Условия отбывания наказания осуждёнными в исправительных учреждениях
p align="left">В-третьих, воспитательная функция реализуется путем создания необходимых правовых предпосылок, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия.
Обеспечивающая функция -- правовая опора для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и проф. подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Нормы режима устанавливают порядок материально-бытового обеспечения осужденных (порядок размещения в общежитии), медико-санитарного обслуживания (порядок оказания осужденным медицинской помощи).
Если карательная и воспитательная функции режима касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на других субъектов, в частности граждан, находящихся на территории и объектах исправительных учреждений, а также территориях, прилегающих к ним. Так, ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»,предоставляет право администрации исправительных учреждений требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка.
Функция социального контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений осужденными, и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна [31, с. 241].
Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, его образ жизни в быту и на поведение в общественных местах. Основные формы такого контроля -- государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказания. Реализация социально-контрольной функции режима неразрывно связана с его воздействием на правовой статус осужденных. Прежде всего установление контроля неизбежно влечет за собой определенное ограничение их субъективных прав и установление дополнительных обязанностей. Социальный контроль включает оценку поведения осужденных на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже режим отбывания ими наказания, тем интенсивнее реализуется эта функция. Часть 6 ст. 82 УИК предоставляет администрации право подвергать досмотру производственные объекты, а также вещи и одежду лиц, входящих на эти объекты. Это право администрации распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории [23, с. 154].
Функции режима лишения свободы реализуются комплексно, эти все функции дополняют друг друга, и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляется самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности.
3.2 Содержание режима лишения свободы
Содержание режима определяется его функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания.
Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся:
1) к персоналу исправительных учреждений;
2) к осужденным;
3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях [4].
Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в режиме. К ним можно отнести правила по обеспечению изоляции этих лиц, безопасность, соблюдение распорядка, реализация прав осужденных и выполнение своих обязанностей, предупреждение и пресечение с их стороны преступлений и правонарушений.
Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда (ст. 7 УИК) в исправительное учреждение соответствующего вида, лишает его свободное передвижение и запрет всех связей. Изоляции зависит от вида ИУ, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная -- в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в ШИЗО [12].
Охрана в исправительных учреждениях обеспечивается специальными подразделениями. Надзор за осужденными ведется службой безопасности исправительного учреждения. Он проводится в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий.
На указанную службу возложены обязанности производства обысков помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Она осуществляет контроль за нахождением осужденных в жилых и производственных помещениях, пресекает с их стороны правонарушения.
В Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» детально урегулированы правила по обеспечению правопорядка и безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, граждан, находящихся на их территории. Согласно ст. 14 указанного Закона администрации предоставлено право: контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях; применения к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; административного задержания; досмотра и обыска осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним режимных территориях; изъятия запрещенных вещей и предметов.
Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает:
1) порядок приема осужденных;
2) правило и поведения во время работы и отдыха;
3) перечень и количество предметов и вещей, которые им разрешается иметь с собой;
4) порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию [11].
Из этого перечня видно, что правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь эти правила адресованы администрации исправительных учреждений, так как она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.
Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемых Минюстом России и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, детализируются обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации [12]. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых -- детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания.
Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения, возложенных на них обязанностей, так как декларирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. Поэтому многие статьи УИК, а также все нормы Правил внутреннего распорядка определяют порядок реализации прав осужденных. Так, ст. 96 УИК устанавливает условия и порядок передвижения осужденных без конвоя и сопровождения, т.е. определяет материальные нормы и процедуру их применения. Статьи 89 и 92 УИК предусматривают право осужденных на свидания и телефонные переговоры, соответственно в Правилах внутреннего распорядка определена процедура предоставления свиданий и телефонных разговоров. То же самое можно сказать о праве осужденных на получение посылок, передач, бандеролей (ст. 90 УИК).
Такие же правила действуют в отношении выполнения осужденными своих обязанностей. За нарушение требований режима к ним применяются меры взыскания (ст. 115 УИК), а в предусмотренных законом случаях -- физическая сила, специальные средства и оружие (гл. V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»).
Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим, существуют нормы, которые направленные на предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений с их стороны [4]. Данные правила можно разделить на две основные категории: профилактические и пресекающие.
Большинство норм гл. 13 УИК (ст. 82--86) по своему содержанию профилактические. К ним относятся те, в которых зафиксированы запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, покупать продукты и вещи первой необходимости по безналичному расчету.
Правила внутреннего распорядка ИУ устанавливают процедурные нормы профилактического характера: порядок изъятия у осужденных предметов, не разрешенных к использованию, порядок проверки наличия осужденных.
Правила, которые обеспечивают пресечение преступлений и правонарушений, со стороны осужденных указаны в ст. 84 УИК, регулирующей оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях, правила, предусмотренные ст. 85 УИК, устанавливают основания и порядок введения режима особых условий в этих учреждениях. В Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (ст. 26) персонал исправительных учреждений обязывается принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений [5]. Правила, которые регулируют поведение осужденных и их распорядок в каком либо ИУ, определяют их жизни во время срока наказания. Нормы права которые устанавливают покупку продуктов и вещей первой необходимости (ст. 88 УИК). Обязательное условие реализации этого права: деньги должны быть заработаны трудоспособными осужденными в местах лишения свободы. Исключение делается для осужденных, получающих пенсии, социальные пособия и денежные переводы (ч. 1 ст. 88 УИК).
Кроме заработанных, осужденные могут расходовать дополнительные средства на сумму, размер которой определяется видом исправительного учреждения, где они отбывают наказание (ст. 121, 123, 125, 131, 133 УИК). Например, в колонии общего режима они могут ежемесячно расходовать на покупку продуктов питания и вещей первой необходимости, имеются на их счетах, в объеме трех минимальных размеров оплаты труда (п. «а» ч. 1 ст. 121 УИК), а при переводе на облегченные условия содержания -- без ограничения. Для беременных женщин и женщин, которые имеют с собой детей, эта сумма также не ограничена (ч. 5 ст. 88 УИК).
Кроме того, не ограничен размер средств, разрешенных для расходования инвалидами I и II групп, а также лицами, находящимися в лечебных исправительных учреждениях (ч. 6 ст. 88 УИК). Для лиц которые, перевыполняют нормы выработки или хорошо выполняют установленные задания, работающих в экстремальных условиях труда, органы власти субъектов Российской Федерации могут повысить размер средств, разрешенных для расходования (ч. 4 ст. 88).
Весьма важное нововведение УИК -- предоставление осужденным права расходовать средства в последующие месяцы, если они не были реализованы в текущем месяце.
Учитывая большое воспитательное значение приобщения осужденных к обучению, а также к чтению, им разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях, а также без ограничения приобретать за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, литературу через книготорговую сеть, принадлежности для письма, выписывать на газеты и журналы. Им разрешается иметь при себе не более 10 книг или журналов (ст. 95 УИК).
Ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Он состоит из продовольственных товаров, имеющихся в местной торговой сети. Более существенно осужденные ограничиваются в покупке промышленных товаров [11].Они могут приобретать в основном одежду, головные уборы, обувь, туалетные и канцелярские принадлежности и т.д.
Таким образом, сумма средств, которую осужденные могут использовать на личные нужды, зависит от вида исправительного учреждения, где они отбывают наказание, поведения, условий труда и состояния здоровья.
Уголовно-исполнительный кодекс регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры (ст. 89, 92), которые обеспечивают сохранение социально полезных связей, смягчают степень их физической изоляции и используются администрацией исправительного учреждения в целях оказания на них воспитательного воздействия. Именно этим обусловливается увеличение количества свиданий, предоставляемых осужденным, особенно несовершеннолетним.
Свидания осужденных подразделяются на три вида: краткосрочные;
длительные на территории исправительного учреждения и длительные с проживанием вне исправительного учреждения.
Статья 89 УИК определила их длительность. Поэтому администрация этих учреждений не вправе сокращать их время, например краткосрочное свидание до двух часов.
Короткие свидания предоставляются продолжительностью четыре часа не только с родственниками, но и с другими лицами в присутствии представителя администрации.
Свидания в трое суток с правом совместного проживания на территории ИУ предоставляются с близкими родственниками: супругом (супругой), родителями, детьми, дедушками, бабушками, родным братьям и сестрам, внуками. Сроки свиданий могут быть сокращены по желанию лиц, находящихся на свиданиях. Кроме того, осужденным предоставляется право заменять длительные свидания краткосрочными, краткосрочные или длительные свидания -- телефонным разговором. В воспитательных колониях длительное свидание с правом проживания вне исправительного учреждения может быть по их желанию заменено краткосрочным с выходом за его пределы [13, с. 521]. Объединение свиданий либо разделение одного свидания не допускается. Проведение длительных свиданий обусловлено определенными правилами. Лица, прибывшие на свидание, сдают деньги, а также предметы, не разрешенные к использованию в исправительных учреждениях, на хранение. Если лицо, прибывшее на свидание и передала осужденному запрещенные предметы, изделия или вещества, хранение которых не разрешено, начальник исправительного учреждения объявляет такому лицу, что свидание будет предоставлено лишь при согласии на досмотр принадлежащих ему вещей и одежды. При отказе длительное свидание не разрешается, однако оно не может быть заменено краткосрочным. На длительные свидания можно брать с собой продукты питания (за исключением алкогольных напитков), вещи гражданского образца для переодевания осужденных, а также предметы, изделия и вещества, хранение которых осужденным не запрещено.
Первое свидание разрешается сразу же по прибытии в ИУ независимо, когда у него было свидание в местах предварительного заключения. В случае тяжелой болезни, и его жизни находится в опасности, начальник исправительного учреждения разрешает близким родственникам посетить его.
Осужденным дано право на телефонный звонок. По техническим возможностям количество телефонных звонков может быть ограничены до шести в год, каждый продолжительностью до 15 минут, которые оплачиваются за счет собственных средств [11].
Кроме того, дополнительный звонок по телефону может быть разрешен по прибытии в ИУ, а также при исключительных обстоятельствах.
УИК устанавливает ограничения на телефонные разговоры (ч. 3, 4 ст. 92). Если осужденные содержатся на строгих условиях отбывания, а также в ШИЗО, одиночных камерах телефонный звонок может быть разрешен в исключительных случаях. Запрещаются звонки между осужденными, содержащимися в ИУ, за исключением отбывающих лишение свободы родственников. Телефонные разговоры контролируются персоналом этих учреждений. Особое место занимают свидания осужденных с адвокатами или другими лицами, которые имеют право оказывать юрид. помощь продолжительностью до четырех часов. Количество таких свиданий не ограничивается. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает право осужденных на переписку без ограничений [12]. Духовное воздействие общества на осужденных обеспечивается просмотром ими кинофильмов и телепередач, прослушиванием радиопередач, а также приобретением литературы (ст. 94, 95 УИК).
Получение осужденными посылок, передач и бандеролей. В УИК (ст. 90, 121, 123, 125, 131, 133) в отличие от ИТК (ст. 28, 62-65, 75, 76) бандероли не включены в число посылок и передач. Соответственно число последних увеличено на количество бандеролей, которые осужденные имеют право получать, например, в колониях общего режима -- на шесть.
Количество передач и бандеролей зависит от вида ИУ, где осужденные отбывают наказания, а также от их поведения. Их число увеличивается при переводе на облегченные условия и, напротив, сокращается при переводе на строгие [11].
Осужденным женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, разрешается получение посылок и передач без ограничений (ст. 90). Больные осужденные, инвалиды I и II групп, осужденные беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка ИУ, имеют право получать дополнительные посылки. Максимальный вес посылки или бандероли определяет почта, а вес одной передачи не может превышать установленного веса одной посылки. В счет посылки не засчитываются: посылка с одеждой и обувью для осужденного, получаемая не ранее чем за месяц до его освобождения (она хранится на складе и выдается в день выхода). Посылки и передачи осужденные могут получать по прибытии в данное учреждение, а при поступлении их в адрес лиц, не имеющих права на их получение, посылки, передачи, бандероли возвращаются отправителям [29, с. 177].Осужденные, которые не имеют родственников и иных лиц, которые могли бы направить посылку или передачу, имеют право за свои средства, которые есть у них, купить продукты питания и вещи первой необходимости через магазины исправительных учреждений.
Между предыдущей и последующей посылками (бандеролями, передачами) устанавливается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на их общее количество, полагающееся осужденному в год, но без учета полученных в порядке поощрения. Администрации ИУ может разрешить осужденным отправлять посылки или бандероли. Переписка осужденных к лишению свободы (ст. 91 УИК) -- важное средство поддержания их полезных социальных связей. Поэтому им предоставляется возможность получать, отправлять письма и телеграммы за счет собственных средств без ограничения. Переписка между осужденными, если они не являются родственниками, возможна только с разрешения администрации ИУ.
Получаемая и отправляемая осужденным корреспонденция подлежит проверки со стороны администрации ИУ. Отправление и получение осужденными писем проверяет администрация ИУ. Вручение писем осужденным, а также их отправка осуществляются не позднее чем в трехдневный срок со дня их поступления или сдачи. Вручение телеграмм производится незамедлительно [31, с. 185].Письма, исполненные тайнописью, шифром или с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, адресату не направляются. Об этом объявляется осужденному, после чего письмо уничтожается.
3.3 Виды режимов в исправительных учреждений, порядок назначения и изменения режима
Режима определяется видом исправительной колонии.
Воспитательные колонии и исправительные.
Исправительные колонии разделяются на:
- колонии-поселения,
- колонии общего режима,
- колонии строгого режима.
- колонии особого режима.
В тюрьме существует два вида режима в пределах одного учреждения: общий и строгий [4].
Лица, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах в пределах субъекта Российской Федерации, где проживали до ареста или были осуждены. В исключительных случаях, по состоянию здоровья или для обеспечения безопасности, либо с их согласия они могут быть переведены для отбывания в другое ИУ субъекта Российской Федерации.
При отсутствии по месту жительства осужденного до ареста или месту его осуждения ИУ соответствующего вида или невозможно разместить осужденного в имеющимся учреждении, его отправляют в ближайшие учреждения, которое находится на территории данного субъекта РФ либо по согласованию с органами управления уголовно-исполнительной системы в другое учреждения субъекта РФ.
Осужденные при особо опасном рецидиве, лица к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию наказания в тюрьме, лица, которым смертная казнь заменена лишением свободы в порядке помилования, осужденные женского пола, несовершеннолетние для отбывания наказания направляются по месту нахождения соответствующих учреждений. Это же правило распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.
В колониях-поселениях отбывают наказание лица, осужденные на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенное по неосторожности [14,с. 95]. Так же в данных колониях для хорошо характеризующихся лиц, отбывают наказание осужденные, которые переведены из колоний общего и строгих режимов. Условия отбывания в обоих видах колоний одинаковые.
В этих колониях они содержатся без охраны, но под присмотром. От время подъема до отбоя им предоставляется право пользоваться свободным передвижения в пределах территории колонии. Осужденные имеют право носить гражданскую одежду, иметь с собой ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения, получать посылки, передачи и свидания без ограничений. Проживают осужденные в специальных общежитиях. Семейным лицам, которые не имеют нарушений в режиме им разрешено проживать с семьёй на арендованной или на своей площади на территории колонии или вне её. Их жильё может смотреть в любое время представители администрации колонии-поселения. Осужденные в колониях-поселениях имеют документ установленного образца, а паспорт и другие документы находятся в личном деле.
Труд осужденных регулируется законодательством о труде, за исключением правил приема, увольнения и перевода на другую работу. Осужденным можно заочно обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, которые находятся в пределах административно территориального образования [28, с. 203].
В колониях общего режима отбывают наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести и тяжких преступлений, а также лица, совершившие преступления, по неосторожности, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет. В этих же колониях отбывают наказание осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, переведенные из воспитательных колоний для дальнейшего отбывания наказания в колонию общего режима.
На условиях в исправительных колониях общего режима содержатся осужденные, которые поступили в колонию, а также переведенные со строгих и облегченных условий отбывания наказания [22, с. 151].
Отбывающие наказание на обычных условиях осужденные, признанные злостными нарушителями режима, переводятся на строгие условия, а осужденные, отбывающие наказание на облегченных условиях и признанные злостными нарушителями режима, переводятся на обычные или строгие условия. Перевод со строгих условий на обычные возможен не раньше, чем через шесть месяцев, если нет взысканий за нарушение. Осужденные в колониях общего режима проживают в обычном жилом помещении, где есть жилые помещения: клуб, библиотека, баня, медсанчасть, спортивные площадки. Лица, переведенные на облегченные условия разрешается приобретать продукты и вещи первой необходимости деньги, которые есть на счетах, в размере одной минимальной месячной оплаты труда, иметь шесть коротких и шесть длительных в года, получать 12 передач [32, с. 159]. Они могут содержаться вместе с осужденными, которым разрешено передвижения без конвоя или сопровождения.
Осужденные, отбывающие наказание на строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им так же разрешается покупать продукты и вещи первой необходимости деньги, которые они заработали в период отбывания, иметь два коротких и два длительных свидания в год, получать три посылки в год, ежедневно гулять полтора часа [12].
В колониях строгого режима в обычных условиях отбывают лица, впервые осужденные за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщины при особо опасном рецидиве, поступившие в данное ИУ, кроме лиц, осужденных за умышленные преступления, совершенные в местах лишения свободы, а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий отбывания наказания.
Условия отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима, так же как и в колониях общего режима, могут быть обычными, облегченными и строгими.
При отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания и добросовестность к труду по отбытии не менее девяти месяцев срока наказания осужденные, отбывающие наказание на обычных условиях, могут быть переведены на облегченные условия.
Лица, отбывающие наказание на обычных условиях и являются злостными нарушителями режима, переводятся на строгие условия. На строгих условиях содержатся также лица, осужденные за умышленные преступления, совершенные в местах лишения свободы.
Перевод со строгих условий содержания на обычные производится не ранее, чем через девять месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания [22, с. 236].
Осужденные, отбывающие наказание на строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается покупать на приобретение продукты и вещи первой необходимости деньги, которые они заработали в период отбывания, предоставляется два коротких или два длительных свидания в год, получать две посылки или передачи в год, пользоваться ежедневно гулять полтора часа.
В колониях особого режима на обычных условиях отбывают наказание лица при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные к пожизненному лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, кроме лиц, осужденных за умышленные преступления в местах лишения свободы и осужденных за особо тяжкие преступления, а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий содержания.
При отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее одного года срока наказания, на обычных условиях осужденные переводятся на облегченные условия [27, с. 102].
Отбывающие наказания на обычных условиях осужденные, признанные злостными нарушителями переводятся на строгие условия. Осужденные, отбывающие наказание на облегченных условиях, признанные злостными нарушителями переводятся на обычные или строгие условия. На строгих условиях содержатся также лица, осужденные за умышленные преступления, совершенные в местах лишения свободы и осужденные за особо тяжкие преступления.
Перевод со строгих условий на обычные производится не ранее, чем через год при отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания.
Осужденные в исправительных колониях особого режима, отбывающие наказание на обычных условиях, проживают в обычных жилых помещениях [15, с. 93]. Им даётся возможность приобретать продуктов и веще первой необходимости деньги, которые они имеют на счетах, в размере тридцати процентов минимальной месячной оплаты труда, им предоставляется два коротких и два длительных свидания в год, получать три посылки или передачи в течение год.
Осужденные, отбывающие наказание на строгих условиях содержания, проживают в помещениях камерного типа (двери запираются, на окнах решетки). Им разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости деньги, заработанные в период отбывания наказания, иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года, получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
В колониях особого режима отдельно от других осужденных содержатся лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, а также лица, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы в порядке помилования [21, с. 209].Эти осужденные размещаются в камерах, как правило, не более двух человек. При возникновении угрозы безопасности осужденным, по их личной просьбе и в иных необходимых случаях они могут содержаться в одиночных камерах. Перевод осуществляется по мотивированному постановлению начальника колонии. Осужденные имеют право на ежедневную прогулку в течение полутора часов, а при хорошем поведении время прогулки может быть увеличено до двух часов.
В первую очередь все осужденные, которые прибыли в учреждение, содержатся на строгих условиях содержания. Перевод на обычные условия осуществляется в порядке, предусмотренном для других осужденных в колониях особого режима. По отбытии не менее пятнадцати лет осужденные могут быть переведены не облегченные условия содержания. Перевод с облегченных условий содержания на обычные и с обычных на строгие, а равно повторный перевод на обычные либо облегченные условия производится в общем порядке для всех осужденных в колониях особого режима.
В тюрьмах содержатся лица, которые осуждены к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве и лица к пожизненному лишению свободы и переведенные в тюрьму на срок до трех лет за нарушение режима содержания в колониях общего, строгого и особого режимов [28, с. 158]. В тюрьмах могут содержаться осужденные, оставленные для хозяйственного обслуживания.
В тюрьмах существует два вида режима: общий и строгий. На строгом режиме содержатся лица, которые поступили в данное учреждение и лица, переведенные с общего режима. На строгом режиме не могут содержаться беременные женщины, женщины, которые имеют с собой грудных детей, и инвалиды первой и второй групп.
По отбытии не менее одного года срока наказания, на строгом режиме осужденные могут быть переведены на общий режим. Осужденные, признанные злостными нарушителями, переводятся на строгий режим. Повторный перевод на общий режим может быть произведен по отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме [19, с. 173].
Осужденные содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах, а в необходимых случаях могут содержаться в одиночных камерах. Делается это по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора. Осужденные на общем и строгом режиме содержатся раздельно. Изолированно от других содержатся также лица, переводимые из одного места лишения свободы в другое, а также лица, оставленные в тюрьме для работы по хозяйственному обслуживанию.
Прогулки проходят в дневное время на открытом воздухе и на специальной территории тюрьмы (прогулочные дворики).
В случае нарушения правил, прогулка прекращается досрочно.
Осужденным на общем режиме тюрьмы разрешается покупка продуктов и вещей первой необходимости деньги, которые есть у них на счетах, в размере сорока процентов минимальной месячной оплаты труда, иметь два коротких и два длительных свидания в года, получать две посылки в течение года, прогулка каждый день в полтора часа.
Осужденным на строгом режиме тюрьмы разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости деньги, имеющиеся на лицевых счетах, в размере двадцати процентов минимальной месячной оплаты труда, иметь два краткосрочных свидания в течение года, получать одну посылку и одну бандероль в течение года, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час [12].
Имеют свои особенности условия содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Эти особенности заключаются в следующем.
Осужденным, водворенным в ШИЗО, запрещаются свидания, телефонные звонки, покупка продуктов, получение посылок, передач. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Осужденные, переведенные в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа) или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости деньги, заработанные в исправительном учреждении, в сумме, составляющей пятьдесят процентов от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и одну бандероль, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа, с разрешения администрации иметь одно краткосрочное свидание в течение шести месяцев [13, с. 624].
Осужденные, водворенные в ЩИЗО, переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных. Во время содержания в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа или одиночных камерах питание неработающих осужденных осуществляется по пониженным нормам. С учетом медицинского заключения эти осужденные могут быть переведены на обычные нормы питания.
В случае перевода осужденных из штрафных изоляторов, помещений камерного типа (единых помещений камерного типа - или одиночных камер) в лечебно-профилактические учреждения по причинам, не связанным с членовредительством и симуляцией болезни, срок нахождения в лечебном учреждении засчитывается в срок отбытия наказания.
Вид исправительного учреждения с соответствующим видом режима назначается приговором суда. Отбывание наказания осужденным в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении является важным требованием такого вида наказания, как лишение свободы [15, с. 61]. Соблюдение этого требования создает необходимые условия для исправления осужденных. Однако принцип индивидуализации исполнения наказания требует в определенных случаях изменения условий содержания осужденных, перевода осужденных с одного вида режима на другой в зависимости от поведения, осужденного в местах лишения свободы.
Существует два вида изменения условий содержания осужденных.
Первый вид заключается в изменении условий содержания в пределах одного ИУ. Второй вид -- перевод осужденного в другое ИУ с иным видом режима.
В пределах одной исправительной колонии осужденные могут находиться на обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных данным видом режима. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах установлено два вида режима: общий и строгий [11].
Перевод осужденных с одних условий на другие в пределах одного вида режима колонии производится по решению Комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего на строгий и со строгого на общий режим.
Если осужденный не согласен с переводом на строгие условия отбывания наказания в колонии или тюрьме, он может обжаловать это решение в установленном законом порядке.
В зависимости от поведения и отношения, к труду осужденные могут быть переведены из одного исправительного учреждения в другое с иным видом режима [20, с. 333]. Хорошо характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в исправительную колонию по отбытии не менее половины срока тюремного заключения, назначенного приговором суда, из исправительных колоний общего и строгого режима в колонию-поселение по отбытии осужденным, находящимся на облегченных условиях содержания не менее одной трети срока наказания, а осужденные за особо тяжкие преступления или ранее освобождавшиеся досрочно от наказания в виде лишения свободы и совершившие новые преступления в период неотбытой части наказания, по отбытию не менее двух третей срока наказания.
Не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные, совершившие преступление при особо опасном рецидиве, осужденные к пожизненному лишению свободы, в случае замены этого наказания лишением свободы на определенный срок, лица, которым смертная казнь заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования, лица, не прошедшие курса обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, осужденные, не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселение.
Злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания могут быть переведены из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима, из исправительных колоний общего и строгого режима - в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в колонии [27, с. 88].
Изменение вида исправительного учреждения с иным видом режима производится судом. Изменение вида режима содержания осужденных является средством. помогающим решать нелегкие задачи исправления осужденных, они стимулируют желание к исправлению и являются известным сдерживающим средством для желания нарушить установленные правила в местах лишения свободы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенных исследований автор пришёл к следующим выводам, что при исполнении ограничения свободы ограничивается его личная свобода во всем многообразии ее составляющих. Но в отличие от лишения свободы степень ее ущемления не столь выражена и состоит в помещении в специально созданное учреждение, исполняющее наказание - исправительный центр, в ограничении передвижения осужденного пределами исправительного центра, в проживании, как правило в общежитии.
Режим в исправительных учреждениях - в уголовно-исполнительном законодательстве РФ установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида ИУ, которое назначено судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ). Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания.
В ИУ администрация пытается создать условия для исправления осужденных, худо или бедно обеспечивает порядок, осуществляет надзор за осужденными, ведет с ними воспитательную работу.
Условия жизни людей постоянно меняются и он постоянно должен адаптироваться к одним или другим условиям: устройство на новую работу, окончание учебного заведения и т. д. - все это происходит в нормальных условиях, вне изоляции от общества. Человеку же, который осужден от общества приходится, адаптироваться к другим абсолютно новым, кардинально отличающимся от жизни на свободе условиям в исправительных учреждениях. После освобождения опять приходится адаптироваться к нормальным, кардинально отличающимся от условий в этих учреждениях, условиям свободы. По этому осуждённые сталкивается с проблемами правового и социального характера. Условия освобождения из мест лишения свободы способствуют социальной адаптации, но эти условия существуют только на бумаге, а на деле осуществляются в очень небольшом и тяжелом объеме. Это связано как с администрацией ИУ, так и с самими заключенными. По сути надо пересматривать всю уголовно-исполнительную систему, переподготавливать кадры уголовно-исполнительной системы, принимать новые законы, и изменять общественное сознание, направляя его в позитивную сторону.
Режим и жизнь в местах лишения свободы регламентирована и непрерывна на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации ИУ. Однако в реальности, на практике все выглядит немного иначе. Крайне нестабильное экономическое положение нашего государства не позволяет надлежащим образом обеспечивать материальными ресурсами и поддерживать в надлежащем состоянии места отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
Из ходя из этих выводов автор предлагает, что начинать социальную адаптацию в нужно еще в стенах исправительных учреждений. В данном случае необходимо внести изменения в уголовно-исполнительный кодекс, согласно которым на уголовно-исполнительные инспекции должны быть возложены обязанности по социальной адаптации осужденных, которые отбыли уголовное наказание, это должно способствовать дальнейшему процессу исправления осужденного, и процесс исправления осужденного не должен кончаться тем моментом, когда он переступил порог КПП ИУ, выйдя на свободу. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление, а не только кара за преступление, осужденного в процессе отбывания наказания, и государство в первую очередь не должно его бросать на произвол судьбы после освобождения из мест лишения свободы.
Между тем, несовершенство системы наказаний, в виде лишения свободы вызванное нестабильностью экономики и отсутствием материальных средств в свою очередь вызывает не достижение наказанием своих целей. Это ведет в свою очередь к росту преступности, что подрывает экономику и нормальное функционирование государства, как сложного социо- политического института. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только путем наделения соответствующими полномочиями действительно компетентных в области исполнения уголовного наказания людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно - правовые акты
1) Конституция Российской Федерации: с гимном России: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: с учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ. - М.: Проспект, 2010. - 30, [4] с.
2) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ (в ред. от 21.07.2009 ) // Российская газета. - 1996. - 18 июня. - № 113.
3) Уголовно - процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174 - ФЗ ( в ред. от 07.04.2010 ) // Российская газета. - 2001. - 22 декабря. - № 249.
4) Уголовно - исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1 - ФЗ ( в ред. от 05.04.2010 ) // Российская газета. - 1997. - 16 января. - № 9.
5) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473 - 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - ст. 1316.
6) Федеральный закон от 15.07. 1995 г. № 103 - ФЗ" О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Российская газета. - 1995. - 20 июля. - № 139
7) Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ » // Российская газета. - 2003. - 16 декабря.
8) Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 2 - ФЗ «О введение в действие уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 1997. - 16 января. - № 9.
9) Федеральный закон РФ от 10.06.2008 № 76 - ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (принят ГД ФС РФ 21.05.2008) // Российская газета. - 2008. - 18 июня. - № 128.
10) Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Положение о федеральной службе исполнения наказаний» // Российская газета. - 2004. - 19 октября. - № 230.
11) Приказ Минюста РФ от 03.11 2005 г. № 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.
12) Приказ МВД РФ от 22.11.2005 № 950 (ред. от 15.07.2009) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 51.
Учебная и научная литература
13) Айвар Л.К., Михлин А.С., Трунов И.Л. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Издательство Эксмо, 2005. - 768 с.
14) Барщевский М.Ю. Все о правах подозреваемого и обвиняемого по уголовным делам. - М.: АСТ, 2009. - 128 с.
15) Боровикова В.В., Кошелева Е.В., Сторубленкова Е.Г. Уголовно-исполнительное право: Учебно-методические материалы. - М.: Щит-М МосУ МВД России, 2008. - 184 с.
17) Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: Учебное пособие. - М.: Велби Проспект, 2010. - 224 с.
18) Бланков А.С., Фокин В.М. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. Кашепова В.П. - СПб.: Питер Пресс, 2007. - 272 с.
19) Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2006. - 232 с.
20) Иногамовой-Хегай Л.В. Уголовное Право РФ. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. - М.: Allpravo, 2008. - 448 с.
21) Калинин Ю.И. Уголовно - исполнительное право: Учебник. - М.: Логос, 2006. - 328 с.
22) Копшева К.О. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Дашков и К, 2007. - 348 с.
23) Курганов С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания. - М.: Юрайт, 2009. - 322 с.
24) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Чучаев А.И. - М.: Инфра, 2009. - 1016 с.
25) Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Бриллиантов А.В. Геранин В.В. Зубарев С.М. - М.: Велби Проспект, 2009. - 448 с.
26) Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" / Под ред. Михлина А.С., Селиверстова В.И. - М.: Юриспруденция, 2005. - 320 с.
27) Матушевский Р.Г. Уголовно-исполнительное право. Новое: С учетом последних изменений в законодательстве. - М.: А-риор, 2008. - 160 с.
28) Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов. - М.: Былина, 2006. - 240 с.
29) Родионова М.А. Уголовно-исполнительное право России в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Велби Проспект, 2005. - 288 с.
30) Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций. - СПб., 2002. - 260 с.
31) Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2006. - 392 с.
32) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. канд.юр.наук Кислицына М.К. - М.: Норма Инфра, 2007. - 272 с.
33) Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательно, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма, 2006. - 720 с.
34) Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Анисимков В.М., Желоков Н.В., Зарипов З.С. и др. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.
35) Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях надо изменять [Текст] / С.В. Березиков // Законность. - 2009. - № 6. - С. 40 - 43.
36) Халилов Р.Н. Понятие "режим отбывания наказания" в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы [Текст] / Р.Н. Халилов. // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 1. - С. 168 - 170.
37) Характеристика осужденных к лишению свободы: По материалам специальной переписи / Под ред. д. ю. н. проф. А.С. Михлина. - М.: Юриспруденция, 2003. - 464 с.