Рефераты

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

1

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ

1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения

1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания

2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ

2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания

2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ

3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан

3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

УК РК - Уголовный кодекс Республики Казахстан

УПК РК - Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

УИК РК - Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан

УИИ РК - Уголовно-исполнительные инспекции Республики Казахстан

ГК РК - Гражданский кодекс Республики Казахстан

ГПК РК - Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан

КУИС РК - Комитет уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан

МЮ РК - Министерство Юстиции Республики Казахстан

ОБСЕ - Организация безопасности и сотрудничества Европы

ООН - Организация Объединенных наций

КарЛАГ - Карагандинское управление лагерей

Восток ЛАГ - Восточное управление лагерей

АЛЖИР - Акмолинский лагерь жён изменников Родины.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» на период с 2010 до 2020 года уголовная политика государства должна быть направлена на совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.[1]

Дальнейшее совершенствование уголовного права связано с повышением качества законов - закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.

Согласно Закону Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. № 209-I с 1 января 1998 года введен в действие Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. [2] Следует отметить, что с момента обретения суверенитета и до 1998 г. в Казахстане действовал Исправительно-трудовой кодекс Казахской ССР 1971 года, основу которого, в свою очередь, составляло Исправительно-трудовое законодательство Союза СССР и Союзных республик. [3] Одновременно с 1 января 1998 г. в республике был введен в действие Уголовный кодекс Республики Казахстан, которым был определен исчерпывающий перечень видов наказаний.[4]

Таким образом, в 2010 г. исполнилось двенадцать лет с момента принятия нового уголовно-исполнительного законодательства и фактически создания системы исполнения наказаний суверенного Казахстана. Срок достаточно большой, чтобы проанализировать пройденный этап, эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в новых политических и экономических реалиях.

Вместе с тем, развитие уголовно-исполнительной системы Казахстана невозможно рассматривать вне общей стратегии развития правовой политики Республики Казахстан, которая осуществляется посредством разработки и принятия программных документов и совершенствования законодательства.

Сегодня никто не сможет точно сказать, когда было совершено первое преступление, когда и какое наказание было применено впервые. Доподлинно известно только одно - во все времена за преступлением следовало наказание.

Наказания применялись самые разные - от бесчеловечных пыток и изощрённых казней до общественного порицания. По мере развития общества менялось и его отношение к наказанию. И сегодня в начале третьего тысячелетия, встаёт вопрос, какой быть системе исполнения наказания в новом веке.

На Международной конференции по реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных организаций более, чем из 60 стран и 5 континентов - пришли к единому мнению, что тюремные системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы приносят мало пользы обществу - разрушают семьи, дают мало удовлетворения жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и о которых часто забывают.[5]

На практике условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. Ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.

В советский период времени в Казахстане существовала целая система лагерей. Достаточно вспомнить КарЛАГ - Карагандинское управление лагерей, Восток ЛАГ - Восточное управление лагерей, АЛЖИР - Акмолинский лагерь жён изменников Родины.

Начало этому было положено сразу после революции, развитие прошло в годы репрессий. Освоение целинных и залежных земель в 50-60 годах и строительство крупномасштабных объектов индустрии требовало большого количества рабочей силы, поэтому со всего Советского Союза осуждённые направлялись для отбытия наказания в Казахстан. Уголовно-исполнительная система Республики Казахстан, являлась частью общесоюзной, и несла в себе все её особенности. Становление самостоятельной уголовно-исполнительная системы Республики Казахстан, началось с 1991 года, с принятием суверенитета.[6]

Современное состояние Уголовной и Уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, можно проследить по следующим основным статистическим данным. На начало 2005 года в уголовно-исполнительной системе Республики Казахстан имелось 47 исправительных учреждений общего, и особого содержания осужденных, в том числе 2 исправительных учреждений для содержания осужденных женщин, 23 колонии-поселения , 3 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 1 тюрьма, 17 следственных изоляторов для содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении и 209 Уголовно-исполнительной инспекции (УИИ РК) не связанные с изоляцией осужденного от общества.[7]

По состоянию на 1 января 2010 года в исправительных учреждениях содержалось 69624 осужденных, в том числе в воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1126 человек, в женских - 3094 человека.

В следственных изоляторах 18797 подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений. На учёте в уголовно-исполнительных инспекциях состояло свыше 28 тысяч осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Численность тюремного населения, на наш взгляд, в большой степени зависит от уголовной политики, правоприменительной практики, традиций, укоренившихся в общественном сознании.

В то же время, анализируя состояние преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод - сокращение численности лишённых свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост преступности в стране.

Сегодня ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а после освобождения несёт их в то же общество. Таким образом, пропуская через исправительные учреждения значительную часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям. Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности страны. По-видимому, не всегда оправдано, для разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер наказания, выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании уголовной и уголовно-исполнительной политики».

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.

В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:

- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;

- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;

- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Объектом исследования является правовая регламентация порядка и условий исполнения отбывания наказания в отношении лиц, представленных к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.

Предметом исследования является регулирование и надзор уголовной и уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на новом этапе.

Степень изученности проблемы. При проведении дипломного исследования теоретическую и методологическую основу исследования составили труды учёных: С.М.Рахметова, Б.Ж.Жунусов; Т.К.Жумагулов, Е.Я.Карпушин, И.М.Курляндский А.А.Алексеев, Н.Н.Корнеева, Т.В.Гальперин, В.Д.Филомонов, Н.С. Таганцев, А.Б.Скаков, У.С.Джекебаев, Е.И.Каиржанов, С.Ж.Жорабеков, А.Ж.Балтабаев и др.

Методы исследования: всеобщий диалектический метод, сравнительный, аналитический, исторический и логический методы, а также системно-структурный, системно-функциональный методы и метод обобщения

Практической базой написания дипломной работы явились Конституция Республики Казахстан, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан и другие нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы, а также материалы судебных органов и органов уголовно-исполнительной системы.

Научная новизна, практическое значение исследования

исследования заключается в том, что предположены основные мероприятия осужденных, направленные на содействие в исправлении для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Структура работы. Работа состоит из ведения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, научная новизна и структура дипломной работы.

В первом разделе рассматривается основания и условия применения условно-досрочного освобождения; исправление осужденных, представленных к условно-досрочному освобождению.

Второй раздел посвящён порядку представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания; помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ними.

В третьем разделе раскрывается право освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи; обязанности, возлагаемые на лиц, отбывающих условно-досрочно.

Результаты исследования обобщены в заключении.

1 ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ И ЕГО ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения

Согласно Закону Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. № 209-I с 1 января 1998 года введен в действие Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. Следует отметить, что с момента обретения суверенитета и до 1998 г. в Казахстане действовал Исправительно-трудовой кодекс Казахской ССР 1971 года, основу которого, в свою очередь, составляло Исправительно-трудовое законодательство Союза СССР и Союзных республик. Одновременно с 1 января 1998 г. в республике был введен в действие Уголовный кодекс Республики Казахстан, которым был определен исчерпывающий перечень видов наказаний.

Таким образом, в 2008 г. исполнилось десять лет с момента принятия нового уголовно-исполнительного законодательства и фактически создания системы исполнения наказаний суверенного Казахстана. Срок достаточно большой, чтобы проанализировать пройденный этап, эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в новых политических и экономических реалиях.[8]

Вместе с тем, развитие уголовно-исполнительной системы Казахстана невозможно рассматривать вне общей стратегии развития правовой политики Республики Казахстан, которая осуществляется посредством разработки и принятия программных документов и совершенствования законодательства.

Важнейшим документом, определившим развитие и становление уголовно-исполнительной политики, является Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. № 69 «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан». Реализация положений программы нашла свое отражение в Уголовном и Уголовно-исполнительных кодексах Республики Казахстан, вступивших в действие с 1 января 1998 года.[9]

В Уголовном кодексе Республики Казахстан претерпел значительные изменения перечень видов наказаний. Из него были исключены, как это и предусматривалось Программой реформирования такие виды наказаний как общественное порицание и увольнение от должности, а также условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду на стройках народного хозяйства.

В то же время система наказаний была дополнена такими видами, как привлечение к общественным работам, ограничение свободы, ограничение по воинской службе, арест. При этом, введение в действие наказаний в виде привлечения к общественным работам, ограничения свободы и ареста было отсрочено до создания необходимых условий.

В Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (далее - УИК РК) была законодательно закреплена прогрессивная система отбывания наказания. В исправительных колониях общего и строгого режимов создаются согласно законодательству четыре вида условий отбывания наказания - обычные, облегченные, льготные и строгие, а в исправительных колониях особого режима - обычные, облегченные и строгие. В зависимости от поведения и отбытого срока наказания осужденные последовательно переводятся из одних условий отбывания наказания в другие. Положительно характеризующиеся могут постепенно быть переведены в льготные условия отбывания наказания, где в целях успешной адаптации к жизни на свободе им разрешается по постановлению начальника исправительной колонии проживать в специальных общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Они могут свободно передвигаться в пределах границ территории, прилегающей к исправительному учреждению, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками. Осужденные, не желающие подчиняться требованиям внутреннего распорядка, помещаются в строгие условия отбывания наказания, где проживают в запираемых помещениях.

Дифференциация условий отбывания наказания внутри одного учреждения по позволила сократить количество видов исправительных учреждений - в новом законодательстве не были предусмотрены колонии усиленного режима.

Важным достижением уголовно-исполнительного законодательства является включение в него раздела 2 «Правовое положение осужденных». В ней детализированы права и обязанности лиц, отбывающих уголовные наказания, в том числе в области личной безопасности и обеспечения свободы совести. При этом законодательство впервые ориентировано на соблюдение международных норм и стандартов, что подчеркивается пунктом 11 статьи 10 УИК РК, устанавливающей, что порядок реализации прав осужденных устанавливается Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, межгосударственными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Следующим документом, определяющим дальнейшее направление развития уголовной и уголовно-исполнительной политики, является Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан».

Концепция определяет, что реализация уголовной политики Республики Казахстан должна развиваться в соответствии с принципами законности, равенства граждан перед законом и судом, справедливости, гуманизма и экономии уголовных репрессий, неотвратимости уголовной ответственности и наказания, защиты прав потерпевших, в том числе и государства, и включать в себя принятие комплекса законодательных мер, направленных на:

продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни, а также рассмотрение возможности объявления моратория на смертную казнь;

дальнейшую декриминализацию правонарушений, относящихся к преступлениям небольшой тяжести, в том числе и посредством перевода их в сферу административной и гражданско-правовой ответственности;

расширение применения имущественных санкций за отдельные виды экономических преступлений, а также расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести;

более широкое применение мер поощрительного характера при деятельном раскаянии лиц, совершивших преступления;

исключение применения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести, и сужение сферы применения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести;

создание необходимых условий введения в действие уголовно-правовых норм, предусматривающих такие новые виды наказания, как ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы.

Основными направлениями развития уголовно-исполнительной системы определены: совершенствование законодательной базы с целью приведения ее в соответствие с основными положениями международных актов о правах человека и международных соглашений, определяющих основные принципы и порядок обращения с осужденными, а также дальнейшее улучшение ее материально-технической базы, продолжение политики гуманизации.

В целях профилактики рецидивной преступности необходимо создание системы условий и разработка нормативных правовых актов, направленных на социальную адаптацию лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, функционирование соответствующих центров по социальной адаптации. Поскольку реализация указанных направлений развития уголовной и уголовно-исполнительной политики осуществляется посредством принятия законодательных актов, ее результаты будут рассмотрены в главе «Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан».

Решение стратегических задач развития правовой политики Республики Казахстан в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний осуществлялось поэтапно, путем реализации межведомственных программ, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.

Первой в ряду этих программ стоит Правительственная Программа по материально-техническому и социально-правовому обеспечению уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел и мест предварительного заключения под стражу Государственного следственного комитета Республики Казахстан на период до 2000 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 октября 1996 года N 1199 «О мерах по стабилизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и мест предварительного заключения под стражу в Республике Казахстан».[10]

Следует особо отметить, что данная Программа предусматривала не только мероприятия по улучшению материально-технического оснащения учреждений уголовно-исполнительной системы, но и в ее рамках была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Концепцией предусматривался переход к дифференцированным условиям содержания, имплементация в законодательство международных норм и стандартов обращения с осужденными, введение новых видов наказания и методов исправления осужденных. Так, планом мероприятий предусматривалось строительство арестных домов, введение в штаты исправительных учреждений психологов, укрепление связей с общественными и религиозными организациями, создание медико-реабилитационных центров для сотрудников уголовно-исполнительной системы.

К сожалению, Программа не была в достаточной степени подкреплена ресурсами и не все мероприятия удалось реализовать в полном объеме. Тем не менее, было разработано новое уголовно-исполнительное законодательство, начато строительство новых исправительных учреждений на базе военных городков, заложены новые принципы исправления осужденных, в которых приоритет отдавался не труду, а психолого-педагогическим методам. С этой точки зрения значение первой Программы трудно переоценить.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 января 2001 года № 92 была утверждена Программа улучшения материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов Республики Казахстан на 2001-2003 годы.[]

Целью Программы являлось укрепление материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан, обновление инженерно-технических средств охраны, приведение коммунально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также их перевозки в соответствие с требованиями действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Для этого предстояло решить следующие задачи:

1) снижение плотности содержания осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах путем строительства новых и реконструкции действующих исправительных учреждений и следственных изоляторов;

2) создание условий для отбывания наказания всех категорий осужденных в пределах того региона, где они были осуждены или проживали до ареста;

3) уменьшение количества перевозок осужденных по республике;

4) повышение безопасности содержания осужденных в исправительных учреждениях при отбывании наказания;

5) снижение количества преступлений среди осужденных, количества их побегов из охраняемых исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Для решения этих задач предполагалось выделение из Республиканского бюджета 4135 млн. тг.

Следует отметить, что Программа была направлена именно на укрепление материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов, так как их состояние было довольно плачевным, численность содержащихся в учреждениях превышала установленные лимиты наполнения, улучшение условий содержания осужденных в этих условиях было проблематичным. Эта Программа была успешно реализована, что создало условия для решения других задач.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1376 была утверждена «Программа дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2004-2006 годы».[12]

Цель Программы: улучшение условий содержания осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях; качества исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества; профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы

Задачи:

1) совершенствование законодательства в сфере исполнения наказаний, обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в исправительных учреждениях;

2) максимальное приближение условий содержания осужденных к требованиям международных норм и стандартов;

3) строительство новых и реконструкция действующих исправительных учреждений;

4) улучшение материально-технической базы исправительных учреждений;

5) создание условий для эффективного исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, и мер уголовно-правового воздействия;

6) увеличение трудовой занятости осужденных;

7) улучшение профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В целом реализация Программы успешно завершена. Значительно улучшена нормативная правовая база деятельности УИС, улучшено материально-техническое оснащение, повышена инженерно-техническая защищенность исправительных учреждений и следственных изоляторов. Вместе с тем, в ходе реализации Программы возник ряд проблемных вопросов, не позволивший в полной мере достичь поставленных задач и получить ожидаемые результаты от её реализации.

Так, пунктами 5, 6, 7 Плана первоначально было предусмотрено увеличение штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и контролеров по надзору в исправительных учреждениях, а также преобразование уголовно-исполнительных инспекций в государственные учреждения.

Вместе с тем, в связи с уточнением сумм расходов на 2005 - 2006 годы и с целью приведения в соответствие с законодательством бюджетных расходов на реализацию Программы, постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2006 года № 97 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1376» данные пункты Плана были исключены.

В настоящее время действует «Программа дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2007-2009 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2007 года № 673. [13]

Целью Программы является повышение эффективности работы уголовно-исполнительной системы.

Задачи:

1) Совершенствование организации управления УИС и улучшение условий содержания лиц в учреждениях УИС;

2) Повышение эффективности исполнения уголовных наказаний, обеспечение трудозанятости осужденных, создание условий для социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

3) Повышение эффективности мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества;

4) Укрепление кадрового состава, совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников, повышение правовой и социальной защищенности персонала учреждений УИС, снижение количества коррупционных правонарушений среди сотрудников УИС.

Для достижения поставленных задач разработан План мероприятий по реализации Программы. К сожалению, в Плане мероприятий достаточно широко представлены вопросы капитального строительства и укрепления материально-технической базы, в то время как по повышению эффективности мер уголовно-правового воздействия предусмотрено лишь два пункта, в том числе один по увеличению численности уголовно-исполнительных инспекций, формой реализации которого является внесение предложений в МВК. Фактически данной программой выделение средств на эти цели не предусмотрено.

1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания

В современных условиях гуманизации и либерализации уголовной политики государства, предусматривающий значительное сокращение численности осужденных, содержащихся в уголовно - исполнительной системе, существенно возрастает роль всех институтов прогрессивной системы, в том числе и института условно-досрочного освобождения.

Институт условно-досрочного освобождения позволяет суду прекратить дальнейшее отбывание наказания, если поведение осуждённого в период уже отбытого срока свидетельствует об успешном развитии процесса исправления так, что необходимости в полном отбывании наказания нет. При этом: условно досрочное освобождение может применяться в любом случае, когда наказание связано с лишением или ограничением свободы; снят запрет применения такого освобождения к отдельным категориям осуждённых; не требуется доказанности полного исправления.

«Орган, исполняющий наказание представляет суду свою оценку поведения осуждённого, свидетельствующую о добросовестном отношении к обязанностям, связанным с отбыванием наказания и примерном поведении, что связано, в частности, с отсутствием взысканий и наличием поощрений в том числе, с отсутствием претензий к поведению во время краткосрочного отпуска и иного пребывания вне территории учреждения. Оценка поведения должна охватывать значительный период времени, а не один -два последних месяца» [14].

Для большей гарантии от ошибок при условно-досрочном освобождении УК РК устанавливает ступенчатый перечень обязательной доли наказания, подлежащей отбытию до освобождения. В зависимости от категории преступления, это не менее половины, не менее двух третей, не менее трёх четвертей срока назначенного наказания. Для пожизненного заключения также предусмотрена принципиальная возможность условно досрочного освобождения по отбытии не менее 25 лет лишения свободы. Это сделано для того, чтобы сохранить и для этой категории осуждённых перспективу улучшения положения, пусть достаточно отдалённую.

Институт условно-досрочного освобождения, конечно, стимулирует позитивное поведение в период отбытия наказания. Чтобы закрепить эту тенденцию после освобождения ведь исправление ещё не завершено, суд вправе возложить на освобождённого исполнение определённых обязанностей, таких же, как при условном осуждении. Предусмотрен и контроль специализированного органа за поведением освобождённого.

Злостное уклонение от возложенных обязанностей, нарушение общественного порядка, повлекшее административную ответственность и взыскание, является основанием для отмены освобождения и возобновления исполнения оставшейся части наказания.

При совершении неосторожного преступления после условно досрочного освобождения суд, в зависимости от конкретных обстоятельств, вправе оставить освобождение в силе или отменить его. А вот при совершении умышленного преступления условно досрочное освобождение отменяется обязательно и назначается наказание по правилам совокупности условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким ст.70,71 УК РК.

Эта форма представляет собой освобождение от продолжения отбытия наказания лица, которое доказало свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду в процессе отбывания наказания. В таких случаях продолжение отбывания наказания теряет свой смысл, так как лицо уже не представляет общественной опасности и, если освободить его от наказания и предоставить возможность жить в качестве полноправного гражданина, то общество получит больше пользы.

Замена не отбытой части наказания более мягким видом допускается в тех случаях, когда лицо, хотя полностью и не исправилось, но твердо встало на путь исправления. «Замена наказания более мягким является важным стимулом для скорейшего исправления осужденного».[15]

Условно-досрочное освобождение и замена наказания более мягким применяется в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы исправительным работам или направлению в дисциплинарный батальон.

Основанием для условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким является исправление осужденного, которое он доказал примерным поведением и честным отношением к труду.

Вывод об исправлении осужденного с учетом его личности, характера совершенного преступления и степени участия в нем осужденного должен быть основан на совокупности данных о соблюдении им режима в исправительно-трудовом учреждении, выполняемой работе и отношении к ней, повышении своей производственной квалификации, участии в общественной жизни и т. п. «Условно-досрочное освобождение и замена не отбытой части наказания более мягким наказанием могут применяться только судом по представлению администрации мест лишения свободы или соответствующих органов министерства внутренних дел, если речь идет о таких видах наказания, как ссылка, высылка или исправительные работы без лишения свободы». [16]

Суд, решив положительно вопрос об условно-досрочном освобождении от основного наказания или замене его более мягким, может одновременно освободить осужденного и от таких дополнительных мер воздействия, как ссылка, высылка или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Рассматриваемая нами сегодня тема условно-досрочного освобождения от наказания является одним из важнейших условий в уголовно-исполнительном праве, и материальной предпосылкой и основанием освобождения от наказания. По своему содержанию оно является видом наказания на стадии его отбывания. Таким образом, не отбытая часть наказания является специфическим испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого и важным стимулом к его исправлению.

Условно-досрочное освобождение - один из видов освобождения от наказания. Суть его заключается в освобождении осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания должно применяться к лицам, твердо вставшим на путь исправления. Только в подобном случае можно считать, что этим лицам для их окончательного исправления нет необходимости полностью отбывать назначенное судом наказание.

Действительно, если очевидно, что цель исправления осужденного достигнута без полного отбывания назначенного ему наказания, то дальнейшее исполнение наказания становится нецелесообразным. «Установленная законом возможность подвергнуться досрочному освобождению от реального отбывания наказания является, с одной стороны, средством поощрения осужденных, вставших на путь исправления, а с другой - стимулом для примерного поведения осужденных во время отбывания ими наказания и последующего освобождения от него. В этом виде освобождения от наказания наиболее ярко нашли отражение принципы гуманизма и справедливости».

Условно-досрочное освобождение является одним из наиболее часто применяемых видов освобождения от наказания, поскольку оно может применяться к лицам, совершившим преступления любой категории, и не ограничено категориями осужденных. УК РК разрешает условно-досрочно освобождать лиц, отбывающих не всякое наказание, а только наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания. Таковым может быть только лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это единственное срочное наказание, которое может быть назначено в качестве дополнительного наказания.

Основанием- условно-досрочного освобождения является убежденность суда в том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Под исправлением осужденных понимается процесс формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право послушного поведения. Показатели исправления зависят от вида отбываемого наказания и личности осужденного. К критериям исправления могут быть отнесены: соблюдение всех требований режима, примерное поведение осужденного, добросовестное отношение к труду и учебе.[17]

Вывод суда об исправлении лица, отбывающего любой из указанных видов наказаний, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении на протяжении всего срока наказания, а не только во время, непосредственно предшествующее рассмотрению вопроса об освобождении. Вывод об исправлении лица суд может сделать лишь после более или менее продолжительного отбывания наказания осужденным. Поэтому вторым обязательным основанием применения условно-досрочного освобождения по закону выступает фактическое отбытие определенной части назначенного судом наказания. Размер этой части зависит от категории преступления, за которое лицо отбывает наказание.

«Согласно УК РК условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

- не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

- не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

- не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РК».[18]

Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы, независимо от продолжительности назначенного в приговоре срока наказания, не может быть менее 6 месяцев. Величину фактически отбытой части наказания закон связывает с опасностью личности только в одном случае: если условно-досрочное освобождение от наказания лица было отменено по основаниям, предусмотренным законом. Повторное рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении от наказания возможно после фактического отбытия лицом двух третей срока наказания, назначенного за новое преступление независимо от его тяжести.

В законе не решен вопрос о том, какую часть срока наказания должны отбыть лица, осужденные по совокупности преступлений или по совокупности приговоров за преступления, относящиеся к различным категориям. Например, осужденный отбывает назначенное по совокупности преступлений наказание за преступления средней тяжести и особо тяжкое. В подобном случае условно-досрочное освобождение возможно после фактического отбытия осужденным не менее двух третей срока наказания, назначенного судом по совокупности преступлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты