поиска иностранных усыновителей для этих детей. Используя правовую неурегулированность вопроса, иностранные организации, получая от посредников фото- и видеоматериалы детей, размещают их на сайте, при этом устанавливая цены в зависимости от состояния, здоровья и внешнего вида ребенка. По мнению международных экспертов, такие сайты привлекают контингент лиц соответствующей сексуальной ориентации.

Получена информация о нахождении в Иркутской области «Умной компании» которая распространяет информацию о детях - сиротах, с их фотографиями и медицинскими заключениями, а также с указаниями требуемых сумм, которые должны оплачивать усыновители при нахождении их в период усыновления на территории России (обед в ресторане с представителями власти после суда, перечисление денег на счета детских домов, музеи, концерты, экскурсии и т.д.).

Большинство аккредитованных представительств имеют лиц, которые осуществляют оказание посреднических услуг в период нахождения иностранных усыновителей в России (встреча в аэропорту, размещение в гостиницах, передача денег должностным лицам и т.д.) при этом, с последних, также взимается дополнительная плата.

Так, в 2003 г. из Генконсульства России в Монреале поступила информация о том, что в отношении канадского агентства «Лёни фамильяль о Квэбэк» возбуждено уголовное дело и ведется расследование его финансовой деятельности.

Данное агентство проводило усыновление российских детей в Республике Тыва, Ивановской, Кемеровской и Самарской областях. Глава агентства в Канаде Елена Теслюк, получила гражданство как беженка из России. Проживает в провинции Квебек и имеет жилую площадь в г. Москве.

После предъявления с канадской стороны претензий о финансовых нарушениях и последующего увольнения из квебекского агентства, в котором Теслюк работала казначеем и переводчиком, она образовывает новое агентство «Семейное гнездо в Квебеке». С 1994 по 2002 годы она являлась одновременно и президентом корпорации и директором указанного агентства.

Финансовые и другие обязательства между агентством и усыновителями отражены в контракте. Как правило, усыновители оплачивали расходные статьи контракта по Квебеку личными чеками на имя агентства «Семейное гнездо в Квебеке». Что касается контрактных расходов по России, то здесь дело обстояло иным образом. Усыновители просто ввозили в Россию определенные наличные суммы в долларах США и передавали их в России Елене Теслюк или указанным ею лицам. За последние годы данное агентство усыновило более 50 детей. В мае 2002 года Службой по расследованию экономических преступлений провинции Квебек, гражданке Теслюк было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 380 УК Канады в том, что она обманывала семьи усыновителей, требуя с них суммы денег для оплаты расходов в России, которые не существовали или были значительно завышены по отношению к реальным расходам.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Судебный порядок усыновления детей призван обеспечить защиту их прав и интересов. Он является основным правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению. Именно на суд возлагается проверка законности усыновления. В судебном заседании суд исследует документы, проверяет соблюдение законности их собирания. Установление нормы права об обязательном участии в судебном заседании прокурора и представителя органа опеки и попечительства должно способствовать наибольшей защите интересов ребенка при его усыновлении. Дела об усыновлении рассматриваются в особом производстве. Это вполне понятно. Никакие иные требования о защите имущественных и других прав ребенка не могут быть предметом рассмотрения суда в данном процессе. ГПК устанавливает особенности родовой подсудности. Так, граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, подают заявления в районный суд. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места их проживания подают заявления соответственно в суд субъекта РФ. Что же касается территориальной подсудности, то она определяется местом жительства усыновляемого ребенка. Всю предварительную работу по установлению возможности усыновления выполняют орган опеки и попечительства. На основании заявления, документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, именно орган опеки и попечительства выносит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители. Особые требования закон устанавливает для усыновителей - иностранных граждан. Документы усыновителей -- иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. Это, прежде всего консульская легализация. Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании Верховным Судом субъекта РФ на территории которого проживает усыновляемый ребенок. Это соответствует содержанию ст. 139 СК, установившей, что тайна усыновления ребенка охраняется законом.

2.2 Отмена усыновления: основания, порядок и правовые последствия

Семейный кодекс РФ предусматривает только одно основание для прекращения усыновления -- его отмену. Институт признания усыновления недействительным был упразднен.

Как отмечает Ю.А. Королев, отмена усыновления редко, но все же происходит, если она в интересах несовершеннолетнего. Как правило, тщательная подготовка к усыновлению, искреннее желание помочь детям полностью заменить одного или обоих родителей служат достаточной гарантией для установления стабильных отношений, исключающих проблему отмены усыновления. Отмена усыновления является одновременно правопрекращающим и правовосстанавливающим юридически фактом. При отмене усыновления происходит прекращение всех правовых последствий усыновления на будущее время. Прекращаются все правоотношения между усыновленным ребенком и усыновителями и их родственниками Семейное право России. Учебное пособие. / Под ред. Ю.А. Королева. М.: Юридическая литература. 2007. - С.145..

Отмене усыновления посвящены ст. 140--144 СК РФ. Начнем с оснований, предусмотренных в примерном перечне (ст. 141 СК РФ).

Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители: уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей; злоупотребляют родительскими правами; жестоко обращаются с усыновленным ребенком; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией Усыновление в Российской Федерации: Правовые проблемы. / Н.В.Летова. М.: Волтерс Клувер. 2006. - С. 148..

Жестокое обращение с детьми, которое также является основанием для отмены усыновления, чаще всего выступает в виде активных действий, однако возможно жестокое обращение и в виде бездействия. В принципе жестокое обращение является частным случаем злоупотребления усыновителями родительскими правами (хотя в ст. 69, 141 СК РФ оно закреплено в качестве самостоятельного основания), но особая опасность такого поведения обусловила необходимость выделения его в самостоятельное основание отмены усыновления.

Под жестоким обращением следует понимать как физическое насилие над ребенком (избиение, пытки, лишение свободы), так и насилие психическое (унижение, запугивание)2. В качестве жестокого обращения рассматривается и покушение усыновителей на половую неприкосновенность ребенка (ст. 69 СК РФ). Жестокое обращение в форме бездействия выражается в оставлении ребенка без пищи, тепла. Поэтому очень часто при рассмотрении дела об отмене усыновления по данному основанию в поведении усыновителей обнаруживается состав уголовного преступления. В таком случае суд обязан уведомить об этом прокурора, который возбуждает уголовное дело в отношении усыновителя.

Так, коллегия по уголовным делам Европейского Суда оставила в силе приговор в отношении женщины, обвиненной по ст. 115 УК РФ в причинении легкого вреда здоровью усыновленного ею ребенка. Как следует из заключения судебно-медицинской экспертизы, пострадавший получил сотрясение головного мозга, множественные ушибы и ссадины головы. Усыновление было отменено, а ребенок возвращен в интернат Усыновление в Российской Федерации: Правовые проблемы. / Н.В.Летова. М.: Волтерс Клувер. 2006. - С. 150-151..

Тем не менее, все предугадать невозможно. К тому же далеко не всегда усыновители способны выдержать испытания, связанные с коренной переменой в их жизни из-за появления в семье ребенка, требующего особого и тщательного ухода, лечения и т.п. Не исключается и психологическая несовместимость усыновителя и усыновленного, когда им не удается установить тесный контакт, без которого практически невозможно успешное семейное воспитание. Вот почему отмена усыновления редко, но все же происходит, если она в интересах несовершеннолетнего.

Так, состоялась отмена усыновления: в 1993 г. в 162 случаях (из них 38 касались усыновления ребенка отчимом или мачехой); в 1994 г. в 181 и 53 случаях; в 1995 г. в 253 и 81 случаях; в 1996 г. в 418 и 209 случаях Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М: Юристъ. 2006. - С.272..

Основанием для отмены усыновления судом могут служить самые различные обстоятельства. Их Семейный кодекс Российской Федерации делит на две группы. В первую входит такое поведение усыновителя, которое свидетельствует: о его уклонении от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей; о злоупотреблении приобретенными им родительскими правами; о жестоком обращении с усыновленным ребенком. В этот же перечень п. 1 ст. 141 СК включает хронический алкоголизм или наркоманию усыновителя. Конечно, речь идет об исключительных обстоятельствах, которые по существу, совпадают с аналогичными основаниями лишения родительских прав.

Вторая группа оснований к отмене усыновления, предусмотренная п. 2 ст. 141 СК, не имеет четко определенных границ. Сюда входят «другие основания». Это может быть, например, тяжелое заболевание усыновителя, превращение его в инвалида, что делает невозможным для него выполнение миссии усыновителя.

Чаще всего вопрос об отмене усыновления возникает, когда годы спустя дают о себе знать не обнаружившиеся раньше симптомы тяжкого наследственного заболевания ребенка, влекущие за собой патологию в его поведении в виде, например, влечения к бродяжничеству. В таких случаях усыновление подлежит отмене при наличии соответствующего медицинского заключения с выводом о невозможности для такого ребенка воспитания в семейной обстановке. При усыновлении отчимом (мачехой) проблема отмены усыновления возникает при расторжении брака матери ребенка и его отчима. При этом чаще всего именно отчим просит об отмене усыновления.

Но что бы ни послужило поводом, причиной для обращения в суд с иском об отмене усыновления, возникшая в семье ситуация, целесообразность прекращения существующих родительских правоотношений рассматриваются сквозь призму интересов усыновленного. Если, например, у него сложились с отчимом-усыновителем хорошие отношения, само по себе расторжение брака не будет считаться основанием для отмены состоявшегося усыновления. И чтобы интересы ребенка не пострадали, при рассмотрении иска об отмене усыновления суду предстоит учесть его мнение по поводу предстоящих перемен. При этом в п.2 ст.141 СК РФ не делается никаких уточнений по поводу возраста несовершеннолетнего. Обеспечению интересов усыновленных в делах подобного рода служит и п. 2 ст. 140 СК РФ, где говорится, что обязательными участниками процесса в таких случаях являются орган опеки и попечительства, дающий свое заключение по делу, и прокурор Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.: Издательство НОРМА. 2005. - С.296..

По мнению А.М. Нечаевой, отмена усыновления порождает проблемы не только психологического, но и правового порядка, поскольку прекращаются взаимные права и обязанности усыновителя и усыновленного и восстанавливаются взаимные права и обязанности несовершеннолетнего и его кровных родителей (его родственников). Причем суд не передает несовершеннолетнего на воспитание кровным родителям, если это не в интересах ребенка. Тогда он попадает в категорию детей, оставшихся без родительского попечения. Правда, в свидетельстве о его рождении восстанавливаются прежние данные о родителях, поскольку усыновители перестают фигурировать в этом качестве Нечаева А.М. Там же. С.98.

Поскольку с усыновлением обычно связана перемена имени, отчества, фамилии усыновленного, после отмены усыновления возникает непростой вопрос, сохранять ли те имя, отчество и фамилию, которые ребенок приобрел после усыновления. И этот вопрос решается судом тоже в зависимости от интересов несовершеннолетнего. Его не должны травмировать связанные с обозначением его личности перемены, способные негативно повлиять на контакты с окружающими. И если возврат к прежнему у маленького ребенка порождает одни ассоциации, то у подростка -- другие. Поэтому, когда ребенку десять и более лет, изменение его имени, отчества, фамилии без его согласия не допускается Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ. 2006. - C. 316. .

Так же справедливо отмечает Л.М. Пчелинцева, отмена усыновления -- это достаточно редкое и нежелательное со всех точек зрения событие и происходить оно должно тогда, когда усыновление не отвечает своему назначению, порождает нарушение прав и интересов ребенка Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. Л.М. Пчелинцевой. М.: Издательство НОРМА. 2007. - С.484. .

Отмена усыновления по мотивам защиты интересов усыновленного предусматривается и в других государствах, в частности во всех штатах США. Правда, «иные основания» для отмены усыновления определяются в различных штатах по-разному. В их число входит не только нарушение процедуры усыновления, но и обманные действия агентства по усыновлению. А в Калифорнии, например, законодательство разрешает приемным родителям добиваться отмены усыновления по медицинским показателям, существовавшим еще в момент усыновления, но не известным им. Все это делается в установленные законом сроки Нечаева А.М. Там же. С.98..

В п. 1 ст. 140 - СК РФ суд определен как орган, компетентный отменить усыновление, а также установлена процессуальная процедура отмены -- исковое производство. В отличие от порядка особого производства, предусмотренного для установления усыновления, исковой порядок отмены усыновления происходит в иных процессуальных формах, по правилам подраздела II раздела II ГПК РФ. Суд устанавливает все необходимые фактические обстоятельства и, в частности, выясняет, не противоречит ли отмена усыновления интересам ребенка.

В п. 2 ст. 140 СК РФ указаны обязательные участники дела об отмене усыновления: орган опеки и попечительства, а также прокурор. Участие представителя органа опеки и попечительства связано с его ролью в общих вопросах устройства и воспитания детей, лишенных родительского попечения, а также с тем, что в случае отмены усыновления судом на орган опеки и попечительства будет возложена обязанность заботиться о ребенке до определения его дальнейшего жизненного пути. Участие прокурора связано с общими надзорными функциями прокуратуры и с выявлением возможных злоупотреблений, повлекших отмену усыновления.

Определяя дату прекращения усыновления, п. 3 ст. 140 СК РФ устанавливает ее тем днем, когда решение суда вступает в законную силу. Если решение суда первой инстанции не обжаловано, оно вступает в силу через десять дней после вынесения. С учетом возможного кассационного производства сроки прекращения усыновления могут соответственно отодвигаться на более отдаленный период. Однако усыновление возможно прекратить только на будущее время, в связи с чем не могут быть признаны недействительными все правоотношения за период, предшествующий прекращению усыновления.

После вступления решения в законную силу суд, вынесший решение об отмене усыновления, обязан в течение трех дней направить выписку из решения в органы загса по месту регистрации усыновления. Суду же надлежит решить много важных вопросов, в том числе связанных с внесением изменений в актовые книги: о фамилии, имени и отчестве ребенка; времени и месте его рождения; записи усыновителя в качестве родителя и т. д. Внести такие изменения в актовые записи орган загса вправе только на основании судебного решения Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.: Издательство НОРМА. 2005. - С.55..

Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 постановления от 4 июля 1997 г. № 9 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997.№ 7. указал на подобные обстоятельства отмены усыновления: «Суд, исходя из п. 2 ст. 141 СК РФ, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, и т. п. В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет (ст. 57, п. 2 ст. 141 СК РФ) Семейное право России. Учебное пособие. / Под ред. Ю.А. Королева. М.: Юридическая литература. 2007. - С.136..

Если в результате произведенного усыновления были нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами, то в соответствии с п. 2 ст. 165 СК РФ такое усыновление независимо от гражданства усыновителя подлежит отмене в судебном порядке».

Статья 142 СК РФ определяет исчерпывающий перечень лиц, наделенных правом возбуждать в суде дела по отмене усыновления. Это, однако, не означает, что иные лица не могут повлиять на возникновение в суде соответствующего процесса об отмене усыновления. Родственники ребенка со стороны его отца или матери, родственники усыновителей, административные и правоохранительные органы не лишены возможности выступить с обоснованной инициативой перед субъектами, непосредственно уполномоченными на предъявление иска об отмене усыновления. Например, инспектор по делам несовершеннолетних вправе обратиться к прокурору или в орган опеки и попечительства. Предъявить соответствующий иск родителей ребенка могут побудить дедушка и бабушка усыновленного ребенка. Образовательное учреждение вправе поддержать самостоятельное требование усыновленного, достигшего четырнадцати лет Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.: Издательство НОРМА. 2005. - С.49..

Необходимо отметить, что при усыновлении второго вида (т. е. при полном сохранении тайны усыновления) процесс отмены усыновления может начаться как дело о лишении родительских прав, поскольку субъекты обращения к суду (по крайней мере, некоторые) будут пребывать в уверенности, что здесь имели место родительские отношения, но не усыновление.

Однако п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 7. установил, что «поскольку родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей, необходимо иметь в виду, что в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления этими правами либо жестокого обращения с усыновленными, а также если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, судом может быть решен вопрос об отмене усыновления (ст. 140, п. 1 ст. 141 СК РФ), а не о лишении родительских прав (ст. 69, 70 СК РФ). Выявление согласия ребенка на отмену усыновления в указанных выше случаях не требуется».

Кроме того, п. 20 названного постановления разъяснил судам, что «заявление об отмене усыновления рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением органа опеки и попечительства, а также прокурора (п. 1 ст. 78, п. 1, 2 ст. 140 СК РФ)».

В п. 1 ст. 143 СК РФ установлено, что при отмене судом усыновления прерывается правовая связь усыновленного ребенка с усыновителем (его родственниками) и восстанавливаются права и обязанности с естественными родителями при условии соблюдения интересов ребенка.

Требование соблюдения интересов ребенка основано не только на том, что само усыновление осуществляется исключительно в интересах ребенка. Важно также, чтобы отмена усыновления максимально учитывала эти интересы.

В первую очередь учет интересов ребенка связан с видом усыновления. При первом его виде, когда тайны усыновления практически не было (не менялась фамилия усыновленного, испрашивалось его согласие на усыновление, усыновители не записывались в качестве родителей и т. д.), отмена усыновления психологически и юридически осуществляется менее болезненно Комментарий к Семейному кодексу РФ. / Отв. ред. Кузнецова И.М. М.: НОРМА. 2007 . - С.128..

При втором виде усыновления его отмена связана в первую очередь с отменой тайны усыновления для самого ребенка, считавшего усыновителей своими естественными родителями. Здесь вопрос отмены усыновления приобретает известную сложность, поскольку трансформируется в процедуру, весьма схожую с лишением родительских прав, да еще осложненную восстановлением юридических и фактических прав и обязанностей с родителями и родственниками по происхождению. Максимальный учет интересов ребенка при отмене как первого, так и второго вида усыновления относится к исключительной компетенции суда, принимающего на себя обязанность выбрать наилучший вариант прекращения прав и обязанностей ребенка и его усыновителя, и восстановления родительских прав ребенка с естественными родителями Семейное право России. Учебное пособие. / Под ред. Ю.А. Королева. М.: Юридическая литература. 2005. - С.252..

В п. 2 ст. 143 СК РФ предусматривается два варианта определения дальнейшей жизни ребенка после отмены усыновления: ребенок возвращается в семью естественных родителей или передается органам опеки и попечительства.

Передача ребенка родителям возможна не во всех случаях. Если, например, родители умерли, лишены родительских прав, являются алкоголиками или наркоманами, страдают неизлечимыми болезнями, не имеют места жительства и т. п., естественно, что передача им ребенка после отмены усыновления не может иметь места. Более того, даже при отсутствии этих объективных причин простое несогласие родителей принять родное дитя может стать непреодолимым препятствием в реализации данного требования закона -- «по решению суда передается родителям». Если передача ребенка родителям невозможна, нельзя исключить того, что при отмене усыновления и восстановлении родительских прав и обязанностей с них могут быть взысканы алименты Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ. 2006. - С.275..

Передача ребенка при отмене усыновления на попечение органа опеки и попечительства означает, что заботу о нем на некоторое время принимает на себя государство и в некоторых случаях права родителей не восстанавливаются.

В п. 3 ст. 143 СК РФ предусмотрено решение некоторых вопросов, возникших при усыновлении второго вида (п. 2 и 3 ст. 134 СК РФ). Они связаны в основном с изменением тех актовых записей, которые были произведены при усыновлении в целях сохранения его тайны. Суд должен принять решение, исходящее из интересов ребенка, сохранить ему измененные фамилию, имя и отчество или вернуть полученные при рождении. Поскольку решить этот вопрос можно лишь с учетом конкретных обстоятельств, а также того, кому будет передан ребенок после отмены усыновления, необходимо сначала представить себе обстоятельства будущей жизни ребенка, не достигшего десятилетнего возраста (у ребенка десяти лет и старше на данное изменение необходимо спросить согласие), и только после этого принимать решение о его фамилии, имени и отчестве. Одновременно должен быть решен вопрос об усыновителях, записанных в качестве родителей усыновленного ребенка Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.: Издательство НОРМА. 2005. - С.296..

В п. 4 ст. 143 СК РФ предусматривается возможность при отмене усыновления взыскать на содержание ребенка алименты. В связи с тем, что бывшие усыновители не входят в число лиц, обязанных по закону к уплате алиментов, решение об их взыскании, а также установление их размера является прерогативой суда и передается на его усмотрение. Эта норма представляет собой исключение из установленного перечня лиц, обязанных по закону к уплате алиментов, а также из того правила, что между усыновленным и усыновителем прекращается всякая правовая связь. Естественно, что взыскание алиментов у бывшего усыновителя не есть его наказание за противоправное поведение, но совершенно вынужденная мера, без применения которой нет другой возможности обеспечить материальную поддержку ребенка, например, при дальнейшей передаче его под опеку малоимущим родственникам Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ. 2006. - C. 321. .

Статья 144 СК РФ не допускает отмены усыновления в отношении детей, достигших к моменту рассмотрения вопроса об отмене усыновления совершеннолетия. Юридически установленные актом усыновления родственные связи имеют в принципе нерасторжимый характер. Несмотря на то, что к моменту наступления совершеннолетия ребенка цели усыновления достигнуты (ребенок жил и воспитывался в семье), совершеннолетие не прекращает сложившихся родственных отношений. Независимо от того, будут ли в дальнейшем усыновитель и усыновленный проживать одной семьей, они навсегда останутся в правовом положении родителей и детей.

Процессуальные особенности отмены усыновления состоят в том, что она возможна только в судебном порядке. Дела такого рода относятся к исковым делам. Исковое производство урегулировано главами 12 - 22 ГПК РФ. Дело об отмене усыновления возбуждается путем подачи искового заявления. Как и дело, усыновлении ребенка, так и дело об отмене усыновления подсудно районному суду по остаточному принципу, поскольку ГПК РФ не относит его к подсудности Верховного Суда РФ или мировых судей.

Согласно ст. 43 Закона «Об актах гражданского состояния» свидетельство об усыновлении содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления); фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (если это указано в записи акта об усыновлении) усыновителей (усыновителя); дата составления и номер записи акта об усыновлении; место государственной регистрации усыновления (наименование органа записи актов гражданского состояния); дата выдачи свидетельства об усыновлении Об актах гражданского состояния. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 октября 1997года. (в ред. 18.07.2006г.) // СЗ РФ.1997. № 29. Ст.3489; СЗ РФ; 2006. №18. Ст.2541..

Отмена усыновления порождает следующие последствия (ст. 143 СК РФ): взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей и родственников последних прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его биологических родителей и родственников, если этого требуют интересы ребенка; ребенок по решению суда передается биологическим родителям либо на попечение органа опеки и попечительства (при отсутствии родителей или нецелесообразности передачи ребенка родителям); суд разрешает вопрос о фамилии, имени и отчестве ребенка, присвоенных ему в связи с усыновлением. Изменение их ребенку, достигшему 10 лет, возможно только с его согласия; суд вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать алименты на содержание ребенка в таком размере и в течение такого срока, как если бы он был родителем Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юристъ. 2005. - С. 279..

Подводя итог проведенному исследованию, мы можем сделать вывод о том, что отмена усыновления нежелательна со всех точек зрения и происходить она должна тогда, когда усыновление не отвечает своему назначению, порождает нарушение прав и интересов ребенка. Отмена усыновления редко, но все же происходит, если она в интересах несовершеннолетнего. Основанием для отмены усыновления судом могут служить самые различные обстоятельства. Их Семейный кодекс Российской Федерации делит на две группы. В первую входит такое поведение усыновителя, которое свидетельствует: о его уклонении от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей; о злоупотреблении приобретенными им родительскими правами; о жестоком обращении с усыновленным ребенком. В этот же перечень п. 1 ст. 141 СК включает хронический алкоголизм или наркоманию усыновителя. Вторая группа оснований к отмене усыновления, предусмотренная п. 2 ст. 141 СК, не имеет четко определенных границ. Сюда входят «другие основания». Это может быть, например, тяжелое заболевание усыновителя, превращение его в инвалида, что делает невозможным для него выполнение миссии усыновителя. Правом требовать отмены усыновления ст. 142 СК наделяет родителей ребенка, его усыновителей, усыновленного, достигшего возраста четырнадцати лет, органы опеки и попечительства, а также прокурора. Чаще всего вопрос об отмене усыновления возникает, когда годы спустя дают о себе знать не обнаружившиеся раньше симптомы тяжкого наследственного заболевания ребенка, влекущие за собой патологию в его поведении в виде, например, влечения к бродяжничеству. В п. 1 ст. 140 - СК РФ суд определен как орган, компетентный отменить усыновление, а также установлена процессуальная процедура отмены -- исковое производство. Вместе с тем закон предусматривает возможность отмены усыновления в отношении совершеннолетних усыновленных, когда на этом настаивают сам усыновленный и его естественные родители, не лишенные родительских прав и не признанные недееспособными, и, главное, сам усыновитель. Иными словами, все участники усыновления в силу известных им причин пришли к единому выводу о необходимости отмены усыновления и возвращению к естественному порядку жизни. Можно предположить, что подобное право данной статьи относится к обоим видам усыновления и от суда потребуется принятие тех решений, которые указаны в п. 3 ст. 143 СК РФ, а также внесения изменений в другие актовые записи. Представляется, что в данном случае отмены усыновления невозможно взыскание с бывшего усыновителя алиментов, например, на содержание нетрудоспособного совершеннолетнего усыновленного.

Заключение

Проведенное исследование свидетельствует, что ситуация, складывающаяся с усыновлением детей в России, требует особого внимания. Судебная практика Кумертауского городского суда Республики Башкортостан за период с 2002 по 2006 год показывает, что общее количество рассмотренных дел об усыновлении детей - 43. Исследование результатов проверки деятельности судов в Республике Башкортостан при рассмотрении дел об усыновлении показало, что в очень многих случаях нормы действующего законодательства не соблюдается, что ведет к нарушению прав ребенка. Все это еще раз подтверждает актуальность темы проведенного дипломного исследования.

Значимость избранной темы заключается в том, что семейное законодательство России 1996 года в отличие от прежнего законодательства предусматривает судебный порядок усыновления ребенка. Причем оно не стоит на месте, а постоянно совершенствуется. В связи с этим возникает необходимость анализа новых условий и порядка усыновления детей, исследование тех нововведений, которые предусматривает Семейный кодекс Российской Федерации и устраняет существовавшие до него противоречия.

Рассмотрев понятие и правовую природу института усыновления (удочерения) ребенка в семейном праве Российской Федерации, мы можем сделать вывод о том, что институт усыновления имеет достаточно важное значение в семейном законодательстве Российской Федерации. Рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, естественно, влияет на статистические данные, касающиеся усыновления. А они показывают, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка. Желание усыновителя стать родителем объясняется либо отсутствием собственных детей, либо стремлением лица, вступающего в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить отсутствующего родителя, сделать свой брак более прочным, а семейные отношения более полнокровными. Усыновление (удочерение) есть акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. Под этим актом понимается совокупность действий будущих усыновителей и органа, управомоченного их совершать. Кроме того, усыновление представляет собой определенную процедуру, в результате которой, с одной стороны, прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями, а с другой -- возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личных и имущественных прав от одних к другим. Причем это касается также родственников как усыновителей, так и усыновляемых и их потомства. Исключение составляют случаи, предусмотренные в п. 3, 4 ст. 137 СК. Один из них продиктован желанием не оставить без внимания интересы дедушки и бабушки, потерявших своего близкого -- одного из родителей ребенка. Если сохранение их личных и имущественных прав в интересах усыновляемого, то правовая связь ребенка с этими родственниками может быть сохранена. Прекращением правовой связи усыновляемого с его родителями и родственниками усыновление не ограничивается, поскольку оно имеет и свое глубокое специфическое внутреннее содержание, определяемое его целью. А цель эта состоит в удовлетворении интересов несовершеннолетних детей и потребности усыновителя. Обе цели по идее должны совпадать. Однако наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание, а не уровень материальной обеспеченности. Именно поэтому усыновление в семейном праве рассматривается как один из наилучших из существующих способов устройства ребенка, обретающего родителей (одного из них), в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, налицо устройство в прямом смысле слова. Для тех, у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем. И во всех случаях усыновление позволяет удовлетворить потребность усыновителя в обретении родственных прав и обязанностей со всеми вытекающими отсюда последствиями как педагогического, так и правового характера.

Проведенное исследование истории развития института усыновления позволяет сделать следующие выводы. Зачатки усыновления появляются в Древней Руси во времена язычества, когда происходил прием в семью другого человека. С принятием христианства усыновление осуществляется церковью, что вполне понятно. В период правления Петра I и Екатерины II усыновление специального внимания не уделялось. Усыновление осуществлялось в виде исключения в каждом конкретном случае. Законодательство, посвященное усыновлению, стала развиваться в начале XIX в. Заметной вехой становится «Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон впервые позволил как узаконять так и усыновлять незаконнорожденных детей. Но усыновлять было разрешено только бездетным семьям. Свод Законов Гражданских по прежнему сохранял принцип сословия. Как мы видим для конца XIX и начала XX в. характерно использование усыновления прежде всего для охраны имущественных интересов усыновителя-наследодателя. Первый семейный кодекс России послеоктябрьского периода не предусматривал усыновления вовсе. Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних детей. Однако потребность в усыновлении не исчезла. Она объяснялась, во-первых, соображениями экономическими, главным образом потребностью крестьян иметь в семье еще одного работника, и во-вторых, ростом числа бездомных детей, потерявших свою семью, родителей из-за социально-экономических потрясений, затронувших все сферы жизни и все слои населения, особенно детского. Выходом из положения в первом случае стало предусмотренное Земельным кодексом примачество. Необходимость возрождения института усыновления становилась все более очевидной. И незадолго до принятия нового, второго по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая глава, посвященная специально усыновлению. Кодекс же законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усыновлению сравнительно мало внимания. Его предписания в этой части либо имели общий, традиционный характер. По кодексу 1927 г. правовым основанием усыновления было постановление (решение) органа опеки и попечительства, после вынесения которого усыновление регистрировалось в органах записи актов гражданского состояния. По мере накопления опыта становилось ясно, что существующих правовых норм для последовательной защиты усыновленного ребенка явно недостаточно. Усыновление же детей в годы Великой Отечественной войны 1941 --1945 гг. позволило облегчить судьбу тех, кто потерял родителей. И только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подробно и тщательно урегулировал отношения, связанные с усыновлением. Анализ основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государства Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер.

Исследовав условия усыновления ребенка, мы можем сделать вывод о том, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка. Установление правовой связи между ребенком и лицом, желающим его усыновить, требует выяснение действительной воли этих лиц. В результате усыновления, с одной стороны, прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями, а с другой -- возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личных и имущественных прав от одних к другим. Причем это касается также родственников как усыновителей, так и усыновляемых и их потомства. Прекращением правовой связи усыновляемого с его родителями и родственниками усыновление не ограничивается, поскольку оно имеет и свое глубокое специфическое внутреннее содержание, определяемое его целью. А цель эта состоит в удовлетворении интересов несовершеннолетних детей и потребности усыновителя. Обе цели по идее должны совпадать. Однако наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание, а не уровень материальной обеспеченности. Именно поэтому усыновление в семейном праве рассматривается как один из наилучших из существующих способов устройства ребенка, обретающего родителей (одного из них), в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, налицо устройство в прямом смысле слова. Для тех у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем. И во всех случаях усыновление позволяет удовлетворить потребность усыновителя в обретении родственных прав и обязанностей со всеми вытекающими отсюда последствиями как педагогического, так и правового характера. Желание усыновителя стать родителем объясняется либо отсутствием собственных детей, либо стремлением лица, вступающего в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить отсутствующего родителя, сделать свой брак более прочным, а семейные отношения более полнокровными.

Проанализировав особенности судебного порядка усыновления (удочерения) ребенка, мы можем сделать вывод о том, что он призван обеспечить защиту прав и интересов детей. Этот порядок является основным правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению. Именно на суд возлагается проверка законности усыновления. В судебном заседании суд исследует документы, проверяет соблюдение законности их собирания. Установление нормы права об обязательном участии в судебном заседании прокурора и представителя органа опеки и попечительства должно способствовать наибольшей защите интересов ребенка при его усыновлении. Дела об усыновлении рассматриваются в особом производстве. Это вполне понятно. Никакие иные требования о защите имущественных и других прав ребенка не могут быть предметом рассмотрения суда в данном процессе. ГПК устанавливает особенности родовой подсудности. Так, граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, подают заявления в районный суд. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места их проживания подают заявления соответственно в суд субъекта РФ. Что же касается территориальной подсудности, то она определяется местом жительства усыновляемого ребенка. Всю предварительную работу по установлению возможности усыновления выполняют орган опеки и попечительства. На основании заявления, документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, именно орган опеки и попечительства выносит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители. Особые требования закон устанавливает для усыновителей - иностранных граждан. Документы усыновителей -- иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. Это, прежде всего консульская легализация. Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании Верховным Судом субъекта РФ на территории которого проживает усыновляемый ребенок. Это соответствует содержанию ст. 139 СК, установившей, что тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Рассмотрев порядок отмены усыновления, мы можем сделать вывод о том, что отмена усыновления нежелательна со всех точек зрения. Она должна происходить тогда, когда усыновление не отвечает своему назначению, порождает нарушение прав и интересов ребенка. Основанием для отмены усыновления Семейный кодекс Российской Федерации делит на две группы. В первую входит такое поведение усыновителя, которое свидетельствует: о его уклонении от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей; о злоупотреблении приобретенными им родительскими правами; о жестоком обращении с усыновленным ребенком. В этот же перечень п. 1 ст. 141 СК включает хронический алкоголизм или наркоманию усыновителя. Вторая группа оснований к отмене усыновления, предусмотренная п. 2 ст. 141 СК, не имеет четко определенных границ. Сюда входят «другие основания». Это может быть, например, тяжелое заболевание усыновителя, превращение его в инвалида, что делает невозможным для него выполнение миссии усыновителя. Правом требовать отмены усыновления ст. 142 СК наделяет родителей ребенка, его усыновителей, усыновленного, достигшего возраста четырнадцати лет, органы опеки и попечительства, а также прокурора. Чаще всего вопрос об отмене усыновления возникает, когда спустя годы дают о себе знать не обнаружившиеся раньше симптомы тяжкого наследственного заболевания ребенка, влекущие за собой патологию в его поведении в виде, например, влечения к бродяжничеству. В п. 1 ст. 140 - СК РФ суд определен как орган, компетентный отменить усыновление, а также установлена процессуальная процедура отмены -- исковое производство. Вместе с тем закон предусматривает возможность отмены усыновления в отношении совершеннолетних усыновленных, когда на этом настаивают сам усыновленный и его естественные родители, не лишенные родительских прав и не признанные недееспособными, и, главное, сам усыновитель. Иными словами, все участники усыновления в силу известных им причин пришли к единому выводу о необходимости отмены усыновления и возвращению к естественному порядку жизни. Можно предположить, что подобное право данной статьи относится к обоим видам усыновления и от суда потребуется принятие тех решений, которые указаны в п. 3 ст. 143 СК РФ, а также внесения изменений в другие актовые записи. Представляется, что в данном случае отмены усыновления невозможно взыскание с бывшего усыновителя алиментов, например, на содержание нетрудоспособного совершеннолетнего усыновленного.

Анализ судебной практики Кумертауского городского суда Республики Башкортостан показал, что за период с 2002 по 2006 год Кумертауским городским судом Республики Башкортостан было вынесено 43 решения об установлении усыновления ребенка. Так, в 2002 году общее количество усыновлений составило 10, в 2003 - 14, в 2004 - 9, в 2005 - 6, в 2006 - 4 соответственно. Исследование архивных данных за 2001 год показало, что число усыновленных детей в этом году по сравнению с 2000 годом заметно выросло - на 50%. При этом возраст усыновленных детей также заметно снизился. В 2003 году число установления усыновления детей по сравнению с 2002 годом выросло на 40%. Но уже в 2004 году эти показатели снизились на 45%.

На основе исследования теоретического и практического материала, учитывая сложившуюся ситуацию с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детской беспризорностью и безнадзорностью, увеличением числа граждан, лишенных родительских прав, и в целях усиления противодействия незаконному вывозу за рубеж детей, торговле несовершеннолетними мы пришли к выводу о необходимости внесения предложения по совершенствованию семейного законодательства в области усыновления.

Так в п. 2 ст. 133 СК РФ предусматривается случай, когда согласия одного из супругов на усыновление вообще не требуется. Эта парадоксальная ситуация возникает при прекращении супругами семейных отношений и непроживании совместно более года, а также если неизвестно место жительства другого супруга. Иными словами, один супруг более года скрывается от другого супруга, хотя предполагается, что он жив и здоров. В этом случае закон требует, чтобы исчезнувший гражданин (гражданка) был признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованного супруга (ст. 42 ГК РФ). Семейный кодекс, однако, занимает иную позицию и при установлении усыновления от покинутого супруга не требует возбуждения дела о признании безвестно отсутствующим супруга, покинувшего его, порождая тем самым состояние большой правовой неопределенности не только в имущественных правоотношениях супругов, но и в вопросе социальных прав и обязанностей. Несмотря на фактическое отсутствие одного из супругов, брак с отсутствующим не считается юридически прекращенным, и отсутствующий помимо своей воли, становится отчимом (мачехой) усыновленному ребенку. Насколько подобная ситуация при возможной явке пропадавшего супруга отвечает интересам усыновленного ребенка, да и самого объявившегося, остается неясным, так как не принимавший участия в усыновлении супруг не приобретает по отношению к усыновленному никаких прав и обязанностей. На наш взгляд если закон не требует признание второго супруга безвестно отсутствующим, то целесообразнее будет данный срок сократит до 6 месяцев. Это будет способствовать защите интересов как супруга, так и усыновляемого ребенка.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Известия. 1993. - 59 с.

2. Семейный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Подписан Президентом Российской Федерации 20 декабря 1995 года. № 223 - ФЗ. Введен в действие с 1 марта 1996 года ФЗ РФ «О введении в действие Семейного кодекса Российской Федерации» (с изм. от 29.12.2006г.). // СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 14; СЗ РФ. 2006. №45. Ст.2895.

3. Семейный кодекс Республики Башкортостан. Принят Государственным Собранием Республики Башкортостан 5 августа 1996 года. Подписан Президентом Республики Башкортостан 24 августа 1996 года. // СЗ РФ. 1996. № 9 .С.16.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. Подписан Президентом Российской Федерации 30 ноября 1994 года. Введен в действие с 1 января 1995 года Федеральным Законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994 года». (в ред. от 26.06.2007г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; СЗ РФ. 2007. № 22. Ст.1452.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (в ред. от 26.07.2004 N 78-ФЗ). Подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года. Введен в действие 1 января 1997 года ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 года (в ред. от 10.05.2007г.). // СЗ РФ. 1996. №6. Ст.1596; СЗ РФ; 2007. №7.Ст. 1236.

6. Об исполнительном производстве. Федеральный Закон от 21 июля 1997 года. (в ред. от 26.06.2007г.) // СЗ РФ. 2000. №30. Ст. 3591; СЗ РФ. 2007. № 10. Ст.4562.

7. Об актах гражданского состояния. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 октября 1997года. (в ред. 18.07.2006г.) // СЗ РФ.1997. № 29. Ст.3489; СЗ РФ; 2006. №18. Ст.2541.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 23 октября 2002 года. Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года. Подписан Президентом Российской Федерации 14 ноября 2002 года. Введен в действие с 1 февраля 2003 года. Федеральным Законом «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года». (в ред. от 05.12.2006г.) // РГ. 20 ноября 2002 года; СЗ РФ; 2006. №48. Ст.1236.

9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 1998 года. № 124-ФЗ. (в ред. от 30.06.2007г.) // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст.1456; СЗ РФ. 2007. №15. Ст.1459.

10. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Федеральный Закон от 16 апреля 2001 года. № 44-ФЗ. // СЗ РФ. 2001. № 4.

11. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года. Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года. Подписан Президентом Российской Федерации 25 июля 2002 года. (в ред. от 06.01.2007) // СЗ РФ. № 8. Ст.2548; СЗ РФ. 2007. №1. Ст.26.

12. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года. № 542. // СЗ РФ. 1996. № 5.

13. Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года. № 919. // СЗ РФ. 1996. № 8.

14. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 года. № 268. // СЗ РФ. 2000. № 4.

15. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 года. № 275. (в ред. от 11.04.2006г.) // СЗ РФ. 2000. № 4. Ст.456; СЗ РФ. 2006. № 8. Ст.654.

16.О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 года. № 217. // СЗ РФ. 2002. № 4.

17.Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, утвержденные приказом Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства здравоохранения СССР от 31 января 1991 года. № 55/40 (Утратил силу).

18.О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 31 августа 1994 года. № 342/184. // СЗ РФ. 1994. № 8.

19.О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 года. № 369/641. // СЗ РФ. 1996. № 1.

20.О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 года. № 332. // Российские вести. 1996. № 197. 17 октября.

21. Об организации работы по устройству детей на воспитание в семьи. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 12 января 2000 года. № 1. // СЗ РФ. 2000. № 1.

22. Инструкция по работе с документами органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей, представленных на аккредитацию в Министерство образования Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 19 сентября 2000 года. № 2655.// СЗ РФ. 2000. № 9.

23. Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2002 года. №218. // СЗ РФ. 2002. № 7.

24. Об организации работы по ведению государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. Приказ Министерства образования РФ от 28 июня 2002 года. № 2482. // СЗ РФ. 2002. № 8.

25. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 года. № 9. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 7.

26. Конвенция ООН «О правах ребенка» была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990 года.

27. Кодекс о браке и семье РСФСР. Принят на пятой сессии Верховного Совета РСФСР седьмого созыва 30 июля 1969 года. Введен в действие с 1 ноября 1969 года Законом РСФСР «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР». // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969. № 32. Ст. 1086. (Утратил силу).

28. Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения дел об усыновлении детей в 2006 г. Гражданской коллегии Верховного суда Республики Башкортостан. // Вестник Верховного суда Республики Башкортостан. 2007. №6. С.13.

29. Архив ЗАГСа г. Кумертау РБ. Отчет за 2002 год.

30. Архив ЗАГСа г. Кумертау РБ. Отчет за 2003 год.

31. Архив ЗАГСа г. Кумертау РБ. Отчет за 2004 год.

32. Архив ЗАГСа г. Кумертау РБ. Отчет за 2005 год.

33. Архив ЗАГСа г. Кумертау РБ. Отчет за 2006 год.

34. Российская юстиция. 1997. № 1.

35. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву: Учебное пособие. М.: Юристъ. 2006. - 412 с.

36. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ. 2006. - 368с.

37. Гессен И. Узаконение, усыновление и внебрачные дети. СПб. 1910. - 210

38. Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел. Учебно-практическое пособие. / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Юристъ. 2005. - 381 с.

39. Кишкин С. Детская беспризорность и институт усыновления. // Рев. законность. 1926. № 3 - 4 . С. 21 - 26.

40. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. Л.М. Пчелинцевой. М.: Издательство НОРМА. 2007. - 512 с.

41. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.: Издательство НОРМА. 2005. - 480 с.

42. Комментарий к Семейному кодексу РФ. / Отв. ред. Кузнецова И.М. М.: Норма. 2007. - 310 с.

43. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / С.А. Алехина, А.Т. Боннер, В.В. Блажеев и др.; Отв. ред. М.С. Шакарян. М.: ТК Велби, Изд - во Проспект. 2003. - 635 с.

44. Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юристъ. 2005. - 319с.

45. Кустова В. Актуальные проблемы усыновления в российском праве. // Журнал Российского права. 2002. № 7. С.81-87.

46. Куликова А.А. Защита прав ребенка. М.: Изд-во Эксмо. 2005. - 192 с.

47. Нечаева А. Охрана детей - сирот в России: История и современность. М. 1994. - 136 с.

48. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М: Юристъ. 2006. - 336 с.

49. О судьбе усыновленных. // Советская юстиция. 1930. № 30. С.12 - 18.

50. Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Парламентский запрос.

51. Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. Ярославль. 1912. - 125 с.

52. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра. 2002. - 940 с.

53. Семейное право России. Учебное пособие. / Под ред. Ю.А. Королева. М.: Юридическая литература. 2005. - 350 с.

54. Семейное право России. Учебное пособие. / Под ред. Ю.А. Королева. М.: Юридическая литература. 2007. - 368 с.

55. Смолина Н. Проблема усиления государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации. // Государство и право. 2005. № 1. С. 12 - 19.

56. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. / Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Норма. 2005. - 345 с.

57. Семейное право: Учебник для студентов ВУЗов. / Под ред. П.В.Алексия, И.В.Петрова. М.: ГОНИТИ - ДАНА. 2008. - 319с.

58. Усыновление в Российской Федерации: Правовые проблемы. / Н.В.Летова. М.: Волтерс Клувер. 2006. - 256с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты